граффити на стенах софии киевской
Граффити на стенах софии киевской
Русь Киевская запись закреплена
ГРАФФИТИ ИЗ СОФИИ КИЕВСКОЙ – СВИДЕТЕЛЬСТВО ХРИСТИАНИЗАЦИИ КАСОГОВ В КОНЦЕ XI – НАЧАЛЕ XII ВВ.
История Тмутараканского княжества является одной из ярчайших и интереснейших страниц прошлого Древнерусского государства и Северно-Западного Кавказа во второй половине X – конце XI вв.
Эта работа посвящена еще одному замечательному источнику, до сих пор остававшемуся не востребованным в кавказоведении – надписи последней четверти XI – первой четверти XII в., обнаруженной
на стенах Софии Киевской.
Надпись находится в южной наружной галерее собора и наряду с другими граффити нанесена на фреску «Онуфрий».
Таким образом, надпись свидетельствовала о том, что ее автор –
касог – христианин, многие годы проживавший на Руси, где выучился читать и писать [Высоцкий С.А., 1976. C.59-60, №149, Табл.LIV, LV.1].
Однако интерпретация издателем первой части надписи вызвала обоснованные возражения А.А. Зализняка.
Так у слов «Дедильие (?)-касожич» не оказывается сказуемого, а отрезок тьму вообще выброшен.
Между тем в Дедильие второе и должно интерпретироваться как ц, поскольку буквенная цепочка ьие невероятна, к тому же довольно сложно различить процарапанные буквы и и ц.
Так имя получает новую форму Дедильц – имя, известное по упоминаниям в Ипатьевской и Патриаршей летописях, и в берестяной
грамоте из Старой Руссы.
Таким образом, граффити является вторым, после знаменитого Тмутараканского камня [Медынцева А.А., 1979] эпиграфическим упоминанием Тмутаракани.
В обоих источниках приводится один вариант написания топонима.
Вместе с тем интересно отметить, что именно в это время Тмутаракань переходит под суверенитет Византии после ухода Олега Святославича на Русь в 1094 г. [Литаврин Г.Г., 1972. С.39-41].
В связи с этим предположение о том, что Дедилец являлся лишь
выходцем из Тмутаракани, обосновавшимся в Киевской земле [Зализняк А.А., 2004. С.257], не лишено правдоподобия.
Первые упоминания касогов в русских летописях дошли до нас в известиях «Повести временных лет», по всей видимости, в составе Никоновского свода 1073 г.
По сведениям В.Н. Татищева, грады ясов и касогов были разорены, и многие из них приведены в Киев на поселение; так же историк сообщает о встрече у Днестра войска Святослава и объединенных болгарских, хазарских, касожских и аланских сил [Татищев В.Н., 2003. С.35].
Под 1022 г. касоги упомянуты в контексте повествования «Повести временных лет» о поединке тмутараканского князя Мстислава Святославича и князя касожского Редеди (Редады), а
в следующем 1023 г. касоги названы в составе войска Мстислава, выступившего против брата Ярослава [ПСРЛ. Т.1. 146- 147; Т.2. 134].
Еще раз касоги фигурируют в известиях летописи под 1066 г. – в сообщении о сборе дани с касогов князем Ростиславом [ПСРЛ. Т.1. 166; Т.2. 155].
В русских летописях нет прямых сведений о касогах–христианах.
В этом отношении, прочитанная С.А. Высоцким надпись, уникальна.
О христианстве касогов говорится в «Житие апостола Андрея»
написанном Епифанием Монахом.
В 20– 30-е годы IX в. Епифаний посетил «зихский» город Никопсию (совр. Новомихайловское Туапсинского района), бывший на рубеже VII–VIII вв. центром одной из христианских епархий Константинопольского патриарха.
Сведения этого источника чрезвычайно интересны.
Зихов Епифаний характеризовал как народ «жестокий и варварский и до ныне наполовину не верующий».
Согласно записанному преданию, зихи едва не убили апостола Андрея
Первозванного, «но увидели его убожество, кротость и подвижничество и тогда оставили намерение».
Андрей, покинув зихов, направился «к верхним Сугдеям» (сагинам) в Горную Касогию.
О сугдахкасогах Епифаний пишет: «Это люди кроткие и доступные вере; они с радостью приняли слово проповеди» [Васильевский В.Г., 1909. С.268, 274–277; Лавров Л.И., 1959. С.227].
На рубеже 60–70-х гг. Х в. (по другому мнению между 920 и 980 гг.), Никопсис окончательно теряет свою кафедру, а новая Зихская епархия (еще в 840 г. переименованная из епископии в архиепископство), после уничтожения хазарской администрации, возрождается в Таматархе.
Никопсис же вновь упоминается как резиденция зихского (адыгского) епископа только в документах XIII в. [Гадло А.В., 1991. С.105].
Основным населением епархии являлись зихи и касоги, которые стремились превратить Таматарху в свой политический и духовный центр.
Между тем, после похода князя Святослава, cо второй половины Х в. распространение христианства на землях зихов и касогов получает новый импульс – Зихская епархия становится основным византийским христианским центром на Северо-Западном Кавказе.
Теперь одним из источников христианизации, наряду с ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ, АБХАЗСКИМ ЦАРСТВОМ и АЛАНИЕЙ становится ТМУТАРАКАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО.
В первой четверти XI в. в Тмутаракани Мстиславом Храбрым была построена церковь Богородицы.
В третьей четверти XI в. греческий монах Иоанникий построил там монастырь, игуменом которого стал монах Никон [Патерик… 1911. С.26, 151].
В результате административных реформ, проведенных в церковной организации императором Алексеем I Комниным (1081-1118) и патриархом Евстратием (1081-1084), крымские архиепископии
Херсона, Сугдеи и Боспора, входившие в одну епархию с Зихией, были от нее отделены.
Тмутаракань стала абсолютно автономным церковным центром, который не зависел от греческого духовенства крымских городов. За ней по-прежнему оставалась задача проповеди христианства среди
адыгов, что подчеркивалось и ее официальным наименованием в Нотициях Константинопольского патриархата, составленных в это время – епархия «Матрахи и Зихии» (ta; Mavtraca h“toi Ziciva).
Княживший в это время в Тмутаракани Олег Святославич (1083-1094) около 1084 или 1088 гг. возвел на Зихскую кафедру русского архиепископа, монаха Киево-Печерского монастыря Николая.
И Зихская епархия, и Русская церковь одинаково были подчинены Константинопольскому патриарху.
В данном контексте обнаруженная в Киевской Софии надпись чрезвычайно интересна и важна. Она оставлена касогом-христианином, носящим славянское мирское имя Дедилец. Слова, написанные
на совершенном древнерусском языке, свидетельствуют о глубоком и искреннем приятии писавшим христианской веры.
Граффити Софии Киевской. Память о Древней Руси
Но в древней Руси отношение к подобной практике было не столь однозначным. С одной стороны, церковный устав князя Владимира «резанье на стенах» не одобряет и ставит в один ряд с ведьмовством, кражей церковного имущества и расхищением могил (1). С другой, такая практика упоминается без какого-либо осуждения даже в былинах:
На часовне подписал свое имячко:
Ехал такой-то сильный, могучий богатырь,
Илья Муромец сын Иванович (2).
Мы, конечно, не знаем, какое именно «резанье по стенам» считалось предосудительным, но в практике, о которой мы будем говорить, принимали участие и клирики, и князья, и бояре.
«Здесь был Вася» по-древнерусски
София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками (о которых мы уже рассказывали), в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного.
Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.
Прорисовка записи о Василии
Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков.
Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».
«О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю» (3).
Княжеские автографы
Запись княгини Олисавы и Святополка II
Настенная летопись
Интерьер Софии Киевской, красным крестом выделено место с записью о смерти Ярослава Мудрого
Но не только молитвы несут в себе древнерусские граффити софийского храма, на его стенах есть записи о событиях, которые в той или иной мере поразили современников.
Одна из самых драматичных надписей на летописном языке сообщает:
«В 6562 [лето] (т. е. в 1054 году нашего летоисчисления) месяца февраля 20-го кончина царя нашего. », что вполне соответствует записи в Ипатьевской летописи в этот самый 6562 (1054) год:
«Преставися князь русский Ярослав. предасть душу свою месяца февраля в 20 в субботу 1 недели поста» (4).
Наименование Ярослава Мудрого царем в который раз демонстрирует особое уважение, которое к нему питали подданные (вспомним уже упоминавшийся ранее титул кагана).
Встречаются также граффити, сообщающие о погребении и восшествии на престол князей, поставлении епископов и т. д.
Но не только это поражало воображение древних киевлян и почиталось достойным записи на храмовых стенах. В наше неспокойное время с особым пониманием можно принять граффити следующего содержания:
«Месяца декембря в 4 [день] сотвориша мир на Желяни Святополк, Владимир и Олег».
Речь, видимо, идет о мирных переговорах уже упомянутого нами великого князя Киевского Святополка II Изяславича, князя Владимира Всеволодовича Мономаха (тогда Переяславского) и князя Олега Святославича («Гориславича», как назван он в «Повести о полку Игореве») Черниговского. Переговоры проходили примерно в 1097-1098 гг. в местности, которую некоторые историки отождествляют с Жулянами современного Киева, они знаменовали окончание одной из княжеских усобиц и давали надежду на прочный мир и прекращение братоубийства.
Большинство письменных памятников древности находятся в особых хранилищах, которые обычно доступны лишь исследователям. Чаще мы можем видеть только фотографии раритетов. Но в Софии Киевской драгоценные свидетельства жизни наших далеких предков не скрыты от обычного человека, можно прийти и увидеть все своими глазами.
Примечания:
Граффити Софии Киевской
Граффити Софии Киевской – это надписи и изображения, выцарапанные на фресках стен Софийского собора. Они имеют большую историческую ценность, поскольку содержат неофициальную информацию повседневного или бытового характера, в отличие от официальных документов или летописей. Эти граффити дают ценную информацию, например, о дате построения Софийского собора (по граффити было установлена дата 1011-1018 года, в то время как летописи называли 1017 и 1037 года), о распространении грамотности населения (подтверждает, что рядовые горожане, причем как мужчины, так и женщины были письменными, таким образом, опровергая утверждение о неграмотности женщин тех времен). Кроме того, некоторые граффити называют имена святых, которых сложно отождествить по старинным фрескам.
Стоит отметить, что граффити имеются не только на стенах Софии, а также, например, Кирилловской церкви, Успенского собора Лавры, Михайловской церкви Выдубицкого монастыря и др.
Исследование граффити
Первые исследования надписей Софийского собора были проведены в 1944 году Борисом Рыбаковым, который обнаружил граффити на стенах Георгиевского и Михайловского пределов храма. Работу продолжил Сергей Высоцкий, исследовавший 314 граффити. Современные исследования начались в 2006 году, и продолжаются по сей день.
Сколько граффити на стенах Софии Киевской и какой их возраст?
На стенах Софийского Собора исследователи обнаружили более 7 тысяч граффити, датируемых XI – началом XVIII века.
Варварство или ценность?
Видя надписи на стенах Софийского собора, возникает вопрос – это был акт вандализма или, все же, проявлением религиозности их авторов.
Специалисты говорят, что очевидно в то время были какие-то условия, позволяющие оставлять надписи на стенах собора, но что это за условия, сейчас утверждать сложно. Поэтому человек, оставлявший граффити на стенах храма не представлял того, что он что-то нарушает или совершает вандализм. Таким образом, придя в храм, человек проявлял один из способов молитвы, и в отличии от словесной молитвы, такая молитва, оставленная на стенах собора, продолжала звучать вечно, пока стоит сам храм.
Кто оставлял надписи на стенах собора?
Интересно, что большая часть надписей (примерно 50-60%) находятся на стенах алтарной части собора, т.е. того места, куда могут зайти только священно- и церковнослужители. Стоит отметить, что София Киевская в то время была главным храмом Киева, соответственно, в ней служил сам Киевский Митрополит, а также первые священники стольного града.
Все надписи были сделаны, когда богослужения в храме не проводились, причем, очевидно, людьми, имевшими к нему доступ. Надписи были преимущественно выполнены мужчинами, поскольку женщинам во внебогослужебное время доступ в собор ограничивался.
Язык надписей
На стенах Софии Киевской встречаются надписи на старославянском языке, а также греческом (не менее сотни), на латыни.
Граффити-молитвы
Памятные надписи
Сообщение о смерти Ярослава Мудрого
В 6562 месяца февраля 20 успение царя нашего в воскресенье в неделю мученика Феодора.
6562 – это дата по летоисчислению от сотворения мира, бывшая на Руси. Из летописных сведений известно, что князь Ярослав умер 19 февраля 1054 года в Вышгороде. А вот когда он бы похоронен в соборе долгое время было неизвестно. И благодаря этому граффити тало известно, что Великого князя похоронили на следующий день.
Записи поминальных богослужений
На эти граффити исследователи долгое время не обращали внимания. Однако позже установили, что эти все тексты являются вычислением количества проведенных поминальных богослужений. Человек платил определенную сумму денег, т.н. «ругу», и соответственно, проводилось какое-то число поминальных служб.
Эта категория графии имеет общую формулу. Сначала идет изображение креста, затем аббревиатура священнослужителя, а далее идут засечки. На разных надписях их встречается от 3 до 134.
Автограф Анны Ярославны
На фреске с иконой святого Пантелеимона, в центральной части собора, были обнаружены два автографа княжны Анны Ярославны – дочери князя Ярослава Мудрого (Пантелеимон был молитвенным святым киевского князя). Интересно, что один из автографов оставлен автором в сильном волнении. Очевидно, в этот момент молодая Анна сильно переживала перед отъездом во Францию и женитьбой, и пришла помолиться в храм.
«Здесь был Вася»
Большая часть настенных надписей не имеют какого-то особого смысла, а указывают лишь имя автора. Такими граффити люди подтверждали, что они лично сделали поход в храм, и, таким образом, возможно, хотели получить от Бога больших благ или помощи.
Граффити-проклятие
«Кузьма тать украл еси масо аселонь твои кокошь аминь». Буквально переводится «Кузьма – вор, украл мясо, чтобы тебе ноги спутало. Аминь», что является ничем иным, как пожеланием смерти.
Долгое время считалось, что это запись покаяния человека или какая-то ироническая надпись.
Кстати, слово «мясо» здесь написано через твердую А, что характерно для жителей Черниговского региона, следовательно автор был из этого региона. Из текста этого граффити можно сделать вывод, что некий человек приехал с Черниговщины в Киев продавать мясо, которое у него украл некий Кузьма.
Вообще подобные надписи показывают, что для людей того времени сделать запись в храме являлось выражением своей молитвы, надеждой на какую-то помощь, свидетельствование пред Богом своей обиды и т.п.
Любовное послание
Православная Жизнь
В наше время писать на стенах – занятие не совсем поощрительное. Тем более если речь идет о церковных стенах – особенно внутренних, особенно если надписи процарапываются острым предметом поверх росписей.
Но в древней Руси отношение к подобной практике было не столь однозначным. С одной стороны, церковный устав князя Владимира «резанье на стенах» не одобряет и ставит в один ряд с ведьмовством, кражей церковного имущества и расхищением могил [1]. С другой, такая практика упоминается без какого-либо осуждения даже в былинах:
На часовне подписал свое имячко:
Ехал такой-то сильный, могучий богатырь,
Илья Муромец сын Иванович [2].
Мы, конечно, не знаем, какое именно «резанье по стенам» считалось предосудительным, но в практике, о которой мы будем говорить, принимали участие и клирики, и князья, и бояре.
«Здесь был Вася» по-древнерусски
София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками (о которых мы уже рассказывали), в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного.
Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.
Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).
Конечно, менталитет людей XI–XII вв. во многом отличался от нравов жителей XX–XXI вв., поэтому встретить в Софии надписи а-ля: «Лена + Сережа = Любовь» или «Здесь был Вася» затруднительно. Хотя аналоги надписей о Васе встречаются: «Матей писал» лаконично сообщает нам о себе некто уверенным размашистым почерком, свойственным XI веку. «Иван дьяк Давыдов» – еще проще представляется нам кто-то. Или: «Писал Ставр Городятинич» – более пафосно сообщает нам другой автор. Кстати, имя «Ставр» довольно редкое для древних русичей. Да и прозвище автора этого граффито знаковое. Ведь воевода Ставко (уменьшительное от Ставр) Гордятич упоминается в «Поучении Владимира Мономаха», а есть еще и былинный герой Ставр Городинович…
Но этот предположительный автограф былинного героя уже не относится к самоутвердительной надписи в стиле: «Здесь был…» – поскольку рядом с ней располагается другое граффито, вероятно, того же автора: «Господи, помози рабу Своему Ставрови, недостойному рабу Твоему». Такие молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему. »
Прорисовка записи о Василии
Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков…
Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».
Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава:
«О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю» [3].
Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.
Княжеские автографы
Особого внимания заслуживают граффити, расположенные на хорах Софии. Ведь это место, куда в XI–XIII веках не было доступа простым смертным – здесь молилась великокняжеская семья и их приближенные. Оказывается, что и правители древней Руси не очень отставали от своих подданных в деле писания на стенах.
В северной части хоров, на женской половине (т. н. гэниконите), на одном из столбов можно видеть такую надпись: «Господи, помози рабе Своей Олисаве, Святополчей матери, руськой княгине» – и ниже находится приписка мужской рукой: «а аз дописал: сыны Святополчии».
Запись княгини Олисавы и Святополка II
Большинство исследователей склонны считать, что в надписи идет речь об одной из жен великого князя Изяслава І Ярославича, от брака с которым родился Святополк, со временем занявший киевский престол. По всей видимости, надпись была создана именно во времена княжения сына Олисавы – великого князя Святополка II Изяславича, и вполне вероятно, что «сынов Святополчих» в моление своей матери дописал он сам. Тем более что рядом с первой надписью на том же столбе можно увидеть: «Господи, помози рабу Своему Михаилу», а ведь Михаил – это крестильное имя Святополка II.
Настенная летопись
Интерьер Софии Киевской, красным крестом выделено место с записью о смерти Ярослава Мудрого
Но не только молитвы несут в себе древнерусские граффити софийского храма, на его стенах есть записи о событиях, которые в той или иной мере поразили современников.
Одна из самых драматичных надписей на летописном языке сообщает:
«В 6562 [лето] (т. е. в 1054 году нашего летоисчисления) месяца февраля 20-го кончина царя нашего…», что вполне соответствует записи в Ипатьевской летописи в этот самый 6562 (1054) год:
«Преставися князь русский Ярослав… предасть душу свою месяца февраля в 20 в субботу 1 недели поста» [4].
Наименование Ярослава Мудрого царем в который раз демонстрирует особое уважение, которое к нему питали подданные (вспомним уже упоминавшийся ранее титул кагана).
Встречаются также граффити, сообщающие о погребении и восшествии на престол князей, поставлении епископов и т. д.
Но не только это поражало воображение древних киевлян и почиталось достойным записи на храмовых стенах. В наше неспокойное время с особым пониманием можно принять граффити следующего содержания:
«Месяца декембря в 4 [день] сотвориша мир на Желяни Святополк, Владимир и Олег».
Речь, видимо, идет о мирных переговорах уже упомянутого нами великого князя Киевского Святополка II Изяславича, князя Владимира Всеволодовича Мономаха (тогда Переяславского) и князя Олега Святославича («Гориславича», как назван он в «Повести о полку Игореве») Черниговского. Переговоры проходили примерно в 1097–1098 гг. в местности, которую некоторые историки отождествляют с Жулянами современного Киева, они знаменовали окончание одной из княжеских усобиц и давали надежду на прочный мир и прекращение братоубийства…
Большинство письменных памятников древности находятся в особых хранилищах, которые обычно доступны лишь исследователям. Чаще мы можем видеть только фотографии раритетов. Но в Софии Киевской драгоценные свидетельства жизни наших далеких предков не скрыты от обычного человека, можно прийти и увидеть все своими глазами.
Примечания:
1) Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.
2) Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия: памятники древней русской литературы и народной словесности. М., 1894.
3)«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована, перевод диакона Андрея Юрченко // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – СПб., 1997.
4) Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI–XIV вв. – К., 1966.
Смотрите также: 5 фактов о Древнем Киеве