Что значит уважать другого беседа
Беседа «Учимся уважать себя и других»
Беседа «Учимся уважать себя и других»
Цель: формирование осознанного представления об уважении и самоуважении.
— раскрыть значение понятий «уважение», «самоуважение», «уважаемый человек»;
-развивать умение видеть положительные качества в себе и других;
-воспитывать уважительное отношение к народным традициям, к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям.
Уважение– указывает человеку, где и когда нужно остановиться, что прилично в данной ситуации, а что непозволительно, с учетом места, времени, возраста, положения человека в обществе.
Предлагаю высказаться всем по- очереди, что в вашем понятии «уважительный человек», начиная со слов «Уважительный человек…» (высказывание учащихся)
-Как еще проявляется уважение?
-За что можно уважать людей?
-Можно ли уважать себя? Почему?
-Кого и что вы уважаете?
Чтение и анализ легенды.
Священный обычай предков
Ничего не смог возразить старцу хан и повернул коня назад.
-Почему хан ничего не смел возразить старцу?
-Можно ли сказать, что хан уважал обычаи предков? Почему?
-Как каждый народ относится к обычаям и традициям своих предков?
Игра «Правила уважения»
-Ребята, предлагаю поиграть в игру: сейчас я буду говорить предложения. Если выполнение того, что в них говорится, характеризует человека как уважительного, то надо вытягивать руки с поднятыми вверх большими пальцами перед собой и говорить «Да!», если нет — то взмах руками перед собой (запрещающий жест) и говорить «Нет!»
-Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
-Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.
-Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых или сверстников.
-Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.
-В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не надо.
-В библиотеке громко разговаривать.
-Необязательно одеваться аккуратно.
-Никуда и никогда нельзя опаздывать.
Помните! Предъявляя к друзьям или окружающим тебе людям какие-то требования, предъявляй их прежде всего к самому себе!
Итог беседы: Очень надеюсь, что всё, что вы узнали, пригодится вам в жизни, и вы станете по-настоящему вежливыми и культурными людьми. Стремясь понравиться окружающим, вы не должны забывать о своей индивидуальности. Уважение не отменяет принципиальности, прямоты, честности. Но очень часто именно отсутствие тактичности и уважения ранит близких нам людей.
Классный час на тему «Умей уважать других»
Классный час на тему:
« Умей уважать других »
Учитель Е.О. Туманова г. Таганрог
Цель: раскрыть важнейшее нравственное понятие «уважение» и на конкретных примерах показать, что значит уважительно относиться к другим людям.
-Вступление. Анализ понятия «Уважение».
-Просмотр видео урока «Учимся вежливости»
-Основная часть. Анализ ситуаций. Дискуссия. Игра «Что угодно для души?». Выбор изречений, суждения о них.
-Подведение итогов. Заключительное слово учителя.
Педагог. Ребята, посмотрите на доску. На ней написаны две трактовки понятия уважение (читает).
«Уважение— почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств ».
«Уважение— форма общения и мотивированное чувство. ».
А теперь, оперируя этим понятием, попробуйте определить, что означает словосочетание чувство собственного достоинства. Вы, наверное, слышали, как о человеке говорят: «У него есть чувство собственного достоинства». Что это такое? Верно, это чувство себя, своего «Я»».
А что главное в этом чувстве? Какова его основа? Правильно, самоуважение. Но оно не должно быть преувеличено, не должно доминировать над нравственностью, над моральными принципами.
А на чем же должно быть основано самоуважение? Только ли на отношении к себе или. Да, на уважении к другому. Только уважая другого, можно требовать уважения к себе.
Уважение, как форма общения — этика, достойное внешнее поведение по отношению ко всем людям, реализуется через безупречность — «Ни словом, ни взглядом, ни жестом, не задевать честь и достоинство других».
Уважение, как мотивированное чувство — это признание достоинств и заслуг других людей (уметь ценить лучшее в людях, их достоинства, изучать их, углублять отношение).
Педагог. А теперь давайте проанализируем две ситуации.
Ситуации пренебрежения и неуважения других
Саша пришел в новую школу в 8-й класс. Скоро стало ясно: ровный характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.
Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обращали внимания. Но вот однажды на уроке физики, после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности, педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя. Возможно, ее предложение нарушило Сашины планы. Но, желая смягчить отказ, он сказал:
Я не понимаю, какой смысл в таком докладе? Именно Вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул в сторону класса,— это ни к чему. Каждый может и должен искать сам.
В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:
Встретил знакомого (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.
Потом он обошел стол, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, каждому сидящему фамильярно протягивая руку. За столом юноша был говорлив, вел себя оживленно, на весь вечер завладев застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть: говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.
Похожи ли эти ситуации? Чем? (Ответы учащихся.) Да, верно, герои очень ценят себя, уважают себя как личность, но пренебрежительно относятся к тем, кто их окружает. Что вы посоветуете героям?
Кто решает, как определить, что достойно, а что нет? Почему мы с вами пришли к выводу, что оба юноши в описанных ситуациях вели себя недостойно? Да, ценность деяний человека определяют опыт предыдущих поколений, многовековая культура. Так возникла и этическая культуpa как образ жизни, достойный или недостойный наивысших ценностей бытия. Поэтому не случайно существует выражение «общечеловеческие ценности». Мы говорим: «он вышел из этой ситуации достойно», «он не достоин этого звания» или «он достоин большего». Жизнь каждой отдельной личности должна быть достойна нравственных ценностей.
А как вы понимаете, что значит уважать других? Это значит жить согласно общечеловеческим нравственным ценностям или, как говорил известный философ И. Кант, «с нравственным законом в душе».
Проводится игра «Что угодно для души?». Игре предшествуют слова:
В этой маленькой корзинке
Много качеств разных есть,
Всех их нам не перечесть.
Бери, что важно для души.
Ребятам учитель предлагает импровизированную корзинку. Каждый ученик вынимает листок в виде ромашки и заполняет его, вписывая то или иное нравственное качество.
Педагог. Видите, все названные вами качества являются нравственными ценностями человека. Жить, ориентируясь на эти ценности,— это и значит уважать других. Обратимся еще к одной ситуации.
Рассмотрим еще одну жизненную ситуацию.
Игорь решил провести отпуск со своими друзьями у моря. В один из погожих дней компания вышла на маленьком рыболовном суденышке в море. В трех милях от берега неожиданно отказал мотор, а затем баркас начал тонуть. Не успев понять, что происходит, Игорь, три его друга и хозяин судна оказались в воде. Рядом плавали обломки мачты и несколько деревянных палубных решеток. Один из друзей признался, что не умеет плавать.
Командование на себя взял Игорь:
Приказ № 1: каждому, держась за обломок мачты или деревянную решетку, медленно плыть к берегу, работая только ногами. Приказ № 2: Виктору (не умеющему плавать) просто держаться за мою доску, но не мешать мне плыть.
Как повел себя Игорь в сложившейся ситуации? Достойно ли его поведение уважения? Почему? Какие нравственные черты характера проявились в его поступке?
Ребята! Достоинство, самоуважение, умение человека правильно их проявлять очень важны в жизни. Не случайно напутствия нам всем давали очень влиятельные люди: философы, писатели, критики.
Выберите в качестве напутствия для себя одно из изречений, объясните свой выбор.
Изречения набраны на компьютере и разложены на партах.
«Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в религиозном уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он — человек, и потом уже за его личные достоинства. ».В. Г. Белинский
«Наиболее полно и концентрированно выражается воспитанность и нравственная культура в том, чтобы мерить одинаковой мерой и равно ценить как собственное, так и чужое достоинство».Ф. Бэкон
«Тот, кто не понимает своего назначения, всего чаще лишен чувства собственного достоинства».Ф. М. Достоевский
«Большая ошибка — мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь».И. Гете
«От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения».М. Монтень
«Сомнение в своем достоинстве — малодушное самоуважение».В. Шекспир
3. Подведение итогов
Педагог. Наш разговор подошел к концу. Какой вывод вы сделали для себя? (Ответы учащихся.)
Ребята, в романе Ч. Айтматова «Плаха» есть очень хорошие слова: «Человек — сам судья и сам творец каждого дня нашего». Вот и мы с вами должны анализировать прожитый день: что сделано не так, что мы осудим в себе, что одобрим. Анализируя, мы должны помнить: то, что направлено на благо других, достойно одобрения. И очень хотелось бы, чтобы вы каждый свой поступок оценивали с позиции самоуважения и уважения к людям. Пусть о каждом из вас скажут: «Он, она — достойны уважения!» Спасибо за откровенный разговор.
Классный час «Учимся понимать и уважать друг друга»
Беседа «Учимся уважать себя и других»
Цель: формирование осознанного представления об уважении и самоуважении.
— раскрыть значение понятий «уважение», «самоуважение», «уважаемый человек»;
-развивать умение видеть положительные качества в себе и других;
-воспитывать уважительное отношение к народным традициям, к людям старшего поколения, родным, близким, друзьям.
Уважение– указывает человеку, где и когда нужно остановиться, что прилично в данной ситуации, а что непозволительно, с учетом места, времени, возраста, положения человека в обществе.
Предлагаю высказаться всем по- очереди, что в вашем понятии «уважительный человек», начиная со слов «Уважительный человек…» (высказывание учащихся)
-Как еще проявляется уважение?
-За что можно уважать людей?
-Можно ли уважать себя? Почему?
-Кого и что вы уважаете?
Чтение и анализ легенды.
Священный обычай предков
Ничего не смог возразить старцу хан и повернул коня назад.
-Почему хан ничего не смел возразить старцу?
-Можно ли сказать, что хан уважал обычаи предков? Почему?
-Как каждый народ относится к обычаям и традициям своих предков?
Игра «Правила уважения»
-Ребята, предлагаю поиграть в игру: сейчас я буду говорить предложения. Если выполнение того, что в них говорится, характеризует человека как уважительного, то надо вытягивать руки с поднятыми вверх большими пальцами перед собой и говорить «Да!», если нет — то взмах руками перед собой (запрещающий жест) и говорить «Нет!»
-Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
-Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.
-Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых или сверстников.
-Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.
-В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не надо.
-В библиотеке громко разговаривать.
-Необязательно одеваться аккуратно.
-Никуда и никогда нельзя опаздывать.
Помните! Предъявляя к друзьям или окружающим тебе людям какие-то требования, предъявляй их прежде всего к самому себе!
Итог беседы: Очень надеюсь, что всё, что вы узнали, пригодится вам в жизни, и вы станете по-настоящему вежливыми и культурными людьми. Стремясь понравиться окружающим, вы не должны забывать о своей индивидуальности. Уважение не отменяет принципиальности, прямоты, честности. Но очень часто именно отсутствие тактичности и уважения ранит близких нам людей.
Памятка для детей «Секреты уважительного и тактичного человека»
Ты – уважительный и тактичный человек, если:
1. Уважаешь мнение других и думаешь о других. Ты не лучше всех. Уважаешь других – уважают и тебя. Умный уважает всех, глупый – только себя.
3. Не делаешь бесконечных замечаний по пустячным поводам, умеешь не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника. Ворчанием наскучишь, примером научишь.
4. Умеешь принять помощь, совет и замечание другого человека. Кто не слушает советов, тому нечем помочь. И мудрому человеку совет требуется.
5. Способна прийти к людям на помощь, если тебе это не составляет труда или тебе это сделать просто приятно.
6. Внимательна к людям, умеешь посочувствовать, утешить словом. Плохо жить без работы да заботы.
7. Самокритична и способна вовремя извиниться за допущенную оплошность. Ошибся — что ушибся: вперёд наука. На ошибках учатся.
9. Не поставишь в неловкое положение другого человека, сделаешь вид, что не заметил оплошности.
10. Не будешь выяснять отношения в присутствии окружающих людей.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Уважая себя – уважай других»
Учитель начальных классов Поняткова Людмила Николаевна
Цель : расшир ять знани я детей о понятии «уважение».
1.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Развивать речевые умения.
2.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу.
3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение уважать других, общаться в коллективе.
— личностные : развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
— метапредметные : воспринимать задание на слух, рассуждение, умение высказывать свою точку зрения и доказывать ее, умение планировать последовательность учебных действий в соответствии
с поставленной задачей, умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности, умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации.
Оборудование: раздаточный материал, иллюстрация.
Ход классного часа:
Прозвенел звонок весёлый.
Классный час начать готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
II. Сообщение темы и цели.
— И люди относятся друг к другу по – разному.
— Да, наше отношение к другим людям зависит от качеств, которыми обладает человек, которые он воспитал или ещё воспитывает в себе.
III. Работа по теме занятия.
— Значение непонятных слов для нас, мы находим в толковом словарике.
— В толковом словаре Ожегова дается такое определение :
« Уважение- это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств ».
— Давайте подберём синонимы к слову уважение. А синонимы – это…
(Признание, взаимоуважение, почитание)
— Проявление уважения и доброго отношения к окружающим — признак воспитанности, культуры человека.
Как вы думаете, нужно стремиться к тому, чтобы тебя уважали?
— За что можно уважать людей?
— Можно ли уважать себя? Почему?
— Кого и что вы уважаете?
Вывод: проявление уважения и доброго отношения к себе и окружающим — признак воспитанности, культуры человека.
2.Рассказ М.Пляцковского «Как Ослик учился уважать старших»
Шёл по дороге ослик Алфавит. Шёл и плакал. Встретил его козлёнок Мармеладик и спрашивает:
— Ты почему плачешь? Может, тебя обидели?
— Нет. Никто меня не обижал.
— Бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался до тех пор, пока не научусь… уважать… старших… А как я могу научиться, если нигде нет такой школы?
— Вытри слёзы, ослик. Я помогу тебе.
— Правда, помогу. Ты должен запомнить несколько правил. У тебя хорошая память?
— Вот и чудесно! Значит, запоминай: старшим надо уступать дорогу, пропускать их вперёд, вежливо разговаривать с ними, не дерзить, не пререкаться, не похлопывать по спине, как равных, а самое главное — не забывай прислушиваться к их советам…
— Ой, сколько правил! И как ты смог их все запомнить?
— Я воспитанный козлёнок, вот и всё.
— А я, по-твоему, невоспитанный ослик, да?
— Ничего такого я, кажется, не говорил, — смутился Мармеладик. — Однако мне пора.
И он быстро распрощался с осликом, чтобы не поссориться. Догнал ослик Алфавит по дороге старенькую лошадь Тпру, нагружённую разными покупками, и думает: «Сейчас проверю, научил ли меня козлёнок старших уважать…»
Поравнялся ослик с лошадью и говорит:
— Здравствуйте, лошадь Тпру! Не бойтесь, я вам дерзить не буду. И похлопывать по спине, как равную, тоже не буду.
— А ещё что? — улыбнулась старая Тпру.
— А ещё я вас вперёд пропускать постараюсь. А ещё если вы вдруг мне что-нибудь посоветуете, то я прислушаюсь.
— Прекрасно! — похвалила Тпру. — Но для чего ты мне об этом говоришь?
— Видите ли, бабушка прогнала меня из дому и сказала, чтобы я не возвращался, пока не научусь уважать старших. Как вы думаете, я уже научился?
— Почти научился. И я сама скажу об этом твоей бабушке. Но хочешь, я дам тебе всё же один совет?
— Конечно, хочу! — В следующий раз, когда встретишь пожилую лошадь, нагружённую разными покупками, ты помоги ей их нести. Ладно?
— Обязательно! — пообещал ослик. А потом подумал немного и добавил: — А можно, я сейчас вам помогу?
— Почему Ослик в конце сказки всё-таки решил помочь Лошади?
— Как бы вы поступили?
— Что значит по вашему мнению «уважать себя»?
4. Физкультминутка. «Правила уважения»
— Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
— Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.
— Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых или сверстников.
— Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.
— В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не надо.
— В библиотеке громко разговаривать.
— Необязательно одеваться аккуратно.
— Никуда и никогда нельзя опаздывать.
Человек уважает родителей, старших, братьев и сестер, друзей, природу и самого себя, а также законы и традиции своей страны.
5. Игра «Человек с планеты Земля».
замечать достоинства других
замечать недостатки других
не осуждать чужое мнение
уважать чужое дело
не причинять вред окружающим
говорить вежливые слова
— Приятно ли себя уважать?
-А будут ли вас уважать окружающие, если вы не будете относиться к ним уважительно?
— Вы рассказывали об уважении к себе, т.е. о самоуважении, а теперь расскажите о своём однокласснике, за что вы его уважаете.
— Приятно ли было вам говорить хорошее о своих товарищах?
— Приятно ли было вам слушать приятное о себе?
-А приятно ли вам общаться с человеком, который считает себя лучше других?
— Как называют такого человека? (Зазнайка). Да, человека, который о себе слишком высокого мнения, называют высокомерным. С ним трудно общаться, так как он любит и уважает только себя, только своё мнение обо всём и всех. У него не остаётся друзей, так как дружба строится на взаимоуважении.
— Поэтому запомни м и дружно произнесём эти строчки:
Помогая другим – ты себе помогаешь,
Защищая других – ты себя защищаешь!
Унижая других – ты себя унижаешь,
Уважая других – ты себя уважаешь!
«Относись к другому так, как ты хотел бы,
чтобы они относились к тебе».
Если люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.
Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймёшь её тайны и поймёшь самого себя.
— Сегодня каждый из нас узнал о себе что-то хорошее. Мы поняли: если любить и уважать себя, тогда и другие будут относиться к тебе с любовью и уважением. Когда человек себя любит и уважает, ему хочется стать еще лучше и добрее.
А еще мы узнали, что каждый из нас — единственный и неповторимый.
VII . Песня «Я такая, какая я есть ».
Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.
Я могу быть маленькой,
Могу быть большой,
Могу быть веселой и грустной.
Но все это неважно.
Я такая, какая я есть.
И я очень счастлива здесь.
Научимся уважать других
Классный час на тему «Научимся уважать других» для 1 класса
Содержимое разработки
Тема: «Научимся уважать других».
Цели: Привлечь внимание детей к проблеме уважения друг другом, причинам уважения или отсутствия его; развивать умение чувствовать меру воспитанности собеседника, его отношение к другим людям и, как следствие, способность его или неспособность завоевать уважение окружающих.
^ Учебные материалы: проектор, видео-нарезки «Неуловимый Фунтик», «Трое из Простоквашино», «По следам Бременских музыкантов», «Карлсон вернулся»); цветные карандаши и альбомные листы.
^ Задание детям. В классе столы расставлены кругом, чтобы все участники видели друг друга. Учитель сидит среди детей. Сесть дети могут по личным предпочтениям (кто с кем дружит).
На доске написана тема классного часа.
На парте учителя –цветные карандаши, бумага.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
— Доброе утро, ребята!
— Доброе утро, учитель!
— Қаирлы таң, балалар!
— Қаирлы таң, мұғалім!
— Good morning, сhildrens!
— Good morning, teacher!
— Посмотрите друг на друга – улыбнитесь друг другу!
Посмотрите на наших гостей – улыбнитесь нашим гостям!
Посмотрите на меня – улыбнитесь мне!
Тема нашего классного часа «Научимся уважать других». Вы можете высказывать своё мнение, задавать вопросы, предполагать, советоваться, принимать решения.
— Как вы считаете, что такое уважение?
— Кого из окружающих людей вы уважаете?
— Вы хотите, чтобы вас уважали?
Конечно же, это замечательно, когда нас уважают.
Предположите: Каждый ли человек достоин уважения?
–Хорошо. Давайте обратим внимание на экран. Я покажу вам известные эпизоды из мультфильмов и подскажу, на какие вопросы об этих известных героях вам придется сейчас ответить.
^ Демонстрируется эпизод из мультфильма «Неуловимый Фунтик», где госпожа Белладонна грубит сыщикам, не сумевшим выполнить ее очередное поручение поймать поросенка.
–Скажите, вы уважаете эту героиню?
Д.Она злая! Она хочет поймать поросенка!
Д.Чтобы на нем заработать!
Белладонна считает себя способнее их, лучше всех, умнее всех, и потому она нам не нравится.
У.Хорошо! Следующий эпизод.
Демонстрируется эпизод из мультфильма «Трое из Простоквашино», где кот Матроскин предлагает продать Шарика за ненадобностью, явно считая себя необходимым членом семьи, а Шарика – обузой, хотя Дядя Федор, например, и зритель вместе с ним считают Матроскина и Шарика совершенно равными. Матроскин вообще образ неоднозначный: в нем есть и положительные, и отрицательные черты. Данный эпизод сложнее, потому что по ходу сюжета наше отношение к коту много раз меняется в зависимости от того, как он относится к другим героям произведения. Дети помнят об этом и могут говорить на эту тему, что, естественно, поощряется. Учитель подводит детей к мысли, что Матроскин симпатичен нам, когда он сам считает себя равным другим героям.
–Теперь давайте вы уже сами проанализируете наше желание уважать или не уважать следующего героя. Внимательно послушайте, о чем он поет.
^ Дети слушают песню Гениального Сыщика из мультфильма «По следам Бременских музыкантов».
Д. Он говорит, что он гений, все его боятся. –Я его не уважаю.
–Он считает себя лучше всех.
У.Вы просто молодцы! Вы нашли в известных эпизодах то, о чем я даже не подозревала. Давайте посмотрим еще один эпизод.
Демонстрируется эпизод из мультфильма «Карлсон вернулся», где Фрекен Бок впервые появляется в доме Малыша. Она бесцеремонно ведет себя по отношению к Малышу и его родителям, не скрывая, что считает себя лучшим воспитателем, и полагая, что имеет право воспитывать даже взрослых людей и воздействовать на их сложившиеся привычки.
^ Д.Ее не нужно уважать, так как она считает себя лучше всех.
–Ее не хочется уважать.
У.Ребята! На доске записана фраза великого писателя Джека Лондона. Давайте ее прочитаем.
Каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других. (Дж. Лондон)
–Как вы ее понимаете?
Дети ищут слова объяснения.
–Кого бы вы назвали человеком, которого можно уважать?
Д.Который не хвастается, не зазнается.
^ Возможны примеры реальных людей из окружения детей, это приветствуется.
У.Кто не достоин уважения?
Д.Тот кто считает, что он лучше других.
У.А как вы чувствуете себя, когда вас уважают?
–Уверенно чувствую себя.
— Выберите пять наиболее важных качеств и запишите их на лепестках ромашки.
— Какие общие качества вы выбрали?
Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.
— Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов.
Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
-Какой бы конец сказки вы предложили?
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
— А теперь вам нужно составить из «рассыпанных» слов мудрые изречения.
Доброе слово лечит – злое калечит.
Умение вести себя украшает и ничего не стоит.
Делать людям хорошее – хорошеть самому.
— Подходят ли эти мудрые изречения к нашему разговору.
Ребята, возьмите чистый лист бумаги и обведите свою ладошку цветными карандашами. Пусть ваши ладошки станут символом уважения к окружающим людям.
— Возьмите свой рисунок. Давайте встанем в круг, повернёмся и вытянем руку с нарисованной ладошкой. Подарим свою доброту и радость другим людям.
— Благодарю вас за интересную беседу.