гендер социальный пол рабочий лист
«ГЕНДЕР – СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛ».
Гендерные стереотипы и роли.
1. ГЕНДЕР – разница между биологическим полом и социальной ролью человека (пол – понятие биологическое, гендер – понятие социальное). Раньше социальная роль диктовалась СОЦИАЛЬНЫМ СТЕРЕОТИПОМ – устоявшееся мнение об особенностях поведения и социальной роли мужчины и женщины (мужчина – добытчик, женщина – хранительница очага). Сейчас идет ЭМАНСИПАЦИЯ – процесс уравнения женщин в правах. ПРОБЛЕМА: поиск баланса между материнством и работой. ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ – поведение или поведение, определенное полом человека (одежда, тип досуга, поведение в конфликте). Пример несоответствия: мужчина вышивает, женщина – дальнобойщик.
ГЕНДЕРНЫЙ КОНФЛИКТ – столкновение, вызванное разным пониманием гендерных ценностей (борьба за лидерство в семье, распределение домашних обязанностей).
Влияние гендерной социализации начинается в младенчестве, закрепляется в школе. Современная реклама также влияет на формирование гендерных стереотипов (для женщин – как выглядеть красиво, для мужчин – активный образ жизни).
По статистике женщины ценят в мужчине: чувство юмора, внимание и чуткость, материальный достаток, высокий уровень интеллекта (внешняя привлекательность на последнем месте). Женские предпочтения зависят от семейного статуса (замужняя, незамужняя, разведенная).
Презентация по теме: «Гендер-социальный пол»
Содержимое разработки
Гендер – социальный пол
ЧИСЛЕННОСТЬ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
В общей численности населения, процентов
Качества, которые больше всего ценят женщины в мужчинах
Несоответствие гендерных ролей
Несоответствие гендерных ролей
Воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских социальных ролей
Рабочий лист урока обществознания по теме: «Что такое гендер»
Рабочий лист урока обществознания по теме: «Что такое гендер» (5 класс).
Проверка домашнего задания. Выполнить тест:
1. Подростковый возраст охватывает период жизни:
1) с 7 до 15 лет 2) с 10 до 14 лет 3) с 11 до 15 лет 4) с15 до 20 лет.
2. Несовершеннолетние- это те, кто не достиг возраста:
1) 14 лет 2) 16 лет 3) 18 лет 4) 20 лет.
3. Пятиклассники- это: 1) младшие школьники 2) старшие школьники
3) младшие подростки 4) старшие подростки. 4. Заниматься предпринимательской деятельностью с согласия родителей можно:
1) с 12 лет 2) с 14 лет 3) с 16 лет 4) с 18 лет.
5. Уголовная ответственность в нашей стране наступает:
1) с 12 лет 2) с 14 лет 3) с 16 лет 4) с 18 лет.
6. Возраст – это определённое положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью: 1) Да 2) Нет.
7. Пятиклассники- люди, переходящие из мира детства в мир взрослых: 1) Да 2) Нет.
8. Наряду со словом подросток употребляется слово тинейджер: 1) Да 2) Нет. 9. В США и в Великобритании подростков называют просто «тинами»: 1) Да 2) Нет. 10. С 14 лет наступает ответственность за ряд тяжких преступлений: 1) Да 2) Нет.
Внимание! За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10 баллов.
Прочитать отрывок стихотворения Самуила Маршака и детской песни:
Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек И зелёных лягушек.
Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных,
Вот из этого сделаны девочки.
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки!
Беседа: 1. О чём эти стихотворение и песня?
2. Согласны ли вы с содержанием стихотворения и песни? Свою точку зрения обоснуйте.
3. В чём сходство и различия мальчиков в стихотворении и песне?
4. В чём сходство и различия девочек в стихотворении и песне?
5. В чём сходство и различия мальчиков и девочек в стихотворении и песне? Внимание! За каждый правильный ответ – до 2 баллов.
Максимальное количество баллов – 10 баллов.
Работа с заданием № 1 (стр. 46) рабочей тетради. Завершите предложение: Настоящая женщина должна быть………………………………………………… Настоящий мужчина должен быть……………………………………………….
За каждый правильный ответ – до 2 баллов. Максимум– 4 балла.
Работа с учебником: чтение учениками рубрики «Интересные факты » на стр. 93 и 96: доказывают или опровергают данные факты представления людей о мужчинах и женщинах как о сильном и слабом поле. Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Работа с заданием № 3 (стр. 48) в рабочей тетради: объясните, может ли профессиональная деятельность влиять на гендерные роли женщин и мужчин в обществе? Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Работа с таблицей учебника (стр. 94) и заданием № 5 в рабочей тетради: какие черты (качества) должны быть присущи мужчине и женщине в современном обществе? Внимание! За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум– 12 баллов.
Работа с иллюстрацией на стр. 95 учебника: какие качества в отношениях супругов оно иллюстрирует?
Внимание! За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 5 баллов.
Работа с заданием № 6 (стр. 50) в рабочей тетради: спорят два пятиклассника. Кого бы вы поддержали в этом споре и почему? Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Работа с иллюстрацией на стр. 97 учебника: какие гендерные роли женщины отражены на картине Аполлинария Васнецова «В горнице древнерусского дома московских времён»?
Работа с текстами № 1 (вариант 1) и № 2 (вариант 2): Текст № 1. К.К.Платонов писал, что учеными-этнографами на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда учёный познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Почему игрой в куклы продолжали интересоваться только мальчики этого племени? Текст № 2. В семье Д. нет чёткого разделения домашних обязанностей на мужские и женские. Если муж приходит домой раньше, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать. Каждый вечер все члены семьи собираются вместе, рассказывают о событиях дня, обсуждают возникшие проблемы. Какой вывод о воспитании в семье Д. можно сделать?
Задание: игра «Да» или «Нет». Я утверждаю, что… Вопросы: 1. Гендер- это социальный пол (мужской или женский). 2. Пол человека зависит только от физического строения тела. 3. Только у человека есть социальный пол, т.к. человек живёт в обществе. 4. Древнегреческий философ Платон считал, что мужчина и женщина всегда были разными существами. 5. В 1960-е годы социологами был введён термин «гендер». 6. Гендер не связан с особенностями жизни мужчины и женщины. 7. Основная роль женщины- рождение и воспитание детей, забота о них. 8. Традиционно женщина- это глава семейства, её кормилец. 9. Мужское начало связано с чёткостью в мыслях и действиях. 10. Женское начало связано с инициативой, волей, стремлением к лидерству. Внимание! За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 9 баллов.
Оцените свою работу на уроке!
3 балла – не совсем доволен, т.к. в моей работе было много недостатков
2 балла – не доволен совершенно 1 балла – не могу оценить свою работу
Подсчитайте общее количество баллов!
Описание презентации по отдельным слайдам:
Гендер – социальный пол
План урока 1. Понятие гендера 2. Гендерные стереотипы и роли 3. Гендер и социализация 4. Гендерные отношения в современном обществе
Немного статистики ЧИСЛЕННОСТЬ МУЖЧИН ИЖЕНЩИН Годы Все население, в том числе В общей численности населения, процентов млн. человек мужчины женщины мужчины женщины 1926 92,7 44,0 48,7 47 53 1939 108,4 51,1 57,3 47 53 1959 117,2 52,2 65,0 45 55 1989 147,0 68,7 78,3 47 53 1996 148,3 69,5 78,8 47 53 2009 142,7 65,9 76,8 46 54 2015 146,3 67,8 78,5 46 54
Из энциклопедии Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
В морозное утро, на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих были без шапок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему те без головного убора, один ответил «Мне совершенно не холодно?», а другой «Я испорчу прическу».
Выберите качества, присущие настоящей женщине и настоящему мужчине.
Мужчина Женщина Логичность Конкретность Уравновешенность Властность Самоуверенность Независимость Индивидуальность Сила Импульсивность Активность Упёртость Ленивость Интуитивность Любознательность Экспрессивность Суетливость Мягкость Порядок Сентиментальность Слабость Обидчивость Пассивность Постоянство Верность
Гендерные роли и гендерные стереотипы
Гендерные роли Модели поведения, характерные для мужчин и женщин, а также те ожидания, которые предъявляют окружающие к людям, выполняющим эти роли.
сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины Гендерные стереотипы
Несоответствие гендерных ролей
Несоответствие гендерных ролей
Гендерная социализация Воспитание девочек и мальчиков для выполнения предписанных им мужских и женских социальных ролей
Немецкий социолог Габриела Куби говорит о Gender Mainstreaming’e: «Речь идет о социальной инженерии, о создании нового поло-вариабельного человека»
Школьники будут поставлены перед фактом, что люди могут быть гетеросексуалами, гомосексуалистами, лесбиянками, бисексуалами или транссексуалами и будут приглашены причислить себя к одной из этих категорий.
К чему было придумывать новое глобальное понятие «гендер», «пронизывающее» все сферы жизнедеятельности, коли обычных категорий «пол», «семья», «профессия» и т.д. в 99,9% людских случаев вполне достаточно? Константин Штемлер «Анатомия Гендера, или страшная сказка о девочках и мальчиках»
Домашнее задание: §17 Задание 1- 6
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Номер материала: ДВ-504670
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании
Время чтения: 2 минуты
Российские студенты стали чемпионами мира по программированию
Время чтения: 1 минута
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
С кем чаще работают школьные психологи
Время чтения: 3 минуты
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Конкурс «Учитель года» будет проходить в новом формате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по обществознанию «Гендер- социальный пол» 11 класс
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 11 КЛАСС ДАТА_____
1. Определить особенности гендерных стереотипов в современном мире; помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятии себя как представителя(-ницу) того или иного пола.
2. Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, пространственного воображения, смекалки и т.д.; развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог; развитие мировоззрения.
3. Воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, независимо от половой принадлежности; обратить внимание на процесс выстраивания взаимоотношений с противоположным полом.
Рассмотреть гендерные стереотипы и их негативную роль в обществе; изучить социальные представления и предназначении мужчины и женщин в обществе; выявить ложные гендерные стереотипы.
Ожидаемые результаты урока:
После этого урока ученики научатся выявлять и определять социальные стереотипы, поймут глубину проникновения гендерных стереотипов в повседневную жизнь, смогут анализировать и предупреждать риски существующих стереотипов.
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний и умений.
1. Чем понятие «гендер» отличается от понятия «пол»?
2. Что мы имеем в виду, когда говорим о стереотипах?
3. Приведите примеры расовых и национальных стереотипов?
4. Какие риски возникают, если придерживаться стереотипных взглядов?
3. Мотивационное слово учителя.
В морозное утро, на автобусной остановке стояли двое. Несмотря на то, что на улице было очень холодно, оба ждущих, были без шапок. Когда сидящая на остановке пожилая женщина спросила у них, почему же те без головного убора, один ответил: «Мне совершенно не холодно?», а другой «Я испорчу прическу!».
Скажите, кто из них – девочка, а кто – мальчик? Свой ответ аргументируйте.
Как вы определили пол наших героев?
Были ли разногласия в ответах?
Вероятно, что выполнение задания ни у кого не вызвало особых трудностей. Ведь «все мальчики не боятся мороза», а «все девочки беспокоятся только о своей внешности ». Но почему вы так думаете? Неужели вы знаете всех в мире мальчиков и всех в мире девочек? Конечно же, нет. тогда на основании чего вы сформулировали свой ответ? Наверное, на основании того, что в обществе существуют устойчивые представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Существуют так называемые стереотипы – гендерные стереотипы. Определению особенностей такого рода стереотипов и их особенностей мы посвятим наш урок.
4. Изучение нового материала.
Разбить класс на две группы «Юноши» и «Девушки».
По окончании работы группы защищают свои проекты.
2 этап. Механизмы действия стереотипов.
Слово учителя. Гендерные стереотипы пришли к нам из древних времен. они унаследованы от устоев жизни ранних цивилизаций и культур. Со временем в обществе с помощью стереотипов формируются представления о том, какими должны быть девочки и женщины, мальчики и мужчины. Эти взгляды воплощаются в такие нормы, которые становятся моделями для подражания. На основании этого всем женщинам и всем мужчинам навязываются определенные правила поведения, которых они должны придерживаться.
Гендерные стереотипы – это формы поведения, которые общество ожидает от людей в зависимости от их пола.
Общество поощряет тех, чье поведение полностью соответствует гендерным стереотипам, и осуждает тех, кто с каких-нибудь причинам не вписывается. Общество поощряет тех, чье поведение полностью соответствует гендерным стереотипам, и осуждает тех, кто с каких-нибудь причинам не вписывается в предложенные рамки. Против людей, которые «не такие, как все», возникают определенные предубеждения. На их основании рождаются предрассудки.
Предубеждения могут быть как положительными, так и отрицательными.
Подготовьте друг другу вопросы, которые вас интересуют, но вы стесняетесь спросить
3 этап. Преодоление стереотипов
Упражнение 3. Мозговой штурм «Опасность стереотипов»
Ученики должны определить, в чем состоит опасность стереотипов.
Перед окончанием урока обсудить.
1. Назовите основные факторы формирования стереотипов относительно женщин и мужчин.
2. Нужно ли уж важно преодолевать гендерные стереотипы? Возможно, их лучше «не замечать»?
3. Как влияет стереотип на личность человека, его индивидуальность?
4. Существуют безвредные стереотипы?
5. Как преодолеть стереотипы?
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Мне нравится быть девушкой…
Мне нравится быть парнем …
Мне не нравится в мужчинах …
Мне не нравится в женщинах …
Я завидую девушкам потому что …
6. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о проявлении гендерных стереотипов в рекламе, профессиональной деятельнеости.
Гендерная роль –совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для каждого пола.
Эмансипация женщин- предоставление равных прав женщине наравне с мужчиной