граффити море на стене
Граффити делает веселее серые городские кварталы – потрясающая подборка интересных работ уличных художников
Приветствую любителей путешествий по страницам Музея Дизайна.
В любом большом городе, каким бы красивым и ухоженным он не был, всегда найдется квартал старых домов с грязными и облупившимися стенами. Граффити делают их более веселыми и яркими.
Не всегда декор стен интересен и часто рисунки появляются вопреки запретам местных властей. Зато красочные и интересные тематически картины надолго остаются в памяти жителей города и даже привлекают туристов.
Начнем с Америки. Эта парочка целуется на улице Нью-Йорка. Костюмы карнавальные, на лицах маски. Парень одет моряком, а девушка веселый Арлекин.
От них исходит радуга романтического сияния, которая яркими и насыщенными тонами украсила торец дома и осветила праздником весь квартал.
Подпись на настенных полотнах Kobra можно встретить и в других городах. Уличный художник с таким псевдонимом известен за пределами страны.
Его работы украшают Берлинскую стену в Германии. Встречаются его граффити и в других странах. Для работ Кобры характерно высокое мастерство и философский смысл работ.
Необычный дом смотрит на мир через пальцы в знаке V – победа и силуэт человека. Большой зрачок отражает женский образ, другие более мелкие детали.
Несложный белый рисунок оживил не только фасад, но сделал более светлой и интересной улицу перед домом. Очень точно переданы черты лица, часть которого видна, каждая деталь и морщинка на пальцах. Силуэт мужчины полупрозрачный стоит на пороге, словно прикованный широким поясом к дверному полотну.
Своеобразный антихудожественный флэшмоб. Молодежь Нью-Йорка решила залить краской рисунок на фасаде дома. Они взобрались на крышу, и поливают стену краской, создав своеобразный перформанс из своего протеста.
Заодно портят плющ, который местами вьется по стене, окна жильцов и рисунок кролика, который был нарисован давно.
Дуэт польских художников Etam Cru расположил свои полотна по всему городу. Точнее большую часть по городам Польши, но много картин украшают торцы многоэтажных домов и в других странах.
Чаще всего это соседняя Болгария и далекие Штаты. Sainer и Bezt имеют специальное оборудование, в виде вышек, чтобы создавать свои шедевры на несколько этажей вверх.
Интересна тематика стрит арта, создаваемого дуэтом. В рисунках много юмора и мистики, чувствуется влияние востока и народный фольклор. Часто от их героев веет сарказмом.
Девушка любит птиц, ее японская прическа увенчана скворечником, на пальце сидит птица в шляпе. Своеобразные символ городских сумасшедших защитников природы. Но, в общем, картина смотрится красиво и в ней много доброты.
Оформление стен черно-белыми красками. Возле входа в магазин хорьки воруют яйца. Зверушки выглядят веселыми и довольными. Их гибкие тела балансируют на тонких веревках и ловко передают добычу.
Зеленый слон и его пестро одетый всадник летят на воздушном шарике. Вероятнее всего, что они просто падают, поскольку слон трубит, а парень испугано зажмурил глаза.
Веселая картина украшает участок фасада без окон. Фон дуэт Etam Cru не закрашивает, предоставляя возможность героям выглядеть более ярко и контрастно.
Жители Вальпарасо сделали декор стен своими руками. А вот росписью ступеней занимался настоящий художник. Каждый торец изображает городской пейзаж на берегу океана.
Даже в развешенном на веревке белье чувствуется морская тематика. Оно выглядит, как сигнальные флажки.
Сразу несколько видов искусства смешались в оформлении лестницы и зданий возле нее. Это и традиционная чилийская мозаика из камней. Панно из штурвалов, сухих веток и живых цветов.
Уродливое граффити на стене, которое сделали подростки. И музыкальные ступени в виде клавиш пианино.
Стрит арт Сантьяго более пестрый и наполнен чилийским искусством. Красный цвет создает фон. По нему расположены рисунки символические для индейских племен.
На лице полумаска из перьев и изображение глаз в виде птиц. Яркие насыщенные тона, использование контраста на грани китча.
Аналогичный торец украшает карта Чили и ее символы. Страна лежит на сомбреро, символе солнца. Гитара и жаркая пустыня с кактусами, пестрые попугаи и прямоугольники домов современных городов.
Эту стену в Мехико разрисовывали поклонники журнала Unknown, который много десятилетий подряд печатал только фантастические рассказы и мистику.
Издавался он в Америке, но популярным был во всех англоязычных странах. Жуткие существа, смесь животных и механизмов, часто описывались на его ненаучных страницах.
Таким увидели читатели журнала жителя другой планеты. Декор стен в стиле мексиканского фэнтези.
На фоне полукруглой стены из бетона и коричневого камня огромный аспид сражается с крысами. Черно-белый рисунок передает напряжение тел.
Прорисована каждая чешуйка на теле змея. Видно, как из последних сил борются серые зверьки. Здание стало интересней, но веселее его художник не сделал.
У чехов свои традиции в стрит арт. Большое печальное лицо во всю витрину смотрит на улицу. Глаза широко открыты и в них удивление и любопытство.
Еще один невеселый человек на улице. Самое главное, что картонку не забыли подстелить. И туфли сняли заранее.
Философский рисунок на стене. Знак бесконечности и повторение истории. Разрушаем и строим, затем опять приходят танки и снова идет строительная техника. Такое движение вечно.
Размышление о жизни после или мысли о том, что будет по ту сторону. Прага красивая и неповторимая своими историческими зданиями, гостиницами, памятниками.
Туристам интересно осматривать город. Только настенными рисунками их столица Чехии привлечь не сможет.
Лондон любит видеть на своих стенах сюрреализм. Англичан считают консерваторами, но они создали много новых течений в искусстве, с улиц столицы Великобритании вышла на подиумы мини юбка.
Оформление стен мифическими созданиями традиционно для острова. Вот и этот осьминог обзавелся головой слона. Но такие фасады намного привлекательнее чешских страшилок.
Обратите внимание на объемность рисунка из цветных клякс и мазков. Какие грустные и мечтательные глаза. Художник настоящий мастер своего дела. Девушка просто очаровывает своей скрытой красотой и натуральностью.
Лис задремал в уголочке, обняв свой хвост. Он устал и присел на минутку. Такой рисунок украшает железные ворота в Бристоле.
По синему небу ходит солнце, ныряет в море, чтобы отдохнуть и снова продолжает свой путь. Именно так изобразил английский художник смену дня и ночи.
Бразилия известна своими карнавалами, яркими красками, темпераментными танцами ночи напролет. Поэтому и идеи декора стен включают в себя всю палитру насыщенных тонов.
Художник рисует птичку. Голова как живая, влажные глазки отражают свет. Гладкий клюв блестит. Перышки мягкие и пушистые. По наброску видно, что пичуга будет малиновой и веселой.
Портрет старика в традиционном для Сан Пауло стиле. Лицо и сложенные пальцы рук словно сшиты из пестрых лоскутов разной формы. Рядом располагаются контрастные по цвету участки.
Словно жизнь пожилого человека проявилась на его изображении. Часть тяжелая, черная, но много светлых радостных событий. Все они оставили свой след на лице и руках морщинками, мозолями и седым волосом.
Этот закашлявшийся любитель сигарет и пускающая пузыри рыбка украшают решетки для стока дождевых вод. Так веселые бразильцы украшают обочины дорог.
В Рио-де-Жанейро портрет пожилого мужчины нарисован на ступенях длинной лестницы. Он черно-белый, но такой стрит арт также можно встретить в солнечной стране.
Самый веселый и пестрый район города. Хотя его жители имеют уровень жизни ниже среднего и такие дома чаще называют трущобами. Но яркие краски на стенах преобразили фасады, и жить в таких строениях приятнее, печали отступают.
Глаза парижанки полны любви, романтики, надежды. Художник не стал использовать цветные краски, они только отвлекут от главного, эмоций и чувств, которые можно увидеть в женском зеркале души.
Старый Солдовский склад текстиля расположен на улице Форигни в столице Франции. Вот так рекламируют качество своего товара старые купцы. Моряки просто отнимают друг у друга простынь. При этом она остается целой, поскольку еще и крепкая.
Девочка в цветном зонтике мечтаний смотрит на пролетающих мимо рыб. Под ней черные и неинтересные реальные будни. Люди наглухо закрылись, не пропуская в свою жизнь надежду и сказку.
В Австралии своя культура и традиции. Поэтому декор стен отличается. К рисункам аборигенов добавилась живопись разных народов, которые приплыли на этот далекий материк. Каждый внес свою лепту, и образовалось интересное, ни с чем несравнимое направление, которое отражает близость с природой и местный быт.
Фасад украшен реальными изображениями, но они несколько необычны. Смешались вместе звери, люди, морские рыбы и жучки. Реалистичнее всего изображены мартышки.
Только они значительно больше девочки и женщины-птицы. Морской конек нарисован очень подробно, он летит впереди и показывает дорогу.
О том, что такой декор стен непривычен для Мельбурна, говорит перекошенный пожарный кран. Видно водитель засмотрелся и наехал на него.
Фоном для зеленого богомола служит рисунок отвалившейся штукатурки. Красный кирпич покрыли белой краской и нарисовали объемный переход.
Затем посадили сверху улыбающуюся саранчу. Красиво и весело. На двери соседнего гаража вариант пчелки Маи в детском исполнении.
Немцы практичны и большие педанты. Поэтому они не стали долго раздумывать и рисовать, а создали лицо из пленки и украсили стену берлинского завода в месте, где из здания выходит труба. Теперь пловец в шапочке потягивает коктейль.
Пародия на чиновника, полная сарказма. Деловой человек скован временем, поскольку у него каждая минута на счету. К занятости добавляется еще и немецкая пунктуальность.
Главное, это часы и дресс-код, поэтому закованные руки поправляют галстук. Отсутствие головы не мешает исполнять свои обязанности и указания начальства.
Часы на башне превращены в глаз, наблюдающий за окружающими.
Кейптаун расположен в жарком пустынном климате. И судя по рисунку, зебры пасутся в его окрестностях в большом количестве.
Стрит арт Южной Африки традиционными приемами показывает единство человека и животного мира. Ведь они очень во многом схожи, отличие только в лице.
Достаточно надеть маску, и ты становишься частицей дикой природы. Примерно так выразил свои мысли художник.
На стене подробно, во всех деталях изображено, как взлетает лебедь. Потекшая краска только подчеркивает его связь с землей и как нелегко ему оторваться и подняться ввысь.
Парочка среди цветущих деревьев украшает торец московского дома. Основные цвета одежды традиционны для русского костюма. Белый, черный и красный. Хотя по внешнему виду герои картины больше похожи на жителей Прибалтики. Такое оформление стен создано недавно.
Старичок смотрит в окно старого дома. Стекло отражает новые высотки Москвы. Такая грустная и реалистичная картина на глухой части фасада исторического района столицы.
Русские люди, даже если они не ходят в церковь, в душе остаются православными. Не удивительно, что портрет батюшки украсил одну из стен.
Теперь мы перебрались на западный берег реки Иордан, в Вифлеем. На заборе, увенчанном колючей проволокой, среди мусора, нарисован мальчик.
Он символ местной природы. Рубашка синяя, с белыми облаками и поющей птицей. А ноги одеты в брюки из железных труб.
Еще один символ жизни Пакистана. Птица, символ мира, в бронежилете и под прицелом, держит в клюве зеленую ветвь.
Декор стен в Стамбуле выполнен в национальном стиле. Два всадника сражаются. Красный фон и воины нарисованы в коричневых тонах.
Цвет огня и крови символизирует доблесть и отвагу, которую проявляли турки в боях согласно их легендам. А под копытами лошадей машины и строительный мусор, реальность современной жизни.
Эта многоцветная пестрая лестница, также находится историческом районе Стамбула. Улица ведет на вершину горы и полностью, на всю ширину состоит из ступеней.
В Боготе семья решила искупаться прямо на площади и заодно украсить стены домов. Два перпендикулярных торца превратились в картину. Вместо серого кирпича синее море и почему то краснокожие люди.
Оригинальные идеи декора бетонной скамьи для свиданий. Каждому определено свое место. Думать за всех будет шляпа. А влюбленные просто посидят рядышком молча.
Девчонка с фоторужьем на стене дома поразила мальчишку своим фотоаппаратом. Такая великолепная и мощная оптика позволит сделать четкие снимки с очень большого расстояния. А нижняя часть похожа на автомат. Великолепная реальная картина на кирпичной стене в Колумбии.
В Аргентине можно увидеть совершенно противоположные по стилю рисунки на стенах. Это реалистичное изображение плывущей черепахи.
Неуклюжие на земле, они просто парят в воде, как птицы в небе. Для предания ей фантастических размеров, которые описывают моряки в своих рассказах, художник на нижнюю кромку трубы посадил мужчину с собакой.
Этот декор стен дома также в Буэнос-Айрес. Только это типичный сюрреализм. Определить точно, что изображено, невозможно.
Четыре мужчины на фоне теплохода и радужного сияния идет по переходу. Это своеобразные этапы развития и становления человека. Его взлеты и падения, уверенное движение по дороге к достижению благополучия.
В Лиссабоне много старых домов с заложенными кирпичом окнами. Местные художники решили украсить эти мертвые фасады. Это тень крадется ночью. Она сбежала от своего хозяина и начала вести преступную жизнь.
Чудовище и великан Красная борода поймал человека. С другой стороны король пьет с Земли, как коктейль из стакана.
Такие интересные и загадочные рисунки создают на домах в Португалии.
Осторожно: закрашено В России уничтожают множество граффити-шедевров. За что власти не любят уличное искусство?
Российский стрит-арт имеет репутацию культурного маргинала — им восхищаются, презентуют на выставках, но в то же время всячески пытаются зарегулировать и «одомашнить». С помощью граффити можно оживить безликие серые «панельки», но рисунки обычно уничтожают сразу после нанесения. Когда автор работы заранее сообщает коммунальщикам, что хочет сделать граффити на этом фасаде, убивается сама суть явления, и даже соблюдение всех протоколов не гарантирует отсутствия конфликтов с общественностью. Протест против красоты — в материале «Ленты.ру».
Стрит-арт остается чем-то пограничным: вроде и не искусство в классическом понимании, но и не детские каракули. Вопрос, где проходит эта граница, остается спорным: иногда и всем знакомые пенисы на заборах пытаются выставить как полноценные картины. В настоящее время все чаще слышны призывы о необходимости развивать уличное творчество, но в то же время художникам связывают руки, навязывая свои правила игры.
В конце мая в Санкт-Петербурге напротив музея Иосифа Бродского появился портрет знаменитого поэта. Его нарисовали художники из объединения «URBAN-фреска» — галереи под открытым небом. «В день своего 80-летия Бродский вернулся на улицу Пестеля — смотрит прямо на свой балкон в доме, где жил в тех самых полутора комнатах и откуда уехал навсегда. Но поэты всегда возвращаются», — сказано в Instagram художников. Однако на следующий день арт-объект закрасили. Выяснилось, что к этому причастна завхоз школы №189 — работа была на ее территории.
«Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идем под контролем! Обращайтесь в ГАТИ! (Государственную административно-техническую инспекцию — прим. «Ленты.ру») Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити», — заявила женщина.
Разочарованные горожане неоднократно пытались соскрести краску и даже начали оставлять стихи на месте бывшей фрески. «Жаль, что слова «Х**» и «П****» на стенах не замазывают столь стремительно! Висят годами!» — пожаловалась одна из интернет-пользователей. Художнику Олегу Лукьянову, лидеру объединения, передали, что если он хочет, чтобы его работы не трогали, — надо уведомлять администрацию и все согласовывать.
«Праздник искусства для всех»
История с Бродским, к сожалению, весьма типична: уличное произведение искусства ввиду его неформатности объявляется вне закона. Случаи, когда рисунок удалось отстоять, — настоящая победа, и таких историй единицы (речь идет не о фестивальных работах, а о стихийных изображениях). Хотя если вспомнить становление стрит-арта в России, то оно было весьма революционным, зато шло в одну ногу с политикой государства и не противоречило ей.
В 1918 году творческое объединение ЛЕФ («Левый фронт искусств») опубликовало декрет «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)». Его подписали поэт Владимир Маяковский, художник, поэт и авиатор Василий Каменский, а также поэт и художник Давид Бурлюк. Все литераторы ЛЕФа проповедовали документальность и так называемый социальный заказ — отражение тенденций и настроений общества.
Материалы по теме
Попали в переделку
Документ провозглашал, что в связи с началом новой эпохи «проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах» — закончилось. Теперь для картин нашли новое место — «Свободное Слово» творческой личности написано «на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан».
По мнению авторов манифеста, улицы должны были превратиться в «праздник искусства для всех», а горожане благодаря этому могли бы насладиться «глубиной мысли великих современников» и «созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня». «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего», — писали лефовцы.
Самым известным последователем объединения стал авангардист Казимир Малевич — автор знаменитого «Черного квадрата». В 1920 году художник расписал вместе со своей творческой группой УНОВИС («Утвердители нового искусства») несколько фасадов в Витебске в стиле супрематизма — такое благоустройство приурочили к третьей годовщине Октябрьской революции.
Следующим арт-объектом стал Дом Моссельпрома в Москве — памятник авангардизма и конструктивизма. На его фасаде остались надписи по эскизам фотографа, плакатиста и графика Александра Родченко (соратника Маяковского по «Окнам РОСТА»). На стенах здания изобразили продукцию (конфеты, папиросы, шоколад, пиво и воду в бутылках) с лозунгом «Нигде кроме как в Моссельпроме!» — его придумал Владимир Маяковский. По воспоминаниям современников, товары в Моссельпроме были дорогими, и им требовалась агрессивная реклама.
Фактически история российского уличного искусства началась с прославления новых устоев. На Западе оно было скорее декларационным и протестным. Первым «памятником» стала надпись «Здесь был Килрой» (Kilroy was here) — ее якобы оставлял бостонский инспектор Джеймс Килрой, который в годы Второй мировой войны проверял корабли на верфях.
Со временем популярность тегов (автографов) стремительно возросла, их, например, активно начали оставлять на вагонах поездов. Но в те моменты, когда молодежь была чем-то недовольна и ходила на митинги, число граффити резко увеличивалось — на стенах появлялось множество анархистских слоганов и сатирических рисунков. Позже многие банды стали использовать стрит-арт как метку для районов, на которые распространялась их власть. Так граффити перестали быть чем-то заведомо безобидным и в зависимости от контекста могли быть как эффективной рекламой, так и способом протеста.
Ради вашего блага
Власти практически всегда реагировали на граффити-райтеров (авторов надписей) по принципу «найти и обезвредить». Работы планомерно и методично закрашивали, а нанесение рисунка расценивалось как вандализм — осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Обычно в каждом регионе действуют свои правила в отношении стрит-арта, определяющиеся нормами местного закона о благоустройстве. Например, в Москве такие поправки депутаты внесли на рассмотрение в 2018-м, однако они вступили в силу только спустя год из-за множественных согласований. По новым правилам, все существующие и будущие граффити должны быть согласованы со столичным департаментом ЖКХ, а рекламные граффити необходимо закрасить.
Глава департамента средств массовой информации и рекламы Иван Шубин рассказал, что отныне художник при подаче дизайн-проекта обязательно должен представить техническое заключение о состоянии фасадной части, иначе документы не примут. Потом в течение максимум 30 дней проект будут согласовывать с другими городскими службами. Но это далеко не полный перечень ограничений. Рисунок должен соответствовать определенной тематике: наука, искусство, спорт, исторические события и выдающиеся личности.
Важно получить и согласие собственников дома. «Кроме того, нанесение рисунка должно быть оформлено договором — чтобы все понимали, на какой срок он размещается (не более пяти лет), кто и как будет следить за его техническим состоянием, а также его восстановлением в случае необходимости», — объясняет Шубин. В случае утверждения граффити наносить его на здание можно с 1 апреля по 1 ноября, причем в оговоренный срок в зависимости от площади изображения, к примеру, на 500-метровую уличную работу дается неделя.
Такая политика фактически поставила крест на деятельности граффити-райтеров. «Чиновники хотели отрегулировать отрасль, но выплеснули ребенка с водой. Работа уличных художников будет невозможна из-за такого количества согласований», — говорит организатор тематических фестивалей Иван Пантелеев. Он не понимает, как с разрешенными тематиками «рисовать граффити о туризме, космосе или деторождении», и сомневается, что у сотрудников департамента ЖКХ из комиссий «найдет понимание работа художников-иностранцев».
Чиновники, в свою очередь, объяснили поправки заботой об облике Москвы и ее привлекательности для туристов. «Поддерживаю проект закона, потому что мне нравится жить в чистом городе. А не нравится мне, когда какие-то надписи или сомнительные изображения портят мнение гостей о столице. Нарушителей нужно жестко наказывать. Предложенный алгоритм хорошо проработан правительством Москвы. Документ понятен и прозрачен. Уверен, что большинство москвичей согласятся с нами», — заявил председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям, председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев.
Презумпция вандализма
Под каток новых ограничений попало сразу несколько знаковых граффити столицы. Например, с Бауманской улицы убрали портрет театрального режиссера Константина Станиславского (работу даже занесли в путеводители по Москве) — якобы потребовался капитальный ремонт фасада.
Однако подобные случаи происходят не только в Москве — в Челябинске вообще случилось нечто вопиющее. Там закрасили согласованный со всеми инстанциями и жильцами дома мурал (большое изображение, как правило, во всю стену) — девушку с караваем, встречающую гостей. Несмотря на то что данный дизайн-проект выиграл конкурс по благоустройству, это не помешало местным рекламщикам закрасить работу — они претендовали на фасад здания, чтобы разместить свои баннеры.