Что значит я подросток занятие
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Голдан Наталья Николаевна, педагог-психолог,
МБОУ “Лицей № 9» города Воронеж
Время на занятие: 45 минут.
Задачи, решаемые на занятии:
Создать доверительную атмосферу общения в классе.
Обсудить особенности подросткового возраста.
Сформировать представление о себе.
Психолог: Ребята, вы, конечно, слышали, что подростковый возраст является важным этапом в жизни каждого человека.
Итак, вы – подростки. Каково это – быть подростком? (Ученики высказывают свое мнение)
« Подростковый период – испытание, данное каждому человеку». Как вы понимаете смысл этого высказывания?
В подростковом возрасте появляется чувство взрослости. Как вы думаете, как оно проявляется? Это подражание поведению взрослых: стремление к самостоятельности, недовольство контролем со стороны взрослых, желание иметь свое личное мнение. Иногда мальчики, и девочки, начинают курить, ругаться грубо, девочки пользоваться косметикой, одеваться вызывающе – все это для того, чтобы показать, что вы уже не дети. Но и взрослые. Вам еще очень не хватает жизненного опыта. И знания себя. Познай себя и ты познаешь мир.
Сегодня мы поговорим о вашем возрасте и о том, как вы себя видите и чувствуете.
Упражнение № 1 «Дотрожки»:
Сейчас я буду называть качества предметов, а вы должны найти поблизости подобные и дотронуться. Искать в радиусе вытянутой руки.
— до красного; до нежного;, до холодного; до умного; до доброго; до страшного; до теплого; до веселого, до белого, до надежного.
Упражнение № 2 «Встань те, те кто….»
— сегодня ел кашу на завтрак,
— сделал зарядку утром;
— забыл дома дневник;
— пришел в школу с хорошим настроением;
— любит читать фантастику;
— любит решать головоломки;
— не любит манную кашу;
— кто родился летом, осенью, зимой, весной.
А теперь – разделитесь по группам: летние, осенние, зимние, весенние.
Упражнение № 3 «Имена чувств»
Каждый подросток записывает, сколько имен чувств он знает. Кто назвал больше всего чувств, зачитывает свои чувства вслух, оговариваются совпадения с другими учащимися. Актуализируются наиболее известные (а значит, предположительно, наиболее используемые) эмоции и эмоциональные состояния, объясняется разница между эмоцией и эмоциональным состоянием.
Дети заносят в таблицу чувства, которые для них характерны. В первой колонке выписываются чувства, которые они испытывают дома, во второй колонке – среди друзей, в третьей – в школе и в четвертой – наедине с собой.
Детям предлагается выяснить, как окружающие люди понимают наши чувства.
План-конспект развивающего занятия для 7-го класса «Я – подросток»
Цель: формирование навыка самоконтроля за эмоциональным проявлением страха, принятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования
задачи: 1) анализ психологической природы страха,
2) развивать способность понимать эмоциональное состояние другого
3) развивать способность невербального выражения страха.
План-конспект занятия по формированию навыка самоконтроля за эмоциональным проявлением страха
1. Ритуал приветствия.
Хлопки со счетом, кто готов к занятию присоединяется к счету и хлопает в такт.
2. Разминка.
а) упражнение “Коллективный счет”.
Считаем до десяти. Одна цифра называется один раз, одним голосом. Кто какое число называет не обговаривается. При нарушении условия счет начинается сначала.
3. Работа по теме занятия.
б) упражнение “Правила группы”.
Как и на других уроках, на психологических занятиях существуют свои правила (правила на ватмане). Как проявляется уважение к другому человеку? (уважение – это умение слушать, понимать и принимать). Что значит правило “здесь и теперь”? (все, о чем говорится на занятии, обсуждается только здесь, в этом кабинете, не выносится за пределы. Разговор ведется в настоящем времени – теперь.) Что значит правило “я – высказывание”? Что значит правило “активности”? (готовность действовать, выполнять предложенные упражнения)
Помимо этого, можно обратиться к правилу СТОП (т.е. в этой игре я не участвую).
в) упражнение “Новое – хорошее”.
Вспомним, что нового и хорошего произошло у вас за прошлую неделю.
Различные события вызывают у нас различные переживания ( Приложение 1 ).
Обратимся к ситуациям, которые вызывали у вас тревогу и страх
г) упражнение “Ситуации страха”.
Ответим на вопрос: Какая ситуация вызывает у меня тревогу и страх? Эта должна быть конкретная ситуация. Помощью в работе послужит подсказка ( Приложение 2 ). Продолжим фразу: страх – это…
д) упражнение “Фантом”.
Как вы чувствуете, что вам страшно? Поговорим о ваших ощущениях, которые вы испытываете в ситуациях страха. Что вы чувствуете? Как изменяется ваша мимика (выразительные движения мускулатуры лица и глаз), жесты (движения рук) и поза (изменения положения тела)?
Перед вами схематическое изображение человека. С помощью карандаша заштрихуем те участки тела, в которых локализуется (собирается) страх.
– Мы рассмотрели суть страха и его проявления.
Страх может накапливаться в человеке. К чему это приведет?
Другое направление заключается в умении выражать страх, умение бороться и научиться управлять страхом.
е) упражнение “Круговой массаж”.
Для того, чтобы встряхнуть наш страх встанем, повернемся вполоборота налево. Положите руки на плечи впереди стоящего человека. Разминаем плечевой пояс (плечи, предплечье) партнеру. Развернемся другой стороной.
– Что чувствовали и какие слова хотите сказать “массажисту”?
Собираем весь наш страх на кончики пальцев и встряхиваем его в сторону окна. Избавляемся от страха.
А теперь сконцентрируемся на приятных ощущениях, соберем его в ком и поделимся друг другом. Для этого в произвольном порядке передаем ощущение с выдохом на “Ха”.
з) Дыхательная гимнастика.
Еще в древности обнаружили связь между дыханием и переживанием человека. Путем правильного дыхания можно стабилизировать состояние. Поучимся дыхательным упражнениям.
– удлиненный вдох – быстрый выдох.
– обычный вдох – удлиненный выдох.
– брюшное дыхание – медленный вдох – медленный выдох.
и) упражнение “Обратная связь”.
Ситуациях страха огромное значение имеет ваше окружение. Если вокруг вас верные и доброжелательные друзья, тревога и страх снижается. Посмотрите на людей, которые вокруг вас. Выразите к ним свое отношение. Если показываем один палец, то мы выражаем отношение – я рада (рад) находиться с тобой в одном кругу, в этом случае просто пожмите друг другу руку, поздороваемся. Если показываем два пальца, то мы выражаем свою симпатию, здесь потремся спинками. Если показываем три пальца, то показываем близость к этому человеку, можно обняться.
4. Обобщение.
– Что нового узнали на занятии? Чему научились?
– Что понравилось? Что не понравилось на занятии?
План-конспект развивающего занятия для 7-го класса «Я – подросток»
Цель: формирование навыка самоконтроля за эмоциональным проявлением страха, принятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования
задачи: 1) анализ психологической природы страха,
2) развивать способность понимать эмоциональное состояние другого
3) развивать способность невербального выражения страха.
План-конспект занятия по формированию навыка самоконтроля за эмоциональным проявлением страха
1. Ритуал приветствия.
Хлопки со счетом, кто готов к занятию присоединяется к счету и хлопает в такт.
2. Разминка.
а) упражнение “Коллективный счет”.
Считаем до десяти. Одна цифра называется один раз, одним голосом. Кто какое число называет не обговаривается. При нарушении условия счет начинается сначала.
3. Работа по теме занятия.
б) упражнение “Правила группы”.
Как и на других уроках, на психологических занятиях существуют свои правила (правила на ватмане). Как проявляется уважение к другому человеку? (уважение – это умение слушать, понимать и принимать). Что значит правило “здесь и теперь”? (все, о чем говорится на занятии, обсуждается только здесь, в этом кабинете, не выносится за пределы. Разговор ведется в настоящем времени – теперь.) Что значит правило “я – высказывание”? Что значит правило “активности”? (готовность действовать, выполнять предложенные упражнения)
Помимо этого, можно обратиться к правилу СТОП (т.е. в этой игре я не участвую).
в) упражнение “Новое – хорошее”.
Вспомним, что нового и хорошего произошло у вас за прошлую неделю.
Различные события вызывают у нас различные переживания (Приложение 1).
Обратимся к ситуациям, которые вызывали у вас тревогу и страх
г) упражнение “Ситуации страха”.
Ответим на вопрос: Какая ситуация вызывает у меня тревогу и страх? Эта должна быть конкретная ситуация. Помощью в работе послужит подсказка (Приложение 2). Продолжим фразу: страх – это…
д) упражнение “Фантом”.
Как вы чувствуете, что вам страшно? Поговорим о ваших ощущениях, которые вы испытываете в ситуациях страха. Что вы чувствуете? Как изменяется ваша мимика (выразительные движения мускулатуры лица и глаз), жесты (движения рук) и поза (изменения положения тела)?
Перед вами схематическое изображение человека. С помощью карандаша заштрихуем те участки тела, в которых локализуется (собирается) страх.
– Мы рассмотрели суть страха и его проявления.
Страх может накапливаться в человеке. К чему это приведет?
Другое направление заключается в умении выражать страх, умение бороться и научиться управлять страхом.
е) упражнение “Круговой массаж”.
Для того, чтобы встряхнуть наш страх встанем, повернемся вполоборота налево. Положите руки на плечи впереди стоящего человека. Разминаем плечевой пояс (плечи, предплечье) партнеру. Развернемся другой стороной.
– Что чувствовали и какие слова хотите сказать “массажисту”?
Собираем весь наш страх на кончики пальцев и встряхиваем его в сторону окна. Избавляемся от страха.
А теперь сконцентрируемся на приятных ощущениях, соберем его в ком и поделимся друг другом. Для этого в произвольном порядке передаем ощущение с выдохом на “Ха”.
з) Дыхательная гимнастика.
Еще в древности обнаружили связь между дыханием и переживанием человека. Путем правильного дыхания можно стабилизировать состояние. Поучимся дыхательным упражнениям.
– удлиненный вдох – быстрый выдох.
– обычный вдох – удлиненный выдох.
– брюшное дыхание – медленный вдох – медленный выдох.
и) упражнение “Обратная связь”.
Ситуациях страха огромное значение имеет ваше окружение. Если вокруг вас верные и доброжелательные друзья, тревога и страх снижается. Посмотрите на людей, которые вокруг вас. Выразите к ним свое отношение. Если показываем один палец, то мы выражаем отношение – я рада (рад) находиться с тобой в одном кругу, в этом случае просто пожмите друг другу руку, поздороваемся. Если показываем два пальца, то мы выражаем свою симпатию, здесь потремся спинками. Если показываем три пальца, то показываем близость к этому человеку, можно обняться.
4. Обобщение.
– Что нового узнали на занятии? Чему научились?
– Что понравилось? Что не понравилось на занятии?
Я подросток! Какой он, подростковый возраст?
Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым.
Просмотр содержимого документа
«Я подросток! Какой он, подростковый возраст?»
Я ПОДРОСТОК!
Сколько было сказано и написано про особенности подросткового возраста, но, тем не менее, этот период жизни остается самым загадочным и непредсказуемым.
Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения.
Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей.
Подросток в состоянии понимать, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем.
Психологические особенности подросткового возраста
Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения.
Подростку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.
Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.
В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Стремление к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком.
Важно в этот период помочь осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.
Поведенческие особенности подросткового возраста
Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, с другой — испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками.
Подросток находится на границе между детством и взрослостью.
В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.
Зная об особенностях этого эмоционально, физиологически и психологически тяжелого периода, подростку будет проще его пережить, а взрослым легче находить общий язык со своим чадом, помочь преодолеть эту ступеньку, сохранив доверительные отношения.
Классный час (план-конспект) «Подростковый возраст: задачи и проблемы»
Автор: Иванов Евгений Михайлович, учитель английского языка ГБОУ СОШ №176 Калининского района Санкт-Петербурга
Классный час ( план-конспект):
Подростковый возраст: задачи и проблемы
— выяснить с какие задачами и проблемами ребёнок сталкивается в подростковом возрасте, и определить пути их решения.
— называть основные задачи подросткового возраста;
— характеризовать проблемы подросткового возраста, определять пути их преодоления.
Основные используемые понятия: жизненные задачи, отношения, женская и мужская роли, эмоциональная независимость.
Основные виды деятельности:
Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, схемы, таблицы, компьютер, мультипроектор со специализированной доской.
Целевая аудитория: учащиеся 6, 7-х классов
II. Цель занятия. (2 слайд)
Мотивация. Мысли мудрых. (3 слайд)
Знакомство с темой (4 слайд)
— Кого в современном мире называют подростками?
— Почему подростковый возраст называют критическим, переходным, переломным?
— Почему в разные исторические эпохи к подросткам относились не одинаково?
III . Основное содержание занятия
Учитель: подростку каждый день приходится сталкиваться с множеством проблем:
— родители не всегда понимают…
(5 слайд) А какие ещё проблемы вы можете назвать из собственной жизни? (Ответы учеников)
Учитель: Чтобы понять, как достойно пройти подростковый возраст, необходимо определить какие задачи нужно решить в данном возрасте и найти оптимальные пути их решении. Психологи называют несколько таких задач и первая из них «Принятие своей внешности». (6 слайд)
Что же такое внешность? (Ответы учеников)
Учитель: как иногда трудно принимать себя таким, как есть. Нравиться самому себе. У кого-то уши торчат, у кого-то веснушки, кто-то считает себя слишком толстым, кто-то – слишком худым. Да ещё если кто – ни будь об этом скажет… Всё, беда! Самокритика хороша, но в меру.
Необходимо принимать себя такими, какие вы есть. Каждый красив и хорош по-своему. Если человек жестокий, грубый, завистливый, кто захочет с ним общаться? (Ответы учеников)
А если он открыт, доброжелателен, обладает чувством юмора, умеет искренне интересоваться другими? То … (Ответы учеников)
Работа по группам. (7 слайд)
Задание: составить из 5-10 предложений словесный портрет идеального человека (мужчины, женщины).(3-5 минут) Обсуждение.
Учитель зачитывает суждение Л.Н. Толстого (8 слайд): «Существует странное укоренившееся заблуждение о том, что шитьё, стряпня, стирка, няньчанье составляют исключительно женскую долю и что делать это мужчине – даже стыдно. А между тем стыдно обратное: стыдно мужчине, часто не занятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая женщина через силу стирает, стряпает и нянчит больного ребёнка».
Так каким, согласно этому суждению, должен быть настоящий мужчина? Согласны ли вы с Л.Н.Толстым? (9 слайд)
Учитель: вторая задача – формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. (10 слайд)
Девчонок надо никогда
И не давать проходу им
Им надо ножки подставлять,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил – быстро ей
Пускай не думает она,
Что ты в неё влюблён.
Учитель: если вы обижаете слабых, стараясь продемонстрировать свою силу, или дёргаете девочек за волосы, вместо того, чтобы помочь однокласснице поднять стулья в классе. То вы ещё не справились с решением второй задачи. В жизни есть и другие более приемлемые формы общения, например, говорить людям приятное.
К доске приглашается 6-7 учащихся, которые выстраиваются в линию, тот, кто стоит первым говорит соседу приятную фразу, которую бы он хотел услышать сам, и быстро переходит в конец строя. Следующий, передаёт фразу по цепочке, а через несколько секунд произносит свою фразу, и переходит в конец строя. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не произнесут «свои» фразы.
В конце тренинга учитель говорит о том, что формирование зрелых отношений – это очень важная задача и ею не стоит пренебрегать, так как на этой стадии подросток учится общаться.
Учитель: следующая задача – достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Она относится к сфере самопознания, самосовершенствования и познания окружающего мира. Во время решения этой задачи вырабатывается своя единая система мировоззрений. Формируется отношение других людей к вам. (12 слайд)
Что такое эмоции? Какого человека мы называем эмоциональным? Что такое мировоззрение? Что такое собственное мнение? Как его можно выражать? (На данные вопросы учащимся можно предложить ответить совместно, предварительно обсудив их в малых группах. Возможна дискуссия.)
Учитель: (13 слайд) Следующая задача – подготовка к трудовой деятельности. Что такое «трудовая деятельность»? О какой подготовке ведётся речь? Как вы относитесь к выражению «Труд сделал из обезьяны человека»?
Учитель: (14 слайд) другой не менее важной задачей является подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.
Учитель приводит утверждение Артура Шопенгауэра: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
1. Что хотел подчеркнуть этой фразой немецкий философ?
2. Что же такое семья?
Учитель: подросток не только учится нести ответственность за свои поступки, у него появляется потребность нести ответственность за общество. Человек в этом возрасте выстраивает собственную систему моральных ценностей и этических принципов. И это ещё одна задача.
Работа по группам. (15 слайд)
Задание: перечислите основные моральные ценности и этические принципы.
Не обижай младших и слабых
Не считай, что ты во всём лучше других
Учитель: решение жизненных задач – это тяжёлый повседневный труд над собой. (Если ученики знают стихотворение, его можно прочитать вместе)
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь.
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды.
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь.
Учитель: процесс преодоления подростковых трудностей можно изобразить схематически. (Учитель комментирует слайд «Путь преодоления подростковых проблем») (16 слайд)
ОЦЕНКА СИТУАЦИИ ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ +
+ ОЖИДАЕМАЯ ПОДДЕЖКА СО СТОРОНЫ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ И
ПОСТРОЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ
Работа в группах. (17 слайд)
Задание: постройте схему своего поведения в случае:
3 группа – на улице вас останавливает группа незнакомых подростков;
4 группа – вас останавливает милиция;
5 группа – вам предлагают попробовать наркотики.
Учитель: (18 слайд- появление ошибок по щелчку) следуя по пути взросления, подростки нередко совершают серьёзные ошибки. Последствия, которых сказываются на всей его дальнейшей жизни. Ребятам можно предложить дополнить схему. Или выполнить работу по заполнению схемы в группе.
предательство наркомания прекращение обучения
грубость алкоголизм совершение преступлений
(Могут быть и другие варианты.)
ЗА СОВЕРШЕНИЕ НЕОБДУМАННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКУ ПРИХОДИТЬСЯ РАСПЛАЧИВАТЬСЯ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ!
IV . Подведение итогов. (20 слайд – появление вопросов начиная со второго по щелчку)
1. Перечислите задачи, которые необходимо решить в подростковом возрасте.
2. Какие задачи вы считаете главными, а какие второстепенными?
3. Чему должен научиться подросток?
4. Могут ли ошибки совершённые в подростковом возрасте, повлиять на дальнейшую жизнь?