гляну в поле гляну в небо
Гляну в поле, гляну в небо…
Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасёных
Неизбывные стада,
И струится с гор зелёных
Златоструйная вода.
О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Сергей Александрович Есенин. «Гляну в поле, гляну в небо…»
Сергей Александрович Есенин
Гляну в поле, гляну в небо —
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.
О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.
Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества – тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. «Гляну в поле, гляну в небо…» – стихотворение, датированное 1917 годом. По мнению большинства исследователей лирики поэта, создано оно пятнадцатого августа. В этот день православная церковь отмечает Успение Божией Матери – один из самых чтимых на Руси праздников. Для крестьян он имел особенное значение, потому что по времени совпадал с завершением жатвы. Как правило, Успение Божией Матери ознаменовывалось народными гуляньями, осенними хороводами. В некоторых местностях праздник был точкой отсчета для начала бабьего лета. К Успению, также называемому Спожинками, Оспожинками, Дожинками и так далее, отсылают читателей следующие строки из стихотворения «Гляну в поле, гляну в небо…»:
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Нередко в лирике Есенина встречаются космические пейзажи, небесные явления. В анализируемом тексте речь идет о начале первого четверостишия. Космическая модель мира, которой придерживался Сергей Александрович, включает в себя две части – небо и землю. При этом верхний и средний ярусы тесно взаимосвязаны. В рассматриваемом произведении лирический герой утверждает, что «…и в полях и в небе рай».
Религиозность поэта – вопрос весьма интересный, но в рамках этой статьи мы лишь немного коснемся его. В 1915 году, когда Есенин прибыл в Петроград с целью познакомить со своим творчеством Блока, представители российской интеллигенции неслучайно приняли крестьянского поэта с распростертыми объятиями.
Александр Блок
Сергей Александрович вполне соответствовал образу деревенского мужика, который они для себя создали. В частности, Есенин выступал в роли образцово-показательного носителя исконно русской духовности. Поэт вел себя грамотно – религиозность в его лирике подавалась мягко, без сильного нажима. Это видно и по стихотворению «Гляну в поле, гляну в небо…». Успение Божией Матери отражено всего в двух строках, да и то очень завуалированно. Что касается рая, в данном случае он практически лишен православного подтекста. Однажды Сергей Александрович прямо высказался по поводу религии в своем творчестве. По его словам, всех Микол, Божьих матерей и Иисусов стоит воспринимать в качестве сказочных персонажей, введенных в поэтический текст.
Гляну в поле гляну в небо
Сергей Александрович Есенин
Полное собрание сочинений в семи томах
Том 1. Стихотворения
Выпускаемое Институтом мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, издательствами «Наука» и «Голос» к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина Полное собрание сочинений по своему типу является академическим изданием. Обобщая результаты, достигнутые отечественными и зарубежными исследователями в изучении жизни и творчества Есенина, оно дает целостный свод всего выявленного к настоящему времени литературного и эпистолярного наследия великого русского поэта.
В Полное собрание сочинений входят стихотворения и поэмы, художественная и литературно-критическая проза, письма, дарственные надписи, деловые бумаги и т. д. Наряду с законченными произведениями в него включены поэтические наброски, фрагменты неосуществленных произведений, различные записи творческого и делового характера, а также произведения, созданные Есениным в С.А. Торстве. В особых разделах помещены произведения, в отношении которых авторство Есенина вероятно, но установлено не окончательно. В каждом томе даются варианты текстов по всем известным рукописям и авторским публикациям. Читатели впервые получат полный систематизированный свод этих материалов.
Начало изданию своих собраний сочинений положил сам Есенин. В 1922 году в Берлине в издательстве З.И.Гржебина он выпустил «Собрание стихов и поэм. Том первый». В него была включена значительная часть созданного поэтом к тому времени (второй том не выходил).
После возвращения из зарубежной поездки, в 1923–1924 гг., Есенин неоднократно предпринимал попытки выпустить собрание сочинений. Оно планировалось в двух томах. К двухтомному автор подготовил предисловие. Когда возникло предположение о возможном его выпуске в Госиздате, Есенин писал в октябре 1924 г. Г.А. Бениславской: «…издайте по берлинскому тому с включением «Москвы кабацкой» по порядку и «Рябинового костра». «Возвращение на родину» и «Русь советскую» поставьте после «Исповеди хулигана». «Москва кабацкая» полностью, как есть у Вас, с стихотворением «Грубым дается радость». Разделите все на три отдела: лирика, маленькие поэмы и большие: «Пугачев», «36», «Страна», «Песнь о походе». После «Инонии» вставьте «Иорданскую голубицу». Вот и все. Этого собрания я желаю до нервных вздрагиваний. Вдруг помрешь — сделают все не так, как надо».
Договор с Госиздатом на выпуск «Собрания стихотворений» в трех томах был подписан 30 июня 1925 г. В течение второй половины 1925 года была подготовлена рукопись издания. Прочитать корректуру Есенин не успел, первая партия гранок помечена в типографии днем похорон поэта — 31 декабря 1925 г. Вышли все три тома в 1926 г. После смерти поэта было решено выпустить дополнительный четвертый том. Этот том — «Стихи и проза», составитель И.В. Евдокимов — увидел свет в 1927 году.
На всех этапах осуществления замысла собрания сочинений Есенин сохранял основные принципы его построения. Так, том «Собрания стихов и поэм» 1922 г. отчетливо делился на две части: первую составила лирика, вторую — произведения, которые поэт обычно называл «маленькими поэмами». Еще раньше такое же деление своих произведений на лирику и «маленькие поэмы» Есенин произвел в 1919 г., готовя сборник «Телец». В 1920 г. поэт разделил этот сборник на два — «Руссеянь» (в него вошла лирика) и «Ржаные кони» (он состоял из «маленьких поэм»). Предполагавшееся двухтомное издание 1923–1924 гг. также предусматривалось открыть лирическими стихами, затем должны были идти «маленькие поэмы», за ними — собственно поэмы. В соответствии с этим принципиальным планом было построено и трехтомное «Собрание стихотворений» 1925 года.
Столь же целенаправленно Есенин подходил и к определению последовательности произведений. В сборниках поэт, как правило, объединял стихи в циклы. При переиздании сборников он иногда видоизменял циклы, перестраивал их, но всегда вырабатывал четкий композиционный план книги.
В 1925 году, подготавливая «Собрание стихотворений», Есенин отказался от заголовков циклов, оставив только один — «Персидские мотивы», но при этом в основном сохранил установленный ранее порядок стихотворений, определявшийся структурой того или иного цикла.
Считая, что издание должно охватывать весь его творческий путь, Есенин расширил состав, добавив большую группу ранних стихотворений, но тем не менее в основу «Собрания стихотворений» был положен «берлинский том», затем включены стихи, составившие «Москву кабацкую», вслед за ними — произведения, входившие в сборник «Рябиновый костер» (издан не был), «Персидские мотивы», а также другие стихотворения, созданные после октября 1924 г.
Такой подход к построению «Собрания стихотворений» — отказ от формальной хронологии в расположении произведений и в то же время четкое указание их последовательности внутри томов — явно диктовался композиционными соображениями, которым поэт всегда придавал первостепенное значение.
Есенин рассматривал «Собрание стихотворений» не как издание избранных стихов, а как свод произведений, охватывающий весь пройденный им к тому времени творческий путь. Гибель поэта 28 декабря 1925 г. возвела эту ясно выраженную авторскую волю на уровень последней творческой воли. Учитывая это, в первых трех томах настоящего собрания сочинений воспроизводится композиция и сохраняется состав подготовленного Есениным трехтомного издания. Произведения, не вошедшие в трехтомник, отнесены в последующие тома.
Полное собрание сочинений выпуС.А. Тся в семи томах:
Том 1. Стихотворения.
Том 2. Стихотворения («маленькие поэмы»).
Том 4. Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений».
Том 7. Автобиографии, дарственные надписи, фольклорные записи, литературные манифесты и др. Хронологическая канва жизни и творчества С.А. Есенина. Справочные материалы.
Все тексты Есенина даются полностью, без каких-либо пропусков, восстановлены изъятые в прошлом цензурой отдельные строфы и строки. Тексты печатаются в соответствии с современными правилами орфографии и пунктуации, но при сохранении особенностей языка поэта, имеющих смысловое и стилистическое значение.
Даты указываются под текстом каждого произведения. Авторские даты воспроизводятся без скобок. Если авторские даты отсутствуют или имеются документальные данные об их неточности, то под произведением в угловых скобках указываются редакционные даты. В каждом конкретном случае источники датировок приводятся в комментариях, там же при необходимости дается обоснование датировок.
В основу подготовки текстов первых трех томов настоящего издания положен так называемый «наборный экземпляр» — рукопись трех томов «Собрания стихотворений», по которой осуществлялся набор этого издания (хранится в ГЛМ). Произведения, вошедшие в остальные тома, печатаются в последних авторских редакциях по автографам, авторским публикациям или другим источникам; письма и иные сходные материалы — по автографам или же (при их отсутствии либо недоступности для редакции) по копиям и публикациям.
В целях освобождения текстов Есенина от различных искажений они сверялись со всеми известными автографами поэта и авторизованными списками, а также со всеми авторскими публикациями.
Многие стихи, начиная с самых ранних, при жизни Есенина перепечатывались, иногда и без его ведома, в различных периодических изданиях, сборниках, антологиях. Если подобные перепечатки осуществлялись без участия автора, то они в качестве источников текста не учитываются.
В комментариях одновременно с указанием источника, по которому печатается тот или иной текст, сообщается о внесенных исправлениях и дается их обоснование. Опечатки и описки исправляются без оговорок.
Рукописные или печатные редакции произведений, которые существенно отличаются от окончательного текста по содержанию, композиции, метру или стилистическим признакам, воспроизводятся полностью в разделе «Другие редакции».
«Гляну в поле, гляну в небо…» С. Есенин
Гляну в поле, гляну в небо –
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасеных
Неизбывные стада,
И струится с гор зеленых
Златоструйная вода.
О, я верю – знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.
Дата создания: 15 августа 1917 г.
Анализ стихотворения Есенина «Гляну в поле, гляну в небо…»
Есенин не раз признавался, что основная тема его творчества – тема Родины. Поэт искренне любил и хорошо знал природу средней полосы России, умел описать ее ярко, точно, оригинально. «Гляну в поле, гляну в небо…» – стихотворение, датированное 1917 годом. По мнению большинства исследователей лирики поэта, создано оно пятнадцатого августа. В этот день православная церковь отмечает Успение Божией Матери – один из самых чтимых на Руси праздников. Для крестьян он имел особенное значение, потому что по времени совпадал с завершением жатвы. Как правило, Успение Божией Матери ознаменовывалось народными гуляньями, осенними хороводами. В некоторых местностях праздник был точкой отсчета для начала бабьего лета. К Успению, также называемому Спожинками, Оспожинками, Дожинками и так далее, отсылают читателей следующие строки из стихотворения:
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Нередко в лирике Есенина встречаются космические пейзажи, небесные явления. В анализируемом тексте речь идет о начале первого четверостишия. Космическая модель мира, которой придерживался Сергей Александрович, включает в себя две части – небо и землю. При этом верхний и средний ярусы тесно взаимосвязаны. В рассматриваемом произведении лирический герой утверждает, что «…и в полях и в небе рай».
Религиозность поэта – вопрос весьма интересный, но в рамках этой статьи мы лишь немного коснемся его. В 1915 году, когда Есенин прибыл в Петроград с целью познакомить со своим творчеством Блока, представители российской интеллигенции неслучайно приняли крестьянского поэта с распростертыми объятиями. Сергей Александрович вполне соответствовал образу деревенского мужика, который они для себя создали. В частности, Есенин выступал в роли образцово-показательного носителя исконно русской духовности. Поэт вел себя грамотно – религиозность в его лирике подавалась мягко, без сильного нажима. Это видно и по стихотворению «Гляну в поле, гляну в небо…». Успение Божией Матери отражено всего в двух строках, да и то очень завуалированно. Что касается рая, в данном случае он практически лишен православного подтекста. Однажды Сергей Александрович прямо высказался по поводу религии в своем творчестве. По его словам, всех Микол, Божьих матерей и Иисусов стоит воспринимать в качестве сказочных персонажей, введенных в поэтический текст.
Выделите ее мышкой и нажмите
«Гляну в поле, гляну в небо. »
Гляну в поле, гляну в небо,
И в полях и в небе рай.
Снова тонет в копнах хлеба
Незапаханный мой край.
Снова в рощах непасёных
Неизбывные стада,
И струится с гор зелёных
Златоструйная вода.
О, я верю — знать, за муки
Над пропащим мужиком
Кто-то ласковые руки
Проливает молоком.
Описание произведения
В стихотворении «Гляну в поле, гляну в небо. » Сергей Есенин создаёт образ крестьянского рая на земле. Произведение написано четырёхстопным хореем – размеренным и спокойным ритмом. Атмосфера простоты и умиротворения ощущается также в использовании художественных средств – образ рая выражается в основном в эпитетах.
Хотя «Гляну в поле, гляну в небо. » одно из немногих стихотворений Есенина, в котором есть указание на церковный праздник (Успение Богородицы), время в произведении кажется размытым, ощущается как вечное лето. Поэт часто использует неотчётливость смысла для описания духовной реальности, и потому слово «снова» в этом контексте может указывать как на цикличность состояний природы, так и на возвращённый рай.
С «зелёных гор» струится «златоструйная вода». Символ горы имеет множество значений, но в данном контексте обозначает близость Бога, любовь Господа к простому, измученному трудом человеку. Мотив Божьего дара вводится в последнюю строфу: «О, я верю – знать, за муки / Над пропащим мужиком / Кто-то ласковые руки / Проливает молоком». Есенин использует неопределённое местоимение «кто-то», развивая мотив тайны. Поэт намеренно превращает возвышенный образ «златоструйных вод» (образ полноты и счастья) в обыкновенное «молоко», чтобы еще раз подчеркнуть взаимопроникновение небесной и крестьянской реальности.
История создания
Стихотворение «Гляну в поле, гляну в небо. » опубликовано в журнале «Скифы», редактором которого был друг Сергея Есенина Р. В. Иванов-Разумник. Авторы, принявшие участие в сборниках, разделяли идеологию так называемого «скифства». Они рассматривали революцию 1917 г. в России как мессианское антибуржуазное русское народное движение. Их увлекали поиски нового всеобщего духовного (неохристианского) единения в противовес буржуазному обывательству.
В журнале произведение «Гляну в поле, гляну в небо. » датируется «Успение 1917 г.». Стихотворение написано под впечатлением от этого праздника. Успение Божией Матери отмечается православной церковью 15 (28) августа и является одним из наиболее чтимых на Руси праздников. По времени совпадал с окончанием жатвы и поэтому в народном месяцеслове часто именовался Оспожинками, Спожинками, Дожинками и т.п. (Отсюда в стихотворении: «Снова тонет в копнах хлеба. »). В этот день часто устраивались гулянья, с него начинались осенние хороводы, местами с этого дня считалось бабье лето.
Отношение автора к вере
Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.
Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественную суть Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.
В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронес через бури революции и незаметно вкрапливает ее тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».
Биография
Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.
Переехав в 1915 году из Москвы в Петроград, Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получил широкую известность.
В ранних произведениях Есенина преобладает пейзажная лирика. Еще одной темой поэзии Сергея Александровича является крестьянская Русь, любовь к которой чувствуется во многих его произведениях.
Начиная с 1914 года Есенин печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей (стихотворения «Сиротка»,1914г., «Побирушка»,1915г., повесть «Яр»,1916 г., «Сказка о пастушонке Пете…»,1925 г.). В это время к поэту приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.
В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921),«Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста»(1923), «Москва кабацкая»(1924).
После знакомства с танцовщицей Айседорой Дункан в 1921 году, Есенин вскоре женится на ней. До этого жил с А.Р.Изрядновой (имел с ней сына Юрия), З.Н.Райх (сын Константин, дочь Татьяна), Н.Вольпиной (сын Александр). После свадьбы с Дункан путешествовал по Европе, США. Их брак оказался краток – в 1923 году пара распалась, и Есенин вернулся в Москву.
Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого – Софье Андреевне. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужило причиной лечения поэта в психоневрологической больнице.
28 декабря 1925 года после побега в Ленинград поэт умирает. Его тело нашли повешенным в гостинице «Англетер».
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.