Что значит юмористический эффект
Урок 3. Виды и приемы комического
Неплохо шутить в принципе может любой человек. Но мастером юмора можно назвать только того, кто умеет использовать его в разных формах и применять разные приемы, ведь это позволяет быть более гибким, подстраиваться под любую ситуацию, грамотно вставлять «красное» словцо, попадая прямо «в точку» и никого при этом не задевая.
Наверное, именно по этой причине уже в Древней Греции зародилось комическое как философская категория, которая обозначает эстетически и социально значимое и культурно оформленное смешное. Тогда проблема комического подробно рассматривалась философом Аристотелем, а позже – А. Шопенгауэром, А. Бергсоном, З. Фрейдом, В. Г. Белинским, М. М. Бахтиным, В. Я. Проппом, Ю. Б. Боряевым, А А. Сычевым, А. В. Дмитриевым и другими исследователями.
К области комического можно отнести гротеск, сарказм, иронию, юмор, сатиру и другие виды. Кроме того, оно может проявлять себя во множестве жанров и видов искусства, таких как фельетоны, комедии, скетчи, буффонады, карикатуры, частушки и т.д. Выражается комическое и в каламбурах, шутках, анекдотах. Нередко возникает само по себе во всевозможных ошибках, описках, опечатках, оговорках и недоразумениях.
Далее мы рассмотрим основные виды комического, наиболее часто встречающиеся в жизни и искусстве, а также приведем примеры для каждого вида, а затем расскажем о наиболее популярных комических приемах, которые легко использовать в повседневной жизни, и дадим упражнения на их отработку.
Содержание:
Виды комического
Ниже вы узнаете, что такое:
Обо всем по порядку.
Шутка
Шуткой называют короткий текст или фразу юмористического содержания. Она может иметь различные формы, например, байки, вопроса или ответа. Почти всегда у шутки есть концовка (кульминационный момент), заканчивающая повествование и делающая его забавным.
Анекдот
Лев гуляет по лесу. Встречает жирафа:
— Эй, длинношеий! Кто самый храбрый в лесу?
— Ты, лев!
Лев довольно улыбнулся и идет дальше.
Видит зебру:
— Эй, полосатая! Кто самый красивый в лесу?
— Конечно ты, лев!
Лев, гордый, пошел дальше.
Видит слона:
— Эй, длинноносый! Кто самый умный в лесу?
Слон берет льва хоботом, перебрасывает через свою спину и зашвыривает в болото. Лев вылазит, отряхивается от тины и говорит:
— Ну зачем же так нервничать? Мог бы просто сказать «Я не знаю».
Ирония
Ирония – это использование слов в отрицательном смысле, противоречащем буквальному, в результате чего внешне позитивные высказывания приобретают отрицательный подтекст. Также иронией нередко называют насмешку или даже издевку. Смысл иронии состоит в том, что объекту или ситуации приписываются отсутствующие черты, чтобы почеркнуть это отсутствие. Ирония позволят придать отрицательный или комический характер чему или кому-либо. Кроме того, выделяют антииронию и самоиронию. В самоиронии человек смеется над самим собой, а в антииронии отрицательный посыл предполагает обратный, т.е. позитивный подтекст.
Оксюморон
Оксюморон называют также «умной глупостью», т.е. сочетанием несочетаемых (противоположных по значению) слов. В искусстве часто используется, чтобы создать стилистический эффект.
Пародия
Пародия представляет собой подражание чему-либо известному для создания смешного эффекта. Можно пародировать поведение известных людей, игру актеров, исполнение музыкантов, привычки, речь, мимику, жесты и т.д. В искусстве распространены пародии на музыку, живопись, литературные произведения.
Сатира
Сатира является своеобразным комическим пафосом, суровым обличением и высмеиванием отрицательных явлений в жизни, социальных и человеческих пороков. Иногда сатира бывает несмешной. Юмор же в сатире применяется для того, чтобы сатирическое произведение не воспринималось как прямая критика или проповедь недостатков. Есть несколько разновидностей сатиры: устная, театральная, литературная и графическая.
Сарказм
Сарказмом называют едкие, злобные и язвительные насмешки, желчные замечания, злую иронию над чем-либо порочным и низменным. Как правило, сарказм (как и сатира) высмеивает людские пороки и серьезные злодеяния, особенно совершаемые чиновниками, политиками и высокопоставленными лицами.
Графика
Графика – это особая форма комического, отличающаяся от письменного и устного его выражения. Самыми распространенными видами комической графики являются комиксы, шаржи и карикатуры. Грамотная комическая графика, в частности политическая, направлена на повышение социального самосознания и гражданской ответственности, выявление политических симпатий и антипатий.
И, подводя итог разговору о видах комического, несколько слов об остроумии и юморе.
Остроумие
Остроумием называется любое произведение комического – сам акт творения юмора, анекдота, шутки, сатиры и т.д. Комического не может быть без остроумия. Об остроумии мы подробно побеседуем в следующем уроке, а пока лишь заметим, что оно позволяет человеку шутить, чтобы суть была выражена всего в одной фразе, причем так, чтобы и добавить было нечего. Остроумие отличается наличием шутки, но отсутствием презрения, а также краткостью. Но одной лишь краткостью «остроты» не добиться, т.к. она достигается посредством использования неожиданной мысли.
Юмор можно понимать в двух значения. Первое – это само понимание комического, т.е. способность узнавать и демонстрировать смешное. А второе – это мягкая снисходительная, письменная или устная критика. Юмор предполагает наличие веселости и безобидной насмешки, он не связан со злобой и ехидством, как, например, сарказм или сатира. Маска смешного в юморе скрывает под собой серьезное отношение к объекту смеха, которое не сводится только к одному смешному. Истинные юмористы воспринимают юмор как изящество ума, которое несет добро; отражение творческих способностей интеллекта. Для истинного юмора характерно чувство прекрасного, способность видеть в обычном необычное, высокий вкус, чувство меры, наблюдательность и креативность.
Исходя из этого, и чувство юмора следует воспринимать как способность к пониманию юмора и восприятию смешного; как эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое и моральное чувство. Из-за своей редкости тонкое чувство юмора всегда на вес золота, однако его можно и нужно развивать и воспитывать.
Рассмотренных нами видов комического вполне достаточно, чтобы понять, насколько широка и многогранна эта тема. Но в любом случае эта информация носит чисто теоретический характер, ведь любая форма смешного выстраивается на применении ряда специальных приемов, а это уже практика. Поэтому следующим пунктом нашего урока и станут приемы комического.
Базовые приемы комического
Базовые приемы комического необходимы для того чтобы создавать так называемые образы явлений, порождающих смешное. Ниже мы приведем наиболее распространенные приемы, использующиеся в комическом творчестве:
Дурман смеха: манипуляция общества посредством юмора
Юмор – часть нашей жизни, люди привыкли к его развлекательной роли, выступая в качестве потребителей. Всякому нормальному человеку, что обусловлено физиологией организма, хочется положительных эмоций, радости, веселья. Хочется отвлечься от проблем, забот, посмеяться от души, приятно провести время.
И для такого времяпрепровождения сформировали целую индустрию, которая предоставляет такую возможность всем, кому доступны телевидение, интернет, радио, газеты, то есть она охватывает практически всё цивилизованное население планеты Земля.
И это было бы хорошо, если бы не одно «но». Дело в том, что при восприятии шуток, смехе, психика входит в особый режим функционирования, особенности которого позволяют использовать юмор как средство управления людьми. И с тех пор, как знания об этом явлении стали достоянием определённой группы людей, «знахарей», которые взяли на себя функцию управления народами, юмор используется для продвижения в общество определённых идей, тенденций, установок.
В этой статье мы постараемся разобрать весь процесс от начала и до конца, выявить основные приёмы, которые используются для внедрения той, или иной информации, чтобы помочь читателям выявлять эти приёмы, чтобы не допускать манипулирование со стороны вышеназванных «знахарей».
Юмор — что это вообще такое
Юмор – интеллектуальная способность обнаруживать логические противоречия в окружающем мире.
Существуют различные формы юмора: ирония, сатира, пародия, анекдот, карикатура, каламбур и т.д. Согласно такому обобщённому определению юмора, взятому из энциклопедий [5], индивид выявляет некие несуразности, которые произошли (в том числе и в фантазии индивида), но не должны были произойти, если соотнестись с его представлениями об окружающем мире.
Анекдот. Летит самолёт над районами крайнего севера. Стюардесса заходит в кабину и говорит пилоту: «Там местные жители просят лететь пониже, они спрыгнут». Пилот: «задолбали эти местные, трое спрыгнут, семеро запрыгнут. »
Как видно из примера, есть ситуация, которая не может произойти в жизни, на ходу в самолёт не запрыгнуть. Есть логические несоответствия. После того, как эти логические несоответствия выявлены, происходит повышение нейромедиатора дофамина, так система поощрения мозга «отблагодарила» за проделанную аналитическую работу, следуют положительные эмоции, веселье, радость, смех.
Смех — ритмическое движений диафрагмы, межрёберных мышц, вызванное повышением дофамина.
Чем больше дофамина, тем больше смех. Происходит расслабление после того, как была напряжённая работа психики по анализу входящей информации, а вот теперь выяснилось, что ситуация для человека не представляет опасности, можно расслабиться.
Но прежде, чем разобрать, как работает психика при восприятии шуток, давайте поразмышляем над тем, зачем человеку вообще даны положительные эмоции, приятные чувства.
Как удалось выяснить у психологов, положительные эмоции даны человеку для подтверждения правильности действий.[ 1 ] Действительно, как ещё понять первобытному человеку в природе, что делать нужно, а чего нельзя?
А вот так: через систему поощрения, через чувства и эмоции.
Съел фрукт — получил приятные ощущения — правильно, питаться необходимо для жизни.
Занялся процессом размножения — тоже самое.
В природе всё целесообразно. Система инстинктов, чувств, эмоций биологических видов устроена таким образом, чтобы стимулировать развитие. Для чего возникают приятные чувства как реакция на юмор? Думаем, вот для чего. Человек выявил логическое несоответствие, значит его интеллект отработал, значит происходит интеллектуальное развитие. Нужно это для развития человечества? Безусловно. Ну, а теперь давайте разберём весь процесс, происходящий в психике после восприятия шутки.
Юмор как средство управления
Вся информация, которая попадает к человеку через органы чувств, некоторым образом обрабатывается. При высокой культуре организации психической деятельности, самостоятельно сформирован алгоритм-сторож, который позволяет фильтровать информацию на высоком, качественно ином уровне. Его работа заключается в том, чтобы всю входящую информацию оценивать и, помечая, относить к той, или иной категории. Зачем это нужно?
Рассмотрим отвлечённый пример. Допустим, у нас есть стеллаж с множеством отделений. Там лежат различные материалы. И каждый отдел подписан (промаркирован): саморезы большие, саморезы маленькие, шурупы с синей шляпкой, шурупы с красной шляпкой. гвозди, и т.д. Работая, мы берём из отделений нужные материалы и используем в работе. Так же и у нас в психике информация промаркирована и разложена «по полочкам».
Если информация оценивается как «достоверная, или соответствующая реальности», то она пропускается дальше, становится достоянием памяти, и затем используется для выработки решений по жизни.
Если информация оценивается как «ложная», то она в дальнейшем не используется для выработки решений, хотя, тоже становится достоянием памяти, и на неё «приклеивается» маркер: «ложная».
Если алгоритм-сторож не может отнести информацию ни к правдивой, ни к ложной, то она помещается в так называемый «карантин», где и находится до тех пор, пока не найдётся решение, которое однозначно определит её судьбу.
Этот алгоритм-сторож по-другому можно называть «критическое мышление». Оно позволяет человеку сортировать информацию и осознанно принимать правильные решения по жизни.
После того, как отработана юмористическая ситуация, возникают положительные эмоции. Но если посмотреть на эмоции как на биохимический процесс, то можно увидеть выработку определённых веществ. Мы уже упоминали нейромедиатор дофамин. При повышении уровня дофамина мозг больше не может правильно решать что хорошо и что плохо. Ощущения доставляют больше удовольствия чем обычно, цвета становятся красивыми и яркими, голоса громкими и насыщенными тембром, любые ассоциации кажутся возможными и достоверными. Почти любая первая пришедшая мысль кажется правильной и интересной. Мозгу становиться тяжелее переключиться на события приходящие из реального мира, ведь внутри вдруг все стало таким интересным и важным. Таким образом, на некоторое время отключаются определённые зоны мозга, как раз те, которые и отвечают за критическое мышление.[2] А ещё дофамин вырабатывается в ожидании, в предвкушении того события, за которое и произойдёт «поощрение», возникнет чувство удовольствия. А значит, люди, смотрящие юмористическую передачу, уже в предощущении удовольствия отключили алгоритм-сторож и готовы к приёму вовнутрь любой «нужной» кому-то информации.
Вот на этом эффекте и основаны технологии использования юмора как средства управления. После шутки критическое мышление на некоторое время отключается, и можно загрузить «нужную» информацию в память, минуя алгоритм-сторож. А если шутки идут одна за одной, то можно сгружать довольно большие и сложные образы, которые впоследствии будут использоваться людьми в формировании их поведения как «правдивые». Безусловно, это возможно при отсутствии культуры мышления, чем и характеризуется большинство обывателей в наше время.
Юмор как вариант второго этапа окон Овертона
Так как юмор является неотъемлемой и очень важной частью нашей жизни, хотя бы по тому, что является источником и носителем положительных эмоций (радость, смех, улыбка и пр.) и способен решать или помогать решать задачи развития личности и общества, при условии, если понимать и чувствовать его как алгоритмику, и как инструмент решения практических задач. А так же если различать его как механизм управления извне и внутренние настройки, т.е самоуправление.
Поскольку, по нашему мнению, управление — процесс информационный, а информация — объективная категория мироздания в котором мы живём, то индивид самоуправляется и управляем извне именно на основе информации, попавшей в его психику (осознаваемую или не осознаваемую) через разные чувства (одной из граней чувства Меры является юмор, его часто определяют, как чувство юмора).
Чувство меры многогранно.
Как было сказано, мы самоуправляемся и управляем на основе циркуляции информации. Первым этапом здесь является запустить или впустить новую информацию в систему (психику).
На этом этапе хотелось бы обозначить такую технологию как «окна Овертона», которая позволит читателю наглядно увидеть алгоритмику и роль юмора и постараться выстроить отношение к разным формам юмора и обострить своё чувство меры!
«Окно возможностей Овертона» — технология изменения отношения общества к некогда принципиальным для этого общества вопросам, описанная американским социологом Дж. Овертоном (1960 — 2003).
По Овертону, для каждой идеи в обществе есть «Окно возможностей». Управление общественным мнением идёт через публичное обсуждение, представляя собой постепенный сдвиг темы от одной стадии десакрализации к другой.
Так на первом этапе такая информация воспринимается как немыслимая, потому как индивид впервые с ней столкнулся и она не встраивается в его картину мира и миропонимания, на эту информацию необходимо выработать стереотип и дать ей промежуточную оценку.
(на тему «алгоритмы работы психики» готовится одна из наших следующих статей).
На следующем этапе, если оценка неоднозначна, задача усложняется. Дабы индивид или система продолжали развиваться, та же информация заходит под «другим соусом» — то, что ранее было немыслимо переходит в фазу радикально, что говорит и о том, что для определенного числа элементов это стало приемлемо, здесь большую роль начинают играть статистика и статистические предопределённости. И именно юмор как инструмент в сложившейся культуре двигает эти статистики, что и оформилось в технологии «Окна Овертона»
Разбирая и опираясь на эту технологию можем предположить, что на первом этапе в культуру поступает информация имеющая одну алгоритмику — сомнительная и деструктивная (в том числе как давление и стимул для развития), требующая определится что такое хорошо, что такое плохо, далее этот процесс усложняется — изменяет алгоритмику (именно для того, чтобы человек и социальная система продолжали развиваться), уменьшается порог чувствительности, стимулируя развитие чувства меры. На наш взгляд, этот второй этап осуществляется главным образом через юмористический сегмент культуры, оперирующему конкретно к чувству юмора как грани чувства меры.
Человек начинает проявлять эмоции радости на то, что вчера вызывало у него совсем иной спектр эмоций. В том случае если нет понимания этого алгоритма, человек впускает в свою жизнь разрушительную информацию и становится на путь деградации, где то, что сегодня смешное, завтра становится приемлемым и желанным.
Про один из примеров изменения общественного мнения по технологии «окна Овертона» читайте одну из наших статей:
Досмеялись до ЛГБТ
Многие слышали о продвижении ЛГБТ культуры по всему миру.
Легализация однополых браков, гей-парады, уборные для лиц неопределённого пола, и многие другие явления, противоестественные природе человека стали для многих нормой жизни. Все процессы управляемы. Управляем и этот. Для продвижения ЛГБТ использовались разные методы, которые в совокупности и привели к сегодняшнему положению вещей. Мы же в данной статье рассмотрим роль юмора в этом процессе. Как он используется для продвижения негативных явлений в жизнь.
Считаем, что стартовал процесс в 1959 году с выходом на широкие киноэкраны фильма «В джазе только девушки».
Вкратце напомним сюжет.
Группа мужчин-музыкантов в поиске работы узнают, что есть вакансии в музыкальном коллективе, отправляющемся на гастроли. Единственное препятствие — коллектив женский. И тогда наши герои решаются переодеться в женские платья и выдать себя за женщин. Далее сюжет комедии разыгрывается вокруг этого комичного несоответствия.
Предвидим возражения обывателя, который скажет: «ну, немного посмеялись над мужиками в женских платьях, ничего не случилось». Действительно, на следующий день после просмотра фильма по улицам Европы не пошли гей-парады. Но на то и грамотное управление, что незаметно для обывателя продвигает поначалу неприемлемые явления, которые входят в жизнь как бы сами собой, не выявляя при этом структур и способов продвижения этих самых явлений. И одним из «маскирующих» факторов продвижения негативных тенденций является время. Процессы растянуты во времени, поэтому не воспринимаются большинством как цепочка связанных событий, которые имеют начало и конечную цель. Большинство привыкло мыслить короткими промежутками времени (две недели до и после сегодняшнего дня), этому способствует употребление алкоголя, табака, других наркотиков, а также современные информационные технологии (социальные сети, мессенджеры), делящие жизнь на короткие отрезки, создавая клиповое мышление.
Вернёмся к фильму. Что же изменилось в сознании зрителей после комичных ситуаций с переодеванием? Какова была нравственная оценка ситуации «мужчина в женской одежде»? Неприемлемо. А в результате юмора, когда критическое мышление отключено, это вошло в психику как: «в некоторых ситуациях — приемлемо». То есть, носить платья мужики не должны, но для смеха — можно. Таким образом «окно Овертона» перешло из состояния «немыслимо» в состояние «радикально»!
А кто помнит финальную сцену этого фильма? Напомним, по сюжету в переодетого мужчину влюбляется «обычный» мужчина. И в кадре один мужик просит другого мужика (переодетого, хотя это и не так важно) выйти за него замуж! Предлагаем читателям «докрутить» эту ситуацию самим.
Как юмористы помогли Гитлеру
Расскажем о ещё одном историческом событии, которое можно рассматривать с позиции использования юмора для достижения вполне определённых целей управления. В 1940 году на киноэкраны Европы вышел фильм «Великий диктатор».
Самый известный комик того времени — Чарли Чаплин сыграл главную роль в этом фильме.
Сэр Ча́рльз Спе́нсер (Ча́рли) Ча́плин (англ. Charles Spencer «Charlie» Chaplin; 16 апреля 1889 — 25 декабря 1977) — американский и английский киноактёр, сценарист, композитор, кинорежиссёр, продюсер и монтажёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяги Чарли. [ 3 ]
А сыграл он ни много, ни мало, Адольфа Гитлера.
Адо́льф Ги́тлер (нем. Adolf Hitler; 20 апреля 1889, деревня Рансхофен (ныне — часть города Браунау-ам-Инн), Австро-Венгрия — 30 апреля 1945, Берлин, Германия) — немецкий политик и оратор, основоположник и центральная фигура национал-социализма, основатель тоталитарной диктатуры Третьего рейха, глава Национал-социалистической немецкой рабочей партии (1921—1945), рейхсканцлер (1933—1945) и фюрер (1934—1945) Германии…[ 4 ].
Сюжет фильма построен из набора комичных ситуаций, в которых Гитлер предстаёт объектом для юмора. Надо сказать, что Чаплин — талантливый актёр, и над Гитлером хохотала вся Европа. И что дальше? А дальше публика перестала воспринимать Гитлера и его режим как угрозу, что позволило ему завоевать всю Европу с гораздо меньшими усилиями, чем это могло бы быть. Кстати, возможно именно за это Чаплину поставили памятник. Знаете, где? В Швейцарии! А теперь задайтесь вопросом: почему Гитлер завоевал всю Европу, а в Швейцарию не пошёл, хотя там находились банки, доверху набитые золотом? Не потому ли, что именно в Швейцарии находились люди, которые и управляли всеми процессами, в том числе, и самим Гитлером?
Вообще, актёров, певцов и людей других публичных профессий часто используют для продвижения каких-то идей в общество. Об этом читайте нашу статью:
Роль юмористов в развале СССР
Давай, дорогой читатель, в этом разделе статьи применим другой подход к рассмотрению юмора для достижения целей. Поставим себя на место субъекта управления, у которого стоит задача развалить Советский Союз. Для этого, конечно же, нужен целый комплекс мер. Представим, что по другим направлениям работают другие люди, а наша сфера — СМИ, и юмор.
Итак. Что имеем. 80-е годы ХХ века. Советские люди, в отличие от жителей капиталистических стран, имеют в активе: бесплатное жильё, предоставляемое государством, бесплатное образование, медицину, доступные цены на товары, мощную армию, отсутствие безработицы, санаторно-курортное обслуживание, социальные гарантии.
Что в пассиве: дефицит на некоторые товары, сложности с поездками за границу, отсутствие должной справедливости в распределении благ между разными слоями общества, бюрократия, алкоголизм, воровство на рабочих местах.
Задача: заставить людей отказаться от социальных достижений.
Концепция: подсветить негативные моменты, путём частого упоминания ввести в культуру общества мнение, что всё кругом плохо. Высмеять социальные достижения, принизив их значимость. Внедрить мысль, что за границей всё лучше — и товары и жизнь.
Ожидаемый итог: люди должны легко отказаться от завоеваний социализма, поскольку через юмор понижена их значимость.
Что делаем: выпускаем на телеэкран множество юмористов, которые, делая свою работу, помогут нам достичь своих целей. Пускаем в оборот анекдоты, приколы.
А теперь вспомним, что было в реальности.
Вот парочка анекдотов того времени:
—Для решения какой комплексной проблемы в СССР создавалась группа из следующих специалистов: математик, физик, биолог, инженер, врач, архитектор, экономист, юрист, философ?
— Для уборки картофеля в колхозе.
Встречаются два магнитофона — японский и советский. Советский говорит:
— Я слышал, хозяин тебе новую кассету купил?
А вот про Советский строй:
Одной ногой мы стоим в социализме, а другой уже шагнули в коммунизм, — говорит лектор. Старушка его спрашивает:
— И долго, милок, нам эдак раскорякой стоять?
Поколение старше 35 может вспомнить, что на закате СССР и особенно с началом перестройки увеличилось количество юмористических передач, «возродился» КВН, в печати появилось множество изданий «жёлтой прессы», которые кишели приколами и анекдотами. Юмор сделал своё дело. Задача по развалу страны была выполнена. Команда реформаторов под присмотром западной управленческой элиты рушила все достижения СССР, а народное возмущение сбрасывали через юмор. Пока народ хохотал над шутками сатириков, в стране проводилось управление вразрез с интересами большинства.
Классика юмора
В русской литературе юмористическая трактовка каких-либо явлений действительности основана на приёмах преувеличения или преуменьшения, игре слов, использовании фраз с двойным смыслом. Юмор используется авторами для того, чтобы подсветить негативные явления в обществе, человеческие пороки.
Цель — побудить общество задуматься над выявленными негативными явлениями, изменить себя и своё отношение к ним.
В отличие от повседневной жизни, в литературе юмор используется в более изящных формах — сатира и гротеск.
Сатира — произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами, злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления.
Гротеск — он, как и сатира, обычно является произведением искусства. Однако, в отличие от сатиры, гротеск — это не реалистичное преувеличение, смесь реального и фантастического, создающая абсурдные ситуации, комические несоответствия, противоречащие здравому смыслу. Другими словами, чистое нарушение правдоподобия. А вообще, гротеск отличается тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остро сатирический образ.
Гротеск — это совмещение реального и нереального, смешного и ужасного, прекрасного и безобразного. Приём гротеск в реальной жизни практически не используется, этот приём относится только к литературному жанру (к примеру у Салтыкова-Щедрина в произведении «История одного города» градоначальник огурцом зарезался.)
Сатира относится к комедийным жанрам, резко обличающим и высмеивающим порочные поступки, низкие побуждения, безобразные проявления социальных конфликтов. Сатира активно использует смех как средство коллективной критики. Через призму сатиры острее воспринимаются проблемы общества и государственной системы.
Сатирические мотивы есть в произведениях таких великих русских писателей как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и многих других но, пожалуй, самым ярким представителем юмора можно назвать Николая Васильевича Гоголя.
Большинство сочинений Николая Васильевича — это произведения или целиком сатирические по своему пафосу и своей структуре, или или такие, в которых сатира занимает весьма существенное место.
До Гоголя в традиции русской литературы в тех её произведениях, которые можно было назвать предтечей русской сатиры XIX века (например, «Недоросль» Фонвизина), было характерно изображать как отрицательных, так и положительных героев. В комедийной пьесе «Ревизор», предлагаемой для рассмотрения фактически положительных героев нет. Их нет даже вне сцены и вне сюжета.
Пьеса «Ревизор», написанная в 1835 году состоит из пяти действий.
Сюжет пьесы основан на типично комедийном несоответствии: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. При этом главный герой — Хлестаков, не старается выдать себя за важное лицо. Его чистосердечность, непреднамеренность его поступков сбила с толку городничего, который «мошенников из мошенников обманывал».
Основным импульсом развития произведения, как мы помним, является страх. Именно страх объединил «элиту» уездного города.
Происходящее в пьесе выявляет в действующих лицах их истинное уродливое и смешное лицо. Пьеса, как зеркало, отражает недостатки жизни российской империи того времени.
«Над кем смеётесь? Над собою смеётесь», — эти слова обращены к читателю (зрителю).
В «Ревизоре» мы смеемся, говоря словами автора, не над «кривыми носами, а над кривой душой», пожалуй, впервые обнаружив целый спектр негативных явлений в жизни общества.
Беззаконие, казнокрадство, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе — все это показано в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управители не мыслят себе свое существование.
Нельзя не заметить ту комично-серьёзную суету, которая охватывает весь уездный город перед приездом проверяющего (городничий, который отдаёт указания и другие персонажи пьесы заняты своим делом как величайшей задачей жизни, а читателю и зрителю со стороны видна незначительность и пустота их забот), вся эта вспыхнувшая активность характеризует атмосферу спешки, неразберихи и страха.
Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев. Смех вызывает также несоответствие характеров людей и их положения в обществе, несоответствие между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением. При этом юмор Гоголя более народный и практически не имеет личностной окраски.
Взяточничество и подхалимство героев наиболее ярко продемонстрировано в четвертом действии, когда официальные лица города «на военную ногу» выстраиваются в очередь с целью дать взятку Хлестакову, и он, думая, что берёт взаймы (и, будучи уверен, что добравшись до своей деревни, он вернёт все долги), принимает деньги от всех. Хлестаков даже сам выпрашивает деньги, ссылаясь на «престранный случай», что «в дороге совершенно издержался». Далее к Хлестакову прорываются просители, которые «челом бьют на городничего» и хотят заплатить ему натурой— вином и сахаром.
Более хваткий и хитрый слуга, который хорошо осознаёт всю сложившуюся ситуацию, настоятельно рекомендует Хлестакову быстро убираться из города, пока не вскрылся обман. Хлестаков уезжает, а напоследок отправляет своему другу Тряпичкину письмо с местной почты.
В финальном пятом действии непреднамеренный обман раскрыт — инкогнито оказался пустышкой.
Обманутый городничий ещё не успел прийти в себя после такого удара, когда приходит следующая новость. Остановившийся в гостинице чиновник из Петербурга требует его к себе.
Всё заканчивается немой сценой.
Ревизор. Немая сцена
Создателем настоящей школы сатирической и юмористической прозы.в русской литературе является М.Е. Салтыкова-Щедрина.
«История одного города» и «Сказки для детей изрядного возраста» стали образцом виртуозного использования острых сатирических и юмористических приемов с элементами гротеска.
В сказках Салтыкова-Щедрина правда и шутка существуют как бы отдельно друг от друга: правда отступает на второй план, в подтекст, а шутка остаётся полновластной хозяйкой в тексте. Но в тоже время она (шутка) и не хозяйка вовсе, она делает лишь то, что ей правда подсказывает. И прикрывает она собой правду так, чтобы её, эту правду, можно было увидеть. Скрыть, чтобы выпятить. Михаил Евграфович применяет такую литературно-сатирическую технологию: «шутку пишем, правда в уме». Поэтому сказка, что бы в ней ни было придумано, не фантастическая, а вполне реалистическая литература.
Сказка «Вяленая вобла» была написана Михаилом Евграфовичем Салтыковым – Щедриным в 1884 году. Главная героиня — вобла, у которой все лишнее выветрили, вычистили и вывялили, поэтому у неё не осталось ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни совести. Конечно, она слышала, что всё это бывает в обществе, но никогда не задумывалась над теми «которые такими излишками обладали». Вобла не в свое дело носа не совала от неблагонадежных компаний удалялась и всячески сторонилась тех, кто «об конституциях болтает».
Всех она учила уму-разуму, и жизненным принципом её было «чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные, потому что «не расти умом выше лба».
Наслушавшись вяленой воблы, многие стали придерживаться ее принципа и ничего не делали. Щедрин спрашивает: «А дальше то что?» и призывает к серьезному пониманию интересов своего отечества.
Высмеивая либерализм и трусость в облике воблы, автор был исполнен страстной любви к своей стране и народу. И в наше время есть люди, подобные вяленой вобле, которым ни до чего нет дела, они думают только о себе. «Вяленая вобла» — яркая демонстрация процесса «омертвления и оподления душ, покорившихся злу и насилию».
Классическая литература демонстрирует, как юмор можно и нужно использовать для целей развития общества, для выявления и преодоления пороков. Чтобы у читателя не сложилось мнение, что через юмор можно продвигать исключительно негатив, приведём пример, ярко демонстрирующий использование технологии внедрения в подсознание установок при отключенном критическом мышлении. Вспомним сцену из фильма «В бой идут одни старики».
Главный герой, обучая новобранцев, говорит такую фразу: «в бою надо вертеть головой на 360 градусов», (после этого комичного несоответствия алгоритм-сторож отключается), и продолжает: «сам погибай, а товарища выручай».
Последняя фраза заходит в подсознание новобранцев и прочно заседает там, делая из них настоящих героев, способных на подвиги ради своего народа.
Правильные примеры
Фактически последним разделом мы начали показывать, что юмор может использоваться не только во вред, но и во благо. Продолжим говорить о положительных примерах его использования, чтобы у читателя не сложилось мнение, что юмор – безальтернативно плохо и имеет только отрицательное воздействие.
У всех бывают неудачные поступки, травмы, оплошности. Если бы человек долгое время серьёзно обдумывал свои оплошности, он бы как минимум, впал в депрессию. Отношение к ним с юмором позволяет сбросить напряжение, не зацикливаться.
Есть, правда, один момент. При отношении с юмором к своим поступкам, главное, не переусердствовать. Ведь, если индивид совершил плохой поступок, а потом рассказывает о нём с юмором, это может заблокировать переосмысление этого поступка, ведь критическое мышление не сработает, и выводы сделаны не будут.
Отличные примеры «правильного» юмора демонстрирует наш президент:
Поясним. Приведённая шутка является многослойной, рассматривая её с разных смыслов, всё равно получаем положительный эффект для нас. На данный момент на Россию наложены санкции, наша страна окружена базами НАТО, для многих мысль о расширении границ Русского мира немыслима. Но данной шуткой президент двигает «окно Овертона» в состояние «радикально». Технология «окна Овертона» была рассмотрена выше, здесь же мы показываем, что по этой технологии можно не только продвигать негативные тенденции, но и позитивные.
Если рассмотреть шутку президента с концептуального уровня, то это открытое заявление о Концептуальной власти Русского народа на всей планете Земля. Концепция не может быть эффективной, если она локальна и сконцентрирована в одних руках. На данный момент это «Западная модель глобализации». Глобальная концепция может быть только интересах всех людей планеты Земля и должна базироваться на простых понятных истинах. У Русского мира такая концепция есть и президент, аккуратно расширяет её границы. К сожалению большинству населения (и других стран тоже) это не понятно. Для доставки сложной информации в головы людей, президент России применяет юмор (минуя сознание).
Заключение
Улыбка, смех, юмор неотъемлемая часть природы человека. И случилось так, что это объективное явление стало использоваться для достижения субъективных целей теми, кто понимает эту социальную технологию. Но, по закону времени, эти технологии выявлены и описаны. Теперь человек вооружён знаниями и методами распознавания этих технологий. Развивая своё чувство меры, человек может быть защищён от внедрения в его психику неправильных оценок различных негативных явлений. Юмор и смех могут доставлять радость, не нанося никакого вреда ни человеку, ни обществу.