Что значит учитель стажист
Ресурсы роста в стажерской паре
Множество проблем ждет молодого педагога, когда заканчиваются годы его ученичества «под крылышком» любимых преподавателей, которые к последнему курсу становятся уже практически родными и всегда могут подсказать верное решение, исправить ошибку, подстраховать от неудачи. На работе вчерашних студентов ждет не учитель, а работодатель, который ожидает, что молодой специалист уже многое умеет делать самостоятельно. А также обширное поле профессиональных задач и новый, не всегда доброжелательно настроенный коллектив.
Период становления в профессии не для всех молодых специалистов проходит безболезненно, и нередко, к сожалению, первый опыт знакомства с реальной школой или детским садом в качестве не практиканта, а педагога становится последним. Поэтому явление наставничества (а в педагогике оно никогда не исчезало полностью, но в определенные периоды истории уходило в тень) снова стало очень актуальным. Потенциал взаимодействия опытных и молодых педагогов где-то развивают, где-то открывают заново, но его огромные перспективы уже для всех очевидны. О том, как работает Школа молодого педагога в екатеринбургском МАДОУ № 223, мы поговорили с заведующей Ириной Владимировной Басовой.
– Ирина Владимировна, если говорить об институте наставничества, как давно эта практика существует в вашем детском саду?
– Практика наставничества у нас реализуется сравнительно недавно. Это достаточно молодая, даже юная, можно сказать, развивающаяся форма работы в нашем учреждении, которая действует в рамках «Школы молодого педагога». Стажерские пары (их у нас три) активно работают второй год. И мы можем говорить, что этап выявления точек соприкосновения и точек роста педагогов в парах позади. Пары сформированы, педагоги нашли взаимные интересы друг у друга, выявили сильные стороны каждого участника пары, и их векторы развития. Стажист и молодой педагог в таких парах научились эффективно друг друга дополнять. Если в первый год это была работа была направлена на оказании помощи в разработке рабочей программы педагога, проектированию образовательной деятельности с детьми, созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе, то сейчас эта работа основана на принципах совместного со-развития и саморазвития в рамках стажерской пары. Она подразумевает и повседневную практическую поддержку (например, молодой педагог может обратиться за помощью к наставнику по организации открытого мероприятия), но в основном это взаимодействие направлено на профессиональный рост в рамках приоритетного направления деятельности педагога.
Очень важно, что для педагога-наставника взаимодействие с молодым педагогом в стажерской паре стало профилактикой профессиональных деструкций. Педагоги, работающие давно, уже замечали в себе признаки профессионального выгорания, но начали помогать молодым педагогам – и заново осмыслили свой собственный опыт, смогли выделить в нем самое важное и ценное, сделать собственные открытия в профессии. Можно даже сказать, что у них открылось второе дыхание.
– Достаточно ли гладко шел процесс взаимной притирки? Ведь отношения в паре «наставник – молодой педагог» отличаются от отношений «ученик–учитель». Там есть и элемент ученичества, и элемент учительства, но при этом они коллеги с одинаковыми дипломами, равноправные субъекты педагогического процесса.
– Начать надо с того, как эти стажерские пары у нас организованы. Это не назначение сверху и не ситуация, когда стажисты выбирают себе молодых педагогов. Все наоборот: наставника, с которым им будет комфортно работать, выбирает молодой педагог. Здесь есть даже момент социометрии. Для стажиста этот выбор означает повышение статуса, признание опыта и заслуг, моральное удовлетворение. И поскольку это решение и выбор самого молодого педагога, никакого противодействия не было ни с той, ни с другой стороны.
– Но для того, чтобы выбор состоялся, потребовалось какое-то время поработать вместе?
– Да, этап поиска точек соприкосновения у нас занял примерно год. Вы правильно отметили, что это, конечно, равные отношения «педагог-педагог», отношения коллег. Важно было оказать адресную методическую помощь и поддержку стажерским парам, чтобы внутри пары правильно проговорить суть этой работы, осознать социальные роли. Никаких негативных моментов у нас в процессе взаимного «присматривания» не было, но, повторюсь, для того, чтобы сделать выбор, понадобилось время.
– Как на практике идет работа в стажерской паре?
– Если это работа в рамках «Школы молодого педагога», то, конечно, без четко структурированного планирования не обойтись. Выстраивая методическую поддержку педагогов на принципах их максимальной активности, при составлении плана работы важно поддержать инициативу педагогов в выборе тематики и форм совместной деятельности, актуальность которых выявляется в ходе самообследования педагогов, изучения их личностных и профессиональных мотивов, интересов и достижений, приоритетов каждого участника стажерских пар. Для этого года оказалась актуальной, во-первых, работа по освоению информационно-коммуникационных технологий, и во-вторых, поиск и реализация эффективных форм взаимодействия с семьей. Молодежь оказывает стажистам помощь в освоении интерактивного оборудования в работе с детьми, мультимдийных программ, возможностей текстовых редакторов и программ по оформлению иллюстративного материала в работе с детьми. А педагоги-стажисты рассказывают и показывают интересные приемы работы с родителями, потому что для молодых педагогов эта проблема остается одной из самых актуальных.
– То, что работа с семьей вызывает затруднения и вопросы, мы заметили даже на недавнем декабрьском форуме молодых педагогов, который прошел в УрГПУ. В обсуждаемых кейсах молодых педагогов проблема отношений с родителями детей явно преобладала.
– Это очень жизненные ситуации, с ними сталкиваются многие молодые педагоги, хоть и не все. Для многих родителей молодой педагог – не диктатор, который давит авторитетом, а партнер, и это очень хорошо. Но нужно помогать правильно выстраивать отношения при таком распределении ролей.
– Можно ли говорить о первых результатах за время работы стажерских пар?
– Педагоги научились взаимодействовать в творческих мини-группах, чего до этого не наблюдалось. Научились проектировать, планировать свою деятельность. Еще одна проблема, которая была решена в рамках Школы молодого педагога – это боязнь публичных выступлений. Она была характерна и для стажистов, потому что они прежде всего практики, и для молодых педагогов. Публичным выступлением для них является и представление материала на педагогических советах и методических семинарах, проведение родительских собраний, а для молодых педагогов – и беседы с родителями во время утреннего приема детей. Это очень часто встречающаяся ситуация, научиться справляться с ней было очень важно.
Сейчас в рамках межаттестационного периода стажерские пары выбирают себе приоритетные направления работы по схожей тематике. Есть у нас группа, которая работает с проблематикой творческой деятельности. Еще одна группа изучает и реализует проекты по развитию детей в познавательно-исследовательской деятельности. Мы уже можем говорить о том, что они очень умело распределяют функции в паре, составляют конструкты мероприятий в рамках общих проектов, делят между собой задания по разработке дидактических и развивающих материалов для их реализации.
Педагогические мастерские и стажерские пары – две интересные формы методического сопровождения педагогов и развития профессиональных компетенций. Они подразумевают инициативу участников. Если инициатива не будет поступать от каждого участника стажерской пары, работа не получится. Также и в педагогических мастерских. Без собственной инициативы никто не сможет по-настоящему включиться, а значит, и не возьмет ничего от мероприятия, и не сможет передать свой опыт другому.
– Мы говорили о том, что для стажистов творческое взаимодействие с молодежью стало профилактикой профессионального выгорания. А в чем значение этой работы для молодых педагогов?
– Для молодых педагогов было очень важно здесь найти себя в профессии и удержаться в этой профессии, освободиться от страха быть непринятым. Когда приходит молодой педагог, он чувствует себя чужим, ему сложно влиться в коллектив. Особенно если коллектив достаточно большой и в нем сложились неизбежные группы по симпатии и интересам. Стажерская пара – это остров комфорта, группа, где тебя примут и поддержат.
– Вы презентуете ваш опыт на других площадках?
– Да, опыт профессиональной деятельности мы активно представляем на городских площадках различной направленности. В рамках работы стажерской городской площадки в прошлом году мы презентовали опыт работы с картами профессионального роста педагогов. Мероприятие было адресное, для молодых методистов и заместителей руководителей, на котором участники познакомились с технологиями выявления интересов и мотивов саморазвития, навигационной моделью профессионального роста, ее эффективным использованием в плане межаттестационного сопровождения педагога. На методических неделях, организованных городской педагогической ассоциацией для воспитателей со стажем до трех лет, раскрыли подходы к проектированию образовательной деятельности с детьми при разработке и реализации рабочей программы. Это еще одна проблема, представляющая сложность для молодых педагогов – выстроить свой день, месяц, год по освоению детьми образовательной программы. Учитывая, что в последнее время наш детский сад реализует ряд проектов, направленных на развитие детского творчества и поддержки детской инициативы, в течение прошлого года педагоги нашего детского сада представили опыт работы по развитию творческих способностей детей в различных культурных практиках детей и взрослых в рамках образовательного тура, представляющего деятельность сетевой площадки «Детская академия изобретательства».
Мы принимаем активное участие в сетевом социальном партнерстве с УрГПУ. Этим летом были базой педагогической практики студентов. Много интересного получилось, в том числе были и временные стажерские пары, где в роли молодого педагога выступал студент.
– Как вы оцениваете готовность студентов-практикантов к профессии?
– Я была приятно удивлена наличием у студентов навыков проектирования – они замечательно составляют конструкты, конспекты. Четко понимают свои задачи в рамках практики: сколько мероприятий они должны провести, какие навыки получить, и что вообще хотят взять от детского сада. Было заметно, что они не «отбывают» здесь положенные по учебному плану недели, а видят возможности своей практики, видят ресурс и понимают, как им воспользоваться. Еще порадовало, что их не смутила наша летняя загруженность. План летней работы с детьми был составлен по принципу тематических недель, где каждый день был отведен определенному виду деятельности. Студенты включались в работу в активном режиме, вместе с педагогами каждый день устраивали для детей приключения, путешествия, квесты и представления.
– Контакт с детьми получился?
– Здесь все сразу же было хорошо. Дети обычно воспринимают студентов очень позитивно. Они для них еще не настоящие взрослые, а как бы «взрослые дети». Их замечательно принимали как партнеров в играх, при том, что в сюжетно-ролевые игры дети зовут далеко не каждого взрослого. У студентов не было проблем в общении. В организационных, режимных аспектах сложности бывали, потому что студенты не знают всех тонкостей функционирования детского сада, особенностей присмотра и ухода. Но это как раз легко корректируется. Повезло еще и в том плане, что лето – лучшее время для исследовательской деятельности, летом у детей открытия происходят на каждом шагу. Студентам прекрасно подошел этот вид деятельности, игровой, очень активный, яркий, требующий нешаблонного мышления, и они с детьми прекрасно понимали друг друга. Так что, я думаю, первое знакомство с профессией их не разочаровало. А возможности «мягкой адаптации» с помощью педагога-наставника, с которыми они уже познакомились и познакомятся по-настоящему, когда придут в профессию всерьез и надолго, – вдохновили, сняли тревожность и обозначили хорошие перспективы.
Учитель, в котором ученики души не чают, развеяла мифы о детях
16:00, 08 марта 2020г, Образование 15290
Фото Олег БОГДАНОВ
Победитель краевого конкурса «Лучший мобильный педагог» Оксана Мурзинцева из Косихи – то самое «женское лицо школы», если следовать общественному штампу. Сегодня есть повод заметить, как оно прекрасно.
Разговор по душам
Учитель, в котором ученики души не чают, – это она, Мурзинцева. Общий педстаж – 27 лет, 23 из них учительствует в Косихе. В школу пришла работать в начале 90-х студенткой 2-го курса пединститута. Пережив с ней все трансформации общественного сознания, признается: самой большой любовью ее жизни были и остаются дети. Непростые, неусидчивые, невнимательные, предпочитающие живой книге гаджеты…
– Оксана Федоровна, первый и главный вопрос – как учить литературе нечитающее поколение?
– Это миф, что дети не читают. Именно ребятишки открывают для меня книжные новинки, о которых я раньше не знала. Но вы правы, если в семье нет привычки читать, то ребенку негде ее взять, только в школе. Для таких случаев есть у меня весьма действенный метод «паровоза». Разбор произведения на уроке всегда интереснейший разговор. Тому, кто не читал, обидно оставаться в стороне. И они берут в руки книгу – сами, по доброй воле, наверстывают упущенное.
– Надо сильно зацепить подростка, чтобы он решился разрушить свои прежние нигилистические установки…
– Я говорю детям, что есть разные учебники – по физике, химии, пчеловодству или архитектуре. А литература – вся она о жизни, о любви. Взрослея, подросток остро переживает конфликты с родителями, первую любовь, недооцененность со стороны ровесников. И думает, что никто никогда не переживал ничего подобного. Начинает читать, и – о, чудо! Оказывается, о том же самом давным-давно писали Пушкин, Тургенев, Толстой… Учителю остается лишь спроецировать эти вечные темы на нынешнее поколение. Читающие дети легче адаптируются в современном мире, реже совершают ошибки. Очень люблю говорить с ними о книгах, и не только из школьной программы. Потому что вижу перед собой интересных, вдумчивых собеседников.
Другими глазами
– Что самое сложное для вас, учителя словесности?
– Программа по литературе, которая не менялась уже лет двести. Надо знакомить ребят и с современными авторами, и с теми, которыми мы зачитывались в детстве, – с Гайдаром, Крапивиным, дарившими радость, возможную только в юности. Её нельзя упустить, но в рамках программы нет времени на «неглавное». Добираем внеурочными занятиями. Одна из новинок, которую мы недавно обсуждали с ребятами, – «Привет, давай поговорим». Её написала Шэрон Дрейпер, мама ребенка с ДЦП. История дружбы, предательства, доброты – она на любой возраст, на все времена. У детей есть потребность в таком разговоре. А у преподавателя словесных дисциплин – возможность выйти на уровень общения душ. Если есть окошко между уроками, они бегут ко мне в кабинет – поговорить. И для учителя это не менее важно, чем, скажем, проверить тетради.
– Есть ли эффективные способы обратить ребенка в книголюба?
– Их много. Создаем, например, 3D-тексты, коллажи, комиксы. Когда изучали «Муму» Тургенева, я попросила пятиклашек создать макет каморки, эскизы декораций. Отталкивались они от классического описания: «Герасим соорудил кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах…», а во время защиты проектов всплыл диссонанс: получились-то современные интерьеры. Так впервые ребята обратили внимание на исторический аспект классики. Считаю, что визуальный контент необходимо использовать, если мы хотим, чтобы им было интересно.
– Но из школы они возвращаются домой. А там мама и папа по-прежнему считают, что чтение – это пустая трата времени…
– Мы обсуждаем это на родительских собраниях. О чем говорят вечером со своим ребенком работающие родители? Что кушал, как дела в школе… Нам удобнее и спокойнее, когда он не пристает с вопросами, а молча смотрит в монитор. Решение главных проблем взросления подросток вынужден искать самостоятельно. Пройдет немного времени, и мама с папой будут удивляться, почему это выросшее чадо не пускает их в свою жизнь. А ребенок просто привык к тому, что самых близких людей в ней никогда и не было. Мой совет взрослым – обсуждайте с детьми прочитанное. Для многих это будет необычный эксперимент, но результаты, поверьте, вдохновят. Родители говорят, что другими глазами увидели своих детей, узнав их мысли и тревоги.
Дети. Не инопланетяне
– Как относитесь к лайт-версиям литературы, которые в изобилии предлагает сегодня кинематограф и Интернет?
– То есть учитель не является более объективным и безоговорочным носителем знаний?
– Именно так. Трансформировались и задачи, стоящие перед ним. Вдохновить ребенка, мотивировать его на открытия – вот его миссия. Восхищаюсь современными детьми! С ними легко работается. Они не зашорены узкими рамками и готовы отстаивать свою точку зрения. Я учусь у них, они у меня, и каждый развивается по своей траектории.
– Вы – лучший мобильный педагог Алтая 2019 года. Что это такое?
– Учителя-стажисты часто называют нынешних продвинутых детей инопланетянами. Этот разрыв поколений преодолим?
– Да, если перестать их считать таковыми. Новые технологии не отменяют интереса к чтению. Лучшее, что мы можем сделать для наших ребятишек, – это принять новшества вслед за ними. У каждого времени они свои. Когда-то и телевидение считалось ужасно вредным, а сейчас невозможно представить наш мир без телекоммуникаций, без мессенджеров. К слову, мои дети разработали чат-бот, в котором собирают, структурируют и систематизируют информацию по темам. Так мы готовимся к экзаменам. Хотя да, наверное, проще войти в класс и сказать: «Откройте тетради…»
– За все время разговора вы ни разу не произнесли слов «буллинг», «конфликт». Отдельно взятую сельскую школу миновали проблемы, которые есть в других учебных заведениях?
– Мы же в селе живем, где все друг друга знают и каждый человек на виду. Учителя уважают, и он старается соответствовать. Ситуации, конечно, бывают всякие, но они решаемы, если не замалчивать, а обсуждать их с детьми, коллегами, мамами и папами.
Словарь «АП»
«КосмОдис» – открытый фестиваль школьных проектов, организуемый Алтайским институтом развития образования им. А.М. Топорова.
Буктрейлер – короткий сюжет, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Чат-бот – виртуальный собеседник, программа, созданная для общения с одним или несколькими собеседниками.
Что значит учитель стажист
На деле все с точностью до наоборот: ни прав тебе, ни свобод, а работать должен круглосуточно, притом правительство все думает, расщедриться на оклад в 1 МРОТ учителям или нет? Авось расщедрится. Но странность вот в чем. Ситуация в образовании такова, что давно пора кричать в полный голос: шквал неоплачиваемых обязанностей растет, требования с введением профстандарта педагога все выше, а прав все меньше. И зарплата унизительная. Но учитель молчит. Почему бесчеловечное отношение не вызывает открытого возмущения среди самих педагогов?
Не думай, делай.
Выполнить невыполнимое
Например, учителю предъявляются такие требования, которые невозможно выполнить. Возьмем качество обучения по предмету. Тот, кто имеет за плечами опыт результативного репетиторства, прекрасно знает, сколько необходимо приложить усилий, чтобы научить хотя бы одного ученика. Тут программу на год никак не напишешь, приходится постоянно готовить индивидуальные задания, соизмеряясь с темпом и качеством усвоения материала на конкретном занятии. Однако Минпрос считает, что учитель может и должен учить 30‑40 человек сразу, при этом постоянно повышая качество. Разумеется, это миф. Но учитель, обложенный ложными установками, неминуемо испытывает чувство вины за свое несовершенство: научить всех не получается при всем желании. И можно тома писать о тех объективных причинах, которые не позволят это сделать.
Но что в этом случае скажет нам управление образования? Учитель не владеет современными технологиями, не может заинтересовать всех учеников, не нашел индивидуального подхода. Помнится, даже в уважаемом мной педагогическом университете для курсов повышения квалификации выпускали брошюрки с надписью: «Технология дает 100%-ный результат!» Вот так. Ни больше, ни меньше. Не умеешь научить всех? Стало быть, сам дурак.
Обреченные на неуспешность
Наверное, все помнят, как внедрялся в школах системно-деятельностный подход в обучении: проблема урока должна была оказаться личностно значимой, на твоем уроке все дети должны самостоятельно ставить цели, сами предлагать пути решения поставленных задач и так далее. Думаете, кто-то учителю сказал, что все это невозможно реализовать на том содержании, которое осталось от советских времен? Что прежде, чем внедрять деятельностный подход, необходимо само содержание сделать другим? Конечно, нет. В итоге все учительское сообщество при подаче региональных ИПКиПРО ломало мозги, чтобы выглядеть достойным новых ФГОС. И, что самое важное, чувствовало себя крайне виноватым и несовершенным, невыполнимая задача делала свое дело.
Постоянный контроль разных уровней еще раз ткнет каждого педагога в недоработки: то двоек слишком много, то пятерок слишком мало. Как бы человек ни старался, честным путем он все равно не достигнет той цифры, которая будет удовлетворять вышестоящее начальство.
Ты виноват уж тем…
Результат такого рода манипуляций печален не только для учителя, но и для всех учеников: одни педагоги стремительно выгорают от чрезмерного усердия, другие уже даже не пытаются загореться.
Сбой программы
Рабочая программа педагога, по которой он работать не может, но, по мнению управленцев, должен, до сих пор проходит путь стремительного развития, логика которого если кому и понятна, то только не учителю.
УУДавиться можно
Но угодить проверке в любом случае невозможно: контролирующие органы никогда не договариваются между собой. Проверка перед другой проверкой выявляла недостающую колоночку, рабочие программы переделывались, но другая проверка уже являлась с новыми требованиями, и все повторялось сначала.
Формулировки всех видов универсальных учебных действий, натолканные в каждый урок рабочей программы, можно читать как анекдот, если бы за этим всем не стояло драгоценное время, отнятое у миллиона учительских жизней.
О пользе красного холодильника
Когда приращение «высоких смыслов» рабочей программы достигло своего предела, постановили несколько пунктов сократить. И снова учителя сели за мониторы…
Думаете, на этом история закончилась? Конечно, нет: теперь пришла пора писать программу не на один учебный год, а на всю ступень обучения (1‑4‑е классы, 5‑9‑е классы).
А рабочая программа стала универсальным способом давления на педагогов. Это и есть тот самый «холодильник», который можно красить до бесконечности.
Автор: Анна Инютина, член Совета профсоюза «Учитель», учитель русского языка и литературы
Эссе «Легко ли быть методистом…»
Светлана Мишланова
Эссе «Легко ли быть методистом…»
Легко ли быть методистом…
«Со мной работали десятки молодых педагогов
Я убедился, что как бы успешно не закончил педагогический ВУЗ, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т. е. найти свое призвание. Вот я воспитатель со стажем. Я нашла своё призвание. Мне нравится работать с детьми. Вкладывать в них частичку себя и получать взамен намного больше. С каждым выпуском совершенствовать себя, находить другие подходы воспитания и обучения своих маленьких неугомонных человечков.
Наверно проработав столько лет воспитателем, невольно встает вопрос, а почему не подняться на ступень выше – «методист»?
Методист. Кто это и что это? Должность или профессия? Какие функции в образовательном учреждении должен выполнять методист? Слово методист обозначает по С. И. Ожегову, специалист по методике.
Возможно, это представитель власти, администратор, а может, прежде всего, специалист, помогающий педагогу разобраться во всех трудностях образовательного процесса. Освоить и понять суть педагогической деятельности.
Если конечно ты методист только по должности – результата от такой деятельности будет мало. А если это призвание и желание работать, тогда и результат будет другой.
Ведь от того, насколько методист профессионально компетентен в педагогике, психологии, современных технологиях и методиках работы будет зависеть качество работы всего педагогического коллектива.
Так легко ли быть методистом? И многие ли бы хотели занять эту должность? Кто с уверенностью может это сказать? Только сам методист…
Эссе «Быть воспитателем» Как и многие дошкольные работники, задумываешься о своей выбранной профессией, о ее важности и необходимости. Очень часто хочется говорить.
Эссе «Быть воспитателем — это призвание» Все начинается с любви. Твердят: «Вначале было слово. » А я провозглашаю снова: Все начинается с любви. Все начинается с любви:.
Детский исследовательский проект «Легко ли быть воспитателем?» Введение В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его.
Эссе «Преподаватель должен быть разносторонним!» В данной публикации хотел бы затронуть тему «Каким должен быть учитель, воспитатель в образовательном учреждении» Многие из нас знают, что.
Эссе «Быть воспитателем — это значит…» Быть воспитателем – это значит…Все профессии от людей И только три от Бога: Педагог, Судья, Врач (Сократ) Уважаемые коллеги и гости! Разрешите.
Конспект внеклассного занятия в 3 классе «Легко ли быть здоровым» Трощенкова С. И., занятие в 3 классе Легко ли быть здоровым? Цели: формировать у учащихся правильное представление о здоровье, здоровом образе.
Эссе «Быть воспитателем — это призвание» Эссе «Быть воспитателем- это призвание» На свете очень много разных профессий. Все эти профессии важны и по- своему интересны. Но для каждого.
Эссе «Что значит быть воспитателем?» Мир детства сладостен и тонок, Как флейты плавающий звук. Пока смеётся мне ребёнок Я знаю, что не зря живу. Твердят друзья «Есть нивы тише. «.
Эссе «Что значит быть воспитателем?» Эссе на тему «Что значит быть воспитателем?» Что значит быть воспитателем? Думаю, большинство людей этой профессии не раз задавались данным.