Что значит умственно отсталый легкой степени
Что такое умственная отсталость (олигофрения)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Федотова Ильи Андреевича, психотерапевта со стажем в 12 лет.
Определение болезни. Причины заболевания
Умственная отсталость (УО) или олигофрения — это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации.
Данная патология возникает у детей до трёхлетнего возраста, когда психика ребёнка должна развиваться, но в силу каких-либо внешних или внутренних обстоятельств этого не происходит, и человек останавливается в развитии на низком психическом уровне. [5] [6]
УО возникает под действием следующих факторов:
Большой диапазон причин возникновения УО делает невозможным выделение какой-либо конкретной патогенетической закономерности. Однако во всех этих случаях ввиду различных механизмов возникают необратимые повреждения головного мозга, или наблюдается изначальное недоразвитие, неправильная структура и объём мозга.
Распространённость патологии в разных странах варьируется от 0,3% до 3%. Из них на долю людей с лёгкой УО приходится примерно 70-90%, на долю людей со средней и тяжёлой степенью тяжести — 10-30%, и только 0,1% больных страдают крайне тяжёлой степенью УО. [7]
Симптомы умственной отсталости (олигофрении)
Следует понимать, что УО — это не только состояние интеллектуальной слабости. Она является комплексом патологий психики, который включает:
Нередко у больных с УО, особенно тяжёлой степени, имеются сопутствующие психотические симптомы, депрессивные расстройства, эпилептиформные приступы и неврозоподобная симптоматика.
Конечно, главным критерием в постановке диагноза остаётся уровень интеллекта (определяется, например, с помощью теста IQ или теста Векслера), однако важно оценивать развитие всех аспектов психики ребёнка (при помощи теста «ГНОМ», диагностики нервно-психического развития детей, разработанной К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухтом и Г.В. Пантюхиной). [2] [8]
Патогенез умственной отсталости (олигофрении)
Интеллект — это очень тонкая психическая функция, которая требует для своего формирования участия всего мозга. Различные факторы могут нарушать формирование высших мозговых функций и потому являются запускающими механизмами и звеньями патогенеза расстройств интеллекта. Эти патогенетические механизмы можно разделить две группы:
Чем раньше и сильнее воздействуют факторы патогенеза, указанные выше, тем раньше и сильнее нарушается развитие мозга, и тем тяжелее будет степень УО.
Классификация и стадии развития умственной отсталости (олигофрении)
В МКБ-10 [9] умственная отсталость кодируется в рубриках F70-F79:
Осложнения умственной отсталости (олигофрении)
УО может осложниться психическими и соматическими расстройствами.
К психическим осложнениям следует отнести другие поведенческие нарушения, которые наиболее часто присоединяются к олигофрении, а именно повторяющиеся нанесения самоповреждений. Некоторые пациенты склонны к навязчивым импульсивным поступкам (например, бьются головой о стену или часто ломают себе кости конечностей). Другие пациенты постоянно наносят себе повреждения на коже (экскориации), выдергивают волосы и т.д. Все эти поведенческие нарушения тяжело поддаются лечению. Психологическая коррекция бывает недоступна ввиду низкой обучаемости и отсутствия возможности осознавать последствия своих поступков. УО — одно из немногих абсолютных противопоказаний к психотерапии, так как психологический подход в лечении и коррекции данного заболевания зачастую бывает неэффективным.
Как соматическая патология УО могут осложнять пневмонии, кожные инфекции, пролежни и другие заболевания. Риск соматических осложнений напрямую зависит от качества ухода и надзора за такими больным. При хорошем уровне ухода люди с УО могут жить достаточно долго.
Также осложнением УО можно назвать появление тревожных и депрессивных расстройств у ухаживающих за больными с УО. Эти люди вынуждены постоянно находиться рядом с такими пациентами и наблюдать за ними. Несмотря на все их старания, люди с УО не выздоравливают, темп их прогресса в психическом и физическом плане очень медленный, а на каком-то этапе и вовсе прекращается. То, что здоровым людям удаётся освоить очень быстро и легко (например, навыки самообслуживания — есть ложкой, одеваться, убирать за собой), пациентам с УО даётся очень тяжело или же остаётся недостижимой «планкой». Для профилактики невротических расстройств у людей, ухаживающих за олигофренами, необходимо освоить основы олигофренопедагогики.
Диагностика умственной отсталости (олигофрении)
В первую очередь следует проводить тщательное обследование матери в пренатальный период для выявления хромосомных патологий:
После рождения ребёнка, в первые дни и годы его жизни проводят общие анализы крови, мочи, биохимические анализы, применяют различные скрининговые тесты для выявления нарушений обмена (фенилкетонурия, тирозинемия, мукополисахаридоз, гистидинемии и другие).
Из инструментальных методов диагностики используют:
Из психо-педагогических методов исследования применяют различные тесты на определение уровня интеллекта (в зависимости от возраста ребёнка), а также диагностические тесты на изучение общего психического развития ребёнка.
С двухлетнего возраста используют шкалу интеллекта Стэнфорда — Бине. Она оценивает коэффициент интеллекта (IQ) тестируемого. Тест состоит из четырёх частей, в которых исследуются:
Это не просто «сухое» тестирование, в процессе исследования специалист может наблюдать за проявлением различных качеств испытуемого (сосредоточенность, усидчивость, усердие, уверенность в себе), что также отмечается в результатах.
С пятилетнего возраста в России чаще всего используют тест Векслера.
Важно: результаты IQ в данном тесте не соотносятся напрямую с показателями IQ для классификации в МКБ-10. Из результата в тесте Векслера следует вычитать 10 и только потом обращаться к МКБ-10 для постановки диагноза. Например, если результат равен 34, то вычитаем 10 и получаем IQ = 24, что соответствует F72 — тяжёлой форме умственной отсталости.
Тест состоит из вербальной и невербальной частей, которые делятся по темам (арифметика, словарный запас, запоминание цифр, недостающие детали, кубики Кооса, складывание фигур и другое).
При обработке результатов:
Помимо вышеизложенных тестов существует большое количество альтернативных методик:
Дифференциальная диагностика
Дифференциальную диагностику проводят со следующими патологиями:
Детям с этим заболеванием характерно нормальное интеллектуальное развитие в первые годы жизни. У них может быть богатый словарный запас, они проявляют интерес во многих вопросах, часто фантазируют. Нарушений речи нет, но если они возникают, то не из-за нарушений общего психического развития, а по причине деформации мышления.
Характерным является нарастание гипобулии и гипотимии: если вначале ребёнок интересовался миром, проявлял много ярких эмоций, то потом постепенно становится безыдейным, безынициативным, отстранённым.
При выполнении заданий и тестов дети с шизофренией показывают нестабильность в результатах. Они способны отвечать на сложные вопросы и проваливают лёгкие тесты. Эти дети склонны к обобщению, если не учитывать частные признаки, в то время как при УО ребёнок не может выполнить задание в обобщённом плане.
Примерно 70% людей с аутизмом имеют черты УО. Однако в первую очередь следует диагностировать аутизм, так как методы коррекции детей с УО и аутизмом различны.
В отличие от людей с умственной отсталость, для детей с аутизмом характерна неравномерная задержка психического развития. Причём задержка наблюдается лишь в отдельных областях психики, в остальном же психическое развитие соответствует норме. При олигофрении же наблюдается общее психическое недоразвитие.
Это отклонение является состоянием лёгкого интеллектуального недоразвития, когда уровень мышления или эмоционально-волевая сфера и речевая функция не соответствуют возрасту. В отличие от УО оно может быть обратимым, однако если этого не происходит к 13 годам, то ставится диагноз лёгкой дебильности.
ЗПР возникает под действием наследственных факторов, внешних вредностей (черепно-мозговая травма, органическое поражение мозга, нарушение работы органов чувств) и психогенных воздействий (педагогическая запущенность, отсутствие должного ухода и воспитания). Дети с ЗПР, в отличие от детей с олигофренией, более эмоциональны, интересуются окружающим миром, обладают хорошим воображением, более обучаемы. [7]
Важно не путать умственную отсталость и деменцию, которая тоже характеризуется слабоумием и другими схожими нарушениями психики. Однако деменция — это состояние деградации, то есть переход из нормального состояния психики в патологическое, в то время как психика человека с УО изначально не развивалась. Следовательно, для постановки диагноза нужно учитывать возраст, в котором возникла патология. [12]
Лечение умственной отсталости (олигофрении)
Прежде чем врач выберет тактику лечения, ему следует ответить на несколько вопросов:
Показаниями к стационарному лечению в случае с УО являются выраженные нарушения поведения, сопутствующая острая психотическая симптоматика, расстройства настроения и неврозоподобные симптомы. В некоторых случаях госпитализация требуется для проведения медико-психологического обследования (дифференциальной диагностики с задержкой психического развития, аутизмом и шизофренией).
Владея информацией о причине возникновения УО, врач может проводить целенаправленное лечение. Например, при ферментопатиях может быть назначена диета, при патологиях щитовидной железы применяют гормональные препараты, при инфекциях — антибиотики, при интоксикациях — дезинтоксикационную терапию и далее в зависимости от конкретного случая.
Определение степени УО необходимо для разработки тактики психолого-педагогической коррекции. Больного, в зависимости от его состояния, стараются адаптировать к окружающим его условиям, обучают необходимым трудовым и бытовым навыкам, если это возможно, и подбирают индивидуальный план обучения.
Из патогенетической медикаментозной терапии применяют такие лекарства, как «Ноотропил», «Пантогам», «Фенибут», «Нооклерин», «Церетон», «Инстенон», «Мемантин», «Церебролизин», «Кортексин», «Циннаризин», «Леводопа» и глутаминовая кислота.
К симптоматической терапии обращаются, если имеется выраженная психотическая симптоматика, нарушения поведения и депрессия. Для этого применяют «Флувоксамин», «Амитриптилин», «Феназепам», «Рисперидон», «Хлорпромазин» и противоэпилептические средства.
Не менее важна психологическая работа с родственниками. Следует объяснять родителям все нюансы поведения и возможные проблемы, обучить их правильному уходу для лучшей адаптации больного. Важно помнить, что ребёнок с УО может стать огромной стрессовой нагрузкой для родных, поэтому психотерапевтическая работа с родителями является важнейшим звеном для поддержания здоровой атмосферы в семье, что очень важно для развития ребёнка. [5] [8] [13]
Прогноз. Профилактика
Прогноз благоприятен для людей с лёгкой степенью УО. Они социализированы, могут окончить специализированное обучение, получить профессию, владеют простыми бытовыми навыками, способны помогать по хозяйству, не имеют сопутствующей психотической симптоматики.
Прогноз неблагоприятен в средних и тяжёлых случаях УО. Это связано с постоянной опекой и специальным уходом, который требуется больным, и нередкими случаями сопутствующих психотических патологий.
Профилактическая работа направлена на:
Умственная отсталость легкой степени: причины, симптомы, лечение и прогноз
Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) – это специфическое состояние, обусловленное особым уровнем деятельности центральной нервной системы, а не психическим заболеванием. Оно носит хронический, непрогрессирующий характер и возникает в связи с органической патологией головного мозга.
Пораженная ЦНС ограничивает интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, такое отклонение возникает еще во время внутриутробного развития, и окончательно формируется до трех лет от роду.
Вследствие разного рода повреждений головного мозга, спровоцировавших распад психических функций, олигофренией может заболеть человек и в зрелом возрасте. Это называется деменцией. Ее следует отличать от приобретенного слабоумия, под которым подразумевают снижение интеллекта в связи с возрастными изменениями головного мозга.
Умственную отсталость относят к тяжелым патологиям. Однако, в зависимости от формы ее развития, специалист может максимально адаптировать больного к окружающему социуму, провести коррекцию некоторых недостатков.
Классификация УО
Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:
Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):
Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.
Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.
Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.
Причины появления
Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:
Признаки УО легкой степени
Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.
Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.
У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.
Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:
Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.
Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.
Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.
Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.
Особенности детского слабоумия
Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.
Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.
«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.
В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:
Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.
Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.
Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.
Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.
Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.
Диагностика
Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта.
Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.
Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).
Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом. Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.
Профилактика и лечение
С целью предупредить развитие умственной отсталости еще в утробе у матери беременным женщинам, которые обладают неблагоприятным анамнезом (физиологические показатели, предрасположенность) рекомендовано более тщательное обследование. Под особое наблюдение врачи ставят женщин, которые в период беременности болели вирусными заболеваниями.
К поражению головного мозга могут привести родовые травмы, полученные новорожденными, а также перенесенные ими в раннем возрасте инфекционные заболевания.
Дитя с легкой умственной отсталостью, имеет возможность развиваться и обучаться в пределе своих биологических возможностей. Данная патология неизлечима, но своевременная и грамотная ее коррекция даст возможность стать для такого человека полноценным членом общества, хоть и с ограниченными способностями. Особую роль в данном случае играет окружение и восприятие. Несомненно, что такие люди требуют к себе повышенного внимания.
Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка. Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.
Всегда важно помнить, что любое психическое заболевание – это еще не приговор. Главное – вовремя обратиться к специалисту, который поможет сделать пребывание в обществе максимально комфортным и плодотворным для больного.
В случае легкой олигофрении специалисты ставят относительно благоприятный прогноз. Это касается случаев, не отягощенных сопутствующими психопатологическими и соматоневрологическими расстройствами. Люди с такими отклонениями вполне способны освоить определенные виды профессий, могут приспособиться к самостоятельному проживанию и даже создают семьи.
Коррекция
Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.
Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.
Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:
В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.
Жизнь с умственной отсталостью
Люди с легкой степенью олигофрении медленно запоминают полученную информацию, быстро ее забывают. Для них не свойственно обобщение, они не владеют абстрактными понятиями. Нарушение понимания логической связи между событием и явлением приводит к тому, что индивид не в состоянии делать какие-либо выводы о происходящем.
Кристальная честность – отличительная черта такого человека. При этом важно понимать, что делает он это не из высоких моральных соображений, а лишь потому, что не в состоянии фантазировать. Сопутствующими признаками можно считать: однообразность речи, ее явные нарушения, безэмоциональность, низкий уровень словарного запаса, примитивизм при постройке предложений.
Больные чувствуют себя максимально спокойно в привычной обстановке, обладают повышенной внушаемостью. Доверчивого олигофрена легко превратить в исполнительного «зомби», который будет полностью уверен в том, что все действия он совершает по собственному желанию.
Взрослых людей, которые имеют легкую форму умственной отсталости, сложно определить в современном обществе. Начальную стадию развития заболевания наиболее точно можно диагностировать в детском возрасте.
На сегодняшний день люди с особенностями развития психики имеют все шансы успешно интегрироваться в общество. Для этого создаются инклюзивные школы, классы, детские сады, профессиональные технические училища. Педагоги в таких учебных заведениях обладают специальными знаниями и навыками, которые определяют специфику работы с умственно отсталыми людьми.
Человек с таким отклонением крайне нуждается в поддержке родственников и окружающих. Данное обстоятельство оказывает кардинальное влияние на психологический комфорт, качество жизни, самореализацию больного. Умственно отсталые люди требуют от общественности максимального терпения и толерантности.
Удачная социализация олигофренов с легкой формой слабоумия делает из них верных супругов, послушных, неконфликтных личностей, которыми легко управлять.
Но следует понимать, что такие качества, как внушаемость и управляемость может сделать из человека с легкой степенью УО как адекватного члена общества, так и жестокого, мстительного, злобного индивида. Все зависит от того, в каком окружении он находится.
Наблюдение таких лиц у психотерапевта существенно повышают их шансы на адаптацию в окружающем мире.
Несмотря на то, что умственную отсталость относят к неизлечимым дефектам, люди, которые страдают этой патологией, могут быть максимально приспособлены к условиям жизни. И основополагающую роль в этом играет ранняя диагностика заболевания, его грамотная коррекция и толерантная окружающая среда.