двери в храме христа спасителя
Архитектурный ансамбль храма Христа Спасителя
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общие сведения
Архитектурным ансамблем, согласно Большой советской энциклопедии, принято считать цельную, гармоничную композицию зданий. В более широком смысле это определение применимо к произведениям монументальной живописи, скульптурам и парковому дизайну, различным архитектурно-инженерным сооружениям. Визуализация архитектурного ансамбля в большинстве создаётся за счет деталей и образов, таких как присутствие рядом людей или смена погодных условий. Также стоит отметить, что важную роль здесь может играть рельеф местности, в особенности природные водоемы (реки, озера).
Архитектурные основы храма Христа Спасителя
В наши дня храм Христа Спасителя является одним из главных архитектурных достояний столицы России. Индивидуальность строения храма заключается в том, что он состоит не из одного цельного здания, а из трех частей комплекса, которые архитектурно едины между собой.
Рисунок 1. храма Христа Спасителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Главные здания комплекса:
Первые два здания принято условно обозначать как «верхний» и «нижний» храмы. Последний стоит отдельно. Настоящий собор имеет массивное стилобатное основание, которое было возведено на месте холма, оставшегося от предшествующего, уничтоженного ранее храма. В высоту стилобатная часть храма занимает семнадцать метров, и в ней размещены:
Внешний вид храма Христа Спасителя
Готовые работы на аналогичную тему
Паперти с ограждениями из гранита темно-красного цвета, имеющие по пятнадцать ступеней и просторные площадки в верхней части, окружают весь храм с четырех сторон. На каждой паперти всегда горят большие фонари, пройдя мимо которых можно попасть в здание. В храме насчитывается шестьдесят окон и тридцать шесть колонн, поддерживающих нижнюю часть храма из двадцати арок, по форме напоминающих русский кокошник. Непосредственно над ними можно наблюдать тридцать шесть окон, располагающихся над хорами; шестнадцать окон имеются в главном куполе храма; восемь окон находятся в коридорах. Три арки-кокошника размещены на фасадах здания и две с боковых сторон.
Купола храма Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя, как и полагается по традициям архитектуры церквей, имеет пять глав.
Самый крупный купол находится посередине храма, в то время как остальные четыре расположены по угловым точкам от среднего, образуя форму восьмиугольника. Каждый купол изготовлен из нержавеющей стали, покрыт нитридом титана и на всех на них нанесен тонкий слой золота. Так как городская среда с ее автомобильными газами и бытовыми загрязнениями воздуха пагубно влияет на металл, купола дополнительно защищены алмазным напылением из микрочастиц.
В солнечные дни купола излучают блеск, глядя на который чувствуешь внутри тепло, даже если на душе «пасмурно» и грустно. Они будто согревают сердце человека и освещают его мысли одним своим видом.
Горельефы собора Христа Спасителя
Горельефами называются изображения, посвященные какому-то важному событию или определенному святому. Они размещены с внешней части храма Христа Спасителя, с четырех сторон.
На фасаде здания с северной стороны размещены горельефы святых, в чьи памятные даты происходили важные сражения русской армии после 1812 года. Также в этой части здания находятся изображения тех, кто искренне и с отвагой нес свою веру Христу Спасителю нашему.
На фасаде здания с западной стороны размещены идейные создатели и зодчие самого храма Христа Спасителя.
На фасаде здания с южной стороны размещены изображения тех святых, в дни памяти которых проходили крупнейшие боевые действия Отечественной войны.
Восточный фасад храма, обращенный к зданию московского Кремля, увенчан горельефами святых заступников русской земли.
Рисунок 2. Горельефы собора Христа Спасителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Двери храма Христа Спасителя
Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.
Колокола Московского храма Христа Спасителя
Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.
Что посмотреть в храме Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя упомянут во всех путеводителях столицы. Он входит в топ 5 самых известных достопримечательностей Москвы. Осмотреть собор однозначно стоит. Но одно дело просто полюбоваться его убранством. Другое дело — найти значимые реликвии храма. Наша статья о том, как не пропустить самые интересные иконы, росписи и святыни храма Христа Спасителя.
Многие из святынь напрямую связаны с трагической судьбой собора. Чтобы разобраться, почему та или иная икона имеет особое значение, в двух словах напомним его историю.
Храм Христа Спасителя. Предыстория
Храм Христа Спасителя. Режим посещения
Самостоятельное посещение храма возможно в любой день кроме больших церковных праздников. На особые праздничные службы можно попасть только по приглашению. Когда в Москву привозят священные реликвии, свободный доступ в собор прекращается.
В обычные дни храм Христа открыт с 10 до 17 часов, в понедельник с 13 до 17 часов.
