Что значит устное 2 класс литература

Тест с ответами по литературному чтению во 2 классе. Тема: Устное народное творчество

Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
Проверочная работа по литературному чтению составлена по программе Школа России. Данная работа проводится после изучения произведения и направлена на проверку знаний учащихся по изученному разделу. Работа построена в форме теста и легко доступна ученикам.
Учитель с помощью этой работы сможет проанализировать глубину знаний и понимание учащимися изученного материала.

1. Что означает выражение «из уст в уста»?
А. изо рта в рот
Б. запомнить и пересказывать друг другу

2. Что относится к устному народному творчеству?
А. загадки, сказки, потешки, пословицы
Б. небылицы, рассказы, поэмы, поговорки
В. повести, считалки, рассказы, народные песни

3. Определи жанр произведения:
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
А. скороговорка
Б. загадка
В. пословица

4. К какой сказке относится пословица: Робкого и тень страшит.
А. У страха глаза велики
Б. Петушок и бобовое зёрнышко
В. Лиса и тетерев

5. Чего нельзя отнести к загадке?
А. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Б. Поспешишь – людей насмешишь.
В. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

6. Из какой сказки эти строчки?
«У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой»
А. Каша из топора
Б. Лиса и тетерев
В. Петушок и бобовое зёрнышко

7. Какие из этих сказок являются народными?
А. Каша из топора
Б. Сказка о рыбаке и рыбке
В. Лиса и журавль

8. В какой сказке один из персонажей заяц?
А. Петушок и бобовое зёрнышко
Б. Лиса и журавль
В. У страха глаза велики

9. Найди пословицу о дружбе
А. Чтоб из ручья напиться, нужно наклониться
Б. Не стыдно не знать, стыдно не учиться
В. Друг за друга стой – и выиграешь бой

10. Кто не помогал Алёнушке спасти братца Иванушку?
А. яблонька
Б. речка
В. щука

11. К какому жанру относится произведение, которым пользовались дети перед игрой?
А. загадка
Б. скороговорка
В. считалка

Ответы:
1. б
2. а
3. в
4. а
5. б
6. а
7. а, в
8. в
9. в
10. в
11. в

Источник

Конспект урока литературного чтения 2 класс «Устное народное творчество»

2 класс Лит чтение Тема: устное народное творчество.

Цель деятельности учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с произведениями устного народного творчества – пословицами

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся: пересказывать текст с опорой на картинку, определять понятие «действующее лицо»; получат возможность научиться: осознавать точность, яркость, лаконичность пословицы.

Метапредметные: познавательные : ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, условных обозначениях); учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные : с облюдают простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; вступают в диалог (отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное); сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливают и соблюдают очерёдность действий, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Личностные: принимают образ «хорошего ученика»; внимательно относятся к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков; проявляют чувство гордости за свою Родину

Методы и формы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический

Мультимедиапроектор, разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности, графическая модель «Лесенки достижений»; словари; выставка книг по теме; карточки со словами для составления пословицы

Источник

Литературное чтение. 2 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 2 класс

Урок 10. Оценка достижений по теме «Устное народное творчество»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Обобщение знаний по теме раздела «Устное народное творчество»

Фольклор – устное народное творчество.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Сказки про животных — древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях; научимся их различать; сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.

Основное содержание урока

Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.

Народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Одним из жанров устного народного творчества является лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих. Каждая мама поет своему ребенку колыбельные песни. В старину часто использовались специальные песенки-заклички. Помните?

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Дождик, дождик, пуще,

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий,

Догадайтесь, кто она?

Другой жанр устного народного творчества связан с весельем и игрой. Это загадка. В загадках нас спрашивают про какой-либо предмет, не называя его. Они заставляют нас задуматься, поразмышлять. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадка развивает ум, сообразительность, смекалку. В будущем умение загадывать и отгадывать загадки вам пригодиться. Недаром есть такая поговорка «загадка – для ума зарядка». Загадка всегда требует отгадку. Отгадайте загадки.

Крашеное коромысло через реку повисло

Золотое решето черных домиков полно.

«Без пословицы речь не молвится»,- говорили на Руси. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется. В них говорится о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», о труде: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», о материнской любви: «При солнышке тело, при матери – добро».

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Разбор типового тренировочного задания

Малые жанры фольклора – это:

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Разбор типового контрольного задания.

Зачеркните слова, не относящиеся к сказкам:

лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка

Источник

Класс: 2

Презентация к уроку

Цель урока: обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, прививать любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества.

1. Вступительное слово учителя:

Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, вы научились любить еще больше свою страну и прикоснулись к истории нашей Родины.

Давайте сегодня повторим все, что мы узнали на этих волшебных уроках, путешествуя по волнам чудесных открытий. Удачи вам!

2.Основной ход урока:

1) Какие виды устного народного творчества вы знаете?

Давайте проверим, что скажут нам волны синего океана.

(Учитель показывает Слайд 2 презентации.)

Конечно, вы правы. Мы знаем:

2) Следующая остановка – “ русские народные сказки”.

Учитель: “Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Также вы знаете и сказки о животных, которые сочинил наш народ.

Какие сказки вы знаете?

Чему учат народные сказки?

Назовите любимую сказку.

А сейчас давайте поиграем, отгадывая названия сказок.

Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
(Ответ: колобок.)

Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
(Ответ: Емеля.)

В) Еще одна загадка

На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет.
(царевна-лягушка)

3)Следующая остановка – “Потешки”.

Для чего они создавались? (Рассмешить народ и в смешной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки.)

Где можно было услышать потешки? (На ярмарках, народных гуляниях и праздниках.)

Вспомни наизусть свои любимые потешки.

4) Остановка – “Скороговорки”.

Какие скороговорки ты знаешь?
Что такое скороговорка?
Какой темп речи нужен для скороговорки?
(Быстрый и четкий.)
Вспомни несколько скороговорок.

Что такое загадки?
Что развивает загадка в человеке?
Вспомни твои любимые загадки.

1. Стоит чудо в семи шубах,
Кто его тронет – сам заплачет.
(Лук.)

2 – Стоит в горшке
На окне ежик.
(Кактус.)

3. Горбатый мост
На четырех столбах стоит.
(Верблюд.)

4. В пустом дупле по сто домов.
По сто котлов,
В середине – ярмарка.
(Улей.)

5. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)

6) Остановка “Былины”.

Герои былин – богатыри, которые обладали недюжинной силой, умом и отвагой.

Былины – это произведения русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.

Каких героев былин ты знаешь?

Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.

Назови те былины, которые ты уже читал?

7) Остановка “Колыбельные песни”.

Учитель: Название песни “колыбельная” происходит от слова “колыбель”. Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребенка и пела песенку. Эта песенка помогала малышу засыпать.

– Прочитайте выразительно колыбельные песни, которые вы подготовили.

Источник

Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Устное народное творчество

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с устным народным творчеством; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.

Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с потешками, песнями; учебники.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю» наизусть.

III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— Ребята, на доске зашифрованы слова. Расшифруйте их.

1. 4,1; 6,1; 5,1; 1,2; 2,1; 3,1.

2. 1,2; 1,1; 4,2; 2,1; 6,2; 1,2; 2,1; 3,1.

3. 5,1; 7,1; 2,1; 4,2; 2,2; 3,1; 6,1; 5,1; 7,1; 2,1.

(Дети расшифровывают слова, учитель записывает их ниже или выставляет карточки со словами. Получится: «Устное народное творчество».)

— Вы расшифровали название раздела учебника, который мы начнем сегодня изучать. Как вы понимаете это название?

— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?

IV. Физкультминутка

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Быстро, бесшумно на воду садятся.

Лебеди летели и на воду сели.

Сели, посидели, снова полетели.

V. Работа по теме урока

— Разберемся с помощью авторов учебника, проверим наши предположения.

(Дети читают текст на с. 14.)

— Как вы поняли слово «устное»? (Примерный ответ. Устное — значит, из уст в уста, т. е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец — сыну, бабушка — внучке и т. д. Атак как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

— Что означают слова «творчество» и «народное»? (Примерный ответ. Творчество — от слова «творить», т. е. создавать. Народное — значит, что это создал народ, а не кто-то один.)

— Найдите в словарике (с. 213) объяснение выражения «передавать из уст в уста».

— Ребята, как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки.)

— Прочитайте пословицы на с. 15, объясните их смысл.

— Что ценит русский народ, каких людей уважает? (Ценит труд, уважает трудолюбивых людей.)

— Придумайте рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».

(Ученики работают самостоятельно.)

— Расскажите, что у вас получилось.

VI. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Как вы понимаете его название?

Домашнее задание

Выписать в рабочую тетрадь несколько пословиц о трудолюбии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *