Что значит я памятник себе воздвиг нерукотворный
Зачем Пушкин написал Памятник?
Зачем Пушкин написал странные стихи без названия, условно называемые «Памятник»? Вот эти:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
«Памятник» – абсолютный лидер по части раздергивания на монументальные цитаты. Про нерукотворный памятник, народную тропу и т.п. Любая строка – готовый эпиграф. Особенно если не вдумываться в смысл. Матерые исследователи, похоже, так и делают.
Если же все-таки вдуматься, то, на первый взгляд, получается как-то некрасиво. Недруги Александра Сергеевича этим радостно пользуются. Мол, не страдая отсутствием скромности, поэт Пушкин сам себе сочинил эдакий хвалебный гимн. Все упомянул – и на грядущее бессмертие намекнул, и культурно-исторический процесс приплел, и нацменьшинства не забыл, и свой вклад в мировую революцию отметил… Прямо речь для торжественного заседания на любую тему.
Но и это еще не все. Давным-давно известен длиннющий список стихотворений практически того же содержания! Интернет с удовольствием выдаст ссылки на полтора десятка имен – ограничимся двумя:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный
Металлов тверже он и выше пирамид.
Гавриил Державин
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди.
Михаил Ломоносов
Получается, что Пушкин почти дословно фактически украл свой «Памятник» у Державина. А Гавриил Романович, надо полагать, позаимствовал его у Ломоносова. Ну, а Михаил Васильевич воспользовался первоисточником от Горация. Да и тот, как говорят, был не первым…
Вопрос один: зачем во все это влез Пушкин?
Одно очевидно: уж точно не затем, чтобы присвоить себе чужое. Да и как можно присвоить то, что общеизвестно и лежит на поверхности? Впрочем, гению красть ни к чему: лучше него писать никто не умеет, и он в этом убежден. И все же Пушкин намеренно берет эпиграф из того же Горация и почти полностью повторяет Державина. Чтобы все это видели!
Может быть, это – пародия? Вполне возможно: в числе адресатов часто упоминают Булгарина, Державина, критика Катенина… Особенно понятен намек на Булгарина, чьи именины совпадают с датой под пушкинским черновиком. Ведь тот, формально – образец для подражания: и газету успешно издает, и романы его читают, и в средствах не нуждается, и с Начальниками всех мастей в прекрасных отношениях. Правда, писатель-то он никудышный, однако…
И вот здесь-то, возможно, и кроется ответ. Именно булгарины ценились и ценятся в обществе куда выше, чем «солнце нашей поэзии»! Взять того же Фаддея Венедиктовича. Он действительный статский советник. Государь дарит ему брильянтовые перстни. Бенкендорф лично ходатайствует о зачислении того «на должность» в министерство. Именно ему отсылают на рецензию пушкинского «Годунова». Стало быть, именно он – истинный литератор, а по заслугам и награда!
А что имел от общества «литератор Пушкин»? Конечно, формально у него все ОК: сам Государь когда-то похлопал по плечу. Но в реальности ему отечески предложили переделать «Бориса Годунова» в «Вальтерскотта», завернули «Медного всадника», раскритиковали сказки, а «Современник» дружно проигнорировали… Он откровенно прозябает, закладывая то шали жены, то ложки с вилками. Верным источником дохода стала вовсе не литература, а благодетель-Начальник. Достаточно вместо «годуновых» и «всадников» сочинить тому очередное верноподданное письмо. И получить вместе с подачкой кое-что из ненужной одежды – например, камер-юнкерский мундир…
Но почему все так мерзко? Видимо, рассуждает сам с собой Пушкин, для того, чтобы преуспеть на официальном уровне, нужно писать именно так, как это делают «настоящие литераторы»! А вот и «образец» для подражания: напыщенный «Памятник». Неважно, какой из них – державинский, ломоносовский… И Пушкин, криво усмехнувшись, проходится по одиозному тексту редакторским пером, превращая его в свою «вариацию на тему»… Эдакую эпитафию самому себе.
Что еще? Да, пройдет какой-то слух! Иными словами, читать не будут, но имя припомнят. И финн, и калмык, и тунгус. Как же, мол, знаем… По этому поводу он в свое время великолепно высказался в «Онегине»:
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
ЕО, гл. 2, XL
Укажет, укажет… И молвит что-то громкое и заведомо верное – как в «Памятнике».
А Пушкин, в итоге, попадет со своим прогнозом в «яблочко». Как всегда. Ведь спустя столетия эту откровенную пародию, поданную в виде напыщенной чепухи, на полном серьезе будут зубрить в школах, высекать на постаментах и вставлять в заголовки статей…
Только последние четыре строки до сих пор стараются не замечать…
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
Хотя они-то, как раз, и стоят того, чтобы их цитировать.
Дальнейшая жизнь для русского гения не имела смысла. И поэтому она оборвалась меньше чем через месяц…
Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина
Всего получено оценок: 241.
Всего получено оценок: 241.
Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
История создания – стих написан в 1836 году и опубликовано в первом посмертном сборнике пушкинских стихов в 1841 году. Небольшие правки в него внёс Жуковский.
Тема стихотворения – роль поэта и его произведений в общественной жизни, их важное предназначение.
Композиция – классическая пятистрофная. Первая строфа возносит поэта над обществом и временем, последняя – говорит о его божественном предназначении, таким образом, мысль развивается последовательно.
Жанр – ода.
Стихотворный размер – ямб, но ритмика строится также на анафорах.
Метафоры – “ не зарастет народная тропа “.
Эпитеты – “ памятник нерукотворный “, народная тропа “, “ гордый внук славян “.
Инверсии – “ главою непокорной “, “ и славен буду я… “.
Анафора – “ что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу “.
История создания
Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Романовича Державина, с другой, – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина ещё со времён лицея. Спустя год после его написания поэт умрёт от раны, полученной на дуэли с Дантесом, поэтому данное стихотворение называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.
При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Андреевичем Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.
Главная проблема, которую поставил поэт, – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.
Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта и поэзии.
Композиция
Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причём для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны шестистопным ямбом, четвёртая же – четырёхстопным.
Это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что ещё больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твёрдую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.
Средства выразительности
Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счёт анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с её помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.
Стихотворение и анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Краткое содержание
Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе
После безвременной кончины А.С. Пушкина среди прочих записей был обнаружен черновик его рукописи, озаглавленной «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В конце стихотворения стояла дата – 21 августа 1836 года. Поэт В.А. Жуковский, которому передали оригинал, занялся его литературной правкой, и стихотворение, в том виде, в каком оно существует сейчас, впервые было напечатано в 1841 году.
Уже в начальной фразе: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» звучит надежда поэта на то, что он не будет забыт, в первую очередь, народом. Далее следует лаконичная оценка своего творчества и пояснение, благодаря чему он заслуживает право на признание — в первую очередь, гуманизму своих произведений и тому, «что чувства добрые я лирой пробуждал».
Почти во всех произведениях Пушкина присутствует тема свободолюбия, ощущается присутствие мятежного духа. Учитывая эпоху, в которую творил поэт, прославление свободы считалось весьма опасным занятием. Недаром, в четвертой строфе, в завуалированной форме упоминаются декабристы, о милосердном прощении которых говорит поэт.
Стихотворение проникнуто горькими размышлениями о несправедливости 19 века, об отношениях с императором и другими представителями властей, об эфемерной, так и не достигнутой свободе. В то же время, уже в начале произведения поэт празднует личную победу над самодержавной монархией, говоря о своем памятнике: «Вознесся выше он главою непокорной александрийского столпа». В последней строфе поэт призывает музу быть послушной лишь Божьей воле, что означает жить и творить, согласно своей совести, не ведясь на хвалу, и, не обращая внимания на клевету.
Анализ
История создания
О нерукотворном памятнике самому себе писал еще древнеримский поэт Гораций. Он считал, что только его поэзия, ставшая достоянием многих поколений, может считаться воплощением памяти о нем. Из российских литераторов этой же темы касался Г.Р. Державин, который перевел произведение Горация и вложил в него гражданский смысл. Но для Пушкина работы этих авторов не стали образцом для подражания. Его «Памятник» – это его собственная судьба, размышления о которой ведутся на современном ему историческом фоне.
Данное стихотворение вошло в историю пушкинского творчества, как пророчество. Не пройдет и пяти месяцев, как его автора не станет. Поэт погибнет от смертельного ранения, полученного на дуэли. Чтобы понять, что подтолкнуло Пушкина к написанию «Памятника», нужно вернуться к периоду лета 1836 года.
На тот момент Александру Сергеевичу было уже полных 37 лет. Как известно, в этот период и, чаще всего, у творческих людей, наступает «кризис среднего возраста». Не исключено, что не избежал его и Пушкин. Глобальная переоценка всей жизни, творчества, ценностей и приоритетов вполне могли способствовать возникновению такого настроения.
Второй причиной могли стать постоянные притеснения со стороны властей, которые мешали поэту свободно дышать, жить и работать. Эти преследования и неоднократные ссылки также наложили свой отпечаток на его моральное состояние. К тому же, все чаще стали раздаваться недовольные голоса читающей публики. Многим стало казаться, что Пушкин слишком зазнался, вознеся свою персону на воображаемый Олимп. Было понятно, что все эти разговоры были порождением обыкновенной зависти, что также очень огорчало поэта.
Была еще и личная причина, которую также не стоит сбрасывать со счетов. На момент написания стихотворения общество наполнилось слухами о любовной связи его жены Натальи с французом Дантесом.
Существовала еще одна версия – «мистическая», согласно которой, поэт задолго до смерти, точно знал, когда он уйдет из жизни. Дату и время его кончины, по преданию, ему предсказала некая гадалка. Так, в предчувствии скорого конца автор и взялся за перо, чтобы оставить потомкам свое прощальное послание.
Персонажи и образы
В роли центрального образа в стихотворении выступает «нерукотворный памятник», который олицетворяет литературное достояние поэта, предназначенное для грядущих поколений. Этот величественный образ должен будет стать тем центром, к которому «не зарастет народная тропа», и слух о котором «пройдет по всей Руси великой».
Лирическим героем здесь является сам Пушкин, гениальный поэт, знающий себе цену, а, самое главное, свою цель – служить во имя свободы и гуманизма, не оглядываясь на мнение злопыхателей и критиканов.
Сопровождающая поэта муза – еще один образ данного стихотворения. Именно ее призывает поэт не гнаться за славой и не добиваться всеобщего одобрения, а слушаться лишь божьего веления и не сворачивать с выбранного пути.
Композиция
В стихотворении пять строф, в каждой из них содержится определенное размышление. Так, первая строфа знакомит читателя с самой идеей сотворения «нерукотворного памятника», как символа творческого бессмертия автора. Причем, поэтическое наследие рассматривается, как нечто более ценное, чем обычные, привычные всем памятники.
Во второй строфе озвучивается сама возможность этого бессмертия. Герой говорит о том, что пока «жив будет хоть один пиит» – не умрет и душа поэта, воплощенная в его творениях.
Третья строфа посвящена пророчеству автора о всенародном признании его таланта. Поэт уверен, что его литературное наследие явится объединяющим звеном для всех свободных народов России.
Далее поэт объясняет свою уверенность тем, что его произведения полны гуманизма, милости к падшим, прославления свободы и добрых чувств, то есть всего того, что не позволит им быть забытыми.
Текст финальной строфы посвящен музе. Автор говорит о единстве поэта и музы, об их общей ответственности, в первую очередь, перед своим предназначением и Богом. Поэт призывает не вестись на хвалу и не тратить свои силы на споры с глупцами.
Художественное направление «Памятника» – классицизм с присутствующими в нем элементами романтизма. По жанру его можно отнести к оде, о чем говорят его пафос и торжественность. Литературный род этого стихотворения – гражданская лирика.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворный размер – ямб, который в этой оде можно назвать комбинированным. В первых трех строчках каждой строфы использован шестистопный ямб, в последней строке каждой строфы – четырехстопный, который позволяет акцентировать внимание именно на ней. Рифмовка в тексте перекрестная, с чередованием мужской и женской рифм.
Чтобы подчеркнуть торжественность, автор использует возвышенный язык, который представлен старославянизмами и церковными словами: «глава», «столп», «пиит». Главная метафора текста – «нерукотворный памятник», подразумевающий поэтическое наследие поэта. Земля у Пушкина также представлена метафорически – «подлунным миром», а живущий в степи народ – «другом степей». Опять же, к памятнику, автор применяет олицетворение «вознесся выше он главою непокорной», благодаря которому он принимает черты одушевленного персонажа.
Автор использует большое количество эпитетов: «непокорная глава», «заветная лира», «великая Русь», «жестокий век» «воздвиг нерукотворный», «главою непокорной» и другие. Инверсия «восславил я свободу» способствует усилению пафоса произведения.
Проблематика и основная идея произведения
В стихотворении можно выделить несколько тем и связанных с ними проблем. Основной темой можно считать роль поэта и поэзии и осмысление этой роли автором. Второй немаловажной темой является свобода, без которой немыслимо творчество, потому что она – главный вдохновитель поэта.
Творческое бессмертие и народная память – еще одна важная тема, затронутая Пушкиным. Фразой «душа в заветной лире мой прах переживет» поэт выражает уверенность, что его произведения переживут века, и останутся востребованными у будущих поколений. Все темы поэт преподносит, пребывая в торжественном и серьезном настроении.
Так случилось, что «Памятник» стал самым настоящим подведением итогов и поэтическим завещанием. Пушкин, наряду с утверждающей ролью поэзии, предрекает себе, как поэту, вечное бессмертие и благодарную память потомков.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – жанр, тема, идея и образы
Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” примечательно тем, что написано оно всего за несколько месяцев до трагической гибели Пушкина. Его называют духовным завещанием поэта и краткий анализ “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” по плану поможет понять, почему. Его можно использовать на уроках литературы в 8 классе.
История создания
Стихотворение А. С. Пушкина «Памятник» по теме восходит к оде Горация «К Мельпомене», именно из нее взят эпиграф, помещенный поэтом перед текстом. Первый перевод оды Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову, позже свой вариант представил Г. Р. Державин. Каждый поэт не просто переводил древний текст, а пытался выразить, как он понимает и видит роль поэта и значение поэтического дара.
Свой вариант такого осмысления предлагает и Пушкин. Стихотворение «Памятник» он пишет в 1836 году, за несколько месяцев до своей трагической гибели, находясь в тяжелейших условиях: произведения поэта запрещаются и подвергаются жесткой цензуре, публика выражает недовольство его творчеством, недоброжелатели распускают слухи о неверности его молодой жены. Поэт переживает глубокий кризис, появляется необходимость подведения некоторых итогов. Он черпает идеи из текстов своих предшественников, но при этом создает оригинальное произведение, в котором находят выражение его личные поэтические и философские размышления.
Оригинал стихотворения был найден уже после смерти Пушкина, а впервые опубликовано с незначительными правками В. А. Жуковского оно было в 1841 году.
Предмет споров
История создания стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» остаётся тайной до сих пор. Попытки разгадать её породили бесконечные споры, продолжающиеся и поныне. Исследователи выдвигают три основных версии:
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности «Памятник» ближе всего к оде. Торжественный пафос, воодушевление и возвышенная лексика, свойственные данному жанру, создают яркий текст, который позволяет автору выразить свою поэтическую позицию.
Художественное направление «Памятника» больше всего походит на классицизм. В нем мы видим многочисленные отсылки к античной культуре и торжественный настрой.
Как и подобает оде, текст написан ямбом, но можно отметить интересную деталь. В каждой строфе первые три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным, что позволяет сделать на ней смысловой акцент.
Рифмовка в стихотворении перекрестная, при этом мужская и женская рифма чередуются.
Композиция
Стихотворение «Памятник» состоит из 5 строф, каждая из которых последовательно развивает определенную мысль.
Поэтический анализ стихотворения
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является не совсем оригинальным первоисточником. Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов. В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто сравнивают с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.
И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.
Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.
В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу,
Семантический анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Разделы: Литература
Вступление
Считается, что слово находится на границе тонкого мира и материального.
У поэта же абсолютный слух на Слово, он приникает к Слову, прозревает Его. Всеведенье поэта и состоит в том, что он, свободно владея рифмованной или ритмичной речью, затрагивает глубинные слои памяти своего мозга. Более того, поэт способен возродить связь с тонкими энергиями Мира, ему дана возможность воспринимать далёкое прошлое или будущее.
Материалом для пушкинского «памятника нерукотворного» самому себе служили, конечно же, слова. Но какие понятия этим словам соответствовали – вот вопрос! Сначала обратим внимание на полузабытый или вовсе забытый, утраченный нами, сакральный смысл русских слов, который был внятен поэту и его современникам.
Биографический контекст стихотворения
В 1830 году поэт женился, зная при этом, что его жена молода, прекрасна и светская жизнь ей не чужда. Николай I, увлечённый красотой жены Пушкина, дарует поэту звание камер-юнкера, что позволяет семейной паре бывать на светских балах и приёмах. А.С. Пушкин в негодовании – подобное звание даётся юнцам, начинающим свою карьеру. Он догадывается, что причиной внимания со стороны царя является его жена. Начинается самое тяжёлое для Пушкина время. В свете распускаются сплетни о любовном романе жены поэта и царя.
27 января 1837 года возникает долгожданная ссора и назначается дуэль, в её основе созданная самим поэтом интрига. Своей жене он предоставил право единственного выбора из двух возможных: оставаться на балах без мужа, не имея возможности покинуть бал. Его игра или интрига с собственной женой дали нужный результат – государь обратил внимание на «постоянное и прекрасное» одиночество Натальи Николаевны.
О силе гордыни или гордости поэта мы можем судить из его же слов: «Государю неугодно было, что о своём камер-юнкерстве отзывался я не с умилением и благодарностию. Но я могу быть подданным, даже рабом, – но холопом и шутом не буду и у Царя Небесного».
Движение лирического сюжета: явный и тайный сюжет
Анализируем словесный ряд в строке от последнего до первого слова, так как ключевым словом в стихе будет рифмованное слово.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Слово «нерукотворный» вызвало в памяти у читателя образ Христа – праздник третьего Спаса (16 августа). Спас Нерукотворный – это памятный, прижизненный образ, в основе которого особая схема изображения одного лишь лика Христа, смотрящего прямо на зрителя. Лик есть поверхность, по которой что-то разливается (Ли) + концентрация энергии через глаз. А глаз – это лаз в душу.
Голос Бога слышен всюду. Глас и глаз – пара слов, звучащих одинаково, напоминает нам об огромных возможностях человека прозревать в себе и вокруг Божественное начало.
У слова «воздвиг» по В. Далю более узкое значение – «подымать, возносить». Вспомним праздник Воздвижения (14 сентября), посвящённый «обретению царицею Еленою креста Господня, воздвигнутого ею на поклонение».
Слово «памятник» во втором значении по словарю В.Даля означает книгу. На вселенских панихидах – это поминальная книга – помяни меня раба Божьего.
Произнося гордое «Я» («гордый внук славян»), человек должен помнить, что он является носителем коллективного разума людей, живущих на планете Земля («всяк сущий в ней язык»).
Звук [ЙА] зафиксирован буквой Я в современной азбуке. Первая буква в славянской азбуке именовалась «Аз» и означала «личность человека». И человек понимал, что ему предстоит рассмотреть самого себя, своё собственное «Я». Здесь речь идёт о личности предельно обозначившей себя в имени Александр. Скажем иначе – кем им прихожусь Я?
В память Александра I установлена колонна в Петербурге на Дворцовой площади. Другая колонна воздвигнута в египетском городе Александрии на могиле Александра Македонского.
Космическая программа имени такова: новое (А) людскому (Л) экосу (ЕК) слово (С) грациозный огонь (АН) на поде родовой памяти (Д) речёт (Р).
Пушкину был свойствен личный путь и особый удел – предстояние перед Богом в поэтическом служении.
В слове столп выступает образ подвижника Симеона Столпника
(1 сентября), который провёл 80 лет на столпе, чтобы быть ближе к Богу.
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Лира символически изображала Самого Христа и сказанные Им слова.
В слове « заветный» обозначены Заповеди радости или блаженства – ими задан точный критерий самочувствия человека, пожелавшего следовать по этому Пути:
Активное сознание человека, постигшего Истину, пребывает в абсолютной ровности, в абсолютном психическом покое, но в то же время этот человек деятелен, он не покидает мир, а активно в нём действует, ведомый Волей Божию.
«Если вас спрашивают: Каков знак вашего Отца, который в вас? –скажите им: это движение и покой. Пусть тот, кто ищет, не перестаёт искать до тех пор, пока не найдёт» (Евангелие от Фомы).
Пушкин совершил свой духовно-жизненный путь от разочарованного безверия – к вере и молитве.
Муза Поэта послушна велению Божию: начертание буквы И, как направление творческой энергии, которая от подлунного мира в горний мир перемещается. Буква «И» связывает землю с небом – её двойное присутствие обнаружим в слове пиит (сравни Иисус).
Летает Поэт, когда пишет стихи. Летает во сне душа, преодолевая границу между миром видимым и невидимым. Ощущение полёта есть ощущение задуманного Творцом о человеке.
Буквы алфавита – указательные столбы к источнику жизни – свету, солнцу, энергии Земли, надёжные проводники к принципам гармоничной жизни. Таким проводником от земли к небу является наша душа. Вот и поэт взлетел.
«Если вам говорят: Откуда вы произошли? – скажите им: Мы пришли от Света» (Евангелие от Фомы).
Славяне – люди слова. Слово и слава – пара одинаково звучащих слов.
Если Христос был Посланец Неба и был Божиим Словом, то люди славянской (словенской группы) несут в имени своём изначальное христианское предназначенье.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Пушкинская внутренняя рифма тунгус и по Руси объединила все языки или народы, что есть одно и то же. Русь – древнее и краткое название России, и слово это может быть зеркальным отражением слова «сурь», что означает цвет, и он «красный», а внутренний смысл слова таков: «с племенем ура», то есть солнечным племенем.
Русский народ – это все, кто жил, живёт и будет жить в России, для России и в чьём характере заложено неуничтожимое стремление к взаимопомощи, коллективизму, жить по правде, по совести и справедливости.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Восславить Свободу значит восхвалить за возможность совместно разговаривать. Предлагается мирное взаимодействие. Иной смысл приобретает и слово в молитве, или мы неправильно его читаем. Надо бы говорить: человек жив не одним хлебом, а единым.
В идеале это беседующее, звенящее, поющее царство славного Гвидона.
Россия (сияние Ра) – страна солнечных людей. И от этого своего солнечного начала России, и всем вовлечённым в её духовную орбиту народам, никуда не деться.
Образ лирического героя
Иисус предвидит наступление таких дней, когда люди забудут главное, а станут довольствоваться лишь почитанием Его как иконы и упованием на Его милость, но палец о палец не ударят, чтобы искренне следовать заповедям Его и открыть Христа в себе.
«Иисус сказал: Много раз вы желали слышать эти слова, которые Я вам говорю. Наступят дни – вы будете искать Меня, вы не найдёте Меня» (Евангелие от Фомы).
По отзыву Вяземского, Евангелие Пушкин все последние годы читает запоем, заучивает наизусть, как самую свободолюбивую книгу в истории.
Веленью божию, о муза, будь послушна
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Биографический контекст стихотворения
Подлость публики, оклеветанная жена… Сердце Пушкина ещё жгло оскорбление. Но всё было кончено. Потом, уже дома он скажет своему секунданту Данзасу: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю и хочу умереть христианином».
Пушкин погиб, встав на защиту своего очага. Но Господь не попустил ему победить. Железом и пролитием чужой крови зла не истребить. Дуэль сравнивают с самоубийством, забывая про 45 часов, которые были отпущены Пушкину для покаяния. Умирал он в жутких физических муках. Так Господь очищает людей от грехов здесь, в земной жизни. Духовно он всё возвышался. Просили позвать священника. Не какого-то маститого, а «первого, ближайшего». Послали за отцом Петром из Конюшенной церкви. Священник не заставил себя долго ждать. Исповедал, причастил, вышел к друзьям Пушкина, по словам дочери Карамзина княгини Мещерской, потрясённый со словами: «Я стар, мне уже недолго жить, зачем мне обманывать. Вы можете мне не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, какой он имел».
Иногда страдания отступали, он впадал в забытье. За несколько минут до смерти схватил руку врача В.И. Даля: «Ну, подымай же меня, пойдём, да выше, выше ну, пойдём!» Последнего его вздоха Даль не расслышал. Но лицо умершего стало вдруг спокойным, торжественным. Жуковский писал, что это выражение бывало у Пушкина и прежде, но никогда в такой чистоте.
Гоголь, который был в это время за границей, узнав о смерти поэта, произнёс: «Пушкин! Пушкин! Какой прекрасный сон мне приснился в жизни».