Что значит якорная медицинская организация
Что значит якорная медицинская организация
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 июня 2016 г. N 358 «Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения»
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Врио Министра | Н.А. Хорова |
Методические рекомендации
по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения
(утв. приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от «8» июня 2016 г. N 358)
Методические рекомендации предназначены для перспективного планирования развития сети медицинских организаций и расчета нормативной потребности в объектах здравоохранения на основе сложившейся региональной инфраструктуры здравоохранения, учитывающей допустимый уровень обеспеченности объектами здравоохранения и являющейся основой для принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Определение потребности в объектах системы здравоохранения и планирование сети медицинских организаций целесообразно проводить в рамках разработки текущих и стратегических планов развития здравоохранения в субъектах Российской Федерации.
При построении перспективной сети медицинских организаций необходимо учитывать следующие факторы:
специфику субъекта Российской Федерации (климатические и географические особенности, уровень транспортной доступности медицинских организаций, уровень развития транспортных путей постоянного действия, плотность населения);
обеспечение доступности медицинской помощи для городского и сельского населения;
обоснование потребности населения во всех видах медицинской помощи и финансовых нормативов в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с особенностями демографического состава, уровнем и структурой заболеваемости;
обеспечение соответствия мощности медицинской организации субъекта Российской Федерации планируемым объемам медицинской помощи.
Расчет средних нормативов объема медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средних подушевых нормативов финансирования осуществляется на основе Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи*(1) и в соответствии с разъяснениями по вопросам формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи*(2).
Планированию сети медицинских организаций предшествует анализ:
уровня и структуры заболеваемости населения;
деятельности медицинских организаций;
сформировавшейся градостроительной структуры и перспективных систем расселения.
Для оценки использования имеющихся ресурсов здравоохранения и оптимальной эксплуатации объектов здравоохранения необходимо провести анализ следующих плановых и фактических показателей по каждой медицинской организации в динамике за 3-5 лет:
объемов первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе в неотложной форме, и в условиях дневного стационара;
объемов специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;
объемов скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
объемов паллиативной медицинской помощи;
обеспеченности врачебными кадрами*(3), койками дневных стационаров, больничными койкам*(4, 5).
Кроме того, для оценки деятельности отдельных видов медицинских организаций необходимо проводить сравнение рекомендуемой и фактической численности обслуживаемого ими населения с учетом его плотности и территориальной доступности до медицинской организации.
На основании комплексной оценки медицинской организации органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья принимается обоснованное решение о ее дальнейшем развитии.
По результатам анализа формируются основные требования к планированию сети медицинских организаций на основе распределения медицинских организаций по уровням.
В целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида медицинской помощи, а также определения дифференцированных нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «акушерство-гинекология»)*(6) распределяются по трем уровням.
первичную медико-санитарную помощь;
и (или) паллиативную медицинскую помощь;
и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;
и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, как правило, терапевтического, хирургического и педиатрического профилей.
При расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется учитывать инфраструктуру здравоохранения и зону обслуживания медицинских организаций, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.
Для определения потребности в мощностях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, необходимо проводить расчеты по потребности в специалистах с высшим медицинским образованием в разрезе врачебных специальностей*(7) на основе функции врачебной должности*(8) и коечного фонда по каждому профилю медицинской помощи.
Потребность в коечном фонде (К) медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, рассчитывается следующим образом:
С помощью данной методики определяется абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в целом по медицинской организации, а также по профильным отделениям.
Определение фактической среднегодовой занятости койки (Д) рассчитывается следующим образом:
— среднее время простоя койки на ремонт (примерно 10-15 дней в году), для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;
Определение планового оборота койки (F) рассчитывается следующим образом:
Пример: расчет необходимого числа коек терапевтического профиля.
Т = 10,1 дня; Н = 1 000 000 человек; = 10,0 дня; = 1,0 дня,
Nк/д = 205,0 койко-дня на 1 000 жителей.
Итого: для населенного пункта с численностью населения 1 000 000 человек при средней длительности лечения пациента на койке, равного 10,1 дня, необходимо 635 коек терапевтического профиля.
В целях обеспечения эффективности использования средств, а также исключения дополнительных затрат на строительство объектов здравоохранения субъектам Российской Федерации рекомендуется использовать имеющиеся нежилые объекты недвижимого имущества, предварительно приспособленные для размещения в них медицинских организаций.
При проведении организационно-управленческих мероприятий рекомендуется предусмотреть возможность перераспределения имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов внутри структурных подразделений медицинской организации.
Обзор документа
Разработаны Методические рекомендации по развитию сети медицинских организаций государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Так, установлено, что при построении перспективной сети медицинских организаций необходимо учитывать следующие факторы: специфику региона (климатические и географические особенности, плотность населения и др.); обеспечение доступности медпомощи для городского и сельского населения; обоснование потребности населения во всех видах медпомощи и финансовых нормативов в рамках территориальных программ госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с особенностями демографического состава, уровнем и структурой заболеваемости; обеспечение соответствия мощности медицинской организации регионам планируемым объемам услуг.
Урегулированы вопросы оценки использования имеющихся ресурсов здравоохранения и оптимальной эксплуатации объектов.
Свет в концепт тоннеля: как национальные медицинские исследовательские центры должны помочь системе здравоохранения и пациентам
Первое нормативное упоминание НМИЦ встречается в изданном в сентябре 2017 года приказе Минздрава РФ №622 «О сети национальных медицинских исследовательских (научно‑практических) центров», закреплявшем новый статус за 20 федеральными учреждениями. В мае 2018 года ведомство дополнило этот перечень еще двумя организациями – НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского и НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова». Однако полномочия опорных медцентров эти ведомственные приказы никак не проясняли.
Выступая на ПМЭФ‑2018, Вероника Скворцова впервые обмолвилась о функционале НМИЦ, заметив, что головные медучреждения «фактически ежегодно обновляют методологию и общенациональные подходы к правилам ведения больных по всем медицинским профилям». «Эти же национальные медицинские центры круглосуточно осуществляют телемедицинскую, консультативную связь со всеми региональными учреждениями третьего уровня, их более 300», – уточнила министр.
Серьезность намерений Минздрава в отношении НМИЦ подтвердилась окончательно, когда инфраструктурная реформа стала одной из девяти программ нацпроекта «Здравоохранение», представленного ведомством Правительству РФ в июле.
Как следует из паспорта нацпроекта (в распоряжении Vademecum имеется версия документа, актуальная на август 2018 года), подпроект «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий» предполагает организацию до 2024 года сети из 27 НМИЦ и выделение на реализацию соответствующих мероприятий 63,9 млрд рублей.
В этом же документе центры были названы головными организациями по профилям оказания медицинской помощи в России. «Минздрав пытается выстроить вертикаль власти в отрасли – ведомство будет контролировать ситуацию через НМИЦ, а центры в свою очередь – через больницы третьего уровня, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь в регионах, в большинстве случаев это областные, краевые, республиканские клиники», – рассказывает близкий к ведомству источник.
По мнению собеседника Vademecum, актуальность создания иерархии в системе оказания помощи по отдельным, эпидемиологически значимым, профилям продиктована указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», где, в частности, говорится о необходимости разработки и реализации программы борьбы с онкологическими, сердечно‑сосудистыми заболеваниями и развитии детского здравоохранения. Так в первые ряды НМИЦ и попали Бакулевский центр, Онкоцентр им. Блохина, Чазовский центр, Центр им. В.А. Алмазова и Центр здоровья детей.
Откуда же возникла идея организации пула головных отраслевых структур, и на какие конкретно цели будут направлены масштабные бюджетные инвестиции?
ТЕМЫ ИЗ ПРОШЛОГО
Как рассказал Vademecum директор ЦНИИОИЗ Минздрава РФ Владимир Стародубов, за основу структуры НМИЦ ведомством была взята советская система управления медучреждениями.
«Мы сейчас возвращаемся к тем позитивным вещам, которые были еще во времена СССР. Среди научно‑исследовательских институтов, как правило, был один головной, курирующий свою сферу по всей стране. Если по одной специальности было несколько крепких институтов, то они делили территории. Например, тогда работало несколько институтов, занимающихся лечением туберкулеза, и за каждым из них была закреплена своя территория, на которой они отвечали за снижение заболеваемости и смертности от этого заболевания и за организацию соответствующей работы в своих регионах. Где‑то такая работа проводилась с большим успехом, где‑то с меньшим, но все такие учреждения четко знали, что наряду с научной и клинической деятельностью в собственном учреждении у них есть обязанность организационно‑методической помощи субъектам. И больные, которым не могли оказать помощь на местах, соответственно направлялись в головные институты», – рассказывает Стародубов.
Директор музея НМИЦ им. А.Н. Бакулева Сергей Глянцев отмечает еще несколько форм вертикального управления советской медициной: «Все союзные республики были закреплены за институтами Академии медицинских наук СССР. Институт хирургии им. А.В. Вишневского, например, курировал Азербайджанскую ССР. Кроме того, существовала трехуровневая система медучреждений, состоящая из областных, городских и сельских больниц. Помимо этого работали специализированные межобластные центры, например, центры сосудистой хирургии, куда съезжались пациенты из разных областей».
Судя по паспорту нацпроекта, Минздрав сегодня планирует строить аналогичную систему. В документе говорится, например, что НМИЦ должны осуществлять организационно‑методическое руководство медорганизациями третьего уровня и к 2024 году внедрить системы контроля качества медицинской помощи в 750 таких учреждениях, наладить подготовку медицинских кадров по своим профилям.
НМИЦ вменено в обязанность проведение научно‑практических мероприятий с больницами третьего уровня, дистанционных конференций и консилиумов, внедрение информационных технологий, включение в клинические рекомендации новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации (подробнее – в инфографике «24‑й скоро» на стр. 19). Статус НМИЦ подразумевает и модернизацию самих учреждений, которые получат средства на капремонт и переоснащение самым передовым оборудованием.
Нынешней осенью Минздрав разослал в регионы письма, конкретизирующие полномочия НМИЦ во взаимоотношениях с медучреждениями на местах. Знакомые с документом представители федеральных центров говорят, что в директиве ведомство поручило региональным комитетам, департаментам и министерствам здравоохранения наладить взаимодействие между НМИЦ и больницами третьего уровня, ну и в целом, – оказывать всяческое содействие. Кроме того, за головными центрами закрепили отдельные федеральные округа. Например, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова назначен курировать по профилям «онкология», «радиология» и «радиотерапия» Северо‑Западный, Северо‑Кавказский и Южный округа.
Опрошенные Vademecum представители НМИЦ говорят, что уже получили часть средств целевого назначения – в среднем по 30–35 млн рублей, создали у себя организационно‑методические отделы и как минимум приступили к предметной аналитической работе. В НМИЦ им. А.В. Вишневского, например, сообщили, что полученная учреждением субсидия в размере 34,8 млн рублей будет направлена на зарплату сотрудникам, создание электронной образовательной среды для дистанционного обучения врачей‑хирургов из регионов по системе НМО, подготовку и печать справочников, методрекомендаций, рассылку писем по регионам.
«В 2018 году нами впервые получены статистические показатели деятельности хирургической службы страны, охватывающие экстренную и плановую помощь, малоинвазивные технологии, эндоскопию, показатели работы отделений хирургической инфекции и поликлиник. Удалось получить данные из 80 регионов, в которых проживает 99% населения, и провести аналитическую работу», – рассказал собеседник Vademecum в институте Вишневского.
ОПОРЫ И СВАТЫ
Основными «бонусами» нацпроекта представители НМИЦ называют административный ресурс во взаимодействии с регионами, дополнительное финансирование и закрепление территориальных зон ответственности. А описанные в нацпроекте задачи и функции их не пугают. «Практически всеми этими вещами мы как занимались, так и занимаемся. Но до этого наша работа с регионами была построена в основном на принципах дружественного партнерства. Те учреждения, которые проявляли заинтересованность, обращались к нам, и мы проводили для них образовательные мероприятия, циклы по усовершенствованию, клинические разборы и конференции, – рассказывает руководитель научно‑организационного отделения НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.М. Бехтерева Наталия Семенова. – Сейчас Минздрав разделил территорию нашей страны на две большие зоны между нами и НМИЦ им. Сербского. Нашему центру достались Северо‑Западный, Северо‑Кавказский, Приволжский и Южный федеральные округа».
Директор НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Алексей Беляев отмечает, что с 2016 года питерский институт активно взаимодействует с 11 регионами СЗФО как методический и референтный центр: «Эта работа началась еще до того, как учреждению был придан статус национального центра. За это время подписаны соглашения о сотрудничестве с правительствами практически всех регионов, наши сотрудники посетили около 30 учреждений здравоохранения Северо‑Запада, проведен аудит онкологических служб регионов, в том числе – их обеспеченности оборудованием и специалистами. Сейчас мы собираем материал для анализа работы онкологических служб в Северо‑Кавказском и Южном федеральных округах – по той же схеме, которую использовали в СЗФО».
Представители НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева рассказали, что полученные центром в 2018 году субсидии в размере 30 млн рублей «были потрачены строго на заложенные еще в 2017 году цели – в основном на оплату труда специалистов, которые и раньше, исключительно на альтруистической основе, вели в федеральном телекоммуникационном центре консультации пациентов, обрабатывая около 6 000 обращений в год».
Опрошенные Vademecum представители региональных больниц третьего уровня в большинстве своем подтверждают, что и прежде сотрудничали с медцентрами, получившими сегодня национальный статус.
«НМИЦ трансплантологии им. В.И. Шумакова курировал нас и раньше, сейчас мы заключили с центром договор о сотрудничестве, и думаю, были одними из первых, кто подписал такое соглашение», – признается сотрудник администрации Свердловской ОКБ №1. Представители Карельской республиканской больницы им. В.А. Баранова утверждают, что не первый год тесно взаимодействуют с НМИЦ им. В.А. Алмазова: «Это и телемедицинские консультации, и отбор пациентов на ВМП, и внедрение новых методик».
Тем не менее, как отмечают многие собеседники Vademecum в регионах, выстраиванию пресловутой вертикали может помешать отсутствие координации между клиническими центрами третьего уровней с учреждениями второго и первого уровней, то есть городскими и сельскими больницами различной подведомственности.
Скептики вспоминают не очень удачную попытку наладить вертикальные связи в отдельно взятом сегменте индустрии: в результате реализации предыдущего нацпроекта «Здоровье» в разных регионах России появились 24 современных перинатальных центра. Идея заключалась в том, что эти центры компетенций будут анализировать и координировать работу профильных учреждений второго и первого уровней, а сами заниматься исключительно сложными случаями. Однако дорогостоящая конструкция ожидаемой пользы так и не принесла.
На ежегодной конференции «Репродуктивный потенциал России: версии и контраверсии» представители перинатальных центров регулярно обсуждают одну и ту же проблему неработающей вертикали. Предполагалось, что пациентка с осложнениями должна пройти все уровни – сначала акушерское отделение, затем областной родом и только потом, если и там не справились, маршрутизироваться в перинатальный центр. В реальности же, обусловленной дефицитом кадров и финансирования, сложную роженицу сразу направляют в перинатальный центр, в результате чего нагрузка на третье звено увеличивается, а действующей системы родовспоможения в регионе как не было, так и нет.
Еще одна препона на пути к воплощению дерзкого замысла регулятора – солидный пласт учреждений, выпадающих из сферы влияния НМИЦ по определению: это не подведомственные Минздраву федеральные центры аналогичного профиля, ГКБ Москвы и отдельные мощные учреждения других регионов. Опрошенные Vademecum представители таких клиник не стесняются заявлять о том, что плотная координация с НМИЦ в их ближайшие планы никак не вписывается.
«Я как главный врач пока никаких регламентирующих документов не получал, – говорит руководитель московской ГКБ им. С.С. Юдина Денис Проценко. – Кроме того, у нас – университетская клиника, которая является базой столичных медицинских вузов».
Что значит якорная медицинская организация
Министерством здравоохранения подготовлено письмо от 16.01.2014 N 17-2/10/2-184 с разъяснениями в связи с вступлением в силу приказа Минздрава России от 06.08.2013 N 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций». В частности, с утверждением вышеуказанной номенклатуры возникла необходимость в разъяснении статуса центральных клинических больниц.
Понятия «центр, центральный/центральная» не предусмотрены общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления в Российской Федерации (ОКАТО). Таким образом, решение о присвоении наименования «центральный/центральная» (например, центральная клиническая больница или центральная районная больница) может быть предусмотрено учредителем медицинской организации самостоятельно, в зависимости от уровня ее материально-технического оснащения, коечного фонда, географического расположения, а также роли в структуре организации медицинской помощи в отдельно взятом регионе России или ведомстве.
Кроме того в письме разъясняется, что присвоение имен медицинским организациям не является предметом регулирования вышеуказанного приказа и регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2007 N 57 «О порядке присвоения имен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также закрепленным за указанными учреждениями объектам недвижимого имущества».
Также Министерство доводит до сведения, что фармацевтические организации не относятся к объекту регулирования этого приказа.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 16.01.2014 N 17-2/10/2-184
Объектом регулирования приказа Минздрава России от 06.08.2013 N 529н являются медицинские организации. При этом в соответствии со статьей 2 Федерального закона медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2012 N 291.
В связи с этим фармацевтические организации не относятся к объекту регулирования приказа Минздрава России от 06.08.2013 N 529н.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н предусмотрено отражение вида деятельности в наименовании медицинской организации независимо от формы ее собственности.
