Что значит уравнение имеет смысл

Что такое уравнение и корни уравнения? Как решить уравнение?

Уравнения бывают разные. Вы изучите их многие виды в курсе математике, но все они решаются по одним правилам, эти правила мы сейчас рассмотрим подробно.

Что такое уравнение? Смысл и понятия.

Узнаем сначала все понятия, связанные с уравнением.

Определение:
Уравнение – это равенство, содержащее переменные и числовые значения.

Переменные (аргументы уравнения) или неизвестные уравнения – их обозначают в основном латинскими буквами (x, y, z, f и т.д.). При подстановки числового значения переменной в уравнение получаем верное равенство – это корень уравнения.

Решить уравнение – это значит найти все корни уравнения или доказать, что у данного уравнения нет корней.

Корни уравнения – это значение переменной при котором уравнение превращается в верное равенство.

Рассмотрим теперь, все термины на простом примере:
x+1=3

В данном случае x – переменная или неизвестное значение уравнения.

Можно устно решить данное уравнение. Какое надо число прибавить к 1, чтобы получить 3? Конечно, число 2. То есть наша переменная x =2. Корень уравнения равен 2. Проверим правильно ли мы решили уравнение? Чтобы проверить уравнение, нужно вместо переменной подставить полученный корень уравнения.

Получили верное равенство. Значит, правильно нашли корни уравнения.

Но бывают более сложные уравнения, которые устно не решить. Нужно прибегать к правилам решения уравнений. Рассмотрим правила решения уравнений ниже, которые объяснят нам как решать уравнения.

Правила уменьшения или увеличения уравнения на определенное число.

Чтобы понять правило рассмотрим подробно простой пример:
Решите уравнение x+2=7

Решение:
Чтобы решить данное уравнение нужно левую и правую часть уменьшить на 2. Это нужно сделать для того, чтобы переменная x осталась слева, а известные (т.е. числа) справа. Что значит уменьшить на 2? Это значит отнять от левой части двойку и одновременно от правой части отнять двойку. Если мы делаем какое-то действие, например, вычитание применяя его одновременно к левой части уравнения и к правой, то уравнение не меняет смысл.

Что значит уравнение имеет смысл

Как проверить правильно ли вы нашли корень уравнения? Ведь не все уравнения будут простыми как данное. Чтобы проверить корень уравнения его значение нужно поставить в само уравнение.

Проверка:
Вместо переменной x подставим 5.

x+2=7
5+2=7
Получили верное равенство, значит уравнение решено верно.
Ответ: 5.

Разберем следующий пример:
Решите уравнение x-4=12.

Решение:
Чтобы решить данное уравнение нужно увеличить левую и правую часть уравнения на 4, чтобы переменная x осталось в левой стороне, а известные (т.е. числа) в правой стороне. Прибавим к левой и правой части число 4. Получим:

Что значит уравнение имеет смысл

Теперь выполним проверку, вместо переменной x подставим в уравнение полученное число 16.
x-4=12
16-4=12
Ответ: 16

Очень важно понять правила переноса частей уравнения через знак равно. Не всегда нужно переносить числа, иногда нужно перенести переменные или даже целые выражения.

Рассмотрим пример:
Решите уравнение 4+3x=2x-5

Теперь, когда все неизвестные в левой стороне, а все известные в правой стороне посчитаем их.
(3-2)x=-9
1x=-9 или x=-9

Получилось верное равенство, уравнение решено верно.
Ответ: корень уравнения x=-9.

Правила уменьшения или увеличения уравнения в несколько раз.

Данное правило подходит тогда, когда вы уже посчитали все неизвестные и известные, но какой-то коэффициент остался перед переменной. Чтобы избавится от не нужного коэффициента мы применяем правило уменьшения или увеличения в несколько раз коэффициент уравнения.

Рассмотрим пример:
Решите уравнение 5x=20.

Решение:
В данном уравнение не нужно переносить переменные и числа, все компоненты уравнения стоят на месте. Но нам мешает коэффициент 5 который стоит перед переменной x. Мы не можем его просто взять и перенести в правую сторону уравнения, потому что между число 5 и переменно x стоит умножение 5⋅х. Если бы между переменной и числом стоял знак плюс или минус, мы могли бы 5 перенести вправо. Но мы так поступить не можем. За то мы можем все уравнение уменьшить в 5 раз или поделить на 5. Обязательно делим правую и левую сторону одновременно.

5x=20
5x :5 =20 :5
5:5x=4
1x=4 или x=4

Делаем проверку уравнения. Вместо переменной x подставляем 4.
5x=20
5⋅ 4 =20
20=20 получили верное равенство, корень уравнение найден правильно.
Ответ: x=4.

Решение:
Так как перед переменной x стоит коэффициент необходимо от него избавиться. Надо все уравнение увеличить в 3 раза или умножить на 3, обязательно умножаем левую часть уравнения и правую часть.

Сделаем проверку уравнения. Подставим вместо переменной x полученный корень уравнения 21.

7=7 получено верное равенство.

Ответ: корень уравнения равен x=21.

Следующий пример:
Найдите корни уравнения

Далее делим все уравнение на 3.

Сделаем проверку. Подставим в уравнение найденный корень.

Как решать уравнения? Алгоритм действий.

Подведем итог разобранной теме уравнений, рассмотрим общие правила решения уравнений:

Эти правила действуют на любой вид уравнения (линейный, квадратный, логарифмический, тригонометрический, рациональные, иррациональные, показательные и другие виды). Поэтому важно понять эти простые правила и научиться ими пользоваться.

Источник

Содержание:

Уравнения

Уравнения-следствия и равносильные преобразования уравнений

1. Понятие уравнения и его корней

Определение:

Равенство с переменной называется уравнением. В общем виде уравнение с одной переменнойЧто значит уравнение имеет смысл

Под этой краткой записью понимают математическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны

Пример:

Что значит уравнение имеет смысл— линейное уравнение;

Что значит уравнение имеет смысл— квадратное уравнение;

Что значит уравнение имеет смысл— иррациональное уравнение (содержит переменную под знаком корня)

Корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство.

Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет

Что значит уравнение имеет смысл— корень уравнения Что значит уравнение имеет смысл, так как при Что значит уравнение имеет смыслполучаем верное равенство: Что значит уравнение имеет смысл, то есть Что значит уравнение имеет смысл

2. Область допустимых значений (ОДЗ)

Областью допустимых значений (или областью определения) уравнения называется общая область определения для функций Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смысл, стоящих в левой и правой частях уравнения

Для уравнения Что значит уравнение имеет смыслОДЗ: Что значит уравнение имеет смысл, то есть Что значит уравнение имеет смысл, так как область определения функции Что значит уравнение имеет смыслопределяется условием: Что значит уравнение имеет смысл, а область определения функции Что значит уравнение имеет смысл— множество всех действительных чисел

3. Уравнения-следствия

Если каждый корень первого уравнения является корнем второго, то второе уравнение называется следствием первого уравнения.

Если из правильности первого равенства следует правильность каждого последующего, то получаем уравнения-следствия.

При использовании уравнений-следствий не происходит потери корней исходного уравнения, но возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании уравнений-следствий проверка полученных корней подстановкой их в исходное уравнение является составной частью решения.

Пример:

Что значит уравнение имеет смысл

Решение:

► Возведем обе части уравнения в квадрат:

Что значит уравнение имеет смысл

Проверка, Что значит уравнение имеет смысл— корень (см. выше); Что значит уравнение имеет смысл— посторонний корень (при Что значит уравнение имеет смыслполучаем неверное равенство Что значит уравнение имеет смысл).

4. Равносильные уравнения

Определение:

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни.

То есть каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого. (Схема решения уравнений с помощью равносильных преобразований приведена в пункте 5 этой таблицы)

Простейшие теоремы

5. Схема поиска плана решения уравнений

Что значит уравнение имеет смысл

Что значит уравнение имеет смысл— исходное уравнение;

Что значит уравнение имеет смысл— уравнение, полученное в результате преобразования исходного;

Что значит уравнение имеет смысл— символические изображения направления выполненных преобразований

Что значит уравнение имеет смыслПрименение свойств функций к решению уравнений рассмотрено в пункте 3.2.

Объяснение и обоснование:

Понятие уравнения и его корней

Уравнение в математике чаще всего понимают как аналитическую запись задачи о нахождении значений аргумента, при которых значения двух данных функций равны. Поэтому в общем виде уравнения с одной переменной Что значит уравнение имеет смыслзаписывают так:

Что значит уравнение имеет смысл

Часто уравнения определяют короче — как равенство с переменной.

Напомним, что корнем (или решением) уравнения с одной переменной называется значение переменной, при подстановке которого в уравнение получается верное равенство. Решить уравнение — значит найти все его корни или доказать, что их нет.

Например, уравнение Что значит уравнение имеет смыслимеет единственный корень Что значит уравнение имеет смысл,

а уравнение Что значит уравнение имеет смыслне имеет корней, поскольку значение Что значит уравнение имеет смыслне может быть отрицательным числом.

Область допустимых значений (ОДЗ) уравнения

Если задано уравнение Что значит уравнение имеет смысл, то общая область определения для функций Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смыслназывается областью допустимых значений этого уравнения. (Иногда используются также термины «область определения уравнения» или «множество допустимых значений уравнения».) Например, для уравнения Что значит уравнение имеет смыслобластью допустимых значений являются все действительные числа. Это можно записать, например, так: Что значит уравнение имеет смысл, поскольку функции Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смыслимеют области определения Что значит уравнение имеет смысл.

Понятно, что каждый корень данного уравнения принадлежит как области определения функции Что значит уравнение имеет смысл, так и области определения функции Что значит уравнение имеет смысл(иначе мы не сможем получить верное числовое равенство). Поэтому каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях применить анализ ОДЗ уравнения при его решении.

Например, в уравнении Что значит уравнение имеет смыслфункция Что значит уравнение имеет смыслопределена при всех действительных значениях Что значит уравнение имеет смысл, а функция Что значит уравнение имеет смыслтолько при условии, что под знаком квадратного корня будут стоять неотрицательные выражения. Следовательно, ОДЗ этого уравнения задается системой Что значит уравнение имеет смыслиз которой получаем систему Что значит уравнение имеет смыслне имеющую решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Заметим, что нахождение ОДЗ данного уравнения может быть полезным для его решения, но не всегда является обязательным элементом решения уравнения.

Методы решения уравнений

Для решения уравнений используют методы точного и приближенного решений. А именно, для точного решения уравнений в курсе математики 5-6 классов использовались зависимости между компонентами и результатами действий и свойства числовых равенств; в курсе алгебры 7-9 классов — равносильные преобразования уравнений, а для приближенного решения уравнений — графический метод.

Графический метод решения уравнений не дает высокой точности нахождения корней уравнения, и с его помощью чаще всего можно получить только грубые приближения корней. Иногда удобно графически определить количество корней уравнения или найти границы, в которых находятся эти корни. В некоторых случаях можно графически доказать, что уравнение не имеет корней. По указанным причинам в школьном курсе алгебры и начал анализа под требованием «решить уравнение» понимается требование «используя методы точного решения, найти корни данного уравнения». Приближенными методами решения уравнений можно пользоваться только тогда, когда об этом говорится в условии задачи (например, если ставится задача решить уравнение графически).

В основном при решении уравнений разных видов нам придется применять один из двух методов решения. Первый из них состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, имеющим те же корни,— равносильным уравнением. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым, равносильным ему, и т. д. В результате получаем простейшее уравнение, которое равносильно заданному и корни которого легко находятся. Эти корни и только они являются корнями данного уравнения.

Второй метод решения уравнений состоит в том, что данное уравнение заменяется более простым уравнением, среди корней которого находятся все корни данного, то есть так называемым уравнением-следствием. В свою очередь, полученное уравнение заменяется еще более простым уравнением-следствием, и так далее до тех пор, пока не получим простейшее уравнение, корни которого легко находятся. Тогда все корни данного уравнения находятся среди корней последнего уравнения. Поэтому, чтобы найти корни данного уравнения, достаточно корни последнего уравнения подставить в данное и с помощью такой проверки получить корни данного уравнения (и исключить так называемые посторонние корни — те корни последнего уравнения, которые не удовлетворяют заданному).

В следующем пункте будет также показано применение свойств функций к решению уравнений определенного вида.

Уравнения-следствия

Рассмотрим более детально, как можно решать уравнения с помощью уравнений-следствий. При решении уравнений главное — не потерять корни данного уравнения, и поэтому в первую очередь мы должны следить за тем, чтобы каждый корень исходного уравнения оставался корнем следующего. Фактически это и является определением уравнения-следствия:

в том случае, когда каждый корень первого уравнения является корнем второго, второе уравнение называется следствием первого.

Это определение позволяет обосновать такой ориентир: для получения уравнения-следствия достаточно рассмотреть данное уравнение как верное числовое равенство и гарантировать (то есть иметь возможность обосновать), что каждое следующее уравнение мы можем получить как верное числовое равенство.

Действительно, если придерживаться этого ориентира, то каждый корень первого уравнения обращает это уравнение в верное числовое равенство, но тогда и второе уравнение будет верным числовым равенством, то есть рассматриваемое значение переменной является корнем и второго уравнения, а это и означает, что второе уравнение является следствием первого.

Применим приведенный ориентир к уравнению Что значит уравнение имеет смысл(пока что не используя известное условие равенства дроби нулю).

Если правильно то, что дробь равна нулю, то обязательно ее числитель равен нулю. Таким образом, из заданного уравнения получаем уравнение-следствие Что значит уравнение имеет смысл. Но тогда верно, что Что значит уравнение имеет смысл. Последнее уравнение имеет два корня: Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смысл. Подставляя их в заданное уравнение, видим, что только корень Что значит уравнение имеет смыслудовлетворяет исходному уравнению. Почему это случилось?

Это происходит поэтому, что, используя уравнения-следствия, мы гарантируем только то, что корни заданного уравнения не теряются (каждый корень первого уравнения является корнем второго). Но второе уравнение, кроме корней первого уравнения, имеет еще и другой корень, который не является корнем первого уравнения. Для первого уравнения этот корень является посторонним, и, чтобы его отсеять, выполняется проверка подстановкой корней в исходное уравнение. (Более полно причины появления посторонних корней рассмотрены в таблице 9.) Таким образом, чтобы правильно применять уравнения-следствия для решения уравнений, необходимо помнить еще один ориентир: при использовании уравнений-следствий возможно появление посторонних корней, и поэтому проверка подстановкой корней в исходное уравнение является составной частью решения.

Схема применения этих ориентиров дана в таблице 8. В пункте 3 этой таблицы приведено решение уравнения

Что значит уравнение имеет смысл(1)

Для решения этого уравнения с помощью уравнений-следствий достаточно данное уравнение рассмотреть как верное числовое равенство и учесть, что в случае когда два числа равны, то и их квадраты также будут равны:

Что значит уравнение имеет смысл(2)

То есть мы гарантируем, что если равенство (1) верно, то и равенство (2) также будет верным, а это и означает (как было показано выше), что уравнение (2) является следствием уравнения (1). Если мы хотя бы один раз использовали уравнения-следствия (а не равносильные преобразования), то можем получить посторонние корни, и тогда в решение обязательно входит проверка полученных корней подстановкой их в заданное уравнение.

Замечание. Переход от данного уравнения к уравнению-следствию можно обозначить специальным значком Что значит уравнение имеет смысл, но его использование для записи решения не является обязательным. Вместе с тем, если этот значок записан, то это свидетельствует о том, что мы воспользовались уравнениями-следствиями, и поэтому обязательно в запись решения необходимо включить проверку полученных корней.

Равносильные уравнения

С понятием равносильности вы знакомы еще из курса алгебры 7 класса, где равносильными назывались те уравнения, которые имели одни и те же корни. Заметим, что равносильными считались и такие два уравнения, которые не имели корней. Формально будем считать, что и в этом случае уравнения имеют одни и те же корни, поскольку ответы к таким уравнениям одинаковы: «уравнения не имеют корней» (точнее: одинаковыми являются множества корней таких уравнений — они оба пустые, что обозначается символом Что значит уравнение имеет смысл).

В курсе алгебры и начал анализа мы будем рассматривать более общее понятие равносильности, а именно: равносильность на определенном множестве.

Два уравнения называются равносильными на некотором множестве, если на этом множестве они имеют одни и те же корни, то есть каждый корень первого уравнения является корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения является корнем первого.

Для уравнений, заданных на множестве всех действительных чисел (например, для линейных), мы можем однозначно дать ответ на вопрос: «Равносильны ли данные уравнения?» Например, уравнения Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смысл— равносильные, поскольку оба имеют одинаковый корень Что значит уравнение имеет смысли других корней не имеют. Таким образом, каждое из них имеет те же решения, что и второе. При рассмотрении равносильности уравнений на множестве, которое отличается от множества всех действительных чисел, ответ на вопрос «Равносильны ли данные уравнения?» может существенно зависеть от того, на каком множестве мы рассматриваем эти уравнения. Например, если рассмотреть уравнения:

Что значит уравнение имеет смысл(3)

Что значит уравнение имеет смысл(4)

то, как было показано выше, уравнение (3) имеет единственный корень Что значит уравнение имеет смысл, а уравнение (4) — два корня: Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смысл. Таким образом, на множестве

всех действительных чисел эти уравнения не являются равносильными, поскольку у уравнения (4) есть корень Что значит уравнение имеет смысл, которого нет у уравнения (3). Но на множестве положительных действительных чисел эти уравнения равносильны, поскольку на этом множестве уравнение (3) имеет единственный положительный корень Что значит уравнение имеет смысли уравнение (4) также имеет единственный положительный корень Что значит уравнение имеет смысл. Следовательно, на множестве положительных чисел каждое из этих уравнений имеет те же решения, что и второе.

Укажем, что множество, на котором рассматривается равносильность уравнений, как правило, не задается искусственно (как в последнем случае), а чаще всего таким множеством является ОДЗ исходного уравнения. Договоримся, что далее

все равносильные преобразования уравнений (а также неравенств и систем уравнений и неравенств) мы будем выполнять на ОДЗ исходного уравнения (неравенства или системы).

Отметим, что в том случае, когда ОДЗ заданного уравнения является множество всех действительных чисел, мы не всегда будем ее записывать (как не записывали ОДЗ при решении линейных или квадратных уравнений). И в других случаях главное — не записать ОДЗ в решение уравнения, а реально учесть ее при выполнении равносильных преобразований данного уравнения.

Например, для уравнения Что значит уравнение имеет смыслзадается неравенством Что значит уравнение имеет смысл. Когда мы переходим к уравнению Что значит уравнение имеет смысл, то для всех его корней это уравнение является верным равенством. Тогда выражение Что значит уравнение имеет смысл, стоящее в правой части этого равенства, всегда неотрицательно (Что значит уравнение имеет смысл), таким образом, и равное ему выражение Что значит уравнение имеет смыслтакже будет неотрицательным: Что значит уравнение имеет смысл. Но это и означает, что ОДЗ данного уравнения (Что значит уравнение имеет смысл) учтено автоматически для всех корней второго уравнения и поэтому при переходе от уравнения Что значит уравнение имеет смыслк уравнению Что значит уравнение имеет смыслОДЗ заданного уравнения можно не записывать в решение.

Для выполнения равносильных преобразований попробуем выделить общие ориентиры, аналогичные соответствующим ориентирам получения уравнений-следствий. Как указывалось выше, выполняя равносильные преобразования уравнений, необходимо учесть ОДЗ данного уравнения — это и есть первый ориентир для выполнения равносильных преобразований уравнений. По определению равносильности уравнений необходимо гарантировать, чтобы каждый корень первого уравнения был корнем второго и, наоборот, каждый корень второго уравнения был корнем первого. Для первой части этого требования мы уже выделили общий ориентир: достаточно гарантировать сохранение правильности равенства при переходе от первого уравнения ко второму.

Но тогда, чтобы выполнить вторую часть этого требования, достаточно второе уравнение рассмотреть как верное равенство (то есть взять такое значение переменной, которое является корнем второго уравнения) и гарантировать, что при переходе к первому верное равенство сохраняется (этот корень остается и корнем первого уравнения). Фактически из определения равносильности уравнений получаем, что каждое из равносильных уравнений является следствием другого уравнения). Таким образом, при выполнении равносильных преобразований мы должны гарантировать сохранение правильности равенства на каждом шаге решения не только при прямых, но и при обратных преобразованиях — это и является вторым ориентиром для решения уравнений с помощью равносильных преобразований. (Соответствующие ориентиры схематически представлены в пункте 5 табл. 8.)

Например, чтобы решить с помощью равносильных преобразований уравнение Что значит уравнение имеет смыслдостаточно учесть его ОДЗ: Что значит уравнение имеет смысли условие равенства дроби нулю (дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю). Также следует обратить внимание на то, что на ОДЗ все необходимые преобразования можно выполнить как в прямом, так и в обратном направлениях с сохранением правильности равенства.

Запись решения в этом случае может быть такой:

Что значит уравнение имеет смысл. ОДЗ: Что значит уравнение имеет смысл. Тогда Что значит уравнение имеет смысл. Отсюда Что значит уравнение имеет смысл(удовлетворяет условию ОДЗ) или Что значит уравнение имеет смысл(не удовлетворяет условию ОДЗ).

Для выполнения равносильных преобразований уравнений можно также пользоваться специальными теоремами о равносильности. В связи с уточнением определения равносильности уравнений обобщим также формулировки простейших теорем о равносильности, известных из курса алгебры 7 класса.

Теорема 1. Если из одной части уравнения перенести в другую часть слагаемые с противоположным знаком, то получим уравнение, равносильное заданному (на любом множестве).

Теорема 2. Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, не равное нулю (или на одну и ту же функцию, которая определена и не равна нулю на ОДЗ заданного уравнения), то получаем уравнение, равносильное заданному (на ОДЗ заданного).

Обоснование этих теорем полностью аналогично обоснованию ориентиров для равносильных преобразований данного уравнения.

Замечание. Для обозначения перехода от данного уравнения к равносильному ему уравнению можно применять специальный значок Что значит уравнение имеет смысл, но его использование при записи решений не является обязательным. Например, запись решения последнего из рассмотренных уравнений может быть такой.

Что значит уравнение имеет смысл

Пример №423

Решите уравнение Что значит уравнение имеет смысл.

Решение:

► ОДЗ: Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смысл

На этой ОДЗ данное уравнение равносильно уравнениям:

Что значит уравнение имеет смысл

то есть Что значит уравнение имеет смысл

Учтем ОДЗ. При Что значит уравнение имеет смысл

Что значит уравнение имеет смысл

Таким образом, Что значит уравнение имеет смысл— корень.

Ответ: Что значит уравнение имеет смысл

Используем равносильные преобразования для решения данного уравнения. Для этого необходимо учесть ОДЗ, поэтому зафиксируем ее ограничения в начале решения.

Укажем, что в уравнениях ограничения ОДЗ можно только зафиксировать, но не решать, а в конце проверить, выполняются ли эти ограничения для найденных корней.

При переносе члена данного уравнения из одной части уравнения в другую с противоположным знаком получаем уравнение (1), равносильное заданному.

Приводя к общему знаменателю, раскрывая скобки и приводя подобные члены, снова получаем верное равенство и можем обосновать, что при выполнении обратных действий равенство также не нарушается, таким образом, полученные уравнения (1)-(3) равносильны заданному (на его ОДЗ).

Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда числитель дроби равен нулю, а знаменатель не равен нулю. Но второе условие уже учтено в ограничениях ОДЗ, таким образом, получаем уравнение (4), равносильное заданному уравнению на его ОДЗ. Поскольку все преобразования были равносильными только с учетом ОДЗ, то мы должны проверить, удовлетворяет ли полученное число ограничениям ОДЗ.

Причины появления посторонних корней и потери корней при решении уравнений

Наиболее типичные случаи появления посторонних корней и потери корней приведены в таблице 9. Там же указано, как в каждом из этих случаев получить правильное (или полное) решение.

Что значит уравнение имеет смыслЧто значит уравнение имеет смысл

Что значит уравнение имеет смысл

Что значит уравнение имеет смысл

Применение свойств функций к решению уравнений

1. Конечная ОДЗ

Если область допустимых значений (ОДЗ) уравнения (неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения

Пример:

Что значит уравнение имеет смысл

Что значит уравнение имеет смысл— корень (Что значит уравнение имеет смысл),

Что значит уравнение имеет смысл— не корень (Что значит уравнение имеет смысл).

2. Оценка левой и правой частей уравнения

Что значит уравнение имеет смысл

Если надо решить уравнение вида Что значит уравнение имеет смысли выяснилось, что Что значит уравнение имеет смыслто равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смыслодновременно равны Что значит уравнение имеет смысл

Пример:

Что значит уравнение имеет смысл

Что значит уравнение имеет смысл

Что значит уравнение имеет смысл(так как Что значит уравнение имеет смысл).

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Что значит уравнение имеет смысл

Что значит уравнение имеет смысл

Сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю

Пример:

Что значит уравнение имеет смысл

Итак, заданное уравнение равносильно системе

Что значит уравнение имеет смысл

Из первого уравнения получаем Что значит уравнение имеет смысл, что удовлетворяет всей системе

3. Использование возрастания и убывания функций

Схема решения уравнения

1. Подбираем один или несколько корней уравнения.

2. Доказываем, что других корней это уравнение не имеет (используя теоремы о корнях уравнения или оценку левой и правой частей уравнения)

Что значит уравнение имеет смысл

Теоремы о корнях уравнения

Если в уравнении Что значит уравнение имеет смыслфункция Что значит уравнение имеет смыслвозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Что значит уравнение имеет смыслимеет единственный корень Что значит уравнение имеет смысл, то есть Что значит уравнение имеет смысл), поскольку функция Что значит уравнение имеет смыслвозрастает на всей области определения Что значит уравнение имеет смысл

Что значит уравнение имеет смысл

Если в уравнении Что значит уравнение имеет смыслфункция Что значит уравнение имеет смыслвозрастает на некотором промежутке, а функция Что значит уравнение имеет смыслубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Пример:

Уравнение Что значит уравнение имеет смыслимеет единственный корень Что значит уравнение имеет смысл( Что значит уравнение имеет смыслто есть Что значит уравнение имеет смысл), поскольку Что значит уравнение имеет смыслвозрастает на всей области определения Что значит уравнение имеет смысл, a Что значит уравнение имеет смыслубывает (на множестве Что значит уравнение имеет смысл, а следовательно, и при Что значит уравнение имеет смысл)

Объяснение и обоснование:

Конечная ОДЗ

Напомним, что в случае, когда дано уравнение Что значит уравнение имеет смысл, общая область определения для функций Что значит уравнение имеет смыслназывается областью допустимых значений этого уравнения. Понятно, что каждый корень заданного уравнения принадлежит как области определения функции Что значит уравнение имеет смысл, так и области определения функции Что значит уравнение имеет смысл. Таким образом, каждый корень уравнения обязательно принадлежит ОДЗ этого уравнения. Это позволяет в некоторых случаях за счет анализа ОДЗ получить решение уравнения. Например, если дано уравнение \Что значит уравнение имеет смысл, то его ОДЗ можно записать с помощью системы Что значит уравнение имеет смысл. Решая эту систему, получаем Что значит уравнение имеет смыслто есть Что значит уравнение имеет смысл. Таким образом, ОДЗ данного уравнения состоит только из одного значения Что значит уравнение имеет смысл. Но если только для одного числа необходимо выяснить, является ли оно корнем данного уравнения, то для этого достаточно подставить это значение в уравнение. В результате получаем верное числовое равенство (Что значит уравнение имеет смысл). Следовательно, Что значит уравнение имеет смысл— корень данного уравнения. Других корней у этого уравнения быть не может, поскольку все корни уравнения находятся в его ОДЗ, а там нет других значений, кроме Что значит уравнение имеет смысл.

Рассмотренный пример позволяет выделить ориентир для решения аналогичных уравнений:

если ОДЗ уравнения (а также неравенства или системы) состоит из конечного числа значений, то для решения достаточно проверить все эти значения.

Замечание. В том случае, когда ОДЗ — пустое множество (не содержит ни одного числа), мы можем сразу дать ответ, что данное уравнение не имеет корней.

Например, если необходимо решить уравнение Что значит уравнение имеет смысл, то его ОДЗ задается системой Что значит уравнение имеет смыслто есть системой Что значит уравнение имеет смыслкоторая не имеет решений. Таким образом, ОДЗ данного уравнения не содержит ни одного числа, и поэтому это уравнение не имеет корней.

Оценка левой и правой частей уравнения

Некоторые уравнения можно решить с помощью оценки левой и правой частей уравнения.

Пусть дано уравнение Что значит уравнение имеет смысл, и нам удалось выяснить, что для всех допустимых значений Что значит уравнение имеет смыслзначение Что значит уравнение имеет смысл, а значение Что значит уравнение имеет смысл.

Рассмотрим два случая: Что значит уравнение имеет смысл

Если Что значит уравнение имеет смысл, то равенство Что значит уравнение имеет смыслне может выполняться, потому что Что значит уравнение имеет смысл, то есть при Что значит уравнение имеет смыслданное уравнение корней не имеет. Остается только случай Что значит уравнение имеет смысл, но, учитывая необходимость выполнения равенства Что значит уравнение имеет смысл, имеем, что тогда и Что значит уравнение имеет смысл. Таким образом, мы обосновали, что выполнение равенства Что значит уравнение имеет смысл(при условии Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смысл) гарантирует одновременное выполнение равенств Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смысл(и наоборот, если одновременно выполняются равенства Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смысл, то выполняется и равенство Что значит уравнение имеет смысл. Как было показано в п. 3.1, это и означает, что уравнение Что значит уравнение имеет смыслравносильно системеЧто значит уравнение имеет смысл

Коротко это можно записать так:

Что значит уравнение имеет смысл

Пример использования такого приема решения уравнений приведен в пункте 2 таблицы 10.

Аналогично предыдущим рассуждениям обосновывается и ориентир по решению уравнения Что значит уравнение имеет смысл, в котором все функции-слагаемые неотрицательны Что значит уравнение имеет смысл.

Если предположить, что Что значит уравнение имеет смысл, то сумма всех функций, стоящих в левой части этого уравнения, может равняться нулю только тогда, когда сумма Что значит уравнение имеет смыслбудет отрицательной. Но это невозможно, поскольку по условию все функции неотрицательные. Таким образом, при Что значит уравнение имеет смыслданное уравнение не имеет корней. Эти же рассуждения можно повторить для любой другой функции-слагаемого. Остается единственная возможность — все функции-слагаемые равны нулю (очевидно, что в этом случае равенство Что значит уравнение имеет смыслобязательно будет выполняться). Таким образом, сумма нескольких неотрицательных функций равна нулю тогда и только тогда, когда все функции одновременно равны нулю.

Например, чтобы решить уравнение Что значит уравнение имеет смысл, достаточно перенести все члены в одну сторону, записать уравнение в виде Что значит уравнение имеет смысли учесть, что функции Что значит уравнение имеет смыслнеотрицательные. Таким образом, данное уравнение равносильно системе Что значит уравнение имеет смысл

Из второго уравнения получаем Что значит уравнение имеет смысл, что удовлетворяет и всей системе. Следовательно, данное уравнение имеет единственный корень Что значит уравнение имеет смысл.

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений

Использование возрастания и убывания функций к решению уравнений опирается на такое свойство: возрастающая или убывающая функция принимает каждое свое значение только в одной точке ее области определения.

Полезно помнить специальные теоремы о корнях уравнения.

Теорема 1. Если в уравнении Что значит уравнение имеет смыслфункция Что значит уравнение имеет смыслвозрастает (убывает) на некотором промежутке, то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 52. Прямая Что значит уравнение имеет смыслпересекает график возрастающей на промежутке Что значит уравнение имеет смыслфункции Что значит уравнение имеет смыслтолько в одной точке. Это и означает, что уравнение Что значит уравнение имеет смыслне может иметь больше одного корня на промежутке Что значит уравнение имеет смысл. Докажем это утверждение аналитически.

• Если на промежутке Что значит уравнение имеет смыслуравнение имеет корень Что значит уравнение имеет смысл, то Что значит уравнение имеет смысл. Других корней быть не может, поскольку для возрастающей функции Что значит уравнение имеет смыслпри Что значит уравнение имеет смыслполучаем неравенство Что значит уравнение имеет смысл, а при Что значит уравнение имеет смысл— неравенство Что значит уравнение имеет смысл. Таким образом, при Что значит уравнение имеет смысл. Аналогично и для убывающей функции при Что значит уравнение имеет смыслполучаем Что значит уравнение имеет смысл.

Теорема 2. Если в уравнении Что значит уравнение имеет смыслфункция Что значит уравнение имеет смыслвозрастает на некотором промежутке, а функция Что значит уравнение имеет смыслубывает на этом же промежутке (или наоборот), то это уравнение может иметь не более чем один корень на этом промежутке.

Графически утверждение теоремы проиллюстрировано на рисунке 53.

Что значит уравнение имеет смысл

• Если на промежутке Что значит уравнение имеет смыслуравнение имеет корень Что значит уравнение имеет смысл, то Что значит уравнение имеет смысл. Других корней быть не может, поскольку, например, для возрастающей функции Что значит уравнение имеет смысли убывающей функции Что значит уравнение имеет смыслпри Что значит уравнение имеет смыслимеем Что значит уравнение имеет смысл, a Что значит уравнение имеет смысл, таким образом, Что значит уравнение имеет смысл. Аналогично и при Что значит уравнение имеет смысл.

Каждая из этих теорем утверждает, что в рассмотренном промежутке данное уравнение может иметь не более чем один корень, то есть или это уравнение совсем не имеет корней, или оно имеет единственный корень. Если нам удалось подобрать один корень такого уравнения, то других корней в заданном промежутке уравнение не имеет.

Например, чтобы решить уравнение Что значит уравнение имеет смысл, достаточно заметить, что функция Что значит уравнение имеет смыслявляется возрастающей на всей числовой прямой (как сумма двух возрастающих функций) и что Что значит уравнение имеет смысл— корень Что значит уравнение имеет смыслэтого уравнения (Что значит уравнение имеет смысл). Таким образом, данное уравнение Что значит уравнение имеет смыслимеет единственный корень Что значит уравнение имеет смысл.

Что значит уравнение имеет смыслКорень Что значит уравнение имеет смыслполучен подбором. Как правило, подбор начинают с целых значений: Что значит уравнение имеет смыслкоторые подставляются в данное уравнение.

Заметим, что каждая из этих теорем гарантирует единственность корня уравнения (если он есть) только на промежутке возрастания (или убывания) соответствующей функции. Если функция имеет несколько промежутков возрастания и убывания, то приходится рассматривать каждый из них отдельно.

Пример:

Решим с помощью теоремы 2 уравнение Что значит уравнение имеет смысл.

► Сначала следует учесть его ОДЗ: Что значит уравнение имеет смысли вспомнить, что функция Что значит уравнение имеет смыслна всей области определения не является ни убывающей, ни возрастающей (п. 2.2), но она убывает на каждом из промежутков Что значит уравнение имеет смысли Что значит уравнение имеет смысл. Поэтому рассмотрим каждый из этих промежутков отдельно.

1) При Что значит уравнение имеет смыслданное уравнение имеет корень Что значит уравнение имеет смысл. Функция Что значит уравнение имеет смыслвозрастает при Что значит уравнение имеет смысл(как было показано выше, она возрастает на множестве Что значит уравнение имеет смысл), а функция Что значит уравнение имеет смыслубывает на промежутке Что значит уравнение имеет смысл. Таким образом, данное уравнение Что значит уравнение имеет смыслпри Что значит уравнение имеет смыслимеет единственный корень Что значит уравнение имеет смысл.

Примеры решения задач:

Пример №424

Решите уравнение Что значит уравнение имеет смысл.

Решение:

► ОДЗ: Что значит уравнение имеет смысл. На ОДЗ Что значит уравнение имеет смысл. Тогда функция Что значит уравнение имеет смысл(как сумма двух взаимно обратных положительных чисел), а функция Что значит уравнение имеет смысл.

Таким образом, данное уравнение равносильно системе Что значит уравнение имеет смысл. Из второго уравнения системы получаем Что значит уравнение имеет смысл, что удовлетворяет и первому уравнению. Таким образом, система (а значит, и данное уравнение) имеет единственное решение Что значит уравнение имеет смысл.

Если раскрыть скобки и привести обе части уравнения к общему знаменателю, то для нахождения корней полученного уравнения придется решать полное уравнение восьмой степени, все корни которого мы не сможем найти.

Попытаемся оценить области значений функций, стоящих в левой и правой частях уравнения. Поскольку на ОДЗ Что значит уравнение имеет смысл, то в левой части уравнения стоит сумма двух взаимно обратных положительных чисел, которая всегда больше или равна 2. В правой части из 2 вычитается неотрицательное число Что значит уравнение имеет смысл. Таким образом, при всех значениях Что значит уравнение имеет смыслполучаем значение, меньшее или равное 2. Равенство между левой и правой частями возможно тогда и только тогда, когда обе части равны 2.

Пример №425

Решите систему уравнений Что значит уравнение имеет смысл

Решение:

► ОДЗ: Что значит уравнение имеет смыслРассмотрим функцию Что значит уравнение имеет смысл. На своей области определения Что значит уравнение имеет смыслэта функция является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций). Тогда первое уравнение заданной системы, которое имеет вид Что значит уравнение имеет смысл, равносильно уравнению Что значит уравнение имеет смысл. Таким образом, на ОДЗ заданная система равносильна системе Что значит уравнение имеет смысл

Подставляя Что значит уравнение имеет смыслво второе уравнение системы, имеем Что значит уравнение имеет смысл, Что значит уравнение имеет смысл. Учитывая, что на ОДЗ Что значит уравнение имеет смысл, получаем Что значит уравнение имеет смысл. Тогда Что значит уравнение имеет смысл.

Иногда свойства функций удается применить при решении систем уравнений. Если заметить, что в левой и правой частях первого уравнения заданной системы стоят значения одной и той же функции, которая является возрастающей (как сумма двух возрастающих функций), то равенство Что значит уравнение имеет смыслдля возрастающей функции возможно тогда и только тогда, когда Что значит уравнение имеет смысл, поскольку возрастающая функция может принимать одинаковые значения только при одном значении аргумента. (Заметим, что такое же свойство будет иметь место и для убывающей функции.)

Замечание. Утверждение, обоснованное в комментарии к задаче 2, может быть использовано при решении аналогичных задач. Коротко его можно сформулировать так: если функция Что значит уравнение имеет смыслявляется возрастающей (или убывающей) на определенном множестве, то на этом множестве Что значит уравнение имеет смысл

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *