Что значит ученик не выше учителя

«Ученик не выше учителя»

Иисус далее говорит о том, что подражание Учителю не сулит ученикам никаких земных благ и никакого признания:

Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? ( Мф. 10:24–25 ).

Эта часть поучения представляет собой серию афоризмов, на первый взгляд не связанных между собой. Буквальную параллель к ней мы находим в Евангелии от Иоанна, где аналогичные слова Иисус произносит на Тайной Вечере после умовения ног ученикам. Апостолы называли Иисуса Учителем, и Он принимал это как должное: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо Я точно то. Но Он настаивает на том, что ученичество заключается прежде всего в подражании Ему: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. И затем говорит: Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его ( Ин. 13:13,15–16 ). Чуть позже в том же поучении Он вновь возвращается к образу раба и господина: Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше ( Ин. 15:20 ).

Перед нашими глазами пример многократного повторения Иисусом одного и того же изречения, имеющего характер пословицы. Однако при каждом повторении оно обретает новые смысловые оттенки. Если в одном случае Иисус приводит пословицу, чтобы подчеркнуть, что ученики должны подражать Ему, то в другом речь идет о предполагаемой реакции людей на их миссию. Такой же оттенок пословица имеет у Матфея: ученик не выше учителя, и если учителя не слушали, то и ученика не послушают; если в учителе подозревали действие бесовских сил, то и ученик будет вызывать такие же подозрения.

Чтобы понять, какое отношение тема веельзевула имеет к теме учителя и учеников, следует вспомнить, что фарисеи, согласно синоптическим Евангелиям, неоднократно обвиняли Иисуса в том, что Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. На это Иисус отвечал: Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями ( Мф. 12:24–28 ; Мк. 3:22–25 ). Под сыновьями здесь понимаются апостолы: им Иисус дал власть исцелять недуги и изгонять бесов, которой обладал Сам; к поколению их родителей принадлежали те, кто, оспаривая Божественное достоинство Иисуса, обвиняли Его в использовании бесовских сил.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Толкование на От Матфея 10:24

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на От Матфея 10:24 / Мф 10:24

Иоанн Златоуст (

Ст. 24−25 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его

Посмотри, как Он открывает о Себе, что Он — Владыка вселенной, Бог и Творец. Что же? Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего. Пока кто ученик или слуга, он не имеет чести по своей природе. Не говори мне здесь о редких [исключениях], а понимай сказанное по большинству [примеров]. И Он не говорит: Тем более слуг, но домашних его, чтобы показать свою великую близость к ученикам. Так и в другом месте Он говорил: Я уже не называю вас рабами; Вы — друзья Мои (Ин. 15:15, 14). И не сказал: «Если хозяина дома оскорбляли и злословили», но указывает и сам вид оскорбления, говоря, что его назвали веельзевулом.

Источник: Беседы на Евангелие от Матфея.

Феофилакт Болгарский (

Ст. 24−25 Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

Здесь учит воздерживаться от оскорблений других: если Я, Учитель и Владыка, переносил все, то тем более вы, — ученики и рабы. Но ты спросишь: «Как говорит «ученик не выше учителя», когда мы видим, что много учеников бывает лучше своих учителей?» Узнай же, что пока они ученики, они меньше учителей; но когда становятся лучше их, то они уже не ученики, подобно тому, как и раб, пока остается рабом, не может быть выше своего господина.

Источник: Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен (

Несть ученик над учителя (своего), ниже раба над господина своего

Высказывает общую и всем известную мысль и приноравливает ее к Своим обстоятельствам, чтобы никто не мог противоречить. Действительно невозможно, чтобы ученик был выше учителя своего, а раб выше господина своего, пока тот остается учеником, а этот рабом. Быть учеником и быть рабом есть некоторого рода подчинение, и потому самому они, конечно, ниже. Потому и вы не выше Меня, вашего Учителя и Господа.

Источник: Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего

(Лк. 6:40). Если выражение “Сын Человеческий” в предыдущем стихе понимать в том смысле, как указано, то слова 24 стиха содержат в себе весьма тонко выраженный переход к дальнейшей речи. С Сыном Человеческим обращаются и будут обращаться не так, как бы следовало. Он представляет из Себя страдальца, подобного изображенным Им апостолам. Это должно служить для апостолов утешением и в их страданиях. Почему? Потому что это обычный порядок вещей, хотя и не нормальный. Если господина преследуют, то в это время преследуют и его слуг, если учитель не находится в почете, то не пользуются почетом и его ученики. Если бы было иначе, то ученики были бы выше своих учителей, а рабы — своих господ. Мысль, здесь выраженная, повторяется, с различными вариантами, у Лк. 6:40 (в нагорной проповеди) и у Ин. 13:16. По словам Альфорда это была пословица.

Стих этот хорошо объясняется Феофилактом, который говорит: “но ты спросишь: как “ученик не выше учителя”, когда мы видим, что много учеников бывает лучше своих учителей? Узнай же, что пока они ученики, они меньше учителей; но когда становятся лучше их, то они уже не ученики, подобно тому, как и раб, пока остается рабом, не может быть выше своего господина”. С этою мыслью вполне согласуется и указанное выше выражение Луки, по которому “усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его”.

Источник: Толковая Библия.

Троицкие листки

Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего

«Смотри, — говорит святитель Златоуст, — Он не сказал: Я избавлю вас и прекращу гонения, но обещал только Сам прийти, и для утешения их было довольно того, чтобы только увидеть Его». Их ждали злословия и всякие огорчения, и вот Господь утешает их — Собственным примером: ученик (пока он остается учеником) не выше учителя, и слуга (пока он остается слугой) не выше господина своего; поэтому и вы не выше Меня, вашего Учителя и Господина.

Источник

Ученик не выше учителя

Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25. довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его.
(Св. Евангелие от Матфея 10:24-25)

Человек рождается оригиналом, а умирает копией. Иногда «жалкой копией»..) Обычно склонны подражать тому, кого любят.

Для первокласcника слово учителя зачастую авторитетнее указаний родителей.
Вспоминаю как в детстве с соседскими мальчиками мы играли в великих людей. Какие только должности не приходилось занимать!) И директором фирмы престижной побыть, и пастором церкви огромной…)

Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2. и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. 3. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
(Послание к Ефесянам 5:1-3)

«Чудное озеро..»- поем в одной из песен. Отображается ли во мне образ Христа?!
Подражать в любви.
В одной американской церкви были проблемы. Служители не справлялись сами, позвали психолога. Тот провел анкету и сказал: судя по результатам опроса, в церкви не хватает любви.

ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ (или то, чего ДОВОЛЬНО для ученика):
Чего же Он хочет добиться или каких изменений ждет от своих учеников?!

Вне сомнений: Бог хочет чтоб мы становились лучше. Да и мы сами, бывает немало усилий прикладываем для этого, только вот результат не всегда хороший. И может получается как у апостола Павла:
18. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23. но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. 24. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?
(Послание к Римлянам 7:18-24)

«Как часто хочется изменить других, да и себя тоже. Только вот не сильно получается. Пробовать изменить другого и измениться самому — одно из самых провальных дел, какие только бывают на свете. Но мы все равно пытаемся. Конечно, бывают и верные, испытанные способы. Можно, например, надавить на человека, устыдить, «настоятельно убедить», напомнить об адском огне, короче, применить какое-то внешнее воздействие.
И это достаточно эффективно. Многие люди действительно меняются под давлением. Но только внешне. Стоит убрать давление извне, и все возвращается на круги своя. Ведь внутренней мотивации нет.
Изменения даются нам тяжело. Казалось бы, ну что стоит изменить себя. Изменись и все. Не делай так больше. Перестань. Но не тут-то было. Изменение – как самого себя, так и других – это что-то вне нашего контроля, сколько бы усилий мы ни прилагали.
Я очень часто забываю, что любое изменение – это просто плод. Плод, произрастающий на почве любви и отношений. Плоды не создают, их не производят своими усилиями, они просто растут. Изменение приходит само собой там, где благоприятна почва.
Дать человеку подлинное бытие могут только любовь и отношения. Не спешите менять людей и не спешите меняться. Вряд ли у вас что-то получится. Изменение – это плод, произрастающий сам собой там, где есть любовь и отношения. Нужно сместить свой фокус с изменения на отношения. Нужно не стараться, а быть. Только подлинное бытие порождает жизнь.»
(Терехин Евгений)

Смотр симфонических оркестров в Финляндии. Конкурс был для дирижеров. Задача состояла в том, чтоб за короткое время сделать программу и дать концерт с совершенно новым коллективом. Одному российскому дирижеру попал состав одной из западно-европейских стран. Он начал репетицию. Оркестр играл как обычно. Дирижер понимал: для того чтоб взять хорошее место, нужен как говорится «изюм». И вдруг кларнет заиграл соло. Маэстро был поражен прекрасным звуком и музыкальностью солиста, и решил что за счет него сможет взять хорошее место. Он остановил оркестр и попросил кларнетиста еще выразительней сыграть соло. Удивлению не было предела, когда музыкант сделал поразительные успехи. Тогда он еще раз остановил и попросил еще подправить какой-то штрих. Довольный результатом он отпустил музыкантов на антракт.

И вот выступление. Дирижер начал искать между музыкантами того чудо-кларнетиста, но его не было… тогда он переспросил у директора оркестра, куда исчез кларнетист, на что получил исчерпивающий ответ: он уволен! У нас есть правило: если дирижер в течении одной репетиции одному и тому же музыканту делает два замечания, то этот человек автоматически «вылетает из игры» и теряет работу.

А сколько замечаний бывает сделано нам… и, кажется, давно нужно понять и исправится, а мы бываем упорны и непослушны. А Бог все равно «няньчится» с нами.

«Всякому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в своих заблужденьях свойственно только глупцу»
(Цыцерон)

1. Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника: то же делает небольшая глупость уважаемого человека с его мудростью и честью.(Екклесиаст 10:1)

«Нужно быть почти великим, чтоб уметь успешно бороться с мелочами» (Горький М.)

Подражать Христу
16. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. 17. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
(Первое послание к Коринфянам 4:16,17)

Есть люди в школе, хорошо учащиеся. Их учителя выделяют. Фото этих учеников находятся на доске почета, для того чтоб другие смотря на них подтягивались на тот же уровень. Они являются примером, достойным подражания для всего учебного заведения.

И этого будет достаточно! Если мы с вами выйдем на уровень Христа, то больше и не надо. Сам Иисус говорит: «довольно».
Но мы часто не так… Свою жизнь, бывает проще сравнить с кем-то из людей. Выбираем себе идеалы, модели правильного поведения… и, может быть ошибаемся, а может быть спотыкаемся видя негативный пример, а может быть и вообще «приносим в жертву» свои христианские принципы, и начинаем делать то, что вообще не назовешь христианством.

39. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? 40. Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. 41. Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
(Св. Евангелие от Луки 6:39-41)
В этом случае совершенствоваться не стоит. Если человек выбирает себе не хорошего учителя, в последствии будет таким как он. Да, люди могут делать ошибки и изменяться, но лучше всего ориентиры свои сосредоточить на Христе. Он – идеальный Учитель.
Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. 3. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. 4. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха…
(Послание к Евреям 12:2-4)

Век живи и век учись. Дай Бог быть отличником в школе Христа!

Если мы прекратили учиться, то какие же мы ученики? И если перестали повиноваться, то являемся ли слугами?

Источник

Живое Предание

Что значит ученик не выше учителя Что значит ученик не выше учителя

Смысл выражения «ученик не выше учителя»

Что значит ученик не выше учителя

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии».

Сегодня мы с вами поговорим о выражении «ученик не выше учителя». Мы очень часто слышим эти слова, взятые из Евангелия от Матфея: «ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего; довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его».

Это выражение очень часто вызывает некоторое недоумение. Чаще всего мы неспособны понять его смысл. Эта пословица, как и притча о пророке, которого не принимают в родном отечестве, встречается во всех Евангелиях. В Евангелии от Иоанна Господь даже дважды повторяет эти слова. Значит, это имеет какую-то капитальную важность в жизни учеников.

Но в нашем обиходе чаще всего происходит всё с точностью наоборот. Какой может быть прогресс, если следующее поколение не превосходит своих предшественников в области науки, технологий? И даже в области искусства нам кажется, что эта пословица не отвечает элементарным требованиям здравого смысла. Потому что следующее поколение всегда должно добиться большего успеха, больших достижений, чем предыдущее. И мы настолько с этим свыклись, что нам трудно понять, о чем здесь говорит Христос.

В жизни все-таки есть области, в которых понятие «прогресс» не имеет большого смысла. Например, искусство, мудрость, святость. Конечно, с одной стороны, Моцарт должен быть талантливей, чем его отец Леопольд, или если бы Сократ не был бы выше своего наставника Продикоса — то не было бы и гениев. Но тем не менее слова Христа заслуживают особого внимания.

Евангелисты помещают эти слова в самых разных обстоятельствах. Например, в Евангелии от Луки эти слова присоединены к пословице, к притче о слепом человеке, которого ведет другой слепой человек. И поэтому становится совершенно очевидным, что нужно подбирать себе подходящего поводыря. Желательно, чтобы это был человек все-таки зрячий, и чем более зорким он будет, тем лучше для тебя. Поэтому «быть как он», «соответствовать ему» — все расставляет совершенно иначе.

Евангелист Матфей говорит о том, что Христос становится для Своих учеников раввином, учителем, и участь учеников не будет более завидной, чем участь их наставника, самого Христа. Здесь возникает уже тень Креста, смертной муки и дальнейших преследований, которые выпадут на долю христиан.

Евангелист Иоанн приводит эти слова несколько раз. В одном из этих случаев Христос говорит: «вы называете Меня учителем, раввином, и, действительно, Я есть ваш учитель». Тем самым Он призывает учеников сделать все возможное, чтобы Ему подражать. «Если Я, учитель и раввин, умыл вам ноги, то и вы тоже должны умывать ноги друг другу». У непосвященного читателя эти слова, конечно, вызывают удивление.

Кажется, что Христос — обычно Он такой скромный в отношении своих личных качеств — вдруг предлагает Самого Себя в качестве непревзойденного образца для подражания. Здесь, конечно, мы можем найти парадоксальный ответ в Нагорной проповеди, потому что Христос говорит Своим ученикам и тем, кто Его слушает: «если хотите быть совершенными, если вы хотите стать самими собой, достичь степени зрелости, то вы должны стать как Отец ваш Небесный». Поэтому «быть как Иисус» в данном случае означает «быть как Бог». Мы видим, что эта перспектива просто подражать или пытаться достичь какой-то высоты уходит куда-то в бесконечность, потому что быть милосердным, быть совершенным, как Бог, невозможно, но тем не менее это остается как некая главная планка, некий ориентир, который нас сопровождает в повседневной жизни, не только в каких-то высотах умозрения, богословия или молитвы, но и в самых конкретных обстоятельствах повседневной жизни.

Конечно, сегодня нам кажется анахронизмом эта история об умывании ног, но во времена Иисуса Христа и после, в Средние века, например, принимать ванну было уделом только людей больных. А сегодня даже самые простые и самые традиционалистски настроенные старообрядцы принимают душ, и в этом нет никакой проблемы. Ни в каких монастырях больше не умывают ноги гостям, и тем более игумен этого не делает, потому что нет такой необходимости, мир изменился.

Но остаются другие моменты в нашей жизни, в которые мы можем проявить милосердие и служить друг другу, собственно делать то, чего хочет Христос, если мы действительно хотим быть как Он. И в этом, конечно, ученик никогда не бывает выше своего учителя.

Итак, быть как Иисус, быть как Он, быть как наш Учитель означает быть сыновьями, то есть теми, в чьих поступках, в чьих глазах, в чьих словах можно различить образ нашего Божественного Отца.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Четверг 3-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь Своим ученикам: когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой», – говорит Христос. В случае опасности ученики Христовы могут и должны спасаться бегством, когда Бог Своим Промыслом подает им руку помощи. Сохранивший свою жизнь может снова сражаться. Нет ничего бесславного для воинов Христовых в отступлении, при условии, что они не бросают Христово знамя. Им надо выйти из окружения, чтобы продолжить духовную войну. Богу не нужна безрассудная храбрость. Он не одобряет ничем не оправданный риск.

«Вы не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий», – утешает их Господь. То, что они проповедовали о Втором Пришествии Христовом, прекрасно исполнится. И это будет скоро. Время трудов делателей на ниве Божией коротко, а воздаяние бесконечно. Кроме того, это пророчество Спасителя перекликается с другими Его словами. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как увидят Царство Божие пришедшее в силе» ( Лк. 9, 27 ). Это совершилось буквально на глазах первых христиан. В течение тридцати лет проповедь о Христе распятом и воскресшем обошла мир и достигла столицы мира – Рима. Поистине Царство Божие явилось в силе. Не успели ученики Христовы обойти городов Израилевых, как пришло Царство Божие. По мере того, как они шли с проповедью из города в город, открывались сердца людей Христу и они исповедали Его как Учителя и Господа. В Духе Святом они узнавали Его пришествие.

«Ученик не больше учителя, – говорит Христос, – и слуга не выше господина своего». «Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» Ученики Христовы не должны удивляться, когда их будут чернить самыми гнусными именами. Наступит время, когда слуг сатаны все будут воспринимать как тех, кто сражается против сатаны. А главные враги сатаны, сокрушающие его царство, будут названы его друзьями. То, что произошло со Христом, произойдет и с ними. Быть христианином значит идти крестным путем вслед Христу. Кто хочет быть причастником его славы, должен разделить с Ним и Его страдания. И в этом – самая великая милость и честь для любящих Господа. Таков путь древних и новых мучеников, всех святых, всей Церкви. Быть христианином дорого стоит, но кто сподобляется приобщиться Христову Кресту, узнает и силу Его воскресения.

«Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях». Не бойтесь возвещать истину. Никто не может остановить ее. То, что было сказано сокровенно на ухо, – через века обошло всю землю, преодолело все преграды. И наш Господь дает мужество слова любящим истину.

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». Трижды Господь повторяет это слово: «не бойтесь». Мы можем научиться подлинной смелости только у Него. У Христа нет страха. Он знает, что Ему надлежит быть убитым, ибо ненависть Его врагов вздымается над Ним как страшные волны – с самого начала Его проповеди. Но Господь знает цену всему. Для Него земная жизнь мало что значит по сравнению с вечной жизнью, которую Он знает изнутри как Сын Отца Небесного. Есть на свете то, что хуже смерти. И неверность, бесчестие – в этом ряду. Люди могут разрушить жизнь тела. Но они не имеют никакой власти над истинной жизнью, которая совершенно не поддается их контролю.

Наш Бог, Творец неба и земли, Промыслитель и Искупитель содержит все в деснице Своей. Он никогда не оставит нас, мы будем во веки веков окружены Его заботой. Если дано нам это знать, то чего нам бояться? Все заключается в ответе на этот вопрос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *