двери тамерлана что это значит
Смысл песни Мельница — «Двери Тамерлана»
Песня “Двери Тамерлана” вошла в альбом группы “Мельница” под названием “Зов крови”. Наталья О’Шей написала и музыку, и слова этой песни. Музыкальные критики, проанализировавшие песню, утверждают, что она посвящена Марине Цветаевой и написана в форме ответа на ее творчество. В музыкальном произведении приведен образ великого полководца и завоевателя Тамерлана, который отыграл важную роль в создании истории Руси и Азии в 1370-1405 годах. В чем смысл этой песни и почему она так берет за душу? Попробуем разобраться.
Песня, на первый взгляд, должна рассказывать об исторических событиях, если о них упоминается в тексте, но с этой музыкальной композицией получилось совсем иначе. Хоть в ней и упоминается о Тамерлане, но как к историческому персонажу, который принимал участие в построении истории, это имя не имеет никакого отношения. Скорее всего, автор песни просто взяла за пример этот образ как источник мужества и уверенности в себе. Исповедь ведется от лица лирической героини, которая грустит по своему возлюбленному.
Она сравнивает его с мужественным Тамерланом и поет ему колыбельную, потому что завтра он должен отправляться в дальнюю дорогу. Одновременно она рассуждает о том, что она для него делает все, чтобы угодить и добиться его любви. Он же, в свою очередь, не принимает ее внимания и не воспринимает всерьез ее поступки и заботу. Героиня сравнивает себя с тетивой и стрелой — это главные атрибуты воина, которые защищают его в бою, но, к сожалению, ее возлюбленный не считает ее своим тылом и своей защитой.
Лирическая героиня боится, что ее любимый не вернется к ней, потому что его ждет другая земля, в которой он может надолго задержаться и найти ей замену. Девушка понимает, что она ему не жена, но роль любовницы ее также не очень радует. Она хотела бы быть близкой к нему, хотела бы любить и дарить любовь и заботу, но этого не хочет сам Тамерлан. Он не чувствует к ней никакого притяжения, поэтому не обтягивает себя ненужными ему чувствами и обязанностями.
Смысл в песни в том, что каждый человек тяжело переживает расставание с тем кого любит. Но также эта песня о том, что не нужно грустить и жить в неведении, находясь в отношениях. Любовь — это не задача, которую нужно решить. Отношения, основой которых стала любовь, а не выгода, несложная — их участникам легко находиться под одной крышей, преодолевать рутину и добиваться поставленных целей. Если человеку нелегко в этих отношениях, это значит, что необходимо либо что-то решать для их улучшения, или уходить из них. Любовь редко приносит страдания, если она настоящая и искренняя, но все больше слез проливают из-за нее люди, если любви с самого начала не было в отношениях двоих.
Песня сама по себе очень красива — мелодия подобрана очень профессионально, с ее помощью история обретает новые краски. Музыкальная композиция заслуживает внимания слушателей, поскольку здесь очень много лексически грамотных словосочетаний. Если попробовать проанализировать песню и разобрать ее на образы, то этот анализ покажет, что у автора песни довольно широкий кругозор и огромный лексический запас. Слова подобраны очень грамотно и тематически правильно, а в дуете с красивой мелодией эта простая, на первый взгляд, становится усладой для ушей.
Двери Тимура закрывают вход для непосвященных
В творчестве Василия Верещагина важное место занимали темы исторических событий, культуры и быта народов, живущих в странах Средней Азии. Несколько лет он прослужил в чине прапорщика при генерал-губернаторе Туркестана, участвовал в сражениях, был ранен, за ратные подвиги даже получил орден Святого Георгия IV степени. Несмотря ни на что Верещагин увёз в сердце восхищение местной природой, творчеством мастеров Востока, яркими красками национальных одежд… Эти впечатления вылились в цикл работ под названием «Туркестанская серия», к которой принадлежит и полотно «Двери Тимура (Тамерлана)», написанное художником в 1872-1873 годах.
Надо сказать, что писалась серия по воспоминаниям во время пребывания художника в Санкт-Петербурге, Париже, Мюнхене. Она частично посвящена военным событиям периода присоединения к России среднеазиатских ханств, частично — быту, традициям и культуре местного населения.
Верещагин открыл для зрителя совершенно новые темы, ранее неизвестные широкому зрителю и никем не писанные. Можно сказать, нашёл свою дорогу в русском искусстве и снискал популярность. Но тематика, колористика и техника живописи были оказались сложны для восприятия современников, их новизна и необычность поначалу вызвали неоднозначную оценку. Многим коллегам художника, среди которых были, например, Перов и Репин, «Туркестанская серия» казалась чужеродной. Впрочем, со временем возобладало мнение Ивана Крамского, что картины Верещагина — блестящий успех новой русской школы и её безусловное достижение.
Отзываясь о «Дверях Тимура» Крамской напишет: «Эти тяжелые, страшно старые двери с удивительной орнаментацией, эти фигуры, сонные, неподвижные, как пуговки к дверям, как мебель какая-нибудь, как тот же орнамент, так переносят в Среднюю Азию… что напишите книг, сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина».
«Двери Тимура (Тамерлана)» — большое полотно, это холст размером 213 x 168. Оно представляет новый тип исторической картины, при этом композиция и сюжет необычны. Верещагин с документальной точностью изображает декоративный резной орнамент дверей мавзолея Гур-Эмир в Самарканде, можно даже разглядеть мельчайшие детали прихотливой резьбы.
Яркие или мрачные гигантские полотна
Художник сумел сделать невероятное — передал зрителю дух средневекового деспотизма. С одной стороны человек любуется искусной работой древних резчиков, восхищается яркостью нарядов стражей, а с другой в лицо буквально дышит кровавая эпоха Тамерлана.
Далеко не все способны были воспринять трагическую, ничем не приукрашенную реальность верещагинских полотен. К творческим противникам Верещагина принадлежал его коллега по цеху Александр Бенуа, безусловный эстет, предпочитавший красоту страшной действительности.
Полотна Верещагина представлялись ему антиэстетичными: «Еще памятно, как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пёстрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска, или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, — эти полотна действовали, как тяжёлые кошмары горячки».
Поразительно, но наглухо закрытые двери тем не менее «приоткрывают вход» в царство Тамерлана. Тимур (Хромой) или Тамерлан — один из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней Азии и Кавказа. Выдающийся полководец, эмир с 1370, создатель крупной державы со столицей в Самарканде, основатель династии тимуридов.
Опираясь на богатый опыт своих предшественников, он сумел создать мощную и боеспособную армию, позволившую ему одерживать блестящие победы на полях сражений. Хотя завоевательные походы Тимура отличались жестокостью даже по средневековым меркам. Говорили, что он пришёл в этот мир, чтобы утопить его в крови. Вместе с тем, эмир был довольно образованным человеком, знал много языков, любил общаться со мудрыми старцами, знал наизусть Коран и 99 имён Аллаха. Постройки Тимура, в создании которых он принимал деятельное участие, обнаруживают в нем редкий художественный вкус. У себя в Самарканде он собрал лучших представители искусства и науки разных стран.
Во многом биография Тимура напоминает биографию Чингисхана: оба завоевателя начали свою деятельность как предводители набранных ими лично отрядов приверженцев, которые и потом оставались главной опорой их могущества. Различие же заключается главным образом в образовании. Чингисхан был безграмотен.
Как написано в древних книгах, Тамерлан наложил проклятье на тех, кто потревожит его покой после смерти. Надпись на нефритовой надгробной плите гласит: «Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будет подвергнут страданиям и погибнет».
Исторически достоверен факт, что гробница Тамерлана в мавзолее Гур Эмир в Самарканде всё-таки была вскрыта советскими учёными. И произошло это 21 июня 1941 года, менее чем за сутки до нападения фашистской Германии на СССР.
Из воспоминаний Малика Каюмова, бывшего кинооператором при вскрытии могилы:
«Вошёл в ближайшую чайхану, смотрю — там три древних старика сидят. Я ещё отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я присел неподалёку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков и обращается ко мне: «Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерлана вздумали?». А я возьми да и скажи: «Да я в этой экспедиции самый главный, без меня все эти учёные — никуда!». Шуткой решил свой страх отогнать. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку ещё больше нахмурились. А тот, что заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках у него книга — старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старик по строчкам пальцем водит: «Вот смотри, сынок, что в этой книге написано. „Кто вскроет могилу Тамерлана — выпустит на волю духа войны. И будет бойня такая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные“»…
Остальным там делать нечего…
Вскрытие гробницы Тамерлана было произведено выдающимся советским ученым-антропологом Герасимовым. В результате исследования черепа полководца, по уникальным технологиям была воссоздана внешность Тамерлана.
Позже, по словам Каюмова, в октябре 1942 года на фронте он добился встречи с маршалом Жуковым. Уверовав в предсказание старцев, он объяснил командующему ситуацию и предложил вернуть прах Тамерлана обратно в могилу. Это было осуществлено 19-20 ноября 1942 года. В эти дни произошел коренной перелом в Великой Отечественной: наши войска осуществили прорыв и перешли в наступление в Сталинградской битве.
Много позже гробница Тимура всё же стала местом паломничества туристов. Местные жители обратились с просьбой навсегда запечатать мавзолей. И он был закрыт в официальном порядке. Теперь навестить гробницу величайшего завоевателя могут только мулла и учёные. Остальным там делать нечего…
Василий Васильевич Верещагин
Русский художник, мастер батальной картины Василий Васильевич Верещагин родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году.
Всю жизнь Василий Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане, участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии. В 1877–1878 годах участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Посетил Сирию и Палестину, США, Филиппины, у Кубу, Японию.
Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагин с жестким реализмом раскрывает изнанку войны. Погиб художник в походе. Вместе с русскими моряками он сгинул при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура 31 марта (13 апреля) 1904 года во время русско-японской войны.
Двери Тамерлана – Мельница
«Двери Тамерлана» – песня группы «Мельница» из альбома «Зов крови». Автор текста и музыки – Хелависа (Наталья О’Шей).
Мельница – Двери Тамерлана – слушать
Интересные факты
Песня “Мельница” “Двери Тамерлана” является неофициальным посвящением Марине Цветаевой. Как отмечала сама Хелависа, текст этой композиции навеян творчеством Марины Ивановны. Вокалистка “Мельницы” называет это произведение ответом великому поэту.
Тамерлан – это Великий эмир Империи Тимуридов, живший в период с 1370 по 1405 год. Знаменитый полководец и завоеватель, сыгравший важную роль как в истории Азии, так и Руси. Полное имя – Тимур ибн Тарагай Барлас.
Мельница – Двери Тамерлана – текст
По лазоревой степи
Ходит месяц молодой,
С белой гривой до копыт,
С позолоченной уздой.
Монистовый звон
Монгольских стремян –
Ветрами рожден
И ливнями прян.
Из кувшина через край
Льется в небо молоко;
Спи, мой милый, засыпай,
Завтра ехать далеко.
Рассвета искал –
Ушел невредим,
Меня целовал
Не ты ли один?
Как у двери Тамерла –
Новой выросла трава;
Я ли не твоя стрела,
Я ль тебе не тетива?
Ты – сердце огня,
Ты – песня знамен,
Покинешь меня,
Степями пленен.
Кибитками лун –
В дорожный туман,
Небесный табун,
Тяжелый колчан;
Чужая стрела,
Луна – пополам,
Полынь да зола –
Тебе, Тамерлан.
Тревожить ковыль – тебе –
В других берегах,
И золотом стыть – тебе –
В высокий курган.
А мне – вышивать
Оливковый лен,
Слезами ронять
Монистовый звон;
Обручью костра
Навеки верна –
Тебе не сестра,
Тебе не жена.
«Двери Тимура» Верещагин. Картина 1872 года
«Двери Тимура (Тамерлана)»
Кратко о живописном полотне
В. В. Верещагин широко известен своими жанровыми произведениями, утверждающими тему Востока в российском искусстве. Знаменитая картина «Двери Тимура (Тамерлана)», написанная в 1872-1873 гг., относится к Туркестанскому циклу картин художника.
Перед нами на полотне – вход во дворец хана. Мы видим изысканно украшенные старинные тяжелые двери. Они словно возвращают нас в древнюю цивилизацию. Кажется, что вот-вот из ворот выйдет сам Тимур, Тамерлан.
Неподвижность этих воинов создает ощущение бессмысленной, темной и жесткой силы. Так, используя самую простую композицию, художник передает зрителю с полотна дух средневекового деспотизма. Любуясь экзотичностью костюмов, роскошной резьбой двери, колористической гармонией, безошибочно чувствуешь дыхание кровавой эпохи.
Композиция картины «Двери Тимура (Тамерлана)», как и ее сюжет, необычны. Полотно не имело аналогов в русском искусстве, представляя новый тип исторической картины. Уже на первой выставке, на которой картина была представлена, она получила высокую оценку больших мастеров русского реализма И. Н. Крамского и В. В. Стасова.
Помимо описания картины В. В. Верещагина «Двери Тимура (Тамерлана)», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.
Заказать живописную копию любого размера можно у профессионального копииста с опытом работы с 1985 г. с возвратом денег, если не устроит результат. Актуальные на сегодня цены для конкретных размеров подсчитайте в калькуляторе. Посредникам сюрприз.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Исполнение песни Мельницы «Двери Тамерлана» с альбома Master of the Mill.
Диск не является полноценным альбомом. Он был выпущен очень ограниченным тиражом в 1000 экземпляров, как сюрприз для посетителей концерта в ДК Горбунова. Включает в себя треки, ранее изданные только на сборниках проекта «Археология», и несколько эксклюзивных каверов. Также распространялся во время проведения традиционного фестиваля «Майское древо» в Выборге в конце мая 2004 года.
Тимур Тамерлан — среднеазиатский завоеватель, сыгравший существенную роль в истории Средней, Южной и Западной Азии, а также Кавказа, Поволжья и Руси. Выдающийся полководец, эмир (с 1370 года). Основатель империи и династии Тимуридов, со столицей в Самарканде.
По лазоpевой степи
Ходит месяц молодой,
С белой гpивой до копыт,
С позолоченной уздой.
Из кувшина чеpез кpай
Льется в небо молоко;
Спи, мой милый, засыпай,
Завтpа ехать далеко.