Что значит угнетать рабством себе подобных беззаконно

Сочинение на тему: Угнетать рабством себе подобных беззаконно в комедии Недоросль, Фонвизин

­Угнетать рабством себе подобных беззаконно

Героями комедии Д. И. Фонвизина являются люди из разных слоев населения, жившие в конце 18-го века. Известно, что крепостное право окончательно закрепилось в России в 1649 году и надолго составило основу социально-общественных отношений. Почти двести лет дворяне жестоко обращались со своими крестьянами фактически на законных правах, о чем было написано немало произведений.

Одним их наиболее ярких представителей русской классики конца 18-го века был Д. И. Фонвизин, затронувший проблему угнетения

Известно, что Фонвизин неслучайно подбирал имена и фамилии­ для своих героев, а с умыслом показать их сущность. Скотинин, к примеру, больше всего на свете любил своих свиней. В противовес, таким как он, показаны герои с благозвучными именами: Стародум, Софья, Милон, Правдин.

Особая роль отведена Стародуму, шестидесятилетнему

Этот человек служил еще при императорском дворе и придерживается старых устоев. Он верит, что всем нужно получать государственное образование, а самое главное, поддерживать в своей душе добро. Потому что даже самый умный человек без доброй души может превратиться в монстра.

Фраза “Угнетать рабством себе подобных беззаконно” была введена именно Фонвизиным и вложена им в уста Стародума. Герой был всячески против издевательств над крепостным слоем.

В противовес ему показана госпожа Простакова, с легкостью унижающая, оскорбляющая и наказывающая своих крестьян. Она платит им ничтожно мало, только шарлатан Вральман, бывший когда-то кучером, умудряется получать у нее высокое жалование, как великий ученый. Она считает нормальным грубо обращаться с пожилой Еремеевной, которая сорок лет своей жизни отдала на услужении их семье.

С Тришкой портным обращается как со скотом.

Одним словом, Простакова привыкла унижать крестьян, возвышая на их фоне себя, своего недотепу сына и слабохарактерного мужа. Однако все решает проницательность Стародума и осведомленность государственного чиновника Правдина. За мошенничество и плохое обращение с крестьянами он лишает злую помещицу деревни и всего хозяйства.

В конце произведения Простакова остается у разбитого корыта и даже ее сын отворачивается от нее.

Related posts:

Источник

Помогите, пожалуйста, проверить сочинение и исправить недочёты. Заранее спасибо!

“Угнетать рабством себе подобных беззаконно”

В тысяча шестьсот сорок девятом году в России окончательно закрепилось крепостное право. Это послужило началом для позорнейшего этапа в истории нашего государства, длившегося почти двести лет. На протяжении всего этого времени жестокое обращение с крепостными, унижение их человеческого достоинства считалось обычным делом. Помещики были уверены в том, что они имеют право не только управлять, но и владеть их душами.

Это чётко прослеживается и в произведении Д. И. Фонвизина “Недоросль”, которое было написано как раз в эти годы. На протяжении всего произведения мы замечаем то высокомерие, с которым Госпожа Простакова общается со своими крепостными. Она глубоко убеждена в своём праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит, как на существа другой, низшей породы. Обращаясь к своим крепостным, она сравнивает их со скотом, хотя сама умом не блещет. Она всячески издевается над ними. На вопрос Правдина о заработке, Еремеевна, со слезами на глазах, отвечает: “По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день”. Я считаю, что в этих строках содержится явный пример издевательства над крестьянами. Сорок лет служит Еремеевна Простаковым. Она беззаветно предана им, рабски привязана к дому, не щадя себя, оберегает Митрофана, а в ответ на это получает лишь ругань. Такое отношение к себе подобным в высшей степени бесчеловечно. Несмотря на это помещики стремятся отобрать у крестьян и то малое, что у них есть. Это подтверждают слова Простаковой: “С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! ”. По этому поводу Стародум сказал замечательные слова: “Наличные деньги – не наличные достоинства”. Я с ним полностью согласен.

Я считаю, что крепостное право, действительно, позорнейший этап в истории России. За крестьян решали абсолютно всё. Помещики даже выбирали на ком их женить, против воли. Кроме того их нагружали непосильной работой, всячески издевались и обкрадывали до последней копейки. Всё это отразилось в произведениях русских классиков того времени. Они пытались открыть людям глаза на происходящее, всячески высмеивая крепостное право. Оно лишало крестьян личной свободы. То есть по сути их лишали собственной жизни. Для меня лишение человека свободы равносильно лишению жизни, именно поэтому я считаю, что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

P.S. Информация для тех, кто думает, что я это сочинение списал
1.Если я по вашему его списал, то зачем мне тогда его проверять?
2.Попробуйте вбить сочинение в поисковике, вряд ли вы его найдете, ведь списал я только пару фраз

Помещики даже выбирали на ком их женить, против воли. (ВЫ говорите «даже», как будто страшнее ничего не придумаешь. Смысл у предложения корявый, «против воли» здесь лишнее.
«То есть по сути их лишали собственной жизни. «(мне кажется, что это предложение лишнее. Если его убрать, то смысл текста не нарушится. Слишком много слов «лишало, лишали, лишение»)

Источник

Тема злонравия в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Денис Иванович затрагивает моменты, касающиеся воспитания детей. Недоросль Митрофанушка оказался в своеобразных условиях. Мальчик живет припеваючи, ничем не обременен. У него нет обязанностей, ребенок растет безответственным и инфантильным. В доме главенствует мать, которая постоянно опекает сына. Отец мальчика не имеет права на свое мнение и безропотно покоряется жене. Насколько отрицательно эти факты скажутся на Митрофанушке будет видно в конце произведения.

В комедии носителем злонравия выступает госпожа Простакова. Она хозяйка дома. Позволяет себе много вольностей. Ни с кем не считается, даже ее муж не в состоянии подойти к управлению дел. Госпожа его не подпускает, даже не дает возможности высказаться. Мужчина же покоряется ей, не устраивает склоки и споры. В этом доме он не играет роль главы, скорее выступает как еще один подчиненный.

Женщина не уважает мужа, лишает авторитета и позорит перед служащими. Для любого мужчины такое поведение унизительно. Настоящий мужчина бы поставил такую женщину на место и лишил всех привилегий, пока та не одумается. К сожалению, супруг Простаковой не таков. Если бы он был настоящим мужчиной и все взял в свои руки, то ситуация в доме значительно изменилась. Мало того, инфантильный отец ничего не может дать своему сыну.

Простакова всячески издевается над служащими. Крепостные крестьяне находятся под ужасным гнетом и моральным давлением. Госпожа вечно не довольна, постоянно бранится и издевается над подчиненными. Верная нянька получает копейки, при этом щедро одарена пощечинами. Тришка постоянно слышит, что он вор и болван.

Членам семьи очень тяжело живется с госпожой. Муж ничем не может управлять, сын находится под гиперопекой матери. С братом у Простаковой были нормальные отношения, пока дело не коснулось интересов женщины.

Сама по себе Простакова очень ограниченная и глупая женщина. Она не имела образования и умудрялась гордиться своей глупостью. Госпожа считала, что ученость никому не нужна. Женщина не умела ни читать, ни писать. Однако, считала себя очень мудрой.

Злонравие не прошло бесследно и для ребенка, который рос в таких условиях. Он был ленивый, безынициативный и жестокий грубиян. Учителя никак не могли повлиять на ребенка, поэтому он был обречен на обретение отрицательных качеств. Среди таких людей невозможно воспитать благородного и хорошего человека. Такие люди были настоящим бичём общества.

Несколько интересных сочинений

Комедия «Недоросль» вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным ранее, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос содержания «Недоросля» питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Таковыми являются сатира и публицистика.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности своего духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая тут же на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая в своих взглядах на жизнь скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина, в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, содержащие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе «Недоросля». Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума, с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, «погребено с их предками», в сообщаемых им наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества — он ищет причины этого упадка.

Заключительная реплика Стародума, которой завершается «Недоросль»: «Вот злонравия достойные плоды!» — в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, то есть к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступали положительные персонажи, мир Простаковых и Скотининых представал зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема «Недоросля» — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства.

Значительная часть драматического действия в «Недоросле» в той или иной мере спроецирована на решение проблемы воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и подавляющая часть нравоучений Стародума. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотиииных. Вынесение этого приговора обеспечивается не только изнутри, за счет самораскрытия невежества Мнтрофана, но и благодаря демонстрации тут же на сцене примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном.

В эпоху Просвещения ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию. Классицизм — одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, является воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели. Конфликт между чувством и разумом, между жизнью только для себя и долгом перед государством разрешался всегда в пользу последнего. Таким образом, создавался тип человека, творящего добро, — идеал, к которому должен был стремиться каждый живущий в этом мире. Русские деятели Просвещения всегда активно участвовали в политической жизни страны.

Писатели, говорил Фонвизин, «…имеют… долг возвысить громкий глас свой против злоупотреблений и предрассудков, вредящих отечеству, так что человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руках, быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества».

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии « », — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благоотечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и равнодушия к общественным интересам. Подобное воспитание сразу отбирало у него цель и смысл жизни. И учителя тут не смогут помочь (учитель — лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой) у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, погонять голубей да жениться.

То же самое происходит в придворной жизни. Придворная жизнь — большой скотный двор, где каждый хочет ухватить кусок получше и поваляться в золотой грязи. «Тут себя любя отменно; о себе одном пекуся; об одном настоящем часе суетяся», дворяне забыли, что такое долг и полезные добрые дела. Они «…не оставляют двора… двор им полезен», «…чины нередко выпрашиваются». Они забыли, что такое душа, честь, благонравие. Но автор не оставляет надежды на то, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье. «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится» — такой вывод делает Стародум о жизни при дворе. За всем этим просматриваются радикальные меры, которые» Фонвизин предлагает принять: ограничить власть Простаковых и Скотининых над крестьянами, а царя и придворных — над всей российской жизнью. А вот как сформулировал драматург жизненные «…правила, которым следовать должны…» настоящие дворяне:

Теме воспитания в этом произведении отведена большая роль. На самом деле, всё крутится вокруг темы обучения Митрофанушки, его учителей, принципов его родителей и остальных.

Его мама и папа практически гордятся тем, что их ничему не учили. Они считают, что богатство нажить можно и без лишних знаний. Они даже не понимают, когда приехавший дядя спрашивает их об истории и географии. Первый предмет они воспринимают, как рассказывание анекдотов, а второй… Он нужен, по их мнению, только извозчикам. И всё-таки они хотят обучить сына чтению и арифметике. (Даже мамаша, судя по всему, читать не умеет. Однако она ловко скрывает это.)

Нанятые учителя ходят годами к ученику, но он совсем не старается. Ему совсем не интересно учиться. Сами учителя эти – забавные персонажи. Арифметику преподает бывший солдат Кутейкин, который не смог найти другой работы. Он искренне считает, что не заслуживает денег за такие низкие результаты своего ученика. Второй – бывший семинарист Цыфиркин, который испугался «бездны мудрости», он жаден, считает, сколько ему не заплатили. И самый главный учитель – Вральман Адам, немец, который на самом деле кучер. Но он мастер рассказывать истории, делать комплименты, шутить, поэтому его в семье очень любят.

Дядя-миллионер (Стародуб) тоже, хотя человек образованный, говорит, что не нужно чужими мыслями набивать голову. Но просто он за то, чтобы развивать душу и сердце. Он верит, что каждый может быть добрым и смелым. Отвага может проявляться не только на фронте, но на службе, в обычной жизни.

В общем, Митрофанушку учат кое-чему, но очень плохо. На самом деле, и учителя не самые лучшие, а уж ученик – самый ленивый. А о воспитании речи не идёт – никакого хорошего примера парню не подают, над добротой смеются. Его не одергиваю, когда он врет и грубит. Митрофан учится только подлизываться и обманывать. Пусть бы и был неучем, но хотя бы добрым, а тут он агрессивный.

В финале даже мамочка разочаровывается в воспитании своего сына, она видит, что он нехороший человек. Думаю, что у него ещё есть шанс исправиться.

Вот злонравия достойные плоды, сочинение (Недоросль)

Комедия Ф. И. Фонвизина написана в жанре классицизма. Она посвящена теме воспитания и просвещения.

Главные герои комедии – семья помещиков Простаковых. Госпожа Простакова души не чает в сыне Митрофанушке. Выполняя закон, она нанимает сыну учителей. Митрофан не хочет учиться, он ленив. Мать говорит сыну, чтобы он особенно не старался, а просто делал вид, что учится. Митрофан с радостью выполняет совет матери.

Весь домашний уклад в семье основан на безграничной власти крепостного права, стремлении к наживе. В этой атмосфере воспитывается единственное дитя. Стремясь обеспечить будущее сына, госпожа Простакова хочет женить его на племяннице Софье, которая оказалась богатой наследницей. Митрофанушка не только не против, он заявляет: «Не хочу учиться, хочу жениться».

В имение приезжает государственный служащий Правдин. Он выявляет нарушения закона у Простаковых. Госпоже Простаковой грозит наказание, она взывает к сыну, который отмахивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Пока мать была в силе, он лебезил перед ней, во всем подчинялся. Софьин дядя Стародум говорил о том, что невежество не самое страшное в жизни. Страшно, когда у невежды нет души: «Невежда без души – зверь».

Госпожа Простакова, воспитывая сына во вседозволенности, во всем ему потакая, осталась в итоге без сына. Стародум считает, что это естественное следствие дурного воспитания.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»?

Правдин. Тебе не стыдно, Кутейкин? Кутейкин (потупя голову). Посрамихся, окаянный. Стародум (Цыфиркину). Вот тебе, друг мой, за добрую душу. Цыфиркин. Спасибо, ваше высокородие. Благодарен. Дарить меня ты волен. Сам не заслужа, век не потребую. Милон (давая ему деньги). Вот еще тебе, друг мой! Цыфиркин. И еще спасибо.Правдин дает также ему деньги.Цыфиркин. Да за что, ваше благородие, жалуете? Правдин. За то, что ты не походишь на Кутейкина. Цыфиркин. И! Ваше благородие. Я солдат. Правдин (Цыфиркину). Поди же, мой друг, с богом.Цифиркин отходит.Правдин. А ты, Кутейкин, пожалуй-ка сюда завтре, да потрудись рассчесться с самой госпожою. Кутейкин (выбегая). С самою! Ото всего отступаюсь. Вральман (Стародуму). Старофа слуха не остафте, фаше фыскоротие. Фосмите меня апять к сепе. Стародум. Да ты, Вральман, я чаю, отстал и от лошадей? Вральман. Эй, нет, мой патюшка! Шиучи с стеш-ними хоспотами, касалось мне, што я фсе с лошатками.Г-жа Простакова, Стародум, Милон, Софья, Правдин, Митрофан, Еремеевна.Стародум (к Правдину, держа руки Софьи и Милона). Ну, мой друг! Мы едем. Пожелай нам… Правдин. Всего счастья, на которое имеют право честные сердца. Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка! Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась… Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.) Софья (подбежав к ней). Боже мой! Она без памяти. Стародум (Софье). Помоги ей, помоги.Софья и Еремеевна помогают.Правдин (Митрофану). Негодница! Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья. Митрофан. Да она как будто неведомо… Правдин. Грубиян! Стародум (Еремеевне). Что она теперь? Что? Еремеевна (посмотрев пристально на г-жу Простакову и всплеснув руками). Очнется, мой батюшка, очнется. Правдин (Митрофану). С тобой, дружок, знаю, что делать. Пошел-ко служить… Митрофан (махнув рукою). По мне, куда велят… Г-жа Простакова (очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына! Стародум (указав на г-жу Простакову). Вот злонравия достойные плоды!

Денис Иванович Фонвизин() «Недоросль»

Денис Иванович Фонвизин() «Недоросль».

Денис Иванович Фонвизин вошёл в историю литературы как выдающийся прозаик екатерининской эпохи, как драматург, чьи сатирические комедии, ставшие классикой, включены в репертуар современных театров.

Точная и лаконичная характеристика замечательного русского комедиографа прозвучала в пушкинском «Евгении Онегине»:

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

Фонвизин слыл одним из образованных людей своего времени. Он был воспитан в убеждении, что дворянство, к которому он принадлежал, должно быть образованным, гуманным, непрестанно радеть об интересах отечества, а царская власть – выдвигать для общей пользы достойных дворян на высокие должности. Но среди дворян он видел жестоких невежд, а при дворе – «вельмож в случае» (попросту говоря, любовников императрицы), управляющих государством по своей прихоти.

Будучи сыном небогатого московского дворянина, он, тем не менее, получил хорошее домашнее воспитание и образование. Впоследствии он напишет: «Склонность моя к писанию являлась ещё в младенчестве, и я, упражняясь в переводах на российский язык, достиг до юношеского возраста». Фонвизин обучался в гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете университета (в этот период в московских журналах публикуются первые переводные произведения будущего писателя).

Не окончив университет, Фонвизин решил служить. Карьера его сложилась таким образом, что он на личном опыте мог составить реальное представление о положении дел в России. Фонвизин служит в Петербурге переводчикм в Коллегии иностранных дел, затем секретарём кабинет-министра И. Елагина (он ведал разбором челобитных на высочайшее имя, а впоследствии – и императорскими театрами). Влияние кружка молодых офицеров-вольнодумцев привело Фонвизина к увлечению модным в то время скептицизмом, принципы которого нашли своё воплощение в сатирическом произведении «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке…». Позднее Фонвизин, имеющий за плечами крепкую религиозную основу воспитания, вспоминал об этом кружке с ужасом, поскольку «лучшее препровождение времени состояло в богохулии и кощунстве».

В первые годы петербургской жизни у писателя пробудился острый интерес к театру. На склоне лет в своих воспоминаниях он будет признаваться: «Но ничто в Петербурге так меня не восхищало, как театр, который я увидел в первый раз отроду…Действия, произведённого во мне театром, почти описать невозможно: комедию, увиденную мною, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актёров – великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы моё благополучие…». Вскоре Фонвизин сам прославится как автор оригинальной сатирической комедии «Бригадир», главные достоинства которой сумел оценить один из первых её слушателей : «…Бригадирша ваша всем родня; никто сказать не может, что такую же Акулину Тимофеевну не имеет или бабушку, или тётушку, или какую-нибудь свойственницу».

После поездки во Францию и Германию Фонвизин написал «Записки первого путешественника», в которых высказал немало метких критических суждений по поводу европейской жизни.

Комедия «Недоросль» создавалась в годах, в самую мрачную пору царствования Екатерины II. Это первая русская социально – политическая комедия, в которой автор изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть дворянами, самозваных учителей. Первая постановка пьесы состоялась 24 сентября 1782 года и имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков». А князь Потёмкин произнёс ставшую знаменитой фразу: «Умри теперь, Денис, или хоть больше ничего не пиши! Имя твоё бессмертно будет по одной этой пьесе».

Получить полный текст

После отстранения от дел Панина Фонвизин уходит с государственной службы. Он пишет ряд сатирических сочинений, анонимно издаёт на французском языке «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина», нарисовав образ идеального просвещённого вельможи.

На публикацию сочинений Фонвизина был наложен запрет: не было издано пятитомное собрание его сочинений, статьи распространялись только в списках. Последние годы жизни Фонвизин работает над автобиографической повестью «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях», которой предпослан эпиграф «Беззакония моя аз познах и греха моего не прикрыхне». Труд свой писатель завершить не успел: Фонвизин скончался в Петербурге и похоронен в Александро-Невской лавре.

Местом действия пьесы становится деревня жестоких помещиков-крепостников Простаковых. Две группы персонажей открыто противостоят друг другу и сами сознают себя как противников. По законам классицизма это деление на положительных героев и отрицательных. О каждом из них можно судить по именам, по говорящим фамилиям, являющимися своеобразными ёмкими характеристиками персонажей. С одной стороны – благовоспитанная девица по имени Софья, её жених Милон, дядюшка Стародум, друг их, честный чиновник Правдин – это круг образцовых, идеальных персонажей. С другой стороны это «злонравные невежды» – властная, деспотичная помещица Простакова (урождённая Скотинина), муж её, господин Простаков, брат Тарас Скотинин, сын Митрофан (с греч. «подобный матери»). Это те, о ком Стародум, выражая мысли автора, говорит: «Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю». Кроме того, в комедии действут слуги (портной Тришка, няня Еремеевна) и учителя: семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель (в прошлом – кучер) Вральман.

Добродетельные персонажи беседуют между собой много и чрезвычайно рассудительно; огромные сцены напонены разговорами о нравственности, неустрашимости, жизни при дворе, долге дворянина. На противоположном полюсе – госпожа Простакова. Стоит ей услышать разумное возражение, как она начинает ругаться. И между тем у неё есть своя строжайшая логика, основанная на непоколебимой уверенности в том, что мир сотворён ради неё и её интересов. Например, узнав, что Стародум, которого считали умершим, жив и «никогда не умирал», Простакова взвивается: «Не умирал! А разве ему и умереть нельзя?» С её точки зрения, он должен был умереть (потому что ей это выгодно). Если не умер, значит, это кто-то подстроил в своих корыстных целях. Подобных реплик у неё множество. Иные из них стали впоследствии знамениты, например: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»

Кто же такая госпожа Простакова?

Возраст героини: хочется назвать её старой, но Митрофану 16-й год, а, следовательно, «госпоже бесчеловечной» чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это эпоха ранних браков). Такое возрастное восприятие героини происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит. Выросла она в невежественной семье, не получила ни воспитания, ни образования. Считает, что образование излишне: «Без наук люди живут и жили». Зачем же она наняла сыну учителей? Во-первых, «мы не хуже других», а во-вторых, она вынуждена следовать указу Петра I о дворянских детях. Детей, достигших 15 лет, называли тогда «новиками», а младших – недорослями. Но закон 1736 года продлил право оставаться недорослями до 20 лет, до получения образования.

Получить полный текст

Простакова беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, оборала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни — личная выгода. Её речь груба, в ней много просторечных слов и выражений, она постоянно бранится. Тришку называет мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном. Мужу говорит: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?», «Весь век, сударь, ходишь развеся уши». И только к сыну она ласкова: «Митрофанушка, друг мой»; «друг мой сердечный»; «сынок». С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, переде сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им.

Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое. Смысл её жизни – забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить – не знает любви даже к своим близким. Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться. В речи много просторечных слов, часто его тон капризен и груб. Простакова и минуты не живёт без брани – сын вслед за ней кричит на кормилицу (называет Еремеевну «старой хрычовкой», угрожает ей расправой), грубит учителям. Так же, как и мать, признаёт лишь право сильного. Пока она держит в своих руках власть, он с ней; но как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт. Почему Митрофан копирует мать? Удобно быть на неё похожим: в мире Скотининых и Простаковых можно выжить лишь придерживаяь такого же стиля поведения. Имя Митрофанушки стало нарицательным. Так нередко и в наше время называют молодых людей невежественных и ничего не желающих знать: «Не хочу учиться, а хочу жениться».

. Невежественен, груб, жаден. «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет». Типичный представитель мелкопоместных дворян. Свирепый крепостник. Ради возможности выгодно жениться готов уничтожить своего соперника – родного племянника Митрофана. Его образ автор доводит до гротеска: главный интерес в жизни Тараса – скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нём тёплые чувства, только к ним он проявляет заботу. По его разумению, и род Скотининых «старее Адамова, создан Творцом вместе со скотами».

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.

ü Просвещение возвышает одну добродетельную душу.

ü Надежда без души – зверь.

ü Великий государь есть государь премудрый.

ü Начинаются чины – перестаёт искренность.

ü Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

ü Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

ü Для прихоти одного человека всей Сибири мало.

ü Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

ü Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения.

ü Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – всё болван.

ü Последуй природе, никогда не будешь беден.

честный и безупречный чиновник. Он в качестве члена наместничества направлен в округ, чтобы препятствовать злодеяниям, творимым помещиками над крестьянами; в доме Простаковых он поселяется под видом постояльца.

н – верный своему долгу офицер, патриот. Размещает в деревне Простаковых своих солдат на постой.

– образованная и скромная девушка, воспитана в духе уважения и почитания старших. Племянница Стародума.

Положительные герои по контрасту с отрицательными высказывают свои взгляды на воспитание и образование, что ещё резче высвечивает пороки Простаковых и Скотининых.

Учитель математики – Цыфиркин, русского языка – Кутейкин, истории – немец Вральман не прикладывают усилий, чтобы выучить Митрофана – чаще потакают его лени. Обманывают Простакову, понимая, что она не может проверить результатов их труда. Автор с явным сочувствием относится лишь к Цыфиркину, наделяя его трудолюбием. Остальные учителя и сами невежественны. Кутейкин хитёр и жаден. Вральман – бывший кучер. По мнению Простаковой, он лучше других учителей (она мало что понимает из слов немца, а это внушает ей уважение, и, главное, он не переутруждает Митрофана).

Получить полный текст

Нужны автору для большего изобличения крепостного права: у них нет чувства собственного достоинства, нет не только ненависти, но даже протеста по отношению к своим угнетателям. Еремеевна беззаветно предана хозяевам, рабски привязана к ним. Не щадя себя, оберегает Митрофана («Издохну на месте, а дитя не выдам!»). В доме Простаковых – Скотининых она служит более 40 лет, но никогда не получала благодарности за свою верность.

строится на противоборстве добра и зла, подлости и благородства, жадности и щедрости, чести и бесчестия, искренности и фальши, прямоты и лицемерия, животного начала в человеке и подлинных высот духовности.

комедии выстраивается вокруг Софьи, которую пророчат себе в жёны три героя: искренно влюблённый в неё Милон, Скотинин, мечтающий прибрать к рукам Софьино имение, и Митрофан, мечтающий выйти из-под опеки матери и предпочитающий женитьбу учёбе. Простакова, прознавшая о том, что Софья получает богатое наследство, пытается силой и хитростью женить сына на разбогатевшей Софье. Скотинин же, узнав о сопернике – Митрофане, забывает о родственных чувствах и устраивает потасовку. Новым поворотом действия становится приезд в имение Простаковых Стародума. Он мечтает выдать Софью за известного ему молодого человека, Милона, но дядюшке важно согласие самой Софьи. Вскоре выясняется, что Милон и Софья давно любят друг друга. Стародум с радостью благословляет Софью и собирается уехать с ней в Москву. Госпожа Простакова не может смириться с отказом Софьи и пытается силой повести её под венец, но Милон освобождает свою невесту. В финале комедии Правдин объявляет указ о том, что «за бесчеловечие» Простаковых правительство принимает в опеку их дом и деревни. Простакова пытется найти опору в сыне, восклицая: « Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» Но неблагодарный и жесткий Митрофан доводит мать до обморока, отталкивая её: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Митрофана решают определить на службу. Простакова в отчаянии кричит: « Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!» Финальная реплика пьесы, принадлежащая Стародуму, открыто дидактична: «Вот злонравия достойные плоды!»

В «Недоросле» нашли яркое художественное воплощение просветительские взгляды писателя. С одной стороны, автор обличает общественные пороки и низкие нравы крепостников, уродливые проявления крепостного права и крайние формы невежества. С другой – предлагает идеал общественного поведения: деятельная любовь к Отечеству, готовность к нелёгкому честному труду, умение создать добронравную семью и т. д. Из афористичных реплик положительных героев пьесы складывается целая позитивная программа, направленная на исправление нравов, своеобразный кодекс добронравия: «Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчить судьбу несчастных» (Милон); «На всё прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы» (отец Стародума); «Прямое достоинство в человеке есть душа» (Правдин). Диалоги идеальных героев обогащают проблематику пьесы этико-философскими вопросами. Отчего зависит благосостояние людей и что важнее: просвещённый ум или благородная душа? Как следует относиться к чинам и наградам и каковы достойные пути обогащения? Нужно ли стремиться к богатству и следует ли оставлять богатое наследство детям? Что такое счастье и от чего оно зависит? Что порождает зависть и нужно ли избегать дурного расположения к себе других? Что ограждает человека от порока и в чём заключается долг человека? Трудно исчерпать перечень вопросов, которые ставят и на которые непременно отвечают герои-резонёры.

Таким образом, критика тёмных сторон жизни сочеталась в пьесе с практическими советами по изменению общества и человека. Фонвизин убеждён в естественном равенстве всех людей, в необходимости соблюдения каждым разумных законов, невзирая на сословие и положение в обществе, уверен в том, что нравственное воспитание молодого поколения способно привести общество к гармоничному устройству, при котором кадый её член будет являть собою достойного гражданина. Поэтому особую роль в идейном содержании пьесы играют сцены, связанные с обучением и экзаменовкой Митрофана: выясняется, что мать обучает сына для видимости и лишь потому, что сейчас модно, стараясь сэкономить на учителях и оберегая сына от «переутомления». Эти сцены позволяют драматургу развернуть важнейшую для пьесы тему воспитания и образования.

На образах отрицательных персонажей драматург показывает, что чем более невежественен и ленив, эгоистичен и корыстен, завистлив и жесток, лжив и равнодушен человек, тем меньше в нём человеческого. Неслучайно драматург активно использует приём зоологизации образов (говорящие фамилии, пристрастие Скотинина и Митрофана к свиньям, сравнение Простаковой с собакой, а её мужа с ослом, запись Митрофана в тетради под диктовку Кутейкина: « Аз есмь скот…» и др.). Сказанное не отменяет сложности построения характеров, отражения в них разных граней личности. Например, анализируя образ Митрофана, следует увидеть в нём не только глупого и невежественного, грубого и жадного, неблагодарного и жестокого недоросля, но и хитрого, увёртливого, лицемерного, льстивого человека, способного к шантажу и готового к предательству близких. Средствами создания ярких типажей становится речевая характеристика персонажа, приёмы саморазоблачения, оценка героя другим персонажем, предыстории, авторские ремарки и т. д.

Говоря о жанровых особенностей пьесы, следует отметить черты общественно-политической комедии и комедии воспитания. Точную характеристику комедии дал : «Фонвизин вскрыл «раны и болезни нашего общества, тяжёлые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни. Поэтому в комедии можно увидеть особенности реалистического направления в литературе, которые проявляются в следующем:

ü Сочетание картин бытовой жизни и раскрытие взглядов героев.

ü Тщательно прописаны характерны не только главных, но и второстепенных героев.

ü Каждый образ раскрывает определённую сторону действительности.

ü Автор не скрывает своего расположения и антипатии к героям (одних он беспощадно казнит гневным негодованием и язвительным убивающим смехом, к другим относится с весёлой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатии).

ü Умело раскрыта душевная жизнь героев, их отношение к жизни, к людям и действиям.

ü Особенно значимы авторские ремарки.

ü Каждый герой (особенно отрицательный) – типичный представитель своего класса.

ü Каждый герой – это живой человек, а не схема, не олицетворение какого-либо одного качества, как это было раньше.

ü Правила классицизма нарушаются автором и в самом построении комедии: кроме смешных (комических) сцен в комедии есть и трагические, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостнического быта.

ü Кроме основного действия сюжет дополнен сценами, которые имеют лишь косвенное отношение.

ü Яркость и выразительность языка.

Соответствия в построении комедиии законам классицизма.

Правила «трёх единств»:

1. Единство места — поместье Простаковых.

2. Единство времени — в течение одних суток.

3. Единство действия — борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи.

Разделение всех героев на положительных и отрицательных:

Положительные — Стародум, Правдин, Милон, Софья.

Отрицательные: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя.

«Говорящие» фамилии: Скотинин, Простакова, Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья.

Все любимые (положительные) герои Фонвизина в соответствии с правилами классицизма говорят «высоким штилем», правильным литературным языком, так как рассуждают они о высоких понятиях государственного служения и нравственного долга.

Главный итог комедии: порок наказан, а добродетель торжествует.

Несоответствия в построении комедии законам классицизма.

Автор стремится к более правдивому изображению жизни. Многогранность характеров главных героев – основное отступление от традиций классицизма.

Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (Еремеевна, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

Каждый персонаж – это живой образ.

Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта. А в комедиях классицизма смешение героического и комического не допускалось.

Фонвизин не скрывает своего отношения к персонажам: выражает симпатию, негодование, насмешку, кого-то язвительно изобличает.

Герои комедии – люди низкого сословия, которые имеют низменные интересы, достойные осмеяния. Разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна.

Задания в формате ЕГЭ.

Действие 2. Явление 1. Правдин и Милон.

В1.Назовите жанр, к которому принадлежит фонвизинский «Недоросль». (комедия

В2. Правдин рассуждает о «бесчеловечии» и «человеколюбии». Как называется резкое противопоставление явлений в художественном произведении? (антитеза или контраст)

В3. Как зовут героиню, о которой идёт речь в данной сцене и которая станет участницей беседы Правдина и Милона? (Софья)

В4. Речь Правдина содержит образные определения: «злонравные невежды», «адский нрав». Укажите соответствующий термин. (эпитет)

В5. Каким термином обозначают авторские пояснения по ходу действия пьесы (Милон (в восторге))? (ремарка)

В6. Укажите фамилию помещицы – «презлой фурии», о которой в беседе упоминает Правдин. (Простакова)

В7. Из первой реплики Правдина выпишите словоопределение, обнажающее внутреннюю сущность местных помещиков и повторенное (в форме существительного) в финальной реплике Стародума.

Действие 2. Явление 2. (Софья, Правдин, Милон)

В1. Укажите род литературы, к которому принадлежит фонвизинская пьеса. (драма)

В2. Принципы какого литературного направления, господствовавшего в литературе 18 в., нашли своё воплощение в комедии «Недоросль»? (классицизм)

В3. Говоря о «сопернике» Милона, Софья употребляет выражения, содержащие скрытую насмешку («Если б ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности!»). Как называется подобный стилистический приём? (ирония)

В4. Герои пьесы носят фамилии, заключающие в себе их характеристику. Как называются такие фамилии? (говорящие)

Получить полный текст

В5. Укажите имя младшего Простакова, которого его родители пророчат в женихи Софьи. (Митрофан)

В6. Планы свойственников Софьи вступают в противоречие с любовным выбором героини. Как называется непримиримое противоречие, лежащее в основе драматургического действия? (конфликт)

В7. Укажите фамилию дядюшки, о котором говорится в последней реплике Софьи. (Стародум)

Действие 3. Явление 3.

В1. Пьеса «Недоросль» отвечает основным требованиям классицизма. Укажите литературное направление, черты которого присутствуют в пьесе и которому присуще объективное изображение действительности. (реализм)

В2. Как называется способ изображения в литературе и искусстве, в основе которого – осмеяние общественных пороков и который лежит в основе действия «Недоросля»? (сатира)

В3. Приведённая сцена отображает острое столкновение двух персонажей. Как называется непримиримое противоречие, стимулирующее развитие действия в пьесе? (конфликт)

В4. «Гость наш бесценный! Ах, я дура бессчётная!». Назовите художественное средство, которое использует автор пьесы. (эпитет)

В6. Герои пьесы участвуют в действии, обмениваясь репликами. Каким термином обозначается подобная форма общения между персонажами? (диалог)

Действие 4. Явление 2.

В1. Последняя реплика Стародума являет собой развёрнутое законченное по смыслу высказывание. Как оно называется? (монолог)

В2. В рассуждениях Стародума встречаются краткие меткие изречения, содержащие законченную мысль. Как они называются? (афоризмы или крылатые выражения)

В3. Фамилия Софьиного дядюшки содержит в себе исходную характеристику этого персонажа. Как такая фамилия? (говорящая)

В4. В беседе Стародума с Софьей фигурируют резко полярные понятия и категории: добродетель – порок; высокие порывы – низкие мысли и др. Укажите термин, обозначающий резкое противопоставление понятий и явлений.(антитеза или контраст)

Действие 4. Явление 8.

В1. «Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силён». Как называется скрытая насмешка, являющая собой особый вид комического? (ирония)

В2. Текст фрагмента состоит из высказываний героев – Стародума, Правдина, Митрофана и др. Как называется высказывание персонажа в драматическом произведении? (реплика)

В3. Импровизированный экзамен, который выдерживает Митрофан, является важным событием в пьесе. Каким термином обозначается ход событий в художественном произведении? (сюжет)

В4. Укажите фамилию персонажа, которого в данной сцене именуют «немцем» и «Адамом Адамычем». (Вральман)

Действие 5. Явление 1.

В1. Как называется средство художественной выразительности, к которому прибегает Стародум в последней своей реплике («низвергся в бездну презрения и поношения»). (метафора)

Действие 5. Явление 6.

В1.Найдите и выпишите слово из последней реплики Простаковой, которое относится к просторечию и определённым образом характеризует героиню. (никуды)

В2. Вторая часть фрагмента является финалом пьесы. Как называется данный элемент её композиции? (развязка)

Задания с развёрнутым ответом в объёме 5-10 предложений.

1. Как «говорящие» фамилии фонвизинских героев соотносятся с их взглядами и поступками?

2. Какие герои русской классики являются проводниками авторских идей и в чём они близки Правдину и Милону?

3. Что представляет собой «соперник» Милона, над «достоинствами» которого иронизирует Софья?

4. В каких произведениях русской классики героини были вынуждены защищать свой любовный выбор и что сближает эти персонажи с фонвизинской Софьей?

5. В каких произведениях русской классики изображены нравы помещиков и в чём их изображение перекликается с сущностью фонвизинских персонажей?

6. Что даёт основание называть Стародума героем-резонёром?

7. В каких произведениях русских писателей представлены герои, внутренне близкие фонвизинскому Стародуму?

8. В каких произведениях отечественной классики поднимается тема образования и в чём эти произведения можно сопоставить с фонвизинским «Недорослем»?

9. Почему (д5явл1) для автора пьесы так важны рассуждения героев о «великом государе»?

10. Какие русские писатели на страницах своих произведений пытались создать образ идеального правителя и как он соотносится с идеалом Стародума?

11. Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»?

12. В каких произведениях русской классики явлены «злонравия достойные плоды» и что сближает их героев с персонажами «Недоросля»?

4u PRO

Что вкладывает автор Недоросля в понятие ЗЛОНРАВИЕ?

Похожие статьи:

О пьесе «Недоросль»

Вершина творчества — «Недоросль» (1782). Прошло около десяти лет со времени Крестьянской войны под предводительством Пугачева, потрясшей все основания Российской империи. Вопрос о причинах восстания, о возможности новых потрясений волновал передовые умы русского общества. «Недоросль» стал своеобразным ответом драматурга на эти вопросы.

КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Одним из первых Фонвизин затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство “на самый край конечного разрушения и гибели”.

ЭКСПОЗИЦИЯ – начальная часть, знакомство с героями.

Что мы узнаем о героях пьесы из 1 действия?

Примерка кафтана (явл. 1–3). Варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, её властолюбие и деспотизм. Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой: “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола.

Главный конфликт социально-политической жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становится темой комедии.

Как раскрываются в первых сценах характеры супругов Простаковых, Митрофана, Скотинина? Как они ведут себя, какова их речь?

Тема барского произвола — главная в пьесе.

Митрофанушка — избалованный и бессовестный “маменькин сынок”. Мать любит его (пусть по-своему), а Митрофан только прикидывается любящим. На самом деле он бессердечен, крайне эгоистичен и груб.

Скотинин — тупой грубиян, жестокий помещик. Скотство — темное звериное начало, воля страстей, отсутствие разума.

Почему хочет жениться Скотинин? “Девчонка” нравится? Нет, нужны её “деревеньки”, в которых водятся свиньи: Скотинину до них “смертная охота”.

Простакова говорит о том, как они хозяйствуют с мужем: “С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!” Корысть, стяжательство, нажива — им подчинено поведение Простаковых и Скотинина.

Кто оказался в состоянии прочитать письмо Стародума? Кто этого сделать не может? Сделайте вывод о наличии в пьесе просвещенного и непросвещенного дворянства.

Именно с этого события (с письма) начинает развиваться драматический конфликт, это ЗАВЯЗКА пьесы. И, кажется, что ничего уже не поможет Софье.

Положительные персонажи встречаются, беседуют, находят моральную поддержку и взаимопонимание. Правдин сообщает о здешних нравах: “Нашёл помещика, дурака бессчётного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома”. У Правдина есть право наказать помещика, в имении которого творятся безобразия. Но Правдин пока ждет особого проявления беззакония.

Главные герои комедии резко делятся на два лагеря. В одном — представители порока, “злонравия” — Простакова, Скотинин, Митрофан. В другом лагере носители добродетели — Стародум, Милон, Правдин, Софья.

Стародум, несмотря на свое имя, не так «старинен», как Скотинины. Его генеалогия ( то есть происхождение его рода) ведет не дальше петровского времени. Темы его монологов — «должность дворянина», «истинная неустрашимость», придворная ложь.

Образы носителей добродетели — Стародум и Правдин. Положительные образы влюблённых — Софья и Милон. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору: о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности. Они выдвигают прямо противоположные простаковым понятия о чести, знатности и богатстве.

Борьба дворянских просветителей с рабовладельцами и деспотическим правительством Екатерины II после разгрома пугачевского восстания и явилась второй после крепостного права темой “Недоросля”.

Как происходит обучение Митрофанушки? Как объясняет необходимость его учения Простакова? Кто Митрофанушкины учителя? Как относится к учителям и учению сам Митрофан?

Воспитание, которое даёт Простакова сыну, убивает в нём душу. Митрофан никого не любит, кроме самого себя, ни о чём не задумывается, с отвращением относится к учению и ждёт только часа, когда станет хозяином имения и будет так же, как его матушка, помыкать своими близкими и бесконтрольно распоряжаться судьбами крепостных.

В традициях классицизма Фонвизин не только соблюдает единство времени и места, но и наделяет своих героев одной определяющей чертой характера. Простакова “злонравна”, Простаков забит, Скотинин скотоподобен, Митрофан невежествен, Стародум прям, Правдин честен, Софья благородна.

Фонвизин следует классической традиции в изображении положительных героев. Изображая отрицательных героев, от этой традиции отходит. Герои комедии оказались намного сложнее, чем требовала традиция. Они не только ходячие маски носителей добродетели или порока.

Митрофан не только невежда и “маменькин сынок”. Он хитёр, знает, как подольститься к матери (рассказ о сне). Сообразителен (ответ на вопрос Стародума). Бессердечие — вот его самая страшная черта. “Невежда без души — зверь”, — говорит Фонвизин.

Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. В финале комедии перед нами страдающая мать, теряющая последнее утешение — сына. Она вызывает уже не смех, а сочувствие.

Речевая характеристика героев.

Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит, как о животных. Подтвердите примерами.

Новаторство Фонвизина — в умении так строить речь своих героев, что читатель представляет характеры действующих лиц.

Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива. От робкой, подобострастной до властной и грубой. Подтвердите примерами.

Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит, как о животных. Подтвердите примерами.

Речь Стародума — это речь образованного, культурного человека. Она афористична, возвышенна.

В чём своеобразие речи Кутейкина, Вральмана, Цыфиркина? Какие лексические пласты образовали их речь?

Речь недоучившегося семинариста. Построена на церковнославянской лексике и фразеологии, насыщена формами церковнославянского языка: тьма кромешная, притча во языцех; горе мне, грешному; здешняя епархия, взалкал, зван бых и придох; богу изволившу, кабы не умудрил и меня владыко и так далее. Чья это речь?

Речь основана на том, что он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаёт арифметику. Отсюда в его речи постоянные подсчёты, а также военные термины и фразеологические обороты. Приведите примеры, доказывающие это. Чья речь?

Цели Простаковых и Скотинина ничтожны и низменны (обогащение за счёт страданий других людей). Положительные персонажи пьесы стремятся к торжеству справедливости и подлинно человеческих чувств.

Как обернулось злонравие Простаковой против неё самой в последнем действии?

Милон со шпагой в руках отбивает Софью от Еремеевны и людей Простаковой, которые насильно тащили девушку в карету и хотели везти в церковь венчаться с Митрофаном. Явление II. Правдин уверен, что это преступление дает повод дяде и жениху обратиться к правительству, чтобы наказать преступников. Простакова на коленях молит о пощаде. В явлении IV Стародум с Милоном отказываются жаловаться на Простаковых, которые жалки и противны в своем унижении. Простакова встает с колен, когда понимает, что прощена, и тут же собирается чинить расправу над своими людьми, которые «выпустили Софью из рук». Она говорит, что вольна перепороть всех, если захочет. Тут Правдин достает бумагу об опеке над поместьем. Скотинин, боясь, что и до него доберутся, предпочитает удалиться.

Именно попытка увезти Софью насильно и обвенчать с Митрофаном становится событием, которое заставляет Правдина обратиться к данным ему полномочиям и изъять имение в казну.

Простакова кидается к Митрофану, её последней надежде, а Митрофан отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Простакова убита «предательством сына». Даже Софья кидается её утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды».

Так пьеса завершается многозначительной репликой Стародума.

Образование и воспитание в произведении Недоросль Фонвизина

Фонвизин написал произведение, которое назвал «Недоросль». И недаром название комедии именно такое. Именно оно дает подсказку, о чем будет идти речь в произведении.

Много разных тем раскрыл в своем произведении Фонвизин, так как его произведение именно потому и призвано считать очень глубоким текстом, и моральным. Ведь это произведение хоть и скрыто под комедию, но на самом деле – очень моральное, ведь там раскрывается то, что в жизнь очень актуально – как такие качества: глупость, жадность, жестокость, равнодушие и так далее.

Именно потому автор показывает – насколько важно этого избежать в жизни, когда воспитывается собственных детей. И все идет от родителей. Ведь именно они поначалу направляют своего ребенка, давая ему хороший пример, или же плохой. Хотя и от самого ребенка зависит – как воспринимать все, что дают ему родители. Автор произведения сильно подчеркивает и как главную выделяет тему – тему о воспитании детей в семье. И он даже не только ругает самих родителей главного персонажа – Недоросля, так как этих его родителей ведь когда-то воспитывали и другие родители, их самые. А потому он показывает, насколько должны были быть глупыми и жестокими такие родители, если воспитали таких детей.

Фонвизин показывает в комедии – как пытаются воспитать своего ребенка родители. Ведь мать, которую зовут Простакова, и недаром к тому же, хочет найти учителя, который бы хорошо учил ребенка. Но ей удается найти просто мошенника, который не учит ребенка, который остается невежественным и глупым. А отец грубый и равнодушный к своему чаду в этом случае. Его больше заботит его положение в обществе, как случай еще большего обогащения. Одним словом, мать и отец – вовсе не правильно воспитывают парня, который уже достаточно рослый, так как у взрослых просто нет таких навыков и моральных устоев.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *