Что значит учреждения доп образования
Учреждения дополнительного образования
Смотреть что такое «Учреждения дополнительного образования» в других словарях:
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К ним… … Педагогический словарь
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — – образовательные учреждения – дворцы, дома и центры детского творчества, станции юных техников, туристов, натуралистов, центры традиционной культуры, народных ремесел и другие, обеспечивающие условия для личностного развития, укрепления здоровья … Терминологический ювенологический словарь
Учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля — центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ … Официальная терминология
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы различной направленности, выходящие за пределы определяющих их статус основных образовательных программ в целях всестороннего удовлетворения образовательных… … Профессиональное образование. Словарь
Учреждение дополнительного образования — образовательное учреждение,реализующее дополнительные учебные программы различной направленности,выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. К… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Учреждение дополнительного образования детей — Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия
Центр дополнительного образования одарённых школьников — Центр дополнительного образования одарённых школьников … Википедия
Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Энциклопедия права
Образовательное учреждение дополнительного образования детей — (англ edicational institution of additional education of children) тип образовательного учреждения, обеспечивающего развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах… … Большой юридический словарь
Образовательное учреждение дополнительного образования детей — 2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее именуется учреждение) тип образовательного учреждения, основное предназначение которого развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных… … Официальная терминология
Учреждения дополнительного образования детей
Вопросами развития талантов своих детей и поддержки их способностей родители в России начали активно интересоваться с конца девятнадцатого века. Большое влияние УДОД (учреждения дополнительного образования детей) имели при комсомольских и пионерских организациях, тогда особое внимание уделялось социальному воспитанию подрастающего поколения.
Суть деятельности учреждений дополнительного образования детей сменилась. Сегодня идеологические мотивы, которые так четко просматривались в схемах воспитания двадцатого века, не особо актуальны, на первый план вышли процесс поиска талантливых детей и активное развитие их способностей.
Какие учреждения существуют
Современные УДОД не только вовлекают ребенка в определенную деятельность, но и воспитывают в нем лидерские качества, умение мотивировать себя на будущие победы.
По форме подчинения учреждения ДОД бывают:
Другой вид классификации основывается на направлениях и масштабах деятельности заведений. На данный момент на территории страны существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей:
Кроме того, кружки и курсы для детей и школьников могут быть организованы на факультетах дополнительного образования вузов.
До принятых в 2006 году изменений существовали и другие виды учреждений дополнительного образования. К ним относили:
В конце прошлого столетия выделяли еще такие виды учреждений, как детская картинная галерея или железная дорога. Сейчас за счет уменьшения количества типов работа УДОД более четко структурирована и координируема. Тем не менее старых, добрых названий никто не отменял после вступления в силу ФЗ № 273, но официально кружки, секции, ансамбли, творческие мастерские, студии называются объединениями дополнительного образования по интересам.
Направления
На данный момент существует шесть основных направлений дополнительного образования:
У каждого из этих направлений есть свои особенности, а также образовательная программа учреждения дополнительного образования.
Основные задания и цели
Перед учреждениями дополнительного образования всех направлений ставятся единые цели и задачи:
Государство минимально устанавливает стандарты для дополнительного образования. УДОД строит собственную учебную программу на базе типового устава, разработанного властями в 2014 году. В документе прописаны особенности организации процесса работы с детьми, приведен образец расписания, указаны рекомендуемые нормы продолжительности занятий, установлены правила приема воспитанников и порядок оплаты услуг, если учреждение платное.
Родители в любой момент имеют возможность сменить учреждение и педагога, обучающую программу. В основе деятельности современных УДОД лежит свобода выбора, которая позволяет ребенку развиваться в максимально комфортных для него условиях.
Что такое дополнительное образование? Центры, программы
Что такое дополнительное образование? На какие подвиды подразделяется? Какое место занимает в системе образования, установленной законом об образовании, вступившим в силу 2013 года? Кто может осваивать программы дополнительного образования? Где можно получить эту услугу?
Ответы на все эти вопросы и много другой интересной и полезной информации доступно читателю в статье. Уклон будет сделан на дополнительное образование детей и взрослых, но будет кратко рассмотрен и другой подвид дополнительного образования.
Место дополнительного образования в системе
С 2013 года на территории РФ действует новый закон об образовании. Нормативный правовой акт внес значительные изменения в систему образования. Изменения коснулись и системы доп. образования. Как она выглядит сейчас?
Что такое дополнительное образование? Это прежде всего вид образования. Такой же, как дошкольное образование, начальное, основное, среднее общее образование, СПО, ВПО и обучение профессиям.
По закону образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию. Исключением может являться лишь осуществление деятельности непосредственно, без образования юридического лица и привлечения работников в штат. Соответственно, лицензируется и дополнительное образование. Выглядит это как отдельный вид образования на бланке, прилагаемом к лицензии. Оно может подразделяться на 2 подвида, но об этом речь пойдет ниже.
Кроме того, активно выходят на рынок частные образовательные организации дополнительного образования. Оказывая услуги на возмездной основе, они достаточно неплохо себя чувствуют и развиваются.
На какие подвиды делится?
Новый закон разделяет дополнительное образование на 2 подвида: дополнительное проф. образование и дополнительное образование для детей и взрослых. Несмотря на то что названия подвидов похожи, между ними существует ряд существенных отличий.
По завершении обучения по дополнительным профессиональным программам обязательно выдаются предусмотренные законом документы. Для дополнительного образования взрослых и детей это утверждение верно лишь отчасти.
Еще одним важным отличием является наличие или отсутствие обязательной итоговой аттестации, форм ее проведения.
Рассмотрим каждый из подвидов более подробно.
Дополнительное профессиональное образование
Осуществлять деятельность по реализации дополнительных профессиональных программ вправе только юридическое лицо, имеющее в приложении к лицензии данный подвид образования.
Интересный факт: указание адреса места осуществления деятельности по ДПО в приложении к лицензии не обязательно. Таким образом, ДПО может реализовываться организацией по всей территории РФ при условии соблюдения ряда обязательных требований.
Рассмотрим более подробно повышение квалификации и профессиональную переподготовку в рамках ДПО.
Повышение квалификации
Такие программы направлены на повышение уже имеющейся квалификации специалиста. Подразумевается, что квалификация уже есть. Например, учитель истории, имеющий диплом специалиста ВПО и квалификацию «Историк, преподаватель истории», хочет научиться преподавать историю в рамках ФГОС. Или же возникла необходимость овладеть навыками работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В таком случае специалист проходит курсы повышения квалификации.
Законами регионов РФ, регламентирующих отношения в сфере образования, предусмотрено периодическое, но не реже 1 раза в 3 года, повышение квалификации педагогических работников муниципальных и государственных организаций.
Минимальный нормативный срок освоения такой программы установлен от 16 часов. Максимальный нормативный срок законом не урегулирован.
Если обучение осуществляется на платной основе, то в обязательном порядке должен быть заключен договор об образовании. Этот документ должен соответствовать требованиям к оказанию платных образовательных услуг.
Переподготовка
Эти программы направлены на получение новой квалификации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Неофициально этот вид программ называют «вторым» высшим образованием, но это не совсем так.
Образование, направленное на детей и взрослых
Образовательные программы дополнительного образования для взрослых и детей называются общеобразовательными и подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.
Рассмотрим эти программы подробнее.
Общеразвивающие программы
Эти программы предназначены для неопределенного круга лиц вне зависимости от возраста, пола, цвета кожи, языка и вероисповедания.
Это может быть игра на гитаре, занятия по футболу, обучение бальному танцу, знакомство с персональным компьютером, обучение стрельбе и так далее. Список практически безграничен.
Предпрофессиональные программы
Программы могут вестись как в области спорта, так и в области искусств.
Реализация программ обязательно осуществляется в соответствии с ФГТ.
Предпрофессиональное обучение в сфере культуры
Предпрофессиональное образование в спорте и культуре
Такие программы может реализовать любая организация, имеющая в лицензии данный подвид образования. Однако в 99 % случаев этими организациями являются детские и юношеские спортивные школы.
Направленности
Где получить услугу?
Также дополнительное образование может быть получено в детской школе искусств и детской юношеской спортивной школе.
Виды учреждений дополнительного образования
Виды учреждений дополнительного образования.
Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее.
Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и многоуровневое учреждение, реализующее программы разных направлений и областей длительности. Центр создает, поддерживает, обеспечивает и развивает образовательную среду социокультурного и профессионального самоопределения, самореализации личности.
Центр – это учреждение, в структуре которого заложен механизм, обеспечивающий работу филиалов и координирующий реализацию их программ, продолжающих или углубляющих единое образовательное пространство. Такими филиалами могут быть театр, студия, мастерская, станция, клуб, школа, музей.
Выделяют следующие виды Центров:
Центр дополнительного образования детей;
Центр развития творчества детей и юношества;
Центр творческого развития и гуманитарного образования;
Центр детско-юношеский, детского творчества;
детский центр (подростковый);
Центр внешкольной работы.
Детский экологический центр (оздоровительно-экологический, эколого-биологический);
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
Центр детского (юношеского) технического творчества (научно-технического творчества, юных техников);
Центр детский морской;
Центр детский (юношеский) эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств);
Центр детский оздоровительно-образовательный (профильный).
Школа в системе дополнительного образования детей – это система взаимосвязанных, преемственных программ одного профиля, позволяющих обучающимся освоить (самостоятельно выбрать) тот или иной уровень образования. Как правило, такие школы решают комплексные и разноуровневые задачи поэтапной допрофессиональной или начальной профессиональной подготовки. Школы отличает наличие примерных образовательных программ, ориентированных на базовые знания, навыки, умения, учебный план, учитывающий пожелания детей и родителей по созданию факультативов, организации индивидуальной работы и консультаций; обязательной системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с выдачей соответствующего итогового документа, подтверждающего полученный уровень образования.
Школа представляет собой такой вид образовательного учреждения, программы которого могут различаться по следующим основаниям:
уровню (коррекционные, базовые, продвинутые);
ступеням обучения (начальное, основное, профессиональное);
профилю (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и т.д.).
Выделяют следующие виды школ:
школа по различным областям науки и техники,
по различным видам искусств,
детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва).
Для школ дополнительного образования детей характерна длительная совместная творческая деятельность детей и педагогов (4-5-летние и более длительные программы), которая представлена совместными достижениями и традициями, особыми атрибутами и символами, наличием преемственности между ступенями обучения и поколениями педагогов и учащихся. У школ есть свой менталитет, закрепленный культурой, особым стилем жизнедеятельности.
Дворец (Дом) – самодостаточное учреждение дополнительного образования детей с гибкой организационной структурой, работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса (городское, областное и пр.).
Выделяют следующие виды Дворцов:
Дворец детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи;
Дворец учащейся молодежи,
Дворец пионеров и школьников,
Дворец юных натуралистов,
Дворец спорта для детей и юношества,
Дворец художественного творчества (воспитания) детей,
Дворец (Дом) детский культуры искусств.
Видами Домов могут быть:
Дом детского творчества;
Дом детства и юношества, учащейся молодежи;
Дом пионеров и школьников;
Дом юных натуралистов;
Дом детского (юношеского) технического творчества (юных техников);
Дом детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);
Дом художественного творчества (воспитания) детей;
Детский дом культуры (искусств).
Клуб – объединение детей и педагогов, созданное в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными или другими интересами, а также для отдыха и развлечения.
Типология клубов еще полностью не разработана, но различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные); по преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие и др.); по степени организованности (официальные и неформальные).
В дополнительном образовании детей клуб может стать видом образовательного учреждения при условии наличия в нем длительных, многоуровневых программ профессионального самоопределения с адекватным методическим обеспечением, своеобразной социокультурной технологией воспитания и социализации. Продуманная и целенаправленно организованная деятельность клуба как общение единомышленников, союзников, равных и самостоятельных, позволяет в привлекательной, ненавязчивой форме утверждать ценности образования, здоровья, личной свободы, ценности традиций и истории, ценность другого человека и т.д.
Виды клубов: Клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский подростковый, детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского и юношеского технического творчества юных техников, детского и юношеского туризма и экскурсии (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки.
Станция – профильное учреждение дополнительного образования, специально оборудованное для обучения по профильным программам и ведения наблюдения, исследования по определенному направлению, а также организующее временные профильные учреждения дополнительного образования (лагеря).
Станция юных натуралистов;
Станция детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников);
Станция детская экологическая (эколого-биологическая);
Станция детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).
Детский парк – тип учреждения, основное предназначение которого – реализация дополнительных образовательных программ и услуг в природной среде, на территории парковой зоны.
Все другие виды учреждений дополнительного образования детей, продолжающие традиции вышеперечисленных учреждений внешкольной деятельности (студия, музей, детский лагерь и пр.) не отличаются целостностью и системной определенностью в статусе образовательного учреждения. Программы этих учреждений можно охарактеризовать как досуговые, оздоровительные, социальной поддержки. Они могут стать: относительно самостоятельным модулем образовательной среды центров, школ, клубов; филиалами центра, выполняющего определенные функции в реализации целей образовательной программы; формой организации образовательного процесса (временной или постоянной).
Организации дополнительного образования: требования к созданию
Дополнительное образование, наряду с другими формами, одна из форм реализации образовательного процесса в Российской Федерации. Оно направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании, и не сопровождается повышением уровня образования.
Дополнительное образование включает в себя следующие подвиды:
Дополнительное образование реализуется за счет дополнительных образовательных программ (ч.2 ст.12 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.).
К дополнительным образовательным программам относятся:
Формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как правило, самостоятельно.
Образовательные организации, которые реализуют дополнительные образовательные программы, подразделяются на следующие типы:
1. Организация дополнительного образования.
Это образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
2. Организация дополнительного профессионального образования.
Это образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
В качестве не основной цели деятельности организации дополнительного образования вправе осуществлять деятельность по таким образовательным программам как:
Государственная регистрация организации дополнительного образования (далее – образовательная организация).
Вопросы создания образовательных организаций решаются в ГК РФ, ст. 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.; ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.; ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.1996 г.
Формы регистрации образовательных организаций
Образовательные организации создаются в формах, предусмотренных законодательством РФ для некоммерческих организаций. К ним можно отнести такие формы как (ч. 3 ст. 50 ГК РФ):
По информации Минюста РФ «В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении».
Состав учредителей образовательной организации
В зависимости от учредителя образовательные организации делятся на:
Учредителями частной организации могут стать физические (в том числе, одно физическое лицо) и (или) юридические лица (в том числе, одно юридическое лицо). Допускается создание образовательной организации совместно юридическими лицами и их объединениями. Не могут выступать в качестве учредителей иностранные религиозные организации.
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа создаются только Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. К таким организациям относятся образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением.
Требования к наименованию образовательной организации.
Требования к наименованию образовательной организации содержатся в ч.5, 6 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Разъяснения относительно наименования образовательных организаций подробно изложены в письме Минобрнауки РФ № ДЛ-151/17 от 10 июня 2013 г.; Письме Минобрнауки РФ № АК-2453/06 от 25 августа 2015 г.
По закону наименование образовательной организации должно содержать указание:
Дополнительно в наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие:
В связи с внесением изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наименования образовательных учреждений должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями (ст. 108 Закона):
Требования к содержанию устава образовательной организации
К уставу образовательной организации помимо общей информации, предусмотренной законодательством РФ, предъявляются следующие специальные требования (ст.25 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г.):
К информации, предусмотренной законодательством РФ, относятся обязательные сведения, включаемые в уставы в соответствии с ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1995 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в зависимости от организационно-правовой формы образовательной организации.
Процедура государственной регистрации
Образовательная организация, как и любое другое юридическое лицо, подлежит обязательной государственной регистрации.
Государственную регистрацию образовательной организации производит Территориальный орган Министерства юстиции РФ.
Для государственной регистрации в Территориальный орган Министерства юстиции РФ представляются документы по установленному перечню. К ним относятся:
Законодательство РФ содержит определенные требования к оформлению документов, предоставляемых на государственную регистрацию.
Например, все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации представляется в подлиннике и т.д.
Государственная регистрация осуществляется в установленные сроки.
По завершении процедуры государственной регистрации образовательной организации выдаются документы (по установленной форме), подтверждающие факт государственной регистрации.
Территориальный орган Министерства юстиции РФ уведомляет Территориальный орган ФНС РФ для внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Поскольку образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию, в соответствии с положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.12 г. Управление Минюста РФ уведомляет лицензирующий орган о государственной регистрации образовательной организации, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством РФ.