герметичные двери в метро москвы
Гермозатворы Московского, Киевского и Пражского метро
Публикация фотографий тоннелей Московского метро вызвали большой интерес у драйвовчан, поэтому продолжаю тему метрополитена интересными, скрытым от глаз, устройствами, а именно гермозатворами тоннеля, в метрошной системе обозначений именуемыми «Металлоконструкциями» или «МК».
Троллям привет! )
Итак, история этих сооружений отправляет в период после Великой Отечественной войны, когда обозначили подземелье метро не только, как транспортное предприятие с функцией бомбоубежища, но и появилась потребность защитить людей и объекты, находящиеся там, от возможного ядерного удара наших сегодняшних «партнёров», а так же от возможных затоплений в сложных геологических условиях разветвлённой сети тоннелей метрополитена.
Интересно почитать Александра Попова ака Russos, автора этих замечательных фотографий.
Начиналось всё так:
«Первая очередь метрополитена в Москве и также все последующие до начала строительство глубокого Арбата и Кольцевой не оборудовалась гермозатворами, но опыт Великой Отечественной Войны и реалии новой третьей мировой — уже атомной, вынудили начать монтаж м/к (металлоконструкций) на уже построенных и строящихся линиях. Если разработать проект гермоворот для новых станций и перегонов особых проблем не вызвало, то оснащение металлоконструкциями уже действующих тоннелей требовало проявить инженерную смекалку, чтобы вписать затвор в конструкцию уже действующего тоннеля с его габаритом. При этом все работы должны были производится в ночные окна. Как это было решено для станций вы можете увидеть сами, например, на Театральной, Площади Революции и других станциях первых очередей. Мы же посмотрим на станцию «Красные ворота», где было по каким-то причинам применено нестандартное решение.
А вот вписать затвор в действующий перегон оказалось проблематично. В открытом состоянии он просто не помещался по высоте. А уж электрический привод и подавно не влезал в габарит. По этому были разработаны затворы с гидравлическим приводом и отклоняемой верхней частью. «Повезло» в том, что обделка, начиная с второй очереди, была диаметром 5,6 метра — вписать это в стандартные для сегодняшнего времени 5,1 метр, было бы наверно невозможно или очень сложно.
С первой очередью оказалось проще, там габарит тоннеля вполне позволял разместить специальные гермоворота, лишь немного отбив внутри бетон и изменив профиль сечения. Отклоняемая верхняя часть в данном случае была не нужна, разрабатывать новый тип затвора не стали.»
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
воскресенье, 7 июля 2019 г.
Выживание в метро (метро как убежище)
В учебниках по ОБЖ, как старых так и новых, можно найти предложение в случае ядерной войны использовать метро в качестве убежища.
Новый толчок к этому мнению появился после выхода книги Глуховского «Метро 2033».
Первоначально статья писалась именно любителям книг типа «Метро», где было мое мнение о возможности выжить в метро. Но люди не поняли смысл статьи. Поэтому я её кардинально переделываю, посвятив метро как убежищу гражданской обороны.
Сходные устройства на пути в метро Полосатая планка с цифрой 7 показывает край для безопасной остановки первого вагона при использовании состава из 7 вагонов |
Сигналы в метро
Подготавливаются к задействованию: санузлы на перегоне, артскважины, ФВУ, проверяются все виды связи и оповещения, выдаются ключи от сходных устройств, сооружений, декоративных щитов и решёток, камер затворов, шкафов управления, ключи Мелентьева.
По этой команде закрываются металлоконструкции, не влияющие на пассажиропоток, движение поездов и вентиляцию (прочие металлоконструкции).
В городе объявлена воздушная тревога. Выход в город прекращён. Просьба соблюдать спокойствие и порядок. Проходите к сходным устройствам для прохода в тоннель. Выполняйте указания Администрации метрополитена
Гермозатвор в метро
В официальных документах эти гермозатворы именуются просто «металлоконструкциями», или сокращенно м/к. В обиходе прижилось название «гермуха», «герма», «затвор».
Установка гермозатвора необходима не только для герметизации внутренних помещений от улицы, но и для разделения всей системы метро на несколько секций.
Самыми интересными в плане конструкции являются тоннельные гермозатворы.
Тоннельный гермозатвор Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора |
Тоннельный гермозатвор Хорошо виден двигатель привода закрытия гермозатвора |
Закрытый тоннельный гермозатвор |
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок |
Тоннельный гермозатвор отъезжающий вбок Видно затвор в нише |
Засовы на рельсы у тоннельного гермозатвора |
Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми находится помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки.
Гермозатвор станции «Арсенальная» Киевского метрополитена в открытом состоянии |
Гермозатвор на станции «Новокузнецкая» Московского метрополитена в открытом состоянии |
Вентиляция в метро
Как правило, ВВ размещаются в специально выделенных подходных выработках вентиляционных шахт. Такая шахта обычно имеет два вентиляционных тоннеля: один простой, перекрываемый при необходимости гермозатворами, а другой со встроенным ВВ. Этим шахтам присваивается двойной номер: через дробь от номера ВШ указывается номер ВВ. или не указывается.
Попадалась информация, что в московском метро, например, большинство выходов вентиляционных шахт (которые могли бы выручать при отключении энергозависимой вентиляции) на поверхность заблокированы снаружи разными торговыми павильонами.
Водоснабжение в метро
В качестве источника водоснабжения используется в метро используется сеть городского водопровода. А также защищенные водозаборные скважины или запасные емкости воды.
Водозаборные скважины располагаются, по возможности, в междупутье или с внешней стороны тоннелей. Допускается вынос водозаборных скважин на расстояние не более 50 м от тоннеля с устройством между ними соединительных ходков.
Число питьевых фонтанчиков, водозаборных кранов и умывальников в отсеке определять из расчета по одному на 200 человек.
Электроснабжение в метро
На станциях при необходимости должно поддерживаться аварийное освещение от 30 минут до 1 часа, от аккумуляторных батарей.
Электроснабжение эскалаторов, вентиляционных, насосных и осветительных установок УАЖ в режиме убежища предусматривать от ТПП и ПП по электрическим сетям.
В помещениях на станциях и в перегонных тоннелях, где размещаются электрооборудование или пульты управления дополнительных устройств, предусматривать аварийное освещение с присоединением к обшей сети аварийного освещения этих сооружений. Питание аварийного освещения защищенной и незащищенной зон сооружений предусматривать по раздельным группам.
Освещение салонов вагонов поездов, размещаемых на станции, осуществлять переносными светильниками, для подключения которых предусматривать штепсельную группу осветительной сети под козырьком платформы.
Электроустановки, используемые только в режиме убежища, допускается присоединять к общим магистральным линиям напряжением 380/220 В.
Санитарый узел в метро
Медицинские помещения в метро
Использование метро в качестве убежища при ядерной войне
Близкого взрыва не выдержит никакое метро.
Если правильно организовать и выполнить все защитные меры и поддерживать гражданскую оборону в нормальном состоянии, то метро действительно выступает как надежное укрытие. НО метро не предназначено, чтобы в нем жили больше 2-3 дней. А этом можно сделать и без запасов еды.
А теперь о разрекламированной российскими писателями жизни в метрополитене после ядерной войны.
Большинство военных зарядов в настоящее время имеют не очень сильный поражающий эффект от радиации. Грубо говоря, они достаточно «чистые». По расчётам военных, обратную эвакуацию можно проводить уже через несколько часов.
Поэтому попытка на постоянной основе поселиться в тоннелях метро является просто фантастикой.
Когда используют метро как бомбоубежище?
Уже давно не секрет, что в военное время в качестве убежища используется метрополитен. Московское метро не может обеспечить равнозначную защиту на всех своих ветках, что связано с разными степенями обустройства каждой станции.
Для лучшей ориентации, метрополитен изображается на карте разными цветами, различающимися степенью безопасности – глубиной, использованием шлюзов и другими факторами. Каждый цвет имеет свой гермозатвор с определенной степенью герметичности. Что такое гермозатвор и для чего он нужен в бомбоубежище – рассмотрим подробнее.
Зачем нужен гермозатвор в метро?
Метрополитен всегда оборудуется гермозатвором для предотвращения неприятных последствий внештатных ситуаций. Гермозатвор – двери, закрывающиеся герметично, перекрывающие тоннель, вестибюль, шахту или вентиляцию метрополитена в военное время или при угрозе жизни людей. В документации гермозатворы называются металлоконструкциями.
Установка такого оборудования необходима не только для герметизации внутренних помещений от улицы, но и для разделения всей системы метро на несколько секций. Каждая секция именуется УАЖ, как участок с жизнеобеспечением автономного типа. Все секторы могут использоваться как убежище для людей вне зависимости от состояния соседней территории.
Гермозатвор в метро
Тоннельные гермозатворы
Самыми интересными в плане конструкции являются тоннельные гермозатворы. Любой подобный механизм сделан как дверь из железобетона или металла, причем чаще выбирается именно стальная дверь. Состав гермозатвора любой конфигурации всегда одинаков:
Что означают разные цвета на схеме метро?
Все линии метрополитена имеют свой цвет, при этом непосвященные жители считают, что это сделано исключительно с точки зрения удобства визуализации. На самом деле каждый цвет означает определенную степень защиты и глубину пролегания ветки под землей.
Метрополитен окрашен в следующие цвета:
Использование метро в качестве убежища при ядерной войне
Как указывают специалисты, при ядерном взрыве гигантской мощности в современных условиях никакое здание в определенном радиусе не устоит. При этом степень защиты или гермозатвор не имеет значения, даже укрепленные бункеры не защитят людей от воздействия радиации.
Метро не оборудовано кладовыми с медикаментами и продовольствием, что необходимо для длительного укрытия населения внутри. Если проводится атака большого масштаба, то на поверхности уничтожается почти вся инфраструктура. Высвобождающийся электромагнитный импульс уничтожает все электронное оборудование, поэтому внутри будет недостаточно света. Максимум освещения можно извлечь только из аварийных генераторов, срок службы которых не так велик, как хотелось бы.
Также на поверхности могут возникнуть электрические потенциалы от всех конструкций и предметов из металла. При таком воздействии выходит из строя и вентиляция, поэтому в герметичном помещении население долго не сможет находиться без свежего воздуха. Гермозатвор не допускает проникновения потоков воздуха.
Ударная волна может разрушить некоторые конструкции в самом метро или его поверхностных опор. Все, что находится над метро, станция или наземная постройка, может быть довольно быстро разрушено. Часто возле метро устанавливают торговые точки, которые блокируют большую часть выходов вентиляционных каналов.
Если правильно организовать и выполнить все защитные меры и поддерживать гражданскую оборону в нормальном состоянии, то метро действительно выступает как надежное укрытие. К тому же, через 49 часов радиация спадает в 100 раз, что позволяет уже появляться людям на поверхности. Это время можно провести в закрытом помещении без еды и воды, при условии, что человек относительно здоров.
Историческая справка
Московское метро, как и метрополитен любого города, тесно связан с историей. Это не только привычный и удобный вид транспорта, но и архитектурный памятник. Сделать такие выводы позволяет история. Во время Великой Отечественной войны метрополитен стал городом под землей, в котором москвичи укрывались от атак с воздуха. Здесь проводились концерты и собрания правящей партии, устраивали госпиталь, библиотеку и множество других мероприятий.
Историческая справка московского метро указывает на систему из 21 станции, расположенных по трем линиям (на момент 1941 года). Кировский радиус содержал 10 станций (сейчас линия Сокольническая), 6 станций на Покровском радиусе (сейчас Арбатско-Покровская) и 5 станций в Горьковском радиусе (ныне Замоскворецкая). Подземный транспорт необходимо было развивать по плану, утвержденном правительством.
Варианты использования метро в военное время
Использование московского метро в качестве бомбоубежища довольно спорно. Одни специалисты считают, что такой вариант был учет в проектной документации, вторые считают, что мера такой эксплуатации была вынужденной. В любом случае, глубины сооружения и его прочности хватило, чтобы защитить население от ударов авиацией с воздуха. Метрополитен планировалось сделать газоубежищем, чем правительство занималось вплоть до начала военных действий в 1941 году.
Метрострой обязан был обустроить в метрополитене газоубежище для жителей. В августе материалы кончились, и обустройство заморозили. В 1942 годы с наступлением немцев были срочно найдены необходимые материалы и возобновили все работы. Рассчитано помещение было по планам на 650 тысяч жителей.
Московское метро в годы Великой Отечественной Войны
Регламента по использованию метро как бомбоубежище не было, пока в 1941 году не было издано одноименное постановление. Его общий характер не указывал порядок использования, очередность запуска населения, в частности детей или женщин, многие моменты оставались в ведении администрации метрополитена.
Организационные вопросы были решены довольно успешно – население размещалось в тоннеле и на платформе, в качестве спуска использовались лестницы съемного типа. Для безопасности и большей вместимости между рельсами были сделаны настилы из досок. Внутри станции оборудовали постели и кровати, белье люди приносили с собой. Как правило, внутри вагона размещали наиболее слабое население – пожилых людей и женщин с детьми.
Что находилось внутри бомбоубежища-метро?
На усмотрение администрации оставались многие вопросы обустройства бомбоубежища в метрополитене. Была сделана вентиляция, проведено отопление, поставлялись запасы еды. В каждой станции оборудовались питьевые фонтанчики с водой, были в наличии туалеты. Население чувствовало себя в таком укрытии комфортно, присутствовала медицинская бригада, которая оказывала не только санитарные процедуры, но и медицинские операции, принимала роды.
Милиция осуществляла контроль за порядком, пресекая любое нарушение правил. Часто пытались развести огонь, что было крайне опасно в таком замкнутом помещении, повсеместно возникали небольшие пожары, которые тушили сами люди.
Внутри находились даже магазины и небольшие парикмахерские, были сделаны несколько библиотек. Для маленьких детей делались занятия по труду — они шили и занимались лепкой, собирали модели и рисовали. Для взрослых организовывали концерты или выставки с историческим экскурсом, крутили киноленты. В 1943 году был последний авиаудар, после которого бомбежки прекратились.
Метрополитен сохранил свой статус бомбоубежища до самого окончания войны. Все сотрудники метрополитена получили награды и медали, в 1946 году коллектив московского метро был награжден Красным знаменем Комитета обороны за сохранение жизней и огромный вклад в Победу.
YouTube responded with an error: The request cannot be completed because you have exceeded your quota.