Да здравствует сегодняшнее плохо за то что завтра будет хорошо
Художник Сергей Братков о беззащитности, обнаженной натуре и радикальных жестах
Работа Сергея Браткова
Мы продолжаем жить среди ковров
— В свое время, только переехав в Москву, вы сотрудничали с глянцевыми журналами, делая для них гламурные фотографии. Мир, который вы создаете в своих художественных работах, подчеркнуто антигламурен: работа в глянце повлияла на ваш стиль?
— Я работал с несколькими изданиями, зарабатывая деньги на жизнь. Когда невозможно было заработать как художнику, своими работами. Я делал это осознанно. Начало 2000-х годов было царством гламура. Но я не смог там долго держаться. Потому что гламур — это как религия, она требует отдачи и веры в это. Я в это не очень верю.
Художник Сергей Братков
— Антигламур — это все остальное, жизнь наша, реальная. Это коллаж — он состоит из праздничной лицевой стороны и грустной подложки или, наоборот, праздничной подложки и печальной лицевой стороны. Меня интересует, конечно, наша актуальная жизнь.
— Вы во многих работах прибегаете к коллажной технике — вот и на выставке «Щуки-Штуки» во Vladey, к примеру, представлены не чистые снимки, а любительские эротические фотографии, абстрактно закрашенные. С чем связан такой выбор? Кризис классической фотографии? Снимков стало слишком много?
— Это витает в воздухе, конечно. В 60-е годы фотография не рассматривалась в contemporary art как самостоятельное искусство. Но она прошла путь от концептуальной фотографии до картинности большого формата, до создания псевдореальности, как у Андреаса Гурски. Сейчас есть некий кризис идей, который в какой-то степени помогут решить медиа. Так что это не конец фотографии. Просто в искусстве с ней нужно работать.
Работы из серии «Щуки-Штуки», 2016
— То есть она нуждается в некоторой ретуши? Photoshop для искусства?
— Это необязательно. Фотография — это новый текст, новая визуальность, преломленная через интернет. Сегодня сети становятся пленэром для художника, он там ищет изображения. Снимки на этой выставке — это не только фотографии советского прошлого. Это сегодняшняя российская обыденность, любительская эротическая фотография. А любительская фотография — она маргинальная и порой очень интересна, как детский рисунок. А любим мы детский рисунок за неопределенный взгляд, за некий сбой. Это сбои композиционные, световые, связанные с коллажем в сознании, когда одно что-то удивительное накладывается на другое. Детский рисунок изучали и Пикассо, и Матисс, и Миро, и художники русского авангарда. Они анализировали и использовали в творчестве эти сбои. Я, собственно говоря, не работаю с образом. Я работаю с этими сбоями.
— Вы выбрали для этой серии любительскую фотографию в советских интерьерах — на фоне ковров и сервантов. Вы видите какую-то потребность сейчас в ностальгии у общества?
— На самом деле это очень широкий спектр — от современных кухонь и ванных до комнат в советском антураже. Мои студенты живут на съемных квартирах — многие из них снимают квартиры у бабушек и дедушек, продолжают жить среди ковров.
— Получается, что советская и российская повседневность не так уж далеко ушли друг от друга.
— Для Кабакова и Михайлова, художников старшего поколения, эта повседневность до сих пор советская.
Нам кажется, что мы живем в капитализме давно, но если посмотреть через увеличительное стекло времени, то у нас еще продолжается советская эпоха.
«Сейчас все стали осторожными»
— Если отойти от времени и перейти к пространству, то оказывается, что вы считаетесь украинским художником, хотя давно живете в Москве.
— Это по месту рождения, я родился в Харькове. Я живу в Москве 16 лет уже практически безвыездно.
— Однако вопрос русской и украинской национальной идентичности внезапно стал очень острым.
— Национальная идентичность определяется, наверное, темпераментом. Когда я приехал в Москву, я был очень горячий. Мне казалось, что такое все вокруг холодное, а я вот такой жаркий, и тема у меня жаркая. Но потом как-то подостыл. Сейчас приезжаю на Украину проведать родственников, появляюсь среди художников, а они мне: «А, приехал из Москвы, холодный такой, ты уже не наш».
Работа из серии «Army Girls», 2000
— Тем не менее у вас была выставка в этом году в Киеве в галерее «Воздвиженка».
— На «Воздвиженке» была возможность показать серию работ об украинской девочке Саше, которая раньше занималась модельным бизнесом. Она пришла на эту выставку, мне было важно это.
— Она — одна из тех детей, которых вы снимали для серии «Детки» в 2000-м. Других вы пытались найти?
— Я пытался это сделать десять лет спустя. Но у меня это не получилось, честно скажу вам.
— Сашу будете еще снимать?
— Она перед выставкой написала мне, что ей не хочется, чтобы фото выставлялись: «Я занимаюсь сейчас дизайном в крупной компании, это не очень хорошо для моей карьеры, наверное».
Сейчас все стали осторожными.
— Действительно, стали. Вот в 10-м году в одном из интервью вы рассуждали о радикальном жесте и о том, что вот как раз в те «тучные годы» не было художников, способных на этот жест. Сейчас появились Петр Павленский и Pussy Riot, способные на это, — получается, что чем хуже, тем лучше? Отсутствие свободы может породить новые идеи?
— Да, это может породить, безусловно. Но если мы представим себе, что мы, не дай Бог, скатимся к варианту Северной Кореи, то, конечно, будет другое искусство. Но если говорить о радикальных художниках, то у меня повышенные требования к тем, кто занимается левым искусством. Я полагаю, что их творчество должно быть абсолютно искренне и связано с их повседневной жизнью. Сложно, знаете, сегодня найти людей, которые не только имеют «левые» взгляды, но и живут соответствующим образом.
— Надо быть бедным еще при этом…
— Надо делиться. Надо жертвовать. А искусство — это всегда некая жертва! Ибо Ницше писал: «Все, что истинно, написано кровью». В буквальном смысле надо писать кровью. Это очень редкие люди. И вообще в искусстве большие звезды — это редкие люди. Они рождаются раз в сто лет. Людей, которых вы назвали, — их и не может быть больше.
Беззащитное искусство
— Создавая радикальную работу, вы еще и рискуете быть облитым мочой. Нужно быть к этому готовым?
— Художник, конечно, должен быть готов отстаивать свои идеи и иметь реальное представление, где он живет, в каком месте он выставляется и почему он это делает.
Работа из серии «Landing Party», 2002
— И если бы вашу выставку захотели запретить условные казаки, что бы вы сделали?
— У меня так было. Но я не очень скандальный человек и никогда не использовал эти случаи для пиара.
— А если нет самопиара, то нет и казаков, получается?
— Вы знаете, в школу Родченко тоже пришли — на выставку моих студентов. И тоже распылили эту гадость. Пришли в государственное учреждение всего лишь из-за того, что на афише была изображена половинка скульптуры Мартина Киппенбергера «Распятая лягушка». Это классическая работа. Киппенбергер страдал алкоголизмом и лечился, это для него было тяжело, распятая лягушка — это религиозный образ, в одной руке маленькая бутылка, а в другой — яичница. И он говорил это о себе. Потому что каждый человек примеряет себя с Христом в этой ситуации. Так вот, эти бородатые негодяи учинили хулиганство. Мы их пытались выгнать, но безуспешно.
— А почему бы не дать им хотя бы раз физический отпор?
— Художественное сообщество не организовано. Мы не можем создавать свои дружины самообороны, потому что в таком случае мы будем уже не художниками, а союзом офицеров. Мы, конечно, беззащитны.
Кроме того, искусство, конечно, это искусство индивидуалиста.
В России наступает Белоруссия
— Вы часто говорите о том, что сейчас не снимаете героев, потому что героя нет. Даже делали инсталляцию из цитаты Гагарина: «Из ресторанов в космос не летают». Но, может быть, вы видите, какие ключевые модели поведения сейчас востребованы?
— Надо отстаивать свои позиции. Видите, сейчас время цензурное. Вот обнаженная натура — она же всегда присутствовала в искусстве. Она — хозяйка дома у художника. Галерея — это мой дом. Я здесь могу себе позволить, вульгарно выражаясь, «ходить в тапочках». И почему я должен из-за какой-то цензуры отказаться от многовековых традиций в искусстве, перестать использовать обнаженное тело? Это мой дом.
Идите вы подальше! И сказать это вовремя тоже в какой-то момент времени — это важно. Я это говорю здесь. Это моя гражданская позиция.
— А если художники получат карт-бланш выставлять все, что хотят?
Пока в России наметился белорусский вариант. Когда в выставках, организованных государством, больше салонного искусства. При этом актуальное будет нивелироваться.
В народном сознании заложено традиционное отношение к искусству. Люди ценят ремесло. Затраченное время. Власти всего могут сказать: «Посмотрите — вот, что нужно народу». Текущая перспектива — это уклон в сторону народа, а не элитарности.
Работа Сергея Браткова «Да здравствует сегодняшнее плохо за то, что завтра будет хорошо» 14 февраля будет представлена на выставке «Личный выбор» в ЦСК «Гараж»
14 февраля в ЦСК «Гараж» откроется выставка «Личный выбор: работы из частных коллекций современного искусства».
Куратор: Юлия Аксенова (совместно с Антоном Беловым и Кейт Фаул)
Что движет коллекционером искусства? Выставка «Личный выбор: работы из частных коллекций современного искусства», организованная Центром «Гараж», предлагает ведущим коллекционерам России показать публике одну, наиболее значимую художественную работу из их собраний и рассказать, почему она так важна.
Поскольку любая частная коллекция индивидуальна и формируется под влиянием субъективного вкуса и личных пристрастий, критерии выбора определяет сам владелец произведения. Какая история стоит за каждым выбранным экспонатом? Чем руководствуется коллекционер при выборе работы? Насколько личный выбор отражает реалии сегодняшней жизни? Вот ключевые вопросы, на которые отвечает выставка «Личный выбор».
Собирательство и меценатство в России имеют давнюю традицию, особенно ярко проявившую себя в конце XIX века. Коллекции таких великих меценатов, как Щукин, Морозов, Третьяков, заложили основы крупнейших музеев страны.
Пройдя через разные исторические периоды, коллекционирование сегодня продолжает развиваться. Появились частные музеи, фонды, центры искусства, в основе которых лежат крупные собрания, включающие в себя произведения как российских, так и зарубежных художников. Во многом благодаря таким личным инициативам развитие современного искусства в России нашло поддержку, а сами коллекционеры стали участниками формирования общей художественной ситуации в стране.
Выставка «Личный выбор: работы из частных коллекций современного искусства» исследует коллекционирование в России и как субъективный феномен, в основе которого лежит индивидуальная связь между владельцем и произведением, и как социальный факт, в котором персональное высказывание становится частью общественной жизни, а личный выбор оказывается неотделим от чувства ответственности перед другими.
В рамках проекта посетители смогут увидеть более двадцати важных работ из частных собраний крупнейших коллекционеров страны – Дмитрия Аксенова, Михаила Алшибая, Леонида Блаватника, Виктора Бондаренко, Ольги Ващилиной, Андрея Городилова, Константина Григоришина, Леонида Добровского, Владислава Доронина, Александра Жукова, Дарьи Жуковой и Романа Абрамовича, Алексея Кузьмичева, Иветы и Тамаза Манашеровых, Игоря Маркина, Маргариты Пушкиной, Дмитрия Разумова, Екатерины и Владимира Семенихиных, Ольги Слуцкер, Владимира Смирнова, Леонида Фридлянда, Игоря Цуканова, Андрея Чеглакова, Андрея Третьякова.
Владимир Смирнов покажет светящийся лозунг Сергея Браткова «Да здравствует сегодняшнее плохо за то, что завтра будет хорошо».
Даты выставки: 14 февраля – 6 апреля 2014.
Стоимость билета в кассах Центра «Гараж» — 300 руб.
victor_tretyak
victor_tretyak
Такую надпись я увидел на выставке современного искусства «Арсенале-2012».
Только с каждым днем, смотря новости, читая газеты, смотря на новостную ленту в соцсетях я вижу, что с каждым днем становится все более «плохо», а завтрашнее «хорошо» отдаляется куда-то далеко. И что самое интересное, что власть совершенно не интересует, что люди все ближе к пропасти «бедность», дети в детских домах в день получают всего 2грн на питание, в то время как нашему «гаранту» закупали лук по 168грн/кг, что с нового учебного года могут закрыть внешкольное образование(музыкальные, художественные школы и т.д.), что Украина все ближе в рейтингах свободы слова к КНДР, а том, что наша страна одна из лидеров по смертности в регионе.
Я покопался в сети и нашел разного рода инфографику, которая отражает нынешнее состояние нашей страны.
Наиболее коррупционными сферами, говорится в ответе Генпрокуратуры, в прошлом году оказались образование и земельные отношения (в прошлом году были привлечены к ответственности по 87 взяточников), здравоохранение (73) и охрана окружающей среды (42).
Не смотря на все это и просто ненависть к государству, я люблю свою землю, страну и рад, что в не живут такие отличные люди, которые не смотря ни на все, остаются людьми. И не важно, где украинцы находятся, они помнят о своих корнях и стараются популяризовать нашу страну заявляя о себе:
Да здравствует сегодняшнее плохо за то что завтра будет хорошо
Я не буду ныть и охать. Повод плакаться смешон. Если мне сегодня плохо, завтра будет хорошо!
жизненные заметки от от замечательной 82-х летней оптимистки
Комментариев нет
Похожие цитаты
Пусть что-то не заладилось… и пусть
И где-то рядом дышит тихо грусть.
пусть валится из рук, что не возьмешь,
тот не пришел, кого давно ты ждешь.
ушел автобус за секунду, до…
и грязью чуть забрызгано пальто.
смеется кто-то, а тебе бы порыдать,
и время повернуть бы как-то вспять.
…бывает…не заладилось … и пусть
я вопреки возьму и рассмеюсь.
и помогу кому-то, просто так,
подумают, быть может, вот чудак!
Но точно знаю… это все пройдет…
ведь за падением всегда бывает взлет.
… показать весь текст …
Обычный склероз старикам не в укор:
Я в груде картошки нашла помидор.
Привычные возгласы: «где?» и «куда?»
В квартире моей раздаются всегда.
Куда положила? И где пропадает?
Материя вроде бы не исчезает.
Тетради и ручки ищу ежечасно.
Но поиск — движение, это прекрасно!
На поиски шарфа потратила день.
При этом мне двигаться было не лень.
Такое движение — вроде зарядки,
Чтоб было здоровье в отличном порядке.
Когда же закончится поиск удачей,
С находкой своею от радости плачу.
… показать весь текст …
Какое блаженство на стул приземлиться.
Момент… И уже не болит поясница.
А до приземленья болела, зараза.
Я села, и боль улетучилась сразу.
жизненные заметки от от замечательной 82-х летней оптимистки
Да здравствует сегодняшнее плохо за то что завтра будет хорошо
стартовая цена €100
Кирилл Лебедев (Кто)
Другие лоты аукциона
Константин Бенькович
Красная звезда 1, 2020
сталь, сварка, покраска
54 х 54 х 2 см
стартовая цена €100
Сергей Скутару
холст, масло
193 х 133 см
стартовая цена €100
Франциско Инфанте-Арана
Артефакты из серии «Структуры», 1987
цветная фотография
100 x 100 см
тираж 2/3
стартовая цена €100
Сергей Братков
Микки Маус из серии «Приемник-распределитель», 2001
цветная фотография
120 x 90 см
Edition of 10
стартовая цена €100
Сергей Зарва
холст, бумага, акварель, лак
103,5 x 78,5 см
стартовая цена €100
Илья и Эмилия Кабаковы
бумага, цветной карандаш, смешанная техника
31 x 20,5 см
стартовая цена €100
Эрик Булатов
Черный вечер, белый снег, 1999
бумага, цветные карандаши, графитный карандаш
29,5 х 28 cм
стартовая цена €100
Пётр Беленок
оргалит, смешанная техника
139 x 122 см
стартовая цена €100
Олег Целков
Двое с зеркалом, 2017
холст, масло
116 х 81 см
стартовая цена €100
Семен Файбисович
Перисто-кучевые облака из цикла «Мой двор», 2012
холст, масло, смешанная техника
205 x 270 см (две части)
стартовая цена €100
Олег Голосий
холст, масло
100 x 150 см
стартовая цена €100
Леонид Цхэ
Почему играешь один, 2020
157 x 100 см
холст, масло
стартовая цена €100
Ринат Волигамси
Молоко и нефть, 2013
холст, масло
120 x 160 см
стартовая цена €100
Андрей Филиппов
РИМ-НАШ из серии «Ауспиции», 2014
холст, масло
100 x 120 см
стартовая цена €100
Наталия Турнова
Жуков из серии «Полководцы», 2005
холст, масло
176 х 135 см
стартовая цена €100
Константин Батынков
Большой каменный мост из серии «Кремль», 2012
винил, бумага, акрил, без рамы
106 х 201 см
стартовая цена €100
Иван Разумов
холст, масло
140 x 100 см
стартовая цена €100
Олег Кулик
Фрагмент №7 (Штрафной) из серии «Фрагменты», 2016
фотография
90 х 178 см
тираж 7/9
стартовая цена €100
Дмитрий Аске
Из серии «HOMELAND», 2016
фанера, акрил
100 x 148 см
стартовая цена €100
Владимир Кожухарь
холст, акрил
95 x 130 см
стартовая цена €100
Егор Кошелев
Тихая жизнь у входа в кафе, 2018
дерево, акрил
155 х 152,5 см
стартовая цена €100
Олег Хвостов
Осенний пейзаж, 2019
холст, акрил
100 х 140 см
стартовая цена €100
Дмитрий Гутов
Зимние строевые, 2013
холст, масло
70 x 100 см
стартовая цена €100
Нестор Энгельке
Деревянная Даная из серии «Деревянные прогулки по Эрмитажу», 2020
дерево
139 x 200 см
стартовая цена €100
Александр Цикаришвили
Бабушкин питбуль, 2020
смешанная техника
80 x 50 см
стартовая цена €100
Олег Котельников
Последний герой, 1988
бумага, темпера, гуашь, без рамы
64 х 110 см
стартовая цена €100
Владислав Мамышев-Монро
Журнал «Птюч» №2. Крути диски. Только не на пиписке!, 1995
бумага, смешанная техника
З4,5 х 27,5 см
стартовая цена €100
Ольга Флоренская
Служебная собака-связист из серии «Домашние животные», 1998
холст, масло
50 x 64 см
стартовая цена €100
Константин Звездочётов
Карта Порт-Артура, 2010
холст, акрил
94 x 149 см
стартовая цена €100
Nootk
Muse 2020, 2017-2020
фанера, акрил, нитро-спрей
149 x 107 см
стартовая цена €100
Пасмур Рачуйко
Акварельный эскиз №14, 2020
бумага, акварель
41 х 46 см
стартовая цена €100
Валерий Чтак
холст, акрил
120 x 100 см
стартовая цена €100
Подпишитесь на рассылку
К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например: