Что значит ударник в школе
Липовые ударницы(ударники)
Всем привет,мой первый пост.Речь пойдёт о так называемых липовых ударницах и ударниках(отличниц и отличников)Но сначала предыстория.Учился я в самой обыкновенной школе в 6 классе.Сызмальства мать внушала мне,что хорошие оценки в школе-залог успеха в будущем.Ну и я старался всеми способами получить не ниже «4». До одного дня,когда я пришел со школы,и слегка подвыпивший батя(не,не алкаш не наркоман,нас с матерью не бил)спросил дневник.Не помню особо,что там было с оценками,не суть.Он спросил знаю ли я предмет,по которому у меня оценка «5». Я сказал что нет.Он говорит-липовый,ты сынок,отличник.Спустя годы,когда учился в пту колледже на повара.Стоит отметить что раздолбаем я был покровским,но оценки на мое собственное удивление,были по многим предметам хорошие.Сама история-по англ. у меня была «3»(сразу скажу,что закончил 4 уровня лингвы(если что,сфоткать могу корку)). То есть я заведомо знал англ. лучше всех в группе.Но из-за расхожести характеров с преподом в журнале всегда,независимо от обстоятельств,стояла «3».Соответственно у 5 из 6 девок-«4».Я все недоумевал как так,двух слов перевести не могут-но «4» или «5».Но как-то раз шел мимо кабинета англ. и остановился у приоткрытой двери и начал слушать интересный диалог.Моя класс.рук. договаривалась о одной из девок.Я прям как джеймс бонд туда вошел(стояли ко мне спиной)и стоял ох*евал.Кл.рук стояла и говорила(почти дословно)
-Вы знаете Яночка у нас ударница,не гоже,чтоб по англ. была «3»,надо «4».Ээээхх как же у меня пригорело тогда. Вот скажите пикабушники,может я зря столько лет переживаю?Поделитесь похожими историями.
Зря волнуешься, когда придет время и спросят про твой английский, то сможешь доказать что знаешь, а они нет. Работодателю ровным счетом похер на оценки в дипломе(у них есть только два диплома, красный и не красный) ему важно что ты умеешь на деле. А чаще всего тебе придется работать не в той сфере какой у тебе в дипломе, хотя принимать будут именно по диплому. Пример ты программист(знаешь питон, С++, джава и т.д.), а станешь вести учет и ремонт техники. Почему? Потому что знаешь компьютер(если знаешь ворд и эксель то знаешь 1С и другие бух. проги и пофиг что не знаешь, неделя на освоение). Дальше лучше. Ты программист, значит пишешь программы, программа значит компьютер, компьютер значит техника, значит ты знаешь технику и как его чинить, не знаешь неделя на освоение. Так и живем. Так что твой английский тоже пригодится поверь.
Мужик, ситуация, из-за того что я знал английский лучше преподавателя (там своя отдельная история), у меня всегда была 3, пришел на экзамен, она мне поставила 3, а я написал ВСЕ ПРАВИЛЬНО!
Мне аж любопытно стало, как же она это сделала.
Подошел узнать, а ответом услышал
-Ну смотри, тут у тебя нет точки в конце предложения, тут я не могу разобрать это «О» или «А» у тебя, вот тут ты слишком криво перевел, ведь имеет значение каждая мелочь.
Я очень сильно разозлился, решил её выставить дурой, пошел на кафедру и сказал что хочу пересдать экзамен с комиссией, получив ответ «Конечно можешь» я ретировался домой.
В день пересдачи я был с очень боевым настроем, пришел даже в костюме.
Итог: «У Вас оценка «3»
«Так народ, а что собственно не верно?»
«-Ну смотри, тут у тебя нет точки в конце предложения, тут я не могу разобрать это «О» или «А» у тебя, вот тут ты слишком криво перевел, ведь имеет значение каждая мелочь. «
«Вы что издеваетесь?»
