Что значит уроки в истории

Исторический опыт, уроки истории

Что значит уроки в истории Что значит уроки в истории Что значит уроки в истории Что значит уроки в истории

Что значит уроки в истории

Что значит уроки в истории

В древнеримской историографии афористически кратко и четко было сформулировано представление о социальной функции исторического познания: «Historia magistra vitae» (история — наставница жизни, сокровищница примеров, иллюстрирующих добродетели и пороки). Историком, который отчетливо выразил мысль о нравственном предназначении изучения прошлого, был Тацит (55—120 гг. н.э.). «Я считаю главнейшей обязанностью анналов, — писал он, — сохранить память о проявлении добродетели и противопоставить бесчестным словам и делам устрашение позором в потомстве» [40]. Важно отметить: реализацию историком своей социальной роли Тацит связывал со стремлением к истине. По его мнению, только правда о прошлом может научить добру в настоящем.

В чем смысл современного представления о социальной функции исторического познания? Что такое уроки истории и как они извлекаются? Можно ли этими уроками пренебрегать и каковыми будут последствия этого? Прежде всего, следует сказать, что история учит, но это не носит обязательного характера, она не может заставить это делать. Неизвлечение уроков не проходит даром, но не для истории, а для тех, кто это допускает. О Бурбонах говорят, что они ничего не забыли и ничему не научились — за это они поплатились короной. Тех, кто не учится у истории, она обязательно проучит. Плата бывает разной в зависимости от поступков и масштабов деятельности тех или иных лиц.

Для того чтобы понять, как именно извлекаются уроки истории и что для этого необходимо, рассмотрим несколько примеров из далекого прошлого России.

В «Послании на Угру Вассиана Рыло» говорится: «Достославный великий князь Дмитрий, твой прародитель, какое мужество и храбрость показал за Доном над теми же сыроядцами окаянными. Сам напереди бился, не пощадил живота своего для избавления христианского, не испугался множества, не сказал сам себе: у меня жена и дети и богатства много, если землю мою возьмут, то в другом месте поселюсь, но не сомневаясь нимало, воспринял на подвиг, наперед выехал и в лицо стал против окаянного волка Мамая» [41].

В данном случае речь идет о том, что в 1480 г. накануне одного из важных событий в борьбе Руси с татаро-монгольским нашествием — стояния при Угре, у ближайшего окружения Ивана III возникло подозрение, что царь струсит и не пойдет на разрыв с Ордой. Обращение к опыту Куликовской битвы 1380 г. послужило уроком царю в данной ситуации.

Другой пример. Версальский мир означал для Германии вынужденное признание тяжелых и унизительных условий, в том числе и репарации державам-победительницам. В сочетании с последствиями экономического кризиса 1929 г. это имело прямое отношение к установлению фашистского режима в стране, развязыванию Второй мировой войны и к новому поражению Германии. Однако на этот раз позиция западных держав-победительниц по отношению к Германии была иной: не репарации, а долларовые вливания в экономику, прежде всего Западной Германии (план Маршалла). Урок из прошлого был, несомненно, извлечен.

Еще одна ситуация — антиалкогольная кампания в России времен перестройки. Ее негативные последствия не заставили себя долго ждать. Можно ли было их избежать? Да, можно, если бы власть обратилась к опыту прошлого — неудачной попытке ввести «сухой закон» в России в 1913 г., в США в 30-е гг. XX в., в Швеции и Финляндии после Второй мировой войны.

Извлекать или не извлекать уроки из прошлого — зависит не от прошлого, а от конкретной исторической ситуации с ее потребностями и проблемами реальной жизни. Именно от нее исходит импульс. Общим условием извлечения уроков истории является наличие некоторого объективного сходства между данной реальной ситуацией и прошлым, из которого извлекается урок. Г.В.Ф. Гегель прав: если такого сходства нет, нет возможности опираться на это прошлое. Извлеченный опыт — не некий штамп, который в неизменном виде переносится из прошлого на современную в каждый данный момент ситуацию, а своеобразная рекомендация к действию, смысл которой может быть и прямо противоположен тому, что было в прошлом. Все дело в индивидуальном своеобразии конкретных событий, ситуаций и целых эпох.

Источник

Значение слова «урок»

Что значит уроки в истории

1. Устар. Работа, заданная на определенный срок. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его. Л. Толстой, Война и мир. Жмурин устанавливал солдатам урок на день — срубить каждому по двадцать заклепок. Степанов, Порт-Артур.

5. перен. Устар. Поучение, наставление. Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? Пушкин, Евгений Онегин. Но долгом счел он мне урок Прочесть, похожий на упрек. Огарев, Тюрьма. || Разг. устар. Наказание. Она схватила его [мужа] за волосы и начала таскать. Урок продолжался немало времени. Чернышевский, Что делать?

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В такой форме проходят занятия в большинстве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.) в условиях классно-урочной системы обучения.

В типологии учебных занятий М. А. Мкртчяна урок является разновидностью групповых учебных занятий.

УРО’К, а, м. 1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать у. плотникам. Трудился. для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок. Гончаров. || Время, потребное для выполнения этой работы (устар., спец.). Отсидеть свой у. 2. Учебная работа, заданная учителем учащемуся для приготовления к следующему занятию. Выучить у. Сделать или приготовить уроки. Плохо, хорошо знать у. Задал нам урок из истории. Л. Толстой. 3. без доп., чего или (разг.) по чему (в чем или из чего устар.). Учебный час (или иной период времени), посвященный отдельному предмету (в школе или в домашнем обучении). Сегодня было пять уроков. Перед началом урока. Большая перемена между третьим и четвертым уроком. У. кончился. Репетитор берет 5 руб. за у. Каждый у. плавания продолжается 30 минут. У. верховой езды. У. русского языка. Окончив урок истории. Тургенев. В десять часов вы дадите Коле ваш первый урок в русском языке, а в два — в истории. Тургенев. Валентина Михайловна присутствовала также на втором уроке — из русской истории. Тургенев. 4. перен. Поучение, нравоучение, наставление. Смиренно урок ваш выслушала я. Пушкин. Ты можешь, ближнего любя, давать нам смелые уроки, а мы послушаем тебя. Пушкин. || Наказание (разг.). — А ты дай ему легкий урок. — Нагоняй? изволь, это мое дело. Гончаров. 5. Вывод, следствие из чего-н., могущие служить руководством на будущее время. Уроки прошлого. Уроки истории. Уроки посевной кампании. Это вам послужит хорошим уроком. Простудился — это тебе у.: не купайся в такой холод. Получить жестокий у. Извлечь серьезный у. из последних событий.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

уро́к

1. учебный час, занятие по определённому предмету ◆ Берёт она теперь уроки у одного пожилого актера. П. Д. Боборыкин, «Китай-город», 1882 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И еще, мадемуазель Натали, я попрошу вас не входить в классную во время уроков и не мешать нам заниматься. Л. А. Чарская, «Первый день», 1912 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В перемены между уроками ребятишки бродят по холодным весенним лужам и вытаскивают из кустарника утиные яйца. П. П. Бажов, «За советскую правду», 1924–1925 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сестра брала уже уроки музыки и играла недурно. Н. П. Карабчевский, «Что глаза мои видели», Том первый. В детстве, 1921 г. (цитата из НКРЯ)

2. школьн. часто мн. ч. учебная работа, заданная ученику ◆ Он действительно хорошо знал урок и, выйдя к доске, ответил на каждый из предложенных вопросов без запинки. В. П. Авенариус, «Гоголь-гимназист», 1897 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Занятый своими мыслями, ученик четвертого класса Штерер не мог уделять много времени приготовлению уроков. С. Д. Кржижановский, «Воспоминания о будущем», 1929 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. нечто поучительное, позволяющее сделать важные выводы для изменения своего поведения ◆ Я сегодня, сейчас этот урок получил… Она выше любовью, чем мы… Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы», 1880 г. ◆ …нельзя было не припомнить мысли об участи России учиться бедами разуму, и нельзя было не заметить, что действительно это так на самом деле, и многие в этом бедствии почерпнули урок, над которым добросовестно призадумались. В. П. Мещерский, «Мои воспоминания», 1897 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Долголетние скитания по тайге и уроки туземцев приучили меня разбираться в следах. В. К. Арсеньев, «В горах Сихотэ-Алиня», 1937 г. ◆ Пользуясь этими преимуществами и отрицательными уроками русского большевизма, немцы создадут образцовое социалистическое государство, и Берлин сделается столицей все-европейской или даже всемирной «федеративной» советской республики. Н. С. Трубецкой, «Письма Р. О. Якобсону», 1920–1938 г. (цитата из НКРЯ)

4. работа, заданная для выполнения в определённый срок

5. истор. мн. ч. в Древней Руси — дань, имеющая определенные размеры, обусловленные договором, соглашением, и её разверстка среди данников

Источник

» История возникновения урока»

Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий. (Н.Верзилин)

Исторически урочная система пришла на смену индивидуальному обучению, отдельные её элементы существовали в школах древнего мира и средних веков.

С чего же всё началось? С создания в 6 веке до нашей эры в Древней Греции спартанских и афинских школ, которые предусматривали единый возраст поступления (7 лет), создание устойчивых групп учащихся. Педагог в ДГ – раб, который сопровождал ребёнка в школу и обучал его грамоте: чтению, письму, счёту.

Дети писали острыми палочками на деревянных дощечках, покрытых воском.

Некоторые черты классно – урочной системы имели место в средние века в монастырских и соборных школах (твёрдое расписание, классы, парты, кафедра учителя, звонки перед началом и в конце занятий)

Далее эпоха Возрождения.

В эпоху Возрождения появилось разделение детей на классы по знаниям, стали вводиться учебные планы, разнообразные методы и приёмы обучения) Автором такой системы организациии школ выступил Филипп Меланхтом, немецкий философ, педагог, теолог. Его идеи были реализованы на практике Страсбургской классической латинской гимназией И.Штурма. (1537г). Этим было положено начало плану организации обучения «один класс – один год», который лежит в основе классно- урочной системы.

Эти элементы применялись во второй половине 16 века в изуитских, еврейских школах, коллегиумах (закрытых средних заведениях) и братских школах Юго – Западной Руси.

Теоретическое полное обоснование классно – урочной системы дал чешский педагог Я.Коменский, который видел в ней не только педагогически эффективную систему, но и одно из средств демократизации школьного образования. Он разработал основные принципы:

1.Принцип наглядности ( «Золотое правило»).

2. Принцип сознательности.

3. Принцип систематичности.

4. Принцип последовательности,

5. Принцип посильности.

6. Принцип прочности.

Наглядность – «золотое правило» обучения.

Но, а что же в школах России?

Классно – урочная система начала широко применяться в последней четверти 18 века.

Значительный вклад в разработку многих сторон системы, особенно урока, внёс К. Ушинский. Им дана следующая типология уроков ( читать)

Таким образом, мы подошли к современному уроку, на котором ученику должно быть комфортно, где развивается креативное мышление ребёнка. Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости увлечённости.

Современный урок – это удивление, удовольствие, усилие, успех.!

Источник

Словари

1. Учебная работа, задание, которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию.

2. Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия.

Поучение, наставление, нравоучение.

отт. разг. Наказание, возмездие за что-либо.

4. Наглядный пример, образец чего-либо.

1. Опыт, знание, приобретенные в жизни, в труде.

2. Вывод, итог, могущий быть полезным на будущее.

Морфология: (нет) чего? уро́ка, чему? уро́ку, (вижу) что? уро́к, чем? уро́ком, о чём? об уро́ке; что? уро́ки, (нет) чего? уро́ков, чему? уро́кам, что? уро́ки, чем? уро́ками, о чём? об уро́ках

1. Уроками называется задание, которые учитель даёт ученикам для того, чтобы они запомнили информацию, улучшили знания, полученные ими в классе.

Готовить, делать уроки. | Учить уроки. | Сидеть за уроками.

2. Уроком в школе называется учебное занятие, в течение которого ученики изучают под руководством учителя какой-либо предмет.

Урок литературы, химии, географии. | Прийти на урок музыки. | Тема урока. Учитель ведёт урок. | Расписание уроков. | Звонок на урок. | Опоздать на урок. | Уйти с уроков.

3. Открытым уроком называется проведение учебного занятия в школьном классе в присутствии родителей учеников, других учителей, администрации и т. д.

Открытые уроки являются внутренней методической лабораторией школы.

4. Уроком называется раздел учебного предмета, научной дисциплины и т. п., который охватывает небольшую тему, этап в освоении какого-либо теоретического или практического знания.

Вводный урок. | Следующий урок. | На третьем и четвертом уроках читатель знакомится с типовой программой на языке C++.

5. Уроками называют частные учебные занятия, оплачиваемые по договорённости между учителем и родителями ученика.

Давать уроки. | Брать уроки танцев.

6. Если кто-либо живёт уроками, то это означает, что этот человек добывает средства к существованию с помощью индивидуальных оплачиваемых занятий с кем-либо.

7. Если вы говорите, что кто-либо, к примеру, извлекает (получает) (жизненные) уроки из чего-либо, то это означает, что этот человек приобретает какой-то важный, существенный, необходимый жизненный опыт при совершении им какой-либо деятельности.

Неудача послужила уроком для кого-либо. | Извлекаете ли вы какие нибудь уроки из собственных ошибок?

8. Если вы даёте (преподаёте) урок чего-либо кому-либо, то это означает, что вы своим поведением наглядно демонстрируете, даёте понять кому-либо, в чём состоит его ошибка, заблуждение и т. п.

Преподать кому-либо наглядный урок того, как следует относиться к делу.

9. Какое-либо, к примеру, историческое событие, которое может служить полезным, поучительным примером чего-либо для последующих поколений людей, называют уроком истории.

Уроки прошлого. | Не забывать уроков истории. | Уроки войны. | Из исторического опыта можно извлечь должные уроки лишь при его объективной оценке.

1. Работа, заданная для выполнения в определенный срок (устар., спец.). Задать урок плотникам. «Трудился… для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок.» Гончаров.

|| Время, потребное для выполнения этой работы (устар., спец.). Отсидеть свой урок.

2. Учебная работа, заданная учителем учащемуся для приготовления к следующему занятию. Выучить урок. Сделать или приготовить уроки. Плохо, хорошо знать урок. «Задал нам урок из истории.» Л.Толстой.

4. перен. Поучение, нравоучение, наставление. «Смиренно урок ваш выслушала я.» Пушкин. «Ты можешь, ближнего любя, давать нам смелые уроки, а мы послушаем тебя.» Пушкин.

1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. Учитель даёт у. У. математики. У. музыки. Звонок на у., с урока.

2. обычно мн. Учебная работа, заданная школьнику на дом. Задать уроки. Сделать, приготовить уроки. Сидеть за уроками. Выучить у.

3. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего. Уроки истории. Получить хороший у. Это ему у. на будущее. Извлечь у.

4. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам. Давать, брать уроки. Зарабатывать уроками. Частный у.

5. Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устар.). Выполнить дневной у.

Текст в виде задания, которое дается ученику на дом для подготовки к следующему занятию.

От нечего делать я раскрыл книгу на том месте, где был задан урок, и стал прочитывать его (Л. Т.).

Промежуток времени (обычно 40-45 минут) в средних учебных заведениях, отводимых на учебное занятие по какому-л. предмету.

На уроке естествознания утка изучалась как утка: какие у нее крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее (В. Кав.).

2. Учебная работа, задание, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию. Готовить у. Учить уроки. Сидеть за уроками. Делать сначала трудные уроки.

4. То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-л. поучительное на будущее. Жизненный у. Неудача послужила уроком для кого-л. Дать наглядный у., как надо относиться к делу. // Вывод, знания, полезные на будущее. Извлечь у. из прошлого. Не забывай уроков истории. Получить у. из событий.

5. Разг. Поучение, наставление. Полчаса читал у. кому-л. Смиренно слушать у.

◊ Дать уро́к кому. Поучить кого-л.

Работа, заданная на определенный срок.

Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его. Л. Толстой, Война и мир.

2. Учебная работа, задание, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию.

Готовить урок. Учить уроки.

Зина давно уже сидела за уроками, а Тема все никак не мог найти нужной тетради. Гарин-Михайловский, Детство Темы.

3. Учебное занятие по какому-л. предмету, а также отведенное для него время.

Урок литературы. Урок арифметики.

Однажды, проходя по двору, Максим услышал в гостиной, где обыкновенно происходили уроки музыки, какие-то странные музыкальные упражнения. Короленко, Слепой музыкант.

4. То, из чего можно сделать выводы, извлечь что-л. поучительное на будущее.

Евгений Васильевич припомнил некоторые юридические подробности собственного процесса, послужившего ему хорошим уроком. Мамин-Сибиряк, Человек с прошлым.

Вывод, знания, полезные на будущее.

Извлечь для себя урок из случившегося.

Уроки прошедшего полезны для настоящего и будущего. Белинский, Стихотворения Е. Баратынского.

Скрывать от масс необходимость отчаянной, кровавой, истребительной войны, как непосредственной задачи грядущего выступления, значит, обманывать и себя, и народ. Таков первый урок декабрьских событий. Ленин, Уроки московского восстания.

Онегин, помните ль тот час, Когда в саду, в аллее нас Судьба свела, и так смиренно Урок ваш выслушала я? Пушкин, Евгений Онегин.

Но долгом счел он мне урок Прочесть, похожий на упрек. Огарев, Тюрьма.

Она схватила его [мужа] за волосы и начала таскать. Урок продолжался немало времени. Чернышевский, Что делать?

учиться чему-л. частным образом.

1) преподавать где-л. что-л.;

2) зарабатывать деньги уроками (на дому, частным образом).

Урок в школе, посвященный изучению работ В.И.Ленина, партийных документов и пр.

Вести урок. Помор. Учиться. ЖРКП, 170.

На урок. Яросл. Быстро, без отдыха (работать). ЯОС 6, 79.

Преподавать/ преподать урок кому. Книжн. Показывать что-л. кому-л. на примере; поучать кого-л. Ф 2, 87.

Урок нудистики. Жарг. шк. Пренебр. Нелюбимый учебный предмет. Максимов, 441.

Давать уроки. Жарг. угол. Шутл. Бездельничать. СРВС 2, 31, 90, 173, 116, 218; СРВС 3, 87; ТСУЖ, 44, 184; СВЯ, 25; Балдаев 2, 100; ББИ, 255.

1. Преступник, уголовник; заключенный, относящийся к преступному миру.

уро́к, уро́ки, уро́ка, уро́ков, уро́ку, уро́кам, уро́ком, уро́ками, уро́ке, уро́ках

сущ., кол-во синонимов: 28

1. (учебное) занятие; класс (устар.)

Syn: задача, задание; занятие

брать уроки => действие, получатель

готовить уроки => действие

давать уроки => действие, каузация

делать уроки => действие

извлекать уроки => действие, получатель

извлечь уроки => обладание, начало

отвечать урок => действие

урок кончился => действие, субъект, окончание

уроки делать => действие

уроки учить => действие

учить уроки => действие

1) У. формирования речевых навыков,

2) У. совершенствования речевых навыков,

— Вывод для добрых молодцев из сказки.

— Тягомотина между звонками.

— Рабочее время для педагога.

— Занятие между переменами.

— Что ведёт учитель в школе?

— Что извлекает умный из своих ошибок?

— Картина немецкого художника Адольфа Эберле «. игры на цитре».

— Фильм Юлия Райзмана «. жизни».

— Пьеса французского драматурга Эжена Ионеско.

— Картина Яна Вермеера «. музыки».

— Фильм Ингмара Бергмана «. любви».

— Картина Рембрандта «. анатомии доктора Деймана».

— Картина Рембрандта «. анатомии доктора Тюльпа».

— Фиксированный размер дани или возможно каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.

— Картина французского художника Жана-Оноре Фрагонара «. музыки».

— Картина французского художника Франсуа Жерара «. музыки».

— Картина французского художника Антуана Ватто «. любви».

— Наказ князя на Руси.

I. Научные основы урока:

1) предмет и задачи: первичное усвоение нового лингвистического материала по определенной теме;

2) методологические основы: ориентация на языковую материю;

3) лингвистические основы: изучение методически интерпретированной системы языка;

4) психологические основы: применение при изучении языка схем, образцов, моделей действия, ориентированных на формирование умственных действий;

5) дидактические принципы построения урока изучения нового материала:

а) принцип развивающего обучения;

б) принцип сознательности;

в) принцип активности;

г) принцип доступности и последовательности;

д) принцип научности и систематичности;

е) принцип наглядности.

II. Цели, задачи и содержание:

1) образовательная цель;

2) задача усвоения логики изучаемого материала;

3) содержание урока, ориентированное на формулировку собственных выводов в результате анализа языкового материала, на усвоение правила, значения терминов.

III. Методы, приемы и средства обучения:

б) учет особенностей родного языка;

2) специфические для методики русского языка приемы, обусловленные способами выполнения операций, входящих в умственные действия;

3) средства обучения:

б) записи для демонстрации через кодоскоп и др.

IV. Основные компоненты урока изучения нового материала:

1) сообщение темы, постановка цели предстоящего занятия;

2) целенаправленное повторение ранее пройденного материала;

3) психологическая подготовка учащихся (проблемные ситуации, постановка исследовательских задач);

4) изучение нового материала с помощью различных методов (наблюдения над языком, работа по определению понятий и формулировка правил);

5) первичное закрепление материала:

а) устная беседа учителя с учащимися по содержанию рассмотренных правил;

б) предупредительные диктанты устного и слухового типа;

в) выполнение упражнений по учебнику (осложненное списывание);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *