Что значит упраздненная деревня
Что значит упраздненная деревня
Статья 13.1. Упразднение поселений
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
1. Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 27.12.2009 N 365-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
(часть третья введена Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)
4. В случае, если в поселении отсутствуют жители, обладающие избирательным правом, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об изменении административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации, в результате которого происходит упразднение всех населенных пунктов, входящих в состав поселения, с последующим упразднением поселения. Упразднение поселения осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
Территория упраздненного поселения на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории, на иных территориях в состав поселений, имеющих общую границу с упраздняемым поселением. Отнесение территории упраздненного поселения к территориям иных поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения, выраженного представительными органами данных поселений.
(часть 4 введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 165-ФЗ)
Статья 9. Порядок упразднения населенных пунктов
Статья 9. Порядок упразднения населенных пунктов
1. Упразднение населенных пунктов допускается в случае, если на территории населенного пункта не проживает ни одного жителя в течение трех лет, предшествующих дню обращения с инициативой об упразднении населенного пункта, а также в случае, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона. В случае объединения населенных пунктов применяются положения, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона.
2. С инициативой упразднения населенного пункта могут выступать глава поселения, глава муниципального района. Предложение об упразднении населенного пункта направляется в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный на решение задач в области архитектуры и градостроительства, а также в областной исполнительной орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный на решение задач в области земельных отношений, для подготовки заключений.
3. Инициатива об упразднении населенного пункта вместе с заключениями областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, указанных в части 2 настоящей статьи, рассматривается представительным органом поселения, который вправе принять решение о внесении законодательной инициативы в Новосибирский областной Совет депутатов.
4. В Новосибирский областной Совет депутатов вносятся следующие документы:
1) проект закона Новосибирской области, документы и материалы к нему, оформленные в соответствии с требованиями Устава Новосибирской области и законодательства Новосибирской области о нормативных правовых актах Новосибирской области;
2) заключения областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, указанных в части 2 настоящей статьи;
3) решение представительного органа поселения.
5. Решение об упразднении населенного пункта принимается законом Новосибирской области.
6. Земли поселения упраздняемого населенного пункта переводятся в состав иных категорий земель в порядке, установленном федеральным законом.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В России хотят упразднить низовой уровень местного самоуправления. Эксперты считают, что это отдалит власть от людей
Автор фото, ITAR-TASS
На прошлой неделе в Госдуму внесли законопроект о местном самоуправлении. Если его примут, в России будут упразднены городские и сельские поселения, а губернаторы получат дополнительные рычаги для увольнения муниципальных глав. Русская служба Би-би-си разбиралась, что думают о законопроекте эксперты.
Что предлагается в законопроекте?
Законопроект о местном самоуправлении фактически упраздняет городские и сельские поселения. Вместо них документом вводятся муниципальные и городские округа. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) остается также деление на внутригородские территории. Это означает, что в ближайшие годы Россию ждет масштабное укрупнение муниципальных образований. «Низовым» уровнем власти, по сути, станет районный вместо сегодняшнего поселенческого.
Похожие процессы идут в Нижегородской, Саратовской и Калининградской областях, Пермском и Ставропольском крае и еще в нескольких регионах. Однако новый законопроект предполагает, что укрупнение запустится по всей стране. В документе для этого установлен переходный период до 1 января 2028 года.
В документе предусмотрено три вида преобразования муниципальных образований: объединение, разделение и изменение вида (например, городской округ при несоблюдении установленных для него требований должен быть преобразован в муниципальный округ).
Сегодня в России насчитывается около 20 тысяч муниципалитетов. По прогнозу «Центра прикладных исследований и программ», который приводят «Известия», после окончания реформы их число может сократиться до трех тысяч.
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
По мнению законодателей, переход к одноуровневой системе повысит эффективность местных органов власти и укрепит их финансовую основу. Они ссылаются на «высокую дотационность» муниципалитетов, а также на широко применяемую, по словам авторов законопроекта, практику перераспределения их полномочий на региональный уровень.
Срок действия полномочий и глав, и депутатов установлен в проекте на пять лет. Также в нем увеличивается число оснований, по которым можно уволить местного главу. Например, губернатор вправе инициировать его отставку за «систематическое недостижение показателей эффективности деятельности».
Авторы считают, что эти нормы усилят ответственность муниципальных глав перед главами регионов.
Зачем это властям?
В пояснительной записке говорится, что законопроект подготовлен «в развитие положения Конституции РФ о единой системе публичной власти». Это понимается как согласованное действие ее различных уровней как «единого целого во благо граждан».
Автор фото, Vyacheslav Prokofyev/TASS
Авторы законопроекта обращают внимание на дублирование муниципальных полномочий в федеральном законодательстве. По их мнению, это приводит к путанице. Поэтому документ закрепляет полномочия именно органов местного самоуправления, отмечается в пояснительной записке. Об этом же в интервью «Известиям» говорил и Андрей Клишас.
Увольнение муниципальных глав по запросу губернатора он считает логичным продолжением федеральных тенденций: «Если такие нормы существуют в отношении руководителей субъектов, то почему им не существовать в отношении местных глав?».
По мнению Андрея Максимова, возглавляющего экспертный совет «Союза российских городов», одной из главных целей законопроекта может быть «оптимизация госуправления» на низовом уровне.
Решение об укрупнении муниципалитетов отчасти связано с кадровым голодом, предполагает научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Роман Петухов. По его словам, в тех регионах России, где оно уже состоялось, именно нехватка специалистов стала одним из катализаторов.
Социолог предупреждает, что переходный период ляжет тяжким грузом на местных чиновников. Из-за этого муниципалитеты могут работать менее эффективно.
Русская служба Би-би-си направила свои вопросы Павлу Крашенинникову и Андрею Клишасу, однако получить от них оперативные комментарии не удалось.
Куда денутся местные депутаты?
Политолог Александр Кынев обращает внимание на то, что укрупнение муниципалитетов приведет к резкому сокращению числа депутатов, входивших в представительные органы низовых поселений. Возможно, это и есть истинная цель реформы, рассуждает он.
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Политолог напоминает о недавней попытке провести Земский съезд: в конце мая текущего года муниципальные депутаты из нескольких регионов России съехались в Великий Новгород, чтобы обсудить проблемы местного самоуправления. Съезд был закрыт полицией через час после начала работы якобы из-за коронавирусных ограничений.
В законопроекте приводится примерное количество депутатов, которые будут представлять интересы избирателей в укрупненных округах. Так, для территории численностью до 10 тысяч человек установлена планка минимум в 10 депутатов. Если численность составляет от 100 до 500 тысяч человек, то потребуется не меньше 25 человек.
Вячеслав Тимченко не видит проблемы в сокращении численности депутатов.
Что будет, если законопроект примут?
Укрупнение приводит к тому, что бывшие поселения лишаются своих бюджетов и муниципальной собственности. А значит, ресурсы будут аккумулироваться в крупных центрах, объясняет она. «У бывшего поселенческого уровня местного самоуправления останутся только сметы, а не бюджеты. С учетом того, что многие территории лишатся еще и близких им депутатов, ни о какой активности власти говорить уже не приходится».
Автор фото, Mikhail Tereshchenko/TASS
Юлия Галямина была муниципальным депутатом в Москве
Если переход к одноуровневой системе состоится, это будет «масштабнейшее событие», которое сделает российскую модель местного самоуправления «весьма специфичной», считает Андрей Максимов из «Союза российских городов». Он напоминает, что в большинстве европейских стран эта система состоит из двух уровней.
По словам Максимова, попытка унифицировать структуру муниципалитетов неизбежно столкнется со сложностями. В тех же горных районах Кавказа, где вопросы локальной идентичности очень важны, и где есть «языковая специфика», укрупнение может вызвать конфликты, связанные с потерей депутатского представительства, считает он.
Социолог признает, что в отдельных случаях укрупнение действительно идет на пользу. Но здесь все зависит от конкретной администрации.
Эту мысль поддерживает и Андрей Максимов. Он приводит в пример исследование, проведенное несколько лет назад экспертами Комитета гражданских инициатив.
В его рамках были рассмотрены примеры укрупнения муниципалитетов в шести регионах России. Рассматривались в том числе различные экономические показатели, состояние бюджетов, расходы на содержание аппарата. По словам Максимова, исследование не показало прямой зависимости между укрупнением муниципалитета и его управленческой эффективностью.
Упраздненные деревни в серой зоне
Асфальт на местности закончился километров на семь раньше, чем на карте. От деревни, с которой «дрались», не осталось почти ничего. «Свою» узнал по колокольне в километре впереди. На этом с ностальгией заканчиваем. Что такое «упраздненный населенный пункт»? Какой статус у этих соток и гектаров? Интересны ли они рынку недвижимости?
На днях член Координационного Совета общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов напомнил, что даже в радиусе 70 км от Москвы попадаются пустующие и вымирающие населенные пункты. Это фактически пределы «второй бетонки» — А108.
Тема оказалась близкой президенту НП «ЦентрРегион» Кириллу Шалину: «Проблема мне знакома. В детстве я проводил каникулы в процветающей деревеньке. Была школа, ферма, магазин. Для подростков устраивались волейбольные матчи, на которые съезжалась молодежь из соседних деревень. Горько сознавать, что сейчас постоянных жителей в деревне нет, годные для проживания дома пустуют, вся территория заросла сорняком. Жилыми, да и то лишь во время летних каникул, остаются только два дома».
Как считает К.Шалин, вряд ли эта деревня когда-нибудь заинтересует инвесторов. Строить на ее месте коттеджный поселок не выгодно по причине неудачного месторасположения — она находится вдалеке от автотрасс, к тому же рядом нет каких-либо природных достопримечательностей. Вот если бы пустеющая деревня находилась на берегу водохранилища, например Рузского или Яузского, то интерес со стороны инвесторов появится бы.
«Главное же в том, — продолжает К.Шалин — что инвестору не придется менять целевое назначение земель: они уже предназначены для населенных пунктов малоэтажной застройки и никакая бюрократической волокита инвестору не грозит. Все земли такой деревни, исключая какие-то особо крупные участки сельхозназначения, являются землями поселений и могут быть розданы под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство. Это дает возможность быстро начать возведение жилья, провести необходимые коммуникации. Но повторюсь: чтобы подарить деревне «вторую жизнь», для инвестора важны три всем известных фактора: место, место и еще раз место».
Знаком с проблемой и генеральный директор Real Estate Consult Михаил Храмов: «Собственно большой проблемы для развития рынка я здесь не вижу. Есть, скажем так, небольшой личный резерв местных администраций. Известно немало случаев, когда земли упраздненных и еще не упраздненных деревень дополняли территории строящихся коттеджных поселков или так называемых «ранчо» — формально сельскохозяйственных предприятий с домом для «проживания фермера».
По словам М.Храмова, у местных администраций есть и другие «личные резервы» в отношении умирающих деревень. Во-первых, есть техническая документация, которая может сильно облегчить восстановление коммуникаций: электричества и дороги, если она когда-то была. Более того, если деревня еще не упразднена, муниципальные и региональные власти вполне могут израсходовать разумные бюджетные суммы на ее возрождение, например на ремонт дороги. Методы достижения взаимопонимания между девелопером и местными властями хорошо известны. Для жителей же коттеджного поселка относительное соседство нескольких сохранившихся деревенских домов большой проблемы не представляет.
«Как правило, — заключает М.Храмов, — и эти дома вскоре меняют владельцев и приобретают иной облик. Если проблема и существует, то иного свойства. Это неурегулированность процедур дальнейшего использования территорий упраздненных деревень и тех деревень, большая часть домов в которых фактически уже брошена. По-другому говоря, эти территории — «серая зона». Думаю, оптимальным решением была бы продажа этих деревень с аукциона. Как обычного актива. Конечно, с учетом интересов тех нескольких жителей или собственников, которые в деревне сохранились».
Наверное, такое решение можно было бы считать возрождением деревни в новом качестве. То же место. То же название, если оно благозвучно. Просто другие люди, но смена и так происходит.
Местную власть в результате реформы обнулят и упразднят
По проекту Клишаса–Крашенинникова муниципальные выборы до 2028 года разрешаются только в городах
Депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас продолжают работу по законодательному переформатированию страны. Фото РИА Новости
Очередной законопроект Клишаса–Крашенинникова называется вполне понятно: «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». И ключевой замысел этой инициативы тоже понятен уже с ее первых строк. Действующий закон о МСУ определяет его таким образом: «Местное самоуправление в РФ – форма осуществления народом своей власти. самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Теперь же основной постулат переформулирован полностью: «Местное самоуправление – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ форма самоорганизации граждан в целях самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения)». Конечно, о самостоятельности, независимости и прочих атрибутах МСУ в законопроекте тоже говорится, но потом – кстати, уже после упоминания единой системы публичной власти, в которую МСУ и входит. Короче говоря, ст. 12 главы 1 Конституции, которую не может изменить парламент, а только референдум, по сути, отменяют. Норма о том, что «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», становится не более чем конституционной фразой.
Более того, в ст. 4 законопроекта вдруг объявляется, что «муниципальное образование не является административно-территориальной единицей». То есть в субъектах РФ отменяется их нынешнее деление, там будут только укрупненные по максимуму городские и муниципальные округа.
При этом в пояснительной записке Клишас и Крашенинников, а их устами, конечно, Кремль, заявляют, что реформа меняет территориальной принцип организации МСУ на «принцип привязки к населению». В это очень сложно поверить, поскольку на уровне поселений отменяется всякая власть, да и сами эти поселения в результате такого обнуления упраздняются. Законопроект разрешает держать «на земле» лишь старост на общественных началах – или как там еще их по местным обычаям назовут.
Представительные органы в округах должны быть обязательно, причем указывается, что они могут формироваться только в результате выборов. А вот главы округов кроме прямого избрания или назначения депутатами еще могут выдвигаться и главой региона на решение тех же муниципальных советов. Что-то подсказывает, что именно этот способ порождения мэров и станет доминирующим по настоятельной подсказке из федерального Центра. Губернаторы, понятное дело, получают право наказывать муниципалов выговорами и отставками за безделье или по недоверию. При этом всем местным органам рекомендуется – в вышеуказанном смысле – получать статус юрлица. В этом случае они будут считаться муниципальными казенными учреждениями. То есть снизят свою финансовую самостоятельность, а отчетность по вертикали у них будет повышенная.
Одновременно законопроект предполагает резкое снижение числа местных выборов. После того как новый формат МСУ вступит в полную силу с 1 января 2023 года, до 2028-го продлится переходный период. За пять лет нынешние муниципальные районы должны стать округами, а города, которые еще не выделились в отдельные округа, в них превратиться. В течение этого времени переизбрание всех местных властей разрешается только в существующих городских округах, то есть только в столицах субъектов РФ. Впрочем, о них еще раз сказано, там будет позволена и иная система МСУ, а вот какая – непонятно, об этом будет некий новый законопроект.
Низовые органы власти предполагается ликвидировать. Фото с сайта www.urgadmin.ru |
Намерение провести полномасштабную перекройку всей местной власти страны менее чем за год выглядит фантастикой. Но важнее, что авральные изменения усилят политическую турбулентность в регионах – и это прямо во время транзита 2024 года. В связи с этим данное мероприятие, видимо, также следует признать сказочным сценарием и уже сейчас переставать спрашивать у Путина о его планах на очередной президентский срок. Скорее всего он становится объективно неизбежен. А вот после 2028 года уже возможны какие-то другие варианты.
«НГ» попросила экспертов поделиться своим первоначальным мнением от просмотра документа в 200 с лишним страниц. Член федерального бюро «Яблока» Григорий Гришин пояснил: «Тенденция на устранение альтернативной повестки и независимой политики, на дальнейшее выстраивание вертикали власти продолжается. Сейчас, по сути, происходит возврат к советской командно-административной системе. Нового создать наши власти ничего не могут, проще вернутся к старому». По его словам, выбранный способ для реформы тоже не удивителен, «сейчас все решения пишут поверх измененной Конституции». Короче говоря, времена имитационной демократии заканчиваются, видимо, в Кремле пришли к выводу, что нужно унитарное государство. Но яблочник не уверен, что и подготовку реформы бюрократия сможет завершить к 2023 году, и сама она успеет пройти до 2028-го. Но при этом в любом случае российской политической системе будет намного проще, если первое лицо останется навсегда. А шансы для оппозиции предлагаемая реформа действительно закрывает. Член политкомитета «Яблока» Эмилия Слабунова заявила «НГ», что «любые большие реформы связаны сейчас с президентскими выборами 2024 года»: «Цель власти – повысить управляемость на местах. Но на деле это приведет систему к состоянию турбулентности, хотя это только актуализирует для власти ее любимую поговорку «коней на переправе не меняют».
Член центрального совета «Справедливой России – За правду» Михаил Емельянов пояснил «НГ», что в реформе глобального политического замысла не видно, даты подобраны именно такие, чтобы она прошла через все властные инстанции. Сам законопроект эсэр раскритиковал: «По сути дела, это обескровливание местного самоуправления, власть будет еще дальше от людей. Ненормально, когда для того, чтобы построить дорожку или посадить дерево, нужно ехать за разрешением несколько десятков километров. Это и сложно, и неэффективно. Чтобы местное самоуправление нормально работало, нужны не реформы, а финансы, потому что бюджеты у муниципалитетов весьма скромные». Между тем Емельянов согласен, что 2024 год и сам по себе предстоит непростой, а тут к нему еще добавится кризис МСУ.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ»: «По мнению авторов, законопроект устраняет противоречие между местной и региональной властью, а на самом деле, по сути, разрушает систему муниципальной власти. На деле оказывается, что самый низовой уровень власти вообще ликвидируется». Эксперт отметил, что инициатива не может не создать турбулентности, ведь любая реформа работает на дестабилизацию политической системы. Поскольку система строится не снизу и не учитывает мнение избирателя, то он фактически оказывается исключен из процесса. «Власть идет по пути Николая I, выстраивает жесткую административную систему управления. Но при этом нововведения не соответствуют нашим международным обязательствам – той же Европейской хартии местного самоуправления», – отметил он.
При этом Калачев обратил внимание, что если переходный период стартует в 2023 году, то это наложится на президентскую кампанию: «И скорее всего в этой ситуации гражданам заявят, что президента сейчас менять не время, это страну дестабилизирует». И, конечно, реформа МСУ должна помочь в борьбе с оппозицией в непростой для власти период: «Это делает бессмысленными все инициативы оппозиции вроде Земского съезда и даже «умного голосования» местного уровня. Власть больше не считает нужным выпуск пара. Кремль дает асимметричный ответ на муниципальную активность оппозиции», – подчеркнул Калачев.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.