Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы

Типы шкал

Структура анкеты.

Тема 5. Разработка анкеты.

1. Структура анкеты.

4.Требования, предъявляемые к составлению анкеты

Анкетаобъединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решения по исследуемой проблеме. Традиционная схема анкеты включает три блока:

· Введение (преамбула) – инструкция по заполнению анкеты и ее возврату. Необходимо указывать: кто проводит исследование; цели исследования; гарантии сохранения анонимности ответов; правила заполнения анкеты; сроки возврата заполненных анкет; предварительную благодарность за возможное участие респондента в исследовании.

· Основная часть – перечень вопросов, характеризующих предмет опроса. Количество вопросов должно быть оптимальным (обеспечивать полноту информации), но не чрезмерным, что делает обследование дорогим, утомляет отвечающих.

· Сведения об опрашиваемых (паспортичка) – приводится информация, касающаяся респондентов (возраст, пол, социальный статус, род занятий, семейное положение, уровень образования и т. д.). Для юридических лиц: размер, месторасположение, направления производственно-хозяйственной деятельности и т. п.

Все вопросы подразделяются на закрытые, открытые и полузакрытые.

Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из полного набора вариантов, приводимых в анкете. Достоинства: легкость обработки; возможность использования машинной обработки данных. Недостаток – ограниченный выбор ответов, следовательно, по возможности должны быть отражены все значимые аспекты изучаемой проблемы.

Различают два типа закрытых вопросов:

· дихотомический (альтернативный), предполагающий выбор из двух вариантов ответа (чаще всего да и нет);

· многовариантный (вопрос-меню), предполагающий выбор из трех и более вариантов ответов.

Для постановки таких вопросов используются шкалы измерений, являющиеся инструментом приведения разнородных качественных признаков к сопоставимым количественным. Наиболее часто используются следующие типы шкал:

а) номинальная шкала (шкала наименований) – простое перечисление вариантов ответа без намека на упорядочение и сопоставление:

Пример: Укажите причины, по которым отказываетесь от покупок предлагаемых экскурсий: 1) отсутствие интереса; 2) высокая стоимость; 3) ограниченность выбора; 4) недостаточная осведомленность о предлагаемых экскурсиях; 5) другое.

б) порядковая шкала – категории, отличающиеся условными понятиями или качественными признаками, в которых подразумевается наличие упорядоченности в каком-либо виде. Порядковые шкалы используются при формулировке вопросов об отношениях, оценках, общей удовлетворенности / неудовлетворенности товаром или услугой, вероятности новой покупки:

Пример: Обратитесь ли Вы к услугам нашей фирмы в следующий раз? 1) да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет; 5) затрудняюсь ответить. Как часто Вы покупаете книги во время отдыха на курорте? 1) часто; 2) иногда; 3) редко; 4) никогда.

в) интервальная шкала – численные значения, поддающиеся физическому измерению. Представляются вопросы о возрасте, доходах, расходах, ценах и т. д.:

Пример: Какие расходы на приобретение спортивных услуг Вы сделали во время пребывания на курорте? 1) менее 50 долл.; 2) от 50 до 100 долл.; 3) от 100 до 150 долл.; 4) более 150 долл.

Существует большое количество вариантов шкал. Для формулировки закрытых вопросов наиболее часто применяются:

· Шкала Лайкерта. Является разновидностью порядковой. Респондентов просят указать свою степень согласия или несогласия с каждым из утверждений. Используется, как правило, пятиразрядная шкала Лайкерта. Ее смысл в том, что к двум крайним ответам («полностью согласен» и «полностью не согласен») вводятся два промежуточных («согласен» и «не согласен») и один нейтральный («не составил мнения», «затрудняюсь ответить»). Часто применяется цифровое обозначение утверждений, где абсолютное согласие оценивается значением 5, а радикальное несогласие соответствует оценке 1. Суммируя цифровые показатели, можно получить среднее значение степени согласия с приведенными утверждениями, а также построить статистические распределения.

Пример: Укажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены состоянием сервиса в нашей гостинице по следующим показателям (обведите цифру, соответствующую степени Вашего согласия).
ПоказательПолностью удовлетворенУдовлетворенНе составил мненияНе удовлетворенПолностью не удовлетворен
Обслуживание при приеме
Уборка номера
Чистота в общих помещениях
Обслуживание в номере
Предложение дополнительных услуг

· Семантический дифференциал. Представляет серию биполярных характеристик, определяющих свойства изучаемого объекта. Семантическая шкала имеет большое количество антонимов. На такой шкале наносятся граничные определения, а все пространство между ними разбивается на 7 диапазонов, характеризующих степень приближенности мнения респондента к тому или иному определению. Респондент должен отметить цифру, соответствующую его отношению к исследуемой проблеме. Данный тип шкалы особенно эффективен при исследовании имиджа предприятия, торговой марки или продукта. После получения оценок от всех респондентов вычисляется среднее арифметическое для каждой пары антонимов.

Пример: Оцените, пожалуйста, следующие характеристики ресторана (обведите цифру, соответствующую Вашему мнению).
Быстрое обслуживаниеМедленное обслуживание
ДорогойДешевый
ТихийШумный
Известный, популярныйМалоизвестный
Хорошая кухняПлохая кухня
Шикарно обустроенныйПлохо обустроенный
Удобное месторасположениеНеудобное месторасположение

Достоинства семантических шкал при формулировке закрытых вопросов: простота создания, четкость и наглядность полученных результатов, возможность учета колеблющихся мнений, неопределенности чувств.

Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы

· Шкала Стэпела. Является модификацией семантического дифференциала. Отличие состоит в том, что: 1) прилагательные как биполярные пары тестируются отдельно; 2) выделяется 10 отдельных положений на шкале, а не 7. Преимущества: отсутствие необходимости разработки биполярных пар; более детальная дифференциация в измеряемых отношениях.

Открытые вопросы не содержат подсказок, не навязывают вариантов ответов, рассчитаны на получение неформализованного мнения. Для ответа оставляют пустое место, куда интервьюер дословно вписывает ответ респондента. Достоинство: можно найти интересные идеи. Недостаток: сложность обработки результатов.

Виды открытых вопросов

НазваниеПример
1. НеструктурированныйКаково Ваше мнение о фирме А?
2. Подбор словесных ассоциацийКакие ассоциации вызывает у Вас фирма А?
3. Завершение предложения, рассказаЯ пользуюсь услугами фирмы А потому что … (закончите предложение)
4. Завершение рисункаНа рисунке изображены два собеседника. Один из них говорит: «Я буду пользоваться услугами фирмы А». Представьте себя на месте другого собеседника. Что бы Вы сказали в ответ?

Полузакрытые вопросы, кроме определенного числа вариантов ответов, содержат позицию «другое, укажите какое». Это дает возможность дополнить ответ, который не был предварительно предусмотрен в анкете. Преимущество: уменьшается ограниченность в разновидностях ответов. Полузакрытые и открытые вопросы полезны при проведении исследований, касающихся эффективности рекламы, при исследовании имиджа компании.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Вопрос 9. Уровни социологичсекого исследования. Уровни измерения

Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы

Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы

Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы

Концептуальная модель исследования

Предмет и объект исследования, цель, задачи гипотезы, понятийный аппарат иссл.

Методика отбора эмпир. данных

Эмпирич. интерпретация задач, гипотез, понятий, инструментарий иссл-я

Методика обработки данных

Формы представления инф-ции, методы первичного анализа, применение математических методов

1-й уровень: Из ответов двух людей на вопрос можно узнать, одинаковы ли эти ответы (т.е. одинаковы ли их мнения). Пример такого вопроса: «Какова Ваша профессия?» с вариантами ответа «Токарь», «Учитель» «Доярка» и т.п. Ответы обоих людей могут быть одинаковыми (например, оба респондента – учителя), а могут отличаться. Но все варианты равноправны (!)

2-й уровень: При сравнении ответов можно определить не только, одинаковы ли показания, но и в каком из ответов содержится больше (или меньше) некоторой характеристики изучаемого явления. Например, вопрос: «Каково Ваше образование?» с вариантами ответа «Начальное», «Среднее», «Высшее» и т.п. Можно сказать не только, одинаковое ли образование имеют два человека, но и кто из них более образованный. В данном случае все возможные варианты ответа можно расположить в порядке возрастания или убывания некоторого свойства (которое, скорее всего, мы и измеряем этим вопросом). Однако, на этом уровне измерения мы еще не можем ответить на вопрос, на сколько у одного человека измеряемого свойства больше, чем у другого.

