дверь во тьму 1973
Дверь во тьму / La Porta Sul Buio
Семейная пара с младенцем въезжает в загородный дом где-то в отдаленной местности. Дом большой и принадлежит двум семьям. Новый сосед кажется прибывшим немного странным, а затем они узнают, что с ним не все так просто как казалось вначале.
Первая и самая слабая часть тетралогии. Банальный сюжет не дает зрителю прочувствовать в полной мере предложенную ситуацию, и только драматический финал может примирить с просмотром этого фильма.
Tram, Il \ Дверь во тьму: Трамвай (1973)
Режиссёр: Dario Argento
В ролях: Enzo Cerusico, Paola Tedesco, Pierluigi Aprа, Gildo Di Marco, Tom Felleghy, Marcello Fusco, Luciana Lehar, Emilio Marchesini, Fulvio Mingozzi, Corrado Olmi, Salvatore Puntillo, Maria Tedeschi, Pietro Zardini
Testimone oculare \ Дверь во тьму: Глаз наблюдателя (1973)
Режиссёр: Roberto Pariante
В ролях: Marilu Tolo, Riccardo Salvino, Glauco Onorato, Altea De Nicola, Gino Pagnani
Возвращаясь ночью в свой загородный дом Роберта Леони (Марилу Толо) чуть было не сбивает своей машиной выбежавшую на проезжую часть девушку. Когда Роберта подходит к лежащему на дороге телу, то видит, что девушка мертва, а из огнестрельной раны на спине сочится кровь. Вскоре из темноты между деревьев появляется фигура в плаще и угрожает героине пистолетом. Ей приходится бежать в ближайшую деревни и вызывать полицию. Та приезжает, но не находит ни тела, ни убийцы. В полиции считают, что Роберта склонна к галлюцинациям, но неизвестный голос в телефонной трубке сообщает Роберте, что теперь она должна стать следующей жертвой.
Крепкий, но довольно предсказуемый триллер с известной актрисой Толо в главной роли. Опытный зритель к середине картины догадается, в чем здесь соль, а неискушенный с удовольствием будет ожидать финальную разгадку. Интересно, что материал, снятый Парианте, Ардженто забраковал и переснял фильм заново, впрочем, оставив имя уволенного режиссера в титрах.
Bambola, La \ Дверь во тьму:Кукла (1973)
Режиссёр: Mario Foglietti
В ролях: Robert Hoffmann, Mara Venier, Gianfranco D’Angelo, Erika Blanc, Maria Teresa Albani, Pupo De Luca, Umberto Raho, Luciano Bonann
Из психиатрической клиники сбегает один из ее обитателей. Врачи больницы сообщили полиции, что на свободе теперь скрывается опасный маньяк склонный к насилию. Проходит короткое время и в городе начинают происходить кровавые убийства. А некий мужчина снял комнату в дешевой гостинице и выслеживает на улицах одиноких женщин.
Четвертый и лучший фильм проекта. С начала и до самого конца все очень ярко с точки зрения кино. Сюжет, сначала кажущийся подозрительно банальным, захватывает зрителя, чем дальше, тем больше, а в финале происходит неожиданный твист столь удачно завершающий всю сюжетную конструкцию фильма. Много запоминающихся сцен, оператор удачно играет с зеркалами, а интерьеры помещений, где происходит действие, таят для внимательного наблюдателя дополнительные подсказки к сюжетной тайне. Главная героиня фильма очень красивая женщина и остается жалеть, что до этого ни в одной картине она мне не попадалась.
stalhammar
Nekkro’s world of horror
“La Porta sul Buio” (Дверь во тьму) (1973). Знаете, в тех местах, куда направляются Люка и Стефания, никогда ничего не происходит. Небольшой дом на две семьи, стоящий прямо на побережье. Вокруг – ни души, а если что-то понадобится, надо ехать в город. Да вот еще и машина зарылась колесами в песок – так что до утра, пока не приедет Паоло, отсюда точно не выбраться. Да и незачем, ведь это их первый собственный дом, пусть не целиком, только первый этаж, но свой! Автомобиль можно бросить прямо на пляже, до коттеджа – максимум метров сто. Нет электричества? Видимо, прошлые жильцы, уезжая, поленились оплатить счета, и это не проблема, вопрос со светом решится завтра же, в городе. А пока – они посидят при свечах, смотря «Франкенштейн» по телевизору, который работает на батарейках. Но вот это мокрое пятно на потолке в углу одной из комнат – НА САМОМ ДЕЛЕ проблема. Полагая, что соседи забыли закрыть кран в ванной, Люка и Стефания отправляются наверх, и обнаруживают, что кран на самом деле открыт. Да только помимо разлитой по всей квартире воды здесь пахнет убийством. Потому что в ванной лежит труп женщины, по всей видимости, супруги того самого учтивого седовласого синьора, что живет на втором этаже…
Первая новелла из четырех, с которых начался и которыми закончился единственный телесериал, спродюсированный самим Дарио Ардженто, и снятый при помощи его друзей и коллег по жанровому цеху. В случае с «Соседом», а именно так называется история за «номером раз», речь о Луиджи Коцци. Можно смело утверждать, что этот шестидесятиминутный фильм – чистый воды Хичкок, другой вопрос, насколько топорно он снят. Чистая Италия: эффектно, атмосферно, но как же глупо, надумано и нелогично! Поняв, что по соседству с вами живет убийца, вы бы отправились на пляж, чтобы вытолкать машину из песка, оставив дома ребенка? А, потерпев фиаско с автомобилем (такой метод как «выехать в раскачку» итальянцам, по всей видимости, не знаком?), вернулись бы в тот самый дом? Любой нормальный человек схватит люльку с младенцем и отправится бежать, куда глаза глядят, до ближайшего города, только чтобы спасти собственную жизнь и жизнь своего ребенка, разве нет? Наконец, почему сосед так долго тянул с тем, чтобы отправить к праотцам случайных свидетелей, дождавшись в результате финала, удивительным образом напоминающего «Черного кота» старика По? Хороший диалог про «настоящие ужасы», блестящая джазовая музыка, толика атмосферности, явное влияние старой школы (читай – того же Хичкока) – и это все хорошее, что можно сказать о «Соседе». Фонтанирующим откровенными глупостями и затянутым до скрежета зубовного. 3/10
Второй эпизод называется «Трамвай». Именно в этом виде транспорта произошло жестокое убийство молодой девушки. За расследование берется комиссар Джиордано, который сразу же сталкивается, казалось бы, с неразрешимыми вопросами и проблемами. Да, имя жертвы известно. Да, известно, почему она оказалась там, где оказалась. Ее звали Моника Рини, ей было 27 лет, и она работала на заводе в вечернюю смену. Садилась в трамвай примерно в час ночи на последний рейс и ехала домой. Больше уже не поедет. Как убийство могло быть совершено в общественном транспорте, фактически на виду у контролера и пассажиров? Ведь, несмотря на столь поздний час, трамвай не был пустым. Да и ехал не сам по себе: машинист плюс контролер – вот уже два человека. Оба, к слову, утверждают, что на последней остановке вагон был пуст, как будто никакого преступления и не было. Девушку убили в депо? Нет, Джиордани уверен, что это произошло в ходе обычного рейса, и собирает всех, кто находился тогда в вагоне, чтобы воссоздать ТУ САМУЮ поездку. Врожденное чутье и блестящий ум комиссара не подвели, и оперативно заклейменный убийца отправляется за решетку на 30 лет. Только настоящий ли это убийца…
Из психиатрической клиники сбегает пациент, личность которого известна как главврачу, который до последнего момента против того, чтобы в дело вмешивалась полиция в лице вечно страдающего от простуды комиссара, так и самому комиссару. Но не известна нам. Мир, окружающий психопата, мы видим только его собственными глазами, даже не представляя, кто он, что им движет, да и, в конце концов, даже Он это или Она. Медики пытаются организовать собственное расследование, но скоро наталкиваются на стену, воздвигнутую полицией: стражи правопорядка активно вмешиваются в дело сразу после того, как погибает Елена Кописки, владелица и управляющая небольшой мастерской модной одежды, слывшая в своем родном городке femme fatale. Ее убили, и убийство было жестоким. Это, наверное, один из самых ярких моментов в фильме, вкупе с отличной работой оператора, превратившего нестандартный триллер в еще более нестандартное кино посредством множества визуальных экспериментов, не выходящих, впрочем, за рамки дозволенного.
Чем дальше, тем лучше – и это не самый лучший вариант для телесериала или жанровой антологии. Идеальный сценарий: когда, к примеру, первая новелла из четырех заставляет зрителя разодрать собственные губы зубами от переизбытка саспенса, а последняя – выступает примерно на том же уровне, в то время как остальные две выполняют роль своего рода «филлеров», желатина, который можно и нужно сковырнуть, чтобы добраться до самого вкусного. Но, как уже было сказано выше, первые два эпизода из «Двери во тьму» вряд ли можно назвать шедеврами, зато третий – просто очарователен. Недалеко от него ушел и четвертый. По словам Ардженто, это экранизация реальной истории, рассказанной ему знакомым детективом («Знаете, мы однажды нашли обезглавленный труп, возле которого лежало сразу три головы. Ну и скажите, как мы могли понять, какая именно голова принадлежала трупу?»). Так или нет, неважно. Главное, что «Свидетельница» может похвастать не только хорошей дозой саспенса (это для Дарио в лучшие его годы было вполне привычным), но и – о-ля-ля! – хорошо сконструированным сюжетом. Смотреть – интересно, каким окажется финал – неясно. И, в отличие от «Соседа», ни одной лишней минуты. За что «Свидетельница» и получает заслуженные семь баллов из десяти. Если говорить о сериале в целом, то вехи в жанре из него не вышло (если не считать того, что «Дверь во тьму», как я понимаю, была первой попыткой катапультирования итальянского хоррора на телевидение), но, несмотря на явные промахи, это must-see для любого поклонника старого европейского киноужаса. Не говоря уже о тех, кому небезразлично творчество Ардженто и Коцци.
Распахнувшиеся «Двери во тьму» Дарио Ардженто
Много ли вы знаете джалло? Помимо очевидной классики вроде «Суспирии» (1977) и «Ящерицы в женском обличье» (1971) в данном жанре вышло более сотни различных фильмов не только в Италии, но и по всему миру. А вот сериалов в этом жанре можно сказать практически и не было. В 1973 году итальянский режиссёр Дарио Ардженто вместе со своими коллегами-кинематографистами решил сдвинуть жанр с мертвой точки, спродюсировав для итальянского телевидения мини-сериал «Дверь во тьму» (La Porta sul Boio), где выступил своеобразным куратором в сериале, на манер «Альфреда Хичкока в британском сериале (Alfred Hitchcock Presents) и Рода Серлинга из «Сумеречной зоны».
«Сосед» реж. Луиджи Коцци
Сценарист «Кошки. » и «Четырёх мух на чёрном бархате», ставший в дальнейшем режиссёром средней руки, прославился на родине ужасными экранизациями мифов и сказок разных народов мира («Геркулес», «Синбад»), а в 1990 году свявший занятную деконструкцию хоррора «Черная кошка», в которой выдуманный кинорежиссёр решает снять финальную часть трилогии Ардженто о трёх матерях. «Сосед» стал для него пробой пера. Коцци снял его за небольшие деньги и в короткие сроки, поэтому не смог выжать из идеи максимум.
«Трамвай» Реж. Дарио Ардженто.
На этот раз перед нами классический детектив, но в необычных обстоятельствах, вариация на тему «Восточного экспресса» Агаты Кристи, скованного в рамках отдельно взятого трамвая. Убита девушка, полиция в тупике и только бравый детектив решает докопаться до истины, ведь убита она была прямо на ходу, в трамвае, наполненном людьми. Сценарно и стилистически все очень типично для Ардженто. Сцены из глаз убийцы в черных перчатках, топорный сюжет и плоские персонажи вместе с обязательным твистом в конце. Снято хоть и простенько, незамысловато, но вместе с тем увлекательно и красиво, а большего от ТВ шоу и не не нужно.
«Кукла» Реж. Марио Фольетти
При просмотре этой новеллы мне также вспомнилось еще превосходное джалло 1972 года «Красная королева убивает семь раз» Эмилио Миралья который в общем-то больше и не снял ничего путного.
«Свидетель» Реж. Роберто Парианте
Заключительным, а вместе с тем и сценарно самым закрученным в сериале стал «Свидетель». Сценарий Коцци писал уже совместно с Ардженто, которрый предложил куда более оригинальный сценарий, достойный хорошего джалло.