Что значит учтены условия речевой ситуации

Учет условий речевой ситуации

Готовимся к ОГЭ

Устному собеседованию по русскому языку)

«Первоначальная функция речи – коммуникация. Речь есть, прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания» (психолог Л.С. Выготский)

Первый этап экзамена

Чтение текста вслух

Задание эксперту №1

Критерии оценивания выразительного чтения (памятка для эксперта)

1. (Имя отвечающего) сумел передать замысел автора и своё понимание текста посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов – 1 балл

К сожалению, (имя отвечающего) не сумел передать замысел автора и своё понимание текста слушателям посредством интонации, логических пауз, интонационного выделения ключевых слов – 0 баллов

2. Темп чтения высокий, он соответствует коммуникативной задаче – 1 балл

Задание эксперту №2

Критерии оценивания правильности речи при выразительном чтении (памятка для эксперта)

Речь (имя отвечающего) правильная (или: не совсем соответствует языковым нормам):

К сожалению, в постановке ударения допущено более 2 ошибок – 0 баллов

4. Отсутствует искажение слов – 1 балл

К сожалению, присутствует искажение слов (одно и более) – 0 баллов

Максимальное количество баллов – 4

Готовимся к ОГЭ

Устному собеседованию по русскому языку)

Второй этап экзамена

Пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание эксперту №3

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведенного высказывания (памятка для эксперта)

Сохранение при пересказе микротем текста

В пересказе (имя отвечающего) все основные микротемы исходного текста сохранены – 1 балл

В пересказе (имя отвечающего) упущена или добавлена одна микротема или более – 0 баллов

Соблюдение фактологической точности при пересказе

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, в пересказе (имя отвечающего) нет – 1 балл

При пересказе текста (имя отвечающего) допущены фактические ошибки (одна и более) – 0 баллов

Работа с высказыванием

Приведенное высказывание (имя отвечающего) включено в текст во время пересказа уместно, логично – 1 балл

Приведенное высказывание (имя отвечающего) включено в текст во время пересказа неуместно, не-логично – 0 балл

Приведенное высказывание (имя отвечающего) не включено в текст во время пересказа – 0 баллов

4.Способы цитирования

При цитировании ошибок нет – 1 балл

Максимальное количество баллов за все задание – 4

Задание эксперту №4

Критерии оценивания правильности речи при пересказе текста с включением приведенного высказывания (памятка для эксперта)

Речь (имя отвечающего) правильная (или: не совсем соответствует языковым нормам):

К сожалению, в постановке ударения допущено более 2 ошибок – 0 баллов

4. Отсутствует искажение слов – 1 балл

К сожалению, присутствует искажение слов (одно и более) – 0 баллов

Максимальное количество баллов – 4

Готовимся к ОГЭ

Устному собеседованию по русскому языку)

Третий этап экзамена

Монологическое высказывание

Задание эксперту №5

Критерии оценивания монологического высказывания (памятка для эксперта)

Выполнение коммуникативной задачи

(Имя отвечающего) привел не менее десяти фраз по теме высказывания, фактические ошибки в ответе отсутствуют – 1 балл

(Имя отвечающего) предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки или привел менее десяти фраз по теме высказывания – 0 баллов

Учет условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации – 1 балл

Условия речевой ситуации не учтены – 0 баллов

Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 599 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Условия и обстоятельства речевой ситуации

Что значит учтены условия речевой ситуации Что значит учтены условия речевой ситуации Что значит учтены условия речевой ситуации Что значит учтены условия речевой ситуации

Что значит учтены условия речевой ситуации

Завершающим этапом описания структуры речевой ситуации послужит рассмотрение её условий и обстоятельств. Они определяют её, но не имеют прямого отношения к «действующим лицам», т.е. участникам речевого взаимодействия. Вспомним так называемые «ремарки» в драматургических произведениях, с помощью которых авторы описывают место действия, время. Чтобы описать и представить речевую ситуацию, конечно же, не обязательно описывать её до мельчайших подробностей, необходимы только те условия и обстоятельства, которые действительно важны для нее, существенны. К примеру, имеет ли важность время произнесения вашей речи? Естественно, так как суточный ритм активности человека влияет на его внимание и способность восприятия. Предположим, если часы вашего выступления придутся на период, когда любой слушатель склонен «клевать носом», то придется применить специальные средства, чтобы оживить публику и её внимание. Эти факты нужно обязательно учитывать при представлении речевой ситуации предстоящего публичного выступления. Так же большое значение на исход речевого общения имеет настроение адресата. Нужно уметь определять в какой момент лучше всего воплощать свои цели в жизнь с помощью языкового воздействия.

4. Итак, говоря, мы совершаем определенное действие, направленное на адресата. «Это действие, определяемоецелью (намерением) говорящего, называется в неориторике и прагматике «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие». (21, 56). Очевидно, что речевые акты разнообразны и их существует большое количество. Ученые- лингвисты составили их классификацию, в основу которой и положили речевое намерение. В соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящегобыли выделены типы речевых актов и типы речи.

ЦЕЛЬ ГОВОРЯЩЕГОТИП РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯТИП РЕЧИ
1.Сообщить, информироватьСообщение, информацияИнформирующий
2. Высказать и доказать и свое мнениеУбеждениеАргументирующий
3. Побудить к действиюПобудить к действиюАгитирующий
4.Обсудить проблему, найти истину вместе с собеседникомПоиски смыслаЭвристический (гр. euriko — нахожу)
5.Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдногоОценка (похвала и порицание)Эпидейктический (гр. — (deiknumi — показываю, приветствую)
6.Доставить удовольствие себе и собеседнику самим процессом речевого общенияИгровые речевые актыГедонистический (гр. hedomai — радуюсь), или диатребический (гр. diatribe — провожу время)
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную» картину мираЭмотивПоэтический, художественный

Прямое и косвенное сообщение:

Вопрос подачи материала связан прежде всего с выбором тактики речевого поведения оратора. Как воздействовать на слушателя, чтобы добиться успеха? Существуют тактики двух родов:

· прямые тактики речевого воздействия;

· косвенные тактики речевого воздействия.

В лингвистике и современной риторике высказывание, которое должно быть «отгадано», «расшифровано» в прямом смысле называется прямым сообщением. В нем смысл складывается из значений употребленных слов. В этом случае во фразе «принесите, пожалуйста, соль» искать дополнительного смысла не стоит. «Прямые тактики речевого воздействия действительно дают слушателю определенное и точное представление о том, к чему склоняет его говорящий: гадать, что он имеет в виду и «правильно ли я его понимаю» в случаях подобного рода не приходится» (13, с. 154).

Но не всегда выбор прямой тактики оправдан. Есть ситуации, когда лучше воспользоваться метасообщением, т.е. непрямым, косвенным сообщением. Представьте себе ситуацию, когда вы пришли на званый обед и вас угощают пирогом, который, на ваш взгляд, недосолен. Что лучше? Сказать прямо: «Пирог недосолен», или «Что-то мне сегодня все кажется недосоленным», или «Я всегда солю дополнительно» и т. п.? Второй вариант избежать неприятной ситуации.

Так и в публичном выступлении нужно уметь пользоваться косвенными речевыми тактиками, которые связаны с искусством комплимента, намека, шутки. Основными риторическими формами метасообщений является намек, ирония, притча. Эти приемы позволяют увлечь слушателя игрой, дают возможность не слишком «давить» на слушателя, не огорчить его.

Что значит учтены условия речевой ситуации

На протяжении многовекового существования риторика изобрела систему риторических тропов и фигур, в основе которых лежит переносное значение (метасообщение). Кроме того, ею разработаны особые формы синтаксических конструкций (фигур). При сознательном использовании тех и других можно действительно добиться выразительности и эффективности речи.

Источник

Итоговое собеседование в вопросах и ответах

1. Что такое речевая ситуация итогового собеседования?

Речевая ситуация итогового собеседования: официальная обстановка, беседа со взрослым-учителем, контроль умений ученика. Данная речевая ситуация требует от учащегося соблюдений определённых правил официального общения, адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.

2. Какова роль экзаменатора-собеседника при проведении итогового собеседования?

Экзаменатор-собеседник ведёт итоговое собеседование: анонсирует задания, даёт задания, контролирует время подготовки к ответу учеником и время ответа, ведёт диалог.

3. Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий делать пометы в КИМ (подчёркивать слова и т.п.)?

4. Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий вести записи и пользоваться ими при ответе?

5. Должен ли экзаменатор-собеседник рекомендовать учащемуся тему монолога?

6. Имеет ли право учащийся переспросить экзаменатора-собеседника, уточнить заданный вопрос? Будут ли снижены за это баллы при оценивании задания?

Да. Баллы не будут понижены.

7. Каково речевое поведение экзаменатора-собеседника в том случае, если во время диалога учащийся молчит или даёт ответ на вопрос типа «Не знаю. », «Мне нечего сказать. »?

Экзаменатор-собеседник должен стимулировать речь ученика эмоциональной реакцией, дополнительными вопросами.


8. Имеет ли право экзаменатор-собеседник менять порядок предложенных вопросов или менять их в зависимости от монолога учащегося?

9. Должен ли экзаменатор-собеседник исправлять ошибки и недочёты в речи экзаменуемого?

10. В каком случае по критерию «Темп чтения» выставляется 0 баллов?

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

11. Можно ли выставить 1 балл по критерию «Соблюдение орфоэпических норм», если ученик допустил при чтении одну ошибку в слове, сопровождающемся знаком ударения?


12. В каком случае при оценивании чтения текста учитываются грамматические ошибки?

При проверке склонения имени числительного.

13. Следует ли контролировать речевые нормы при чтении текста?

14. Сколько баллов следует выставить по критерию «Сохранение микротем текста» (П1), если ученик упустил только одну микротему?

15. При оценивании какого задания следует обращать внимание на искажения слов?

16. Какой вид пересказа должен быть на итоговом собеседовании?

17. Сколько баллов получит ученик по критериям оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания (П1-П4), если при ответе был дан подробный пересказ, сохранены все микротемы, фактические ошибки отсутствовали, но высказывание приведено не было?

18. Во время монолога ученик использовал молодёжный сленг и разговорные слова. По какому критерию должен быть снижен балл при оценивании?

Учёт речевой ситуации.

19. В своём монологе ученик привёл 10 фраз по теме высказывания, но дал их в форме ответов на вопросы, предложенных в задании, не создал цельный текст. По какому критерию должен быть снижен балл?

Речевое оформление монологического высказывания (МР).

20. В диалоге с собеседником ученик дал три односложных ответа на вопросы. Какой балл должен быть выставлен по критерию «Коммуникативная задача» (Д1)?

Источник

Учебно-речевые ситуации в обучении говорению

Ситуа́ция — одноактность и неповторимость возникновения множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека.

2)совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения; обстановка, положение

Речевые ситуации создаются различными способами:

1. Путем ссылки на реальные жизненные факты, отношения, обстоятельства, события, например день рождения, прошедшие праздники, выходные и т.д.

2. С помощью зрительной наглядности: картины, фото, предметы, имитация действий самими участниками ситуации, рекламные издания.

3. На основе словесного описания (Представьте себе…, О чем вы думаете, когда слышите, видите…)

Речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность студентов, повысить их интерес к языку

При обучении монологическому высказыванию выделяют следующие этапы (Е.И. Пассов):

На первом этапе вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы.

Второй этап начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание Our class is big. Our class is clean на данном этапе некорректно, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Our class is big, there are four windows. корректно. На этом этапе нужно, так сказать, преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения, аргументации.

Современная методика обучения иностранным языкам – это наука о том, как, управляя учебным общением, подготовить учащихся к реальному общению с носителями языка. Процесс обучения иноязычному общению строится в соответствии с законами реального общения и является его моделью. “Создать процесс обучения – означает смоделировать основные, принципиально важные параметры общения, к которым относятся: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения, взаимопонимание и взаимодействие речевых партнеров, ситуации как формы функционирования общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств, усвоение которых обеспечило бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения, функциональный характер усвоения и использования речевых средств, эвристичность (новизна) общения” [1].

Учет вышеуказанных параметров реального общения в процессе обучения позволяет учителю не только решать учебные и воспитательные задачи, но и развивать способности учащихся,что особенно важно на среднем этапе обучения, который несет основную нагрузку в формировании умений непосредственного общения с партнером. Его задача состоит в том,чтобы научить взаимодействию в условиях совместного осуществления какой-либо деятельности, самовыражению и взаимодействию в рамках межличностных отношений.

Учебно-речевая ситуация – это задаваемые учителем условия, необходимые для осуществления учащимся речевого действия в соответствии с намеченной коммуникативной задачей. Действенность ситуаций в обучении зависит от точной ориентированности на конкретную задачу, от ее доступности для учащегося, соответствия его интересам и потребностям, его индивидуальным особенностям, его возрасту. При определении характера ситуаций, на фоне которых должна протекать речевая деятельность, учитель должен принимать во внимание возрастные особенности психики, нормы, традиции и правила поведения, характер потребностей и мотивов, жизненный опыт, планы учеников на будущее.

Для того, чтобы учащийся мог действовать в предлагаемых обстоятельствах, используя иноязычные средства, он должен иметь опыт действия в подобных обстоятельствах на родном языке. Так, чтобы выяснить, какие из предлагаемых ситуаций учащимся вызывают у них интерес и дают возможность разговориться, обратимся к анализу возрастных особенностей учащихся подросткового возраста, который соответствует среднему этапу обучения (от 11 до 14 лет).

Психологически этот возраст крайне противоречив. Это учащиеся, которые находятся на иждивении своих родителей, их ведущая деятельность – учеба. Важнейшее психологическое состояние – чувство взрослости – представляет собой новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого учащийся фактически еще не достиг. Отсюда типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. Особое внимание в этом заслуживает общение со сверстниками. Товарищи становятся во многом ближе ему, чем старшие, отношения с ними становятся сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младших школьников, выходят за пределы школы, включают новые интересы и занятия. У подростка ярко проявляется стремление быть принятым, признанным, уважаемым среди сверстников, участвовать в совместной деятельности с ними. Знание таких особенностей психологии может оказать помощь учителю при отборе и распределении ролей как положительных, так и отрицательных персонажей. Внимание к проблемам общения, свойственное подросткам, можно использовать, организуя ориентировочную деятельность, связанную с вхождением в ситуацию. То, чему он следует, не осознавая порой, те критерии, которыми он сам пользуется, станут для него актуально осознаваемыми, и в этом может лежать ключ успеха ситуативно-организованного речевого общения. Анализ особенностей общения в подростковом возрасте приводит к выводу о том, что заинтересовать подростка скорее всего можно межличностными видами общения.

Очень важно, чтобы ситуация ставила учащегося перед такими проблемами, которые ему приходится решать в жизни и которые соответствуют его стремлению к самоутверждению, самовыражению.

Например, рассмотрим ситуацию:

Роли – отец (мать), сын (дочь);

Условия – родители не отпускают в лагерь, поездку с классом,

а) убедить родителей в своей самостоятельности, подготовленности;

б) указать ребенку на его слабости и ожидающие его трудности;

Варианты – условия и место поездки, его участники;

Грамматический материал – степени сравнения;

Лексика – слова, характеризующие качества личности, глаголы – мочь,знать.

На среднем этапе обучения происходит овладение практически всем языковым материалом, предназначенным для продуктивного усвоения. И весь этот материал нужно пропустить через учебно-речевые ситуации. Это период расцвета ситуативно – ориентированного обучения. Планируя ситуативные упражнения на этом этапе, особенно важно обеспечить системность их использования.

Используя учебно-речевые ситуации в своей практике, я убедилась в их эффективности. Они способствуют внесению в обучение атмосферы новизны, творчества, создать интересную, увлекательную обстановку на уроке, которая не оставляет равнодушными учащихся и способствует возрастанию речевой активности учащихся. Хочется отметить, что и слабоуспевающие учащиеся, вовлеченные в конкретную ситуацию, не могут оставаться равнодушными.

При подготовке к урокам, я учитываю разноуровневую подготовку учащихся и заранее разделяю учащихся с учетом их психологической совместимости на подгруппы, в которых находятся как слабые, так и сильные учащиеся. Такое разделение имеет положительную сторону : во-первых, слабые учащиеся тянутся к более сильным; во-вторых, сильные учащиеся, помогая слабым, закрепляют свои знания.

Применение ситуаций общения на уроке требует от учителя творческого подхода к организации этого вида деятельности. На самом деле, запоминается только интересный и интересно поданный материал, в противном случае произойдет снижение интереса учащихся и их активности на уроке.

Приведу пример конкретного использования ситуации на уроке.

Тема урока “My house”. Здесь можно предложить ситуацию поиска пропавшего предмета, управляемого кем-то из старших. Например, мама не может найти книгу на своем месте. Эта ситуация учит употреблять оборот there is/ there are, предлоги under, in, on, глагол to look, обороты Where is my. I can not find it. На основе такой ситуации возможен диалог, включающий в себя советы заглянуть под кровать, в шкаф и т.д., а также вопросы и ответы, уточняющие облик пропавшей книги. Но, чтобы подойти к этой ситуации, требуется большая работа на уроке над лексикой и над грамматической структурой there is/ there are.

Рассмотрим еще одну ситуацию.

Тема урока “Welcome to Moscow”. При ознакомлении с домашним заданием учащиеся были введены в следующую ситуацию. В школу должна приехать группа учащихся из одного из штатов Америки. Их надо познакомить с достопримечательностями Москвы. Учащимся был выдан текст в качестве информации, которую сообщают гиды – переводчики. Перед учащимися были поставлены следующие задачи:

1. Выделить из информации наиболее интересные факты и характеристики и отметить последовательность их подачи в сообщении с целью в будущем научиться готовить свои собственные.

2. Подготовить вопросы, которые по вашему мнению, могли бы задать гиду экскурсанты, заинтересованные в дополнительной информации.

3. Подготовить дома такого рода информацию.

На уроке учащиеся работали в психологически совместимых группах. Результативность урока была высокой, у учащихся не было особых трудностей в общении, так как с такой ситуацией они сталкиваются часто в туристических поездках.

Учебно-речевые ситуации могут применяться в различных видах речевой деятельности на уроке. “В учебных целях владение языком всегда должно рассматриваться в плане способности участвовать в реальном общении, но не в плане знания отдельных элементов языка” [3]. И если мы создаем на уроке атмосферу, приближенную к реальной, способствующую общению на иностранном языке, то использование учебно-речевых ситуаций как нельзя лучше подходят для обучения устной речи на иностранном языке.

Источник

Урок русского языка по теме «Речевая ситуация и ее компоненты». 10-й класс

Класс: 10

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, возможность работы с программой для создания компьютерных пазлов.

1. Организационный момент.

Цели ученика: определить цель своей работы на уроке, познакомиться с требованиями к уровню подготовки.

Цели учителя: подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока, создать комфортную обстановку.

Учитель обращается к ученикам со вступительным словом. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, помогают формулировать цели урока.

Учитель произносит приветственное слов и завершает его вопросами: “А как вы считаете, что же необходимо, чтобы быть счастливым и успешным? А что помогает нам обеспечивать понимание?

Тема нашего сегодняшнего урока – “Речевая ситуация и ее компоненты”. (слайд)

2. Опрос учащихся по заданному материалу.

Цели для ученика: определить уровень своих знаний по теме “Стили речи”

Цели для учителя: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

Учитель формулирует задания для учащихся, проверяет выполнение работы с привлечением учащихся. Учащиеся собирают разрезанную таблицу.

Учитель: Что вы помните о стилях речи. Это должно помочь нам в изучении темы. Какие стили речи вам известны? (После того, как все стили речи названы, открывается слайд с их перечислением). На столах у каждой группы разрезанная таблица (Приложение 1). Соберите эту таблицу, выстроив в одну строку признаки одного функционального стиля речи. По одному человеку от каждой группы идут выполнять подобную работу на доске. (Два человека работают с подобной таблицей на магнитной доске, два человека собирают компьютерные пазлы с помощью интерактивной доски.) На выполнение работы две минуты.

Проверка выполнения работы: сначала проверяются учащиеся у доски, они получают оценки (правильно составленная таблица оценивается на “отлично”, если есть недочеты в одной-двух строках – “хорошо”). Группы сообщают учителю о правильности или неправильности выполнения работы, вносят коррективы. Если учащиеся у доски допускают ошибки, учитель предлагает другим учащимся помочь им в выполнении работы.

3. Изучение нового материала.

Цели для ученика: иметь представление о сути понятия речевая ситуация, ее компонентах.

Цели для учителя: дать учащимся конкретное представление об изучаемом понятии, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, на основе приобретаемых знаний формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции.

Метод: эвристическая беседа, составление и дополнение кластера.

Учитель: Посмотрите еще раз на нашу таблицу. Три колонки из нашей таблицы и определяют содержание речевой ситуации. Как вы думаете, какие? Да, наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем мы говорим и зачем мы это делаем, т.е. от речевой ситуации. В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи, потому что меняется наша цель. В терминах лингвистики речевую ситуацию определяют как сложный комплекс внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, находящих выражение в каком-либо высказывании. (слайд) Запишите это определение в тетрадь.

А теперь работая в группах, попробуйте определить признаки речевой ситуации. Для этого составьте кластер на тех листах, которые у вас в группах имеются. Каждая группа работает своим фломастером. На выполнение работы 3 минуты. Передайте свой лист другой группе. Внесите в него, если это необходимо, дополнения. Работаем по часовой стрелке, пока листы командам не вернутся. Вы видите все дополнения, которые внесли ваши товарищи. А теперь сравним с тем, что предлагают лингвисты.

Дополните свои кластеры.

4. Закрепление учебного материала.

Цели для учащихся: применить полученные знания при анализе текстов, создании своих высказываний.

Цели для учителя: формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций учащихся.

Учитель предлагает учащимся проанализировать тексты, создать свое высказывание. Учащиеся анализируют тексты, создают свое высказывание.

А теперь поработаем с текстами. Каждая группа работает с двумя текстами. Отвечает кто-то один от группы.

Задание 1. Прочитайте тексты (Приложение 2). Определите компоненты речевой ситуации. Насколько эффективно реализуются в них коммуникативные задачи (задачи общения): заинтересовал ли текст, осуществилось ли сообщение, общение или воздействие (в зависимости от ситуации)?

Задание 2. А теперь попробуем сами поучаствовать в речевой ситуации. Две группы готовят рассказ с целью убедить нас прочитать какую-то книгу, аргументировав для этого свою оценку. Еще две группы готовят рассказ о прочитанном программном произведении с целью доказать, что они это произведение прочитали. На выполнение 5 минут.

Задание 3. Работа с ассоциативным орфографическим словарем. Слово “эмоция”. Запишем слова-опоры: эмоция, эмоциональный, этика, экспрессивный. Как вы думаете, имеют ли эти слова какое-либо отношение к нашей теме? (ответы учащихся)

Учитель: Действительно, речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Чтобы речь была эффективной, следует соблюдать некоторые принципы:

Принцип гармонии речевого события (соответствие содержания речи условиям речи);

Принцип речевого этикета (говорить со слушателем как с равноправным партнером, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем). (слайд)

Задание 4. Просмотр видеоролика. Соблюдаются ли здесь принципы эффективного общения? (ответы учащихся).

Задание 5. Вам тоже приходится на уроках часто выступать в роли выступающего. Составьте в группах свои советы выступающему (3-4 совета). На выполнение задания- 4 минуты. Заслушиваются выступления групп.

5. Рефлексия и задание на дом.

Цели для учащихся: создать письменное высказывание с учетом речевой ситуации – сочинение-рассуждение на ЕГЭ.

Цели учителя: формирование языковой и коммуникативной компетенции учащегося, подготовка к ЕГЭ.

Прочитайте текст. Вот над этим вопросом: “Нужно ли скрывать свои эмоции в речи?” вы и поразмышляете дома. Ваши размышления должны быть оформлены как сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по русскому языку. Попробуйте поработать в такой речевой ситуации. Оценивание выполнения домашнего задания будет проходить по критериям ЕГЭ.

Подведение итога урока.

— Вспомните цели, которые вы перед собой ставили. Вы их достигли?

— Проверим, готовы ли вы выполнить мои требования:1.Что же такое речевая ситуация? Назовите ее компоненты.

— Оцените нашу совместную деятельность на рефлексивной мишени. Поставьте точку в каждом их четырех секторов, оценивая содержание урока (интересно, полезно), формы работы на уроке (интересные, эффективные), свою деятельность и деятельность учителя. Чем ближе к десяточке, тем выше ваша оценка происходящего на сегодняшнем уроке.

Я тоже оценила наш урок с помощью рефлексивной схемы. Я говорю наш урок, потому что невозможно научить того, кто не хочет учиться. Сегодня я видела ваше желание учиться. Спасибо вам за урок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *