Что значит учиться видеть

Научиться рисовать — значит, научиться видеть.

Как научиться рисовать, не делая ошибок, чей совет будет наиболее эффективный в бесчисленной массе советников, наставников, учителей?

Сколько художников, столько и мнений. Некоторые говорят, нужно больше копировать, другие, наоборот, категорически против.

Как разобраться во всей этой чехарде? Да пёс бы с ними со всеми, пусть поступают как хотят, неужели нет чёткой логики для начинающего художника, чтобы сразу без ошибок научиться азам?

Примерно так рассуждают те, кто ищут правды на пути освоения знаний.

На одной из онлайн встреч мне был задан вопрос: назовите ошибки, которых не нужно делать в работе над картиной. Я понимаю вопрос так — надо обозначить ряд ошибок, которые уберегут начинающих от неверных действий.

Интересно, как можно чему-то научиться, не делая ошибок? Мой ответ: совершите все ошибки, только после этого опыта Вы будете знать их сами.

Хотите, я дам Вам бесценный совет, поняв суть которого, Вам не нужно будет думать о пустяках, таких как возможные ошибки и прочая ерунда?

Работая с натуры, следует понимать, что и как мы видим, попросту разобраться в механизме видения.

Вам кажется, что Вы рисуете глазами, то есть повторяете то, на что смотрите. Ошибаетесь, Вы рисуете мозгом, именно так мы слышим, видим, ощущаем.

Мы создаём картинку, полагаясь на зрительную память, натура — лишь источник данных для сформированной нами картины увиденного. О том, что именно мозг является приёмником и анализатором всей поступающей информации, говорят нам данные науки, а значит, многое становится ясно о нашем умении изображать реальность или фантазию.

Хорошо получается рисовать, писать красками у тех, кто формирует ясную картинку в собственном воображении, видит изображаемый сюжет в целом, а не по частям, не по деталям, не по кусочкам.

Представьте, Вы собрались написать натюрморт, смотрите на натуру, видите кувшин, блюдо с фруктами, яблоко на переднем плане и складки на драпировке. Вы всё это видите, пока Ваш глаз изучает предметы. Как только Ваше внимание переключается на белоснежный холст, в памяти остаётся только кусочек наблюдаемой натуры, например, яблоко, а остальные предметы помните смутно.

Что значит учиться видеть

Что значит учиться видеть

Яблоко Вы нарисуете первым, затем пририсуете к нему кувшин, далее блюдо с фруктами, потом вспомните о складках и т.д. Вы будете создавать Вашу картину по кусочкам, фрагментарно, наблюдая натуру частями, и никогда в целом.

Повторюсь, каждый раз, когда Вы смотрите на натуру, Вы помните только её фрагмент, и сколько бы раз Вы на неё не смотрели, всегда в памяти остаётся чёткой только её часть.

Мастерство художника заключается, в первую очередь, в том, что он учит себя видеть, формировать полную картину изображаемого, опираясь на зрительную память. Если представить, как всё происходит на самом деле, то картинка, с которой идёт работа, не перед глазами художника, а в его воображении.

Вот он — секрет мастерства. Именно здесь следует искать ответ, почему у одного не получается рисовать, а другой виртуозно владеет карандашом и кистью.

Сколько бы Вы не читали и не слушали о возможных ошибках художника, сколько бы приёмчиков не подсмотрели у разных мастеров, какими бы эффектными не были Ваши штрихи и мазки, всё равно будете топтаться на месте, потому что не умеете видеть.

Ценность картины — это её целостность. Кто-то думает, что изобразив массу деталей, искусно поработав с каждым пятнышком, можно создать интересное произведение. Вы ошибаетесь.

В результате Ваша работа превращается в “светофор”, кричащий дикими цветами или в усыпанный “горохом” холст, где масса проработанных деталей не имеет никакой связи. Все засушенные, зачернённые, забеленные работы — следствие неумения видеть натуру, а значит, подсказки о возможных ошибках для Вас — пустые слова.

В профессиональной среде художников есть такое понятие — “пересчитал все предметы”, каждой детали уделил равнозначное внимание. На такое произведение тяжело смотреть, вниманию зрителя не на чем остановиться, каждый кусочек картины кричит: “Смотри на меня!”

Почему так получается, Вы уже знаете. Автор создавал картину, каждый раз работая с отдельным фрагментом.

Я не согласен с тем, как в большинстве случаев преподносится наука рисовать, писать красками, и главная причина в том, как она подаётся. Девяносто девять процентов якобы учебного материала в сети — это “игра в художника”, причём сами а-ля мастера играют в художников, не имея никакого понятия, о чём вещают.

Я готов простить учителю многое: и косноязычность, и заикание, и строгость, даже грубость, но не отсутствие навыков и знаний. Звание “хороший человек” меня не устраивает.

Я прекрасно понимаю, откуда берутся люди, раз от разу пишущие мне, что за их плечами десятки, а то и сотни мастер-классов и полное отсутствие желания продолжать так дальше. Некоторые вообще потеряли всякий интерес к изобразительному творчеству, потому что так ничему и не научились.

Они не только не стали художниками (что совсем необязательно, у всех разные мотивы, кто-то ищет арт-терапию и не более), но они даже не научились видеть, читать картины, получать эстетическое наслаждение от произведений изобразительного искусства.

Вдумайтесь, подавляющее большинство до сих пор понятия не имеет, как смотреть на картину, чем любоваться, восхищаться, что воспринимать?

У начинающего художника складывается впечатление, что мастера изобразительного искусства — это нахватавшиеся технических приёмчиков бывшие любители, но с гораздо большим опытом, нежели они. А ещё бытует мнение о таланте и вдохновении, которое порой накрывает счастливчиков, и они создают шедевры.

Всё гораздо проще и сложней одновременно. Как Вы будете наносить краску на холст — важно, но есть и другая сторона мастерства, заключающаяся в умении видеть, формировать картинку в собственном воображении, понимать её конструкцию.

Моя статья не о том, как научиться видеть — это отдельная тема. Я хочу обратить Ваше внимание на важность этого навыка и обесценить желание получить фишечки и приёмчики. Вы должны изобрести их сами, так как именно они станут Вашим творческим языком, Вашим стилем выражать себя.

Вы спросите, неужели можно научиться видеть, есть такая методика, а разве это не талант? Отвечаю, нет никакой методики, есть осознанность, глубокое понимание процесса и последовательность действий.

Талант — это один процент из ста, где девяносто девять — осознанная работа, то есть Вы всегда точно знаете, чего именно добиваетесь в своём произведении, а не надеетесь на интуицию и чудо.

Я верю, что мои статьи интересны, прежде всего, думающим людям, желающим постичь тайны мастерства, а не подсмотреть приёмчики. Все, кто ищет в моих текстах и онлайн встречах чудес, их не найдут.

К сожалению или к счастью, всё в мире достигается через труд. Даже если у Вас будут все знания, без практики, без преодоления себя Вы не добьётесь результата. Верно и то, что без знаний одним трудом ничего изменить нельзя.

Что значит учиться видеть

Этот блог читают 3875 начинающих (и не только) художников, пока пьют кофе у мольберта. Читай и ты.

Источник

Как научиться видеть хорошее. Немного о восприятии

Недавно в комментах наткнулся на тему о том, что радоваться жизни и видеть кругом хорошее — бред. Я возразил, мол смог же научиться, значит и вы можете. Тогда меня попросили запилить пост на эту тему, ибо есть у меня немного практического опыта. Ниже я попробую описать механизмы такого восприятия и способы которые могут помочь.

Началось всё с поста Дома сиди, понял?

Что значит учиться видеть

Что значит учиться видеть

Предупрежу сразу, нас людей очень много и воспринимается наш мир тоже очень по разному. Потому прошу не ждать универсального супер способа который подойдет любому, я думаю что невозможно одним текстом угодить всем 🙂 Но я попробую охватить как можно больше. Ведь самое главное понять что этому можно научиться, а уж каким образом это сделать решите сами.

Дождливый летний день, пасмурно. На дорогах много луж. Я иду вдоль дороги задумавшись о своём, как неожиданно меня с ног до головы окатывает водой из лужи. Я в гневе, готов крыть матами этого персонажа пытаюсь разглядеть номер автомобиля. Через секунду мне становится интересно, а по какой причине он окатил меня водой? Он так веселится? Может не заметил меня? Других машин не было, значит его не подрезали. А может быть он торопится в больницу, и дорогой ему человек умирает? Все эти мысли проносятся у меня в голове, я оборачиваюсь и вижу бегущую собаку. Как потом выяснилось, человек увернулся от собаки и по этому обрызгал меня, в его действиях не было злого умысла, а значит и злиться нет нужды.

Из этой истории легко сделать вывод, что очень часто мы просто не видим всю картину целиком и делаем выводы согласно своему опыту, ощущениям и эмоциям, а этого недостаточно для достойного анализа ситуации. К тому же гораздо проще отреагировать на первую эмоцию возникшую в голове, чем поставить её под сомнение и поискать другие варианты. Это более энерго затратный процесс, а мозг как известно стремится минимизировать любые затраты энергии.

Конечно тут следует добавить что разные люди будут реагировать по-разному на такую ситуацию. Найдётся и мститель, который будет искать машину. Найдется тот, кто подумает лишь о том, как он выглядит, и как ему скорее переодеться. Это могут быть и смех, и слёзы, и стыд. Суть в том, что нам проще реагировать на первые эмоции возникшие в голове, чем отбросить их и капнуть глубже.

Тут возникаю два очень важных вопроса. Откуда берутся эмоции? И что же такого в простой реакции на эмоцию?

На первый вопрос ответ очень сложен для понимания. Я постараюсь рационально и логично описать то, как чувствую свои эмоции и как их различаю. Добавлю лишь то, что приобретение этого навыка было очень болезненным и долгим процессом. (возможно расскажу эту историю, если будет интерес). Так вот, я различаю в 2 вида эмоций (у Фрейда и Маслоу есть работы по этим понятиям, но знать об этом и различать — совершенно разные вещи, это как кататься на велосипеде, надо хотя бы 1 раз почувствовать что бы понять).

Я их называю «Эмоции от тела» и «Эмоции от интеллекта». В целом это очень обширная тема для объяснения и научиться различать их весьма не просто.

Если коротко, суть в том, что Эмоции от тела создаются с целью заставить нас максимально сократить расход энергии, либо сейчас, либо в перспективе.

Тело руководствуется низменными потребностями и манипулирует нашими решениями в свою пользу генерируя эмоции. Ведь любой человек воспринимает свои эмоции как истину. Ему не нет резона целый месяц тратить энергию ради какого либо результата, который можно получить быстрее, либо

заменить чем то похожим и даже менее ценным. Именно по этому порой так сложно подняться с кровати, начать бегать по утрам, готовить сложную еду.

По умолчанию люди не умеют различать эти два вида эмоций, они просто чувствуют и реагируют. Развиваясь и совершенствуясь человек находит различные способы взаимодействовать с эмоциями, а получая результат может ориентироваться и ставить себе цели. Тут уже важны амбиции, вера в себя и прочие навыки. Научившись различать эти эмоции у человека появляется возможность делать более важные, ключевые действия, получая более серьёзные результаты и достижения.

Ответ на второй вопрос не менее интересен, когда человек повторяет какие-то действия, они со временем уходят в навык и не требуют обдумывания. Это как ездить на велосипеде или водить машину. Большая часть действий происходит автоматически, и вы можете сфокусировать своё внимание на других вещах. Это опять же наша любимая оптимизация энергии которая нам помогает и помогает очень хорошо на короткой дистанции, до тех пор пока мы не начинаем переносить это в навык, который будет мешать нам на длинной дистанции.

В прошлом я имел привычку постоянно переспрашивать, как будто я не услышал вопрос. И пока собеседник повторялся, я получал больше времени на обдумывание ответа. Это удобнее чем отвечать сразу, но в какой то момент ты начинаешь делать это не осознанно. Даже когда человек полностью уверен, что его услышали. Со временем попадаешь в неловкую ситуацию, думать быстро становится сложнее и по итогу ты больше теряешь чем приобретаешь. Пришлось переучиваться пару раз попавшись на своей хитрости.

Вот теперь мы подошли к главной теме поста, как же научиться видеть хорошее и не унывать?

Люди, которые видят вокруг только плохое, да ещё и расстраиваются из-за этого, а потом ходят с грустным лицом, попросту сформировали такой навык, они сами отфильтровывают плохое и фокусируют на этом внимание. Надо лишь изменить полярность, сменить фильтр.

Звучит просто, но на деле это очень сложная задачка.

Допустим вы каждый день ходите на работу по одному маршруту, и выходя из дома идёте на остановку, или метро, или может быть на автостоянку. Попробуйте вспомнить сколько людей вы видели по пути, помните их лица? Во что они были одеты? Какие машины стояли возле подъезда? Большая часть людей не смогут этого вспомнить, потому что они сотни раз ходили по этому маршруту и привыкли к тому что вокруг, «я ведь и так вижу это каждый день, ничего не меняется, зачем тратить на это внимание». Для того что бы начать разглядывать привычное окружение, придётся потратить силы. Что бы заставить себя увидеть что-то хорошее там, где вы видите плохое — потребуется энергия и внимание. И так придется делать, пока это не станет навыком.

Для усиления эффекта следует прокручивать в голове то хорошее, что удалось увидеть. И вы конечно должны понимать что на это потребуется продолжительное время, что бы навык изменился. И важно помнить, что если вы забываете так делать, то прежний навык видеть плохое укрепляет позиции. В итоге останется тот «волк», которого вы кормите.

Другой способ более сложный, так как работает через принятие сложных решений. Если произошло какое-то событие, и человек не знает что делать, он будет постоянно волноваться и нервничать, но в итоге ни к чему не придёт. Допустим произошла стычка во дворе у вашего друга, вы разошлись, но виновник пригрозил расправой, позже выяснилось что он связан с полицией и с ним лучше не связываться. А тебе надо посещать это место и новая стычка лишь вопрос времени. И вот ходишь нервничать, прокручиваешь ситуацию, переживаешь, а ведь тот человек даже не знает, что у вас столько эмоций. Вывод простой — эмоции и нервы не влияют на ситуацию и на человека, значит они не имеют смысла. Гораздо лучше прикинуть возможные действия и последствия этих действий. Зная последствия мы можем выбирать какие действия вызывающие их нам подходят, а какие нет.

Не посещать это место. (легко, неудобно, безопасно)

Посещать, но с разведкой. (легко, долго, неудобно, безопасно)

Напасть самому. (сложно, неудобно, опасно)

Позвать друзей. (сложно, удобно, безопасно)

Найти знакомых в полиции и надавить на него. (сложно, удобно, безопасно)

Написать заявление и т. д. (сложно, неудобно, безопасно)

Действие даст результат, результат может трактоваться как:

Начав действовать подобным образом вы рано или поздно придёте к пониманию, что в большинстве ситуаций можно найти варианты, которые приведут к хорошим для вас результатам. Но стоит оговориться что у этого понимания есть несколько степеней глубины.

У Гильгамеша батя периодически бухает, уходит в запой на 2-3 недели, и в эти периоды он рушит свою жизнь и жизнь семьи. И это очень сильно мучает Гильгамеша. Если батя в запое, то и Гильгамеш ходит грустный и страдает. Однажды Гильгамеш пошел в магазин за хлебом и там встретил пьяного человека который тоже находился в запое, и просил денег у посетителей магазина. Они были незнакомы и вернувшись домой Гильгамеш вдруг понял, что совершенно не страдает из-за того, что не знакомый человек находится в той же ситуации что и его отец. Тогда он задумался. А что их отличает друг от друга? Они ведь ни чем не отличаются, разница лишь в моём восприятии. С отцом я связан родственными узами, кровью и домом, у меня есть к нему чувства. Тем не менее, отец ведь не замечает что Гильгамеш, страдает, а значит страдания Гильгамеша никак не влияют на действия его отца.

Отсюда вопрос, а какой тогда смысл мучиться? Нужно либо что-то сделать для бати (но в большинстве случаев это ни к чему не приводит), либо принять происходящее таким какое оно есть, научиться с этим жить, заняться действительно важными делами для себя самого. Какой смысл портить себе здоровье страданиями, если можно например научиться рисовать и стать художником, наполнив свою жизнь смыслом.

Конечно многие скажут, но как же? Это же отец! Как можно не мучиться, это ведь неправильно.

если уходить в крайности, то критерии выбора сокращаются, всегда можно найти исключения, но мы тут говорим об направлении, а не о частностях, и в рамках направления только вы выбираете что вы делаете и как воспринимаете мир.

И ещё один отличный способ — это юмор. В любой непонятной ситуации шути, учись смеяться над собой, но не позволяй высмеивать себя. Удачи! 🙂

Источник

Учись видеть. Уроки творческих взлетов

Марина Москвина
Манн, Иванов и Фербер, 2014
Рецензия Веры Бабенко

Что значит учиться видеть
© «Манн, Иванов и Фербер»

Книга Марины Москвиной «Учись видеть. Уроки творческих взлетов» – это моя детская книжка, на одной полке с «Мэри Поппинс», «Хрониками Нарнии» и «Гарри Поттером». Она смешная и удивительная: «они распахнули двери комода, купленного на Канарах, и оттуда повеяло морем и ветром, и послышались крики чаек» («Канарский воздух»), «Портрет кота Иосифа в парадном мундире», его усы в рамочке под стеклом.

Книга была впервые выпущена издательством «Гаятри», чье направление – «discovery fiction» или «проза открытий». Среди первых книг в серии «НоуХау» («полезные советы» по нестандартному взаимодействию с разнообразными жизненными ситуациями) были книги Джулии Кэмерон «Путь художника» и Марины Москвиной «Учись видеть. Уроки творческих взлетов». В 2014 г. книга Москвиной вышла в издательстве «МИФ» в новом оформлении. Издание дополнено эпиграфом и несколькими интервью с автором.

О чём

О семинарах и мастер-классах Марины Москвиной со студентами Института Современного Искусства. «Учиться нужно не писать, а видеть!» (Сент-Экзюпери) – это золотое правило писательского ремесла.

Что отличает творческого человека? Необыкновенный взгляд на то, что видят все. Марина Москвина ведет студентов на улицы, в музеи, в мастерские художников – вглядываться в мельчайшие детали, замечать каждое проявление жизни, а потом описывать в подробностях. При этом в самом себенеобходимо найти такую точку, когда ты и напряжен, и расслаблен одновременно: «все чувства… обострены, интеллект включен на полную мощь – теперь в тебе работает какая-то безумно сложная машина, которая все пробует на вкус, на цвет, на запах и на осязание». И возникает объемное и яркое видение мира.

Камертон же для начинающих писателей – те хорошие книги, которые уже написаны, от древних греков до современности. Имена писателей и названия книг упоминаются почти на каждой странице. Особенно важны детские книги: «Так и хочется вам сказать: растите обратно! Пока не прочитаете – не становитесь взрослыми! Иначе вы можете стать не такими взрослыми, какими следует, и вся жизнь пойдет наперекосяк».

Для кого

Книга адресована тем, кто хочет освоить писательское мастерство. В книге немало студенческих работ, которые особенно будут интересны начинающим.

Ответы автора на вопросы читателей – в приложении к последнему изданию «Учись видеть»:

– Как человек становится писателем? Валера, дорогой, никто вам никогда на этот вопрос не ответит. Лучше не спрашивайте…

И хотя сама я никакой не мудрец, озаглавив книгу «Учись видеть!», я хотела вот именно об этом поговорить со своими ребятами. Или почти об этом – о взгляде художника на мир. А мою книжку в магазинах то поставят в отдел здоровья – на полку «Зрение», то в отдел «Искусство» — как писать картины маслом. И то и другое нормально! Но «Учись видеть» и для меня нескончаемый урок. Я могу учить только тому, чему сама учусь на полную катушку.

Прямая речь

«…Как пишутся интересные увлекательные захватывающие вещи – неважно, документальные, художественные – закон один!

Закон этот я сформулирую так: доскональное, детальное, предметное знание каких-то вещей, которые ты глубоко чувствуешь и любишь, своя неповторимая Судьба, воображение, а также страстное желание поведать обо всем вместе взятом».

Пять советов

«Все, что в состоянии зафиксировать такой сверхчувствительный прибор, как Пишущий Человек, должно быть зафиксировано. В таком случае, когда вы садитесь за письменный стол, палитра художника готова к работе».

Источник

Учиться видеть в другом самого себя

Умение понимать – одно из важнейших человеческих умений, в котором упражняют нас обстоятельства буквально каждого дня. Это умение многогранно: в него входит и понимание Бога, и понимание происходящего в мире, и понимание других людей, и понимание самого себя. Казалось бы, речь идет о совершенно естественном человеческом свойстве, и вместе с тем настоящее, глубокое понимание дается человеку очень трудно – об этом свидетельствует вся окружающая нас жизнь. Почему же способность к пониманию является столь редкой? И как прийти к умению понимать?

Что значит учиться видеть Художник: Анастасия Столбова

Понимание как жизненная необходимость

Наверное, каждому священнику приходится время от времени сталкиваться с такой парадоксальной ситуацией: он видит, как люди, которые прожили вместе много лет и, казалось бы, должны были стать очень близки, совершенно не понимают друг друга. Говоришь одновременно с мужем и женой, пришедшими к тебе с какой-то проблемой, и осознаёшь, что надо «переводить» одному супругу слова другого. Спрашиваешь жену: «Вы сейчас хотели сказать своему мужу то-то и то-то?». Она говорит: «Да» – и муж вдруг словно впервые слышит от священника, что она хотела до него донести.

Почему так происходит, в чем причина этой беды? Зачастую, как ни странно, – в отсутствии убежденности в том, что понимать других людей необходимо. А эта убежденность на самом деле может многое изменить, потому что человек такое существо, что, когда он сталкивается с необходимостью чего-либо, он начинает изыскивать средства, чтобы этого добиться. Самый простой пример: мы все нуждаемся в пище, и, совершенно однозначно, любой человек разберется, как принимать пищу и как он может ее добыть. И если, допустим, ребенку придется за обедом пользоваться ножом и вилкой, увидев их первый раз в жизни, он это так или иначе освоит, – вообще в любой сфере, если человек понимает, что ему что-то очень надо, он научится практически всему.

Почему же понимание является одной из таких жизненных необходимостей? Потому что без него наша жизнь оказывается очень обедненной, очень ограниченной и, по большому счету, для нас самих смутной и непонятной – ведь нас окружают со всех сторон какие-то люди, которые остаются непознанными для нас и потому чуждыми нам. Жить в таком мире на самом деле мучительно. Это особенно явно ощущает человек, который начинает делать первые шаги к пониманию других: он сразу чувствует, насколько ему в повседневной жизни становится легче, насколько она становится отрадней.

Другая причина, тоже очевидная, но уже не столь элементарная, – зацикленность человека на собственной выгоде и на себе самом. Он, может быть, и не против понять другого человека, но не будет этого делать, потому что в таком случае соприкоснется с логикой этого другого, его переживаниями, его желаниями, и ему придется с ними считаться. В каких-то ситуациях обязательно будет возникать внутренний конфликт: отнестись более серьезно к его переживаниям или к своим, к его потребностям или к своим собственным? И человек, который во всем привык видеть только себя и свое, просто не хочет, чтобы это было для него проблемой.

Безусловно, здесь есть некая грань: мы можем вникать в логику другого человека, в его желания, в его рассуждения, но мы не должны в них проваливаться, сливаться с ними, убеждать себя, что это и наша логика, наши желания, наши рассуждения тоже. К примеру, на исповеди каждый священник время от времени слышит то, что далеко выходит за пределы здравого смысла. И этого человека тоже нужно понять, но если от того, что он говорит, внутренне не дистанцироваться, можно со временем самому оказаться достаточно сильно поврежденным. А поскольку сегодня в нашем мире душевное здоровье – это, к сожалению, большая редкость, то это не только пастырский риск – это риск просто общечеловеческий. И нужно минимизировать его в своей жизни, но это, повторюсь, никак не препятствует тому, чтобы других людей понимать.

Принять того, кто думает по-другому

С чего начать учиться пониманию? Наверное, прежде всего нужно принять то, что за ним практически всегда будут следовать какие-то наши действия, и они очень часто будут требовать от нас жертвенности. Если человек перестает видеть эту взаимосвязь, взаимопонимание с людьми начинает утрачиваться.

Если ты считаешь, что есть только два мнения – твое и неправильное, ты оказываешься в клетке, собственноручно закрытой

А следующим шагом должно стать наше признание самим себе в ограниченности нашего опыта, наших представлений, нашей способности восприятия. Тогда, сталкиваясь с тем, что другой человек иначе думает и иначе хочет поступать, мы не будем сразу же выстраивать между собой и им непроницаемую стену. Когда человек считает, что есть только два мнения – его и неправильное, он оказывается в какой-то клетке, собственноручно закрытой, в которую никоим образом не могут войти другие люди. И более всего жаль, что он может очень многого не разглядеть в окружающей его жизни – того, что могло бы привнести в нее какие-то возможности и перемены к лучшему.

Многие из нас находятся в своей жизни рядом с людьми, понимание с которыми как воздух необходимо, но прийти к нему никак не получается, и это превращает нашу домашнюю или профессиональную жизнь в мучение. И оказывается вдруг: то, что ты знаешь о понимании теоретически, очень трудно применить на практике. В этом случае стоит вспомнить об одной простой и важной практической вещи: нужно попытаться увидеть в другом человеке самого себя.

Что это значит, и что это может дать? Дело в том, что у многих из нас в сознании существует разделение: «это – я, а это – они». Мы можем его не осознавать, но стандарты для себя и для другого у нас будут разные. Мне плохо – это вселенская катастрофа, а так же плохо другому – это то, что можно потерпеть. Мы можем иметь какие-то убеждения, но все они вдруг куда-то сдвигаются, когда дело касается нас самих. Мы можем быть сторонниками жестких правил и строгих ограничений, но сами их нарушать и себя всячески оправдывать, считая, что и не нарушение это даже, а исключение. Всё это мешает пониманию других людей очень сильно. А чтобы начать понимать, нужно принять тот факт, что всем людям жизненно необходимо примерно одно и то же. Другой человек точно так же хочет отдыхать, он точно так же хочет, чтобы его любили, причем не за что-то, а просто потому, что он есть на свете; у него точно так же бывают моменты подъемов, спадов и сомнений. Мы можем не ощущать боль другого, когда причиняем ее ему, но стоит нам представить, что то же самое причиняют нам, как тут же многое становится понятно. Конечно, мы в чем-то разные, но в главном, глубинном мы очень схожи, и этого сходства достаточно, чтобы каждый понимал, как дать другому человеку тепло и заботу.

Чтобы уметь слышать других людей, нужно научиться хотя бы просто их слушать

Еще один практический момент – настолько простой и общеизвестный, что мы часто не уделяем ему должного внимания. Чтобы уметь слышать других людей, нужно научиться хотя бы просто их слушать. Можем ли мы, не перебивая, не споря, дать человеку сказать нам то, что он хочет до нас донести? Это должно быть навыком абсолютным. И слушать нужно всегда со вниманием. Можно в разговоре проверять себя: вот человек проговорил что-то – могу ли я пересказать то, что он говорил? Зачастую оказывается, что нет, потому что мысли в это время были заняты чем-то другим.

Почему Господь говорит в Евангелии, что имеющий уши да слышит (см.: Мф. 13: 9)? Потому что человек может слушать и не слышать, но оправдания при этом никакого не имеет – если бы захотел услышать, он бы услышал. В момент побиения камнями архидиакона Стефана, когда его слова с неодолимой силой обличали слушающих, многие затыкали уши, чтобы физически его не слышать. Им казалось, что это дает им какое-то оправдание, но, повторюсь, оправдания никакого нет.

И еще одно умение для понимания других людей обязательно нужно приобрести – это умение в беседе с другим человеком как бы упраздняться. В разговоре нас часто что-то задевает – какая-то деталь зацепила наше самолюбие, от каких-то отдельных слов мы почувствовали дискомфорт. И мы в этот момент всё бросаем, внутренне оставляем этого человека и начинаем заниматься своим самолюбием, своим дискомфортом. А нужно всё это в такой момент убрать и сосредоточиться на собеседнике.

Не нужно в разговоре с другим человеком прежде всего бороться за какую-то свою правду

Не нужно в разговоре с человеком прежде всего бороться за какую-то свою правду. Так мы в лучшем случае останемся одни со своей правдой, а можем остаться одни и со своими заблуждениями, если ошибаемся. К слову, это один из тех моментов, в которых верующий человек может подражать Христу. Господь не врывается, не вламывается в нашу жизнь, не проявляет по отношению к нам никакого насилия. Он позволяет нашим мнениям быть и Сам Себя уподобляет путнику, который стучится в дверь человеческого сердца.

Расширение сердца

Я глубоко убежден в том, что в мире нет ничего интереснее человека. И если мы проживаем жизнь, не интересуясь другими людьми, трудно даже сказать, что это за жизнь. Всегда очень жалко, когда человек живет именно так, потому что тогда его внутренний мир, который может быть буквально чем-то необъятным, космическим, вмещая других людей, становится чем-то плоским и настолько ограниченным, что даже ему самому, одному в нем тесно. И это можно увидеть даже со стороны: человеку, не вмещающему других людей, кем бы он ни был, каким бы воображением ни обладал, чем бы себя ни занимал, всегда плохо с самим собой.

Примеры неспособности понимать даются нам в том числе и в Евангелии. Мы видим людей, которые становятся свидетелями Христовых чудес – и отвергают Его, потому что не понимают, как можно исцелять в субботу, если в этот день ничего делать не положено. И когда они слышат, что перед ними Тот, Кто является Господином субботы, и что не человек для субботы, а суббота для человека, они искренне, от всего сердца ненавидят говорящего это, потому что сказанное не укладывается в рамки их представлений.

И вместе с тем мы видим, что апостолы порой тоже слышат от Христа то, чего и вообразить себе не могли: например, что удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное. От этого у учеников в сознании переворачивается вообще всё, потому что они жили с убеждением, что человеческое благополучие является свидетельством о человеческом благочестии. Они вдруг понимают, что то, к чему для них нормально было стремиться, может оказаться препятствием на пути в Царство Небесное, и испытывают такое потрясение, что делают вывод: тогда никто не может спастись.

Но при этом мы видим, что всё это не рождает в них желания отгородиться от своего Учителя, осмеять Его слова или сделать вид, что они их не слышали. И спустя некоторое время мы видим тех же самых учеников людьми с уже совершенно другими представлениями, с другим сознанием. Здесь можно вспомнить слова апостола Павла о том, что он сделался всем для всех, чтобы спасти хотя бы некоторых (см.: 1 Кор. 9: 22). Это и есть то понимание, к которому должен стремиться христианин, – происходящее от расширения сердца до возможности всех вместить и хотя бы некоторым помочь прийти ко Христу.

Если твое сердце не принимает людей, каждый из которых мал, как же оно вместит в себя безграничного Бога?!

Я очень люблю и часто привожу в беседах когда-то меня поразившие слова архимандрита Емилиана Симонопетрского. Он говорит о том, что если человеческое сердце не принимает в себя людей, каждый из которых мал и во многом ограничен, оно тем более не сможет вместить в себя безграничного Бога. И наоборот, если в нашей жизни присутствует диалог с людьми, если мы прислушиваемся к ним, если мы не обесцениваем их, то потихоньку становимся способными воспринимать и вмещать то, что дает Господь, и откликаться на то, что Он прежде всего желает дать нам Себя Самого.

А у преподобного старца Паисия есть мысль о том, что человек может своими земными трудами нарисовать в своей жизни огромное количество нулей, но они так и останутся нулями, если Господь не припишет к ним единицу – тогда каждый из этих нулей приобретет значение и в итоге получится большое число. Когда мы не хотим понимать других людей, не учимся понимать Бога, мы остаемся не просто в одиночестве, а в череде бесконечных нулей. И путь к тому, чтобы превратить их в некое число, безусловно, лежит через то, чтобы это непонимание преодолевать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *