двери в тамбур шлюз
Тамбур-шлюз
В соответствии сч.2, ст.37, ФЗ-123 тамбур-шлюзы в зависимости от предела огнестойкости, типа ограждающих конструкций подразделяются на 1 и 2 тип.
ПРЕДЕЛЫ ОГНЕСТОЙКОСТИ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ ПРЕГРАД
Наименование противопожарных преград
Тип противопожарных преград
Предел огнестойкости противопожарных преград
Тип заполнения проемов в противопожарных преградах
Светопрозрачные перегородки состеклением площадью более 25 %
I.Тамбур-шлюз 1 типа ограждается противопожарными перегородками 1 типа, перекрытиями 3 типа, заполнением проемов 2 типа. Стены и перегородки используются для предотвращения распространения пожара, дыма ( см. ДЫМ) и вредных веществ ( см. ТОКСИЧНОСТЬ ПРОДУКТОВ ГОРЕНИЯ) в пределах этажа.
Тамбур-шлюз первого типа устраивается в противопожарных стенах первого типа. Перегородки для тамбур-шлюза должны иметь предел огнестойкости ( см. ПРЕДЕЛ ОГНЕСТОЙКОСТИ КОНСТРУКЦИИ) не менее ЕI 45.
Для устройства тамбур-шлюза 1 типа используют перекрытия 3 типа, имеющие предел огнестойкости не менее REI 45 и выполненные из конструкций класса пожарной опасности К0. Такие перекрытия устраиваются для ограничения распространения огня по этажу и между этажами в течение времени, регламентированного пределом огнестойкости.
Заполнение проемов в тамбур-шлюзе 1 типа допускается дверями, воротами, окнами, люками, клапанами, имеющими предел огнестойкости не менее EI30 и огнестойкость двери не менее 30 минут.
II.Тамбур-шлюз 2-го типа ограждается перегородками 1 типа, перекрытиями 3 типа, заполнением проемов 2 типа.
Рис. 1 Схема устройства тамбур-шлюзов:
· а — при разделении пожаро-, взрывоопасных производств; б, в — при защите дверного проема в противопожарной стене 1 типа; г — при входе в лестничную клетку; д — при входе в лифт;
· А, Б, В, Г, Д — категории помещений по пожарной опасности;
· 1— тамбур-шлюз; 2 — противопожарная стена 1 или 2 типов, противопожарная перегородка 1 типа, 3 — противопожарная стена 1 типа; 4 —противопожарная дверь 2 типа; 5—противопожарная дверь 1 типа; 6 —деревянные двери без пустот толщиной не менее 4 см; 7 — двери из негорючих материалов; 8 — противопожарные перегородки 1 типа; 9 —противопожарные окна 2 типа.
Типы элементов тамбур-шлюза
Требования, предъявляемые к тамбур-шлюзам
В зданиях, сооружениях, пожарных отсеках ( см. ПОЖАРНЫЙ ОТСЕК) всех классов функциональной пожарной опасности ( см. КЛАСС ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ПОЖАРНЫХ ОТСЕКОВ ) по условиям технологии допускается предусматривать отдельные лестницы для сообщения между подвальным этажом и цокольным или первым этажом.
Ширину тамбуров и тамбур-шлюзов, расположенных на путях эвакуации, следует принимать больше ширины дверных проемов не менее чем на 0,5 м, а глубину — более ширины дверного полотна не менее чем на 0,5 м, но не менее 1,5 м.
При выходе в тамбур или тамбур-шлюз двух и более дверей не допускается взаимное пересечение траекторий открывания этих дверей (п. 4.3.11, СП 1.13130.2020) [5].
Статью «Эвакуационные пути. Требования пожарной безопасности к их устройству и эксплуатации» см. по ссылке.
Назначение и устройство тамбура-шлюза с подпором воздуха
Тамбур-шлюз – это помещение, оборудованное вентиляционной и противопожарной системами во избежание проникновения вредных или опасных веществ (пыли, газов, огня, паров) из одного помещения в другое.
В них монтируют системы вентиляции для создания избыточного давления до 20 Па (подпор воздуха). Это необходимо для поддержания заданных параметров воздушной среды внутри помещений, обеспечения надежной дымо- и газонепроницаемости. Согласно требованиям, такие помещения имеют самозакрывающиеся двери без запорных устройств.
В отличие от обычного, тамбуры-шлюзы выполняют функции защиты всего здания от возникновения аварийных ситуаций. Поэтому к их устройству предъявляются повышенные требования, регулируемые законодательством и Правилами пожарной безопасности.
Типы
В зависимости от особенностей ограждающих конструкций и уровня огнестойкости тамбур-шлюзы делятся на три типа (в соответствии с СНБ 2.02.01-98, п.4.9).
Целевое назначение
Тамбуры-шлюзы с подпором воздуха предназначены для защиты помещений категорий А и Б от любых других прилегающих помещений, имеющим высокий уровень взрывоопасности, в том числе коридоров, шахт лифтов, лестничных клеток. Помимо этого, такие конструкции необходимы в подвалах для их изоляции от шахт лифтов и лестничных пролетов, на лестничных клетках 3-го типа и в ряде других случаев.
Требования к устройству
Следуя нормам противопожарной безопасности, тамбур-шлюзы изготавливают из противопожарных перегородок и перекрытий. Противопожарные конструкции имеют дренчерные завесы с удельным расходом не менее 1 л/(см).
К размерам конструкции также предъявляются определенные требования. Она должна быть достаточно объемной, чтобы в нее можно было свободно войти, закрыть за собой дверь и открыть следующую, в другое помещение.
Минимальная ширина помещения составляет на 0,5 м больше ширины дверей. Глубина должна быть больше ширины дверного полотна не менее чем на 0,2 м, при этом быть не менее 1,2 м. При открывании дверей внутрь глубина помещения должна превышать размеры дверного полотна в два раза.
Двери со стороны помещений, не связанных с процессами производства или образования опасных материалов, жидкостей, газов, должны быть не менее 4 см толщиной. Двери для производственного цеха должны быть изготовлены только из негорючих материалов, без остекления.
Тамбуры-шлюзы, используемые как пути эвакуации, должны быть оборудованы дверями, открывающимися только по направлению движения людей.
Запрещается
Не допускается устройство тамбуров для одновременного выхода из нескольких помещений категории А и Б. Также запрещено эксплуатировать общие тамбур-шлюзы в качестве эвакуационных.
Площадь помещений защитного типа не может быть использована не по прямому назначению. То есть в них нельзя устраивать склады для инвентаря, стройматериалов, хозяйственных продуктов, одежды и т.д.
Тамбур-шлюз как должен работать?
Уважаемые, вопрос следующий:
Никак не могу нигде найти четкого понимания как предписано работать тамбур-шлюзу (ТШ), разделяющему помещения Б и В (с подпором воздуха) тип 1.
Практически все имеющиеся на рынке противопожарные ворота или медленные (15-20см/сек) или предназначены для закрытия проема только при пожаре.
Нам предлагают установить на оба проема обычные роллетные ворота (или скоростные), а на проем между пом.Б и ТШ противопожарную штору.
При пожаре она закроется. (эвакуация из помещения обеспечивается в другом месте). А в обычном режиме будет «нормально открытой».
У меня возникает сомнение, т.к. ТШ по своей сути должен препятствовать соединению помещений с разными категориями, а тут получается, что некатегорированные ворота препятствуют только проезду техники.
То есть вопрос следующий: Как должен работать ТШ? Должны ли ворота в нем быть «нормально закрытыми»?
Можно ли в такой ситуации использовать скоростные рулонные ПВХ ворота и нормально открытую противопожарную штору?
Руководитель группы архитекторов
Вопрос как раз в следующем: должны ли ворота, которые закрываются в тамбур-шлюзе постоянно (для предотвращения попадания пыли) быть противопожарными?
Причина вопроса банальная: противопожарные ворота МЕДЛЕННО открываются/закрываются. По факту, такая медленная скорость работы приведет к тому, что ворота будут все время открыты, что небезопасно.
Дополню: в разрезе СП 7.13130 ТШ рассматривается только как защита от ДЫМА при ПОЖАРЕ.
То есть в разрезе СП 7.13130 обычные ворота + противопожарная завеса прокатывает, как я понимаю.
В принципе, ЛЮБЫЕ ворота (в частности, рулонные из ПВХ пленки), как мне кажется, обеспечивают:
1. Сохранение подпора воздуха в режиме «пожара нет».
2. Предотвращение проникновения пыли в смежные помещения в режиме «пожара нет».
3. При пожаре срабатывает противопожарная штора и подпор тоже не позволяет дыму и т.п. проникнуть в ТШ (и далее) в помещения с категорией В и ниже.
Вот и вопрос: правильно ли мне кажется?
Сколько входов может быть в тамбур-шлюз?
Ситуация такова, что здание скромных размеров и в подвале следует устроить тамбур шлюз, перед лестницей, вход в него предполагается разместить по красной линии. Скажите помещение с 4-мя дверьми и подпором воздуха может считаться тамбур-шлюзом? нигде инфы не нашел. но логика термина тамбур-шлюз в текущей версии вроде соблюдена.
3.18 тамбур-шлюз: Объемно-планировочный элемент, предназначенный для защиты проема противопожарной преграды, выгороженный противопожарными перекрытиями и перегородками, содержащий два последовательно расположенных проема с противопожарными заполнениями или большее число аналогично заполненных проемов при принудительной подаче наружного воздуха во внутреннее выгороженное таким образом пространство – в количестве, достаточном для предотвращения его задымления при пожаре. |
соответственно увеличение количества дверей тамбур-шлюза повлечёт за собой корректировки в расчёт противодымной вентиляции (чем больше дверей открыто, тем выше нагрузка на вентиляцию; кроме того нужно учитывать объёмно-планировочные решения при проектировании системы дымоудаления, чтобы дым не перетекал из одного помещения в другое. )
ограничения на количество дверей тамбур-шлюза в нормативах я не встречал.
А вот в СП 2.13130.2012 есть пункт 5.3.4, по которому у нас было замечание от экспертизы в похожем случае.
5.3 Противопожарные преграды
5.3.1 К строительным конструкциям, выполняющим функции противопожарных преград в пределах зданий, сооружений и пожарных отсеков, относятся противопожарные стены, перегородки и перекрытия, противопожарные занавесы, шторы и экраны.
5.3.2 Противопожарные преграды характеризуются огнестойкостью и пожарной опасностью. Огнестойкость противопожарной преграды определяется огнестойкостью ее элементов:
конструкций, обеспечивающих устойчивость преграды;
конструкций, на которые она опирается;
узлов крепления и примыкания конструкций.
Пределы огнестойкости конструкций, обеспечивающих устойчивость противопожарной преграды, конструкций, на которые она опирается, а также узлов крепления конструкций между собой по признаку R, а узлов примыкания по признакам EI, должны быть не менее предела огнестойкости противопожарной преграды.
Пожарная опасность противопожарной преграды определяется пожарной опасностью ее ограждающей части с узлами крепления и конструкций, обеспечивающих устойчивость преграды.
5.3.3 Перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов должны быть противопожарными. Противопожарные преграды должны быть класса К0. Допускается в специально оговоренных случаях применять противопожарные преграды 2-4-го типов класса К1.
5.3.4 Общая площадь проемов в противопожарных преградах, за исключением ограждений лифтовых шахт, не должна превышать 25% их площади.
Не нормируется общая площадь проемов в противопожарных преградах, если значения нормируемых пределов огнестойкости заполнения проемов предусмотрены не менее соответствующих пределов огнестойкости противопожарной преграды.
Подача воздуха в тамбур-шлюзы
К сожалению, этой теме недостаточно внимания уделяют проектировщики. И, как следствие, возникают проблемы при сдаче системы.
Отдельное спасибо Александру Киносяну за следующие видеоматериалы:
Видео 1: Тамбур-шлюзы на пути эвакуации;
Видео 2: Шиберение подпоров воздуха в тамбур шлюзы, убеждаем заказчика на установку КИД;
Видео 3: Замер давления подпоров воздуха в тамбур шлюзах, пусконаладка приточной противодымной вентиляции.
Прошу к разговорам и решениям, представленным на видео относиться скептически. Данные видеоматериалы не являются руководством к действию и служат исключительно для понимания состояния дел в отрасли.
Главный вывод: системы подпора в тамбур-шлюзы проектируются неверно!
Требования нормативных документов к тамбур-шлюзам (в части противодымной защиты)
Системы противодымной вентиляции ТШ должны обеспечить (согласно [1], [2]):
Примечание:
*Измерение избыточного давления в тамбур-шлюзах должно производиться на закрытых дверях по отношению к имитируемому задымленному помещению.
Часто на практике дела обстоят следующим образом (см. представленные видеоматериалы):
Проектируется система с параметрами, обеспечивающими нормируемую скорость истечения воздуха через один открытый дверной проем ТШ. Многие проектировщики больше не предусматривают никаких технических мероприятий. Систему монтируют. Приходит время пусконаладочных работ (ПНР). И вот организации, осуществляющие ПНР, сталкиваются со следующим: дверь из коридора (помещения) в ТШ невозможно открыть (избыточное давление на двери от 300 Па и выше). Если же произвести пуск системы подпора ТШ при открытой двери, то скорость воздуха в дверном проеме будет соответствовать нормам. Вот и приходится «душить» вентилятор, чтобы была возможность открыть дверь. Такая система подпора в ТШ не соответствует требованиям нормативных документов!
Расчетная часть
Ниже приведен пример расчета подпора в ТШ. Расчет осуществляется по [3]. Выполнить онлайн расчет можно здесь.
Условия задачи:
Выполним расчет для г. Москвы:
Расчет расхода воздуха на 1 открытую дверь тамбур-шлюза
Определим расход воздуха, подаваемого в тамбур шлюз, для создания избыточного давления в 20 Па:
Расчет расхода воздуха для создания избыточного давления 20 Па в защищаемом тамбур-шлюзе при закрытых дверях
Соответственно для создания избыточного давления в 150 Па:
Расчет расхода воздуха для создания избыточного давления 150 Па в защищаемом тамбур-шлюзе при закрытых дверях
1) Характеристику удельного сопротивления воздухопроницанию дверей тамбур-шлюза взяли здесь;
2) Данные расходы воздуха даны для подачи непосредственно на этаж с очагом пожара. Вентиляторы необходимо подбирать с учетом утечек через неплотности воздуховодов и противопожарных клапанов.
Принципиальные схемы систем подпора в ТШ
Обеспечить требования нормативных документов можно любым из представленных ниже технических решений:
1) Две системы с самостоятельными вентиляционными каналами
Рис. 1 Принципиальная схема систем приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов с самостоятельными вентиляционными каналами
Переключение между вентиляторами осуществляется по управляющему сигналу датчика положения двери, установленного на двери входа в тамбур-шлюз.
Подача наружного воздуха в тамбур-шлюз осуществляется только на этаже с очагом пожара. Алгоритм работы систем аналогичен алгоритму для систем схемы №2 (см. ниже). Только на этаже пожара открываются противопожарные нормально закрытые клапаны двух систем. Корректная работа систем обеспечивается обратными клапанами у вентиляторов.
У данного решения больше минусов, чем плюсов. Но такое решение вполне имеет право на жизнь.
2) Две системы с общим вентиляционным каналом
Рис.2 Принципиальная схема систем приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов с общим вентиляционным каналом
Описание работы систем
Защита приточной противодымной вентиляцией тамбур-шлюзов осуществляется посредством подачи наружного воздуха непосредственно в эти помещения для создания в них избыточного давления при закрытых дверях и обеспечения минимально допустимой скорости истечения воздуха через одну открытую дверь защищаемого тамбур-шлюза.
В тамбур-шлюзы воздух подается двумя различными системами.
Для обеспечения минимальной скорости истечения воздуха через одну открытую дверь применяется вентилятор №1 (ПД1.1).
Для поддержания избыточного давления применяется вентилятор №2 (ПД1.2).
Корректная работа вентилятора №2 (ПД1.2) обеспечивается обратным клапаном.
Переключение между вентиляторами осуществляется по управляющему сигналу датчика положения двери, установленного на двери входа в тамбур-шлюз.
Подача наружного воздуха в тамбур-шлюз осуществляется только на этаже с очагом пожара.
Избыточное давление в тамбур-шлюзах – в диапазоне 20-150 Па. Скорость истечения воздуха через одну открытую дверь тамбур-шлюза – не менее 1,3 м/с.
Подача наружного воздуха осуществляется в верхнюю часть помещения.
Алгоритм работы систем следующий:
Алгоритм работы систем приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов
2) КППнз, размещенный в техпространстве, открывается при срабатывании АУПС (или других устройств по п. 7.20 [1]) и остается в таком положении при дальнейшей работе систем.
Вентиляторы противодымных приточных систем размещаются (в соответствии с техническими данными предприятий-изготовителей) на кровле здания с ограждениями для защиты от доступа посторонних лиц.
Приемные устройства наружного воздуха систем приточной противодымной вентиляции:
Решение может выглядеть так:
Рис.3 Компоновка вентиляторов приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов на кровле
Особенности схемы:
С вступлением в силу Изменения №1 к СП 7.13130.2013 к обратным клапанам предъявляется требование только по требуемым пределам огнестойкости. Сложность в том, что на гравитационный обратный клапан на данный момент нет сертификатов на соответствие пределам огнестойкости. Поэтому до появления у производителя таких сертификатов рекомендуем продолжать устанавливать противопожарные нормально закрытые клапаны.
3) Одна система с устройством сброса избыточного давления из ТШ
Рис.4 Принципиальная схема систем приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов со сбросом давления
. в ограждениях тамбур-шлюзов или лифтовых шахт, к которым непосредственно примыкают защищаемые помещения, должны предусматриваться специально выполненные проемы с установленными в них противопожарными нормально-закрытыми клапанами и регулируемыми жалюзийными решетками. Двери тамбур-шлюзов должны быть сблокированы с приводами клапанов в цикле противохода. Допускается применение клапанов избыточного давления (КИД) в противопожарном исполнении с требуемыми пределами огнестойкости.
Сразу оговоримся, что вариант сброса избыточного давления через КИД в объем лестничной клетки мы не рассматриваем, т.к. это противоречит пп. «а» п. 5.4.16 [4]:
внутренние стены лестничных клеток типа Л1, Л2, Н1 и Н3 не должны иметь проемов, за исключением дверных. Внутренние стены лестничных клеток типа Н2 не должны иметь проемов, за исключением дверных и отверстий для подачи воздуха системой приточной противодымной вентиляции;
Данная тема достаточно интересна и объемна. Этому решению будут посвящены отдельные статьи:
Применение систем подпора в тамбур-шлюзы (ТШ) для возмещения объемов удаляемых продуктов горения. Часть 1. Коридоры
Применение систем подпора в тамбур-шлюзы (ТШ) для возмещения объемов удаляемых продуктов горения. Часть 2. Подземные автостоянки
4) Одна система с применением частотного преобразователяРис. 5 Принципиальная схема систем приточной противодымной вентиляции тамбур-шлюзов с частотным преобразователем
По нашему опыту: не все преобразователи частоты могут поддерживать режим работы вентилятора, обеспечивающий малый расход (при закрытой двери). Поэтому применять данное решение мы рекомендуем только после консультации со специалистами завода-изготовителя!
От опытных товарищей поступила информация о реализации решения на основе вентилятора ВКОП-2019 и шкафа ППУ ШКВАЛ-200 компании «ВЕЗА» (не реклама).
Вывод:
Мы представили Вам основные решения по подпору в ТШ. Представленные решения не являются догмой. Они служат лишь примером. Выбор за Вами!
Библиография
[1] СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности (с Изменениями N 1, 2)»
[2] ГОСТ Р 53300-2009 «Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний (с Изменением N 1)»
[3] МД.137-13 «Расчетное определение основных параметров противодымной вентиляции зданий: Метод. рекомендации. М., ВНИИПО»
[4] СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты»
Благодарим за внимание!
Подписывайтесь на нас в Telegram!
Published on October 13th, 2020