городские стены константинополя стамбул
Стены и башни древнего Константинополя, который находился на территории современного Стамбула, — это напоминание о том, что этот город не всегда был турецким. Такие постройки являются памятниками архитектуры византийского периода и они, так же, как и храмы, акведуки, мусульманские дворцы, мечети, цистерны и другие достопримечательности столицы столиц, способны покорить сердца жаждущих зрелища путешественников.
Константинополь веками привлекал к себе внимание, чтобы взять его, туда много раз приходили талантливые полководцы. Но до осман почти не кому не удавалось покорить византийские муры, они надежно защищали местных жителей и берегли императорскую семью.
Стены Константинополя в Стамбуле — немного истории
Новые крепостные стены Константинополя (Феодосиевы стены) появились после того, как размеры города превысили те, которые задумывались во времена его основания. Для появления такого рода оборонного сооружения была важная на то время причина: населенный пункт надо было охранять от набегов варваров. Идея строительства принадлежала императору Феодосию Второму, а реализовал ее префект Анфимия. Последний руководил работами между 408 и 413 годами. В 747 году часть этих городских стен Стамбула была уничтожена в результате мощного землетрясения. Власти решили укрепить сооружения и вокруг них дополнительно вырыть оборонный ров.
В 1453 году Мехмед Завоеватель проник в город через Средние стены. После этого их отстроили, и они находились в хорошем состоянии до XIX века. Ближе к концу XIX и в первой половине XX века Феодосиевы стены начали разбирать. В 80-х гг. прошлого века их восстановили, но новые участки сильно пострадали в результате землетрясений последних годов.
Стены Константинополя — описание
Стены Феодосия в Стамбуле состояли из внутренних, средних и внешних сооружений. Высота стены, которая находится ближе к центру города, — двенадцать метров, ширина – пять метров. Через каждые пятьдесят пять метров на ней были расположены двадцатиметровые башни. После перестройки 740 года их количество доходило до сотни. Среди башен были шестиугольные и восьмиугольные. Внизу таких построек находились продовольственные склады.
Внешнее оборонное кольцо высотой восемь метров и шириной до двух метров. Оно имело почти такое же количество башен. Известно, что их было меньше на четыре штуки. При этом десять сооружений могли пропускать внутрь гостей города и местных жителей. Среди ворот особое место занимали Золотые. Они считались главными, их украшали три мраморные арки и крылатая аллегория Победы.
Перед этой стенной, как уже говорилось, был сделан ров. Его ширина была приблизительно два десятка метров, ширина – почти десять метров. Перед рвом стояла еще одна двухметровая стена. От проходных ворот отбрасывались мосты, которые в случае вражеской навалы сжигались или разбиралась, проходы в стене тут же замуровывались.
Средние стены располагались в долине реки и имели длину 1,25 км. После взятия Константинополя османами на этом участке была построена Семибашенная крепость. Крайней башней на юге стены является Мермеркуле, которая имеет еще одно имя – Мраморная. Внизу этого сооружения на самом деле есть мрамор, что и послужило причиной для появления такого названия.
Феодосиевы стены Константинополя достаточно длинные, их общая протяжность составляет 5,63 километров. Сегодня они являются известным туристическим объектом. Несмотря на это, стены постепенно стали местом, где любят проводить время местные алкоголики и наркоманы. Там также обитают стамбульские бомжи. Вокруг сооружений, прямо под стенами, расположены огороды, стоят теплицы. Столетиями стены удерживали навалы чужестранцев, поэтому и сегодня на них можно увидеть следы от пушечных выстрелов. Внутри Семибашенного замка находятся огромные ядра, которые использовались во время взятия Константинополя в 1453 году.
Где находятся стены Феодосия и как до них добраться
Феодосиевы стены тянутся по территории Стамбула от Мраморного моря до берегов Золотого рога. Координаты объекта: 41°0’57″N 28°55’52″E. Лучшее место для осмотра этих стен – район крепости Едикуле.
Чтобы добраться туда, можно воспользоваться:
Полезная информация для посетителей
Гостей Стамбула не должна удивлять сильная религиозность людей в районе остановки Аксарая. Во время молитвы там закрываются кафе. Внешний облик местных там тоже достаточно характерный. Большинство женщин обличаются в черные одежды, покрывают головы, а мужчины носят четки.
Так как стена расположена на большой территории, увидеть ее можно в любое время суток и без платы за вход. Золотые ворота находятся на территории Семибашенного замка.
Стены Константинополя на карте Стамбула:
Стены Феодосия в Стамбуле: прогулка вдоль византийских укреплений Константинополя
Стены Феодосия – масштабная оборонительная конструкция Константинополя, расположенная на расстоянии около 1,5 км к западу от стен Константина. Это фортификационное сооружение было построено в начале 5 столетия. В этот период резко возросла угроза вражеских набегов. Плюс, город активно развивался, его территория увеличивалась, границы расширялись, и их необходимо было укреплять, чтобы увеличить обороноспособность.
Сухопутные оборонительные стены Феодосия относительно хорошо сохранились до наших дней, в отличие от морских. Тем, кто интересуется историей и хочет увидеть одно из легендарных мест, дошедших до нас со времен Византии, стоит совершить путешествие вдоль каменных укреплений Константинополя.
Стены Феодосия: история возведения
Возведение стены стартовало в 405 году, когда во главе Восточной Римской империи стоял император Аркадий (383-408 гг.). Строительство длилось около 18 лет и было завершено лишь к 423 году, когда у власти уже в течение 15 лет находился Феодосий Второй. Оборонительное сооружение имеет мощнейший фундамент, который по размерным параметрам ничуть не уступает его наземной части. В работе строители применяли классическую технику, чередуя каменную кладку и плинфу. Протяженность стены Феодосия составляет 5630 метров.
Конструкция имела 110 башен, в семнадцати из которых были входные группы (ворота). Башни имели фурму квадратов, шестиугольников и восьмиугольников. Чаще всего они строились трехъярусными: два верхних этажа играли роль площадок для боевых действий, а нижняя часть была отдана под казармы, подсобные помещения, комнаты для караульных, складские зоны и т.д. Расстояние от одной башни до другой составляет порядка 55 метров. Между их вершинами стена имеет высоту до 18 метров, а также впечатляющую толщину в 5 метров. Одна из основных частей стены – это триумфальная арка, названная именем Феодосия Первого. Именно она стала основным входом в город и получила затем название Золотые ворота.
Стены Феодосия, Константинополь
Но возведением сухопутных укреплений повышение обороноспособности Константинополя не завершилось. С морской стороны его тоже активно защищали. Так, стена, протянувшаяся вдоль побережья залива, была достроена от Платейских ворот до болота. Этот участок, именуемый Пропонтидским, достиг длины в 8460 метров. Но и это еще не всё! В 448 году город дополнительно прикрыли с материковой стороны протехисмой второй линией стен, достигавшей высоты в 8,5 м.
То есть, как с сухопутной, так и с морской стороны столицу империи защищали целых две линии каменных стен. Как известно, Константинополь омывается водами моря с трех сторон, и укрепления сделали его неприступным для врагов на несколько столетий. На тот момент вражеские войска не были настолько подготовлены и вооружены, чтобы вести боевые действия и на суше, и на море. Тем более, с сухопутной стороны город всегда мог пополнять запасы продовольствия и всего необходимого при помощи союзников. В общем-то, без еды горожане не оставались в самые тяжелые периоды – море богато рыбой, поэтому пропитание было обеспечено.
Все ворота оборонительных сооружений делились на военные и гражданские. Первые, естественно, отворяли исключительно для борьбы с неприятелем, а вторые служили для перемещения жителей и упрощали сообщение между кварталами, находившимися за чертой города. К гражданским воротам вело множество дорог. Они соединялись с Константинополем при помощи массивных, но легких мостов из дерева. Мосты были сконструированы таким образом, чтобы их можно было оперативно разобрать и сжечь, а под ними находился широкий (20 м) и очень глубокий (10 м) ров. Таким образом, как только переправы устраняли, город превращался в неприступный остров.
Сухопутные стены дошли до наших дней практически с неизменной протяженностью. Но они находятся в плачевном состоянии. Наиболее сохранившейся можно назвать ту часть оборонительной конструкции, которая была предназначена для защиты Влахернского дворца. В этом месте конструкция была четырехрядной и очень крепкой. Основная внутренняя стена возвышалась до 20 метров над землей, а толщина ее достигала 4 метров. В укреплении имелось порядка 120 башен разных размеров и формы. Наиболее яркое впечатление сегодня производят «Башня Анемы» и «Башня Исаака Ангела».
Золотые ворота (Altınkapı)
Золотые ворота сегодня
На сухопутных стенах Феодосия это первые ворота, обращенные к побережью Мраморного моря. Самые изестные ворота, под названием Алтын Капы, «Старые Золотые Ворота» (Porta Aurea) — главный парадный вход, который использовался специально для триумфального въезда императоров в город. Виа Эгнатия (Via Egnatia), дорога римской эпохи, которая идет в направлении Эдирне, когда-то проходила через эти ворота и доходила до Софийского собора и императорского дворца под названием «Мезе». Название «Золотые ворота» появилось из-за декоративного элемента — золотых крыльев, которые были добавлены в 425 г. до н.э. Это была триумфальная арка с памятниками на ней, позднее соединенная с городскими стенами. В настоящее время она находится посреди кладбища и заросла сорняками.
В последний раз торжественный въезд в город через «Золотые ворота» совершил император Мануил Первый Комнин. Произошло это после возвращения из похода в Паннонию в 1156 году.
Известно, что Золотые ворота были примером для зодчих, позднее сооружавших подобные «золотые» конструкции на Руси.
Белградские ворота (Belgrad Kapı)
Белградкапы — «Белградские ворота» (Porta Ksilokerkos) раньше называли «Kapalı Kapı» (Закрытые ворота), потому что они были забиты камнями в 12 веке. Позже, в 1886 году, их вновь открыли для доступа к греческой больнице Балыклы. Название ворот происходит от того факта, что заключенные, привезенные из Белграда, который был завоеван османским султаном Сулейманом I, были размещены за ними. Там были оборонительные башни.
Силиврийские ворота или ворота Пиги (Silivri kapı)
Силиврийские ворота появились в проеме, образовавшемся после строительства двух массивных восьмиугольных башен. Один из фасадов южной башни украшен надписью: «Эти ворота Живоносного источника, хранимого Богом, были восстановлены при содействии и за счет Мануила Вриения Леонтариса — преданного слуги благочестивейших императоров Иоанна и Марии Палеологов в мае месяце 1438 г.». Если двигаться в левую сторону от этого места и пройти порядка 250 метров, то можно было дойти до Балуклийской монастырской обители, вокруг которой произрастал живописнейший лес.
Ну а мы продолжим наш путь вдоль стен Феодосия к Регийским воротам.
Мевлана капы или Регийские ворота (Mevlana kapı)
Византийский полководец, который спас город от латинского вторжения, пробрался в город через эти ворота. Ворота Мевланакапы (Porta Rhegion) получили свое название в честь Дворца Дервишей Мевлеви, расположенного за стенами. Это самые оригинальные ворота, относящиеся ко времени правления Феодосия, построившего городские укрепления. Византийцы именовали их «русскими», поскольку общины русского происхождения, живущие за стенами, могли войти в город только через эти ворота.
Еще одно наименование Мевлевихане – ворота партии «красных», одной из двух, наряду с «белыми», старейших партий ипподрома. Если присмотреться, то на внутренней части входной группы можно увидеть высеченную на камне надпись: «Победа Константину, господину нашему, Богом хранимому, партией “красных”». По одной из версий, это те самые ворота, на которых русский князь Олег водрузил свой щит, завершив осаду Царьграда в 906 году.
Ворота Топкапы (Topkapı kapı)
«Ворота Топкапы» (Porta Romanos) — это один из символов Константинопольского завоевания, поскольку султан Мехмет Завоеватель вошел в город именно через них. Ворота были разрушены во время осады, но в последствии восстановлены. Их назвали в честь пушечных ядер в стене и турецких канонов, которые были размещены здесь. Теперь они расположены на большой улице. Имеется также терраса под названием «периболо», которая была построена между 15-метровыми внутренними стенами, чтобы предоставить солдатам достаточно места для передвижения.
Адрианопольские или Харисийские ворота (Edirnekapı)
Место, в котором находятся Ворота Эдирнекапы (Porta Harisius, Andrinopolis, Полиандрион), является одним из семи холмов Стамбула. Они получили такое название потому, находится на пути в провинцию Эдирне. Владельцы торговых лавок, которые привозили товары, могли войти в город только через эти ворота, поэтому первый район в этих стенах называется «Карагюмрюк» (Черная таможня). Османские султаны, которые вступали на престол, также входили в город через эти ворота. Это была своего рода церемониальная входная группа. Сегодня в этом месте находится огромный проспект.
Калигарийские ворота (Eğrikapı)
Эти ворота располагаются в стенах Мануила Комнина. Строительство ворот происходило в период между 1143 и 1180 годами. Территориально расположены на участке стены между Гиролимнивыми вратами и калиткой Порфирогенета.
Калигарийские ворота (Porta Regia, Kaligaria) также именуют воротами «Eğrikapı» или Кривыми воротами. Такое название произошло от извилистой дороги, расположенной поблизости. Еще говорят, что ворота когда-то называли Eğrikapı (Эрикари), так как иммигранты, прибывающие из Эгирида, селились в близлежащих районах. Во время попыток завоевать Константинополь самые кровавые битвы происходили именно возле этих ворот, и мертвое тело последнего византийского императора было найдено непосредственно рядом с ними.
В статье приведены далеко не все ворота, которые размещались в укрепительных стенах — многие сохранились и по сей день, но далеко не все находятся в хорошем состоянии.
Многие отреставрированы, но вы легко сможете различить новую и старую кладку стен. Ну а ров, что находился за внешними сухопутными стенами, был засыпан.
Мраморная башня (Mermer kule)
Мраморная башня раньше и сейчас — ранее находилась у самой воды
Строительство Мраморной башни (Мермеркуле) было завершено в 15 столетии. Когда-то на этой территории располагались другие укрепительные сооружения. Здесь морские стены объединялись с наземными. Башня действительно выполнена из мрамора в своей нижней части.
Стена была построена почти на береговой линии, минуя гавани и набережные, и имела высоту 12–15 метров, с тринадцатью воротами и 188 башнями. Общая длина составила почти 8 460 метров, а еще 1080 метров составляет внутренняя стена гавани Вланга. Несколько участков стены были повреждены во время строительства прибрежной дороги Кеннеди Джаддеси в 1956–57 годах. Близость стены к морю и сильные течения Пропонтиса гарантировали, что восточные и южные берега полуострова были сравнительно защищены от нападения, а стены, наоборот, должны были стать защитой от самого моря: волнорез был расположен напротив их основания, а мраморные валы использовались в качестве связующих элементов в основании стен для повышения их структурной целостности.
Пешая прогулка вдоль стен Феодосия
Любители пеших прогулок и византийской истории, могут совершить небольшое путешествие вдоль сухопутных стен Феодосия. На вашу прогулку может уйти от 3 до 5 часов, в зависимости от скорости перемещения.
Не забудьте, что стоит одеть удобную обувь и комфортную одежду, ведь вам придется совершить небольшой поход.
Не стоит совершать путешествие в одиночку, особенно туристам-женщинам, так как в некоторых местах, стены пролегают через небезопасные районы.
Расстояние от крепости Йедикуле (Золотых ворот) до Калигарийских ворот составляет около 7 километров вдоль стен. Но так как вы не всегда будете идти в непосредственной близости от них, расстояние может быть чуть больше или меншье. К тому же, стена продолжается за Влахернским дворцом и являлась частью Влахернского участка обороны. Эта часть стены была простроена при правлении императора Мануила I Комнина (1143-1180 гг.). Этот участок сухопутной обороны начинался от дворца Порфирогенета (сегодня — Tekfur sarayı).
Стены Феодосия: как добраться?
Начать свое путешествие вдоль стен Феодосия можно от крепости Йедикуле. На данный момент (2019 год) она на реставрации, но вы можете осмотреть ее снаружи и начать путь от Золотых ворот. Добратья до крепости Йедикуле можно на метро линии Мармарай — от станции Сиркеджи (Sirkeci), доехав до станции Казлычешме (Kazlıçeşme). От Султанахмет вы можете пройти до станции Сиркеджи пешком (около 10 минут) или доехать до нее на трамвае линии Т1.
Стамбул, часть IX: Стены Константинополя
Я не знаю, есть ли хоть один иной город в истории, что осаждали так часто, как Константинополь — «объект всемирного желания», по словам одного из турецких летописцев. Всезнающая Вики подсказывает почти два десятка попыток, хотя иные кавалерийские наскоки трудно назвать осадами. Но тем не менее эти стены видели гибнущих у их подножья персов, авар, арабов, русов, болгар, европейцев из многоязыкого крестоносного воинства и самих греков во время гражданских войн и попыток вернуть себе город обратно. Турки до взятия Константинополя в 1453 году неоднократно подступались к столице Византии, но один раз их отвлек от города очередной крестовой поход, в другой раз Царьград по иронии судьбы спас грозный Тамерлан, устроивший жуткий разгром османам у Анкары, а еще одну осаду горожане смогли отбить. Вдоль этих древних стен, руин и реставрированных участков я прошел за несколько часов и теперь покажу, что я там увидел.
На приведенной выше фотографии османской репродукции видно, почему завоевателям приходилось штурмовать город с суши. Стены, окружали Царьград со всех сторон, в том числе и моря, и взять столицу империи лихим морским десантом было невозможно. А флот Византии неоднократно сжигал греческим огнем корабли неприятеля посягающие на имперское господство на море. Первые стены в городе воздвигнул сам Константин Великий, пройдя в 328 году н.э. пешком с копьем в руках от Золотого Рога до Мраморного моря и прочертив границы будущей столицы. Эти стены уже тогда были достаточно внушительны, чтобы отвадить вторгнувшихся готов от попыток взять город в 378 году. Впоследствии, ни были снесены, чтобы дать простор новым кварталам Константинополя. На схеме ниже, взятой из книги серии Osprey Military, они показаны прерывистой чертой.
Префект империи Флавий Антемий (нечто вроде премьер-министра), регент при малолетнем императоре Феодосии II, затеял грандиозное строительство новых стен города, длившееся с 408 по 423 годы, и навсегда оставившее в истории его имя, как человека, чье творение пережило десятки базилевсов и султанов и до сих пор удивляющее размахом и высотой стен. И, как это часто бывает, создатель не дожил до конца работ на своем детище. Растущий город нуждался в новых территориях, и новые стены должны были увеличить его почти вдвое. Население, понимая, что в этом мире, полном набегов гуннов и других варваров, стены учат строить не друзья, а враги, с энтузиазмом поддержало начинание и дополнительное налоговое бремя во имя постройки, причем без исключений, будь то аристократ, или простой горожанин. И даже непримеримые цирковые партии прасинов и венетов, с удовольствием всегда ищущих повод подраться друг с другом, дружно принимали участие в финансировании и работали на постройке, среди тысяч других строителей.
На своем крайнем северном участке, от Мраморного моря до примерно ворот Эгри-Капы (вернитесь вверх ко схеме) стена причудливо реставрирована, целиком восстановленные стены и башни чередуются развалинами и огрызками башен, чтобы вновь сменится монолитностью кирпичей и камней. Здесь особенно приятно ходить под тенистой сенью стены и деревьев, следуя вдоль тропинки и касаясь рукой тысячелетних камней в основании башен. Кое-где насыпь шоссе подходила совсем близко к стенам, и тогда можно было забраться повыше и снимать монументальные виды уходящие к Золотому Рогу.
Тут же есть хорошо сохранившаяся лестница и можно влезть наверх, что и делает куча туристов. Поднимемся и посмотрим вид с внутренней стены. Старый город традиционнно малоэтажен, и крыши уходят вдаль. А внизу небогатые районы с натуральными развалинами домов прямо под стеной, с которыми причудливо соседствуют новенькие строения.
К одной из башен можно подняться, потому что турки заложили одну лестницу крайне некачественно, просто превратив ее в еще более крутую лестницу. Это никого не останавливает, я вот лично там встретил наверху украинцев, которых тоже никакие преграды не помешали устремиться наверх.
А от башни, если забраться повыше, то открывается шикарный вид на стену, уходящую к Золотому Рогу.
Идем дальше. Стена от ворот Эдирне до широкополосной магистрали Vatan Сaddesi и после нее до ворот Топкапы сохранились хуже всего, потому что именно тут в 1453 году было направление главного удара турецкой армии при штурме города, и я не позавидую бойцам в тех башнях, снесенных до основания артиллерией турок.
Орудия не отличались сильной надежностью, часто трескались, а то и вовсе разрывались, калеча прислугу. Одно из таких искуственно выполненных муляжей орудий показано вышедшим из строя.
Сам молодой султан, конечно же на белом коне. Многие из его приближенных, помятуя о десятках неудачных осад города сильно сомневались, что смогут взять Царьград и отговаривали Мехмеда от штурма, предпочитая медленно, но верно осаждать город. Но султан был непреклонен, и в конечном счете оказался прав.
Панорама выполнена с подробнейшим вниманием к деталям вооружения и костюмам, что особо ярко проявилось на изображении волны конницей посланной в атаку в пробитый проем. Сомневаюсь, чтобы это было на самом деле, коням явно не пройти в узкой для кавалерийском лавы проходе между кусков стены и тел погибших, но для вящей эпичности и не такое нарисуешь.
Кстати, право носить одеяние в виде шкуры малоазийского леопарда и особые прямоугольные щиты могли только особо отличившиеся храбростью в сражениях воины.
Что мог противопоставить давно обезлюдивший Город стотысячной армии Мехмеда Завоевателя? Всего лишь около восьми тысяч человек, местных греков, волонтеров из итальянских городов-государств и каталонских колонистов. И даже отряд турок некого принца Орхана, претендента на турецкий престол. Им было нечего терять и нельзя было ждать пощады от соплеменников. Защищать стены, только сухопутная часть которых длится свыше 5,5 км от моря до Рога этой горсткой бойцов было невозможно, во многих башнях на второстепенных участках было всего по три-четыре человека. И тем не менее осажденные героически сопротивлялись два месяца и даже, по мнению, турецких художников отстреливались разрывающимися сосудами с греческим огнем, чей секрет изготовления или доступ к ингридиентам был утерян византийцами к XII веку.
Анекогда неприступные стены впереди перед осаждающими. Как гласил аудиогид, показана решающая атака на участке проломленном орудиями, но артиллерия продолжает бить по защитникам на башнях и крепостным стенам. В атаку идут все новые и новые отряды турок, вплотную к стенам подогнаны осадные платформы, на башнях с еще вывешенным двуглавым гербом Византии уже кипит рукопашная схватка. Очень динамичная картина.
Снял телевиком происходящее на одной из башен, художники даже на пределе видимости человеческого глаза не поскупились на детали. Один из турецких воинов с красным османским военным знаменем показывает, что башня захвачена. Но бой еще кипит, рядом турок с причудливым осельцом на затылке душит защитника. На левой стороне идет рубка на мечах, одного защитника башни сбросили вниз, а один из турок скидывает захваченное знамя с двухглавым орлом к подножью.
Замечательная панорама для всех любителей военной истории, обязательно побывайте там. Местые приходят туда всеми семьями, как я уже говорил выше, падение Константинополя в 1453 году считается одним из главных вех в истории турецкого народа. А я пошел дальше вдоль истерзанного осадными орудиями участка стен. Страшное зрелище, если представить каково было защитникам города, что бессильно наблюдали, как некоторые башни расколываются буквально надвое под ударами ядер страшных турецких пушек.
Внешние стены снесены подчистую, от внутренних осталось меньше половины, но можно оценить толщину стен.
На южном участке стены сохранились лучше или вовсе были заново отреставрированы, но самое неожиданное, что сейчас там примерно на протяжении от Ворот Региума до Белградских ворот все внешнее пространство перед шоссе занято. огородами, на которых вовсю трудятся местные жители. Соответственно, идти вдоль стен уже невозможно и приходится снимать с тротуара. Эти огороды незаметно все расширяются и расширяются по мере продвижения на юг.
Зашел в одни из ворот на этом участке, уже точно не помню в какие именно. Местное население, увидя камеру, дружелюбно улыбается из машин. Пространство-перибол между стенами завалено ящиками и заставлено теплицами.
А я просто захотел еще раз залезть на стену и посмотреть сверху на город. В одной из разрушенных башен намусорено, что в общем-то нехарактерно для стен.
Между Белградскими и Золотыми воротами опять идет разрушенный участок стены, то ли от последствий штурма, то ли от землятресений. Хотя сами Белградские ворота отреставрированы.
Внутри одной из башен в стороне от ворот порядком закопчено, в другой по соседству, скоро вырастет целый лес.
И на учатке Золотых ворот до Мраморного залива турки разбили отличный парк с газонами и продолжают вести работы дальше к северу. В идеале, можно построить фантастическое по туристической привлекательности место для прогулок, если убрать огороды и превратить внешнюю сторону стен в сплошную пешеходную зону. Но местные жители будут явно против. Стены же на крайне южном участке весьма причудливо чередуют отреставрированные сегменты и сплошные развалины.
Для строительства прибрежного шоссе часть укреплений была разобрана, и теперь Мраморная башня, одиноко стоящая на берегу моря, смотрится сиротой. Когда-то сухопутные стены смыкались здесь с морскими, а башня служила частью парадной императорской пристани. Когда такси из аэропорта проносится мимо башни, знайте, что вы въезжаете в город там же, где это делали императоры, возвращаясь из морских прогулок.
На берегу Мраморного моря стены сохранились куда лучше, чем на берегу Золотого Рога, и я еще немного прошел вдоль них. Они явно несут в себе следу позднейших достроек.
Посидел немного на берегу Мраморного моря, поглазел на проходящие по форватеру Боспора морские суда, а потом вышел к дороге, махнул рукой таксисту в желтой машине, тот тут же сманеврировал через две полосы к обочине и увез меня за десять лир к мечети Шах-Заде, где я ужином отметил свою историческую прогулку. На этом все о стенах Константинополя и это мой последний тематический пост о Стамбуле. Древние укрепления стоят того, чтобы прогуляться по ним. В следующий раз напишу заключительный традиционный пост-калейдоскоп с фотографиями вразброс, о людях и памятниках, не вошедших в предыдущие очерки.