Что значит углубленная интеграция
“Углубленная интеграция“ означает только одно: включение Беларуси в состав России
Цель Путина – восстановление империи, цель Лукашенко – сохранение власти.
Страх перемен породил “углубленную интеграцию”: цель Путина – восстановление империи, цель Лукашенко – сохранение власти
Первый руководитель независимой Беларуси Станислав Шушкевич объяснил Беларускай праўдзе суть «союзного строительства».
— Ультиматум Медведева, по три-четыре встречи Лукашенко с Путиным в месяц, обещания Лукашенко до декабря «снять все спорные вопросы». Что вообще происходит в беларуско-российских отношениях?
И вообще происходит глупость. Люди забыли, что все обещали строить демократическое государство. И вот в этих демократических странах, кроме одной-двух персон наверху, которые решают все вопросы, словно не осталось людей. Дошли до такого убожества, что люди не очень образованные, не очень искушенные в государственных делах, практически определяют развитие двух государств.
Цель Путина – восстановление империи, цель Лукашенко – сохранение власти любыми способами, потому что ничего, кроме как господствовать, не умеет. Руководить он не умеет: зерновые убирать – задачи ставит Лукашенко, что делать науке – снова Лукашенко. Нет такой головы у Лукашенко, чтобы решать подобные задачи. Люди просто унизились – противно все слушать и терпеть.
— Союзное государство не нужно ни Путину, ни Лукашенко, союзное государство – политический инструмент для достижения конкретных целей. Чего хотят в Минске, а чего – в Москве?
— Напротив, углубленная интеграция, как говорят, угрожает власти Лукашенко.
— Заметьте: с приличными выборами Лукашенко давно потерял бы власть. Именно Лукашенко говорит, что нужно добавить пенсионерам пенсию по возрасту 6%, он потребовал собрать 9,5 миллионов тонн зерна, ракетные войска – снова Лукашенко. С высоты плохого директора совхоза он по-колхозному рисует представление о государстве. Просто сравните заработные платы в Литве, Латвии, Эстонии, Польше и Беларуси: Беларусь имела лучшие стартовые условия, но сегодня зарплата в три раза выше, чем у нас. Вот до чего довело желание господствовать и неумение руководить.
— 8 декабря 1991 года вы подписали Беловежское соглашение, которое принесло Беларуси независимость. Не появится ли Беловежское соглашение-2, условно говоря, которое положит конец независимости?
— Тогда это будет контр-Беловежское соглашение.
Заметьте: Госдума России еще в 96 году приняла решение о денонсации Беловежских соглашений. А затем, когда встал вопрос о приведении остального законодательства в порядок, сказали, что это имеет политическое значение, а не законодательное или юридическое. Само по себе это глупость. Россия фактически такие решения приняла. Нет у них желания заботиться о благополучии людей. В Украине 13 тысяч человек погибли на Донбассе, Крым, Приднестровье, Грузия – куда ни ткнешься, везде Россия сунулась своими грязными лапами. Но это не русский народ, это российские лидеры, которые выступают от имени народа, не имея на то права. По-моему, русские люди, как и мы, хотели бы жить в мире и согласии, и достаточно им территорий – и так самая большая страна в мире. Нет, надо захватить цивилизованные земли, чтобы разбавить собственную дикость.
Углубление интеграции
Развитие интеграции на евразийском пространстве для Российской Федерации является безусловным приоритетом.
Речь идет, прежде всего, о евразийской экономической интеграции в контексте Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, и дальнейшем формировании Евразийского экономического союза.
В рамках ТС создана единая система внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, единая система применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, проводится единая торговая политика по отношению к третьим странам.
Создание общего рынка сбыта товаров для государств-участников, позволило компенсировать снижение спроса на мировых рынках, однако более значимые эффекты от интеграции наблюдаются не столько в результате увеличения взаимной торговли, сколько за счет снятия барьеров для движения всех факторов производства и использования взаимных преимуществ по мере дальнейшего углубления интеграции.
Следует отметить, что все договоренности базируются на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая нормы и правила ВТО.
Формирование ТС и ЕЭП призвано дать дополнительные возможности для экономического развития государств-членов за счет более рационального использования ресурсов, улучшения территориального разделения труда, диверсификации экономик, формирования межстрановых производственных цепочек внутри ЕЭП, а также за счет совместного развития инфраструктуры, реализации транспортного потенциала и создания эффективно функционирующего общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Важно, что деловые круги все более активно используют преимущества ТС и ЕЭП, и не только за счет сближения условий ведения бизнеса, но и за счет создания безбарьерной экономической среды.
ТС уже сейчас позиционируется как мощное и значимое интеграционное объединение. ЕЭК с участием Минэкономразвития России начато движение по нескольким переговорным трекам – о зоне свободной торговли с Вьетнамом и Новой Зеландией, а также о возможном заключении рамочных соглашений о сотрудничестве с АСЕАН и МЕРКОСУР.
В подготовке соглашения о зоне свободной торговли между Вьетнамом и Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана взят хороший темп. Рассчитываем завершить переговоры в 2015 году. Поскольку переход к режиму свободной торговли на начальном этапе значительно увеличит дефицит России в двустороннем товарообороте, договорились о том, что переговоры по созданию ЗСТ будут вестись синхронно с работой Группы высокого уровня по приоритетным проектам сотрудничества, в которых заинтересованы обе стороны. Реализация приоритетных проектов сотрудничества рассматривается нашей страной как дополнительный механизм поддержки внешнеэкономических интересов российских компаний во Вьетнаме. На заседании этой группы, в частности, был поддержан перспективный проект выхода Группы ИНТЕР РАО ЕЭС на рынок Вьетнама в качестве инвестора и организатора строительства тепловых электростанций на условиях ВОТ. Вьетнамская сторона уже предложила ИНТЕР РАО три проекта строительства электростанций.
Что на самом деле сулит углубленная интеграция Беларуси и России
Позже глава белорусского правительства даже пообещал опубликовать текст документа, чтобы снять все пересуды на данный счет, возникающие периодически в СМИ, но не успел, поскольку в интернете появились материалы, где подробно разбирается программа союзной интеграции. Пресс-служба правительства России, в отличие от белорусских коллег, уже даже успела подтвердить достоверность изложенных данных.
Теперь в срок до 1 ноября профильные министерства в России и Беларуси должны выработать предложения по всем дорожным картам. На все про все у чиновников осталось меньше двух месяцев. Потом предложения по союзной интеграции будут рассмотрены президентами на Высшем Государственном Совете в конце года.
Союзная налоговая
На протяжении двух десятков лет Беларусь, формально являющаяся членом Движения неприсоединения, серьезно поднаторела в участии в различных интеграционных процессах. Белорусские власти уверенно вступали в Союзное государство, ОДКБ, ЕАЭС и даже говорят о чрезвычайной необходимости СНГ.
Официальный Минск знает толк в интеграционных процессах, поэтому неудивительно, что предложение Москвы актуализировать накануне юбилея союзный договор нашло не только поддержку, но и готовность начать работу над соглашением.
Документ сулит двум странам общий Налоговый кодекс, но только через два года. Суть в том, что сейчас налоги в России и Беларуси не отличаются кардинально, и впредь каждая страна будет собирать деньги только со своих граждан и на своей территории. Стоит ли напоминать о том, как белорусские чиновники умеют вводить новые сборы и платежи?
В планах объединить политику в таможенной и энергетической сферах. Документом даже предполагается создание «единого регулятора» рынков газа, нефти, нефтепродуктов и электроэнергии. Но в этом вопросе Минск и Москва спорят с завидным постоянством, поэтому ожидать кардинального прорыва на данном направлении не стоит.
Больше унификации
В планах стоит также унификация валютного контроля и объединение платежных систем России и Беларуси. Центральные банки двух стран должны через два года начать работать на единых принципах банковского и финансового надзора.
Высказываются предположения, что более мощная российская экономика поглотит белорусскую, а через два года будет создано конфедеративное государство. На самом деле оно было создано в 1999 году после подписания договора о создании Союзного государства.
Пришло время: Как Россия и Белоруссия становятся одним государством
На прошедшей неделе произошло знаковое событие: президенты России и Белоруссии в ходе заседания Высшего госсовета утвердили все 28 союзных программ, подписав интеграционный декрет Союзного государства. Кроме того, стороны обновили Военную доктрину и Концепцию миграционной политики. Время единения двух народов пришло. Как будут дальше развиваться интеграционные процессы?
Подписанные программы носят исключительно экономический характер. Все они прошли долгий путь обсуждений и в сентябре были уже полностью одобрены. Программы по Союзному государству предполагают интеграцию валютных систем, общие принципы взимания косвенных налогов, единые подходы по пенсионной тематике и вопросам социального обеспечения, борьбу с терроризмом, взаимный доступ к госзакупкам и госзаказам.
Кроме того, общей станет макроэкономическая политика, страны интегрируют платёжные системы и гармонизируют денежно-кредитную политику, сформируют совместные рынки нефти и газа и так далее.
Сомнений в том, что президент Белоруссии Александр Лукашенко подпишет интеграционный декрет Союзного государства, как это чуть раньше сделал президент России Владимир Путин, не было. Теперь вопрос только в том будут ли стороны выполнять их в том виде, в котором они прописаны на бумаге. Или же через некоторое время мы снова услышим заявления, что прошло время, программы утратили свою актуальность и их вновь необходимо пересматривать на протяжении нескольких лет.
Продолжена системная работа, которая ведётся уже несколько лет
Эту тему в программе «Без цензуры» ведущий Никита Комаров обсудил с лидером белорусской партии «Союз» Сергеем Лущом.
Никита Комаров: Сергей, как в Белоруссии восприняли подписание 28 союзных программ, какие ожидания, какие впечатления?
Сергей Лущ: Для сторонников белорусско-российской интеграции, а их в республике Беларусь, наверно, большинство, это было ожидаемое событие. Многие сетовали на то, что произошло всё в каком-то заочном формате. Злые языки и некоторые эксперты поторопились заявить, что не всё так спокойно «в датском королевстве».
Тем не менее, как я это вижу, просто продолжена та системная работа, которая ведётся уже несколько лет подряд. А начиная с прошлого года, на фоне политического кризиса в Белоруссии, произошла интенсификация интеграции между двумя странами. Главное, что наши государства приняли решение просто отложить вопросы, по которым не смогли договориться, на какое-то неопределённое время.
– Все эти 28 программ хорошие, но ничего прорывного я там не увидел. Конечно, очень привлекательная программа по созданию общего рынка нефти, газа, электроэнергии, по сближению макроэкономической политики и так далее.
Но всего этого недостаточно для того, чтобы рассуждать о полноценной интеграции экономики. Ведь даже взять пример Евросоюза, там и так единая политика, более того, общая валюта. Не кажется ли вам, что это очень осторожные программы? Может, мы потом увидим их развитие?
– В последнее время, как мне кажется, и Белоруссия, и Россия делают очень осторожные шаги. Скажем даже так: произошла перегрузка союзных отношений и, думаю, весь процесс будет выстраиваться на несколько иных принципах. Поэтому мы и не слышим пафосных заявлений.
Интересно выступил спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, сейчас и парламенты наших стран должны активно включиться в эту работу, в том числе и по формированию дорожных интеграционных карт. То есть мы видим перевод декларации в практическую плоскость.
И вот эту интенсификацию процессов люди и ожидали, потому что сколько угодно можно делать громкие заявления, признаваться друг другу в братской любви, но пока граждане обеих стран не увидят результат, это не станет единым пространством без барьеров, в котором мы сможем спокойно заниматься предпринимательской деятельностью, и тогда действительно будут восстанавливаться кооперационные связи. К примеру, мы перевели наш белорусский экспорт и импорт нефтепродуктов на мощности России.
– Но для этого потребовался целый внутриполитический кризис, который случился в Белоруссии в прошлом году.
– Соглашусь, лучше, когда интеграция происходит без кризиса, без внешнего фактора и давления. Но сегодня, судя по всему, сама логика политических процессов и внешнеполитическая обстановка подталкивает наших лидеров к таким решительным действиям.
Я смотрю на эти процессы с умеренным оптимизмом: всё-таки за плечами у нас 20 лет строительства союзного государства. Мы понимаем, что союзная интеграция – это серьёзный процесс. Но вселяет надежду уже то, что мы видим практические, реальные шаги.
Напомним, программа «Без цензуры» выходит на «Первом русском» дважды в неделю – по понедельникам и пятницам в 16:00. Не пропустите!
Почему белорусы боятся термина «углубленная интеграция»? Мнение политического аналитика
Чем интеграция отличается от потери суверенитета и почему некоторые белорусы боятся термина «углубленная интеграция»? На эти вопросы в эфире программы «Марков. Ничего личного» на ОНТ ответил политический аналитик, директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов.
Юрий Шевцов: «Эта тема возникла в ходе распада Советского Союза. Именно тогда многие республики бежали от Москвы, провозглашали независимость и видели свое становление через конфликт с Москвой. А Беларусь уже тогда ставила вопрос иначе. И до избрания Александра Григорьевича Президентом, и тем более после избрания. Беларусь выстраивала свои государственные институты и свою политику, опираясь на союз с Россией. Это очень необычно для постсоветского пространства, и это ломает стереотипы. Но именно эта модель – союз с Россией и развитие с опорой на этот союз – оказалась для Беларуси очень позитивной. Эта модель не позволяет действовать антироссийским силам слишком резко в регионе, где находится наша страна. Точнее, не быть успешными. Наша территория не позволяет создать на месте бывшей Речи Посполитой крупного сильного геополитического регионального конкурента России. И потому та политика, которая дает Беларуси, опираясь на Россию, строить институты государственные, эта же политика не позволяет создать антироссийский блок здесь. Поэтому мы сталкиваемся с давлением и с разного рода интерпретациями [интеграции Беларуси и России]».
Эксперт пояснил, почему некоторые белорусы боятся термина «углубленная интеграция». По его мнению, страх потерять суверенитет из-за интеграции – это результат давления противников союза Беларуси и России.
Юрий Шевцов: «Мы находимся в регионе, где все государственные проекты, которые реализуются, строятся по шаблону. И только этот шаблон поддерживается Западом, позволяет рассчитывать на поддержку мощных западных структур. Частью этого шаблона является национализм как идеология становления местных государственностей на руинах бывшего СССР и его блока. Мы выходим за рамки этого шаблона и поэтому сталкиваемся с давлением».
Подробности смотрите в программе «Марков. Ничего личного».