Что значит уметь читать в чем состоит смысл чтения

по Русскому Языку ЕГЭ. Текст Г. Бакланову. Проблема чтения. (Что значит уметь читать? В чём состоит смысл чтения?) (Аргументы ЕГЭ)

Книги всегда были основным источником информации. Однако для того, чтобы понять и осмыслить прочитанное, нужно научится правильно читать. Этот навык является основным для духовного развития человека. Что значит умет читать? В чём смысл чтения? На эти вопросы отвечает Г.Балканов в данном тексте.

Автор говорит о Гёте, который утверждал, что так и не научился читать за свои восемьдесят лет жизни.

Я согласен с точкой зрения автора. В том, что чтение важно для духовного развития меня убеждает классическая русская литература. Так, в трилогии М. Горького отчётливо прослеживается тема книги как друга, как того, к чему надо стремится. В произведении литература играет важнейшую роль в становлении Алексея Пешкова, она то и сделала его отличным от большинства. Наверное, именно поэтому герой будучи подростком, читателем воспринимается как взрослым человек, даже старик, настолько он был мудр. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» книга сыграла огромную роль. Библия, которую Родион Раскольников прочёл во время заключения, стала его отправной точкой для становления его новой личностью и пускай произведение кончается на этом, читатель сам может додумать, кем станет герой. Это и есть наглядный пример навыка чтения.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Что значит «уметь читать»?

Разделы: Литература

Класс: 5

Один из важных вопросов современной школы – это вопрос обучения чтению. Чтение является процессом работы с текстом, направленным на извлечение из него информации, на восприятие текста и его понимание. Чтение заложено в основу обучения и является одним из самых необходимых навыков в жизни современного человека.

Меня как учителя старшей школы интересует вопрос: «Что значит уметь читать»?».

Попросите любого школьника 4, 5-го класса прочитать вывеску или короткую рекламу. И он, без сомнения, прочитает! Значит, он умеет читать! Получается, что проблемы умения прочитать текст в старшей школе (то есть с 5-го класса) не существует! Действительно ли это так? Давайте разбираться.

В методической литературе выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

«Правильное чтение – это чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения».

Как показывает практика, к 5-му классу большинство ребят владеют навыками правильного чтения. Многие читают осознанно, бегло. Но и здесь стоит оговориться, если слова короткие, то ребенок читает легко и понятно, а если слово состоит из 5–6 слогов, то у многих возникают проблемы: ребенок старается произнести слово в том же темпе, коверкает его и, следовательно, не понимает, но продолжает читать. Данное чтение нельзя признать качественным.

В международном исследовании PISA есть направление – читательская грамотность школьников средней ступени. По статистике с 2003 года Россия ни разу не входила в двадцатку стран по этому показателю (26, 32, 34 места) из 70 стран. Как видно, проблема формирования навыка качественного чтения в средней школе оказывается очень актуальной!

«Как хорошо уметь читать!» – написал в своем стихотворении Валентин Берестов. В этой строчке логическое ударение падает на слово «уметь». Мы же поставим ударение на слово «ХОРОШО» и углубим диапазон проблемы: Как ХОРОШО уметь читать? Что же значит: хорошо уметь читать?

Если читать слово медленно, то его обязательно прочитаешь правильно!

«Беглость чтения — это такой темп, который характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение». Средняя скорость разговорной речи человека в зависимости от типа нервной системы колеблется в пределах 100–160 слов в минуту.

В качестве тренировочного упражнения в беглости чтения (но не для контроля за техникой) учителя используют прием подсчета слов, прочитанных учеником за определенный промежуток времени. Так написано в методике. Но часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенку главное быстро прочитать слова, так его проверяли. И получается, что он читает быстро, но ничего не понимает, как ничего не понимают и окружающие.

В процессе обучения чтению ребенок должен запоминать буквы, слоги, слова и их последовательность, чтобы воспроизвести слово и предложение. То есть ребенок перед прочтением должен знать, видеть облик слова (этот процесс можно сопоставить с изучением иностранного языка). Поэтому очень важна работа над развитием зрительной памяти. Что способствует формированию зрительной памяти: один из приемов – пересказ текста, во время которого можно использовать ключевые слова, логические цепочки, таблицы, рисунки, кластеры и т д. От уровня развития зрительной памяти зависит беглость чтения. С введением тетрадей на печатной основе по ряду предметов учителя концентрируют свое внимание на данной форме работы. От такой работы, несомненно, много пользы! Но исключать пересказ как форму работы нельзя.

Третий критерий: сознательное чтение. Для формирования сознательного чтения необходимо развитие смысловой догадки. «Смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно ускоряет процесс чтения. То есть он основан на понимании того, о чем читают».

Данные три навыка чтения необходимы в каждом предмете, где ребенок сталкивается с текстом. Но еще одно качество чтения, способствующее пониманию и запоминанию прочитанного, – это выразительное чтение. Именно совокупность всех навыков качественного чтения определяет успешность обучения ребенка в школе: читаю – понимаю – запоминаю.

Под выразительным чтением понимают «правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения». Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: силу голоса, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодику тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.

Все средства интонации поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением. Такое чтение приятно и интересно слушающим.

Павел Афанасьевич Фамусов, герой комедии Грибоедова А.С. «Горе от ума», поучает своего слугу Петрушку: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой!», что и определяет критерии правильного чтения: спокойный темп речи, соблюдение интонационного рисунка текста, пауз, орфоэпических норм.

При изучении того или иного материала, работая с текстом, поставьте в приоритет не скорость его прочтения, а произносительную культуру чтения: соблюдение пауз, интонации, логического ударения. Тогда появится понимание прочитанного, и, может быть, интерес к такому занятию, как чтение книг.

Источник

Что значит уметь читать?

Екатерина Бунеева

12 марта 2020 • 14:18

Учёные давно уже дали ответ на этот вопрос: извлекать из текста все три уровня информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную) и эмоционально проживать текст, если мы читаем художественное произведение.

Мы ещё в школе усвоили, что литература – искусство слова. А как определить, искусство ли та книга, текст, что я сейчас читаю, или нет? Ответ есть у Евгения Водолазкина в очерках «Идти бестрепетно. Между литературой и жизнью»:

«Граница между искусством и не искусством определяется наличием системной и внесистемной информации…»

Например, объявление о продаже обуви – это системная информация, потому что обозначаемое (обувь) и обозначающее (текст) вполне совпадают. Иными словами, в этом тексте всё сообщается в явном виде, без подтекста. Дальше процитирую автора:

«Примером же внесистемной информации является самый короткий рассказ Хемингуэя («For Sale»): «Продаются детские ботиночки. Неношеные». Нужно ли объяснять, какой трагический сверхсмысл содержит это объявление? … Таким образом, свехсмысл отличает искусство от не искусства».

Сверхсмысл – по-другому, подтекст, именно его нужно уметь прочесть в художественном произведении: в книге, фильме, картине, спектакле. Но я сейчас о книгах, текстах. Можно ли научить вычитывать подтекст, сверхсмыслы? Можно, и обязательно нужно, в этом прежде всего назначение уроков литературного чтения в начальной школе и литературы – в основной и старшей. Средством обучения будет технология продуктивного чтения. Покажу на примере, как можно прочитать вместе с детьми стихотворение Анны Ахматовой «В саду».

До чтения

Прочитайте имя автора. Оно вам знакомо? Если да, что вы ждёте от новой встречи?

Прочитайте заглавие, рассмотрите иллюстрацию. О чём будем читать? Что можно предположить: содержание, настроение?

Это перевод стихотворения армянского поэта Маро Макарян, сделанный Анной Ахматовой в 1954 году.

Читаем текст

Читая стихотворение, постарайтесь представить картину, нарисованную словами. Обращайте внимание на ключевые слова, они помогут понять текст, почувствовать настроение автора.

Где клён, и дуб, и ясень,

Гуляя наугад, (наугад – наудачу, не зная заранее, неуверенно)

Уж распахнула осень. (Осень пока «гуляет наугад», она только распахнула калитку в сад, то есть ещё не вошла, только-только приходит… значит, осень ранняя. Что вы представили? Какую картину ожидаете увидеть за распахнутой калиткой, где «клён, и дуб, и ясень»?)

Там пшат прекрасный мой —

Серебряное диво — (пшат – это армянское название южного кустарника с серебристыми листьями)

В наряде горделивом. (Вот первая осенняя картинка сада: листья пшата серебристые, а вот тополь уже золотой, он красуется горделиво. Как вы представляете этот цвет – золотой это какой?)

Как будто под листвой

Огонь незримый зреет, (Незримый – значит невидимый. Зреет огонь под листьями – что это может быть? Что вы увидели?)

Шиповник пламенеет. (Вот этот огонь: ягоды шиповника, они тёмно-красные, рыжие, как огонь. Видели ягоды шиповника? Представили эти капельки огня под ещё зелёными листьями? Это вторая картинка осени в милом саду.)

Но осень так скромна, (Поэт называет осень скромной, но у неё же такие яркие краски, их много! Что можете предположить?)

Огонь свой затаила. (Немного жёлтого, немного рыжего…Ранняя осень пока скромно прячет свои яркие, сильные краски.)

После чтения

— Картина, которую вы увидели, совпала с вашими первоначальными предположениями?

— Расскажите, какую картину вы представили, прочитав стихотворение. Начните так: Ранняя осень в саду…

Об авторе: Екатерина Бунеева, доктор педагогических наук, автор учебников, лауреат Премии правительства РФ в области образования, создатель Домашней онлайн-школы грамотности Екатерины Бунеевой

Источник

Умение читать

Александр Лобок

Однако великая тайна чтения заключается как раз в том, что оно дает абсолютную прививку от зомбирования знаниями. Чтение – это всегда процесс создания своего собственного знания в момент усилия по преодолению преграды текста. Чтение – это процесс авторской реконструкции того, что скрывается за рядом значков, которые чисто визуально не несут в себе ровным счетом ничего, но каким-то хитрым образом удерживают и хранят в себе бесчисленные вселенные иных сознаний.

В сущности говоря, умение читать (а вовсе не умение получать информацию, не умение «получать знания»!) – это главное, по поводу чего в принципе возникает институт школы в человеческой культуре, и главное, чем отличается человек образованный от человека необразованного. Первобытный человек или средневековый крестьянин обладали гигантскими объемами информации, гигантскими объемами знаний, которые они получали в процессе своего жизненного опыта и живого взаимодействия с теми или иными живыми носителями знаний и носителями опыта. Но они были глубоко необразованными людьми ровно потому, что они не были «людьми книги», они не обладали умением читать – т.е. умением извлекать знание, упакованное в текстовый формат. Искусство чтения – это искусство встречи с иным миром именно через собственную дешифровку текста. Автор не общается с читателем напрямую. Автор общается с читателем посредством текста. А наличие текста, разделяющего автора и читателя, предполагает наличие (и развитие) двух искусств: искусства писать и искусства читать. Это два сложнейших искусства, которые являются важнейшим драйвером развития человеческой культуры в ее цивилизационный, постпервобытный период.

Уже из одного этого следует, что умение читать – это вовсе не очевидное и банальное умение. Умение, неизмеримо более сложное, нежели способность складывать буквы в слова и произносить эти слова вслух. Однако не разобравшись в том, что есть умение читать, можем ли мы научить читать ребенка? И не является ли одной из причин происходящего на наших глазах глобального кризиса культуры читательства то, что сама школа сегодня не слишком хорошо понимает, что есть чтение, зачем оно нужно, и что нужно делать, чтобы умение читать не превратилось в бесполезный и архаический навык, не превратилось в абсолютный анахронизм в эпоху интенсивного развития различного рода аудиальных и визуальных носителей информации.

Ну так вот. Если мы способны честно и внятно сказать самим себе, в чем же на самом деле состоит умение читать, у нас появляется шанс существенно по-новому посмотреть на то, чем занимается школа, когда она пытается научить ребенка читать, ответить на вопрос, почему получается у школы это архиплохо, и можно ли что-то сделать, чтобы эта ситуация изменилась радикальным образом.

Что значит уметь читать в чем состоит смысл чтения

Итак, умение читать – что это?

2. Умение читать – это искусство воображать. Это искусство обнаруживать себя в читаемом тексте. Это искусство наполнять текст своими чувствами, мыслями и переживаниями. Искусство наполнять читаемый текст собой. И прежде всего – своими образами, картинками своего воображения.

Ребенок, который научился увлеченно читать – это ребенок, который освоил искусство порождения своих собственных картинок, визуализирующих читаемый текст в его сознании. Поэтому, кстати, читающий ребенок недолюбливает книги с картинками. Книга с картинками тормозит продуцирующую силу собственного воображения. Поэтому важнейшая задача при научении чтению должна заключаться не в том, чтобы привлечь детское внимание к книге с картинками, а в том, чтобы научить его этой удивительной игре воображения по созданию собственных картинок. Научить ребенка быть волшебником, который может представить живую картинку любого читаемого текста, и степень подробности этой картинки будет зависеть только от силы вообразительного волшебства. И самое удивительное при этом то, что у каждого читателя будет своя картинка. Текст – один, а картинок столько, сколько читателей. И все картинки разные. Совершенно разные. А степень подробности, степень детализованности воображаемых картинок – важнейший показатель вовлеченности в процесс чтения.

Многочисленные эксперименты, которые мы проводили в детских садах Москвы и целого ряда других российских городов показывают, что это невероятно эффективный способ запуска в детях потребности читать. Чтение начинается не с умения складывать буквы в слова, а с умения порождать собственные образы в процессе встречи с теми или иными словами и фразами. Ну а уже в процессе развития читателя к искусству порождать в процессе чтения собственные образы добавляется искусство порождать собственные чувства, собственные мысли и смыслы, а так же собственные интерпретации. А все это вместе взятое и есть актуализация собственного Я в читаемом тексте как подлинный фундамент чтения. Ключ к формированию «человека читающего».

3. Умение читать – это искусство СВОБОДНО ПУТЕШЕСТВОВАТЬ в читаемом тексте. Быть автором своей персональной траектории, когда не текст властвует над тобой, а ты над текстом.

Человек читающий всегда является хозяином траектории своего путешествия. Он не является «ведомым». Он не читает книгу строчка за строчкой, от начала до конца. Он читает, перепрыгивая с одного места на другое, он произвольно меняет темп и скорость чтения, тормозясь на фрагментах, которые вызвали в нем поток образов или чувств, и легко перескакивая через предложения и абзацы, которые по какой-то причине ничем в нем (пока!) не отзываются. По сути дела читающий человек ИГРАЕТ с текстом, экспериментирует с текстом, читая его то так, то сяк. И при этом не чувствует за своим плечом надзирающего ока взрослого, который контролирует его процесс чтения. Стоит ввести внешний контроль (за скоростью чтения, за порядком чтения и т.п.), как исчезнет важнейшая составляющая увлеченного чтения – способность играть с текстом, способность экспериментировать с текстом, способность быть хозяином своей читательской траектории.

Наши многочисленные эксперименты в детских садах и школах достаточно убедительно доказывают, что право на свободную игру с читаемым текстом, право на экспериментирование с траекторией внутритекстового путешествия резко активизируют читательский азарт даже в тех детях, которые совершенно не любят читать и читают очень плохо. Дети испытывают необыкновенную радость, когда обнаруживают, что текст, оказывается, может быть не занудным ментором, требующим, чтобы ты двигался по какому-то заранее определенному направлению (от «начала» к «концу», ничего не пропуская), а площадкой для веселых путешествий «наперекосяк» и «вверх тормашками», когда ты имеешь полное право «прыгать» по тексту как тебе заблагорассудится. Что вовсе не надо читать текст строчка за строчкой и абзац за абзацом. Что читать можно в любом направлении и в любой последовательности. И что это может быть невероятно забавно и интересно. И невероятно стимулирующее.

Например, начать чтение так: зажмуриться и ткнуть пальцем в любое место и посмотреть, что тебе «выпало». А потом в другое. А потом в третье…. А дальше попробовать предположить на основании выпавших кусочков, о чем же будет текст. И точно так же «потыкаться» в другие книги…. Между прочим, именно таким «методом тыка» пользуется любой взрослый, выбирая книгу в книжном магазине. Открывает ее наугад в разных местах, читает произвольные фрагменты, и на этом основании принимает решение, стоит ли эту книгу брать. У читающего человека всегда есть чувство хозяина, а не чувство раба перед книгой. Однако когда взрослые обучают чтению детей, они обычно поступают прямо противоположным образом. Они не учат ребенка свободно прыгать по книгам и текстам, а навязывают некий жесткий сценарий чтения. Что и является одной из причин того, почему потенциально интересная книга вызывает у ребенка чувство отторжения.

Огромная беда современной российской школы заключается в том, что она торопится навязать ребенку понимание того, что стоит за текстом, торопится дать готовые ключи к дешифровке текстов – тогда, когда у детей не сформирована сама потребность в этой дешифровке, и они не понимают смысла этой дешифровки. Они своё-то еще не успели сформировать, а им уже услужливо подсовывается «как надо». И всё это в условиях, когда знакомство с тем или иным художественным произведением жестко подчинено невротической гонке по освоению «учебной программы». А в результате торопливо подсовываемые ребенку связки литературоведческих ключей оказываются в его руках бессмысленными и бестолковыми погремушками, а диалогического приближения к тайнам художественного текста так и не происходит. Текст разрушается имитацией анализа, а вовсе не становится более притягательным и объемным. А значит, происходит что-то радикально не то. Благие намерения ведут, как обычно, в известное место.

Вообще говоря сформировать в ребенке способность к продуктивному пониманию и аналитическому восприятию художественного текста невозможно в условиях гонки на скорость. Чтобы освоить искусство адекватного понимания, нужна кропотливая и медленная работа на небольших островках художественных текстов. И любая торопливость здесь противопоказана. И уж во всяком случае понимание не может быть навязанным. Траектория понимания не может быть одинаковой для всех. Реконструкция авторского образа и авторской мысли требует работы медленного восхождения к другому, а не торопливого ответа на наивно-лобовой вопрос «что хотел сказать автор?».

Вот почему в своей работе с детьми детских садов и начальной школы мы начинаем с тех произвольных образов-картинок, которые продуцируют сами дети. А затем добавляем новые детали текста – и смотрим, как корректируется исходный образ-картинка. И не жалеем времени на эту увлекательную игру. Ведь задачка заключается вовсе не в том, чтобы ребенок ответил на вопрос «что хотел сказать автор?» или на другие вполне дурацкие «методические» вопросы, на которые обычно предлагается отвечать детям по прочтении того или иного текстового фрагмента. Нет, важнейшая с нашей точки зрения задача должна заключаться в том, чтобы ребенок научился корректировать свою внутреннюю картинку в процессе чтения текста. И на самом деле это очень увлекательная задачка, похожая на прохождение квеста или складывание паззла. Я читаю текст, наполняя его своим воображением, но при этом вовсе не отправляюсь в вольное, оторванное от текста вообразительное путешествие (хотя в какие-то моменты и это возможно: как же это увлекательно – сочинять свои ответвления читаемой книги, придумывать ее альтернативные варианты!), но занимаюсь постоянной корректировкой своего исходного образа. Появляются новые детали текста – и эти детали вносят свои коррективы в мою вообразительную картинку. Это и есть процесс понимания, процесс диалога в его первичном виде. И наши эксперименты с детьми дошкольного и младшего школьного возраста показывают, что процесс понимания может быть невероятно увлекательным для ребенка. Оказывается, невероятно интересно замечать, как появление каких-то новых текстовых деталей вносит коррективы в ту внутреннюю картинку, которую рисует мое воображение. И если я вместил в свою внутреннюю картинку все детали текста – значит, я воспринял текст адекватно. А если во мне уже в раннем возрасте оказывается сформирована ценность адекватного прочтения, это становится основой для того, чтобы в будущем понять то, как устроен качественный литературоведческий анализ как особый инструмент понимания и интеллектуальной реконструкции текста.

5. А еще умение читать – это искусство чувствовать язык и стиль, искусство наслаждаться эстетикой читаемого текста, искусство чувствовать поэтику и красоту языка, которым написан текст

Важнейшей характеристикой настоящего, состоявшегося читателя является то, что он умеет получать наслаждение от языка. Он умеет проживать книгу как особое художественное пространство. Ему знакомо искусство эстетического наслаждения. И это искусство так же может формироваться уже на самых ранних ступенях становления читателя. В наших экспериментах было показано, что для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста игра по распознанию авторского стиля и авторского языка может быть чрезвычайно интересной. И это еще одна игра с текстом, которая помогает стимулировать внутреннего читателя. Один и тот же сюжет может быть описан совершенно разным языком. Одна и та же сказка может быть рассказана в совершенно разной стилистике. Оказывается, книга – это не просто рассказ о чем-то. Это рассказ, написанный тем или иным образом, с помощью того или иного языка. И интересно, что в наших экспериментах дети, которые только-только научились читать, с большим удовольствием занимались играми по распознанию разных стилистик, разного языка. Оказывается, это невероятно увлекательно, когда сюжет повествования не меняется ни на йоту, а язык и художественный стиль, с помощью которого ведется рассказ, меняется радикальным образом.

Кстати говоря, только в том случае, если у ребенка оказалось сформировано чувство языка и чувство эстетики художественного текста, он будет готов получать удовольствие от все новых и новых художественных открытий, будет готов к встрече с новыми и непривычными художественными мирами, будет готов к диалогу с актуальным литературным процессом, что так же является важнейшим критерием «человека читающего». Человек читающий – это человек, который не тратит свое драгоценное время на чтение книжной макулатуры, но зато открыт к встрече с новыми художественными мирами.

6. Умение читать – это искусство рыться в книгах, умение фильтровать книжный поток и, в конечном итоге, искусство создавать свою персональную библиотеку как зеркало своей личности

Поясню, что я имею в виду. Библиотека в том смысле, в котором я здесь о ней говорю, это вовсе не некоторое количество книг, выставленных на домашних книжных полках. Я говорю о библиотеке как о внутриличностном процессе. О процессе, который сопровождает образованного человека на протяжении всей его жизни. Библиотека, в которой постоянно происходит перекладывание и пересортировка книг. На стеллажах этой внутриличностной библиотеки находятся, в первую очередь, конечно же, книги прочитанные и просмотренные; при этом на протяжении жизни происходит постоянное изменение рейтинга эти книг. Что-то, что когда-то невероятно увлекало и казалось сверхценным, вдруг резко утрачивает позиции, а что-то неожиданно выходит на передний план. Книга, которая когда-то совершенно ничем не задевала, вдруг становится книгой первой величины… Человек читающий – это человек, который все время занимается – зачастую неосознанно! – упорядочиванием и переупорядочиванием книг на этих своих внутриличностных стеллажах. Причем самое главное во внутриличностной библиотеке даже не те книги, которые уже прочитаны, а те, которые хочется прочитать. И в любом случае длина тех или иных стеллажных полок и их наполнение является важнейшим показателем образованности.

Но еще более важным показателем является динамика этой внутренней библиотеки. Чем более развит в человеке читатель, тем более подвижна его внутренняя библиотека, тем более активно происходит упорядочивание и переупорядочивание этого книжного богатства, тем более живым является это внутреннее библиотечное пространство. Изменяются вкусы, оценки, пристрастия, ориентиры, предпочтения. Изменяются векторы книжного азарта, проявляющиеся в том, на что человек готов тратить деньги (хотя бы мысленно!) приходя в книжный магазин или какие книги готов заказывать, приходя в публичную библиотеку. Несомненно одно: пространство и жизнь это внутриличностной библиотеки является важнейшим показателем образованности.

Однако, что примечательно: школа вообще не занимается возделыванием в ребенке этого навыка: навыка создавать, упорядочивать и развивать свою персональную внутреннюю библиотеку. Школьное литературное образование предлагает единую на всех, а, значит, принципиально обезличенную библиотеку так называемых «программных» произведений. И это гигантская, стратегическая ошибка, в результате которой абсолютное большинство учащихся так и не научаются быть «внутренними библиотекарями», не овладевают искусство библиодрайвинга – азартного движения и персонального поиска в бескрайнем мире книг. И это так же является одной из причин того, почему у огромного количества выпускников школы так и не формируется умение читать. И наоборот: когда мы в своих многочисленных экспериментах запускали многочисленные библиодрайвинговые игры (игры, направленные на то, чтобы научиться «рыться» в книгах и осуществлять их упорядочение по самым разным произвольным основаниям), начиная со старших групп десткого сада и заканчивая старшими классами средней школы, у детей совершенно определенно развивалась устойчивая и качественная мотивация к чтению, а так же желание копаться и путешествовать в различных живых библиотечных пространствах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *