Гчп проекты что это

Простыми словами о государственно-частном партнерстве (ГЧП): понятие, плюсы и минусы, история и примеры партнёрства

Гчп проекты что это

Что действительно из себя представляет ГЧП? Какими плюсами и минусами эта форма партнёрства обладает? Эксперты нашего издания в этом материале доступно рассказывают обо всех ключевых нюансах государственно-частного партнерства.

Что такое ГЧП?

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.

ГЧП — эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры, отсутствие и неудовлетворительное состояние которой влияет на уровень жизни граждан и препятствует успешному экономическому развитию.

Многие сферы (транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ) в России активно развиваются благодаря ГЧП. Широкое внедрение ГЧП связано с необходимостью привлечения инвестиций в проекты, для реализации которых не всегда бывает достаточно бюджетных средств, а также с необходимостью привлекать к реализации инфраструктурных проектов частные компании, которые будут участвовать не только в стадии строительства, но и будут ответственными за весь жизненный цикл объекта инфраструктуры.

Когда появилось ГЧП в мире и как оно работает в других странах?

Впервые термин «ГЧП» упоминался в США в начале 20 века, однако его значение не совсем соответствует современному определению. Под ГЧП понималось прежде всего совместное государственное и частное финансирование образовательных программ. В середине 20 века сфера взаимодействия публичных и частных партнеров стала шире. Впоследствии институт ГЧП приобрел современный облик и позволил государствам реализовывать проекты по созданию и обновлению инфраструктуры.

Российский рынок концессий и ГЧП стал формироваться немного позднее, чем во многих других странах. Например, в Индии и Германии это происходило с начала 2000-х годов, а в Великобритании, Канаде и Австралии – еще в 1990-х.

Принято считать, что современное очертание ГЧП появилось в Великобритании в 1992 году – благодаря программе Private Finance Initiative (PFI, дословно – «инициатива по частному финансированию»). Основной задачей было снизить издержки бюджета. Позже на первом плане оказался другой принцип – эффективность. За несколько лет до появления программы PFI похожую концепцию опробовали австралийцы. Именно эти государства – Великобритания и Австралия – к настоящему времени используют ГЧП наиболее активно.

Гчп проекты что это

Франция также активно реализует проекты ГЧП для создания и обновления инфраструктуры. Например, всем известная Эйфелева башня тоже связана с ГЧП. В 2005 году компания SETE (la Société d’Exploitation de la Tour Eiffel) заключила контракт с мэрией Парижа для изменения внешнего вида Эйфелевой башни и ее обслуживания. Прибыль по этому проекту за первые четыре года реализации значительно увеличилась и составила €65,7 млн.

В целом наличие или отсутствие проектов ГЧП в той или иной стране зависит от двух основных факторов. Первый – заинтересованность государства в развитии этого инструмента, второй – экономическая ситуация. Если наблюдается профицит бюджета, строить и развивать инфраструктуру зачастую можно и за бюджетные деньги без участия инвесторов. Однако профицит бюджета – скорее исключение из общего правила.

В мире есть разные модели ГЧП и особенности их использования в тех или иных государствах. Например, в Австралии доминируют региональные проекты: у каждого штата собственная политика. Самая распространенная схема – это модель Design, Build, Finance and Operate (DBFO, дословно – «проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация»). Российское законодательство о концессиях и ГЧП предусматривает реализацию проектов на основании модели BTO (Build — Transfer — Operate), либо BOT (Build — Operate — Transfer), либо BOO (Build — Own — Operate), когда на основании соглашения о ГЧП собственность остается у частного партнера. Модель BTO и BOT предполагает строительство и эксплуатацию объекта инвестором с передачей его в собственность государству (в случае концессий собственность передается сразу после создания объекта, в случае соглашений о ГЧП — обычно по окончании соглашения).

Становление ГЧП в России имеет свои отличительные черты в силу определенных исторических и социально-экономических предпосылок.

Гчп проекты что это

Открытие железной дороги между Петербургом и Царским Селом, июль 1837

Отголоски этого механизма появились в отечественном государственном управлении еще в конце 19 века. Один из первых крупных концессионных проектов по строительству железнодорожной ветки из Петербурга в Царское Село был запущен при Николае I: государство в целях реализации проекта обеспечило инвестора земельным участком и соответствующими гарантиями. Похожим образом функционируют проекты ГЧП и сегодня: по действующему законодательству публичный партнер принимает на себя обязательства по предоставлению земельного участка и определенных гарантий для частного партнера.

Существует позиция о том, что в качестве отправной точки развития ГЧП в современной России можно считать 2004 год, когда утвердили и сформировали Совет по конкурентоспособности при Председателе Правительства РФ. К числу задач данного органа относилось налаживание сотрудничества органов власти и бизнес-сообщества. Аналогичные консультативные органы стали формироваться в министерствах и ведомствах, в том числе в субъектах РФ. Уже впоследствии подготовили законодательную базу для основных моделей проектного сотрудничества государства и бизнеса (закон № 115-ФЗ о концессионных соглашениях и закон № 224-ФЗ о ГЧП). В настоящее время наиболее распространенной формой ГЧП, основанной на принципах взаимного распределения рисков, софинансирования капитальных и операционных затрат со стороны инвестора, а также повышения качества оказываемых услуг является именно концессия. По данным Минэкономразвития РФ, в период с 2005 по 2020 год в России заключено более 3 000 концессионных соглашений.

Плюсы и минусы

Основной плюс ГЧП состоит в том, что результаты сотрудничества государства и бизнеса может увидеть и ощутить на себе каждый. Мы ежедневно пользуемся услугами в сфере транспорта, здравоохранения, образования и других областях. Качество инфраструктуры так или иначе влияет на нашу жизнь, поэтому постоянное обновление старых и создание новых объектов – залог успешного развития страны. Специфика ГЧП позволяет государству получить готовый объект в собственность при минимальных затратах. При этом благодаря инструментам ГЧП возможно пользоваться компетенцией и опытом частной стороны. К тому же проект ГЧП предполагает эксплуатацию инвестором инфраструктурного объекта и оказание им соответствующих услуг населению с применением современных методов и технологий, что зачастую менее эффективно в случае выполнения этих задач самим государством.

При нехватке бюджетных средств государство получает готовый для использования объект в кратчайшие сроки. Более того, отсутствует необходимость в проведении отдельных тендерных процедур для каждого этапа проекта: проектирования, строительства, эксплуатации. Вместо этого отбор частного партнёра или концессионера производится один раз на весь срок проекта.

Минусов у ГЧП практически нет, можно отметить лишь один нюанс: инфраструктура – это территория преимущественно больших и длинных денег. В связи с этим подготовка и согласование проектов ГЧП может длиться не один год. Некоторые инфраструктурные проекты находятся на согласовании государственных органов годами и из-за этого в ходе подготовки могут изменить свою юридическую конструкцию (например, с проекта ГЧП на госзаказ).

Таким образом, вектор развития ГЧП зависит от нескольких составляющих: наличия качественных институциональных механизмов, сильных стратегических инвесторов-предпринимателей и потенциала государственного сектора. По мнению большинства участников рынка, тормозит развитие ГЧП в России не отсутствие потенциальных инвесторов и даже не отсутствие совершенного законодательства. Главная причина застоя отрасли – консерватизм некоторых чиновников.

Критика ГЧП

ГЧП периодически подвергается критике со стороны ФАС. Антимонопольные органы пытаются признать «скрытыми» госзакупками некоторые концессионные соглашения по необоснованным причинам. Об этом мы уже рассказывали ранее.

Также к инструментам ГЧП скептически относятся отдельные представители государственных органов в регионах. Они не видят существенной разницы между реализацией проекта по механизму ГЧП и посредством госзаказа. Некоторые чиновники для создания инфраструктурных объектов выбирают второй путь, поэтому в субъектах до сих пор присутствует нехватка современных больниц, школ, дорог, аэропортов и др.

Самые яркие примеры ГЧП в России

ГЧП в России является достаточно молодым институтом, но за время его существования инфраструктурный рынок стал свидетелем ряда крупных и значимых в масштабах всей страны проектов. Они оказали влияние на развитие отечественной инфраструктуры и потребовали применения новых подходов к структурированию и финансированию сделок. Самые капиталоемкие и во многом определяющие вектор развития ГЧП – транспортные проекты (преимущественно авто- и железнодорожные).

Крупнейшее на сегодня концессионное соглашение заключено в 2018 году по строительству железнодорожной линии Элегест – Кызыл – Курагино на 192,4 млрд руб. Второе место по стоимости проекта занимает строительство автодорожного обхода Тольятти с мостом через Волгу за 120,8 млрд руб. Замыкает тройку крупнейших другой железнодорожный проект – по созданию линии Обская – Салехард – Надым Северного широтного хода стоимостью 113 млрд руб.

Гчп проекты что это

Автодорожный обход Тольятти с мостом через Волгу

Указанные концессии и еще несколько из числа самых масштабных запущены в порядке частной инициативы по предложению инвестора, в то время как в других странах инициатива запуска таких проектов чаще исходит от публичной стороны.

Проекты в транспортной сфере доминируют не только в российской практике. Например, среди крупнейших сделок США также преобладают проекты по строительству и реконструкции дорог. Это происходит в силу капиталоемкости и особой значимости транспортных проектов для развития инфраструктуры страны в целом. Будучи не столь распространенными, как, например, проекты ГЧП в коммунальной сфере, они во многом формируют облик отечественного рынка.

Перспективные направления в сфере ГЧП

Одним из перспективных направлений в сфере ГЧП является область информационных технологий. Пока в России в сфере ИТ реализуется единственный проект на основании соглашения о ГЧП. Он связан с созданием системы цифровой маркировки товаров.

Запуск «цифровых» концессий и соглашений о ГЧП – одно из будущих направлений развития инфраструктурного рынка. Сейчас в этой сфере запланированы как минимум две крупные инициативы: по созданию федеральной автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК, ориентировочная стоимость проекта – 63 млрд руб.) и системы мониторинга санкционных грузов.

Также особый интерес вызывают проекты, связанные с внедрением искусственного интеллекта в систему здравоохранения. Их реализация позволит вывести медицину в России на новый уровень.

К сожалению, текущее снижение экономической активности из‑за пандемии и падения цен на нефть приведет к сокращению количества и объема запускаемых инфраструктурных проектов в среднесрочной перспективе. Но это не повод способствовать стагнации отрасли. Наоборот, партнерство государства и бизнеса сейчас – та самая «вакцина», которая сможет помочь экономике восстановиться и выйти на качественно иной уровень. Бизнес будет активно способствовать выходу страны из кризиса, поэтому должны быть созданы условия для успешного развития сферы ГЧП. Она нуждается в постоянном обновлении и в совершенствовании нормативной базы. Открытость, гибкость и еще раз гибкость в отношениях сторон ГЧП – главный принцип законотворческой деятельности. Законодательство должно открывать для обеих сторон (государства и бизнеса) возможность достичь условий, которые были бы им максимально выгодны. Тогда можно говорить о ГЧП и его положительных результатах.

Партнёрство государства и бизнеса сейчас – это в первую очередь колоссальная экономия ресурсов (времени и бюджета) для публичной стороны. ГЧП для инвестора – гарантия того, что вложенные деньги окупятся, пусть и в долгосрочной перспективе.

Источник

Что такое ГЧП. Объясняем простыми словами

ГЧП (государственно-частное партнёрство) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.​

В результате такого сотрудничества государство получает функционирующий объект (дорога, школа, электростанция), а предприниматели зарабатывают средства на строительстве и/или последующей эксплуатации объекта.

Первый пример ГЧП в современной России — строительство станции аэрации в московском Южном Бутове в 1998 году немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Построенная станция больше 12 лет была в собственности компании, которая получала средства за её эксплуатацию. А потом станцию передали городу.

Также существуют муниципально-частные партнёрства (МЧП): муниципальные образования проводят открытый конкурс на выбор инвестора.​ ГЧП и МЧП отличаются только масштабами.​

Пример употребления на «Секрете»

«Чтобы удержать людей на Дальнем Востоке и в северных регионах, нужно обеспечить им качественные условия жизни. А это означает серьёзные бюджетные вложения в социальную и коммунальную сферы. Конечно, часть может осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства. Но всё равно в этом партнёрстве финансовая нагрузка на государство неизбежно будет высокой, так как в этих регионах дорого любое строительство, а рыночный спрос на услуги — не очень большой».

(Руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП Моисей Фурщик — о том, как должна развиваться Россия.)

Нюансы

Государственно-частное партнёрство регламентируют два федеральных закона:

Формы ГЧП:

Соглашение о ГЧП защищает вложения инвестора: оно гарантирует возврат денег. Более того, в этом документе прописывают норму доходности. Если она ниже установленного уровня, государство компенсирует разницу.

Концессия — более рискованная для бизнеса форма сотрудничества. Чтобы вернуть деньги, у инвестора есть определённый срок — период действия соглашения. Вложения должны окупиться за счёт взимаемой с пользователей объекта платы.

Главная сфера, где используется государственно-частное партнёрство, — инфраструктура. Это могут быть:

Цифры

Больше всего концессий заключают в коммунально-энергетической сфере (90%). На социальную сферу приходится 7% и всего 3% — на транспортную.

В Москве реализуются по договорам ГЧП более 50 проектов в различных отраслях:​

Источник

Гчп проекты что это

У государства существует широкий спектр инструментов влияния на экономику. Одним из них является государственно-частное партнерство. Что оно собой представляет? В каких случаях к нему обращаются? Можно ли привести примеры реализованных проектов ГЧП?

Общая информация

Гчп проекты что это

Для начала давайте разберемся с терминологией. ГЧП – это один из множества способов развить общественную инфраструктуру, который базируется на долгосрочном взаимодействии бизнеса и государства. При этом частная сторона принимает участие не только в проектировании, финансировании и строительстве объекта, но и в его последующей эксплуатации, предоставлении услуг на созданной базе, техническом обслуживании и реконструкции.

Какие цели при этом преследуются? Главное, чего хочет достичь государство – стимулирование привлечения инвестиций частных лиц и структур в производство потребительских товаров, услуг, работ. Этот подход применяется тогда, когда необходимо обеспечить определенное публично-правовое образование за счет конкретного бюджета, а также сократить участие властных структур в определенном секторе экономики. Последнее выполняется исключительно в тех случаях, когда бизнес может эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

С юридической точки зрения ГЧП – это форма взаимоотношений определенного публично-правового образования (например, Российской Федерации, отдельного субъекта РФ, конкретного муниципального образования) и частных лиц. Строятся они на соглашении концессионном (КС) или государственно-частном партнерстве (СГЧП), которые заключаются между участниками. По своей природе они являются гражданско-правовыми документами.

Законодательные основы

Итак, мы уже выяснили, что собой представляет ГЧП. Это неплохое начало, но для более внимательного изучения необходимо узнать множество деталей, на которых базируется этот механизм. Законодательное определение для него содержится в федеральном законе № 224-ФЗ от 13.07.2015. В статье № 3 дается определение ГЧП. Это было уже рассмотрено ранее. Более интересными являются понятия СГЧП и КС. С точки зрения законодательства – это самостоятельные правовые институты.

Таким образом, рассмотрение, заключение и реализация соглашений регулируется разными федеральными законами. Но при этом КС является одной из моделей (форм) ГЧП. Чтобы заключить соглашение, необходимо решение уполномоченного публичного органа, который представляет интересы определенного публично-правового образования. В нем должно четко и недвусмысленно быть объявлено о начале реализации конкретного проекта.

Для заключения КС или СГЧП законодательством предусмотрен процесс проведения торгов в виде конкурса, на котором участники борются за право заключить соглашение. Хотя предусмотрены и отдельные случаи, когда оно заключается без него. Механизм ГЧП – это популярная и быстроразвивающаяся форма взаимодействия между частными инвесторами и государством, которая предполагает распределение рисков между ними.

О моделях и законодательных моментах

Как ранее говорилось, СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами. Отличие между ними заключается вот в чем:

Гчп проекты что это

Вот такие формы ГЧП предусмотрены. Какая именно из них будет использована, зависит от преследуемых целей. Какие общие свойства имеют формы ГЧП? Вкратце, это:

О преимуществах для частной стороны

Гчп проекты что это

Что же получает инвестор, который выбирает государственно-частное партнерство? Механизмы реализации ГЧП закрепляются в долгосрочном соглашении. Также частник может получить земельный, лесной, водный участок без торгов (но только для реализации оговоренных целей). Еще один приятный момент – это возможность софинансирования проекта публичной стороной или же получение дополнительных гарантий (например, минимальной доходности).

Благодаря наличию довольно широких возможностей для работы часто используются дополнительные способы увеличения выручки. Это и оказание дополнительных платных услуг, и применение оптимальных решений, которые позволяют снизить траты на этапах как создания, так и использования объекта. Также эта модель позволяет закрепиться в сферах, которые традиционно считаются государственными. Кроме того, часть рисков передается публичному партнеру. Это позволяет более уверенно смотреть на реализацию проекта и его последующую эксплуатацию.

О преимуществах для государства

Гчп проекты что это

Вот мы и ответили на вопрос о том, что привлекает частный бизнес в ГЧП. А какова выгода для государства? Вот краткий перечень основных преимуществ, которые приносит развитие ГЧП:

Наиболее важным и перспективным здесь является первый пункт. Следует признать, что у государства не хватает денег на полное выполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому механизм ГЧП позволяет минимизировать все негативные моменты и сделать жизнь более комфортной как для граждан, так и для тех, кто обязан заботиться о нас.

Об организации

Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты. Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:

По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список – это форма контракта, которую он принимает на практике. Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие.

О примерах

Гчп проекты что это

Итак, нами уже было рассмотрено понятие, формы, возможные области применения и модели ГЧП. Этой теории хватит, чтобы иметь базу, позволяющую разбираться в реальных ситуациях. Чтобы лучше ознакомиться со всеми механизмами, будут рассмотрены примеры ГЧП как регионального, так и федерального уровня. И первым на очереди у нас Камчатский край.

В 2010 году там было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, что позволяло привлекать средства различных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов. Как дополнение на уроне самого Камчатского края был принят нормативно-правовой документ «О государственно-частном партнерстве». Было предусмотрено ГЧП в виде концессионных соглашений в сфере энергетики. При этом проекты создаются на принципах государственного (или муниципального) и частного партнерств. На территории Камчатского края предусмотрена передача на время объектов имущества с целью реконструкции и последующей модернизации.

Еще один интересный момент, о котором не было упомянуто ранее, – это плата концедента. В чем ее суть? В случаях, когда предусмотрен этот механизм, государство (или орган местной власти) может выплачивать партнеру определенную сумму. Это необходимо в случаях реализации проектов, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью. В качестве примера можно назвать социальные объекты.

А что с примерами на федеральном уровне?

Гчп проекты что это

Можно ли рассказать здесь о чем-то? Да, есть целый ряд событий, которые были следствием ГЧП. Что же интересует частный бизнес в данном случае? Например, можно привести несколько громких случаев, связанных с транспортной сферой. В первую очередь следует вспомнить о строительстве западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, а также трассу от города к Москве. Но, пожалуй, наибольшую известность в стране приобрела система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон», из-за которой довольно длительное время наблюдались забастовки по всей стране.

Но просто количественные цифры не дают полного представления. Поэтому давайте поговорим о стоимости. Сколько денег получили проекты ГЧП? Точнее, частных вложений, ведь государственные деньги – это наши средства, собранные как налоги. В данном случае было привлечено около 700 миллиардов рублей. При этом 440 из них направлены на региональные проекты.

О критике

Практически всегда можно найти людей, недовольных каким-либо нововведением. ГЧП в России тоже поддается критике. И это делают не только простые граждане, но и многие высокопоставленные государственные служащие. Так, можно привести слова главы ФАС Игоря Артемьева, который первого марта 2017 года журналистам заявил, что целый ряд проектов государственно-частного партнерства является имитацией концессии. В качестве аргументации он сообщил, что в них все расходы компенсируются за счет бюджета. И частные компании не вкладывают своих средств. Дополнительно об этом сообщил заместитель главы ФАС Рачик Петросян. По его словам, государственно-частное партнерство используется как механизм для обхода госзакупок. И в качестве подобного злоупотребления был приведен пример строительства дороги Стерлитамак-Магнитогорск.

Одновременно эти слова в штыки воспринимают другие высокопоставленные государственные служащие. Так, например, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский заявил, что такие заявления представляют угрозу для работы всего механизма ГЧП.

Возможности развития

Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов.

Гчп проекты что это

Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило.

Также довольно остро стоит вопрос о коррупции. К примеру, после принятия решения о внедрении системы «Платон» было множество неудовлетворенных людей, которые считали, что это результат близкой дружбы Ротенбергов с президентом Российской Федерации. Но тот факт, что об этом говорят, кое-что да значит. Конечно, недостатки есть, но пока с этим будут бороться, совершенствуя сам механизм, дела будут постепенно улучшаться. Не следует считать, что абсолютно все ужасно. Ведь есть люди вроде Игоря Артемьева, которые высказываются против всех недостатков. И есть правоохранительные структуры, борющиеся с преступностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *