Что значит указательный жест

В каком возрасте ребенок начинает показывать пальцем на предметы?

Указательный жест у ребенка считается важной вехой его физического развития. Это наиболее ранний способ коммуникации малыша, а потому родителей часто интересует, в каком возрасте ребенок начинает показывать пальцем на предметы и почему этот жест может отсутствовать.

Что означает указательный жест и почему он так важен?

Итак, ребенок тычет пальчиком в незнакомую игрушку или соседскую собаку, привлекая ваше внимание вопросительными звуками. Это означает, что предмет его заинтересовал, он хочет познакомиться с ним поближе.

Что значит указательный жест

Designed by Lars Plougmann from United States/commons.wikimedia.org

Более того, малыш может вкладывать уйму смыслов в это незамысловатое движение. Научные исследования показывают, что указательный жест означает осведомленность ребенка. Он знает о каком-то прошлом событии или предполагает, что случится в будущем. Или же он понимает, что некий предмет стоял на конкретном месте, а теперь его здесь нет.

В каком возрасте появляется указательный жест у детей?

Сначала ребенок начинает замечать и опознавать предметы вблизи себя, затем учится переключать внимание на далекие объекты: птиц за окном, проехавший автомобиль, собаку и т.п.

Постепенно он запоминает, где у мамы и папы рот, глаза, другие части тела, начинает различать животных, знакомые вещи (например, игрушки) и так далее. Таким образом он развивает навык запоминания.

Почему важно стимулировать указательный жест у детей

Когда вы заметили, что ребенок начал активно тыкать пальчиком во все подряд, начинайте поощрять его действия, давайте вовлечь себя в этот процесс. Важно сформировать у него правильные ассоциации.

Чтение вслух и пение – также отличные способы пробудить у него интерес к окружающему миру. Когда малыш начнет указывать на картинки в книге, подражать звукам животных, объясняйте, что именно он перед собой видит.

Что значит указательный жест

Designed by gpointstudio/Freepik

Обязательно предлагайте ребенку шумные игрушки и погремушки, когда он за ними тянется. Тактильные ощущения, развитие мелкой моторики очень важны при развитии речи.

Ну и, наконец, поскольку указательный жест становится визуальным способом коммуникации, теперь не придется гадать, чего ребенок хочет и почему опять начал капризничать. Поэтому важно и вам учиться считывать его сигналы.

У ребенка отсутствует указательный жест в 2 года: это плохо?

Родители, замечая, что у ребенка нет указательного жеста, тут же начинают подозревать самое худшее – как правило, расстройство аутистического спектра. Этим термином обозначают искажение процесса развития, при котором у ребенка начинаются проблемы с коммуникацией и нередко неспособность усваивать новые знания. Диагностируют аутистические заболевания как раз в возрасте 2–2,5 лет.

Однако, как показывает практика, одни младенцы постоянно тычут во всё вокруг пальцами и учатся этому практически сразу. Другие предпочитают «отмалчиваться». Более того: некоторые дети, указывая на игрушку, требуют её принести или вместе поиграть с ней. А некоторые предпочитают сами отвести взрослого к желаемому предмету.

Вам стоит определенно показать малыша психологу в том случае, если:

Помимо отсутствия указательного жеста он не говорит, или говорит очень плохо;

Не интересуется предметами и не пытается обратить ваше внимание на что-либо;

Плохо понимает ваши команды и слова, не дает адекватных эмоций (радость, смех, плач) в ответ на определенные действия;

Не контактирует со сверстниками, взрослыми или родителями, либо делает это очень избирательно;

Испытывает трудности с игрой различными предметами;

Не выказывает понимания вашей речи и вопросов. Это можно проверить во время игровой коммуникации;

У него частые и беспричинные истерики во время игры, рисования, взаимодействия с предметами;

Он нервничает и впадает в истерику в любой незнакомой обстановке или при контакте с незнакомыми объектами.

Указательный жест – это по сути первый способ коммуникации в жизни вашего ребенка. В возрасте 12 месяцев он должен им пользоваться уверенно и четко, а вы в свою очередь должны всячески его поощрять.

Впрочем, если у ребенка отсутствует указательный жест или он им пользуется редко, это само по себе нестрашно. Пока малыш контактен, охотно играет с вами и остальными членами семьи, понимает, что вы ему говорите, с его развитием всё в порядке.

Источник

Указательный жест

Жест, который используется для направления собственного внимания или внимания других людей на что-то (кого-то) чаще всего во время социального взаимодействия.

Наиболее распространенное описание указательного жеста (Дж. Баттерворт): указательный палец и рука вытянуты по направлению к интересующему объекту, тогда как остальные пальцы руки собраны вместе и удерживаются большим пальцем. Это описание ограничивает другие моторные акты, которые также могут нести в себе функцию указания на объект для привлечения внимания. Например, указание на объект глазами, поворотом головы, любым другим пальцем, всей рукой и т. п. Однако исследования развития указательного жеста у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) касаются только указательного жеста указательным пальцем и не позволяют оценить, существуют ли другие формы указательного жеста у детей с РАС.

Существуют два типа указательных жестов — императивный (указательный жест с целью получения желаемого «Я хочу печенье») и декларативный (указательный жест с целью привлечь внимание собеседника «Смотри, печенье!»).

Указательный жест развивается в течение первого года жизни. Сначала появляется указательный жест по отношению к объектам, расположенным в непосредственной близости (приблизительно в 9 месяцев), и только к 12-13 месяцам ребенок начинает использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание других людей к объектам, расположенным вдалеке от него. Понимание указательного жеста развивается чуть раньше (6-12 месяцев) и зависит от расстояния между указательным пальцем и собственно объектом, на который указывают. Указательный жест является предиктором появления первых слов и, по данным исследований, количество указательных жестов, используемых ребенком за определенное время взаимодействия в 12 месяцев, предсказывает развитие речи в 24 месяца [5].

Исследования указательного жеста

Исследования по продуцированию и пониманию указательного жеста детьми с РАС начались в 1970-х годах. Большинство из них основывались на ретроспективных данных (опросы родителей). Результаты этих исследований продемонстрировали, что дети с РАС, по сравнению с контрольными группами (дети с синдромом Дауна, с нарушениями речи) испытывали дефицит и в понимании, и в использовании указательного жеста. Обнаружилось также несоответствие между пониманием и продуцированием: понимание указательного жеста было хуже, чем использование. Зачастую дети с РАС использовали руку взрослого для указания на интересующий их предмет (например, кран, чтобы попить воды).

В 80-х годах прошлого века выделилось два теоретических подхода к исследованиям развития указательного жеста у детей с РАС: подход, предполагающий, что в основе дефицита понимания и продуцирования указательных жестов при аутизме лежит нарушение разделенного внимания и подход, предполагающий нарушения в развитии модели психического.

В исследованиях, выполненных в рамках первого подхода было показано, что дети с РАС отличаются от детей с задержкой речевого развития (ЗРР) выраженностью указательного жеста: дети с РАС продуцируют такое же количество указательных жестов, как и дети с ЗРР, когда объект находится в непосредственной близости от них (показывают, дотрагиваясь до него), но практически не используют указательный жест, когда необходимо указать на объект, находящийся далеко от них. Кроме того, понимание указательного жеста детьми с РАС было хуже, если он не сопровождался вербальным высказыванием. Этот факт натолкнул исследователей на мысль, что коммуникативные расстройства при РАС могут быть следствием нарушения способности к разделенному вниманию.

Барон-Коэн [2] показал, что у детей с РАС имеется снижение способности понимать и использовать указательный жест, адресованный кому-то, привлекающий чье-то внимание (продекларативное указание), но не указательный жест, направленный на то, чтобы взять выбранный предмет (проимперативное указание). Этот факт он интерпретировал как следствие дефицита в развитии модели психического у детей с РАС. В дальнейшем эти факты подтвердились в лонгитюдном исследовании: у детей с РАС сначала развивается императивный указательный жест, а только потом (и не у всех из исследуемых детей 2-4 лет) — декларативный.

В исследовании невербальной коммуникации у детей 3-7 лет с РАС, функционирующих на высоком уровне, было показано, что они использовали и понимали указательный жест так же, как дети с типичным развитием и нарушениями речи, но реже использовали визуальный контакт для проверки, смотрит ли собеседник на тот объект, на который они указывают [7].

Последние исследования развития указательного жеста у детей с РАС проводились на группах младенцев с высоким риском развития РАС (обычно сиблингах). Результаты этих исследований продемонстрировали, что в 12 месяцев младенцы, которым впоследствии был поставлен диагноз РАС, отличались количеством указательных жестов только от группы детей с типичным развитием, но не от группы детей с нарушениями речи. Однако были найдены значимые различия в жесте показывания (showing) между детьми с РАС и детьми с нарушениями речи, что подтолкнуло авторов к мысли, что именно этот жест, а не указательный может служить предиктором РАС в возрасте 12 месяцев [3; 4].

Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН

Источник

Объяснение на пальцах: что означают самые известные жесты в разных странах мира

Что значит указательный жест

Что значит указательный жест

Этот жест в России и Америке используется для невербальной передачи значения слова «ОК». Но совсем другой смысл приобретает в Бразилии, где похожее сложение пальцев обозначает приглашение к половому акту в качестве пассивного партнера. Этот жест также подойдет для выражения ярости и раздражения во Франции, Бельгии и странах Латинской Америки, где это оскорбление — «ноль» или «ничтожество». В Японии — это обозначение денег, округлая форма пальцев напоминает монету. На Кипре жест обозначает гомосексуалистов.

Что значит указательный жест

На Гавайях этот жест применим во многих ситуациях: при приветствии и прощании, выражении благодарности и в качестве приглашения к серфингу. Этим жестом здороваются не только серферы, но и парашютисты и борцы джиу-джитсу. Также он означает выражение Hang Loose — «расслабься», воспринимается как символ дружбы и понимания между участниками различных субкультур.

В России «Шака» не имеет отношения к приветствию. Жест может означать разговор по телефону — в таком случае мизинец следует направить вниз. Либо предложение выпить, если сопровождается характерным опрокидыванием кисти руки. Наконец, это может означать предложение покурить наркотики, если поднести мизинец ко рту.

Что значит указательный жест

Средний палец символизирует пенис, сжатые пальцы — семенные железы. Один из самых древних жестов, который служит прямым оскорблением или грубым требованием оставить жестикулирующего в покое. В древнем Риме этот жест называли digitus impudicus — «бесстыдный», «непристойный», «оскорбительный палец». Древние Греки использовали этот жест как прямое указание на мужские гениталии, он воспринимался, как угроза анального изнасилования.

«КУКИШ»

Что значит указательный жест

Считается оскорбительным жестом. Его основные значения — обнаженная головка мужского полового члена, соитие, а в России также аналог фразы «ты ничего не получишь». Древними римлянами жест использовался как фаллический символ и использовался для создания амулетов. На Руси «кукиш» применяли для отпугивания нечистой силы, при этом он оставался непристойным символом. Вера в защитные свойства «кукиша» основывалась на бесполости духов и демонов, избегающих любых сексуальных намеков, в том числе — этого жеста, как образа полового акта. При встрече с людьми, пользовавшимися дурной славой, «кукиш» показывали через левое плечо или между ногами. Также его использовали при встрече с колдунами — считалось, что жест нейтрализует их силу.

«БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ВВЕРХ»

Что значит указательный жест

В России этот жест обозначает «все очень хорошо». На дорогах Европы и Америки подразумевает автостоп. У дайверов большой палец вверх означает приказ к немедленному всплытию. В Иране это аналог «фака». В Турции и Греции считается демонстрацией фаллического символа и оскорблением. В Саудовской Аравии также носит оскорбительное значение, а если поднятым пальцем вращать — обозначает выражение «катись отсюда».

«ВИКТОРИЯ»

Что значит указательный жест

Жест «Виктория» обозначает победу, если рука повернута тыльной стороной к тому, кто показывает. Если же рука обращена к нему ладонью, жест становится грубым — это требование замолчать. В таком же положении в Великобритании и Ирландии это один из аналогов «фака». В Азии это популярный жест для селфи — из-за вирусной рекламной кампании производителя фотоаппаратов.

Во второй половине 60-х жест стал популярным у хиппи — он обозначал букву V — Vietnam, и обозначал требование прекратить войну, став символом пацифизма.

«Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ»

Что значит указательный жест

Популярный в Америке жест, обозначающий фразу I Love You, «я люблю тебя». Буква I — это поднятый вверх мизинец, буква L складывается из большого и указательного пальцев, буква Y — из мизинца и большого пальца. Этот жест часто используют американские звезды и политики, например Ричард Доусон, Барак Обама и Хилари Клинтон. В России этот жест не распространен.

Что значит указательный жест

В поп-культуре «коза» — это символ единства. В русском языке глухонемых этот жест обозначает букву «Ы».

Жест «коза» — также сакральный символ. Считалось, что указательный палец связан с Юпитером, а мизинец — с Меркурием. В греческой мифологии Юпитер — бог неба, молнии и грома, Меркурий — бог торговли и воровства, также провожающий души умерших в подземное царство. С помощью «козы» люди просили у богов защиту и помощь в том, чтобы душа их близкого благополучно добралась до царства мертвых. В Европе и Азии на протяжении многих веков жест защищал от зла — сглаза и ведьм — как аналог плевка через плечо. Фигуры, охраняющие египетские мумии, держат «козу», что значит — расхитителей ждет грозное проклятие. В Италии символ носит суеверный характер — например, «козу» надо показать, если по пути встретился катафалк, иначе не миновать беды.

В России может носить угрожающий характер — если мизинец и указательный палец направить на собеседника. Пришел из тюремной культуры, где этот жест означал угрозу выколоть глаза.

Источник

Что значит жест палец под носом из Тиктока?

Те, кто следит за Тиктоком, часто интересуются, что значит жест Палец под носом? Современные подростки проводят указательным пальцем по верхней губе, а потом делают сердечки из пальцев. И у этого движения есть вполне логичное объяснение.

Жест “Провести палец под носом и показать сердечко” появился благодаря такому жанру искусства, как аниме. В этих фильмах у героев часто течет из носа кровь. И чаще всего у мужчин. Это означает, что персонаж сексуально возбужден.

Таким образом, жест “палец под носом” значит возбуждение. Тот, кто его показывает, как бы говорит: ты меня заводишь, у меня пошла кровь (и вытирает ее пальцем).

Что значит указательный жест

История этого жеста уходит корнями в 1970-е годы, когда в манге и аниме впервые стал изображать возбуждение через кровь. Со временем это перетекло в массовую культуру, а именно в Тикток.

Жест сердечко из пальцев и палец под носом

Вторая часть жеста – так называемый K-Heart или Корейское сердечко. Чтобы его сделать, нужно сомкнуть указательный и большой пальцы так, чтобы получился острый угол. А руку повернуть запястьем к себе или вверх (см. картинку ниже).

Что значит указательный жест

Движение приобрело популярность в 2019 году и распространилось в среде кейпоперов, то есть фанатов жанра кей-поп.

В 2021 году подростки объединили два движения и придумали новый жест, тот самый, который можно часто увидеть в роликах. Таким образом, чтобы выразить свою симпатию к объекту, нужно провести указательным пальцем под носом и сразу же показать сердечко.

Кстати, в молодежном сленге есть слово для выражения сексуального возбуждения или озабоченного человека. Это слово – хорни, которое буквально означает “отвердевший” (имеется в виду эрекция).

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Указательный жест

Под влиянием указательного жеста у детей старшего возраста предметы обнаруживают тенденцию не только замещать означаемые ими вещи, но и указывать на них. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Возьмем первый указательный жест ребенка. Жест является не чем иным, как неудавшимся хватательным движением. Ребенок протягивает руку к отдаленному предмету, не может его достать, рука остается протянутой по направлению к предмету. Перед нами указательный жест в объективном значении слова. Движение ребенка не есть хватательное движение, а есть указующее движение. Оно не может повлиять на предмет. Оно может повлиять только на окружающих людей. Оно не является с объективной стороны действием, направленным на внешний мир, а является уже средством социального воздействия на окружающих людей. Но таково положение только с объективной стороны. Сам ребенок стремится к предмету. Его рука, протянутая в воздухе, удерживает свое положение только благодаря гипнотизирующей силе предмета. Эту стадию в развитии указательного жеста можно назвать стадией жеста в себе. Дальше происходит следующее. Мать подает ребенку предмет; для нее раньше, чем для ребенка, неудавшееся хватательное движение превращается в указательный жест. Благодаря тому, что она так понимает его, это движение и объективно все более превращается в указательный жест в настоящем смысле слова. Эту стадию можно назвать указательным жестом для других. Лишь значительно позже действие становится указательным жестом для себя, т. е. действием осознанным и осмысленным самим ребенком. Педология подростка Избранные главы/ Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 5-242

Наши исследования убедили нас в том, что первоначальной функцией слова является у ребенка указание на определенный предмет, и поэтому мы понимаем эти множественные понятия как словесный указательный жест ребенка, относимый им каждый раз к конкретному экземпляру той или иной вещи. Подобно тому, как с помощью указательного жеста можно обратить внимание всякий раз только на какой-нибудь определенный, один предмет, с помощью раннего слова ребенок всякий раз имеет в виду конкретный экземпляр какой-нибудь общей группы. Педология подростка Избранные главы/ Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 5-242

Единственный способ общения без обобщения — это индикативный (указательный) жест, предшествующий речи. Раннее детство /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 340-367

Если рассмотреть значение детского слова в этом возрасте, то можно увидеть, что за значением детского слова скрывается обобщенное восприятие, т. е. структура той группы предметов, к которым относится данный предмет (в отличие от указательного жеста, который относится к любому или почти ко всякому предмету). Раннее детство /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т 4. М.: Педагогика, 1982. сс. 340-367

Вначале указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет и обозначающее предстоящее действие. Ребенок пытается схватить слишком далеко отстоящий предмет, его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе, пальцы делают указательные движения. Эта ситуация исходная для дальнейшего развития. Здесь впервые возникает указательное движение, которое мы вправе условно назвать указательным жестом в себе. Здесь есть движение ребенка, объективно указывающее на предмет, и только. Когда мать приходит на помощь ребёнку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других. В ответ на неудавшееся хватательное движение ребенка возникает реакция не со стороны предмета, а со стороны другого человека. Первоначальный смысл в неудавшееся хватательное движение вносят, таким образом, другие. И только впоследствии, на основе того, что неудавшееся хватательное движение уже связывается ребенком со всей объективной ситуацией, он сам начинает относиться к этому движению как к указанию. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 143-144

Неудавшееся хватание, которое у животного отмирает, как не достигшее цели, у человека благодаря социальному окружению начинает выполнять новую функцию и является в сущности истинным источником всех его культурных форм поведения. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Факт: у ребенка общение и обобщение не совпадают: поэтому общение здесь непосредственно. Среднее — указательный жест. Жест — это знак, могущий значить все. Закон: какова форма общения, таково и обобщение. «Общение и обобщение внутренне связаны между собой». Проблема сознания /Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т1. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1982. 488 с.; сс. 156-167

Штерн отклоняет этот генетический, следовательно, единственно возможный с научной точки зрения путь объяснения того, как возникает в процессе развития интенция, осмысленность речи, как «направленность на известный смысл» возникает из направленности указательного знака (жеста, первого слова) на какой-нибудь предмет, в конечном счете, следовательно, из аффективной направленности на объект. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

Самый распространенный способ в таких случаях состоит в том, что шимпанзе начинает то движение или действие, которое он хочет произвести или к которому хочет побудить другое животное (подталкивание другого животного и начальные движения ходьбы, когда шимпанзе зовет его идти с собой; хватательные движения, когда обезьяна хочет у другого получить бананы, и т. д.). Все это жесты, непосредственно связанные с самим действием. В общем эти наблюдения вполне подтверждают мысль В. Вундта, что указательные жесты, составляющие самую примитивную ступень в развитии человеческого языка, не встречаются еще у животных, у обезьян же этот жест находится на переходной ступени между хватательным и указательным движениями. Во всяком случае мы склонны видеть в этом переходном жесте весьма важный в генетическом отношении шаг от чисто эмоциональной речи к объективной. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

В подобной ситуации «аффективно-волютивная» направленность на предмет (если говорить языком Меймана) еще абсолютно неотделима от «интенциональной направленности» речи на известный смысл: то и другое еще слито в нерасчлененном единстве, и единственно правильный перевод детского мама и вообще первых детских слов — это указательный жест, эквивалентом, условным заместителем которого они вначале являются. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

Равным образом смех, лепет, показывание, жесты в первые же месяцы жизни ребенка выступают в роли средств социального контакта. Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982. 504 с.; сс. 5-361

Скажем прямо, что в экспериментальном моменте в роли жеста, обращающего внимание ребенка на что-нибудь, мы видим — первое и самое основное — естественные условия для возникновения произвольного внимания. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Жест и игра

Вся символическая изобразительная деятельность полна таких указывающих жестов. Так, верховой лошадью становится для ребенка палочка, потому что ее можно поместить между ног, к ней можно применить тот жест, который будет указывать, что палочка в данном случае обозначает лошадь. Таким, образом, детская символическая игра, с этой точки зрения, может быть понята как очень сложная система речи при помощи жестов, сообщающих и указывающих значение отдельных игрушек. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

…детская символическая игра, с этой точки зрения, может быть понята как очень сложная система речи при помощи жестов, сообщающих и указывающих значение отдельных игрушек. Только на основе указывающих жестов игрушка сама постепенно приобретает свое значение, точно так же, как и рисование, поддержанное сначала жестом, становится самостоятельным знаком. Только с этой точки зрения возможно научно объяснить два факта, которые до сих пор еще не имеют должного теоретическо го объяснения. Первый факт: в игре для ребенка все может быть всем. Это можно объяснить тем, что сам по себе объект приобретает функцию и значение знака только благодаря жесту, который наделяет его этим значением. Отсюда понятно, что значение заключается в жесте, а не в объекте. Вот почему относительно безразлично, с каким именно предметом ребенок будет иметь дело в данном случае. Предмет обязательно должен быть точкой приложения соответствующего символического жеста. Второй факт: уже очень рано в играх 4—5-летних детей наступает словесное условное обозначение. Дети договариваются между собой: «Это будет дом, это — тарелка» и т. д. В этом же примерно возрасте, возникает чрезвычайно богатая речевая связь, толкующая, объясняющая и сообщающая смысл каждому отдельному движению, предмету и поступку. Ребенок не только жестикулирует, но и разговаривает, объясняет сам себе игру, организует одно целое и как бы наглядно подтверждает ту мысль, что первоначальные формы игры на самом деле представляют собой не что иное, как первоначальный жест, как речь при помощи знаков. Уже в игре мы находим момент, приводящий к эмансипации предмета в качестве знака и жеста. Благодаря долгому употреблению значение жеста переходит на предметы, которые на время игры даже без соответствующих жестов начинают изображать известные условные предметы и отношения. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Жест и пиктографическое письмо, рисование

Именно жест есть первоначальный зрительный знак, в котором заключается уже, как в семени, будущий дуб, будущее письмо ребенка. Жест является письмом в воздухе, а письменный знак — очень часто просто закрепленным жестом. Очень часто, полагает Вундт, изобразительный жест обозначает просто воспроизведение какого-нибудь графического знака. В других случаях, наоборот, знак является фиксированием и закреплением жеста. Так, картинное письмо индейцев всякий раз заменяет линию, соединяющую точки, на которую указывает движение руки или указательного пальца. Указательная линия, превращающаяся в пиктографическое письмо, означает как бы закрепленное движение указательного пальца. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Сейчас мы хотели бы наметить два момента, генетически связывающих жест с письменным знаком. Первый момент — каракули, производимые ребенком. Ребенок, как мы многократно наблюдали во время опытов, рисуя, очень часто переходит к драматизации, показывая жестом то, что он должен изобразить, а след, оставляемый карандашом, только дополняет изображаемое посредством жеста. … Так, ребенок, которому надо изобразить бег, начинает показывать пальцами это движение, а получившиеся на бумаге отдельные черточки и точки он рассматривает как изображение бега. Когда он хочет нарисовать прыгание, его рука начинает делать движение, изображающее прыжки, и на бумаге остаются следы этого движения. Мы склонны первые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова. К этому же феномену мы склонны свести и проверенный нами экспериментально факт, что ребенок при рисовании сложных предметов передает не их части, но общие качества (впечатление круглости и т. п.). Когда ребенок показывает рукой цилиндрическую банку в виде замкнутой кривой, то тем самым он жестом как бы изображает нечто круглое…. Второй момент, который образует генетическую связь между жестом и письменной речью, приводит нас к игре ребенка. Как известно, в игре одни предметы очень легко означают другие, заменяют их, становятся их знаками. Известно также, что при этом не важно сходство, существующее между игрушкой и предметом, который она обозначает. Наиболее важно ее функциональное употребление, возможность выполнить с ее помощью изображающий жест. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Штерн сделал замечательное наблюдение, указывающее на отдаленное родство рисования и жеста. Мальчик 4 лет иногда движениям руки придавал значение изображения. Это было через несколько месяцев после того как каракули сменились обыкновенным беспомощным рисованием. Например, один раз жало комара символизировалось как бы колющим движением руки, острием карандаша. В другой раз ребенок хотел показать на рисунке, как делается темно при закрывании занавесей, и провел энергичную черту сверху вниз на доске, как будто он опускает оконную штору. Причем нарисованное движение не означало шнура, но выражало именно движение при задергивают занавесей. История развития высших психических функций / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т3. М.: Педагогика, 1982; сс. 5-328

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *