Что значит юридическая психология комплексная наука
Юридическая психология как отрасль психологии и ее место в системе научного знания
Журавель Е.Г., кандидат психологических наук.
Юридическая психология как одна из отраслей психологического знания имеет множество точек соприкосновения с юридическими науками и выполняет функцию психологического обеспечения правовой деятельности.
Основными различиями житейских и научных психологических знаний являются:
Объектом исследования психологии является человек. Предметом научного изучения в психологии являются факты, закономерности развития и механизмы функционирования психики.
Основные задачи психологической науки:
Психологическая наука представляет собой разветвленную систему знаний, как общетеоретических, так и прикладных.
Так, одной из сфер, нуждающейся в применении психологических знаний, является сфера правоохранительной и правоприменительной деятельности.
Юридическая психология включает в себя различные особенности научных знаний и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психологическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой юридической деятельности в сфере правового регулирования.
Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.
Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.
Если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений.
Таким образом, предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей (М.И. Еникеев).
Задачи юридической психологии:
Юридическая психология как отрасль психологической науки включает:
Применительно к юридической психологии они трактуются как научные принципы познания юридической психологии:
Принцип объективного исследования психики. В основе лежит идея о единстве сознания, психики и деятельности. Психика человека изучается путем исследования объективных показателей проявления психических процессов в той или иной, в том числе и в противоправной, деятельности человека.
Принцип детерминизма, причинной (каузальной) обусловленности психических явлений. Помогает объяснять изучаемые психические феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов, различных обстоятельств, которые предшествуют какому-то событию, вызывают его (например, наследственные факторы).
Принцип системности в изучении и объяснении психических явлений. Побуждает исследователя рассматривать различные психические явления, психику в целом как единое целое, состоящее из множества взаимодействующих между собой элементов.
Принцип изучения психики, сознания в развитии, в единстве сознания и деятельности. Психика человека, его сознание на всем протяжении жизни подвергаются постоянному воздействию окружающей среды и являются отражением тех внешних социальных воздействий, которым подвергается человек.
Также юридическая психология включает принципы правовой науки (законодательства): принципы законности, равенства граждан перед законом, принципы вины, справедливости, гуманизма.
Рассматривая теоретико-методологические основы юридической психологии, необходимо рассмотреть естественнонаучные основы психологии.
Материальной основой психики является нервная система и главным образом головной мозг.
Нервная система подразделяется на центральную, периферическую и вегетативную. Она функционирует как единое целое, обеспечивая регуляцию внутренних органов (низшая нервная деятельность) и взаимодействие организма с внешней средой (высшая нервная деятельность).
Основной формой взаимодействия организма со средой является рефлекс. Рефлексы бывают безусловными (врожденными) и условными (приобретенными).
Условные рефлексы у высших животных образуются в коре головного мозга.
Основными функциональными процессами, на основе которых происходит их образование и затухание, являются нервные процессы возбуждения и торможения.
Возбуждение и торможение являются двумя сторонами единого процесса уравновешивания организма с внешней средой.
Возникновение и протекание процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга подчиняются определенным законам:
Закон иррадиации состоит в том, что возникшее возбуждение (торможение) в одном участке коры головного мозга распространяется по поверхности больших полушарий, вызывая возбуждение (торможение) в других ее участках.
Закон концентрации состоит в том, что распространение возбуждения или торможения ограничивается наведением противоположного процесса, который заставляет возникший очаг стягиваться к пунктам своего первоначального возникновения.
Закон взаимной индукции заключается в том, что каждый из двух процессов способен наводить противоположный процесс. Возбуждение в одних пунктах коры вызывает торможение в других и наоборот. Способность одного процесса вызывать противоположный и есть закон взаимной индукции возбуждения и торможения.
Закон системной деятельности коры головного мозга заключается в том, что реакции организма на воздействие среды не протекают изолированно друг от друга, а объединяются в целые комплексы, или функциональные системы.
Итак, подводя итог, можно сказать, что юридическая психология является полноценным связывающим звеном между психологией и правом. Она активно развивает теоретические проблемы в конкретно-научном и междисциплинарном аспектах, актуальные как в правоприменительной, так и в законотворческой деятельности.
диагностический и формирующий. Лабораторный и естественный эксперименты отличаются по степени осознания испытуемого своей роли «подопытного». В естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта нет, в лабораторном есть, что отражается на получаемых результатах. Судебнопсихологическая экспертиза по этому признаку относится к лабораторному эксперименту. В экспертной ситуации естественность проявления подэкспертного во многом зависит от профессионализма эксперта. Получение искусственных, т.
е. фальшивых и ложных, данных о подэкспертном уничтожает доказательственную роль экспертного исследования, как и любого другого эксперимента.
Разновидность диагностического и формирующего эксперимента также важна в юридической психологии. Эти виды эксперимента, оправдывая свои названия, решают разные задачи. Диагностический эксперимент направлен на постановку «диагноза»: установление особенностей проявления той или иной психологической способности, черты, состояния, процесса, функции и т. п.
Например, диагностика способности свидетеля давать правильные показания;
установление у обвиняемого таких черт, как агрессивность, жестокость;
диагностика внимательности и наблюдательности у оперативных работников или стрессового состояния у служащих, а также выявление у них особенностей проявления мышления либо воображения в условиях риска и т. д.
В формирующем эксперименте стоит задача изучить психологическую особенность в процессе формирования. Для этого в начале эксперимента производится диагностика особенности проявления этого психологического феномена (явления), затем испытуемому предлагается пройти формирующий эксперимент, выполненный по определенной программе. После этого происходит контрольная диагностика. Экспериментатор имеет возможность сравнить, как данная программа способствует психологическим изменениям человека.
Например, снятию у него нервно-психического напряжения, формированию внимания, расширению способов совладания с жизненными ситуациями, формированию коммуникативной компетентности, управлению собой или другими и т. п. Можно считать любой психологический тренинг, в котором стоит исследовательская задача, формирующим экспериментом. Когда же доказана его эффективность, он внедряется в практику психологической службы и приносит реальную пользу.
Современная экспериментальная психодиагностика — специальная процедура экспериментального обследования — включает в себя различные методы и конкретные методики в виде тестов и стандартизированных опросников.
Психодиагностика — одна из важных процедур в профессии психолога, особенно психолога, занимающегося профотбором, а также судебно-психологического эксперта.
Важную информацию об индивидуально-психологических особенностях человека и его личности можно получить с помощью Миннесотского многофакторного личностного опросника (MMPI), включающего 566 вопросов, а также опросников Айзенка, Кеттелла, Лири, Роттера и др.
Психика должна изучаться системно, поэтому важно как исследование мотивационной и эмоциональной сфер, так и интеллекта, особенностей темперамента, характера, воли и уровня зрелости личности, способностей, степени ее субъектности. Для этого используются методики, диагностирующие познавательные процессы и способности, различные личностные свойства и отношения, как сознательные, так и бессознательные. Поскольку обследование имеет конкретную цель, его достаточность определяется ее достижением, а методы подбираются с учетом этого фактора.
Важную роль в исследовании бессознательного человека играют проективные методы, например, такие тесты, как фрустрационные картинки Розенцвейга, пятна Роршаха, цветовой тест Люшера, тест руки Вагнера, неоконченные предложения, рисуночные тесты и др. Все они сложны в использовании и требуют специальной подготовки.
Неэкспериментальные и экспериментальные методы могут осуществляться продольным способом, т. е. длительно (лонгитюдиально). При таком способе изучение личности может охватывать или само длиться на протяжении нескольких лет, а может и всей прошедшей жизни. Указанные методы могут осуществляться также срезовым способом. Например, проблему влияния профессионально-юридического образования на формирование правосознания студентов можно изучить продольно, исследуя одних и тех же студентов от поступления в вуз до его окончания. Но можно практически одновременно предложить тестовые задания студентам разных курсов, сделав своеобразные срезы, а затем результаты сравнить, не тратя на проведение исследования годы подготовки специалистов в вузе. Объективность и достоверность психологических исследований достигается при помощи валидных методик, системности исследования, математических методов обработки полученных результатов и других специальных процедур.
Методы юридической психологии — профессиональные способы психологического познания, и хотя ими полезно владеть и юристам в русле выполнения своих профессиональных обязанностей, существуют значительные ограничения для них в проведении экспериментальной психодиагностики.
Резюме Юридическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности проявления психики человека в ситуациях, регулируемых правом. Она не станет полноценным связывающим звеном между психологией и правом и будет обречена считаться вспомогательной и второстепенной для права наукой, если не будет развивать теоретические основы в научном и междисциплинарном аспектах, актуальные как в правоприменительной, так и законотворческой деятельности.
Поскольку юридическая психология выделяет для изучения разнообразные предметы, охватывая разнообразные аспекты реальности, такие, как возникновение преступного замысла, особенности принятия группового решения присяжными заседателями, психологические особенности прокурора, специфика правосознания россиян и другие, она делится на различные направления. Их специальное рассмотрение следует ниже.
Методы юридической психологии берут свое начало из общей психологии, поэтому психолого-юридическое исследование и обследование происходят как неэкспериментально, так и экспериментально. К неэкспериментальным методам изучения психики в целом и личности в частности относятся наблюдение, самонаблюдение, биографический и автобиографический метод, беседа, анализ продуктов деятельности, в том числе и криминальной, метод экспертных оценок и др. К экспериментальным методам, в свою очередь, относятся лабораторный и естественный эксперименты, как формирующие, так и диагностирующие. Одним из важных проявлений лабораторного эксперимента в юридической психологии, включающем в себя и использование неэкспериментальных методик, стала судебно-пси-хологическая экспертиза.
Отличительные признаки методов юридической психологии заключаются в следующем:
— использовании для анализа фактов из материалов дел, например, уголовных;
— анализе продуктов криминальной деятельности, который дает основание для составления психологического портрета преступника;
— ретроспективной реконструкции инкриминируемой/исследуемой ситуации и всех нюансов проявления в ней психики человека как обвиняемого, потерпевшего или свидетеля.
Юридической психологией как самостоятельным направлением не только выделены из общей психологии, а также других отраслей психологии, но и впоследствии развиты методы и методики, играющие значимую роль для достижения психолого-юридических целей. Так, значимость неэкспериментальных методов дает основание развитию метода наблюдения (в том числе и включенного) и беседы. А значимость оценки правдивости получаемой информации, в том числе и показаний по делу, служит стимулом развития разнообразных способов познания, объединенных названием «детектор лжи».
Вопросы для самопроверки
1. Что изучает юридическая психология?
2. В чем значимость юридической психологии?
3. Что значит «юридическая психология — комплексная наука»?
4. Как соотносится юридическая психология с общей психологией?
5. Какие задачи стоят перед юридической психологией и с помощью каких направлений юридической психологии они решаются?
6. Как связана юридическая психология с другими отраслями психологии?
7. Какую прикладную роль может исполнять психолог в юридической практике?
8. В чем фундаментальность подхода юридической психологии или она всего лишь прикладная для правовых наук отрасль психологии?
9. Какие методы использует юридическая психология?
10. Почему для юридической психологии важен метод самонаблюдения?
11. В чем специфика методов юридической психологии?
Глава 2. Личность и правосознание
2.1. Правосознание В юридической психологии важными понятиями являются «правосознание», а также различные варианты понятия личности: «личность преступника», «личность потерпевшего», «личность юриста». Начнем знакомство с понятия «правосознание».
Согласно определению1 правосознание — сфера общественного или индивидуального сознания, включающая правовые знания, отношение к праву и правоприменительной деятельности. Этот термин получил широкое распространение в связи с существованием правоприменительной деятельности, хотя его неточность сразу становится ясной, стоит задаться вопросом: если иметь в виду сознание или самосознание человека, в котором выделено правосознание, то почему нет нравственного или эстетического сознания, хотя существуют как такие знания, так и отношения. Правосознание как сфера сознания человека выделено в силу его значимости для общественной жизнедеятельности людей.
Правосознание, согласно точке зрения А. Р. Ратинова, внесшего огромный вклад в развитие отечественной юридической психологии, это сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях.
Вслед за А. Р. Ратиновым многие юридические психологи стали считать, что у правосознания функции: познавательная, оценочная и регулятивная. В таком случае правосознание проявляется в знаниях, взглядах, идеях, в представлениях личности о том, что является правомерным и неправомерным, оно выражается в отношении к праву, законности, а также в установках и поведении. По этой причине продуктивно анализировать психолого-правовую сущность человека шире: не через его правосознание, а через правовое самоуправление.
Итак, в каком бы виде правосознание ни выступало: как индивидуальное, групповое и общественное, оно выполняет те же базовые психические функции, что сознание и самосознание. В исследовании автора (Л. В. Алексеева, 2004; Л.
Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.:Политиздат, 1990. С. 288.
В. Алексеева, 20061) в механизме работы психики, понимаемой как психическая организация2, были выделены звенья, которые в обобщенном виде представлены как базовые функции психики:
8) регулирующая / коммуникативная;
Специфика выполняемых функций, обеспечивающих проявление способности к правовому управлению и самоуправлению, будет зависеть от того, каким образом использованы правовые нормы в организации каждого звена психики.
Рассмотрим от первого до тринадцатого функциональные звенья ПО как правового самоуправления.
1. Актуализация потребности Возникновение потребности может актуализировать организацию 3 видов активности: непосредственной, опосредованной и опосредствованной. Правовая активность относится к опосредствованному виду, так как ее организация связана с использованием правовых понятий, социальных норм и ценностей как средств самоорганизации.
Правовая установка, возникающая в этом звене, проявляется как внутренняя готовность человека к просоциальному поведению, к действиям по обеспечению правопорядка либо, наоборот, к нарушению правил и законов общества, присущая ему и типично характеризующая его как гражданина общества.
Установка первого вида проявляется у ревностных служителей Фемиды, Алексеева Л. В. Психология субъекта и субъекта преступления. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного ун-та, 2004. 520 с; Алексеева Л. В. Психологическая характеристика субъекта преступления: дис. д-ра психол. наук. СПб., 2006. 510 с.
Модель психической организации (ПО) см.: Приложение 1.
установка второго вида свойственна «закоренелым» правонарушителям.
2. Принятие решения о цели Выбор направления активности проявится через намерения человека. Однако правомерный или неправомерный характер цели возникнет в результате возможности проявления других звеньев самоуправления. Прежде всего сравнения цели и норм поведения, а не только цели и потребности человека.
Например, намерение избавиться от свидетелей у преступника возникает в связи с потребностью в безопасности, осознанием совершенного деяния как преступления, прогноза возможного наказания, оценкой опасности, исходящей от свидетелей и др.
Правовая установка, возникающая в этом звене, выглядит как бессознательное стремление действовать правомерно или неправомерно. Как неправомерная, например, она проявилась у Шуры Балаганова, когда он, имея, благодаря Остапу Бендеру, нужную для счастья сумму, машинально полез в трамвае за кошельком гражданки. Итак, чужой кошелек есть цель, намерение. О бессознательности этого намерения, привычного для опытного вора, свидетельствуют растерянность Шуры и его слова, когда он был схвачен на месте преступления: «Я не хотел!»
3. Построение субъективной модели значимых внешних условий деяния Чтобы проявлялось самоуправление в правовом контексте, человек должен иметь информацию о праве и обществе. Речь не идет об обязательном знании законов, достаточно иметь представление о традициях и нормах поведения в обществе, различать добро и зло, знать о существовании закона, регламентирующего поведение людей. Так, например, Человек-амфибия — герой одноименного художественного фильма по романтической повести А. Беляева, никогда не жил в обществе, его средой обитания был изолированный от людей замок отца и море. Можно оценить его поступок раздачи рыбы голодным детям с лотка торговца и то, что он заступился за детей, как наивную опосредованную активность, с учетом его знаний о том, что рыбы много в океане. Однако, судя по требовательности его отца — доктора Сальватора, можно утверждать, что он способен к опосредствованной активности, ведь он получил домашнее воспитание и имеет представление не только о том, что «нельзя обижать слабых», но и что «чужое брать нельзя». Просто в данный момент последнее не стало для него значимым условием активности. Он говорил, раздавая рыбу:
«Берите, кто хочет, рыбы много, берите. Что он жадничает? Рыбы сколько угодно в океане».
Если характеризовать обобщенно, девиантная личность — это личность с поведением, отклоняющимся от правовых норм. Нельзя сказать, что такие личности плохо знают закон, напротив, подавляющее большинство из них обладают большими правовыми знаниями, чем законопослушные граждане.
Кроме того, немало людей, которые, используя правовые знания, проявляют стремления нарушать либо обходить закон, используя его несовершенство. В целом все равно мнение о том, что правонарушители лучше законопослушных граждан знают уголовный закон, преувеличено. Во-первых, до совершения первого преступления их правовая осведомленность мало отличается от осведомленности иных лиц; во-в-торых, полученные знания бессистемны, ограничены личным опытом или опытом тех, с кем эти лица находились в контакте.
Правовая установка, возникающая в этом звене, выглядит как готовность выделять извне информацию правового характера. Например информацию, способствующую раскрытию или совершению преступления, информацию, которую впоследствии человек оценит как антиобщественное или, наоборот, как просоциальное событие.
4. Построение субъективной модели значимых внутренних условий активности Осознание и понимание себя, создание Я-образов и Я-концепции является необходимым условием организации самоуправления в юридически значимых ситуациях. Совершение преступления в нормальном обществе считается своеобразным «падением». Понимание себя как законопослушной личности, как правило, стимулирует человека «быть на уровне», не позволяет ему опуститься до совершения преступления. Осознание себя преступником, например, наоборот, впоследствии позволяет ему либо махнуть на себя рукой и «плыть по течению», либо выделять и акцентировать прелести или романтику преступной жизни, либо низвергать правовые нормы и авторитет людей, живущих по закону или стоящих на страже закона, чтобы создать фон, на котором он будет выглядеть «на уровне», как другие люди либо выше их.
Правовая установка, возникающая в этом звене, выглядит как готовность видеть себя в определенном правовом ракурсе: как законопослушного человека или нарушителя закона. Но, прежде всего, установка проявляется в готовности или неготовности человека обращать свое сознание на себя самого — заниматься рефлексией.
5. Формирование программы деяния Правомерное или неправомерное значение может иметь не только Цель, но и способ, т. е. технология исполнения намеренного деяния. Из гипотетического множества средств и способов (программ) человек выбирает или создает приемлемые для себя „учитывая не только сопутствующие обстоятельства, но и общественные значения, нормы, ценности. Он может заимствовать и репродуцировать с помощью подражания чужой способ, а может подойти к деянию творчески и сам придумать программу исполнения.
Правовая установка, возникающая в этом звене самоуправления, выглядит как готовность либо создавать и использовать различные приемы в юридически значимых ситуациях, либо действовать примитивно, например, брутально, инфантильно, наобум.
6. Проявление отношения Звено психического отношения, которое, кроме формирования, создания и развития правовых норм и ценностей, осуществляет как таковые правовые отношения, создает также иерархии ценностей и самих отношений к действительности, критерии значимости и успешности. В правовом обществе право и его применение являются ценностями. Кроме того, другие ценности могут быть опосредствованы правом и поставлены в соотношении с ним. В таком обществе все люди имеют возможность быть равными перед законом и не зависеть от мнения, настроения и совести власть предержащих людей либо своих личностных смыслов.
Так называемый феномен двойной морали возникает тоже в этом звене в связи с тем, что отношение связано как с социальными значениями, так и с личностными смыслами. Так, например, на уровне социальных значений члены общества относятся позитивно к армии, военной службе, наведению порядка в «горячих точках». Однако, когда речь идет о службе члена семьи: ребенка, брата, мужа, — факт службы часто вызывает негативное отношение, связанное уже с личностным смыслом безопасности близкого или родного человека.
Поведение людей зависит оттого, какой системой предпочтений они руководствуются. Правовые знания, опосредованные опытом, преломленные через ценности и потребности человека, будучи значимыми для него, окрашиваются чувствами и становятся смыслом его социальной (культурной) активности. В принципе по той же схеме, но с опытом, дающим отрицательные переживания, формируется и бессмысленность законопослушного образа жизни.
В целом правовые отношения включают в себя смысл, который связывают человека с такими явлениями, как право, его институты, принципы и нормы;
правоохранительные органы; правовое поведение других людей и собственное правовое поведение.
1) Отношение к праву, его институтам, принципам и нормам Прежде всего, это отношение проявляется как степень авторитета государственной власти, закона, как солидарность с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение. Например, у правонарушителей отмечается особое отношение к закону. Подобная личность вообще склонна рассматривать право и законы как произвольные, выдуманные, сковывающие свободу. Важно также, что на протяжении многих столетий в России не закрепилось ценностного отношения к личности и праву.
Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое правовое государство с республиканской формой правления.
Однако достаточно проблематично формирование смысла жить по закону, если жизнь человеку демонстрирует правовой беспредел, творящийся вокруг. И это не опыт отдельных людей где-то в «забытых богом уголках» огромной страны, которой трудно управлять. Авторитетные специалисты в области права до сих пор не считают, что Россия является правовым государством, равно как и то, что в реальности права и свободы человека стали в обществе высшей ценностью.
Равенства членов общества перед законом и ценности личности как правовой единицы общества не было в России ни до революции, ни при советской власти, нет этого и в настоящее время.
И сейчас не потеряли значимости следующие характеристики1 правового сознания. Исследование западно-европейских правовых представлений выяснило, что граждане этих стран связывают функцию закона с обеспечением справедливости, т. е. защитой позитивных ценностей. В отечественном же сознании представлен негативизм, карающая функция закона, что составляет наследие тоталитаризма. Законы и право воспринимаются только как обязанности личности перед государством, но не как ее права.
Перестройка в СССР освободила личность, предложив человеку быть субъектом жизни, но лишила его определенных социальных Воловикова М. И. Моральное развитие и активность личности // Активность и жизненная позиция личности. М., 1988.
гарантий, за которую тот платил своей свободой. Для большого числа людей не затребованная ими, а предоставленная им свобода породила значительную степень неопределенности, незащищенности и невротизации. Личность, привыкшая к ориентации «на всех», к социальному сравнению и подражанию, столкнулась с необходимостью конкурировать, выживать в одиночку.
Сложность, неопределенность, быстро меняющиеся ситуации, вскрывшиеся острейшие противоречия действительности породили необходимость в правовых знаниях и построение отношений, основанных на праве. Для некоторых людей это касалось лишь их собственной ситуации и процесса самоопределения, а некоторые стремились понять и оценить в целом противоречия протекающих процессов и извлечь из этого пользу для себя.
Там, где еще не вступили в силу законы, заработал такой механизм мышления, как интерпретация. С. Московичи1 считает возможность интерпретации проявлением процедуры социального мышления личности.
Интерпретация позволяет при столкновении разных данных или в ситуации неопределенности и неясности фактов выработать целостную непротиворечивую «картину» действительности. Используя интерпретацию, личность упорядочивает, вносит момент ясности и организованности в социальную жизнь, в свои отношения с людьми и социальными структурами, а также самоопределяется. В условиях неопределенности благодаря интерпретации проявляется осмысление и правовых проблем. Поскольку интерпретация носит субъективный характер, она в той или иной степени пристрастно выражает интересы, стремления, ценности, не имея в виду достижения истины, очерчивает мнение по поводу личных прав.
В целом развитие атрибутов субъектности личности в противоречивой действительности стало предпосылкой возможности иметь собственное мнение по поводу жизненных социальных и правовых ситуаций, сформировало готовность отстаивать их. Благодаря самоопределению и интерпретации в ситуации правовой неопределенности в России появился класс олигархов. В процессе построения капиталистических отношений в стране сформировались типа отношений «Я» и «общество»: субъект-объектное у предпринимателей;
субъект-субъектное — у интеллигенции; объект-субъектное — у рабочих;
объект-объектное — у пенсионеров.
Итак, в условиях правового вакуума не всем удалось самоопределиться.
Остались личности, чувствующие себя жертвой перемен, считающие Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. № 1. С. 3-18; № 2. С. 3-14.
невозможным что-то изменить в своей жизни, уповающие на старый порядок и чувствующие свою неуверенность и даже беспомощность. У них уже сформировался опыт того, что их превратили не только в объект влияния власть и капитал предержащих людей, но и в объект паразитирования коммерческих или государственных структур, лишающих их свободы выбора или возможности влияния на процессы государственного управления при нарушении их прав.
Психологи констатируют, что не всякое противоречие, выраженное страданиями, приводит к возвышению духа. Как неразрешимое оно вызывает опустошение души или ожесточение.
2) Отношение к правоохранительным органам.
Отношение к правоохранительным органам, так же как и отношение к закону, уходит корнями в национальный менталитет. Под менталитетом понимается общий неосознаваемый психологический склад людей, свойственный определенной культуре. Такие понятия, как «общественное сознание», «национальный характер», «коллективный дух», «коллективное бессознательное» близки по смыслу. Если учесть, что «менталитет проявляет себя в искусстве, религии, нравственности, устном народном творчестве»1, следует отметить, что практически нет русских пословиц, которые выражали бы положительное отношение к праву и вершителям законности. Например:
«Строгий закон виновных творит»;
«Не держись закона, как слепой забора»;
«Закон — дышло, куда захочешь, туда и воротишь»;
«Что мне законы, коль судьи знакомы»;
«Суд прямой, да судья кривой»;
«Законы миротворцы, да законники крючкотворцы».
Таким образом, специфическое отношение к праву, людям, стоящим на страже закона и даже себе, возникает в связи с «человеческим фактором», по причине которого не ценится неработающий закон.
Несмотря на то что при случившейся беде люди обращаются в правоохранительные органы, в настоящее время отношение к ним проявляется как амбивалентное (положительное и отрицательное одновременно). Не только невысокая раскрываемость уголовных дел, зависимость правоохранительных и судебных органов от властных структур, длительность рассмотрения судебных вопросов, но и преступления, совершаемые людьми, стоящими на страже закона, превышение и использование ими служебного положения однозначно негативно сказывается на отношении к этой системе в обществе.
3) Отношение к правовому поведению других людей Ильин А. И. Сущность и своеобразие русской культуры. М., 1996. С. 533.
Отношения россиян друг к другу имеют определенную специфику, также связанную с менталитетом. Прежде всего русским людям свойственно проявлять не «холодный разум и абстракции» во взаимоотношениях, а объединять «знания с душой, ум с сердцем».
В этом отношении введение в российском суде института присяжных обязательно будет связано с проблемами объективности решения.
В традиции русских взаимоотношений преобладание морального сознания — моральных представлений — над политическими и правовыми. В русских пословицах это выражается следующим образом:
«Деньги могут многое, а правда — все»;
«Засыпь правду золотом, она все равно всплывет»;
«Кто за правду горой, тот истинный герой».
Таким образом, положительное отношение к праву в отечественном менталитете замещается верой в справедливость.
Однако даже при наличии духовности, общинности и веры как характеристик национального менталитета мораль россиянина (особенно в советском периоде) носит конвенциональный характер, т. е. основана на некотором условном соглашении типа «ты — мне, я — тебе».
4) Отношение к собственному правовому поведению Отношение к собственному правовому поведению связано у россиян с отношением к собственной личности. Отстаивание собственных прав зиждется не только на правовой осведомленности, но и на чувстве собственного достоинства, гордости за свою личность, наделенную ценностью и поэтому наделенную определенными правами в обществе. Однако со времен В. Белинского мало что изменилось в психологии россиянина, а он писал о том, что важнейшим механизмом проявления личности россиянина является самолюбие.
Самолюбие, безусловно, отличается от чувства собственного достоинства, поскольку выражает не свободное, а вынужденное проявление «Я» в виде болезненной установки на возможность ущемления как своей, так и чужой свободы.
Таким образом, правовая реформа, чтобы быть результативной, нуждается в том, чтобы процессы психолого-правовой реорганизации в обществе и менталитете шли как «сверху», так и «снизу». Процесс «снизу» предполагает проявление стремления и способности знать или отстаивать свои права, а также их защищать.
В условиях сложного взаимодействия людей, многогранности и противоречивости отношений человеку необходимо иметь систему координат, на основе которых будут формироваться его разнообразные отношения к действительности, к другому человеку, к закону. Поскольку нравственные отношения формируются у человека раньше правовых и имеют общечеловеческий характер, они лежат в основе правовых отношений.
Нравственный стержень выражается в таких понятиях, как «справедливость», «честь», «совесть». Согласно нравственным нормам люди равны и обладают ценностью. В связи с этим у многих людей не укладывается в голове, что тяжкие преступления совершают нормальные люди.
В целом право и нравственность не тождественныЖакбыло сказано выше, общественные нормы могут не совпадать. Так, например, различаются нравственные, моральные, религиозные, правовые, политические и другие общественные нормы. Не совпадают нормы различных обществ или групп. То, что справедливо, не всегда бывает по закону. Например, самосуд, месть. Можно говорить также и о несправедливости закона, за счет чего может измениться отношение к нему. Отношение к жертве у преступника может не только быть лишено самоценности, но и заряжено неприязнью либо быть индифферентным (не положительным или отрицательным, а нулевым).
Ломка отношений происходит в критические периоды жизни человека или общества. Так, например, в нашей стране после пропаганды морали строителей коммунизма и ценностей идеализированного человека будущего народу России была предложена ценность «золотого тельца». У людей не только изменился перечень ценностей, но и их иерархическая структура, в которой индивидуальные ценности, в том числе материальные, стали доминировать. Так образовался современный тип личности воинствующего индивидуалиста.
Правовая установка в этом звене проявляется как определенная предрасположенность отношения (позитивного, негативного, нейтрального) к правовым институтам, нормам, органам. Нравственные либо моральные установки становятся базой и для правового поведения, когда человек способен не задумываясь поступить «как надо», «как должен»: принципиально, справедливо, честно, по совести.
Поскольку принципы могут быть различными по содержанию (нравственные и безнравственные) и специфическими по форме (устойчивые и неустойчивые;
индивидуальные и всеобщие), характер проявляемой в этом звене установки может различаться.
7. Осуществление объединения информации, содержащейся в различных звеньях В этом звене психики (и самосознания в том числе) происходит с той или иной степенью успешности интегрирование получаемой информации из всех функциональных звеньев психической организации. Правовое самоуправление от «обычного» отличается тем, что в звене интеграции объединяется информация правового характера. Например, правовые знания с правовым представлением о себе, нормативная допустимость цели и возможностей ее достижения, а также отношение к деянию и его оценка, технология достижения цели и правовой прогноз полученного результата и т. д.
Правовая установка, возникающая в этом звене, выглядит позитивно как готовность или негативно как неготовность объединять и обобщать полученную информацию. Ошибки этой установки могут проявляться, например, в том, что единичный случай будет представлен как типичная характеристика человека или ситуации либо будут объединяться несвязанные события.
8. Осуществление регуляции — исполнение практических, символических, вербальных, а также умственных действий, деяния в целом Регуляция может осуществляться как непроизвольная, произвольная и волевая. От первого к третьему виду усложняется ее проявление. Непроизвольная регуляция, основанная на исполнении собственного желания, может с большой вероятностью осуществиться в разрез общепринятых или правовых норм.
Произвольная регуляция зависит от характера поставленной цели и способов осуществления, имеющих как индивидуальный, так и общественный характер.
Если для личности достаточно просто поставить цель, соответствующую собственным потребностям и опосредствованную правовыми нормами, она без усилия совершает правомерные поступки.
Волевая регуляция организуется вопреки данности: окружающей обстановки, примеров поведения других людей и даже собственных непосредственных желаний. Такая регуляция привлекается в затруднительных и сложных случаях:
для сдерживания нежелательной или организации необходимой, но непосредственно не желаемой активности. В правомерном поведении волевая регуляция организуется с опорой на правовой прогноз, нравственные (просоциальные) личностные смыслы, представление о более широком, чем ситуативный, жизненно-нормативном контексте, учете не только своей, но и чужой позиций. Например, мысли о лишении свободы или штрафе (в прогнозе), страдании близких людей (учет позиции других людей), отношение к себе как к ничтожеству, не могущему жить в соответствии с принятыми ценностями (столкновение принципа «удовольствия» с принципом «ценностей», замена первого вторым), может способствовать коррекции намерения нарушить закон, сделать недопустимым совершение правонарушения.
Порой не только для того, чтобы отвратить от себя соблазн преступления, но и для того, чтобы совершить его, необходима также работа воли. Она нужна, чтобы собраться с духом, осмелиться перейти границу или разрушить преграду между одним и другим миром, поступить вопреки воспитанию, общественному мнению или страху наказания. Волевая регуляция такого рода упростится, например, для подростка, которому интересно, как люди живут в тюрьме, и лишение свободы станет для него по этой причине не желательным, но приемлемым и возможным в его жизни.
Высшим проявлением просоциального поведения выступает социальная активность, предполагающая личное участие в решении правовых вопросов, коррекции неработающих норм права, укрепление законности и правопорядка в реальной активности, противодействие правонарушениям, борьбу с преступностью.
Правовая установка, возникающая в этом звене, выглядит как предрасположенность действовать определенным образом в юридически значимых ситуациях: разрушительно или созидательно, а также активно или пассивно, правомерно или неправомерно.
9. Получение информации о результатах Обеспечение получения обратной связи значимо и в правовом самоуправлении. Показательна важность этого звена в правоприменительной деятельности: работает или не работает принятый закон — такое резюме есть полученный эмпирический результат. Важна «результативность» и при нарушении закона. Так, современный жлоб все гребет и гребет под себя материальные ценности, но как невротик, не чувствуя достаточного для себя результата, не может остановиться. В случаях, когда выылазки банд фиксируются на видео, эта фиксация играет роль своеобразного результата, проделанного для отчета перед заказчиком. Видеозаписи драк девочекподростков и скинхедов — тоже фиксация результата.
Результат преступной деятельности выражается, например, в физическом и моральном вреде. Когда моральный вред от неправомерных действий сотрудников милиции оценивается «копеечной суммой», акцентируется своеобразный результат отношения правовой системы к себе и тем, ради кого она работает.
Некоторые преступники четко делят вид преступления, на которое они могли бы пойти, т. е. которое для них возможно. Так, воровство и убийство — имеют специфический результат, несмотря на то что объединяют людей преступного мира. Так, один из подростков-правонарушителей объяснил, что убийство — более тяжкое преступление, чем воровство, потому что при совершенном убийстве нельзя будет изменить результат, человека не вернешь, а украденное может быть возвращено.
Кроме того, можно выделить и разный результат, например, одного вида преступления, убийства. Так, «особая жестокость» есть результат одного из них, где в значимость совершенного преступником включены страдания жертвы.
В деятельности борьбы с преступностью это звено является одним из слабых, поскольку ее результат имеет амбивалентный характер: количество преступлений может уменьшаться или увеличиваться, но сама преступность, по утверждению ученых, неискоренима. Лишь утверждение значимости идеи борьбы с преступностью, значимости профессиональной деятельности людей, стоящих на страже закона, может поддерживать эту активность на высоком уровне.
Отнесение полученного результата к себе, своим действиям позволяет проявиться ответственности, поскольку ответ перед кем-то или перед собой есть результат, получение обратной связи. Если преступник связывает результат содеянного с объективными обстоятельствами или свойствами жертвы, в его самоуправлении такой результат содеянного, как личная ответственность, не образуется. В свою очередь, если результатом преступления не является наказание, безнаказанность как результат содеянного способствует самоутверждению и рецидиву.
Правовая установка, возникающая в этом звене, выглядит как готовность или неготовность подводить итог, выделять или акцентировать результат, брать на себя или перекладывать на кого-то ответственность за содеянное.
10. Контроль Контроль — это сличение, сравнение, проверка. Получив правовые знания, люди сличают их со своим жизненным опытом, потребностями, целями деятельности, поведением других людей, общественным мнением и т. п. При самоуправлении может сравниваться друг с другом информация из любых звеньев. В правоприменительной деятельности характер нарушений сличается со сводом законов, при этом выясняется, что какие-то из них соответствуют, например, Уголовному, какие-то Гражданскому кодексу. Государственный контроль заключается в сличении происходящего с запрещенными характеристиками или допустимыми нормами. Например, так работает таможенный контроль: без сличения невозможна оценка происходящего как контрабанды. В целом без контроля невозможно получение оценки о правомерности или неправомерности, атакже фиксации факта правонарушения, преступления, казуса, необходимой обороны.
При осуществлении самоуправления сличается цель и потребность, цель и общественные нормы, цель и собственные возможности, цель и условия ее достижения, цель и промежуточные, а также окончательные результаты и т. п.
Правовая установка, возникающая в этом звене, выглядит как предрасположенность сравнения с правыми нормами.
11. Оценка Оценка — это измерение степени совпадения или отклонения от какого-либо эталона. Оценка может быть эмоциональной или рациональной. Оценка разнообразной ситуативной информации в системе правовых координат, которые латентно содержат и эмоциональный показатель, выражена в таких характеристиках, как «правильно — неправильно», «хорошо — плохо», «полезно — вредно», «правомерно — неправомерно». Законы позволяют оценить одни действия как правильные, правомерные, другие — как правонарушение или как преступление. Кроме того, отдельный вид свода законов — Уголовный кодекс — содержит определенную градацию совершаемых преступлений, которые оцениваются как общественно опасные, например тяжкие и особо тяжкие.
Кроме объективно существующей общественной оценки проявляется и субъективная оценка той или иной ситуативной информации в юридически значимых ситуациях, а также самооценки. Так, компанией друзей хулиганский поступок подростка может быть воспринят одобрительно, даже восторженно, а потерпевший может вызвать нейтральную или отрицательную оценку.
Установка, возникающая в этом звене, выглядит как готовность давать правовую оценку или неготовность оценивать явления таким образом. Оценочная установка проявляется в предрасположенности проявить ту или иную правовую оценку, оценивать тот или иной объект или явление определенным образом.
Например, нейтрально реагировать, если неправомерное деяние касается кого-то из окружающих людей, а не самого человека.
12. Прогноз Прогноз — это опережающее отражение. Обеспечение предвосхищения результатов позволяет организовывать самоуправление во временной шкале, учитывать юридические последствия. Поскольку образ возможных последствий может вызывать эмоциональную оценку, прогноз дает возможность заранее испытать положительное и отрицательное переживание еще не наступившего результата. Тем самым усиливается или нейтрализуется стремление его достичь.
Лица молодежного возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера, в которых звено прогноза недостаточно организованно. Чаще впоследствии молодой человек говорит, что не думал об этом, не хотел того, что произошло. Противоправное поведение лиц старших возрастов более обдумано, в том числе и с точки зрения последствий.
Правовая установка, возникающая в этом психическом звене, выглядит как предрасположенность или непредрасположенность к правовому прогнозу.
13. Принятие решения о коррекции Система самоуправления может быть изменчивой в любом звене, но может и проявлять ригидность, инертность, прежде чем измениться. Неправомерное поведение, в основе которого лежит самоуправление, может стать привычным.
Так, статистика подтверждает: чем раньше подросток встает на путь правонарушений, тем чаще совершает он преступления, тем меньше надежд на его исправление.
Связь этого звена самоуправления с предыдущими звеньями проявляется, например, в том, что принятие решения о коррекции возникает в результате того, что сравнение с правовыми нормами и негативная оценка результата показали их расхождение. В случае пробелов в знании общественных норм и норм права, в частности, в качестве заместителей истинных правовых норм выступает иная информация, используемая в организации самоуправления в правовом контексте.
Для того чтобы коррекция совершилась, потребуется по-новому организовать работу некоторых, многих или даже всех звеньев ПО. Например, чтобы измениться, нужно знать, каким образом это можно сделать.
Правовая установка, возникающая в этом звене, выглядит как готовность или неготовность изменяться в соответствии с общественными нормами, нормами права или в правовом контексте.
Рассмотренные аспекты правового самоуправления показывают, что от особенностей образов права, Я-образов и Я-концепции, возможностей осознания себя в правовой системе координат, характера самоидентичности, сформированной смысловой сферы самосознания, отношения к себе, самооценки зависит как позволение совершить правонарушение, так и возможности самоуправления в криминальной ситуации. Описанное выше показывает, что если пользоваться понятием правосознания, его следует раскрывать как правовое самоуправление, характер которого зависит от того, как организована работа каждого из составляющих его психических звеньев.
2.2. Юридическая значимость понятия личности род личностью в психологии понимается социальное существо, т. е. существо живущее в рукотворном, культурном контексте мира. Порой личность определяется как субъект социальных отношений. В данном случае признаки личности соединены с признаками еще одной сущности человека — человека как субъекта — активного, автономного, независимого, креативного существа. У личности субъектно-объектная сущность, поскольку человек, будучи личностью, может проявлять как субъектную, так и объектную позицию. Личность, как и другие объекты, является тем, на что направлено познание и воздействие. В связи с этим формирующее влияние социума — социального окружения, культурного общества — не только впитывается личностью как объектом воздействия, но и как субъектом активно перерабатывается, а порой вызывает ее протест и сопротивление.
В обществе существуют не только однообразные, но и различные, а порой не совпадающие нормы и ценности: личные, семейные, национальные, религиозные, государственные, общечеловеческие. В связи с этим личность может быть как просоциальной, ориентирующейся на них, так и асоциальной — бесчеловечной и антиобщественной — направленной против общества, в отношении к самым обобщенным, важным для любого общества, а также «вечным» ценностям. Под «вечными» в первую очередь понимаются нравственные ценности и нормы, проверенные ходом истории.
Поскольку человек имеет возможность поступать непосредственно, в соответствии лишь со своей выгодой, для удовлетворения возникших потребностей, необходимы законы общественной жизнедеятельности для граждан, регулирующие их отношения и ограничивающие их общественноопасные, вредные для других людей и окружения проявления. Законы должны отражать познанную действительность и работать, но вера во всесилие законов и стремление лишь силой закона решить проблему преступности, именуемая «легисломанией», неконструктивна и непродуктивна.
Российская императрица Екатерина Великая считала, что «весьма плоха та политика, которая переделывает законами то, что надлежит переменять обычаями». То есть нужно создавать другой конструкт воздействия, чтобы получить необходимый результат (продукт). Выдвижение общественной идеи, укрепление позитивных старых традиций, а также формирование новых, поддерживающих эту идею — важные факторы объединения, реформирования и стабилизации общества в целой стране.
Итак, социальная, личностная сущность человека характеризуется тем, что он в своей жизни использует значения и ценности, образованные культурой людей.
Среди социальных значений выделены правовые значения, нормы, ценности.
1. Комплекс правовых норм — один из важных и обязательных, но не единственный вид общественных норм жизнедеятельности человека.
2. Правовые нормы могут входить в противоречие с другими общественными нормами или личностными отношениями.
3. Любые нормы могут иметь как устойчивую, так и изменчивую характеристику, и чем они изменчивее и непоследовательнее, тем труднее в отношении к ним вырабатываются общественные стереотипы мнений и поведения.
4. Каждая личность сама может участвовать в создании законов, оценивать их, менять к ним отношение.
5. Концепции системы норм и законов могут быть объективно научными, а могут — субъективно корпоративными. Так, теории социального перераспределения, мести, всеобщего насилия и несправедливости, испорченной, алчной и агрессивной природы людей в ходу у многих правонарушителей.
6. Преступный мир в целом также живет по своим законам и заинтересован, чтобы они имели более устойчивый характер, чем законы светские. Этот мир заинтересован в распространении и репродукции данной субкультуры, вовлечении в ее контекст большего числа людей.
Все вышесказанное акцентирует идею о том, что личность живет не только в динамично изменяющихся, но и противоречиво нормированных общественных условиях. Некоторые противоречия ей самой приходиться сглаживать, диалектично связывать, суммировать и т. п. Некоторые противоречия, такие как несовместимость принятых в обществе норм и норм криминальной субкультуры, наоборот, акцентировать.
Законы, создающиеся в обществе, должны стоять на страже интересов и общества, и отдельной личности. В ряде законодательных актов России речь идет конкретно о личности:
— о ее неприкосновенности;
— о запрете посягательств на нее или ее права со стороны организованных общественных объединений, включая религиозные (ст. 239 УК РФ);
— о защите достоинства личности (ст. 150-152, 1099-1101 ГКРФ);