Грэвел байк что это
Гравийный велосипед или циклокросс?
Что такое гревел байк?
Гравел-байк — велосипед не только для гравия
Gravel <гравэл>— гравий в переводе с английского. Гравел-байки или “гравийники” это велосипеды, построенные для езды по гравийным дорогам сабурбана и глубинки. Гравийный велосипед по строгой классификации относится к разряду шоссейных. Его ближайшие родственники — циклокросс и гибрид.
Фото 1. Гравел-байк в деле
В чем новизна гравийного байка?
Чтобы понять суть гревел-байка, достаточно знать его родословную:
В этом контексте лучше сказать не “чем отличается от…” а “чем похож на…”, потому что гравийник взял лучшее для определенного стиля катания.
Фото 2. Гравийный велосипед на природе
Основные приметы породы “гравел-байка”:
Далее мы углубимся в отличия и схожесть с собратьями по корневому классу (шоссейные) и разберемся, так ли был нужен новый подкласс.
Отличие гравел-байка от циклокросса
Фото 3. Гравйиный и циклокросс на бездорожье
И сами себе ответим: в российской глубинке, возможно, так и есть — только горник и только хардкор. Однако там, где есть выбор дороги, есть и выбор типа транспорта. Гравийный байк построен чтобы быстро и долго ехать по ровной, но не асфальтированной дороге. Например, в Финляндии такие дороги проложены в лесах.
Соответственно, при таком стиле:
Возникает вопрос. Если мы поставим на циклокросс широкие шины, у нас получится гравийник? Ответ: да, но только на 90%. Большинство производителей “приподнимают” каретку относительно циклокроссовых моделей по причине несовершенства гравийной дороги. Но не все и не всегда.
Фото 4. Резина для велосипедов
Дело в том, что, заходя далее ширины покрышки и рисунка протектора, мы попадаем в дивный мир тонких настроек, нет, не велосипеда — пилота. Если для Вас имеет значение разница 20мм позиции каретки в геометрии рамы, до добро пожаловать в велогурманы. Здесь значение имеет не название класса, резины, руля, байка, а только собственные ощущения от катания.
Особенности гравийного велосипеда
Здесь мы коротко похвалим и пожурим весь испытуемый класс, потому что идеального велосипеда так еще и не изобрели.
В целом этот вид велосипеда можно характеризовать как неприхотливый проходимый и легкий байк на все случаи жизни.
Фото 5. Гравел-байк для любой дороги
Производители и ТОП-10 гравел-байков
Наряду с хорошо знакомыми российскому велосипедисту брендами: Giant, Merida, Format, Kellys, этот вид байков производят такие экзотические бренды, как Genesis,Specialized, Raleigh, GT, Kinesis, но дальше обо всем по порядку. Мы составили рейтинг исходя из доступности моделей в РФ, потому что больше половины всех гравийных велосипедов мира производятся в США, там же и распродаются.
Giant ToughRoad GX SLR 2 — образец для подражания всем производителям “гравел-байков”. Третий класс, 5 размеров ростовки, колеса 28 дюймов и вес 11,2 кг.
Merida Silex 300 — также близка к эталону и отличается алюминиевой рамой. Предпрофессиональный класс оборудования Shimano, VP, FSA и Merida.
Merida Silex 700 — начальный профессиональный класс в черной раме весом всего 9,7 кг. Гидравлические дисковые тормоза, колеса 28 дюймов.
Giant Revolt 2 — можно приобрести в алюминиевой или карбоновой раме, бескамерная резина и опция скрытой прокладки тросиков.
Trek Checkpoint — американский байк с подвеской IsoSpeed Decoupler, которая дает амортизацию при езде и невиданную плавность хода.
Cannondale Topstone — его можно сразу угадать по нетипичной форме и расположению заднего верхнего пера — оно выглядит изломанным. Имеет интегрированный руль и подвеску KingPin — вполне комфортный гравийник.
Raleigh Mustang Elitе — на алюминиевой раме 6061 оснащен карбоновой вилкой. Кассета на 11 скоростей и единственная ведущая звезда на 44 зуба — идеальный вариант для байка широкого назначения.
Felt V85 — ближе к профессионалам, чем к любителям. Эту модель любят использовать велогонщики для тренировок в условиях пригорода.
Наш ТОП имеет обзорно-ознакомительный характер, потому что в случае с гравийными велосипедами критериев оценки слишком много, чтобы утверждать, что есть “лучшая в мире” модель.
Что такое гравел байк? Кому он подойдет?
Гравийный велосипед взял расслабленную геометрию шоссейных эндуранс велосипедов, но с усиленной рамой и вилкой, которые позволяют устанавливать мощные покрышки, обычно от 35С и больше. Также, такие велосипеды, как правило, оборудованы дисковыми тормозами. Передачи и кассета больше напоминают горный велосипед. На раме имеются все необходимые отверстия для крепления фляг с водой, крыльев, на некоторых моделях и багажника.
Концепция гравела
Почему это не циклокросс?
Действительно, описание гравийного велосипеда очень близко к циклокроссовым моделям. Более того, многие незадачливые производители на фоне роста популярности гравийников просто добавили к своим циклокроссовым моделям слово «gravel», по сути ничего не поменяв в конструкции.
На самом деле настоящий циклокроссовый велосипед является полноценным спортивным снарядом с агрессивной геометрией и посадкой, прямо как у классических шоссейных велосипедов. Геометрия таких велосипедов больше адаптирована для гонок, то есть динамичных непродолжительных заездов. Идея гравийных велосипедов заключается в том, чтобы за счет своей геометрии обеспечить более расслабленную и комфортную посадку, благодаря которой в седле можно находится продолжительное время.
Почему не гибрид?
Кому подойдет гравийный велосипед?
Благодаря своей универсальности гравел байк подойдет многим. В первую очередь он придется по вкусу любителям шоссейных велосипедов, которым нужно нечто более универсальное, чем просто шоссейник. На гравийном велосипеде можно и тренироваться, и ездить в длительные заезды по шоссе, не боясь при этом съехать на пересеченку или прокатиться по лесу. Благодаря этому такой велосипед также отлично подойдет для велопутешествий.
Грэвел байк что это
Хотите купить гревел? Мы расскажем о них немного, чтобы вы лучше понимали, что к чему.
Надо сказать, популярность гравийных велосипедов резко возросла в последние годы. Легко понять, почему – эти велосипеды действительно универсальны. Нам они очень нравятся, и мы ценим возможности, которые они открывают перед райдерами.
А такой велосипед действительно открывает большое количество возможностей – на нём можно неплохо ездить по бездорожью, и при этом он очень достойно катит по асфальту.
Так что же такое «гревел-байк»? Давайте рассмотрим ключевые особенности этих велосипедов.
Что же это, собственно, такое?
Гревел-байк – это велосипед с шоссейным рулём, на котором можно с комфортом ездить по самым разным покрытиям. Руль-баран и шоссейная посадка означают, что вы отлично поедете по шоссе, но при этом широкие покрышки, низкие передачи и чуткая управляемость всегда позволят вам свернуть с дороги, – по сути, куда угодно.
Как и велосипед любого типа, грэвел-байк одного производителя может сильно отличаться от подобной модели другого. И здесь это ещё более заметно, чем обычно – одни гравийные байки рассчитаны на скоростную езду по асфальту и на лёгкое бездорожье, а другие по своему назначению больше напоминают горные велосипеды.
И поэтому правильный выбор такого байка всегда зависит от того, как и где вы планируете кататься. Давайте подробнее рассмотрим основные особенности типичного гревел-байка.
Материал рамы
Как и большинство велосипедов, гравийники производятся из самых разных материалов. И, разумеется, чаще всего это алюминиевые сплавы или карбон.
Алюминий – относительно недорогой, надёжный и достаточно лёгкий материал, что делает его отличным выбором для бюджетных моделей.
CUBE Nuroad EX 2022 с алюминиевой рамой
Карбоновые рамы обычно легче алюминиевых. Кроме того, в случае с карбоном трубам легко придать практически любую форму, чтобы правильно настроить баланс между жёсткостью и комфортабельностью рамы. А ещё из него проще делать трубы аэродинамичного профиля (да, аэродинамичные гревел-байки тоже существуют).
Помимо алюминия и карбона, можно встретить рамы из стальных и титановых сплавов.
Геометрия
Хотя внешне гревел-байки и похожи на шоссейники, они всё же должны обеспечивать лучшую управляемость на бездорожье. Обычно это означает более длинную колёсную базу и более острые углы рамы.
Внешне гревел может быть похож на шоссейник, но его геометрия обычно больше ориентирована на устойчивость на бездорожье.
Как правило, посадка на гревел-байке более прямая, чем на классическом шоссейнике. Рулевая труба на таких велосипедах обычно длиннее, а сама рама (такой параметр, как «рич») – короче.
Всё это обеспечивает больший комфорт во время длительных поездок, а также позволяет вам переносить вес во время преодоления препятствий и спусков на бездорожье.
Сама форма труб рамы часто обеспечивает дополнительное гашение вибраций, особенно в случае с задним треугольником, где переменная форма сечения верхних и нижних перьев добавляет райдеру комфорта. Подседельный штырь, кстати, тоже может быть модифицирован для лучшего гашения вибраций.
Перед выбором велосипеда неплохо бы подумать, по каким покрытиям вы собираетесь ездить, и потом уже, собственно, выбирать байк для своих целей.
К примеру, если большую часть времени вы планируете ездить по шоссе, и только иногда думаете выезжать на бездорожье, то вероятно, вам больше подойдёт что-то вроде шоссейника для путешествий.
Здесь, впрочем, надо сказать, что многие современные шоссейники такого типа отличаются как раз большими зазорами для резины и широкими покрышками для лучшего поведения на бездорожье.
Если же вы, напротив, хотите больше ездить по бездорожью, для вас есть аппараты с действительно широкими покрышками, часто с колёсами размера 650B и с геометрией, по сути, горных велосипедов.
Подробнее об этом мы поговорим ниже, там же мы обсудим подвеску, регулируемые подседельные штыри и другие детали, которые гравийные велосипеды перенимают от горных.
Покрышки
Одна из главных особенностей гревел-байка – это ширина покрышек, которая обычно составляет около 40мм. Выбор покрышек на таком велосипеде, по большей части, и определяет, по какому покрытию вы сможете ездить быстро и с комфортом.
Дополнительный объём гравийных покрышек позволяет ездить с низким давлением (до 3 атмосфер), что обеспечивает больший комфорт и лучшее сцепление на неровных поверхностях.
Merida Silex+ 6000 с толстыми покрышками 650Bx45C
Часто у таких покрышек есть какой-никакой протектор для дополнительного сцепления.
Какой протектор нужен вам, обычно зависит от погодных условий. На сухих трассах достаточно и классического протектора типа «ёлочка», тогда как покрышки для влажных и грязных условий отличаются агрессивным протектором с выраженными боковыми шипами для дополнительного сцепления.
И обода, и покрышки на таких байках обычно подходят для бескамерного использования. А это позволяет ездить с пониженным давлением без риска пробить камеру ободом, что очень даже возможно для обычных клинчеров с камерами.
В случае с бескамерной резиной стоит использовать специальный герметик, который быстро заполняет проколы и мелкие порезы в покрышке, не позволяя ей спускать.
Зазоры на раме и вилке гравийного велосипеда обычно делаются достаточно большими для того, чтобы поставить толстые покрышки, и чтобы при этом осталось какое-то место для грязи, которая неизбежно налипнет на эти покрышки. Впрочем, на разных байках эти зазоры отличаются очень даже прилично.
Колёса
Топовый Specialized CruX 2022 на колесах 28″
Колёса 650B немного меньше, и на них можно поставить ещё более широкую резину для ещё лучшего сцепления. Диаметр колеса вместе с покрышкой при этом будет примерно как у классического шоссейника.
Дисковые тормоза
Дисковые тормоза обеспечивают стабильное и эффективное замедление вне зависимости от погодных условий (что как раз очень важно для гревелов) и позволяют использовать толстые покрышки, необходимые для катания по бездорожью.
Скорости
Переключение скоростей для гравийного велосипеда имеет огромное значение.
Для езды по бездорожью вам явно нужны низкие передачи для преодоления крутых подъёмов и всевозможных препятствий. Сцепление покрышек с грунтом неизбежно уменьшается на скользких покрытиях, и часто вы уже не можете просто встать с седла и крутить педали – чтобы покрышки не проскальзывали, здесь вам нужны пониженные передачи.
В итоге получается, что на гравийном велосипеде вам понадобится классическая шоссейная система со звёздами, скажем, 50/34Т и кассета с хорошим диапазоном.
Specialized Diverge Comp Carbon
Впрочем, сейчас часто встречаются системы с меньшими звёздами. Например, в случае с групсетом Shimano GRX размеры передних звёзд уменьшены до 48/31Т или 46/30Т. И в сочетании с кассетами 11-32Т или 11-34Т это позволяет преодолевать действительно серьёзные подъёмы.
Если вы планируете много ездить по бездорожью, и особенно по не слишком ровному рельефу, переключение скоростей явно будет играть большую роль. Мы бы всё же рекомендовали в этом случае системы с уменьшенными звёздами, а не стандартные.
Другая популярная опция – это системы с одной звездой.
Топовый карбоновый Nuroad с одной звездой спереди
Трансмиссия с одной звездой и без переднего переключателя чисто конструктивно проще, и с ней наверняка будет меньше проблем. В этом случае вы получаете примерно такой же (если не больший) диапазон скоростей, как и с двумя передними звёздами, просто шаг между звёздами кассеты в этом случае будет побольше.
Крепления
Ещё одна характерная особенность гравийных велосипедов – это большое количество дополнительных креплений для багажа и аксессуаров. На некоторых байках есть, к примеру, крепления для крыльев и багажника, что делает их пригодными для путешествий в любую погоду или же для использования в качестве зимнего шоссейника с широкой резиной.
CUBE Nuroad Race FE
Как правило, на таких велосипедах можно найти крепления для ещё одной (третьей) фляги с водой, что может быть действительно полезно во время долгих поездок. Кроме того, вы можете закрепить там держатель для инструментов вместо бутылки, освободив тем самым место в рюкзаке и карманы.
На некоторых байках можно увидеть дополнительные крепления для сумки наверху верхней трубы рамы, прямо за выносом руля.
Иногда попадаются крепления для дополнительных фляг или багажа на ногах вилки или крепление для фонаря на её короне.
Другие особенности
Ещё одна типичная особенность таких велосипедов – это шоссейные рули с расширением внизу. Такой руль добавляет стабильности и повышает контроль при езде по бездорожью, особенно на спусках, потому что у вас попросту увеличиваются рычаги.
При этом рули обычно не слишком низкие, дабы вам не приходилось ехать в перерастянутой посадке.
Ещё одна вещь из мира горных велосипедов, которая, определённо, поможет вам на спусках по бездорожью, это регулируемый подседельный штырь, который можно увидеть на дорогих гревел-байках.
Некоторые гравийные велосипеды оснащены подвеской
Положение такого штыря можно менять при помощи манетки на руле, поднимая седло вверх или же, напротив, опуская его перед спусками или техничными участками.
Гревелы с электромотором
Электробайки становятся всё популярнее, и уже появились некоторые гравийные модели с электромоторами. Таких моделей от разных брендов можно увидеть всё больше.
Merida eSilex+ 600 (2022) с электроассистентом Mahle
Мотор на таких велосипедах помогает вам, когда вы крутите педали (до определённой скорости), что может быть хорошим подспорьем на крутых подъёмах или на серьёзном бездорожье.
Насколько он будет помогать, зависит, собственно, от самого мотора, от размера аккумулятора, от рельефа, покрытия и от уровня помощи, который вы задаёте сами (в большинстве систем предусмотрено несколько таких уровней).
Гревелы и шоссейники
Как мы уже говорили ранее, посадка на гревел-байке не такая агрессивная, как на шоссейнике. То есть, она более прямая и расслабленная для большей стабильности и дополнительного комфорта.
Шоссейный велосипед, как правило, имеет более агрессивную геометрию
Помимо этого, у вас увеличены зазоры для покрышек и диапазон передач, который включает действительно пониженные передачи.
И при всём этом вы наверняка обратите внимание, что по шоссе такой велосипед едет не сильно хуже настоящего шоссейника, особенно если вы поставите соответствующие покрышки.
Гревелы и байки для велокросса
Широкие покрышки, большие зазоры, пониженные передачи – всё это, вообще говоря, типичные особенности байков для велокросса. Так есть ли разница между ними и гравийными велосипедами?
Гревел-байк обычно рассчитан на долгие поездки, тогда как велокроссовый – на участие в гонках, которые, как правило, длятся не больше часа.
Классические велосипеды для циклокросса больше ориентированы на гонки
И поэтому у кроссового байка геометрия будет более агрессивной, чтобы райдер мог лучше ускоряться и оперативнее преодолевать препятствия на трассе. А гравийник – это аппарат, на котором удобно ехать долго.
Покрышки у велокроссового байка обычно уже, чем у гравийного, дабы соответствовать нормам UCI (которые разрешают резину шириной до 33мм) и быстрее ехать по грязи или сыпучему грунту.
В итоге получается, что зазоры для покрышек на таких байках будут меньше и, как правило, вы не увидите здесь такого количества креплений для крыльев и аксессуаров.
Гревелы и горные велосипеды
Действительно, многие особенности грэвел-байков позаимствованы именно у горных велосипедов. Это и геометрия, и амортизация, и широкие бескамерные покрышки, и диапазон передач.
Однако шоссейные рули и немного отличный диапазон передач делают гревел-байки функциональнее на шоссе или на гладких просёлочных дорогах.
Горные велосипеды отличаются геометрией, шинами и подвеской – лучше подходят для экстремальной езды по бездорожью
Говоря о передачах, заметим, что хотя их диапазон на гревел-байке и больше, чем на шоссейнике, всё же в сравнение с горными велосипедами такие диапазоны ещё не идут.
Покрышки на горном велосипеде всё равно шире и «зубастее», а подвеска на нём несравнимо эффективнее, чем на любом гравийном.
Для многих задач гравийный велосипед столь же эффективен, как и горный, но при этом он будет легче. Однако когда речь заходит о действительно техничных трейлах, маунтинбайки в любом случае впереди.
Гревелы и гибриды
Гибриды чем-то похожи на гревелы: на них вы зачастую тоже увидите широкие покрышки и больший диапазон передач, чем у шоссейника, но руль здесь, как правило, будет прямой.
Впрочем, гибриды обычно рассчитаны больше на езду по шоссе и путешествия, и протекторы покрышек у них более гладкие.
Гибридный велосипед – это альтернатива гревелу для поездок на работу или езды по легкому бездорожью
Грязи на шоссе явно меньше, чем на бездорожье, так что зазоры для резины здесь будут меньше, а вот крепления для крыльев на таких байках можно увидеть часто.
Разумеется, всё это ведёт к некоторому ухудшению внедорожных характеристик. Гибридные байки – хороший выбор для прогулок, путешествий и лёгких трейлов. Но если вы решите свернуть на более техничные маршруты, ехать по ним придётся, определённо, аккуратнее.
Грэвел байк что это
Как выбрать гравийник? На гревел-байке можно комфортно передвигаться по бездорожью, и в то же время быстро ехать по асфальту – именно поэтому такие велосипеды быстро получили большую популярность.
Нужен ли вам гравийный велосипед? Если коротко, то да, нужен. Если подлиннее, то тоже да, а почему и зачем – читайте ниже.
Здесь надо отметить, что ехать по шоссе на чисто горном велосипеде примерно так же не здорово, как ехать на шоссейнике по лесным трейлам (хоть причины, конечно, и разные). А на гревеле хорошо ездить везде – это и есть его главное преимущество.
Почему же гравийные велосипеды так популярны?
Надо сразу сказать, что на таком байке вы вряд ли будете прыгать пятиметровые трамплины или обгонять профессионалов на шоссе, но у гревел-байков, определённо, есть свои преимущества.
Или, может быть, вы едете по шоссе и внезапно зачем-то решаете свернуть на грейдер? Вот в таких случаях вам и пригодится гравийный велосипед. Такие байки маневренные, быстрые, прочные и удобные – это, наверное, самые универсальные из всех велосипедов. Поэтому они и популярны.
Немного технических особенностей
На гравийнике вы увидите компоненты как для шоссейных, так и для горных велосипедов. Здесь будут широкие покрышки, большие зазоры для резины на раме и вилке, а также вполне шоссейная геометрия и «руль-баран».
И здесь мы хотели бы остановиться именно на рулях. Часто на таких байках можно увидеть шоссейный руль с расширением снизу, что обеспечивает большую длину рычагов и лучший контроль там, где это важно – например, на каменистых спусках.
Компоненты и трансмиссии горных велосипедов обычно рассчитаны на преодоление крутых и техничных подъёмов, часто во влажных и грязных условиях. Тем временем, были выпущены и специализированные групсеты для грэвел-байков, например, Shimano GRX, которые уже ставят на некоторые комплиты в стоке. Очень часто на таких велосипедах стоят дисковые тормоза – на бездорожье и в плохую погоду они незаменимы.
В общем, ездите где угодно и как угодно, и не волнуйтесь насчёт царапин и сколов на байке – ведь всё это тоже часть игры.
Покрышки гравийных велосипедов
Обычно на такие велосипеды в сборе ставят полуслики, но вообще-то это личный выбор каждого, и зависит он от того, собираетесь вы больше ездить по шоссе или по грунту, например. Понятно, что большие боковые шипы хороши для бездорожья, а более гладкие покрышки – для асфальта. Ширины покрышек это также касается – для асфальта в этом случае стоит ставить покрышки поуже, но всё же не такие узкие, как классические шоссейные клинчера.
Большие зазоры для покрышек позволяют поставить на грэвел-байк почти любую резину, от покрышек для горного велосипеда до узких шоссейных сликов – по сути, вы ограничены только шириной ваших ободов.
Гревел или велосипед для велокросса?
Велокроссовые байки, по сути, относятся к той же категории, что и гревел-байки. Но не забывайте, что велосипед для велокросса – это, прежде всего, гоночный велосипед с соответствующей геометрией, тогда как посадка на гравийнике более комфортная и расслабленная, что явно лучше подойдёт для долгих поездок.
Какой же гравийник самый лучший?
Ещё одно очевидное преимущество грэвел-байков в том, что здесь нет множества подвижных частей, как у двухподвесного горного велосипеда, как нет и последствий гонки за весом, характерных для шоссейников. Таким образом, даже самый дорогой и роскошный гравийный велосипед будет дешевле топовых шоссейников и горных велосипедов.
Всё это делает гревел идеальным вторым велосипедом (а возможно и первым, поскольку он невероятно универсален), или же тренировочным байком для зимнего времени, если вы, допустим, гонщик.