3-й уровень: При сравнении ответов можно определить и одинаковы ли ответы, и в каком из них больше некоторого свойства, по которому ответы различаются, и то, на сколько у одного из объектов этого свойства больше или меньше, чем у другого. Примером такой шкалы может служить шкала температур (в градусах Цельсия). Температура 20 о С на 5 о С градусов теплее, чем температура в 15 о С. На те же 5 о С температура в 5 о С теплее, чем 0 о С.

4-й уровень: На этом уровне можно сказать не только, на сколько, но и во сколько раз одно показание больше, чем другое. Действительно, в шкале температур Цельсия невозможно определить, во сколько раз 1 о С теплее, чем 0 о С. Это происходит потому, что нуль шкалы мы выбирали сами. Чтобы возможно было определить пропорции, нуль должен содержаться в самом изучаемом явлении. Например, в вопросе «Сколько у Вас детей?» ответ «0» обозначает, что детей нет, а при измерении веса значение «0 кг» обозначает, что объект не весит ничего. Обратите внимание, что если мы решим измерять вес не в килограммах, а в граммах, смысл нуля не изменится.

Типы шкал определяются уровнями измерения и однозначно им соответствуют.

Если из сравнения любых двух ответов можно определить только, являются ли эти ответы одинаковыми, такая шкала называется номинальной. Примеры номинальных шкал: профессия, семейное положение, специальность, список кандидатов в президенты и др. Естественно, номинальной шкале соответствует первый уровень измерения.

Если все возможные варианты ответа можно расположить в порядке возрастания или убывания некоторого свойства, шкала называется порядковой. Ей соответствует 2-й уровень измерения, позволяющий определять, в каком из сравниваемых объектов больше этого свойства. Примеры порядковой шкалы – любые вопросы со списком ответов «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет» и т.п.

Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы

Числовые шкалы, с помощью которых можно не только сравнивать объекты, но и определять, на сколько в одном из объектов больше измеряемого свойства, чем в другом, называются интервальными. Интервальными называют и шкалы, соответствующие 3-му уровню измерения, и шкалы, соответствующие 4-му уровню. По-другому, интервальные шкалы еще называют метрическими. Шкалы, соответствующие 3-му уровню измерения (определены разности значений) называют шкалами разностей, а шкалы, соответствующие 4-му уровню измерений (определены еще и пропорции) – шкалами отношений.

Частным случаем номинальной шкалы является шкала, в которой предусмотрено только два ответа (чаще всего это ответы «да» и «нет»). Эта шкала называется дихотомической.

Источник

Тест жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)

Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)

Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.

Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Текст опросника жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева).

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопро­сы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.

ВОПРОСЫНЕТСкорее НЕТ, чем ДАСкорее ДА, чем НЕТДА
Я часто не уверен в собственных решениях
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели
Я постоянно занят и мне это нравится
Часто я предпочитаю «плыть» по течению
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо
Порой я так устаю, что уже ничто не может меня заинтересовать
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их
Иногда меня пугают мысли о будущем
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь все, что задумал
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль
Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш
Я люблю знакомиться с новыми людьми
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, он просто не умеет видеть интересное
Мне всегда есть чем заняться
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг
Я часто сожалею о том, что уже сделано
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен
Мне трудно сближаться с другими людьми
Как правило, окружающие слушают меня внимательно
Если бы я мог, я бы многое изменил бы в прошлом
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня
Мои мечты редко сбываются
Неожиданности дарят мне интерес к жизни
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни
Мне не хватает упорства закончит начатое
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы
Окружающие меня недооценивают
Как правило, я работаю с удовольствием
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность
Я охотно берусь воплощать новые идеи

Ключи шкал Теста жизнестойкости

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присва­иваются баллы от О до 3:

Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О:

Затем баллы по отдельной субшкале (вовлеченности, контроля и принятия риска) по прямым и обратным пунктам суммируются. Суммы получаем по каждой субшкале.

Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Источник

Шкала Лайкерта – как система оценки помогает развиваться бизнесу

Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

Психология – это наука, развитие которой не стоит на месте. Она стремится всё глубже и точнее изучить психику человека. Существуют различные методы и техники для этого. Один из них – тестирование. Существуют проективные опросники и тесты с готовыми вариантами ответов. Для кого-то более понятным и лёгким вариантом является проективная методика: творишь себе, выражаешь свой внутренний мир на бумаге.

Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы

Кому-то больше подходят тесты: это метод диагностики с точными вопросами и ответами. Есть большие опросники, изучающие несколько шкал и показателей, есть более узконаправленные. Исследуя свой профиль личности, ты можешь многое узнать о своих склонностях, предпочтениях и способностях.

Однако в некоторых тестах возникает затруднение потому, что ты не можешь выбрать вариант «да», но и «нет» не можешь ответить. В твоём ответе на этот вопрос есть нечто среднее, или ты согласна в большей степени, но не можешь так утверждать.

Порядковая шкала

Шкалу ответов разработал Рэнсис Лайкерт в 1932 году. Чаще всего шкала Лайкерта позволяет оценить степень согласия или несогласия респондента с каким-либо утверждением. В вариантах ответа задаётся некоторые диапазон от абсолютного согласия до крайнего несогласия, с промежуточными вариантами. Ты можешь столкнуться с таким опросником не только в психологическом исследовании.

Например, тебя могут попросить оценить качество обслуживания в гостинице, в которой ты отдыхаешь. Если используется шкала Лайкерта, то для тебя будут представлены следующие варианты ответа:

Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы

Как определить тип шкалы?

Такая шкала позволяет точнее оценить обслуживание и выразить твоё отношение к разным моментам. Иногда для шкалы Лайкерта применяется цифровое значение. Например, тебе предлагается оценить степень твоей удовлетворённости услугами гостиницы, по шкале от 1 до 5. Где 5 – будет соответствовать вариант «полностью удовлетворён», а 1 – «не удовлетворён». Остальные числа выражают разную степень удовлетворённости.

Промежуточные ответы в опросниках не всегда прописываются. И часто это является ошибкой. Человек может по-своему оценить среднее значение. Для кого-то ответ под номером 3 – среднее значение, а для кого-то – это уже ниже среднего. Поэтому в хорошо составленном опроснике цифровые значения прописываются.

Так же очень важно, чтобы вариантов ответа было нечётное количество, чтобы оценить среднее значение было проще: 3, 5, 7, 9 вариантов ответа. Однако, есть категория людей, которая склонна всегда выбирать что-то среднее. В любом вопросе они как будто боятся выразить более-менее чёткое мнение. По результатам опроса таких людей сложно вообще понять, что им нравится, а что – нет. Всё у них «средненько».

Во избежание такой путаницы многие авторы создают опросники с чётным количеством вариантов ответа. Где нет золотой середины, и человек вынужден определиться с полюсом своего ответа – положительный он всё-таки, или отрицательный. Однако, для комфортности всё же следует использовать нечётное количество ответов, с прописанным значением каждой цифры.

Общие принципы шкалы Лайкерта

Если тебе выпала задача составить анкету и провести опрос, то мы подскажем общие принципы успешного анкетирования. Итак, кратко можно сформулировать следующие принципы:

Пропиши каждое значение: 1 – полностью не согласен, 2 – частично не согласен, 3 – трудно сказать, согласен или нет, 4 – частично согласен, 5 – абсолютно согласен.

Так же с примером оценки своих качеств. Понятнее полюса: «очень смелый» и «совсем не смелый». А варианты: «очень смелый» и «очень робкий» не комфортны для восприятия. Другой полюс вызывает неприятные эмоции, осуждающий или стыдящий подтекст. Лучше, если одна и та же характеристика принимает разную степень выраженности.

Где используется шкала Лайкерта

Самая большая сфера исследований – это социальная психология. Она изучает разные аспекты и направления, явления и характеристики. В этих исследованиях чаще используются следующие типы ответов:

Примеры использования шкалы Лайкерта

Шкала Лайкерта может использоваться практически в любой сфере. Приведём примеры вопросов с такой шкалой.

Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалыImage by Tumisu from Pixabay

Укажите, пожалуйста, насколько Вы информированы о планах руководства по внедрению нововведений в организации?

Укажите, на сколько Вы согласны с утверждением: Я довольно робкий человек.

Вы общительный человек?

Как видишь, шкала Лайкерта практически универсальна. Эту систему оценок можно применять во многих сферах исследования. Она очень удобна, значительно упрощает диагностику для испытуемого, да и для автора анкеты. А так же позволяет получить максимально достоверные и точные ответы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *