Что значит уменьшить число на несколько единиц
Урок «Уменьшение числа на несколько единиц»
УМК: Начальная школа XXI века.
Тема: «Уменьшение числа на несколько единиц»
Цели: учить решать задачи с отношениями «меньше на »; формировать умение сравнивать числа вычитанием.
Тип урока: «открытие» нового знания.
— формировать положительную учебную мотивацию, навыки;
2. Регулятивные УУД:
— формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
— оценивать собственные успехи;
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалами учебника и тетради на печатной основе;
3. Познавательные УУД:
— учатся анализировать условие задачи;
— учатся классифицировать объекты по общему признаку;
— сравнивают объекты с целью выявления общих и различных свойств;
4. Коммуникативные УУД:
— учиться работать в парах, вести диалог, слушать товарищей;
предметные: понимают, что значит уменьшить число на несколько единиц.
— Оборудование к уроку:
— презентация к уроку;
— карточки с примерами;
— тетрадь на печатной основе.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, интерактивный.
Средства обучения: для обучающихся: учебник 1 класс,
В. Н. Рудницкая «Математика», 2 часть; тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь; фишки.
для учителя: учебник 1 класс, В. Н. Рудницкая «Математика» 2 часть, мультимедийная техника, презентация, карточки с примерами.
1 этап урока. Организационный момент.
Создание мотивационного успеха:
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!
2 этап. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задачи урока.
1) Устный счет («Верно ли, что») Учитель показывает карточки с примерами.
— Объясните, как считали.
— Ребята, давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке? (увеличение числа на несколько единиц)
— Что значит увеличить на несколько единиц (значит, прибавить к данному числу несколько единиц).
— Если на прошлом уроке была тема: «Увеличение числа на несколько единиц», как вы думаете, какая будет тема урока сегодня? Кто догадается? Правильно! Тема урока: «Уменьшение числа на несколько единиц».
— Как вы думаете, что значит, уменьшить число на несколько единиц? (значит, что из данного числа нужно вычесть несколько единиц).
— Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (уменьшать число на несколько единиц).
Пальцевая гимнастика (в речевом сопровождении вместе движениями «вы во двор пошли гулять» с элементами самомассажа . (Слайд 1)
«Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять,
Загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на обеих руках.
Мы во двор пошли гулять.
«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.
Бабу снежную лепили,
«Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили,
«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,
Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись.
Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.
III. Объяснение нового материала.
– Сколько клеточек мы отступаем от предыдущей работы? (4 клеточки). Запишите сегодняшнее число. (слайд 2).
– Минутка чистописания (Работа с тетрадями).
– Откройте учебник на стр. 105 и прочитайте тему урока. (Уменьшение числа на несколько единиц).
У Пети 8 книг, а тетрадей на 3 меньше. Сколько тетрадей у Пети?
– О чем говориться в задаче? (о том, что у Пети книги и тетради).
– Мы знаем, сколько у Пети книг? (да 8 книг)
– Давайте обозначим книги фишками желтого цвета. Выложите на столе 8 фишек.
– Мы знаем, сколько тетрадей у Пети? (нет)
– Но, что нам известно про тетради? (что их на 3 меньше).
– Давайте обозначим тетради фишками красного цвета. Выложите такое количество красных фишек, чтобы их было на 3 меньше, чем книг.
– Сколько же тетрадей у Пети? (5).
– Как вы узнали (посчитали на столе).
– Как еще можно узнать? (из 8 вычесть 3 получится 5).
– Запишите решение в тетрадь. (диктует ученик)
Для ремонта дачи приготовили 9 досок, а брёвен на 4 меньше. Сколько бревен приготовили для ремонта?
– О чем говорится в задаче? (о том, что для ремонта дачи приготовили доски и бревна)
– Сколько приготовили досок? (9)
– Сколько бревен? (мы не знаем, но в условии сказано, что на 4 меньше, чем досок)
– Как узнать, сколько бревен приготовили для ремонта? (Надо из 9 отнять 4)
– Записываем (диктует ученик: 9-4=5).
– Назовите меньшее число. (6)
Вышли мышки как-то раз (шаг на месте)
Посмотреть который час
Раз, два, три, четыре
Мышки дернули за гири
Тут раздался страшный звон (закрывают ушки)
Убежали мышки вон (бег на месте).
А теперь сели тихо, как мышки.
— Открываем тетради на печатной основе на стр. 70. Приготовили цветные карандаши.
– Посчитайте сколько красных фишек нарисовано? (8)
– Возьмите зеленый карандаш и нарисуйте зеленых фишек на 3меньше, чем красных. Сколько фишек вы нарисовали? (5).
– Возьмите синий карандаш и нарисуйте синих фишек на 2 больше, чем зеленых. Сколько фишек вы нарисовали (7).
– Возьмите желтый карандаш и нарисуйте желтых фишек на 4 меньше, чем синих. Сколько фишек вы нарисовали (3).
– Самостоятельная работа. Уменьши на 5 каждое число и запиши результат.
– Если 15 уменьшить на 6, то получится число… Найдите правильный ответ и поставьте рядом галочку.
V. Самостоятельная работа.
Решение примеров на стр. 71 № 5.
– Какую тайну математики вы сегодня открыли? (Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть)
– Кто может сказать, что добился цели и научился уменьшать число на несколько единиц? (поднимают руки)
– Кто научился, но вам нужна помощь фишек? (ответы)
– Что же нужно сделать, чтобы добиться поставленной цели?
– Кто может сегодня себя за что то похвалить? (ответы детей)
Список использованных материалов:
– учебник 1 класс, В. Н. Рудницкая «Математика», 2 часть;
– тетрадь на печатной основе «Математика» 1 класс, 3 часть;
– Математика «Методика обучения» В. Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. М.: Издательский центр «Вентана – Граф». 2013.
– Математика «Программа 1 – 4» В. Н. Рудницкая. М.: Издательский центр «Вентана – Граф». 2013.
Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Урок 24. Математика 1 класс
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»
С:- Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как увеличить или уменьшить число на несколько единиц. И решим несколько задач. Смотрите, вот у нас четыре квадрата и четыре кружка. Подумайте, как сделать так, чтобы кружков стало больше, чем квадратиков?
Б:- Надо добавить еще несколько кружков: можно один, или два, а может и три и т.д..
С:- Все верно. А в математике говорят: чтобы увеличить одно число, надо к нему прибавить другое число. И записывают так:
А теперь посмотрите еще на одну картинку. У нас семь кружков и семь треугольников. Подумайте, как сделать так, чтобы треугольников стало меньше, чем кружков?
З:- Надо убрать несколько треугольников. Например, два.
С:- Правильно. А в математике в таком случае говорят, что мы число уменьшили на два и записывают так:
Л:- Сорока, а можно мы увеличим или уменьшим какие-нибудь числа.
С:- Хорошо. Давайте решим несколько примеров. Белочка, увеличь число пять на один. А ты, Любик, уменьши число девять на два.
Л:- Ага. Значит, чтобы увеличить число пять на один, надо к пяти прибавить один. Будет шесть.
В:- Теперь моя очередь. Чтобы число девять уменьшить на два, надо из девяти вычесть два.
Б:- В корзине лежит три банана, а яблок на два больше. Сколько яблок лежит в корзине?
— Чтобы решить задачу, давайте немного порассуждаем. В корзине три банана, а яблок на два больше. Значит можно сказать, что яблок столько же сколько и бананов да еще два.
Б:- Сорока, а я по рисунку уже посчитала, сколько всего яблок. Их пять.
С:- Правильно. А записать это можно так:
Давайте рассмотрим еще одну задачу. Любик, прочитай, пожалуйста, условие и вопрос задачи.
Л:- В корзине лежит шесть помидоров, а огурцов на один меньше. Сколько огурцов лежит в корзине?
С:- Сделаем краткую запись и повторим задачу. В корзине лежат помидоры и огурцы.
— Сколько помидоров лежит в корзине?
Л:- А сколько огурцов лежит в корзине?
Л:- Мы не знаем, значит надо поставить вопросительный знак.
— А что еще нам известно в задаче?
В:- Что огурцов на один меньше чем помидоров.
С:- Совершенно верно. Так и запишем.
Чтобы решить задачу, давайте опять рассуждать. В корзине шесть помидоров, а огурцов на один меньше. Значит можно сказать, что огурцов столько же сколько и помидоров, но без одного.
Б:- Белочка, а я по рисунку опять посчитал, сколько всего огурцов.
Их пять. И я даже знаю, как это можно записать.
С:- Все верно. Такие задачи вы очень легко будете решать сами, если запомните:
Чтобы одно число увеличить, надо прибавить к нему другое. А задачи, в которых говорится, что одно число на несколько единиц больше другого, решаются действием сложением, а числа при этом складываются.
Чтобы одно число уменьшить, надо из него вычесть другое число. А задачи, в которых говорится, что одно число на несколько единиц меньше другого, решаются действием вычитанием, и из большего числа вычитается меньшее.
Б: Сорока, спасибо тебе за урок. Завтра мы к тебе еще придем, чтобы узнать что-то новое.
Урок математики «Уменьшение числа на несколько единиц»
Класс: 1
Программа: УМК «Начальная школа 21 века».
Учебник: Математика. 1 класс (в 2 частях). Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А.
Данный урок является первым из трех по разделу «Уменьшение числа на несколько единиц».
Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование представлений обучающихся о действии уменьшения на определенное количество единиц.
Задачи (с указанием планируемых результатов): 1. Предметные:
Форма организации: игра-путешествие.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, самостоятельная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, интерактивный.
Средства обучения: для обучающихся: учебник 1 класс, В.Н.Рудницкая «Математика», 2 часть; тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь; фишки. для учителя: учебник 1 класс, В.Н.Рудницкая «Математика» 2 часть, мультимедийная техника, презентация, карточки с примерами.
1 этап урока. Организационный момент
Создание мотивационного успеха:
Внимание! Проверь дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все ль в порядке?
Книга, ручка и тетрадка?
И цветные карандаши
Ты на парту положи
И линейку не забудь!
В математику держишь путь!
2 этап. Актуализация знаний учащихся. Постановка цели и задачи урока
— Ребята, скажите, какой юбилей 12 апреля будет отмечать весь мир? (День авиации и космонавтики)
Ваня П.: 12 апреля в 1961 году Ю.А.Гагарин первым в мире совершил орбитальный полет за 108 мин.
На доске изображение ракеты с математической машиной.
— Для того чтобы совершить полет, мы должны починить космический корабль с помощью вычислений. Обратите внимание на «машину».
Уменьшение числа
На несколько единиц
Уменьшить число на несколько единиц — значит отнять от данного числа столько единиц, на сколько его требуется уменьшить.
Например, уменьшить число 15 на 2 означает, что нужно отнять 2 от 15, то есть вычесть из первого числа столько единиц сколько содержит второе:
Задача. Мама купила 9 яблок, а апельсинов — на 5 меньше. Сколько апельсинов купила мама?
В несколько раз
Уменьшить число в несколько раз — значит взять данное число и разделить его на столько, во сколько раз его требуется уменьшить.
Например, уменьшить число 30 в 2 раза означает, что нужно взять число 30 и разделить его на 2:
В результате деления получилось число 15, таким образом выражения: уменьшить число 30 в 2 раза и разделить 30 на 2 — означают одно и то же.
Задача 1. В ящике лежали карандаши и ручки. Карандашей было 10 штук, а ручек — в 2 раза меньше. Сколько ручек лежало в ящике?
Решение: Чтобы найти количество ручек, надо 10 уменьшить в 2 раза:
Задача 2. Во дворе растут деревья. Справа растёт 9 деревьев, а слева — в 3 раза меньше. Сколько всего деревьев растёт во дворе?
Решение: Задача решается в 2 действия. Сначала мы найдём количество деревьев, растущих с левой стороны двора, для этого надо 9 уменьшить в 3 раза:
Вторым действием находим общее количество деревьев во дворе, складывая деревья, растущие справа, с деревьями, растущими слева:
Решение задачи можно записать так:
1) 9 : 3 = 3 — количество деревьев слева;
2) 9 + 3 = 12 — общее количество деревьев.
Задание. Найти число, которое в 2 раза меньше:
2) 3 · 6 : 2 = 18 : 2 = 9;
4) (13 + 17) : 2 = 30 : 2 = 15.
На несколько процентов
Уменьшить число на несколько процентов — значит найти число, выражающее нужное количество процентов данного числа, и вычесть его от данного числа.
Например, уменьшить число 300 на 10 процентов означает, что сначала нужно найти 10% от числа 300:
В результате получаем число 30, выражающее 10 процентов от числа 300. Далее вычитаем 30 из 300:
В результате получаем число 270, которое будет составлять 90% от данного числа.
Рассмотрим ещё один пример: уменьшим число 100 на 25 процентов. В этот раз запишем все вычисления более кратко — одним выражением:
Исходя из наших вычислений, можно записать уменьшение числа x на y процентов в виде формулы: