генетическое определение пола 10 класс
Генетическое определение пола 10 класс
Ключевые слова конспекта: аутосомы; половые хромосомы; пол: гомогаметный, гетерогаметный; сцепленное с полом наследование.
Раздел ЕГЭ: 3.5 … Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Пол — совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих воспроизведение потомства и передачу наследственной информации. Принято говорить о существовании двух полов: мужского и женского. Половой диморфизм — различия морфологических, физиологических и биохимических признаков у особей разных полов; их хромосомные наборы отличаются по строению половых хромосом.
Самые заметные различия между особями одного вида — это различия по половому признаку. Пол определяет развитие многих органов, проявление различных признаков. Одним из наиболее весомых доказательств влияния хромосом на проявление наследственности явилось открытие различий в хромосомном наборе особей разных полов.
Хромосомное определение пола
В соматических клетках самца и самки все пары хромосом, кроме одной, похожи и несут одинаковые типы генов. Одинаковые хромосомы у самца и самки называют аутосомами, а отличающаяся пара — половыми хромосомами. Половые хромосомы и определяют пол особей. Например, у дрозофилы четыре пары хромосом, из них три пары аутосом и одна пара половых хромосом.
Хромосомные наборы самки и самца дрозофилы
XY-тип определения пола характерен для большинства позвоночных и некоторых беспозвоночных (дрозофилы, человек и др.). Одинаковые хромосомы у одного пола называются Х-хромосомами, непарная половая хромосома — Y-xpoмосома. XX — женские половые хромосомы, XY — мужские. В мужском организме (XY) образуются гаметы (сперматозоиды) с Х-хромосомами и Y-хромосомами; у женщин (XX) формируются гаметы (яйцеклетки) только с Х-хромосомами. При слиянии двух гамет, несущих Х-хромосомы, образуется женский организм (XX), при слиянии яйцеклетки с Х-хромосомой и сперматозоида с Y-хромосомой — мужской организм (XY). Пол организма определяется их сочетанием: XX или XY.
Пол особи, у которой имеются ХХ-хромосомы, называют гомогаметным. Гомогаметные особи образуют один тип гамет по половым хромосомам — X. Пол особи, содержащей ХУ-хромосомы, называют гетерогаметным. Гетерогаметные особи дают два типа гамет по половым хромосомам — X и Y.
У большинства организмов (млекопитающие, рептилии, амфибии, двукрылые насекомые) женские особи в соматических клетках имеют набор хромосом XX, т. е. являются гомогаметными, а мужские особи содержат набор ХY, т. е. гетерогаметны. У птиц, рыб, бабочек гомогаметны самцы — XX, а гетерогаметны самки — ХY. У некоторых животных Y-хромосома может вообще отсутствовать.
Варианты хромосомного механизма определения пола
ХО-тип определения пола встречается у большинства прямокрылых, клопов, жуков, пауков, у которых Y-хромосомы нет вовсе, так что самцы имеют генотип ХО, а самки — XX.
Гаплоидия широко распространена у пчёл и муравьёв. У этих организмов нет половых хромосом: самки — диплоидные особи, самцы — гаплоидные.
Определение пола может обусловливаться внешними факторами. У отдельных рептилий пол зависит от температуры, в которой развивалось яйцо. Это явление носит название температуро-зависимого определения пола (у черепах при низких температурах появляются только самцы, у ящериц — только самки). Некоторые улитки практикуют смену пола взрослой особи. У тропических рыб-клоунов доминирующая особь в группе становится самкой, остальные — самцами. У морского червя эхиуриды личинка становится самцом, если она попадёт на тело самки, и самкой, если она окажется на дне. Направление развития личинки, попавшей на самку, по мужскому пути вызывается химическим веществом, которое выделяется кожей самки.
Признаки, сцепленные с полом, — признаки, гены которых локализованы в половых хромосомах, а наследование таких признаков называется наследованием, сцепленным с полом. Впервые его изучил Т. Морган при анализе наследования цвета глаз (красного и белого) у дрозофилы. Подробнее — в следующем конспекте «Наследование признаков, сцепленных с полом».
Гены, локализованные в половых хромосомах
■ Первая группа — гены, полностью сцепленные с полом. Они располагаются в негомологичном участке Х-хромосомы, которая не имеет гомолога в Y-хромосоме, и передаются исключительно через Х-хромосому. К числу таких генов относятся рецессивные гены гемофилии, доминантный ген гипофосфатемии.
■ Вторая группа — небольшое число генов, тоже полностью сцепленных с’ полом, но расположенных в негомологичном участке Y-хромосомы. Поскольку Y-хромосома содержит незначительное количество генов (у человека контролирует дифференцировку семенником, содержит гены перепонок между пальцами ног, волосатых ушей, ихтиоза — чешуйчатости кожи), её называют генетически инертной или генетически пустой. Гены Y-хромосомы передаются от отца ко всем его сыновьям.
■ Третья группа — гены, не полностью (частично) сцепленные с полом. Они расположены в гомологичных участках X- и Y-хромосом, могут передаваться как с Х-, так и с Y-хромосомой и переходим, с одной в другую при кроссинговере.
Это конспект для 10-11 классов по теме «Генетика пола». Выберите дальнейшее действие:
Урок по биологии для 10 класса «Генетическое определение пола. Сцепленное с полом наследование»
Урок по теме «Генетическое определение пола. Сцепленное с полом наследование».
Автор: учитель биологии МОУ-СОШ№13 г. Клина
Цель: выяснить особенности генетического определения пола, установить особенности признаков, сцепленных с полом.
Изучить хромосомный механизм определения пола; выявление признаков, сцепленных с Х-хромосомой.
Воспитание осознанного отношения к вопросам определения пола, формирование научного отношения.
Развитие логического мышления, познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики, развитие практических умений и навыков в решении задач, совершенствование умений делать выводы.
Принципы: наглядности, научности, доступности, последовательности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технологии: проблемно-диалогическая, знаково-символическая, моделирование.
Приемы: составление схем, анализ таблицы, родословной, моделирование генотипов, решение генетических задач.
Учебник: Биология (базовый уровень) 10-11 классы Авторы: Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В.В. М., «Дрофа», 2012г.
Изучение нового материала:
“ Разуму свойственно размышлять,
то есть связывать причины и следствия,
давать ответ на вопрос “почему” …”.
Ж ан Анри Фабр
Вступительное слово учителя:
Добрый день, я предлагаю Вам разделить радость открытия новых знаний.
Определение пола, варианты определения пола:
Самые заметные отличия между особями одного вида по половому признаку. По данному признаку мы делим организмы на мужской и женский пол. Что такое пол особи?
Пол особи – это совокупность признаков и свойств организма, обуславливающих размножение.
Издавна людей удивляло почти равное соотношение женских и мужских особей (считать нужно не в масштабах одной семьи, а в масштабах страны. Генетика любит большие количественные соотношения). Ещё Г. Мендель обратил внимание на эту особенность и сделал своё предположение. Каковы генотипы особей, чтобы соотношение получилось 1:1? Что такое генотип? Как записывается генотип?
Запись схемы скрещивания на доске:
Как называется такое скрещивание?
Вывод (делают учащиеся): Согласно предположению Менделя один пол по генотипу – гомозиготный, другой – гетерозиготный. (Что это такое?)
Это предположение было подтверждено в начале ХХ в. американским учёным Т. Морганом и сотрудниками его лаборатории. Им удалось, установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом. Каким образом?
Обратимся к учебнику (стр. 159 рис.62). Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Рассмотрите рисунок. (Какие вопросы вы можете сформулировать по рисунку друг другу?)
Какой объект исследования использовал Морган?
Сколько всего хромосом у дрозофилы? Сколько пар хромосом? Какие различия наблюдаются в хромосомном наборе самки и самца? (математическое обозначение).
Вывод: Как же ответил на вопрос о различии полов Т. Морган? Самки и самцы различаются по хромосомам.
Как бы вы сформулировали: что такое половые хромосомы? (Хромосомы различные у мужских и женских особей).
Одинаковые у мужских и женских особей хромосомы – аутосомы.
Оказалось, что и у человека пол определяется подобным образом.
По аналогии запишите количество аутосом и половых хромосом у человека:
2 n =46; 44А+Х Y 22А +X 22 А+ Y
(Запись на доске и в тетради).
Рассмотрите данные таблицы «Типы генетического определения пола» и скажите у всех ли организмов пол определяется сходным с дрозофилой и человеком образом?
Таблица «Типы генетического определения пола» (Раздаточный материал)
Некоторые отряды насекомых
Насекомые, млекопитающие (в том числе человек), рыбы, растения
Бабочки, птицы, пресмыкающиеся, некоторые растения
Соотношение половых хромосом у самцов и самок разных организмов отличается.
С помощью следующего задания определим какой пол отвечает за пол потомства. Рассмотрите схему наследования пола у человека. (Моделирование с помощью карточек у доски).
Каков алгоритм записи схемы:
Составьте другой вариант, если гетерогаметный пол женский для этого обратитесь к таблице? Подчеркните пол, который определяет пол потомства. Почему соотношение 1:1? Прав ли был Мендель объясняя данное соотношение?
Давайте разберём житейскую ситуацию:
Не поет Лутоня песен,
На соседей не глядит.
Он не ласков. Он не весел.
Призадумавшись сидит.
На жену свою не взглянет.
Почернел от маяты.
Ой, как ждал Лутоня сына.
Да, видать, опять судьбина
Подшутила в эту ночь:
Не дала на счастье сына,
А дала на горе дочь.
(Сергей Островский)
Прав ли казак Лутоня, обидевшись на жену, родившего ему седьмую дочь? Объясните ситуацию. Что могут в защиту мужчин сказать юноши? В какой момент определяется пол? (В момент оплодотворения). Что определяет пол потомства? Какой пол определяет потомства?
Сцепленное с полом наследование:
Половые хромосомы без сомнения выполняют важную миссию, определяя пол, но в них также содержатся гены, определяющие различные признаки. (Рисунок половых хромосом). Какая хромосома меньше и несёт меньшее количество признаков? (В Х-хромосоме содержится до 200 признаков, У- меньше по размерам, соответственно меньше признаков). Признаки, развитие которых зависит от генов, расположенных в половой хромосоме, называются сцепленными с половыми хромосомами. Рассмотрим проявление таких признаков на примерах.
Возьмите лист с изображением родословной. Родословные глазами генетика хранят семейные тайны. Родословную с наследованием болезни не повесишь у камина. Что вы можете сказать по наследованию болезни в данной семье? Выясним, почему наблюдается такая закономерность?
Раздаточный материал 1 :
Возьмите ячейки и карточки. С помощью карточек в данных ячейках составьте отличающиеся генотипы мужчин и женщин по данному признаку. Проверка правильности: Назовите возможные генотипы по наследованию данного признака (ответы по группам). Вы составили генотипы по наследованию заболевания гемофилия. Ген сцеплен с Х-хромосомой.
Запишите условие: ген – признак. (Объяснить обозначения). Данный признак связан с Х-хромосомой, Н- доминантный признак, h –рецессивный.
Разберите ситуацию №1:
Запись ситуации на доске:
1). Известно, что мать носительница гена гемофилии. Отец здоров. Какова вероятность рождения больного ребёнка? (25%)
2). Мать здорова, в семье не было случаев гемофилии. Она вышла замуж за мужчину больного гемофилией и обеспокоена. Может ли у неё родиться больной ребёнок? (Нет).
Отложите карточки с признаком гемофилии. Возьмите карточки, которые будут моделировать окраску шерсти у кошек. Известно, что чёрная окраска шерсти обусловлена геном В, рыжая – в.
Разберите ситуацию №2:
Вы отправились на птичий рынок за котёнком. Твердо намерены купить кота. Вдруг вы видите котёнка чёрно-рыжей, так называемой черепаховой окраски. Купите ли вы его?
Каков генотип животного, имеющего черепаховый окрас? При каком типе наследования он может проявиться? Каков пол этого животного? Купите ли вы его?
Какие котята по окраске родятся при скрещивании рыжей кошки с чёрным котом? (Х В Х в ; Х в Y ).
Разберите ситуацию №3:
Отец и сын дальтоники. Мать здорова. Она обвиняет в недуге сына мужа. Чтобы вы ей ответили? (Унаследовал от матери).
Какими особенностями отличается сцепленное с полом наследование?
Итог урока. Обратимся к эпиграфу урока.
Выполнили ли мы поставленные цели?
Закрепление: Блиц-опрос по карточкам (понятия с доски по группам).
Рефлексия: Какую практическую значимость могут иметь полученные на уроке знания? Кто узнал что-то новое? Кто повторил ранее изученное? Кого заинтересовала данная тема?
Ответить на вопросы (один на выбор):
-Можно ли предопределить пол ребёнка? Как эта проблема решается в разных странах?
-Какие животные нарушают генетическое определение пола?
— Бывают ли коты черепахового окраса?
3. Составьте задачу на сцепленное с полом наследование.
4. Решите задачу: У человека слишком тонкий слой зубной эмали (гипоплазия) обусловлен доминантным геном А, сцепленным с Х-хромосомой. Женщина с нормальными зубами выходит замуж за мужчину с этим заболеванием. Запишите возможные фенотипы и генотипы их детей. Какова вероятность, что сыновья будут лишены этого дефекта?
Настрой учащихся на следующий урок:
Генетики секреты раскрывая,
Что важная наука понимаем!
И на уроках, получая знанья,
Усилья прилагаем и старанье!
Мне хочется, ребята, пожелать,
Задачи, чтоб решали вы на «пять»!
Для этого теорию учите,
На практикуме знанья покажите!
1 Родословная одной семьи [Электронный ресурс] // 1 сентября [сайт]. Режим доступа: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200103202 — Загл. с экрана
Биология (базовый уровень) 10-11 классы учеб. для общеобразовательных школ Авторы: Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В.В. М., «Дрофа», 2012г.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Урок мотивирует учащихся к изучению сложного, но интересного раздела «Генетика». Различные виды деятельности: работа с учебником, схемами, таблицами, использование опор, моделирование генотипов позволяет эффективно усваивать данный материал и мотивирует учащихся к решению генетических задач. На уроке используются проблемно-диалогическая технология и моделирование с помощью специально разработанных материалов.
Задачи:
Принципы: наглядности, научности, доступности, последовательности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Технологии: проблемно-диалогическая, знаково-символическая, моделирование.
Методы: частично-поисковый.
Приемы: составление схем, анализ таблицы, родословной, моделирование генотипов, решение генетических задач.
Учебник: Биология (базовый уровень) 10-11 классы
Авторы: Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В.В. М., «Дрофа», 2012г.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала:
На доске эпиграф: “Разуму свойственно размышлять, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос “почему”…”. Жан Анри Фабр
А иногда вопрос звучит по-другому: «Почему девочка или мальчик?»
1. Определение пола, варианты определения пола: Самые заметные отличия между особями одного вида по половому признаку. По данному признаку мы делим организмы на мужской и женский пол. Что такое пол особи?Генетика любит большие количественные соотношения. Ещё Г. Мендель обратил внимание на эту особенность и сделал своё предположение. Каковы генотипы особей, чтобы соотношение получилось 1:1? Что такое генотип? Как записывается генотип?
Запись схемы скрещивания на доске:
Как называется такое скрещивание?
Вывод (делают учащиеся): Согласно предположению Менделя один пол по генотипу – гомозиготный, другой – гетерозиготный. (Что это такое?)Это предположение было подтверждено в начале ХХ в. американским учёным Т. Морганом и сотрудниками его лаборатории. Им удалось, установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом. Каким образом?Обратимся к учебнику (стр. 159 рис.62).
Самостоятельная работа учащихся с учебником.
Рассмотрите рисунок. (Какие вопросы вы можете сформулировать по рисунку друг другу?)Какой объект исследования использовал Морган? Что могут в защиту мужчин сказать юноши? В какой момент определяется пол? (В момент оплодотворения). Что определяет пол потомства? Какой пол определяет потомства?
3. Сцепленное с полом наследование:
Половые хромосомы без сомнения выполняют важную миссию, определяя пол, но в них также содержатся гены, определяющие различные признаки. (Рисунок половых хромосом). Какая хромосома меньше и несёт меньшее количество признаков? (В Х-хромосоме содержится до 200 признаков, У- меньше по размерам, соответственно меньше признаков).
Признаки, развитие которых зависит от генов, расположенных в половой хромосоме, называются сцепленными с половыми хромосомами. Рассмотрим проявление таких признаков на примерах. Возьмите лист с изображением родословной. Родословные глазами генетика хранят семейные тайны. Родословную с наследованием болезни не повесишь у камина.
Что вы можете сказать по наследованию болезни в данной семье? Выясним, почему наблюдается такая закономерность?Возьмите ячейки и карточки. С помощью карточек в данных ячейках составьте отличающиеся генотипы мужчин и женщин по данному признаку. Проверка правильности: Назовите возможные генотипы по наследованию данного признака (ответы по группам).
Вы составили генотипы по наследованию заболевания гемофилия. Ген сцеплен с Х-хромосомой. Запишите условие: ген – признак. (Объяснить обозначения). Данный признак связан с Х-хромосомой, Н- доминантный признак, h –рецессивный.Что это за болезнь? Какой генотип, по-вашему мнению, не будет существовать? Проявляется ли болезнь у женщины с генотипом Хh Хh? Почему болеют только мужчины? Какой интерес с точки зрения истории представляет для нас данная родословная?
Генетическое определение пола
Урок 35. Общая биология 10 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Генетическое определение пола»
Большинство животных являются раздельнополыми организмами. Но как так получается, что на свет особи женского и мужского пола рождаются примерно в одинаковом количестве? То есть расщепление по половой принадлежности происходит в соотношении 1:1.
Ещё Грегор Мендель изучая закономерности наследования признаков заметил, что расщепление 1:1 в потомстве по какому-либо признаку наблюдается в тех случаях, когда одна из родительских особей гетерозиготная (А а) по этому признаку, а вторая — рецессивная гомозиготная (а а).
В результате наблюдений было сделано предположение, что один из полов (тогда было неясно, какой именно) гетерозиготен, а второй гомозиготен по гену, который определяет пол организма.
Понять, как определяется пол будущей особи учёные смогли в начале 20-го века. Современную теорию наследования пола разработал Томас Морган и его сотрудники. Они установили, что самцы и самки различаются по набору хромосом.
Кариотип каждого организма содержит хромосомы, одинаковые у обоих полов, их называют — аутосомами. Аутосомы – это не половые хромосомы.
А хромосомы, по которым женский и мужской пол отличаются друг от друга, называются — половыми хромосомами.
В хромосомном наборе клеток млекопитающих и человека особи женского пола имеют две одинаковые хромосмы (тип X X), а мужского пола − неодинаковые половые хромосомы (тип XУ, где X-хромосома более крупная).
Тамас Морган в своих экспериментах использовал плодовую мушку-дрозофилу, обладающую важными для генетических экспериментов качествами: неприхотливостью, плодовитостью, небольшим количеством хромосом (четыре пары), множеством чётко выраженных альтернативных признаков.
Так у самки дрозофилы три пары аутосом и одна пара одинаковых, так называемых Икс-хромосом. А у самцов те же три пары аутосом и две разные половые хромосомы –икс-игрек.
При формированиии половых клеток ─ гамет во время мейоза у самок будет образовываться один тип гамет: 3 аутосомы плюс Икс-хромосома.
А у самцов в одинаковом количестве будут образовываться два типа гамет: 3 аутосомы + Икс-хромосома или 3 аутосомы плюс Игрек-хромосома.
Теоретически при оплодотворении гамета самки с равной вероятностью может встретиться с любой из гамет самца.
Например, если при оплодотворении с яйцеклеткой сольётся сперматозоид с икс-хромосомой, то из зиготы разовьётся самка. А если с игрек-хромосомой, то самец.
Соотношение полов при таком скрещивании теоретически всегда будет 1:1. Таким образом пол будущей особи определяется во время оплодотворения и зависит от того, какой набор половых хромосом сформируется в тот момент.
Так как самки дрозофилы способны производить только один тип гамет (с икс (Х) половой хромосомой), их пол называют гомогаметным.
А так как самцы дрозофилы производят два вида гамет (и с Икс (Х) и с Игрек (Y) половыми хромосомами, их пол называют гетерогаметным.
Не только у дрозофил, но и у многих млекопитающих и человека в том числе, червей, ракообразных, земноводных, рыб и у большинства насекомых женский пол также является гомогаметным, а мужской гетерогаметным.
Хромосомный набор человека представлен 46 хромосомами.
Из них у женщины и мужчины в каждой клетке по 22 пары аутосом-неполовых хромосом. И по паре половых хромосом. У женщины это две икс-хромосомы. У мужчин одна пара половых из которых одна икс вторая игрек.
У людей Y-хромосома, определяющая мужской пол, передаётся от отца к сыну в момент оплодотворения. Таким образом, пол младенца зависит только от того, какая из половых хромосом попала в зиготу от отца.
В Y-хромосоме человека находятся гены белков, необходимых для нормального развития мужских половых желёз. Эти железы очень быстро начинают выделять мужские половые гормоны, определяющие формирование всей половой системы мужчины.
Если же в оплодотворении участвовал сперматозоид с Х-хромосомой, то в клетках развивающегося зародыша Y-хромосома отсутствует, значит, нет и кодируемых ею «мужских» белков. Поэтому в зародыше девочки развиваются женские половые органы.
У человека женский пол является гомогаметным. Однако в природе женский пол не всегда определяется двумя икс хромосомами.
У некоторых видов живых существ хромосомное определение пола другое. Например, у птиц, бабочек и рептилий — гомогаметны самцы, а самки — гетерогаметны.
У самцов кузнечиков в хромосомном наборе лишь одна половая хромосома (ХО), а самки — гомогаметны (XX).
У крокодилов половые хромосомы не обнаружены. Пол зародыша, развивающегося в яйце, зависит от температуры окружающей среды: при высоких температурах развивается больше самок, а при низких— больше самцов.
У пчёл и муравьёв половых хромосом так же нет, и самки имеют в клетках тела диплоидный набор хромосом, а самцы, развиваются партеногенетически (то есть из неоплодотворенных яйцеклеток).
Наследование признаков, сцепленных с поло
Как мы уже говорили ранее в Y-хромосо́ме находятся гены, которые необходимы для нормального развития мужских половых признаков. А в Икс-женских.
Но не все эти гены отвечают за признаки, которые имеют отношение к полу.
Расположение гена в половой хромосоме называют сцеплением гена с полом.
В соматических клетках женщины по две х-хромосомы, поэтому за каждый признак отвечает по два расположенные в них гена, а в клетках организма мужчины всего одна х-хромосома и все полторы сотни генов, расположенные в ней и доминантные и рецессивные, − обязательно проявляются в фенотипе.
Изучением наследования генов, локализованных в половых хромосомах, занимался Томас Морган.
Он скрещивал красноглазых самок с белоглазыми самцами. Так как у дрозофилы красный цвет глаз доминирует над белым. То в первом поколении все потомство оказывалось красноглазым.
Далее при скрещивании между собой гибридов первого поколения во втором поколении все самки оказываются красноглазыми, а среди самцов — половина белоглазых и половина красноглазых.
При скрещивании между собой белоглазых самок и красноглазых самцов, в первом поколении все самки оказываются красноглазыми, а самцы белоглазыми. Во втором поколении половина самок и самцов — красноглазые, половина — белоглазые.
Объяснить полученные результаты наблюдаемого расщепления по окраске глаз Морган смог, только предположив, что ген, отвечающий за окраску глаз, локализован в Х-хромосоме.
Икс с доминантным геном отвечает за красный цвет глас. Икс с рецессивным геном за белый цвет глаз, а Y-хромосома таких генов не содержит.
У человека некоторые заболевания сцеплены с полом. К ним относится, например, гемофилия и дальтонизм.
Рассмотрим наследование гемофилии. Это заболевание, при котором в плазме крови недостаточно факторов свёртывания.
Носителями гемофилии являются женщины, у которых патологический ген находится в одной из икс-хромосом, а парный ему аллельный ген второй Х-хромосомы – нормальный.
Аллель гена, контролирующий нормальную свёртываемость крови H (Аш-большое), и его аллельная пара — ген гемофилии h аш-малое находятся в X-хромосоме.
Страдают данным заболеванием в основном мужчины. Если в X-хромосоме мужчины находится доминантная аллель гена Н Аш-большое, то гемофилией он страдать не будет. Но если X-хромосома имеет рецессивную аллель h аш-малое, то болезнь гемофилии проявиться.
Рассмотрим наследование гемофилии у человека.
Здоровый мужчина женился на женщине в генотипе которой находиться ген гемофилии. То есть женщина является носительницей гена гемофилии. Потомки данного брака проявляют расщепление признака: половина дочерей и сыновей, которые содержат доминантный ген аш-большое являются здоровыми. Вторая половина дочерей, которые содержат рецессивный ген аш-малое являются носительницами гена гемофилии, а половина сыновей с этим же геном – гемофиликами.
Таким образом, гемофилия, передаваемая через женщин, проявляется у половины их сыновей. Женщина, страдающая гемофилией, может родиться лишь от брака женщины, гетерозиготной по гемофилии, с мужчиной, страдающим гемофилией.
Поскольку такое сочетание маловероятно, болезнь у женщин практически не наблюдается.
Подобно гемофилии наследуется дальтонизм. Это наследственная, реже приобретённая, особенность зрения, которая выражается в сниженной или полной неспособности различать цвета. Чаще всего человек путает красный цвет с зелёным.
Нормальное цветовосприятие обусловлено доминантным аллелем, который находится в X-хромосоме. Его рецессивная аллельная пара в гомо- и гетерозиготном состоянии приводит к развитию дальтонизма.
Отсюда понятно, почему дальтонизм чаще встречается у мужчин, чем у женщин: у мужчин только одна X-хромосома, и, если в ней находится рецессивный аллель, определяющий дальтонизм, он обязательно проявляется.
У женщины две X хромосомы: она может быть, как гетерозиготной, так и гомозиготной по этому гену. И только при гомозиготном сочетании этих генов дальтонизм проявиться.