Дополнительно сообщаем, что присвоение имен медицинским организациям не является предметом регулирования вышеуказанного приказа и регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2007 N 57 «О порядке присвоения имен благотворителей научным и образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, культуры, социальной защиты, физической культуры и спорта, находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, а также закрепленным за указанными учреждениями объектам недвижимого имущества».
Номенклатура медицинских организаций по территориальному признаку распространяется только на медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения.
В соответствии с общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления в Российской Федерации «центры» не являются объектами классификации в ОКАТО. Таким образом, присвоение наименования «центральный/центральная» (например, центральная клиническая больница или центральная районная больница) может быть предусмотрено учредителем медицинской организации в зависимости от уровня ее материально-технического оснащения, коечного фонда, географического расположения, а также роли конкретной медицинской организации в структуре организации оказания медицинской помощи в отдельно взятом субъекте Российской Федерации и (или) ведомстве.
Нормы, характеризующие структурные подразделения медицинских организаций (фельдшерско-акушерские пункты, здравпункты), ранее включенные в единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 N 627, были исключены. Вместе с тем это не влечет возникновения пробела правового регулирования. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» утверждены правила организации деятельности следующих структурных подразделений медицинских организаций:
кабинет врача общей практики (семейного врача),
отделение (кабинет) профилактики,
мобильная медицинская бригада,
центр (отделение) общей врачебной практики (семейной медицины),
Вышеуказанным приказом также утверждены правила организации деятельности самостоятельных медицинских организаций:
центр общей врачебной практики (семейной медицины).
Все указанные самостоятельные медицинские организации включены в приказ Минздрава России от 06.08.2013 N 529н.
Кроме того, подробная детализация наименований центров, предусмотренных приказом Минздрава России от 06.08.2013 N 529н, основана на утвержденных Минздравом России порядках оказания медицинской помощи и постановлении Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Дополнительно сообщаем, что нормативные правовые акты, зарегистрированные Минюстом России, вступают в законную силу после официальной публикации и действуют на всей территории Российской Федерации. [1]
к приказу Министерства здравоохранения
НОМЕНКЛАТУРА МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
I. Номенклатура медицинских организаций [2] по виду медицинской деятельности
1. Лечебно-профилактические медицинские организации:
1.1. Больница (в том числе детская).
1.2. Больница скорой медицинской помощи.
1.3. Участковая больница.
1.4. Специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:
инфекционная, в том числе детская;
медицинской реабилитации, в том числе детская;
психиатрическая, в том числе детская;
психиатрическая (стационар) специализированного типа;
психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
психоневрологическая, в том числе детская;
туберкулезная, в том числе детская.
1.7. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.
1.8. Дом (больница) сестринского ухода.
1.11. Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения:
1.12. Амбулатория, в том числе врачебная.
1.13. Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения:
консультативно-диагностическая, в том числе детская;
стоматологическая, в том числе детская;
1.14. Женская консультация.
1.15. Дом ребенка, в том числе специализированный.
1.16. Молочная кухня.
1.17. Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:
вспомогательных репродуктивных технологий;
высоких медицинских технологий, в том числе по профилю медицинской помощи;
консультативно-диагностический, в том числе детский;
лечебного и профилактического питания;
лечебной физкультуры и спортивной медицины;
медицинской реабилитации для воинов-интернационалистов;
медицинской реабилитации, в том числе детский;
медицинской реабилитации для инвалидов и детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича;
медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;
медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
общей врачебной практики (семейной медицины);
охраны материнства и детства;
охраны здоровья семьи и репродукции;
охраны репродуктивного здоровья подростков;
паллиативной медицинской помощи;
патологии речи и нейрореабилитации;
профилактики и борьбы со СПИД;
специализированные (по профилям медицинской помощи);
специализированных видов медицинской помощи;
1.18. Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:
станция скорой медицинской помощи;
станция переливания крови;
1.19. Санаторно-курортные организации:
санатории для детей, в том числе для детей с родителями;
санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
2. Медицинские организации особого типа:
медицинский мобилизационных резервов «Резерв»;
бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза.
2.4. Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).
3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.
3.2. Противочумный центр (станция).
3.3. Дезинфекционный центр (станция).
3.4. Центр гигиенического образования населения.
3.5. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
II. Номенклатура медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по территориальному признаку
4.2. Краевые, республиканские, областные, окружные.
Источник: журнал « Главный врач» 2014/03
[1] В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные в Минюсте России, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
[2] Медицинские организации, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций, на базе которых осуществляется практическая подготовка медицинских работников (клинические базы), включают в свое наименование слово «клинический».