двери в японском доме название
Межкомнатные раздвижные двери в японском стиле: классические сёдзи и современные конструкции
Раздвижные двери или перегородки часто используют внутри помещений для разделения их на зоны или для перекрытия проходов между комнатами. Современный рынок предлагает множество вариантов раздвижных дверей, отличающихся друг от друга конструкцией, материалом, формой, дизайном и наличием дополнительных функций.
К этому виду изделий относятся и специфические межкомнатные раздвижные двери в японском стиле, выделяемые в отдельную группу, за свое необычное оформление. Створки таких конструкций представляют собой решетчатый каркас из дерева, ячейки которого затянуты тонкой бумагой, матовым стеклом или тонком непрозрачным полимером.
Сёдзи — межкомнатные раздвижные двери в японском стиле
Название традиционной японской двери имеет китайские корни и применяется также для обозначения раздвижных перегородок и окон. Классическая сёдзи представляет собой прочный каркас из древесины или бамбука, между сторонами которого расположены горизонтальные и вертикальные рейки. Пространство между рейками закрыто тонкой бумагой, изготовленной по особой технологии. В современных моделях «под сёдзи» бумагу могут заменять более прочные материалы: натуральное или искусственное стекло, или же листы тонкой матовой пластмассы.
Японская бумага, используемая при изготовлении перегородок, производится из смеси особого сорта древесной коры, бамбука и зерновых культур, в число которых входит рис. Именно наличием рисовой соломы в составе объясняется народное название бумаги – рисовая. Официально же она именуется – васи. Настоящая бумага васи производится натуральным способом, а её белоснежный цвет – результат воздействия солнечных лучей и снега. Полученный без воздействия химических средств материал, считается гипоаллергенным и экологически чистым.
Благодаря сочетанию компонентов и особой технологии изготовления, васи имеет высокую прочность и гибкость. К тому же, она имеет ряд дополнительных полезных свойств:
Уникальная бумага вагами (другое название — «васи») служит не только в качестве основного элемента для дверей – на ней пишут свои произведения художники и активно используют мастера каллиграфии. Простые граждане создают из васи фигурки оригами, а мастера дизайна – украшения и декорирующие элементы.
Однако настоящую японскую бумагу все реже применяют для производства дверей, заменяя на искусственные материалы или стекло. Причиной этому стала дороговизна специфического материала и сложность ухода за ним.
Современные технологии привели к замене материала створок, но никак не сказались на их конструкции. Межкомнатные дверные полотна, к слову сказать, раздвижные, все так же имеют вид прямоугольной рамы, и разделяются на четырехугольные сегменты пересекающимися рейками.
Иногда японскими дверями называют, похожие на них конструкции фусума, полотна которых двигаются по направляющим сверху и снизу. Бумага на створках этих дверей наклеена с двух сторон каркаса и иногда может заменяться шелковой тканью. Перегородки фусума, как правило, используют для разграничения больших помещений на зоны.
Современные вариации межкомнатных японских дверей
Мало кто из жителей Японии сегодня живет в классических домах и неукоснительно соблюдает вековые традиции. И все же, большинство японцев всеми силами старается не отступать от своей культуры и обустраивает жилище в национальном стиле.
Многие элементы этого стиля понравились жителям других стран, и они стали активно распространять его у себя на родине. Японское направление в дизайне помещений предполагает его обустройство в минималистском строгом стиле и обязательное наличие специфической раздвижной двери.
Межкомнатная дверь должна иметь правильную конструкцию, однако может быть выполнена из современных материалов. Для усиления этнического эффекта на её створки наносят тематические узоры или рисунки.
Каркасы и поперечины японских дверей изготавливают из натуральных или искусственных материалов:
Матовые или полупрозрачные сегменты полотен создают в помещении приятное равномерное освещение, имеющее большое значение для жителей Страны восходящего солнца. Оно создает гармонию в доме, настраивает на созерцательный и умиротворенный лад. Простая красота японских дверей межкомнатного типа привлекает своей естественностью и совершенством линий.
Размещение японских раздвижных дверей в проходах значительной ширины или в перегородках, разделяющих большие помещения на зоны, позволяет трансформировать территорию по своему усмотрению. Открывая полотна, можно наслаждаться простором и впечатляющим пространством, закрывая – уединяться для работы или отдыха.
Для создания располагающей и светлой атмосферы вставки окрашивают в светлые оттенки, если же дверь ограждает деловую комнату или кабинет – используются темные тона. Каркас и рейки из металла декорируют пленкой с древесным рисунком и стараются, чтобы все элементы конструкции гармонировали между собой, а также соответствовали восточной стилистике.
Владельцы элитных домов или помещений могут заказать настоящие японские двери из дорогостоящих традиционных материалов: бамбука, дерева и васи. Безусловно, подобная конструкция обойдется в достаточно дорого, но она повысит престижность жилища и статус его хозяев.
Устанавливают японские межкомнатные раздвижные двери так же, как и прочие конструкции этого типа: на потолок и пол монтируют направляющие рельсы, полотна оснащают роликовыми механизмами, а затем устанавливают створки на направляющие.
По расположению и вариантам движения полотен относительно стен, сёдзи или их аналоги подразделяются на:
По мнению дизайнеров и людей, разбирающихся в декоративном оформлении помещений, лучше всего японские двери смотрятся в широких межкомнатных проходах.
Японский стиль. Japanese style
Традиционный японский дом
Начнем свою экскурсию по японскому стилю с традиционного японского дома. Во многих статьях по японскому дому упоминается Минка (minka), что дословно переводится дом людей.
Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев. Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).
Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.
Рис. 1. Вот из такого, так сказать месива, делались стены традиционных японских домов |
Внутри минка две секции, в первой секции был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В «белой» части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.
Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную печь камадо (Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе doma – это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы такую кухню захотите повторить у себя.
Рис. 2. Печь камадо в японском доме |
Рис. 3. Традиционная японская кухня |
Рис. 4. Резиденция самураев |
Рис. 5. Дом самурая Nomura, Kanazawa |
Рис. 6. Фото современного дома в японской стилистике. Дом современного самурая |
Рис. 7. Современный дом с элементами архитектуры в японском стиле |
Дом визуально напоминает щитовой каркасный дом, но только частично разбираемый в зависимости от сезона года. Наружные стены, которые обращены к улице, зафиксированы и неподвижные, а стена, выходящая в дворик, делалась раздвижной. Называлась эта стена амадо (amado), выглядит как щит из сплоченных широких досок, устанавливались в холодную погоду или на ночь перед сёдзи.
Machiya это традиционные деревянные городские дома, которые наряду с деревенскими домами (noka) представляют японскую народную архитектуру (минка).
Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который определял форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие матия, то езжайте в Киото.
Рис. 8-9. Machiya в Киото |
Типичный Machiya это длинный деревянный дом с фасадом выходящим на улицу. Сам дом может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.
В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло «магазинное пространство» дома.
Остальная часть дома это так называемое «пространство для жизни», которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.
Рис. 10. Machiya схематическое изображение |
Рис. 11-12. Городские японские дома |
Сейчас в традиционных японских домах жить не комфортно, они не соответствуют современным требованиям жизни и постепенно такие дома исчезают, где-то сохраняются как исторические памятники. На фото ниже такой дом, вид у него, в отличии вышеприведенных картинок, унылый.
Рис. 13. Традиционный японский дом сегодня |
Сёдзи и амадо
Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.
Рис. 14. Традиционный японский дом минка |
Рис. 15-16. Раздвижные стены амадо |
Рис. 17. Наружный короб для амадо |
Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках |
Кстати на фото ниже современная интерпретация амадо, которые поднимаются на крюках.
Рис. 19. Современная интерпретация амадо |
Сёдзи – это перегородки, которые отделяют жилые помещения от веранды (энгава). Энгава это открытая галерея, которая огибает дом с двух или трех сторон.
Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется shoji.
Рис. 23. Изготовление сёдзи |
Рис. 24. Конструкция сёдзи |
Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.
Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.
Рис. 25. Традиционная технология изготовления бумаги васи |
Рис. 26. Бумага васи |
Рис. 27. Сёдзи в традиционном японском доме |
Дизайн сёдзи по внутреннему заполнению может быть разным, схемы напоминают аналогичные для дверей купе из алюминиевого профиля.
Рис. 28. Варианты заполнения сёдзи |
Японские шторы
Японские шторы или панели это ровные узкие полотна ткани, которые вверх закреплены на карнизе, а внизу утяжелителем, перейти к статье.
Двери фусума
Рис. 29. Интегрированная ручка в двери фусума |
Рис. 30-31. Изысканные ручки для дверей фусума |
Рис. 32. Двери фусума отделаны шёлком |
Рис. 33. Богато выполненные фусума |
Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок |
Кстати, ещё интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.
Рис. 35. Японские двери купе из дома музея в Kamamura, Japan |
Рис. 36. Раздвижные двери в японском стиле |
Рис. 37. Решетчатые перегородки отделяют зону приготовления от зоны приема пищи |
Рис. 38. Аналогичный прием для создания фасадов на кухне |
Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.
Рис. 39. Тумба японском стиле |
Рис. 40-41. Прихожая или фойе в японском городском доме |
Рис. 42. Древний генкан, вид сверху |
Рис. 43. Уже современное исполнение генкан |
Ещё немного фотографий генкан, но уже в современном исполнении. Добавляю фото, потому как тема минимализма в мебели интересна для меня. Светлые цвета и много дерева напоминает скандинавский стиль.
Рис. 44-47. Генкан в современном японском доме |
Рис. 48-50. Несколько примеров dojo |
Татами в японском доме
Пол в японском доме устилают татами. Татами это маты из прессованной рисовой соломы обшитые циновками, всё это по краям скреплено плотной тканью часто черного цвета.
Татами делают прямоугольными, размер их разный в разных частях Японии, в Токио размер 1,76 м * 0,88 м. Бедные горожане и сельские жители, в отличие от самураев, спали прямо на полу, подстелив мешки набитые рисовой соломой.
Рис. 51. Татами |
Рис. 52. Татами и сёдзи |
Рис. 53. Изготовление татами |
Хибати
Интересная часть японского дома это переносные очаги хибати, традиционно в японском доме они использовались для обогрева.
Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати по степени отделки в предмет искусства.
Рис. 54. Керамический хибати |
Рис. 55. Бронзовый хибати |
Рис. 56. Хибати в японском доме |
Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для создания интерьера в японском стиле.
Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.
Рис. 58-60. Японский хибачи |
Рис. 61. Японский хибачи в качестве элемента интерьера в японском доме |
Рис. 62. Рыболовный крючок держит чайник над ирори |
Рис. 63-64. Японский очаг |
Котацу (kotatsu) выглядел следующим образом: над очагом ирори с тлеющими углями ставили низкий стол, который накрывали одеялом, поверх которого клали толстую доску, читай как столешницу, по размеру стола.
Японцы всей семьёй садились вокруг Котацу, засовывали ноги под одеяло и грелись. Эта традиция сохранилась и сейчас, только вместо ирори используют электронагреватели, и всё потому, что в большей части Японии нет центрального отопления.
- двери в южном порту межкомнатные
- двери вавилона шаман кинг