Что значит языковые средства публицистического стиля
Средства и особенности публицистического стиля
Лексические средства публицистического стиля
воротилы шоу-бизнеса, общественное мнение, народные избранники;
Так он же всех нас «замочит» — о проектах военного назначения, как хочется примазаться к этим проектам…, трудно в ментов играть?
Рэп — хулиганствующий персонаж, кремлевская тусовка, музкритики, четенько «прогнул свою линию» ;
Как сообщает наш корреспондент, как нам стало известно, вызвало реакцию, в ответ на…., состоялось специальное заседание и т.д.;
иллюзии и реальность, пропавшие и пропащие, черный оптимизм, правыми всегда оказываются левые;
ГД — Государственная Дума, ОРТ – общественное российское телевидение
Увы, сегодня надо признать: мы выходим из коммунизма самым искривленным, самым болезненным, самым нелепым (градация) путем. Из всех моих встреч я вынес впечатление, что центральные органы власти, исполнительной и законодательной,( инверсия), имеют слабую связь с болями страны (метафора).
Морфологические особенности публицистического стиля
Приезжаем в Х… Сразу отправляемся в морг. Поднимаемся и подходим к двери..
Мой вертолет приземлился прямо на строительной площадке. Меня встречали. Мы сразу же поехали на объект, я был потрясен увиденным…
Синтаксические средства связности в публицистическом стиле
Этот синтаксис иногда называют экспрессивным. Действительно, именно разнообразие синтаксических конструкций позволяет автору воздействовать на аудиторию.
А ты кто такой? Да это наш знакомый из группы ХХХХХ
Это понимание нужно всем людям. Чтобы не было войны.
Выборы в Приморском крае: кто победит?
Самым циничным мошенничеством лохотронщиков был обман пенсионеров. Не понравились они мне.
использование стилистических фигур:
Какое отличное утро смотрит нам в лицо, как красивы… эти берлинские улицы в час, когда на них ступает Свобода! (А. Н. Толстой)
Разве можно устыдиться, если борешься за родину? (А.Н. Толстой)
Фашистам на нашей земле делать нечего! (А.Н. Толстой)
Преклоняя колена клянемся — не посрамим земли русской. Целуя край нашего святого знамени, клянемся — не отдадим ни пяди земли русской! (А.Н. Толстой)
Тягостная легкость этой жизни (М. Стуруа)
Я вас прошу, умоляю, — требую, наконец!
Текстовые особенности публицистического стиля
В чем должен убедиться человек, покупая страховой полис? Во-первых, в том, что страховщик его обманет. Во-вторых, в том, что компания не обанкротиться. В-третьих, что он сам заплатил за страховку не больше, чем сосед.
Нам не свойственно признавать себя виноватыми. При том, что в нашей отвратительной истории виноваты мы сами.
Мы не можем не считаться с тем, что держать профессиональную армию пока не по карману государству. Я не открою секрета, если скажу: солдат или сержант наемной американской армии сегодня получает больше, чем наш офицер или генерал.
О чертах и жанрах публицистического стиля читать тут
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой
Посмотреть яркий сюжетный видеокомикс о публицистическом стиле здесь
Разгадать кроссворд онлайн — здесь
Публицистический стиль речи
Публицистический стиль речи — это разновидность русского литературного языка, которая используется средствами массовой информации с целью воздействия на слушателей и читателей при освещении событий общественно-политической жизни.
Что такое публицистический стиль?
Публицистический стиль — это язык общественно-политической литературы и средств массовой информации: газет, журналов, радио и телевидения.
Публицистику называют летописью современной жизни общества. С этой точки зрения можно утверждать, что она отражает текущую историю.
Нет такой темы, которая ни интересовала бы журналистов. Публицистика обращена к злободневным политическим, социальным, культурным, философским, бытовым проблемам общества. С этой позиции отметим, что публицистический стиль речи реализуется для выражения достоверной и исчерпывающей информации читателей о важных событиях общественно-политической жизни.
С другой стороны, этот стиль речи призван не только информировать, но и воздействовать на свою аудиторию, формировать у читателей определенный взгляд на обсуждаемые события и животрепещущие вопросы внутренней и внешней политики, экономики, культуры, спорта, то есть в конечном итоге влиять на мировоззрение общества. Учитывая выявленную функциональность, определим, что такое публицистический стиль речи.
В связи с задачей воздействовать на людей публицистике присущи характерные стилевые черты:
Этот функциональный стиль речи чаще всего оформляется в виде монолога об описываемом явлении или проблеме. Например, автор статьи о русском писателе Ф. М. Достоевском ведет доверительный разговор со своим читателем.
Герой наших дней
Достоевского массово издают в Китае, Корее, Аргентине, Бразилии, не говоря уж о Европе, где с его романами знакомы уже очень давно. Правда, долгое время Достоевского на Западе полагали автором полицейских и фельетонных романов, которые пишутся за месяц, читаются за вечер и забываются через пару дней. Тех же «Братьев Карамазовых» считали криминальным бытовым романчиком и при переводе выбрасывали из него «Легенду о Великом Инквизиторе». Теперь же на конференции Института русской литературы РАН, прошедшей нынешним летом, швейцарская писательница Ильма Ракуза заявила: «Безусловно герой нашего времени — Иван Карамазов и его «Легенда о Великом Инквизиторе», в которой дан глубокий анализ механизмов тоталитаризма и которая и по сей день остаётся необычайно актуальной».
Публицистический стиль
Аналитические: корреспонденция, статья, рецензия.
Художественно-публицистические: зарисовка, очерк, эссе.
Выступления на общественно-политические темы, театрально-драматические и музыкальные композиции, направленные на решение социальных проблем.
Жанры публицистического стиля речи
Публицистический стиль речи используется для освещения событий в различных сферах общественно-политической жизни. В соответствии с этим его жанровый диапазон достаточно широк. В устной речи публицистический стиль используется в выступлениях адвокатов, ораторов на митингах и собраниях, выступлениях политических и общественных деятелей по телевидению и радио.
Преобладающей формой публицистики является письменная речь, которая реализуется в жанрах:
В качестве примера текста приведем отрывок очерка, опубликованного в журнале «Загадки истории», о женщине-танкистке Александре Ращупкиной.
В годы Великой Отечественной войны наравне с мужчинами на защиту Родины встали и женщины. Больше всего их насчитывалось в военно-медицинских учреждениях (70% младшего и среднего персонала), подразделениях связи (до 80%) и дорожных войсках (больше половины). Но вот с женщинами-танкистками все было по-иному: по оценкам ученых-историков в войсках женщин-танкисток насчитывалось не более 20. Поэтому военная судьба Александры Ращупкиной во всех смыслах уникальна. Ведь Александра, или Сашка-сорванец, как называли её сослуживцы, смогла повторить историю «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой, участницы войны с французами 1812 года.
Александра начала свой боевой путь в составе знаменитой 62-ой армии генерала Василия Чуйкова, на Сталинградском фронте. Отлично водила танк, и сослуживцы дали ей прозвище Санька-сорванец. Она принимала активное участие в освобождении Украины, Польши, проявляя при этом мужество и героизм. За три года службы женщина-танкист прошла с товарищами огонь и воду. Все это время служила механиком-водителем танка, и никто не догадывался, что рядом с ними находится женщина.
Языковые средства публицистического стиля
Основу публицистики, как и любого стиля речи, составляет общеупотребительная нейтральная лексика русского языка. Вместе с тем публицистический стиль отличают характерные языковые средства.
В связи с освещением важных или злободневных событий для публицистики характерна общественно-политическая лексика (депутат, выборы, парламент, обороноспособность, консенсус), употребление морально-этических слов (согласие, сострадание, милосердие, вежливость), торжественных слов, фразеологизмов и речевых штампов (Отчизна, держава, воспрянуть, преодолеть, одержать победу, стоять насмерть, держать руку на пульсе).
В текстах публицистического стиля для реализации функции воздействия на читателей нередко используются эмоционально окрашенные слова, частицы, междометия, восклицания, риторические вопросы, побудительные предложения. В публицистике часто употребляются повторы и инверсия.
Видеоурок
Характерные особенности, черты и основные жанры публицистического стиля речи
09.07.2020 No Comments Posted in
В статье вы узнаете о том, что такое публицистический стиль и его основные функции, какие существуют характерные особенности и черты публицистического стиля речи, ознакомитесь с тремя жанрами публицистического стиля и в конце статьи найдете интересную информацию о том, по каким критериям отбирают новости СМИ.
Не так давно люди могли узнать новости лишь из местных газет, радио и телевидения. Сейчас же мы имеем доступ к любой информации в любом формате 24/7 (спасибо тебе, Интернет!).
Способы получения информации изменялись, а принципы и особенности публицистики остались прежними.
Что такое публицистический стиль и его основные функции
Публицистический стиль — это стиль речи, который используется СМИ для передачи новостных сообщений массовому адресату (газеты, телевидение, радио, интернет).
Публицистический стиль выполняет 2 основные функции, при этом они в какой-то степени противоречат друг другу:
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
Характерные черты публицистического стиля речи
Публицистический стиль речи имеет ряд специфических признаков, по которым его легко определить:
Особенности публицистического стиля
В качестве особенностей публицистического стиля речи можно выделить 3 ключевые составляющие, на основании которых строится любой журналистский текст:
Это первый, главный или ведущий абзац текста, «шапка» или аннотация статьи, в которой изложена главная мысль текста. Часто лид выделен другим шрифтом или цветом, занимает обычно от 3 до 5 строк текста.
Пренебрегать лидом нельзя. Он может быть сенсационным или драматичным, может раскрывать подробности события или кратко описывать новость, может веселить читателя или же бросить ему вызов.
Лид новостной статьи выглядит так:
«Власти Британии официально признали, что готовятся с 10 июля отменить обязательный двухнедельный карантин для прибывающих из нескольких десятков стран, в первую очередь европейских.»
90% всех журналистских расследований построены на интервью или работе с другими первоисточниками. Поэтому неудивительно, что цитаты занимают особое место в новостных сообщениях.
3. Краткость и читабельность. Предложения и абзацы короткие и простые. Это вовсе не означает, что вы не встретите в тексте длинных составных предложений, но в большинстве случаев — «краткость — сестра таланта».
Кроме того, важно не переусердствовать с терминами. Все-таки тексты публицистического стиля должны быть понятны массовой аудитории: использовал понятие «правовой нигилизм» — будь добр и объясни тогда, что это обозначает (p.s.: правовой нигилизм — это отрицание законов и правил/норм поведения).
Жанры публицистического стиля речи
Выделяют 3 жанра публицистического стиля:
Рассмотрим подробнее каждый жанр.
Публицистический стиль речи: информационный жанр
Заметка — краткое сообщение о новом событии или факте. Главные черты: достоверность факта, новизна, краткость.
«Поправки в Конституцию РФ, которые одобрили более трех четвертей проголосовавших граждан, в субботу, 4 июля, вступили в силу. Обновленный текст основного закона страны уже опубликовала «Российская газета». В Конституцию внесено 206 поправок. В связи с этим потребуется изменить 98 действующих законов.»(Аргументы и Факты AIF.ru )
Репортаж — сообщение с места события. Черты: оперативность, объективное освещение событий, репортер является очевидцем или участником происходящего.
Пример: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.
Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.
Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе ( например, опрос очевидцев); интервью-расследование; персональное интервью или интервью-портрет.
Отчет — хронологически последовательное, детализированное сообщение о событии.
Пример: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании.
Публицистический стиль речи: аналитический жанр
Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист выступает не просто в роли посредника между героем и зрителем, а общается с собеседником на равных благодаря своим достижениям, опыту и профессионализму.
Пример: телевизионное шоу с приглашенными артистами — «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.
Рецензия — критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.
Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления. Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.
Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.
Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.
Аналитическая корреспонденция — это сообщение, которое дает информацию о событии или явлении (обычно это один какой-то значительный факт). Аналитическая корреспонденция может включать фрагменты «живого» репортажа или пересказ происходящего, но обязательно в таком сообщении присутствует выяснение причин события/явления, определение его ценности и значимости для общества, прогнозирование его дальнейшего развития. Первоисточником такого сообщения всегда является сам автор публикации (корреспондент).
Пример: Описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?.
Публицистический стиль речи: художественно-публицистический жанр
Очерк — журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.
Пример: портретный очерк о жизни знаменитой личности; описание происшествий, встреч с людьми во время путешествия автора ( очерк А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»).
Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.
Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).
Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.
Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.
Фельетон — короткая заметка, очерк, статья сатирического характера, главной задачей которой является высмеивание «зла».
Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Ильф и Е.П. Петров.
Памфлет — сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла. При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.
Пример: «Письма к провинциалу» французского ученого, философа Блеза Паскаля, «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» английского писателя Бернарда Мандевиля, отечественные памфлетисты Д.И. Писарев с памфлетом «Пчелы», А.М. Горький «Город желтого дьявола», Л.М. Леонов «Тень Барбароссы».
Критерии отбора новостей
В первую очередь публицистический стиль ассоциируется с журналистикой и СМИ. Особое место в масс-медиа занимают новостные заметки: они пользуются спросом и привлекают основной процент трафика. Поэтому предлагаю уделить внимание одному очень интересному моменту: каким образом создается новостное сообщение и по каким критериям «отбирают» новости?
Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:
P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Большое человеческое Вам спасибо и хорошего дня.
Учебные материалы
Живость языка публицистического стиля обусловлена преимущественно использованием разговорных слов и выражений, например, тишь и гладь; орава (вместо «толпа»); загораться (вместо «увлекаться») и т.п.
Язык публицистики с достаточной степенью полноты отражает все явления, происходящие в общем литературном языке, в том числе и новые, и немного найдется слов, выражений или конструкций газетного подстиля, которые не могли бы использоваться в других стилях литературного языка. Поэтому трудно назвать те слова, выражения, словоформы и конструкции, которые употреблялись бы только в публицистике.
Как типичные газетные обороты речи воспринимаются такие словосочетания, как ветераны труда, маяки производства и др.; их не употребляют или почти не употребляют в разговорном или научном стиле литературного языка.
Наиболее специфична для публицистического стиля общественно-политическая лексика и фразеология. Именно с ней связано само формирование публицистического стиля.
Общественно-политическая лексика (приватизация, гласность, равенство, равноправие, патриотизм, демократия, конституция и др.) настолько органично входит в словарь публицистического стиля, что этот разряд слов целиком включается в публицистическую лексику.
Публицистический стиль постоянно обогащается новыми словами и выражениями (холодная война, выйти на орбиту, разрядка напряженности и др.), интернациональной политической лексикой (парламент, электорат, инаугурация, спикер, импичмент, департамент, муниципалитет, легитимный, консенсус, рейтинг, эксклюзивный, коррупция, конверсия, презентация и др.) и научной терминологией, быстро выходящей за рамки узкоспециального употребления (виртуальный мир, стагнация, дефолт, холдинг, инвестиция, дилер, спонсор и др.).
Публицистический стиль мгновенно усваивает новые понятия, слова и словосочетания, отражающие социальные и политические процессы в обществе: финансовое оздоровление, альтернативные выборы, баланс интересов, новое политическое мышление и др. Закрепляются в нем необычные сочетания, в которых оценочные прилагательные характеризуют социальные и политические процессы: бархатная революция, сторонник шелкового пути, финансовый кризис и другие.
Особого внимания заслуживает использование в публицистическом стиле речевых стандартов, клише – это, например, такие выражения, как коммерческие структуры, силовые ведомства, ветви российской власти и т.д.
Следует различать речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, и речевые штампы, которые, как правило, не вносят ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряют предложение, – это шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску и возникшие под влиянием официально-делового стиля: в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнул со всей остротой и т.п.; универсальные слова, используемые в самых различных, часто слишком широких, неопределенных значениях: вопрос, ряд, отдельный; слова-спутники: проблема (нерешенная, назревшая), мероприятие (проведенное) и т.д. Становясь штампами, такие сочетания утрачивают экспрессивно-оценочное звучание, лишая речь живых красок.
В материалах на международные темы достаточно часто употребляются слова с негативной оценкой, часто стилистически сниженные: политика агрессии и провокаций, наемники колониализма.
Для публицистического стиля характерно употребление социально окрашенных слов-синонимов: пушечное мясо, банда наемных убийц.
Отличительной чертой публицистического стиля, получившей в дальнейшем широкое развитие, является необычность лексической сочетаемости, т.е. сочетание слов, несовместимых по своей семантике или эмоционально-стилистической окраске: проповедник кнута, апостол невежества и др.
Многие из них используются в том случае, когда публицистика выполняет информационную функцию: сотрудничество, управление, доверие; и другие, содержащие эмоциональную или социальную оценку с функцией воздействия: непримиримость, единство.
Довольно часто встречаются образования с русскими и старославянскими приставками, называющие общественно-политические понятия: межпартийный, всеобщий, общеизвестный, сверхмощный и т.п.
Книжную окраску получают прилагательные, образованные с помощью иноязычных основ: фотогеничный, диссертабельный, биогенный.
Часто употребляются сложные слова: взаимовыгодный, всеевропейский и др. В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры: ЧП, ГКЧП и сокращения слов: федерал (федеральный), нал (наличность), эксклюзив (эксклюзивный) и др.
Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно в заголовках: «Правые готовятся к атакам».
Формы возвратно-среднего и страдательного залогов глагола, связанные с информационной функцией, способствуют объективности изложения: политические страсти накаляются; кладовые резервов открываются. Очень активны формы страдательного причастия прошедшего времени: меры приняты; переговоры завершены.
Для жанра репортажа и близких к нему жанров характерно употребление настоящего времени глагола, так называемого настоящего репортажа, обусловленного тем, что автор является очевидцем или даже участником описываемых событий.
Синтаксис публицистического стиля. Публицистические произведения отличаются правильностью и четкостью построения предложений, их простотой и ясностью. Используются монологическая речь (преимущественно в аналитических жанрах), диалог (например, в интервью), прямая речь. Журналисты мастерски применяют различные синтаксические приемы экспрессии: инверсию (необычный порядок слов), риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения. В публицистическом стиле представлены все виды односоставных предложений: номинативные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные (нам сообщают; в заметке говорится).
Важную стилеобразующую функцию выполняют своеобразные по синтаксическому оформлению заголовки, а также зачины текстов. Кроме того, они выполняют и рекламную функцию: от заголовка и зачина во многом зависит, обратит ли читатель внимание на эту публикацию. В заголовках и зачинах текста зачастую используются те разновидности словосочетаний и синтаксических конструкций, которые не употребляются в других стилях: Мир тебе, планета! Учить дисциплине! Зачины: Можно ли планировать прошлое?
Своеобразие публицистического стиля наиболее ярко и многогранно выражается именно в экспрессивных средствах всех уровней языковой системы.
Язык рекламы лишь условно можно отнести к публицистическому стилю.
Синтаксис рекламных текстов, которые могут быть размещены и на плакатах, и на этикетках, и на клеящей ленте, рассчитан на быстрое восприятие; поэтому он прост, в нем используются номинативные, неполные предложения, обращения, побудительные конструкции, однородные члены предложения, характерно употребление вопросительных и восклицательных предложений, которые подчеркивают «призывность» рекламы.
Разные жанры публицистики характеризуются различным соотношением книжных и разговорных черт в синтаксисе. В международных обзорах, возможны синтаксический параллелизм, анафорическое повествование, создающее известную торжественность речи и др. К самым распространённым способам изложения материала относятся: индуктивный, дедуктивный, ступенчатый, исторический, концентрический методы и метод аналогии. Описание (словесное изображение, перечисление признаков объекта), повествование (последовательность различных действий), рассуждение (словесное изложение, разъяснение и подтверждение мысли) – самые предпочтительные типы речи, используемые в публицистическом стиле.
Уважаемые студенты!
Специалисты нашего сайта готовы оказать помощь в учёбе по разным предметам:
✔ Решение задач
✔ Выполнение учебных работ
✔ Помощь на экзаменах