Да скорее да чем нет скорее нет чем да нет тип шкалы
Типы шкал
Структура анкеты.
Тема 5. Разработка анкеты.
1. Структура анкеты.
4.Требования, предъявляемые к составлению анкеты
Анкета – объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решения по исследуемой проблеме. Традиционная схема анкеты включает три блока:
· Введение (преамбула) – инструкция по заполнению анкеты и ее возврату. Необходимо указывать: кто проводит исследование; цели исследования; гарантии сохранения анонимности ответов; правила заполнения анкеты; сроки возврата заполненных анкет; предварительную благодарность за возможное участие респондента в исследовании.
· Основная часть – перечень вопросов, характеризующих предмет опроса. Количество вопросов должно быть оптимальным (обеспечивать полноту информации), но не чрезмерным, что делает обследование дорогим, утомляет отвечающих.
· Сведения об опрашиваемых (паспортичка) – приводится информация, касающаяся респондентов (возраст, пол, социальный статус, род занятий, семейное положение, уровень образования и т. д.). Для юридических лиц: размер, месторасположение, направления производственно-хозяйственной деятельности и т. п.
Все вопросы подразделяются на закрытые, открытые и полузакрытые.
Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из полного набора вариантов, приводимых в анкете. Достоинства: легкость обработки; возможность использования машинной обработки данных. Недостаток – ограниченный выбор ответов, следовательно, по возможности должны быть отражены все значимые аспекты изучаемой проблемы.
Различают два типа закрытых вопросов:
· дихотомический (альтернативный), предполагающий выбор из двух вариантов ответа (чаще всего да и нет);
· многовариантный (вопрос-меню), предполагающий выбор из трех и более вариантов ответов.
Для постановки таких вопросов используются шкалы измерений, являющиеся инструментом приведения разнородных качественных признаков к сопоставимым количественным. Наиболее часто используются следующие типы шкал:
а) номинальная шкала (шкала наименований) – простое перечисление вариантов ответа без намека на упорядочение и сопоставление:
Пример: Укажите причины, по которым отказываетесь от покупок предлагаемых экскурсий: 1) отсутствие интереса; 2) высокая стоимость; 3) ограниченность выбора; 4) недостаточная осведомленность о предлагаемых экскурсиях; 5) другое. |
б) порядковая шкала – категории, отличающиеся условными понятиями или качественными признаками, в которых подразумевается наличие упорядоченности в каком-либо виде. Порядковые шкалы используются при формулировке вопросов об отношениях, оценках, общей удовлетворенности / неудовлетворенности товаром или услугой, вероятности новой покупки:
Пример: Обратитесь ли Вы к услугам нашей фирмы в следующий раз? 1) да; 2) скорее да, чем нет; 3) скорее нет, чем да; 4) нет; 5) затрудняюсь ответить. Как часто Вы покупаете книги во время отдыха на курорте? 1) часто; 2) иногда; 3) редко; 4) никогда. |
в) интервальная шкала – численные значения, поддающиеся физическому измерению. Представляются вопросы о возрасте, доходах, расходах, ценах и т. д.:
Пример: Какие расходы на приобретение спортивных услуг Вы сделали во время пребывания на курорте? 1) менее 50 долл.; 2) от 50 до 100 долл.; 3) от 100 до 150 долл.; 4) более 150 долл. |
Существует большое количество вариантов шкал. Для формулировки закрытых вопросов наиболее часто применяются:
· Шкала Лайкерта. Является разновидностью порядковой. Респондентов просят указать свою степень согласия или несогласия с каждым из утверждений. Используется, как правило, пятиразрядная шкала Лайкерта. Ее смысл в том, что к двум крайним ответам («полностью согласен» и «полностью не согласен») вводятся два промежуточных («согласен» и «не согласен») и один нейтральный («не составил мнения», «затрудняюсь ответить»). Часто применяется цифровое обозначение утверждений, где абсолютное согласие оценивается значением 5, а радикальное несогласие соответствует оценке 1. Суммируя цифровые показатели, можно получить среднее значение степени согласия с приведенными утверждениями, а также построить статистические распределения.
Пример: Укажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены состоянием сервиса в нашей гостинице по следующим показателям (обведите цифру, соответствующую степени Вашего согласия). | |||||
Показатель | Полностью удовлетворен | Удовлетворен | Не составил мнения | Не удовлетворен | Полностью не удовлетворен |
Обслуживание при приеме | |||||
Уборка номера | |||||
Чистота в общих помещениях | |||||
Обслуживание в номере | |||||
Предложение дополнительных услуг |
· Семантический дифференциал. Представляет серию биполярных характеристик, определяющих свойства изучаемого объекта. Семантическая шкала имеет большое количество антонимов. На такой шкале наносятся граничные определения, а все пространство между ними разбивается на 7 диапазонов, характеризующих степень приближенности мнения респондента к тому или иному определению. Респондент должен отметить цифру, соответствующую его отношению к исследуемой проблеме. Данный тип шкалы особенно эффективен при исследовании имиджа предприятия, торговой марки или продукта. После получения оценок от всех респондентов вычисляется среднее арифметическое для каждой пары антонимов.
Пример: Оцените, пожалуйста, следующие характеристики ресторана (обведите цифру, соответствующую Вашему мнению). | |
Быстрое обслуживание | Медленное обслуживание |
Дорогой | Дешевый |
Тихий | Шумный |
Известный, популярный | Малоизвестный |
Хорошая кухня | Плохая кухня |
Шикарно обустроенный | Плохо обустроенный |
Удобное месторасположение | Неудобное месторасположение |
Достоинства семантических шкал при формулировке закрытых вопросов: простота создания, четкость и наглядность полученных результатов, возможность учета колеблющихся мнений, неопределенности чувств.
· Шкала Стэпела. Является модификацией семантического дифференциала. Отличие состоит в том, что: 1) прилагательные как биполярные пары тестируются отдельно; 2) выделяется 10 отдельных положений на шкале, а не 7. Преимущества: отсутствие необходимости разработки биполярных пар; более детальная дифференциация в измеряемых отношениях.
Открытые вопросы не содержат подсказок, не навязывают вариантов ответов, рассчитаны на получение неформализованного мнения. Для ответа оставляют пустое место, куда интервьюер дословно вписывает ответ респондента. Достоинство: можно найти интересные идеи. Недостаток: сложность обработки результатов.
Виды открытых вопросов
Название | Пример |
1. Неструктурированный | Каково Ваше мнение о фирме А? |
2. Подбор словесных ассоциаций | Какие ассоциации вызывает у Вас фирма А? |
3. Завершение предложения, рассказа | Я пользуюсь услугами фирмы А потому что … (закончите предложение) |
4. Завершение рисунка | На рисунке изображены два собеседника. Один из них говорит: «Я буду пользоваться услугами фирмы А». Представьте себя на месте другого собеседника. Что бы Вы сказали в ответ? |
Полузакрытые вопросы, кроме определенного числа вариантов ответов, содержат позицию «другое, укажите какое». Это дает возможность дополнить ответ, который не был предварительно предусмотрен в анкете. Преимущество: уменьшается ограниченность в разновидностях ответов. Полузакрытые и открытые вопросы полезны при проведении исследований, касающихся эффективности рекламы, при исследовании имиджа компании.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Вопрос 9. Уровни социологичсекого исследования. Уровни измерения
Концептуальная модель исследования
Предмет и объект исследования, цель, задачи гипотезы, понятийный аппарат иссл.
Методика отбора эмпир. данных
Эмпирич. интерпретация задач, гипотез, понятий, инструментарий иссл-я
Методика обработки данных
Формы представления инф-ции, методы первичного анализа, применение математических методов
1-й уровень: Из ответов двух людей на вопрос можно узнать, одинаковы ли эти ответы (т.е. одинаковы ли их мнения). Пример такого вопроса: «Какова Ваша профессия?» с вариантами ответа «Токарь», «Учитель» «Доярка» и т.п. Ответы обоих людей могут быть одинаковыми (например, оба респондента – учителя), а могут отличаться. Но все варианты равноправны (!)
2-й уровень: При сравнении ответов можно определить не только, одинаковы ли показания, но и в каком из ответов содержится больше (или меньше) некоторой характеристики изучаемого явления. Например, вопрос: «Каково Ваше образование?» с вариантами ответа «Начальное», «Среднее», «Высшее» и т.п. Можно сказать не только, одинаковое ли образование имеют два человека, но и кто из них более образованный. В данном случае все возможные варианты ответа можно расположить в порядке возрастания или убывания некоторого свойства (которое, скорее всего, мы и измеряем этим вопросом). Однако, на этом уровне измерения мы еще не можем ответить на вопрос, на сколько у одного человека измеряемого свойства больше, чем у другого.
3-й уровень: При сравнении ответов можно определить и одинаковы ли ответы, и в каком из них больше некоторого свойства, по которому ответы различаются, и то, на сколько у одного из объектов этого свойства больше или меньше, чем у другого. Примером такой шкалы может служить шкала температур (в градусах Цельсия). Температура 20 о С на 5 о С градусов теплее, чем температура в 15 о С. На те же 5 о С температура в 5 о С теплее, чем 0 о С.
4-й уровень: На этом уровне можно сказать не только, на сколько, но и во сколько раз одно показание больше, чем другое. Действительно, в шкале температур Цельсия невозможно определить, во сколько раз 1 о С теплее, чем 0 о С. Это происходит потому, что нуль шкалы мы выбирали сами. Чтобы возможно было определить пропорции, нуль должен содержаться в самом изучаемом явлении. Например, в вопросе «Сколько у Вас детей?» ответ «0» обозначает, что детей нет, а при измерении веса значение «0 кг» обозначает, что объект не весит ничего. Обратите внимание, что если мы решим измерять вес не в килограммах, а в граммах, смысл нуля не изменится.
Типы шкал определяются уровнями измерения и однозначно им соответствуют.
Если из сравнения любых двух ответов можно определить только, являются ли эти ответы одинаковыми, такая шкала называется номинальной. Примеры номинальных шкал: профессия, семейное положение, специальность, список кандидатов в президенты и др. Естественно, номинальной шкале соответствует первый уровень измерения.
Если все возможные варианты ответа можно расположить в порядке возрастания или убывания некоторого свойства, шкала называется порядковой. Ей соответствует 2-й уровень измерения, позволяющий определять, в каком из сравниваемых объектов больше этого свойства. Примеры порядковой шкалы – любые вопросы со списком ответов «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет» и т.п.
Числовые шкалы, с помощью которых можно не только сравнивать объекты, но и определять, на сколько в одном из объектов больше измеряемого свойства, чем в другом, называются интервальными. Интервальными называют и шкалы, соответствующие 3-му уровню измерения, и шкалы, соответствующие 4-му уровню. По-другому, интервальные шкалы еще называют метрическими. Шкалы, соответствующие 3-му уровню измерения (определены разности значений) называют шкалами разностей, а шкалы, соответствующие 4-му уровню измерений (определены еще и пропорции) – шкалами отношений.
Частным случаем номинальной шкалы является шкала, в которой предусмотрено только два ответа (чаще всего это ответы «да» и «нет»). Эта шкала называется дихотомической.
Тест жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)
Методика диагностики жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева)
Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности.
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.
Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.
Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Текст опросника жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.Леонтьева).
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.
№ | ВОПРОСЫ | НЕТ | Скорее НЕТ, чем ДА | Скорее ДА, чем НЕТ | ДА |
Я часто не уверен в собственных решениях | |||||
Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела | |||||
Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели | |||||
Я постоянно занят и мне это нравится | |||||
Часто я предпочитаю «плыть» по течению | |||||
Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств | |||||
Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня | |||||
Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня | |||||
Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо | |||||
Порой я так устаю, что уже ничто не может меня заинтересовать | |||||
Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным | |||||
Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня | |||||
Лучше синица в руках, чем журавль в небе | |||||
Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым | |||||
Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их | |||||
Иногда меня пугают мысли о будущем | |||||
Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь все, что задумал | |||||
Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль | |||||
Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете | |||||
Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми | |||||
Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш | |||||
Я люблю знакомиться с новыми людьми | |||||
Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, он просто не умеет видеть интересное | |||||
Мне всегда есть чем заняться | |||||
Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг | |||||
Я часто сожалею о том, что уже сделано | |||||
Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен | |||||
Мне трудно сближаться с другими людьми | |||||
Как правило, окружающие слушают меня внимательно | |||||
Если бы я мог, я бы многое изменил бы в прошлом | |||||
Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен | |||||
Мне кажется, жизнь проходит мимо меня | |||||
Мои мечты редко сбываются | |||||
Неожиданности дарят мне интерес к жизни | |||||
Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны | |||||
Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни | |||||
Мне не хватает упорства закончит начатое | |||||
Бывает, жизнь кажется мне скучной и бесцветной | |||||
У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы | |||||
Окружающие меня недооценивают | |||||
Как правило, я работаю с удовольствием | |||||
Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей | |||||
Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются | |||||
Друзья уважают меня за упорство и непреклонность | |||||
Я охотно берусь воплощать новые идеи |
Ключи шкал Теста жизнестойкости
Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от О до 3:
Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О:
Затем баллы по отдельной субшкале (вовлеченности, контроля и принятия риска) по прямым и обратным пунктам суммируются. Суммы получаем по каждой субшкале.
Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.
Шкала Лайкерта – как система оценки помогает развиваться бизнесу
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Психология – это наука, развитие которой не стоит на месте. Она стремится всё глубже и точнее изучить психику человека. Существуют различные методы и техники для этого. Один из них – тестирование. Существуют проективные опросники и тесты с готовыми вариантами ответов. Для кого-то более понятным и лёгким вариантом является проективная методика: творишь себе, выражаешь свой внутренний мир на бумаге.
Кому-то больше подходят тесты: это метод диагностики с точными вопросами и ответами. Есть большие опросники, изучающие несколько шкал и показателей, есть более узконаправленные. Исследуя свой профиль личности, ты можешь многое узнать о своих склонностях, предпочтениях и способностях.
Однако в некоторых тестах возникает затруднение потому, что ты не можешь выбрать вариант «да», но и «нет» не можешь ответить. В твоём ответе на этот вопрос есть нечто среднее, или ты согласна в большей степени, но не можешь так утверждать.
Порядковая шкала
Шкалу ответов разработал Рэнсис Лайкерт в 1932 году. Чаще всего шкала Лайкерта позволяет оценить степень согласия или несогласия респондента с каким-либо утверждением. В вариантах ответа задаётся некоторые диапазон от абсолютного согласия до крайнего несогласия, с промежуточными вариантами. Ты можешь столкнуться с таким опросником не только в психологическом исследовании.
Например, тебя могут попросить оценить качество обслуживания в гостинице, в которой ты отдыхаешь. Если используется шкала Лайкерта, то для тебя будут представлены следующие варианты ответа:
Как определить тип шкалы?
Такая шкала позволяет точнее оценить обслуживание и выразить твоё отношение к разным моментам. Иногда для шкалы Лайкерта применяется цифровое значение. Например, тебе предлагается оценить степень твоей удовлетворённости услугами гостиницы, по шкале от 1 до 5. Где 5 – будет соответствовать вариант «полностью удовлетворён», а 1 – «не удовлетворён». Остальные числа выражают разную степень удовлетворённости.
Промежуточные ответы в опросниках не всегда прописываются. И часто это является ошибкой. Человек может по-своему оценить среднее значение. Для кого-то ответ под номером 3 – среднее значение, а для кого-то – это уже ниже среднего. Поэтому в хорошо составленном опроснике цифровые значения прописываются.
Так же очень важно, чтобы вариантов ответа было нечётное количество, чтобы оценить среднее значение было проще: 3, 5, 7, 9 вариантов ответа. Однако, есть категория людей, которая склонна всегда выбирать что-то среднее. В любом вопросе они как будто боятся выразить более-менее чёткое мнение. По результатам опроса таких людей сложно вообще понять, что им нравится, а что – нет. Всё у них «средненько».
Во избежание такой путаницы многие авторы создают опросники с чётным количеством вариантов ответа. Где нет золотой середины, и человек вынужден определиться с полюсом своего ответа – положительный он всё-таки, или отрицательный. Однако, для комфортности всё же следует использовать нечётное количество ответов, с прописанным значением каждой цифры.
Общие принципы шкалы Лайкерта
Если тебе выпала задача составить анкету и провести опрос, то мы подскажем общие принципы успешного анкетирования. Итак, кратко можно сформулировать следующие принципы:
Пропиши каждое значение: 1 – полностью не согласен, 2 – частично не согласен, 3 – трудно сказать, согласен или нет, 4 – частично согласен, 5 – абсолютно согласен.
Так же с примером оценки своих качеств. Понятнее полюса: «очень смелый» и «совсем не смелый». А варианты: «очень смелый» и «очень робкий» не комфортны для восприятия. Другой полюс вызывает неприятные эмоции, осуждающий или стыдящий подтекст. Лучше, если одна и та же характеристика принимает разную степень выраженности.
Где используется шкала Лайкерта
Самая большая сфера исследований – это социальная психология. Она изучает разные аспекты и направления, явления и характеристики. В этих исследованиях чаще используются следующие типы ответов:
Примеры использования шкалы Лайкерта
Шкала Лайкерта может использоваться практически в любой сфере. Приведём примеры вопросов с такой шкалой.
Image by Tumisu from Pixabay
Укажите, пожалуйста, насколько Вы информированы о планах руководства по внедрению нововведений в организации?
Укажите, на сколько Вы согласны с утверждением: Я довольно робкий человек.
Вы общительный человек?
Как видишь, шкала Лайкерта практически универсальна. Эту систему оценок можно применять во многих сферах исследования. Она очень удобна, значительно упрощает диагностику для испытуемого, да и для автора анкеты. А так же позволяет получить максимально достоверные и точные ответы.