Не планируйте посещение Храма Христа на воскресное утро. В это время там идёт служба.
Вход разрешается только в подобающей одежде. Шорты, мини юбки, открытые майки и декольте не допускаются.
Платок для женщин крайне желателен, но не обязателен. Без платка в храм зайти можно, а с открытыми плечами в топе, майке — нельзя. Если есть платок, шарф или палантин прикройте плечи и проходите.
Фотографировать в храме категорически запрещено.
(Иллюстрации для статьи мы позаимствовали из разных источников, включая сайт патриархии.)
Галерея памяти и славы
Интерьеры храма воссозданы по старинным фотографиям и сохранившимся эскизам художников. Войдя в собор посетитель попадает в галерею памяти и славы. На мемориальных досках запечатлены имена генералов и офицеров, участвовавших в сражениях с Наполеоном. Указаны погибшие, раненые и отличившиеся.
Галерея памяти и славы. Фото evgechesnokov.livejournal.com
В западной части храма находятся доски с текстами Манифеста о вступлении неприятеля в пределы России в 1812 году и о заключении мира с Францией в 1814 году. Доска посвящённая Бородинскому сражению расположена в северной галерее над свечной лавкой.
Купол Храма Христа Спасителя
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Росписи храма Христа
Помимо купола стоит обратить внимание на росписи тимпанов и пилонов храма. Начнём с пилонов и парусов, то есть сводов, поддерживающих купол. По русской традиции в парусах обычно пишут евангелистов. В храме Христа Спасителя поступили иначе. В парусах написали четыре важнейших праздника. Евангелистов поместили ниже — на столпах-пилонах. Обернёмся лицом к алтарю. Слева от иконостаса в северо-восточном парусе видим Преображение Господне.
Преображение Господне. фото rblogger.ru
Ниже на пилоне находится евангелист Лука. Его символ — телец.
Справа от иконостаса находится юго-восточный пилон. Его парус занимает Вознесение Господе.
Вознесение. фото rblogger.ru
Ниже находится изображение евангелиста Иоанна. Его символ — орёл.
Напротив иконостаса есть ещё два пилона. На парусе северо-западного столпа помещается Воскресение или Сошествие во ад.
Воскресение. фото rblogger.ru
По ним — евангелист Матфей. Его символ — ангел.
Последний, юго-западный пилон украшает Сошествие Святого Духа на апостолов.
Сошествие Святого Духа на апостолов. фото rblogger.ru
Ниже находится изображение евангелиста Марка и его символ лев.
Стены храма венчают три тимпана или люнета. Длина каждого из них 12 метров. В люнетах написаны следующие сюжеты. На западе — Вход Господень в Иерусалим, на юге — Сретенье Господне, а на севере — Крещение или Богоявление.
Сретенье Господне. фото rblogger.ru
В нижней части пилонов находятся ещё четыре сюжета. Восточные пилоны украшают Поклонение пастухов слева от иконостаса и Поклонение волхвов справа.
Поклонение волхвов
На западных пилонах располагаются: Помазание царя Давида пророком Самуилом
и Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Декоративное убранство собора
Рядом с «Помазанием царя Давида» находятся царские троны из белого мрамора. Этими тронами никто не пользуется. Они стоят здесь в память об императорах прошлого.
Царские места
К декоративному убранству относится и замечательный иконостас из каррарского мрамора. Иконостас выполнили в виде часовни высотой 26,6 метра. В иконостасе четыре чина: местный, праздничный, Деисус и совмещенные пророческий и праотеческий чины.
Иконостас храма Христа. Фото rblogger.ru
Святыни храма Христа Спасителя
Несмотря на относительную молодость собора, в нём хранится немало православных святынь. Слева от иконостаса находится рака с частицами мощей одиннадцати особо чтимых православных святых. В их числе Иоанн Креститель, Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст, Александр Невский и Владимир Креститель.
К особо чтимым святыням храма относятся мощи митрополита Филарета (Дроздова). Он был талантливым писателем, философом, государственным деятелем. Именно он выбирал сюжеты росписей храма Христа Спасителя. Причислен к лику святых в 1994 году.
Рака с мощами святителя Филарета Московского
Справа от раки святителя Филарета Московского находится икона Новомученников и исповедников российских явленных и неявленных. Канон этой иконы утвердил поместный собор 2000 года. Он же канонизировал новомучеников, убитых коммунистами за веру Христову.
Храм Христа Спасителя. Икона новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных
Из верхнего храма можно спуститься в нижний, в галерее есть лестница.
Нижний храм Преображения Господня
Церковь Преображения Господня находится под храмом Христа Спасителя. Её построили в 1995-96 годах. В церкви три престола. Престолы освящены во имя Преображения Господня, Тихвинской иконы Богородицы и Алексия, человека Божия. Они соответствуют храмам Алексеевского женского монастыря. Алексеевский монастырь стоял на месте нынешнего храма Христа Спасителя.
Современные художники расписали церковь Преображения в средневековой иконописной манере. Первоначальный четырёхъярусный иконостас заменили белокаменной алтарной преградой.
Прежний иконостас Преображенской церкви
Стены церкви украшает белый камень. Его привезли из Вифлеема
Святыни Преображенской церкви
Самой ценной реликвией нижнего храма Преображения считается икона Спас Нерукотворный. Это единственный образ из разрушенного храма Христа Спасителя, который уцелел до наших дней. Икону написал художник XIX века Евграф Сорокин. Сам образ находится на алтарной преграде справа от иконостаса.
Икона святителя Николая кисти итальянского мастера Франко Бернаскони занимает отдельный киот справа от иконостаса. Он написал икону в 1992 году. Первоначально икона находилась в Бари у мощей святителя Николая. Затем автор передал её в дар РПЦ.
фото с сайта patriarchia.ru
Мы перечислили наиболее важные святыни храма. О них, также как и о других святынях я подробно рассказываю на экскурсии по храму Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя. Как добраться?
Храм Христа Спасителя стоит в самом центре Москвы в десяти минутах ходьбы от Кремля и в получасе пешком от Красной площади. Рядом с собором находится станция метро «Кропоткинская». В ней два выхода. Если вы выходите на Гоголевский бульвар, то сразу увидите храм Христа.
Вид от метро Кропоткинская
Если же Вы воспользовались противоположным выходом на улицу Волхонка, то поднимайтесь по лестнице, поворачивайте налево-назад и вы окажетесь рядом с храмом.
Если вы хотите узнать подробности об истории и святынях храма Христа Спасителя и подняться на его смотровые площадки, закажите экскурсию по Храму Христа с лицензированным гидом. Я подробно расскажу об истории, убранстве и святынях храма. Заказать экскурсию можно удобным для вас способом.
Стоимость экскурсии рассчитывается индивидуально. Расценки можно посмотреть, кликнув на ссылку.
Экскурсия по храму Христа Спасителя без посредников.
«Сему месту быть пусту!»
Место, о котором идет речь, знают все, но каждый по-своему. Люди постарше помнят здесь бассейн «Москва», молодежь знает его как новый храм Христа Спасителя. И многие помнят, что еще раньше здесь стоял другой храм, именуемый так же, но лишь отчасти похожий на нынешний. О некогда существовавшем женском монастыре или так и не построенном Дворце Советов известно еще меньше. МОСЛЕНТА решила объединить реалии и легенды этого мистического уголка столицы.
Сивка, Ленивка и Черторый
Территория на левом берегу Москвы ниже Крымского брода, перед устьем реки Неглинки издревле считалась «гиблой». Места низкие и болотистые, со множеством речушек, ручьев и оврагов, для жилья практически не пригодные.
Прямо посредине, примерно по линии современных бульваров, тек ручей (или речушка) под названием Черторый. Вытекал он из Козьего болота, на месте которого позже были разбиты Патриаршие пруды. Название его, по старинному московскому поверью, связано именно с местными буераками, которые будто «черт рыл». Ученые-лингвисты этот вариант не комментируют.
В знаменитый ручей впадали речки Ленивка и Сивка. Они, как и сам Черторый, сейчас заключены в трубы, но названия их сохранились в местной топонимике — есть улица Ленивка и переулок Сивцев Вражек, то есть овраг возле Сивки.
Название Черторье постепенно превратилось в более благозвучное Чертолье, но обходить ее все же предпочитали не только местные жители, но даже враги.
Например, крымские татары, имевшие обыкновение на протяжении XVI века регулярно «посещать» Москву с далеко не дружелюбными намерениями. Они шли от Крымского брода, что в районе нынешнего одноименного моста, и никогда не двигались прямо на Кремль, а обходили Чертолье слева, через Арбат. Там их и встречали наши предки, в летописях отмечено несколько сражений с точным указанием места.
Аполлинарий Васнецов «Семиверхая башня Белого города» (на месте современного храма Христа Спасителя).
Валентин Черединцев / РИА Новости
Ситуация стала меняться в конце XVI столетия. В это время по линии современного Бульварного кольца началось строительство стены Белого города, для чего, видимо, были проведены соответствующие земляные работы.
Овраги частично засыпали, берега ручьев и речушек как-то укрепили и облагородили. В районе современного Каменного моста, но ближе к Волхонке, тогда появился Лебяжий пруд, где разводили птицу и рыбу для царского стола. Лебяжий переулок тому в память. А чуть дальше по Волхонке, совсем близко к новой крепостной стене, появился монастырь. Женский.
Пречистенка и зачатие святой Анны
Стоит отметить, что и название местности в ту пору изменилось. Государь Федор Иоанович часто ездил на богомолье в Новодевичий монастырь, но при пересечении местности с дьявольским названием Чертолье ему становилось не по себе. Вот и переименовали улицу в Пречистенку.
Название это связано с иконой Пречистой Божией Матери Смоленской, которая хранилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Впрочем, ворота Белого города так и остались Чертольскими. Возле них и появился монастырь. Назывался он Алексеевским, и история его требует небольшого рассказа.
Основание монастыря связано с именем одного из самых ярких людей XIV века — митрополита Алексия, в миру боярского сына Алексея Федоровича Бяконта.
При малолетнем осиротевшем князе Дмитрии, которого в будущем прозовут Донским, он фактически был правителем Московского княжества и всей Руси, причем правителем весьма мудрым и расчетливым. Монастырь, который он основал за Черторыем, был освящен в честь церкви зачатия святой Анны, а первыми обитательницами его стали родные сестры митрополита, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии.
Почти через двести лет, в 1547 году монастырь полностью сгорел. На старом месте его решили не восстанавливать (возможно, из-за татарской угрозы), а перенести под защиту крепостной стены. Так он и оказался на новом месте. Кстати, обитель на старом, «намоленом» месте впоследствии возобновили, и она существует по сей день как Зачатьевский монастырь в районе Остоженки.
Но нас интересует тот, другой монастырь. При его строительстве решили помянуть и самого основателя, посему он и стал именоваться Алексеевским, хотя остался женским и храм зачатия Анны в нем тоже имелся.
По старинной московской традиции монастырь регулярно горел, а в великую смуту его совсем разрушили, правда, потом восстановили.
Особое же внимание ему стали уделять после рождения у царя Михаила (первого из Романовых) долгожданного сына, нареченного Алексеем. Царю было уже за тридцать (что считалось весьма солидным возрастом), посему это событие воспринималось почти как чудо. В честь божьего благодеяния и по велению государя мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин построили в монастыре великолепный двухшатровый храм, признанный шедевром архитектуры XVII века.
Алексеевский женский монастырь
Считается, что это была одна из первых двухшатровых церквей в столице. Кстати, вскоре, при патриархе Никоне, строительство храмов такого типа было запрещено, так и остался собор Алексеевского монастыря уникальным.
Впоследствии монастырь дополнялся новыми зданиями, перестраивался. Прожил на этом месте он более двух сотен лет, пока царю Николаю I не пришла в голову идея устроить здесь храм Христа Спасителя. Монастырю же приказано было перебираться в район Красного села, нынешней Красносельской улицы.
Говорят, именно тогда возмущенная игуменья и изрекла проклятье: «Сему месту быть пусту!».
Сплошная мистика
Идея храма-кенотафа, то есть символического погребального сооружения без реальных захоронений внутри в честь великой победы, возникла еще во время Отечественной войны 1812 года. И фигура Христа, объединяющая погибших на полях сражений православных, католиков и лютеран, была выбрана не случайно.
25 декабря 1812 года в день, когда последние солдаты наполеоновской армии покинули приделы Российской империи, Александр I дал обет построить такой храм в Москве, лежавшей тогда в руинах. Даже издал соответствующий манифест. Часть средств выделила казна, остальные собирали по подписке.
Был объявлен конкурс и, несмотря на то, что в нем участвовали такие великие зодчие, как Воронихин, Кваренги, Жилярди и Стасов, победил проект молодого Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, к тому же шведа (хотя родился он в России), масона и лютеранина. Храм предполагалось построить на Воробьевых кручах, как тогда говорили, чтобы его было видно из любой точки города.
Замысел был величественен: на вершине Воробьевых круч, примерно возле нынешней смотровой площадки МГУ, должен был появиться огромный 240 метровый храм (это втрое больше нынешнего!), от которого крыльями расходились галереи из 600 колонн.
Кстати, это очень понравилось императору. Вот, что он писал о проекте:
«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».
Проект Александра Витберга храма Христа Спасителя. 1817 год.
Вскоре Витберг даже принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром.
12 октября 1817 года в пятилетие ухода французов из Москвы состоялась закладка храма. Собственной персоной присутствовал император, собралось половина города — до 400 тысяч человек. Вечером того же дня на монаршем приеме Витбергу был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест.
Но замысел не был осуществлен, несмотря на огромные ассигнования.
Строительство шло медленно, а потом оказалось, что склон «плывет» и не может удержать огромное сооружение.
Пришлось вести сложнейшие земляные и инженерные работы, на которые ушли колоссальные деньги, а результат оказался отрицательным — строить все равно было нельзя.
Александр умер (хотя есть легенда, что ушел), а новый император Николай направил комиссию, которая выявила огромную недостачу — почти миллион рублей. После многолетнего следствия Витберга обвинили в недогляде за вороватыми подчиненными (о личной корысти речи не шло) и сослалив Вятку. Строительство было остановлено, а потом и вовсе заброшено.
На проклятом месте
Но к самой идее создания храма-кенотафа власти при первой возможности вернулись. От строительства на Воробьевых горах пришлось отказаться, и тогда Николай I самодержавным перстом указал на Алексеевский монастырь в Чертолье.
Мнение горожан и монахинь спрашивать не стали. По городу ходили слухи, что 17 октября 1837 года, когда все уже было готово к переезду и монахини отстояли последнюю службу, настоятельница приказала приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора дубу. Выдворять ее пришлось силой, после чего она прокляла и насильников и это место, о чем шла речь выше.
Новая закладка состоялась в день четвертьвекового юбилея Бородинского сражения. Собирать средства второй раз не стали, Николай распорядился возводить собор за казенный счет, а посему посчитал возможным лично назначить архитектора и утвердить проект по своему усмотрению.
Выбран был вариант Константина Тона. Православие, самодержавие и народность буквально сочились из тоновского проекта.
Императору понравилась монументальность замысла и явная преемственность традиции кремлевских крестово-купольных храмов, которая, в свою очередь уходила корнями во Владимиро-Суздальскую Русь.
Строительство шло долго и трудно, как по причине грандиозности замысла, так и из-за периодического недостатка средств в казне. Общая стоимость храма достигла почти 15 миллионов рублей, а для доставки к месту строительства блоков гранита и мрамора из северных областей европейской России в северо-западной части Московской губернии был даже специально сооружен Екатерининский канал, соединивший Волгу и Москву через Истру, Сестру и Дубну.
Храм Христа Спасителя в Москве. 1920 год.
Собор расписывали лучшие мастера страны В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П. Верещагин и другие. Потрясающие скульптуры и мраморные горельефы создавали А. А. Иванов, Н. А. Ромазанов, П.К.Клодт и А. В. Логановский.
Всеми работами лично руководил Тон (он был великолепным организатором), правда, до освящения собора архитектор так и не дожил. С момента закладки до открытия прошло почти сорок шесть лет. Может быть, заклятие игуменьи мешало?
Кстати, храм москвичам не понравился. Он совершенно не встраивался в градостроительную традицию города и своими безумными масштабами подавлял все окрестные постройки.
Его называли «самоваром», а его автора «довольно бездарным архитектором», как выразился художник Василий Верещагин.
«Своим» храм Христа Спасителя в первопрестольной так и не признали, и гордиться им даже не думали. Скорее, считали образцом безвкусицы и угодничества монаршим вкусам.
Дворец обреченный
Проект Дворца был еще грандиознее, чем стоявший здесь храм. Впрочем, началось все снова с многоэтапного конкурса проектов. В нем участвовали не только все лучшие отечественные зодчие: Жолтовский, Щусев, Гинзбург, Голосов, братья Веснины, Алабян, Власов, — но и зарубежные «звезды» Армандо Бразини, Гектор Гамильтон и даже великий Ле Корбюзье! Всего проектов было подано 270, из них 24 иностранных.
В результате победила работа Жолтовского, но для реализации комиссия выбрала проект архитектора Бориса Иофана, автора знаменитого Дома на Набережной. Впрочем, это был не окончательный вариант, просто он был взят за основу, а Иофану с группой коллег поручили объединить самые яркие идеи разных авторов. На это ушло несколько лет, но в итоге страна получила искомый вариант, который и был утвержден.
Более ста этажей в высоту, три пирамиды Хеопса в объеме и стометровая статуя Ленина сверху. Самое грандиозное сооружение в мире, которое должно было символизировать наступление новой эры!
Начали с котлована и фундамента, на что ушло семь лет. Для создания каркаса даже была разработаны новые образцы бетона и сверхпрочная марка стали, которые назвали ДС (Дворец Советов). Гигантское сооружение уже стало подниматься над поверхностью земли, но началась война. Стройку заморозили. Сваи спилили и пустили на противотанковые «ежи», остался только котлован.