«Нет, просто ты сейчас уйдешь с «3», предмет ты знаешь, доказать это можешь, на крайняк «IELTS» сдашь, а нам с ней еще много лет работать, поэтому иди своей дорогой»
У меня была прямо противоположная история, я оказалась вот такой вот «ударницей». Заканчивала 9 класс, в аттестате оценки были «5» и «4» по всем предметам, кроме химии. Лукавить не буду, по химии у меня всегда стояла твердая двойка, но учительница (директор школы кстати) из жалости мне иногда ставила тройки и даже четверки.В конце года я подошла к ней с просьбой позаниматься со мной, т.к. страшно не хотелось огрести единственную тройку в аттестат, на что она мне ответила: «Успокойся, тройки у тебя не будет». Вот так незаслуженно я закончила школу хорошисткой, потому что еще через два года, заканчивая 11 класс, история повторилась один в один.
Мама работает в управлении образования и ее часто отправляют быть «надсмотрщиком» за ЕГЭ.
В этом году рассказывала такой случай. Один из школьников очень долго писал черновой вариант. Даже когда всем сказали, что осталось 15 минут, он не взялся за переписывание. А вот за 5 минут до окончания экзамена он закатил скандал:
— Дайте мне больше времени переписать! Я медалист! Мне очень надо.
Он кричал и бился в истерике, не отдавал листок. Орал:
— Ну вы же люююююди!! В вас должно быть хоть что-то человеческое! Я не смогу пересдааааать! Вы испортите мне жыыыыыыызнь.
Ему дали пару минут, чтобы дописать хоть что-то, а потом он сказал:
— А можно я сейчас быстренько сочинение напишу?
Я представляю, как же сильно, наверное, всем хотелось влепить ем затрещину. Какого черта парень считает, что ему должны дать больше времени, чем другим детям? Только из-за того, что он медалист? А может он потому и медалист, что к каждому учителю приходит с воплем «Вы же лююююди!»
Я крайне положительно отношусь к азиатской и американской системе- если ты списываешь- тебя сдадут все твои однокашники.
Ибо ты- их конкурент на рынке труда..
А у нас микрофоны, шпоры, телефоны. И в итоге 0 знаний.
Вот скажите пикабушники,может я зря столько лет переживаю?
а мне по танцам и физкультуре так оценки выпрашивали) «она ж отличница, нельзя портить оценку/аттестат/премию классному руководителю». сама понимаю, что не очень это хорошо, но если науки мне давались, а чувство ритма просто так не обретешь и бегать быстрее не станешь, ну что ж теперь.
Ну суть то не в английском,точнее мне было плевать на оценку по сему предмету.Кстати история закончилась тем,что мамка моя,без моего ведома туда приехала,и говорит им
-зовите директора,щас будем знания проверять всей группой,один тест на всех.Я про это не знал все,а когда диплом отдали-смотрю 4 стоит.Пофиг было,но чуть легче на душе было)
не в оценках счастье))) а в уме и умении пользоваться знаниями, у нас были краснодипломщики, но знаний почти 0. так как им была не понятна суть того что они говорят.
Преподавательская практика
А дальше началось что-то, лично для меня, невообразимое.
1. За день до первых занятий я подошел к методистКЕ и спросил когда же мне дадут план и этот самый конспект. Методистка явно не ожидала такой наглости, но собравшись выдала «Какой план? Какой конспект? Делай все сам». Поспорив с ней все-таки получил «план». вот только явно не по моему предмету. В итоге пришлось на весь учебный год составлять вечером план самостоятельно.
3. Дисциплина на уроках. Это, извините, полный п****ц. Хотя чего еще можно было ожидать от группы парней в количестве более 30 человек, которые все после 9 класса? Причем некоторым из них было по 17-18 лет. 18 лет после 9 класса.
Что было на моих занятиях:
— постоянный галдеж (в т.ч. маты);
— драки;
— игра в карты;
— распитие спиртных напитков;
— курение бульбулятора.
Ни одного отчисления за такое поведение не было. Мне говорили «Они же еще дети. Если не получат образование, что с ними будет дальше?»
4. Отношение ко мне со стороны администрации и некоторых других преподавателей.
Т.к. я был устроен по совместительству, то я не имел права брать ключ у вахтерши. Мне постоянно надо было бегаться и просить кого-то другого взять ключ и точно так же чтобы его сдать.
Также я не имел права включать компьютер и показывать учебные фильмы, т.к. я должен был обязательно сломать.
Также я не имел права включать учебные макеты (попробуйте провести практическое занятие в специально оборудованной лаборатории без включения макетов и тренажеров). Причину, думаю, сами догадались.
5. Я пытался бороться сам с дисциплиной. Делал как привык в университете. Через 10 минут после начала уроков закрывал дверь на ключ, за плохое поведение выгонял из аудитории. НО, приходил кто-то из руководства ПТУ и при всех меня отчитывал, что НЕДОПУСТИМО, чтобы во время занятий ученики находились вне учебных классов.
6. Зарплата. Вместо обещанных 8-9 тыс.руб. Я получал 3700 минус налог. На все мои вопросы отвечали что-то несуразное.
7. И последнее, после чего у меня от зла и несправедливости бомбануло и я уволился был экзамен. В общем не допустил я до экзамена 9 человек, которые вообще даже не пытались хоть что-то сделать за семестр. В итоге всем этим людям поставили (я даже не знаю кто-это сделал) удовлетворительно. Причина была та же «Они же еще дети. Если не получат образование, что с ними будет дальше?»
Что хотелось бы сказать напоследок.
Тем не менее я получил хороший жизненный опыт и более менее умею выступать перед публикой))
Восемь основ мастерства барабанщика
Сегодня поговорим, кто такой барабанщик и как им собственно стать. Если у вас есть барабанная установка и пара палок, это не значит, что вы барабанщик, быть барабанщиком — это искусство, а идиотские шутки, а-ля, барабанщик – это тот, кто тусуется с музыкантами, придумали те, кто барабаны только на картинках и видели.
Каждый барабанщик имеет определенное количество мастерства, навыков и опыта, в зависимости от них, барабанщиков можно разделить на четыре основных категории. Итак, низшая категория – ударник «двоечник». Как правило, ударник не обладает, ни техникой, ни опытом, ни какой-либо стилистикой игры, динамика игры одна – очень громко!
Эта категория барабанщиков единственная, которая подходит для той шутки, написанной выше. Далее следуют «троечники» т.е. середнячки, как бы уже что-то умеют, но не достаточно хорошо. Для начинающих команд сгодится, потому что уметь играть ровный ритм (как минимум для того чтобы зачислить себя в эту категорию), уже хорошо.
Следующая категория, следовательно «хорошист» — барабанщики, отлично играют в любой музыкальной команде, обладают и опытом и техникой, но… в них нет изюминки или фишки, барабанщики, обладающие этой самой изюминкой — это уже «отличники» или назовём их просто, мастера. Эти музыканты известны всем, такие имена как Buddy Rich, Louis Bellson, Joe Morello, Steve Gadd, Dave Weckl, JoJo Mayer, оказали большой вклад в музыку. У них есть абсолютно всё, дабы именоваться мастерами.
Обнаружено 8 фундаментальных элементов, чтобы стать настоящим мастером. Просмотрите их, пожалуйста, и может быть когда-нибудь ваше имя станет в один ряд с величайшими барабанщиками мира.
Ровная игра
Умение играть ровно, в одном темпе, альфа и омега для любого барабанщика, добиться этого можно тренируясь на пэде под метроном. Неровная игра, следовательно, неровные сбивки, неровные сбивки, следовательно, коряво играют все музыканты в вашей банде.
Музыкальность игры
Что такое музыкальность объяснить трудно, к одним она приходит сама, другие долго и упорно трудятся. Но есть способ, как ускорить этот процесс. Слушайте как можно больше разноплановой музыки, а играя с другими музыкантами, старайтесь подчеркнуть другие инструменты, не подавляйте их собой, ну… если вы конечно не драм-н-басс играете.
Разнообразие
Научитесь играть в как можно большем количестве стилей, стараясь привнести в каждый что-то своё. Это касается, и ритмов, и соло, и сбивок. Добиться этого можно прослушивая лучших представителей каждого стиля и обыгрывания их песен — музыки(drum cover).
Сдержанность
Качёвый ритм-это конечно хорошо, но не стоит забывать и о паузах. Сбивки и соло должны быть на своих местах, а не везде где можно. Позвольте показать себя и другим музыкантам, умейте отходить на второй план.
Динамика игры
Научитесь качать не только там где громко, но и в спокойных, тихих моментах. Потеря кача при снижении динамики песни, беда многих барабанщиков.
Скорость
Развивайте скорость рук и ног, чтобы смочь сыграть любую сбивку, на любой скорости, потому что если у вас появится идея хорошей сбивки или соло во время песни, но из-за низкой скорости рук и ног вы не сможете её реализовать, что получится? Правильно, ЛАЖА!
«Жаворонок»
Приезжайте на концерты или репетиции всегда заранее, Зачем? Приехав загодя, вы сможете спокойно установить все свое оборудование, а главное, расслабиться и сконцентрироваться перед игрой, что очень важно, барабанщик не имеет право на ошибку!
Позитивный настрой
Думаю, не для кого не секрет, что от позитивно настроенного человека и сам заряжаешься позитивом и наоборот, негативно настроенные люди высасывают энергию из окружающих. Замечали, на сколько лучше вы играете с хорошим настроением и позитивным настроем? Старайтесь окружать себя, позитивными музыкантами и тогда всё у вас будет клеиться. И самое главное, всегда сохраняйте спокойствие и не напрягайтесь, и может быть однажды, все услышат ваше имя. Удачи!
Хорошист это какие оценки?
Если ребёнок учиться на одни «пятерки», то это «отличник». А если ребёнок учиться на «4» и «5», и у него нет ни одной «3», то это » ударник», иногда, по-другому, такого ученика называют «хорошист».
Ну, а если у ребёнка преобладают по предметам оценка «3», то это «троечник».
Раньше, оценку «4» называли «хорошо». Вот от этого слова с добавлением суффикса и получилось название «хорошист». Получается, что такой ученик успевает по всем предметам только на хорошие и отличные оценки. Обычно в одном классе, «хорошисты» составляют большую часть учащихся, по сравнению с отличниками и троечниками. Это костяк класса, на который всегда и надеется учитель.
Обычно «хорошисты» по жизни вполне нормальные люди: и не лодыри, но и не трудяги. Таких учеников все устраивает: послушал внимательно учителя, дома немного почитал, на уроке немного поработал и все: «4» и «5» обеспечена. Активный, все помнит и слушает. Что ещё нужно учителю? Ничего. Это идеальный ученик во все времена.
Хорошист — тот, кто получает оценки «хорошо». Т.е., 4 балла по пятибалльной шкале, 6-7 — по десятибалльной (или 7-8, зависит от специфики шкалы). Конечно, иногда у хорошиста могут попадаться и отличные оценки, и тройки, но в среднем такой ученик успевает на 4 балла из 5.
Хорошист — это ученик(ца) у которого(й) оценки по предметам стабильно 4-5, редко когда допускаются тройки.
Хорошистами считаются люди, знания которых оценивается на 4 балла по пятибальной шкале. Данная оценка иденцифицируется, как «хорошо» отсуда произошло слово «хорошист».
Хорошистом раньше считали того ученика, который учился только на «4» и «5» или по другому говоря, хорошо учился. Отличник это тот ученик, у кого все предметы сданы только на отлично. Троечник — это понятно, что тройки и четверки. Ну, а двоечник — тут уже без комментариев.
Хорошистом называют такого ученика, который учится на четверки и пятерки. В советские времена таких учеников называли ударниками. При большем старании хорошист может стать и отличником, а вот если он будет часто лениться, может скатиться и до «троечника».
Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.
Ударник коммунистического труда
Ударник — советское понятие, зародившееся в годы первых пятилеток, обозначающеe работника, демонстрирующего повышенную производительность труда. Слово связано с выражением «ударный труд», то есть труд с полным напряжением сил, ориентированный на превышение установленных норм и сроков. Также было популярно выражение «ударная бригада». «Ударник коммунистического труда» — официальное почетное звание, подкреплявшееся вручением удостоверения и значка, а также денежной премией; в дальнейшем могли последовать и более весомые поощрения. Движение ударничества было важным средством идеологического воздействия. Имена ударников, достигших наиболее впечатляющих результатов, широко использовались советской пропагандой в качестве примера для подражания (шахтер Алексей Стаханов, машинист паровоза Петр Кривонос, трактористка Паша Ангелина, сталевар Макар Мазай и многие дугие), они получали высшие правительственные награды, их выдвигали в выборные органы власти и т. д.
Отношение к ударному труду и ударникам в среде советских трудящихся было двояким. С одной стороны, искреннее стремление добиться высоких результатов в профессиональной деятельности вызывало уважение. С другой стороны, повышение производительности труда одних работников вскоре отрицательно сказывалось на заработке других, так как установленные нормы выработки закономерно повышались, а расценки оплаты труда снижались.
К 70-80-м гг. ударничество в СССР в большой степени превратилось в формальность, мало напоминавшую энтузиазм первых пятилеток и послевоенного строительства. Терминология до сих пор используется в КНР и КНДР.
Ударник пятилетки
В течение нескольких пятилеток существовали знаки «Ударник пятилетки», которыми награждались отличившиеся трудящиеся. ВЦСПС издавал постановления о форме знака, процедуре награждения, требованиях к награждаемым и т.п.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Ударник коммунистического труда» в других словарях:
Ударники коммунистического труда — Значок ударника Ударник советское понятие, зародившееся в годы первых пятилеток, обозначающеe работника, демонстрирующего повышенную производительность труда. Слово связано с выражением «ударный труд», то есть труд с полным напряжением сил,… … Википедия
Коллективы и ударники коммунистического труда — передовые участники массового движения трудящихся СССР за коммунистическое отношение к труду, за создание материально технической базы коммунизма и воспитание человека коммунистического общества. Звание К. и у. к. т. присваивается… … Большая советская энциклопедия
ДВИЖЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОВ И УДАРНИКОВ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ТРУДА — массовое движение трудящихся в СССР за победу коммунистич. труда и воспитание человека коммунистич. общества; высшая форма социалистич. соревнования, возникшая в период развернутого строительства коммунизма. Как и все предшествующие формы… … Советская историческая энциклопедия
Ударник (трудящийся) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ударник. Значок ударника Ударник работник, демонстрирующий повышенную производительность труда. Это понятие зародилось … Википедия
ударник — м. ударник; ударник коммунистического труда коммунистическай труд ударникани … Русско-нанайский словарь
ударник — а; м. 1. Часть затвора стрелкового орудия для разбивания капсюля гильзы при выстреле. Поставить у. на место. 2. Деталь в музыкальных инструментах для извлечения звука ударом. Отремонтировать у. 3. Музыкант, играющий на ударных инструментах.… … Энциклопедический словарь
ударник — а; м. см. тж. ударница 1) Часть затвора стрелкового орудия для разбивания капсюля гильзы при выстреле. Поставить уда/рник на место. 2) Деталь в музыкальных инструментах для извлечения звука ударом. Отремонтировать уда/рник. 3) Музыкант, играющий… … Словарь многих выражений
Список Героев Социалистического Труда (Кабаидзе — В настоящем списке представлены в алфавитном порядке Герои Социалистического Труда, получившие это почётное звание в СССР и чьи фамилии начинаются с буквы «К». Список содержит информацию о годах жизни, роде деятельности награждённых и дате… … Википедия
Ударник: 10 слов, в которых ставят неправильное ударение
Порой мы выглядим, как те «тридцать про́центов, которые носят по́ртфели и говорят выбора́». И очень удивляемся этому факту и даже возмущаемся. Ведь есть слова, ударение в которых мы слышим каждый день, мы к нему привыкли. И вдруг оказывается, что правильное произношение совсем другое.
Сетевое издание «Учительская газета» и «Грамотатор» вместе со своими читателями разберет слова с непривычным ударением, которые многие употребляют неверно. И здесь нам поможет небольшой тест.
Фото: depositphotos.com
Мини-словарик или подборку слов, как больше нравится читателю, мы составили на основании опроса и анализа комментариев к нашим материалам и тестам. Мы заметили, что зачастую неверный ответ в тесте вызывает возмущение – «все вокруг так говорят, я всю жизнь так говорил, что это за нововведения»? А кто-то просто хочет говорить грамотно. Потому словарик правильных, хотя и непривычных, ударений пригодится каждому.
Но для начала пройдем новый ТЕСТ (нажмите на ссылку), а потом обратимся к орфоэпическим словарям и словарям ударений.
Каков Ваш результат? Можно написать его в комментариях к статье. Если все ответили верно, то «Грамотатор» поможет закрепить знания. Если же в ответах встретились ошибки, то наша подборка поможет запомнить правильное ударение. Итак!
Щаве́ль
Начнем с зелени. Зимой всегда хочется разнообразить краски. А перед нами знаменитый щаве́ль. Он же – ща́вель. Зимой мы его вряд ли найдем, но с ударением разобраться вполне можем.
Растения ща́вель не существует. Словари не только не знают такого слова, но и специально отмечают неверными варианты «ща́вель», «из ща́веля» и «ща́велевый».
Здесь надо запомнить одну тонкость – в косвенных падежах слова «щаве́ль» ударение переносится на окончание. Получается, что нет у нас щавеля́, мы обрадуемся щавелю́, довольны мы щавелём, а думаем и говорим сейчас о щавеле́.
Важно, что можно сварить щаве́левые и щаве́льные щи. Отчистить же ржавчину поможет щаве́левая кислота.
Можно запомнить нашу рифму:
Скоро зазвенит капе́ль,
И появится щаве́ль.
Жили весело вдвоём
И питались щавелём.
Комба́йнер
Даже от дикторов по телевизору можно услышать слово «комбайнёр». Надо сказать, что слово «комбайнер» мало кто употребляет и слышал от людей. Да, мы опросили случайных прохожих, и 15 из 15 человек без запинки сказали, что комбайном управляет комбайнёр.
В этом вопросе даже словари не могут прийти к согласию. Так, Орфоэпический словарь под редакцией Р.И.Аванесова и словарь И.Л.Резниченко считают равноправными оба варианта. А вот справочник Трудности русского языка Д.Э.Розенталя, М.А. Теленковой слово «комбайнёр» отмечает как разговорное. Строгой же норме соответствует только комба́йнер. Ну а самый строгий словарь Русское словесное ударение М.В.Зарвы дает только «комба́йнер» без разговорных и просторечных вариаций.
Таким образом, в обычной разговорной речи можно употреблять комбайнёр, но в официальном выступлении или докладе скажем – комба́йнер.
А как быть с женщиной-комба́йнером. Есть ли женский род у водителя комбайна?
Здесь словари к согласию тоже не пришли. У М.В.Зарвы предлагаются – «комба́йнерка» и «комба́йнерша». А Орфоэпический словарь под редакцией Р.И.Аванесова добавляет еще и «комбайнёрку» с «комбайнёршей».
В Орфоэпическом словаре И.Л.Резниченко форма женского рода отмечается как разговорная или просторечная. Об этом же говорит и Толковый словарь С.И.Ожегова.
А справочник Трудностей русского языка Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой и вовсе не предлагает комба́йнера-женщину.
Получается, что в обыденной речи допустимо употреблять слова «комбайнёр» или «комбайнёрка»-«комбайнёрша».
В официальной речи, с экранов телевизоров, на видеозаписи в соцсетях такие варианты лучше не использовать.
А запомнить лучше только тот, что соответствует строгой литературной норме. И проблем не будет.
Шьют костюм комба́йнеру.
Столя́р
Довольно часто приходится слышать «сто́ляр». Некоторым даже слух режет именно правильный «столя́р». Других вариантов словари не предлагают, предупреждая, что «сто́ляр» говорить неверно.
В косвенных же падежах, а также в множественном числе ударение переходит на последний слог – нет столяра́ и столяро́в, рады столяру́ и столяра́м, увидели столяра́ и столяро́в, остались довольны столяро́м и столяра́ми, мечтаем о столяре́ и столяра́х.
А запомнить поможет рифма:
Сегодня в доме юбиля́р –
Наш дед – искуснейший столя́р.
Мы искали маляро́в,
Нам прислали столяро́в.
Ветерина́рия
Тут надо сказать, что все 15 опрошенных нами верным вариантом сочли «ветеринари́я».
А что скажут словари? Все они – и орфоэпические, и толковые – фиксируют только «ветерина́рия». При этом Орфоэпический словарь И.Л.Резниченко отмечает слово «ветеренари́я» как употребляемое в профессиональной среде, а в справочнике трудностей русского языка Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой данное слово имеет помету «разговорное».
Таким образом, единственно верным, соответствующим литературной норме является – ветерина́рия. И неважно, применяем мы это слово в профессиональной сфере, в обыденной речи или официальном докладе.
Шампу́р – шампу́ров
Думаете, шашлык актуален только летом? А вот и нет. В период новогодних праздников многие с удовольствием готовят это блюдо как дома, так и на свежем воздухе.
И тут нам пригодятся шампуры. А как правильно? Шампуры́ или шампура́. Ни то и ни другое. Нам нужны только шампу́ры!
Об этом скажет любой словарь. В частности, Орфоэпический словарь русского языка Р.И.Аванесова, Орфоэпический словарь русского языка И.Л.Резниченко, строгий словарь Русское словесное ударение М.В.Зарвы, справочник Трудностей русского языка Д.Э.Розенталя, М.А.Теленковой, а также современный Академический орфографический словарь никаких других вариантов не предполагают.
А «шампуры́» и «шампура́» во многих словарях специально выделены как неверные.
А теперь несколько глаголов.
Глушить – глуши́т
В некоторых источниках можно увидеть вариативное ударение в словах, производных от «глушить» – глушишь, глушит, глушим, глушат.
Однако все перечисленные нами словари, а также «Русский орфографический словарь» РАН под редакцией В.В.Лопатина фиксируют ударение только на окончании – глуши́шь, глуши́т, глуши́м, глуши́те, глуша́т.
При этом в Орфоэпическом словаре под редакцией И.Л.Резниченко варианты с ударением на первый слог помечены как нерекомендуемые. В словаре Трудностей русского языка Д.Э.Розенталя, М.А.Теленковой они отмечены в качестве разговорных.
Таким образом, вариативное ударение в производных от «глушить» словах литературной норме не соответствует.
А запомнить вновь поможет рифма:
Ты сразу музыку глуши́шь.
Напоить – напои́т
С «напоить» проблем не возникало. А вот напоишь, напоит и другие производные в разных лицах и множественном числе представляются довольно сложными. И ударение здесь хитрое. Даже словари друг с другом не всегда могут договориться.
Так, словарь М.В.Зарвы «Русское словесное ударение» фиксирует единственный вариант с ударением на последний слог – напои́т, напоя́т, напои́м.
Однако большинство орфоэпических словарей (под редакцией И.Л.Резниченко, под редакцией Р.И.Аванесова), а также толковые – С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова – допускают «напои́т» и «напо́ит» как равноправные без каких-либо помет.
Словарь трудностей русского языка Д.Э.Розенталя, М.А.Теленковой также считает верными оба варианта.
А вот один из современных словарей под редакцией С.А.Кузнецова отмечает слово «напо́ит» как разговорное.
Анализируя примеры употребления слов и словарные статьи, можно прийти к выводу, что значение слова «напоит» зачастую определяет и его употребление.
Если речь идет о том, чтобы напоить кого-то, утолить жажду, то вариативное ударение возможно. А в значении – аромат трав напоит воздух – ударение падает только на последний слог.
Но в официальной речи в любом значении лучше все-таки придерживаться консервативного варианта, по поводу которого словари не спорят – напои́т, напои́шь, напоя́т.
Колодец жажду утолит –
Всех водой он напои́т.
И еще два сложных в постановке ударения глагола.
Премирова́ние – премирова́ть
И вновь из 15 опрошенных верно ударение в этом слове поставили только двое. Большинство ответили, что правильно говорить «преми́ровать».
Однако словари специально отмечают, что говорить преми́ровать, преми́рованный, преми́рование не следует. Даже в разговорной речи. Это неправильное произношение.
Ударение в этих словах и других производных никогда не падает на второй слог. Верными будут только варианты – премирова́ть, премирова́ние, премиро́ванный, премиру́ю. Ну а наша «запоминалка» поможет.
Нельзя никак нам забыва́ть,
Что верно лишь – премирова́ть!
Поручить – пору́чишь
А как правильно поручить? Слово сложное и хитрое: в будущем времени ударение падает на второй слог – пору́чишь, пору́чит, пору́чим, пору́чите, пору́чат. Исключение составит первое лицо единственного числа – я поручу́.
А в прошедшем времени ударение переходит на суффикс – поручи́л, поручи́ли. Инфинитива это тоже касается – поручи́ть, поруча́ть. Но данные формы обычно сомнений не вызывают.
А еще нужно иметь в виду, что два одинаковых в написании слова – пору́чите и поручи́те – имеют разное ударение при произношении. Разница в том, что первое – будущее время, а второе – повелительное наклонение. А потому и ударение падает на разные слоги.
Таким образом, правильно говорить: ты пору́чишь детям сделать уборку дома; начальник пору́чит подчиненному срочное задание; вы пору́чите (что сделаете?) сложную работу мастеру. Но: поручи́те (повелительное наклонение) сложную работу мастеру.
И «запоминалка»-вредный совет:
К порядку здесь приу́чат,
Посуду мыть пору́чат.
Но если мыть вы не хоти́те,
То соседу поручИ́те!
Ударение в производных от глагола «поручить» не нужно путать с ударением в глаголах от «вручить». Хотя слова и похожи, ударение в них разное. Об этом можно узнать в материалах «Грамотатора».
А напоследок прилагательное.
Зубча́тый
Конечно, вполне логично, что «зубчатый» от слова зубья. А что тогда думать? Ударение на первый слог – и дело с концом. Может, оно и логично. Да вот только неверно. Однако употребляется такой вариант довольно часто. Например, 11 человек из 15 опрошенных нами считают «зу́бчатый» верным произношением.
Практически все словари в данном случае единодушны: и М.В.Зарва, и И.Л.Резниченко, и Р.И.Аванесов, а также С.И.Ожегов считают единственно правильным – зубча́тый. И, более того, прямо отмечают зу́бчатый как неверный.
Надо сказать, есть и словари, считающие оба варианта равноправными, в частности современные – «Большой толковый словарь С.А.Кузнецова и «Русский орфографический словарь» РАН под редакцией В.В.Лопатина.
Мы же рекомендуем придерживаться классической формы, зафиксированной в большинстве словарей – зубча́тый.
Тисками крепко сжа́тый
Мы рассмотрели небольшую часть слов, ударение в которых вызывает трудности. Надеемся, что наши «запоминалки» помогут не забыть правильное произношение.
Об ударениях в существительных, прилагательных и глаголах, в некоторых устоявшихся выражениях, словах из орфоэпического словника ЕГЭ и многом другом можно узнать в наших рубриках «Грамотатор» и «СЛОГиЯ».
Советы, предложения и вопросы читателей помогают нам в подготовке новых материалов. Регистрируйтесь на сайте сетевого издания «Учительская газета», заходите в наши группы в социальных сетях, спрашивайте, предлагайте, пишите результаты прохождения тестов, обсуждайте.