Что значит устойчивость общества
Социальная стабильность общества как фактор национальной и глобальной безопасности
16 ноября, 2018
Социальная стабильность общества как фактор национальной и глобальной безопасности [1]
Актуальность проблемы
Проведенные в последние годы исследования проблем развития общества в XXI веке [2] показали, что одной из наиболее важных является проблема обеспечения социальной стабильности общества [3]. Значимость этой проблемы ранее явно недооценивалась. Ведь именно социальная нестабильность стала причиной целой серии социальных кризисов на Ближнем Востоке и в других странах, которые получили название «цветных революций» [4].
В настоящее время этот процесс продолжается, и свидетельством этого являются события на Украине, в странах Балтики, в Грузии и Армении, а также во Франции и США.
Поэтому уровень социальной стабильности общества – это тот важнейший индикатор социального благополучия, который сегодня должен быть в центре внимания политических и общественных сил страны для того, чтобы можно было предупредить назревающие в ней социальные потрясения.
Ниже приведены некоторые результаты анализа современного содержания и структуры проблемы социальной стабильности, а также ее роли в решении проблем обеспечения национальной и глобальной безопасности.
Содержание проблемы: кибернетический ракурс
Термином «стабильность» в русском языке принято обозначать способность некоторой системы функционировать, не изменяя своей структуры. Поэтому под социальной стабильностью общества следует понимать такое совокупное свойство процессов его жизнедеятельности, при котором сохраняется целостность базовых социальных структур, процессов и отношений в этом обществе.
Заметим, что близким по содержанию аналогом термина «стабильность» в русском языке является термин «устойчивость», значение которого хорошо известно специалистам в области кибернетики – науки о процессах управления в природе и обществе. Эта аналогия представляется нам очень важной, так как она позволяет, опираясь на достижения в области кибернетики, выявлять и анализировать процессы, факторы, условия и закономерности, связанные с изучением проблемы социальной стабильности.
При изучении этой проблемы необходимо помнить, что термин «социальная стабильность» обозначает не статическое, а динамическое свойство процессов жизнедеятельности общества. Образно выражаясь, социальная стабильность общества – это не аналог постоянства структуры египетских пирамид, облик которых остается практически неизменным в течение многих тысячелетий. Нет, здесь в качестве метафоры гораздо больше подходит пример движения велосипеда, устойчивость которого достигается именно благодаря его движению вперед.
Таким образом, социальная стабильность общества должна достигаться не за счет неизменности базовых социальных структур, процессов и отношений в этом обществе, что означало бы застой в их развитии, а путем таких социальных изменений, которые, сохраняя целостность базовых социальных структур, являются необходимыми в данных условиях и отвечают ожиданиям большинства населения страны или же ее отдельных регионов.
Следовательно, социально стабильным может считаться только такое общество, которое активно развивается, но при этом сохраняет свою устойчивость как целостной структуры. При этом противоборство политических сил в таком обществе не должно приводить к расшатыванию его фундаментальных основ.
Структура проблемы социальной стабильности общества
Проблема социальной стабильности общества является комплексной и включает в себя целый ряд компонентов. Наиболее важные из них в порядке приоритетности представлены в табл. 1, в которой для каждого компонента проблемы указаны также и наиболее существенные факторы.
Таблица 1. Структура проблемы социальной стабильности общества
Основные компоненты
Наиболее существенные факторы
стабильность
Устойчивость органов власти, их легитимность.
Адекватность государственной политики ожиданиям народа.
стабильность
Социальная ориентация экономики. Низкий уровень
безработицы и инфляции. Приемлемый уровень и качество жизни.
Устойчивость экономики, ее адекватность новым условиям.
стабильность
данной культуры. Уважение к традициям. Социальная
справедливость.
стабильность
Понятная обществу и приемлемая для него стратегия развития
Геополитические и социологические исследования показывают, что в XXI веке все большую значимость приобретает политическая стабильность общества. При этом наиболее важными факторами являются доверие населения к органам государственной власти, а также их легитимность и устойчивость. Череда правительственных кризисов в странах Запада и Латинской Америки, а также государственные перевороты в странах Ближнего Востока, являются здесь наглядными примерами. Именно поэтому проблема обеспечения демократизации выборов государственных и региональных лидеров, а также прозрачности их избирательных компаний служит постоянной темой обсуждения в средствах массовой информации многих стран современного мира.
Что же касается адекватности государственной политики ожиданиям населения страны, то на примерах целого ряда политических революций в различных странах мира мы видим, что именно этот фактор и послужил их главной причиной.
Второе место по значимости в проблеме социальной стабильности общества сегодня занимает его экономическая стабильность. Ключевыми факторами здесь являются социальное неравенство и бедность населения. Исследования показывают, что эти факторы определяют уровень социальной напряженности в данной стране или же в отдельных ее регионах и поэтому должны постоянно находиться в поле зрения государственных и общественных структур.
Отметим также, что ликвидация бедности определена в качестве одной из 17 глобальных целей в новой Стратегии ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года [5]. Очень актуальна эта проблема и для современной России.
Следующим по значимости компонентом проблемы социальной стабильности общества является его культурная стабильность. Она определяется, главным образом, адекватностью происходящих в данном обществе социальных перемен его традиционным культурным нормам и ценностям, а также таким плохо формализуемым понятием как «социальная справедливость», о котором в каждой культуре имеются свои специфические представления [6].
Актуальность проблемы культурной стабильности общества в последние годы существенным образом возрастает, что наглядно подтверждается теми демографическими процессами, которые происходят в странах Западной Европы под наплывом потоков беженцев из стран Ближнего Востока. Эта проблема является настолько серьезной, что от ее решения зависит сохранение национальной идентичности таких стран, как Германия, Франция, Дания, Италия и Великобритания. Ведь уже сегодня этнические британцы являются меньшинством в столице своей страны – Лондоне. И это происходит, несмотря на то энергичное противодействие, которое правительство Великобритании оказывает процессу миграции в эту страну представителей других этносов и культур.
Весьма характерной является структура новых мигрантов. Большинство из них – это не женщины и дети, не изможденные старики, а вполне работоспособные молодые люди, которые, тем не менее, трудиться на новом месте своего жительства не хотят, а предпочитают жить на пособие по безработице.
Так что основные этнические и социально-экономические проблемы у Европы еще впереди.
Идеологическая стабильность общества определяется уровнем согласия его членов в отношении тех базовых ценностей, которые и определяют вектор развития этого общества, т.е. его «образ будущего». Следует ожидать, что значимость этого компонента социальной стабильности в дальнейшем будет возрастать, что обусловлено процессами глобализации общества, а также агрессивной геополитикой США, которые навязывают всему остальному миру свои представления о целях и образе жизни [7].
В современных условиях становления глобального информационного общества люди быстро узнают о тех экономических и социальных переменах, которые происходят в других странах, и начинают требовать аналогичных перемен в своей стране. Вспомним лозунг: «Украина – це Европа!», который скандировала толпа на площадях Киева во время государственного переворота на Украине. Что за этим последовало, хорошо известно.
Поэтому для того, чтобы не допустить такого рода социальных катаклизмов, каждой стране нужна достаточно ясная стратегическая цель своего развития и ее понимание большинством населения страны. Необходим «образ будущего», который должен быть адекватным ожиданиям людей и поэтому мог бы стать основой для их идеологической консолидации [8].
Важность этой проблемы для современной России трудно переоценить. Поэтому на страницах нашего журнала мы будем постоянно возвращаться к обсуждению этой проблемы, а в настоящем номере ей посвящена статья член-корреспондента РАН В.В. Иванова и профессора Г.Г. Малинецкого, подготовленная по просьбе редколлегии.
Социальное расслоение и бедность – главные причины социальных революций
Исследования показывают, что в XXI веке наиболее актуальными для предотвращения социальных катаклизмов являются две проблемы:
– сокращение уровня социального расслоения общества, которое быстро нарастает, несмотря на впечатляющие успехи научно-технологического прогресса;
– сокращение бедности, т.е. количества людей, не имеющих самых необходимых средств для своего существования и поэтому находящихся в тяжелом физическом и психологическом состоянии. Количество таких людей также быстро увеличивается.
По социологическим прогнозам, обе эти глобальные проблемы современности в ближайшие десятилетия будут нарастать, что обусловлено следующими основными причинами:
Как будет реагировать общество на такие глобальные перемены? Следует ожидать существенного повышения уровня социальной напряженности в развитых странах, а также повышения социального спроса на переподготовку кадров для обучения новым профессиям и компетенциям [11]. Сегодня – это один из тех новых глобальных вызовов, к которому общество совершенно не подготовлено, так как начинать нужно с переподготовки самих преподавателей [12], чего пока не наблюдается. Этого нет ни в международных, ни в национальных программах социально-экономического развития.
Этот вывод в полной мере относится и к России, хотя в новой Стратегии научно-технологического развития РФ [13] эта проблема в достаточно общем виде уже обозначена.
Критические значения уровня социальной стабильности общества
Международный опыт социальных исследований позволил установить критические значения показателей, характеризующих экономическое расслоение общества по уровню доходов на душу населения. Для таких оценок чаще всего используется децильный коэффициент или же Индекс Джини, характеризующий долю национального богатства, сосредоточенную у 10% наиболее обеспеченного населения.
Используя эти показатели, а также Индекс человеческого развития, который позволяет в первом приближении учесть уровень бедности населения, который существенно влияет на психологическую ситуацию в обществе, можно получить критические значения уровня социальной стабильности данного общества.
Результаты расчетов для современной ситуации в России, имеющей в 2017 г. значения децильного коэффициента 15,6 и Индекса человеческого развития 0,804, представлены в табл. 2.
Таблица 2. Критические значения Индекса социальной стабильности для России
Социальная стабильность.
Стабилизация экономической, политической и социальной жизни современного российского общества – это то, чего ждут и на что надеются россияне. Под стабильностьюпонимается способность системы функционировать, сохраняя неизменной свою структуру и поддерживая равновесие. Социальная стабильность есть важнейшее условие нормального существования любого общества.
В современной ситуации зачастую возникают представления о том, что всякие изменения ведут только к ухудшению материального положения людей, их благосостояния и тем самым подрывают основу стабильности всего общества. В действительности социальная стабильность не является синонимом неизменности социальных систем и отношений. Такая неподвижность в обществе есть признак не стабильности, а застоя.
В социологическом смысле социальная стабильность– это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а включает в себя многообразные элементы изменчивости.
Стабильное общество – общество развивающееся и в то же время сохраняющее свою устойчивость. Это общество с отлаженным процессом и механизмом социальных изменений, сохраняющими его стабильность и исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию его устоев. Вместе с тем стабильными могут быть и авторитарные, и тоталитарные общественные системы. Однако в конце концов такие системы “взрываются”, становятся средоточием социальных раздоров, конфликтов и общей нестабильности.
Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте. Социальные изменения являются необходимым условием и элементом социальной стабильности.
Социальные изменения — представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем.
В соответствии со строением и главной характеристикой любой системы можно выделить следующие виды изменений вообще и социальных изменений в частности:
Содержательные изменения
Под содержанием в науке понимают совокупность элементов системы, поэтому здесь речь идет об изменении элементов системы, их возникновении, исчезновении или изменении ими своих свойств. Поскольку элементами социальной системы выступают социальные субъекты, то это могут быть, например, изменение кадрового состава организации, т. е. введение или упразднение каких-то должностей, изменение квалификации должностных лиц или изменение мотивов их активности, что отражается в повышении или понижении производительности труда.
Структурные изменения
Это изменения совокупности связей элементов или строения данных связей. В социальной системе это может выглядеть, например, как перемещение человека в должностной иерархии. При этом не все люди понимают, что произошли структурные изменения в коллективе, и могут быть не способны адекватно реагировать на них, болезненно воспринимать указания начальника, который еще вчера был рядовым сотрудником.
Функциональные изменения
Это изменения в выполняемых системой действиях. Изменения функций системы могут быть вызваны изменением как ее содержания или структуры, так и окружающей социальной среды, т. е. внешних связей дайной системы. Например, изменения функций государственных органов могут быть вызваны и демографическими изменениями внутри страны, и внешними воздействиями, в том числе военными, со стороны других стран.
Развитие
Изменения и развитие являются одним из основных аспектов рассмотрения всех наук.
Обучающая Миссия в России
Духовное обучение из космоса
2. Понимание Социальной Устойчивости
Основы Устойчивости
Устойчивость
Материальная Устойчивость
Социальная Устойчивость
2. Длительность существования
Выживание даёт нам немедленную оценку жизни сейчас и об угрозе смерти в этот день или в следующий.
Обеспечение свидетельствует о необходимости гарантировать, что наше существование поддерживается в неопределенное будущее.. И это место, где большинство людей, их сообщества и общества существуют — в неопределенном будущем.
Стабильность. По мере того как общество движется к социальной устойчивости, оно начает процесс обеспечения того, что оно имеет определённое, мирное и стабильное будущее.
3. Продолжительность «поддержания» по сравнению с выживанием, существованием и поддержанием общества:
Поддерживать: Чтобы удлинять или продлевать продолжительность. Это также подразумевает продолжение того, что уже существует, что может быть неустойчивым.
Устойчивое: Способно быть устойчивым в долгосрочной перспективе.
Устойчивость: Способность поддерживать.
Социальная устойчивость: Способность общества быть самим собой — поддерживать себя бесконечно. в течение 5 лет, 50 лет, 250 лет, 500 лет и более из-за намерения для своего существования и разработки своих функций.
После открытия устойчивых ценностей вида Гомо Сапиенс наступил момент озарения, когда я понял, что мне нужно потратить некоторое время на размышления, думая о них более подробно. За месяцы стали появляться многочисленные простые детали.
Социальная устойчивость, второй аспект устойчивости, основывается на качестве. Поскольку принятие решений всегда основано на ценностях, прогрессивная повестка дня социальной, политической и экономической политики должна основываться на тех устойчивых ценностях, которые сохранили вид Homo sapiens в течение примерно четверти миллионов лет. Эти ценности не только поддерживали наше выживание, но и побудили нас процветать и доминировать на планете. Это является основой для построения социально устойчивой государственной, корпоративной и частной политики.
4. Ценности социальной устойчивости:
Качество Жизни —Хотя жизнь имеет основополагающее значение для выживания и дальнейшего существования, именно качество жизни делает жизнь более интересной и придаёт жизни смысл.
Рост — Наше стремление улучшить качество нашей жизни обеспечивает мотивацию к изучению и развитию нашего врожденного потенциала. Наше стремление к росту гарантирует, что наш врожденный потенциал будет выражен и реализован, и коллективно он поощряется для улучшения качества жизни для всех – социального и культурного прогресса.
Равенство — Мотивация для улучшения качества жизни также возникает, когда мы сравниваем наше качество жизни с другими, и стремимся уравновесить ситуацию нашей жизни.
Равенство присуще ценности жизни. Мы даем равную ценность каждому индивидууму, и мы стремимся предоставить более справедливую возможностьдля каждого человека, чтобы развивать свой врождённый потенциал, так же, как и мы сами делали бы это. Симбиотически каждый человек рассматривается как ”социальный актив » (см. табл. выше: Устойчивость > Социальная Устойчивость), вклад которого в развитие общества обеспечивает социальную устойчивость общества, а вклад общества в развитие личности способствует его росту, чтобы этот вклад совершался.
5. Семь ценностей, которые поддерживают семьи, общества и цивилизации
6. Характеристики этих ценностей:
Самоочевидные — Эти четыре ценности являются самоочевидными, подобно тому, как говорится в известной фразе в Декларации Независимости США: “ Мы придерживаемся этих истин (ценностей), чтобы они были самоочевидными, что все [люди] созданы равными, что они наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми Правами, к числу которых относятся Жизнь, Свобода и стремление к Счастью ”. Доказательство этого становится очевидным, когда люди во всем мире спрашивают, хотят ли они наслаждаться улучшенным качеством жизни, как они его определяют.
В качестве гипотезы, если бы мы могли встраивать эти ценности в процесс принятия решений в организационные структуры всех организаций, то стали бы организационные структуры демократических обществ самодостаточными в период столетий и тысячелетий? На другом плане мысли, если бы эти ценности стали крепежным лесом для политических досок Прогрессивных кандидатских кампаний, то признала бы общественность эти планы и государственную социальную политику, исходящую из них, как благоприятную для граждан, и успешно поддержать выборы Прогрессивных кандидатов?
Прекрасным аспектом этих семи врожденных ценностей является то, что они обеспечили устойчивость нашего вида на протяжении тысячелетий, и характеризуют наш вид как человеческий, гуманный. Иными словами, четыре основные ценности дают нам интегрированную систему моральной справедливости; а три вторичные ценности дают нам интегрированную систему гуманного правосудия. Три вторичные Ценностные Эмоции дают нам критерии, чтобы жить по-человечески в благодати, защищая и воспитывая себя, пока мы защищаем и воспитываем других.
Три вторичные Ценности-Эмоции также являются врождёнными в наш вид и существуют в нас как импульс к добру. Они являются доказательством того, что люди изначально хорошие. Например, мы хотим мира для других так же, как мы хотим мира для себя, потому что мы связаны с ценностями, которые делают нас человечными.
Причина, почему мы так чувствительны к вопросам равенства состоит в том, что у нас есть врождённая способность к эмпатии – “чувствовать” или ставить себя на место другого, и почувствовать, что это такое, тоска ли это или радость. Ощущая это, мы хотим действовать из сострадания 4 – обратиться к другому и помочь ему в его бедственном положении.
Наша мотивация к равноправию тоже стимулирована, когда мы сравниваем свою жизнь с другими, и видим, что качество их жизни “лучше” или хуже, чем наше собственное. Наше чувство неравенства затем воскресает в нас, чтобы побудить нас стремиться к равенству.
Мы обобщаем сочувствие и сострадание ко всему человечеству термином “Любовь” – способность заботиться о другом человеке или всём человечестве, как мы бы хотели для самих себя.
Что приятно в этих вторичных Ценностях-Эмоций, это то, что когда мы их выражаем по отношению к другим, то они утверждают нас как человеческую породу, и гуманных. Они очерчивают строгое различие между теми, которые не способны или отказываются быть чуткими, сострадательными, или заботиться по отношению к другим. Нехватка эмпатии и неспособность поступать милосердно является ясным, различающим поведением тех, кто не является человеком, а которые бесчеловечные и негуманные.
7. Интерпретации трёх Ценностей-Эмоций
Внутренними мотивирующими причинами, инициирующими социальную стабильность и устойчивость, являются три основные Ценности-Эмоции: “Сочувствие” “Сострадание ” и “Любовь”. Эти три Ценности-Эмоции ведут нас к тому, чтобы быть открытыми с собой и с другими, что позволит нам улучшить нашу самооценку и самоуважение; и поощрять нас улучшать наши отношения с окружающими. Они не эгоистичны, но щедры, и позволяют нам увидеть нашу собственную жизнь в жизни других людей, а затем в сочувствии протянуть руку, чтобы помочь расти другим! Это гуманное толкование и выражение качества жизни, роста и равенства применяется межличностно через эмоциональную целостность. Их конструктивное толкование приводит к позитивному развитию нашей внутренней структуры личности; и вносит позитивный вклад в наше функционирование в наших семьях, общинах и обществах. Они завершают холизм Единой Теории Человеческой Мотивации Рафаэля. 5 (см. ссылку).
Когда они выражены в нас достоверно и искренне, то они становятся существенной связующей энергией, которая уполномочивает наш внутренний потенциал, чтобы цвести на протяжении всего развития нашей жизни, начиная с детства и до старших лет. Эти три Ценности-Эмоции не только позволяют, но и побуждают нас считать других равными себе, истинно определяя основную ценность “равенство”. Мы видим это ясно в “золотом правиле”, мульти-культурной нравственной истине; и, мы видим это в действиях “платить вперед”.
Сопереживание, сострадание и “Любовь” являются самоподдерживающимися Ценностью-Эмоциями, потому, что они позволяют нам быть более открытыми и привлекательными для нас самих и с другими. Они способствуют внутреннему развитию, росту и зрелости нашей личности, приводя нас к накоплению жизненной мудрости, которая является существенной, чтобы направлять новые поколения. Открытые, уверенные в себе и социально компетентные индивидуумы являются важнейшими элементами социального лидерства, чтобы вести других в действиях, которые поддерживают семьи, общины и общества в мире.
Чем примечательны эти самоподдерживающиеся Ценности-Эмоции, это то, что пока они носят субъективный характер, в реальности они могут быть объективно измерены, когда мы наблюдаем подчиненные Ценности-Эмоции, которые они порождают: принятие, признательность, признание, одобрение, уважение, преданность, верность, доверие, искренность, чувствительность, подлинность, самоопределение личности и личности окружающих, и многое другое. Они вызывают акты социальной интеграции, а не социальное разделение. Эти Ценности-Эмоции обеспечивают социальную смазку, которая необходима для нормального функционирования семей, общин и обществ, и их устойчивости в будущем.
Эмпатия, сострадание и «Любовь» поддерживают развитие более высокого качества жизни для нашего «я» и других людей, обеспечивая стимулирующую энергию, чтобы вырасти в более полного, зрелого и функционального человека внутри себя и внутри нашей социальной среды. Они позволяют нам увидеть общее благо как общественное, а не эгоистически личное. Их выражение демонстрирует самое высокое облагораживание качеств человеческой природы в её самом лучшем виде, давая пример другим, что стимулирует наш собственный внутри- и межличностный рост. С этими тремя Ценностями-Эмоциями, мы теперь имеем направление и мотивацию, от которых можно развивать высоко-положительную динамику семьи до появления в ней детей; и любящие, сострадательные, сопереживающие средства оценки целостного роста в индивидуумах, семьях и обществах.
Когда вы видите очевидность этих Ценностей-Эмоций в действии, вы видите доказательства развития самоподдерживающихся семей и сообществ. Позитивные интерпретации трёх ценностей социальной устойчивости затем становятся конструктивными для социальной и эмоциональной устойчивости индивидуумов, семей, сообществ и общества в целом. Когда мы усваиваем эти ценности и Ценности-Эмоции, мы понимаем, что коллективная сила индивидов влияет на людей повсюду, также как индивид влияет на весь коллектив.
Холизм человеческого развития охватывает семь сфер: Физическую, психическую, эмоциональную, интеллектуальную, социальную, культурную и духовную. “Духовная” сфера отражает целостную форму или синергизм этих семь сфер развития человека на протяжении всей жизни гражданина.
Эти семь сфер дают нам конкретные критерии для измерения того, ЧТО каждая из семи ценностей социальной устойчивости должна учитывать, чтобы раскрыть врождённый потенциал граждан, индивидуально и коллективно. Если мы должны были разработать программу обучения для обучения Команд Проектирования и Проверки правильности Социальной Устойчивости в Местных Сообществах, КАК улучшить качество жизни граждан в их местном сообществе, команда должна была бы знать, КАКИЕ сферы человеческого существования должны быть решены для того, чтобы создать социально устойчивый проект.
Качество Жизни —
Физический. Каковы минимальные стандарты качества жизни для обеспечения физического развития младенцев в утробе, младенцев, детей посредством окончательного развития их мозга в возрасте примерно 25 лет; и для взрослых в старшие годы?
Физический. Каковы минимальные стандарты качества жизни для дома (для одного человека, пары, семьи)? Этот критерий является “культурно специфическим”, поскольку различные культуры отличаются минимальными стандартами “дома».
Анализ качества жизни будет продолжать определять минимальные стандарты качества жизни для умственных, эмоциональных, интеллектуальных, социальных, культурных и духовных сфер человеческого развития.
Рост —
Изучение семи сфер будет продолжаться с минимальными стандартами для роста личности в течение его жизни.
Равенство —
Рассмотрение семи сфер будет продолжаться с соблюдением минимальных стандартов равенства индивидуума в течение его жизни.
ЦЕННОСТЬ-ЭМОЦИИ (сочувствие, сострадание и “любовь”) обеспечивают внутренние (сердечно-ориентированные) квалификационные критерии, необходимые для предоставления гуманных определений минимальных стандартов качества жизни, роста и равенства для их культуры.
Да, это может показаться утомительным, но определения, которые разрабатываются, редко будет нужно обновлять, когда культура их общины или нации меняется со временем.
Мост между социально устойчивой семьёй
и социально устойчивым обществом
состоит в социализации ребенка, включая взрослого.
Ценности, которые создают такого ребенка —
Сочувствие, Сострадание и «Любовь» —
проявляются во взрослом и обществе в стремлении улучшения
Качества Жизни, Роста и Равенства.