Что значит у молодежи играть на скрипке
Играть на скрипке
Смотреть что такое «Играть на скрипке» в других словарях:
Играть на скрипке — 1. Жарг. угол. Распиливать решётку в камере. Трахтенберг, 26; СРВС 1, 118, 147; СРВС 2, 39, 58, 118; ТСУЖ, 96; Грачев 1997, 75; Балдаев 1, 168; Б., 71; Грачев, Мокиенко 2000, 82. /em> Калька с франц. арго jouer du violon. Ларин 1931, 126. 2. Жарг … Большой словарь русских поговорок
играть на скрипке — распиливать решетки в камере … Воровской жаргон
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, играю, играешь, несовер. 1. без доп. Развлекаться, забавляться; резвясь, забавляться. Дети весь день играли в саду. Кошка играет на ковре. || во что и что. Проводить время в каком нибудь занятии, служащем для развлечения, доставляющем… … Толковый словарь Ушакова
ИГРАТЬ — Сон, в котором вы видите себя играющей в азартные игры, предвещает неприятности. Если вы при этом выигрываете – наяву попадете в дурную компанию и, пытаясь выехать за счет других, наживете себе врагов. Если проигрываете – над вами… … Сонник Мельникова
играть — а/ю, а/ешь, а/ют, нсв.; сыгра/ть (ко 2 4, 9, 10 знач.), сов. 1) (с кем/чем, во что и без доп.) Заниматься чем л. для развлечения, удовольствия. Играть со щенком. Играть в прятки. Играть в карты. Играть во дворе. Море нежно стлалось вок … Популярный словарь русского языка
играть — ИГРАТЬ1, несов., чем и с чем. Заставлять какой л. предмет или часть своего тела, как бы играя с ними, совершать круговые движения или движения из стороны в сторону и вверх вниз с возвращением в исходную точку (о живом существе) [impf. to play… … Большой толковый словарь русских глаголов
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья; | издавать и извлекать музыкальные звуки; | представлять что, изображать… … Толковый словарь Даля
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, аю, аешь; игранный; несовер. 1. Резвясь, развлекаться; забавляться чем н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их). 2. во что и на чём.… … Толковый словарь Ожегова
Играть на кожаной скрипке в два смычка без канифоли — Играть на кожаной скрипкѣ въ два смычка безъ канифоли (иноск.) выпороть. Ср. Пуще всего не взлюбили мы у нихъ той музыки, что стучатъ въ глухіе бубны, безъ бубенчиковъ, да подыгрываютъ въ два смычка безъ канифоли на кожаной скрипкѣ. Даль. Сказка… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
играть — а/ю, а/ешь; игра/ющий; и/гранный; ран, а, о; игра/я; (разг.), игра/ючи; нсв. см. тж. играться, игрывать, играючи, играющий 1) а) Забавляться, резвиться, развлек … Словарь многих выражений
Играть на скрипке
Смотреть что такое «Играть на скрипке» в других словарях:
играть на скрипке — распиливать решетки в камере … Воровской жаргон
Играть на скрипке — Распиливать решетку в камере … Словарь криминального и полукриминального мира
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, играю, играешь, несовер. 1. без доп. Развлекаться, забавляться; резвясь, забавляться. Дети весь день играли в саду. Кошка играет на ковре. || во что и что. Проводить время в каком нибудь занятии, служащем для развлечения, доставляющем… … Толковый словарь Ушакова
ИГРАТЬ — Сон, в котором вы видите себя играющей в азартные игры, предвещает неприятности. Если вы при этом выигрываете – наяву попадете в дурную компанию и, пытаясь выехать за счет других, наживете себе врагов. Если проигрываете – над вами… … Сонник Мельникова
играть — а/ю, а/ешь, а/ют, нсв.; сыгра/ть (ко 2 4, 9, 10 знач.), сов. 1) (с кем/чем, во что и без доп.) Заниматься чем л. для развлечения, удовольствия. Играть со щенком. Играть в прятки. Играть в карты. Играть во дворе. Море нежно стлалось вок … Популярный словарь русского языка
играть — ИГРАТЬ1, несов., чем и с чем. Заставлять какой л. предмет или часть своего тела, как бы играя с ними, совершать круговые движения или движения из стороны в сторону и вверх вниз с возвращением в исходную точку (о живом существе) [impf. to play… … Большой толковый словарь русских глаголов
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья; | издавать и извлекать музыкальные звуки; | представлять что, изображать… … Толковый словарь Даля
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, аю, аешь; игранный; несовер. 1. Резвясь, развлекаться; забавляться чем н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их). 2. во что и на чём.… … Толковый словарь Ожегова
Играть на кожаной скрипке в два смычка без канифоли — Играть на кожаной скрипкѣ въ два смычка безъ канифоли (иноск.) выпороть. Ср. Пуще всего не взлюбили мы у нихъ той музыки, что стучатъ въ глухіе бубны, безъ бубенчиковъ, да подыгрываютъ въ два смычка безъ канифоли на кожаной скрипкѣ. Даль. Сказка… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
играть — а/ю, а/ешь; игра/ющий; и/гранный; ран, а, о; игра/я; (разг.), игра/ючи; нсв. см. тж. играться, игрывать, играючи, играющий 1) а) Забавляться, резвиться, развлек … Словарь многих выражений
играть на скрипке
Смотреть что такое «играть на скрипке» в других словарях:
Играть на скрипке — 1. Жарг. угол. Распиливать решётку в камере. Трахтенберг, 26; СРВС 1, 118, 147; СРВС 2, 39, 58, 118; ТСУЖ, 96; Грачев 1997, 75; Балдаев 1, 168; Б., 71; Грачев, Мокиенко 2000, 82. /em> Калька с франц. арго jouer du violon. Ларин 1931, 126. 2. Жарг … Большой словарь русских поговорок
Играть на скрипке — Распиливать решетку в камере … Словарь криминального и полукриминального мира
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, играю, играешь, несовер. 1. без доп. Развлекаться, забавляться; резвясь, забавляться. Дети весь день играли в саду. Кошка играет на ковре. || во что и что. Проводить время в каком нибудь занятии, служащем для развлечения, доставляющем… … Толковый словарь Ушакова
ИГРАТЬ — Сон, в котором вы видите себя играющей в азартные игры, предвещает неприятности. Если вы при этом выигрываете – наяву попадете в дурную компанию и, пытаясь выехать за счет других, наживете себе врагов. Если проигрываете – над вами… … Сонник Мельникова
играть — а/ю, а/ешь, а/ют, нсв.; сыгра/ть (ко 2 4, 9, 10 знач.), сов. 1) (с кем/чем, во что и без доп.) Заниматься чем л. для развлечения, удовольствия. Играть со щенком. Играть в прятки. Играть в карты. Играть во дворе. Море нежно стлалось вок … Популярный словарь русского языка
играть — ИГРАТЬ1, несов., чем и с чем. Заставлять какой л. предмет или часть своего тела, как бы играя с ними, совершать круговые движения или движения из стороны в сторону и вверх вниз с возвращением в исходную точку (о живом существе) [impf. to play… … Большой толковый словарь русских глаголов
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, игрывать чем, во что, с кем, на чем, по чем, что; шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем для забавы, от скуки, безделья; | издавать и извлекать музыкальные звуки; | представлять что, изображать… … Толковый словарь Даля
ИГРАТЬ — ИГРАТЬ, аю, аешь; игранный; несовер. 1. Резвясь, развлекаться; забавляться чем н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их). 2. во что и на чём.… … Толковый словарь Ожегова
Играть на кожаной скрипке в два смычка без канифоли — Играть на кожаной скрипкѣ въ два смычка безъ канифоли (иноск.) выпороть. Ср. Пуще всего не взлюбили мы у нихъ той музыки, что стучатъ въ глухіе бубны, безъ бубенчиковъ, да подыгрываютъ въ два смычка безъ канифоли на кожаной скрипкѣ. Даль. Сказка… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
играть — а/ю, а/ешь; игра/ющий; и/гранный; ран, а, о; игра/я; (разг.), игра/ючи; нсв. см. тж. играться, игрывать, играючи, играющий 1) а) Забавляться, резвиться, развлек … Словарь многих выражений
Что такое Скрипка? Значение слова skripka, словарь наркотического сленга
Скрипка
Скрипка – см. шприц
Словарь наркотического сленга
Поделиться с друзьями:
Постоянная ссылка на страницу:
Ссылка для сайта/блога:
Ссылка для форума (BB-код):
«Скрипка» в других словарях:
Скрипка
— 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий порегистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфоническ. Энциклопедический словарь
Скрипка
— СКРИПКИН СКРИПАЧЕВ СКРЖИПКОВСКИЙ СКРЫПЛЕВ СКРЫПЛОВ СКРЫПНИКОВ СКРЫПУНИН СКРЫПУШКИН СКРИПИЛЕВ СКРИПНИК СКРИПТУНОВ СКРИПАК СКРИПАЧ С. Словарь русских фамилий
Скрипка
— Ножовочное полотно. Словарь воровского жаргона
Скрипка
— Четырехструнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Словарь Ожегова
Скрипка
— — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент, самый высокий по регистру в скрипичном семействе. Классический тип создали северо. Исторический словарь
скрипка
— Укр. скрипка, польск. skrzypce мн. «скрипка, лира». Связано со скрипеть (Шрадер–Неринг 2, 85).. Этимологический словарь Фасмера
скрипка
— СКР’ИПКА (скрыпка ·обл. ), скрипки, ·жен. Самый высокий по тембру и диапазону четырехструнный музыкальный инструмент. На. и еще 1 определение Толковый словарь Ушакова
Интерес к скрипичной музыке у подростков
Просмотр содержимого документа
«Интерес к скрипичной музыке у подростков»
«Интерес к скрипичной музыке у подростков МАОУ «Гимназия «Вектор» г.Зеленоградска»
Автор: Ким Алёна Олеговна, ученица 10 класса.
Организация: МАОУ «Гимназия «Вектор» г.Зеленоградска» Калининградской области.
Руководитель: Салтыкова Наталья Михайловна, учитель обществознания.
С каждым днём искусство преобразуется, мировоззрение людей претерпевает изменения из-за открытий новых жизненных горизонтов. Прошлые предпочтения в искусстве забываются с каждым новым поколением. Это же касается и классической музыки, а именно скрипичной.
Самый лиричный, чувственный и сентиментальный музыкальный инструмент – это скрипка. Она способна метко задеть человеческую душу, пробудить самые потаённые чувства. Порой, люди душевно исцеляются благодаря скрипичной музыке.
Но далеко не каждый сейчас ценит всё то богатство, что таит в себе этот музыкальный инструмент. Современные поколения отдают предпочтение различным хитам современной музыки, которые не содержат в себе смысловую нагрузку, а призваны развлекать публику. Даже при попытке понять какое-либо произведение серьезного искусства, современный человек мало что чувствует. Большинство разучилось проводить параллели между классическим искусством и жизнью в наше время, а там, как раз, содержатся вечно актуальные духовные ценности и ответы на многие вечные вопросы, которые всегда в то или иное время задает себе любой человек.
Можно отметить, что в современном обществе стремительно пропадает нужда в классической музыке. Многие люди даже не знают о существовании огромного количества великолепных классических произведений. Те же самые школьники, услышав скрипку на уроке музыки, занимаются своими делами, слабо уделяя внимание возможности получить эстетическое и духовное наслаждение, в большинстве своем забывают о прослушанном сразу же после урока. Сейчас редко можно встретить подростка, который слушал бы классику на досуге, без каких-либо причин или образовательных обязанностей.
Именно поэтому целью данной работы стало выявить интерес к скрипичной музыке у подростков гимназии «Вектор». Для реализации цели были поставлены задачи: охарактеризовать интерес к скрипичной музыке в разные исторические эпохи (XVI – XX вв.), выявить значение и роль скрипичной музыки в формировании личности подростка, выявить особенности восприятия скрипичной музыки подростками гимназии «Вектор», предложить способы популяризации струнно-смычковой музыки.
В работе была поставлена гипотеза – подростков гимназии «Вектор» можно заинтересовать скрипичной музыкой. Для проверки гипотезы были выбраны следующие методы: опрос, анкетирование, анализ литературы, эксперименты.
С помощью анкетирования можно оценить актуальность проблемы, оценить знания школьников о скрипичной музыке и выявить их отношение к такой музыке.
Анализ литературы позволяет изучить популярность скрипки в разные исторические эпохи, масштабы распространения проблемы исследования, а также выявить причины появления проблемы.
Эксперименты призваны показать на деле, может ли скрипка заинтересовать, а также позволят выявить особенности восприятия звучания этого инструмента.
Теоретическое исследование по теме
Зародилась скрипка примерно в конце XV в. В течение нескольких веков велась борьба между аристократической виолой и народной скрипкой. Победа осталась за последней. И именно с этого момента началось распространение изначально народного инструмента, к которому проявляли живой интерес. Тогда скрипку как народный инструмент противопоставляли виолам, которые были распространены преимущественно среди привилегированных слоёв общества. Также скрипку любили бродячие музыканты.
Но современная конструкция скрипки сложилась на севере Италии в середине XVI в., приобрела аристократический, совершенный вид. В XVII в. скрипка становится сольным инструментом. И тут виола стала уступать свое место скрипке. С XVII в. по XVIII в. велась некая борьба даже не столько между инструментами, сколько между эстетическими направлениями, которые отражали идеологию различных общественных классов. Но вскоре скрипка стала инструментом профессиональным, светским.
Скрипка напрямую повлияла на создание многих передовых музыкальных жанров, таких как соната, сюита и концерт. Сильное влияние на развитие выразительных свойств скрипки и на формирование новых жанров оказало участие скрипки в оперном оркестре. В ходе её введения в оркестр от скрипки требовались новые приёмы игры и всё выше уровень виртуозности. Именно такие изменения сказывались на складывании образа скрипки как «царицы музыкальных инструментов». Столь выразительное и вокальное звучание скрипки обеспечило ей сольное место в симфоническом оркестре. Скрипку расценили как инструмент многоголосый, поэтому стали формироваться различные ансамбли. Именно в то время к скрипке проявляли наибольший интерес, как привилегированной части общества, так и других слоев населения. Посещение оперы, прослушивание концертов в то время считалось обязательным пунктом в кругозоре и быту каждого человека: на улице бродячие музыканты собирали публику, все массовые мероприятия сопровождались концертами с ее использованием, иметь скрипку в доме и уметь на ней играть считалось, как в современное время иметь мобильный телефон, не говоря уже о посещении оперы теми, кто мог себе позволить, люди победнее собирались вокруг здания, чтобы позволить себе уловить чудное звучание этих инструментов.
Ближе ко второй половине XIX в. и, заканчивая началом XX в., начинается расцвет русской скрипичной исполнительской культуры. Именно в это время исполнительство достигает высокого профессионального уровня. Выдающиеся зарубежные деятели признали русское исполнительство новым этапом в развитии мирового искусства. Такой расцвет русского скрипичного искусства способствовал достижению небывалых высот культуры и многосторонней образованности русской интеллигенции, а также значительным изменениям взаимоотношений русской музыкальной культуры с культурой мирового значения. Творчество наших композиторов в тот период является огромным богатством для культуры нашей страны. Вполне естественным был интерес и популярность скрипки в это время.
К середине XX в. всё меньше становилось слушателей. Возможно, это связано с некой утерей элитарности искусства, появлением записей и возможности копирования музыки, одновременно распространение других музыкальных жанров, сексуальная революция, вечный конфликт отцов и детей, которые протестуют против того, что им предлагают, например, послушать скрипку или сходить на концерт струнно-смычковых инструментов, появление новых ценностей, цифровая революция, отождествление инструмента с неким прошлым и архаичностью в глазах молодежи. Любителями скрипки оставались представители старших и пожилых поколений. Всё меньше подрастающих детей увлекались скрипичным искусством. И вот в XXI в. любовь к скрипке почти полностью пропала. Лишь единицы современных подростков являются истинными любителями скрипичной музыки и интересуются данной областью искусства.
Многие ценители, музыканты и композиторы нашего времени чувствуют явный упадок популярности их деятельности. Эта проблема касается не только скрипичной музыки. Вполне допустимо обобщить это явление, как постепенную утрату интереса к классической музыке.
В статье А.Натитник, в которой было изложено интервью с известным пианистом Денисом Мацуевым, отмечается, что дети, которые посещают музыкальную школу или имеющие музыкальное образование – потенциальные слушатели классической музыки. Нельзя не согласиться, ведь это входит в фундаментальное развитие ребёнка, в его формирование личности. И если бы каждый родитель был заинтересован в музыкальном образовании своего ребёнка, то возможно данной проблемы не было бы вовсе. Затем Денис утверждал, что в наши дни классическую музыку редко слышат в повседневной жизни. В том же радио, телевидении, можно услышать лишь популярную музыку и массу ненужной информации. Всё это, по мнению Дениса, разрушает психику человека и порой доводит до депрессии. Также Денис озвучил интересную мысль о том, что чаще всего, популярность музыки зависит от того, как часто её слышат в повседневной жизни. И это также является причиной проблемы отсутствия интереса к подобной музыке.
В статье Д.Шомина, где он сделал сравнительный анализ между серьёзной классической музыкой и лёгкой развлекательной музыкой, отмечается, что процесс прослушивания классической музыки требует напряжения, внимания, сопереживания. Иначе говоря, классика сложна для восприятия. Большинство из представителей молодых поколений не предпочитают академическую музыку в качестве источника наслаждения. Им тяжело понять содержание сложных классических произведений, ведь в каждом заложен глубокий смысл, каждое содержит определённую проблематику и тему. Некоторые жанры классической музыки особенно трудны для понимания. Они и длятся не один час и состоят и множества частей, каждая из которых индивидуально, но имеет связь с предыдущими и последующими частями произведения. А значит, полноценное прослушивание такого произведения требует особого анализа прослушанного.
В процессе анализа источников, посвященных проблеме исследования, большинство из них констатируют утрату интереса к скрипичной музыке у современных подростков.
Значение скрипичной музыки
Музыкальная культура является неотъемлемой частью современного образования подростков. Данная область обогащает учеников не столько знаниями, а сколько пробуждает способность к полноценному восприятию, пониманию прекрасного в искусстве и прежде всего жизни, является важнейшим компонентом духовной культуры личности. Благодаря ей человек приобретает эстетический вкус и ценности, становится духовно и нравственно развитым. Также музыка считается самым мощным и эмоциональным видом искусства.
Признан факт, что скрипичная музыка сильно влияет на формирование духовного, душевного и физического состояний человека, который слушает и воспроизводит произведения скрипичного искусства. Именно скрипка затрагивает наши тонкие струны души благодаря своему тембру звучания, ведь он близок к интонации человеческого голоса.
Человек в детстве ищет свой духовно-нравственный идеал, поэтому школьников просвещают в скрипичном искусстве, дабы научить ученика ощущать на себе эти идеалы, которые он увидит в образах скрипичного искусства.
Важно уже в раннем возрасте прививать школьникам интерес к скрипке. Именно в этот период у школьников формируются музыкальные предпочтения, а значит необходимо вовлечь их в процесс прослушивания скрипичных произведений. А скрипичные произведения являются носителями многовековой культуры народов разных исторических эпох. Каждое произведение соответствует конкретному историческому времени, условиям и формам его бытия. Каждое пропитано эмоциями и переживаниями людей определённого исторического периода или даже события. Восприятие скрипичной музыки не ограничивается непосредственным прослушиванием, а побуждает человека к размышлениям и анализу содержания прослушанного, полученного впечатления, которое произвело на него музыкальное произведение.
Классическая музыка укрепляет память человека. К такому выводу пришли исследователи из университета в Италии. Они открыли «эффект Вивальди», суть которого содержится в том, что регулярное прослушивание его знаменитого произведения «Времена года» улучшает память у пожилых людей. Также науке известен «эффект Моцарта». Маленькие дети, прослушивающие музыку великого композитора, быстрее интеллектуально развиваются. Ещё бытует мнение, что при прослушивании классической музыки проходит физическая боль. Слушатели классической музыки в случае болезни выздоравливают быстрее, по сравнению с теми, кто её не слушает.
Все вышеописанные преимущества скрипичной музыки доказывают необходимость популяризации скрипки среди современных подростков.
Практическая часть исследования
Было проведено анкетирование среди 185 школьников.
Результат первого вопроса говорит о том, что скрипичную музыку предпочитают далеко не все подростки в гимназии. Но треть опрошенных указали, что они иногда слушают скрипичную музыку. Можно сделать вывод о том, что в гимназии все же есть те, для кого интересно звучание струнно-смычковой музыки, и они удовлетворяют свой интерес периодически.
Точно готовы были пойти на концерт скрипки 12% опрошенных и 38% возможно пошли бы на сольный концерт скрипки. Эти данные демонстрируют наличие определенного интереса к звучанию данного инструмента.
Лишь 15% учеников в анкетировании написали фамилии скрипачей, которых они знают. Опрошенным не хватает определённых знаний, которые можно получить либо в процессе прослушивания скрипичной музыки, либо по собственной инициативе изучить какую-либо информацию о скрипачах.
4% обучающихся указали названия скрипичных произведений. Ответы были достаточно распространёнными, так как такие произведения как «Времена года» Вивальди известны практически всем. 96% совершенно не смогли привести в пример хоть одно произведение. Ведь в базовую школьную программу включены многие известные скрипичные произведения. Это означает, что ученики не усваивают подобные знания в процессе обучения в школе.
Вопрос «На ваш взгляд, почему подростки не слушают скрипичную музыку?» выявил, что большинство считают, что инструмент сейчас не популярен, что скрипичная музыка скучная, многим не симпатизирует, а то и противна. Это свидетельствует, что сейчас у подростков другие интересы и вкусы. Можно предположить, что такая музыка кажется для них сложной и бессмысленной из-за отсутствия слов. А современную музыку большинство принимают за лучший вариант, в случае выбора между классикой и популярной музыкой.
Кроме анкетирования, был проведён опрос среди 46 взрослых. Наибольшая часть респондентов ответила, что нужно популяризировать скрипичную музыку, что означает, что опрошенные понимают значимость и ценность подобной музыки и считают нужным прививать духовные и нравственные ценности через популяризацию звучания струнно-смычковых инструментов.
Было проведено три эксперимента, результат которых поможет выявить истинное отношение обучающихся к скрипичной музыке.
В первом эксперименте ученикам предстояло прослушать скрипичное произведение композитора Паганини в течение 10 минут. Этот эксперимент проходил в два этапа (второй этап реализовывался через неделю). Участие приняли обучающиеся 10 класса и 9 «Б» класса. Классы были отобраны таким образом, что успеваемость десятиклассников примерно составляет 4,3 по пятибалльной системе, а у девятиклассников средний балл успеваемости равняется примерно 2,6. Расчет был сделан на то, чтобы посмотреть на результаты экспериментов и предположить, влияет ли средний балл успеваемости на восприятие скрипичной музыки. Произведение специально было подобрано таким образом, чтобы далеко не всем понравилось. Такие классические произведения слушает узкий круг особенных любителей скрипичной музыки. Правила были таковы: если ученику не нравится слушать данное произведение – он встаёт, если ученик не выносит звучания скрипки – он выходит из класса. В ходе первого этапа эксперимента десятиклассники в большинстве показали отсутствие интереса к скрипичной музыке, 9 человек из 14 слушавших вышли из кабинета. В результате выяснилось, никто не знает композитора данного произведения, никто не хочет остаться после урока и дослушать до конца это произведение, и только один человек изъявил желание слушать до конца урока. Хотя, половина опрошенных указала на то, что они иногда слушают подобную музыку.
Но через неделю уже 18 учеников того же класса принимали участие уже во втором этапе данного эксперимента. Результат второго этапа эксперимента значительно отличается от первого результата. Вышли из кабинета всего 4 человека, что вдвое меньше предыдущих показателей. Встал лишь один ученик, что также говорит об изменении отношения к скрипичной музыке. Им было уже привычно слушать звучание скрипки и многие даже демонстрировали симпатию к нему, покачиваясь в такт.
В этом же эксперименте приняли участие обучающиеся 9 класса. Результаты довольно схожи с предыдущим. В итоге вышло 4 человека из 10. А встали 2 ученика. Девятиклассники отметили, что ни у кого в плейлисте нет подобной музыки, что никто не знает автора произведения, и никто не хочет пойти на концерт подобной музыки. Однако половина учеников выразила готовность слушать до конца урока, и 4 человека были на подобных концертах.
Если сравнивать первый этап первого эксперимента, то можно сделать вывод, что успеваемость учеников никак не отражается на восприятии скрипичной музыки, однако, вполне естественно, что ученики с низкой успеваемостью готовы восполнять свои пробелы в просвещенности о скрипичной музыке, желая слушать до конца урока.
Затем был проведён второй этап данного эксперимента в 9 классе. Участие приняли 14 человек. В этот раз школьники двигались в такт. Ученик, который в первом этапе встал, сказал на втором этапе, что в этот раз слушать приятнее. И ещё один ученик, который в прошлый раз проявил антипатию к произведению Паганини, сказал, что эта музыка прекрасна. Результат эксперимента в этом классе также показал, что скрипку может полюбить каждый, а такой способ популяризации скрипичной музыки вполне работает.
Во втором эксперименте были те же правила, что и в первом эксперименте. Но в этот раз произведение было подобрано таким образом, чтоб понравилось абсолютно всем. Данное произведение было более лиричным и благозвучным. Первым испытуемым классом был 10. Участие приняли 13 человек. Класс прослушали 6 минут произведения, но никто не вставал, тем более не выходил. Поэтому было решено остановить эксперимент и сразу узнать у учеников, почему же в этот раз они не вставали и не выходили. Кто-то отвечал, что данное скрипичное произведение расслабляет. А кто-то говорил, что такая скрипичная музыка очень красивая. Данный результат показал, что на самом деле многим нравится скрипичная музыка. Если бы скрипичную музыку транслировали повсюду, то ценителей скрипки среди подростков было бы много.
Этот же эксперимент был проведён в 9 классе. Ученикам был воспроизведён сборник приятных классических произведений скрипки. Участие приняли 14 человек. Через минуту звучания приятного произведения встал один человек. Всего вышло из кабинета 4 человека. После окончания первой композиции в классе были аплодисменты. По окончанию эксперимента несколько учеников высказали своё мнение о прослушанном. Говорили, что скрипичная музыка им не симпатизирует, напрягает, является скучной. Результат в этом классе был не таким, каким ожидалось его увидеть. Возможно, это из-за возраста учеников или какого-либо другого подросткового фактора, а может, именно здесь средний балл успеваемости показал себя. Можно предположить, что, если организовать в этом классе второй этап звучания, то результат будет другим, как в первом эксперименте. Единицы испытуемых нормально отнеслись к данным композициям. Но здесь большинство учеников не показали склонность к пониманию скрипичной музыки.
Третий эксперимент должен был выявить настоящих любителей скрипичной музыки среди школьников: было опубликовано объявление о концерте в гимназии. В результате никто не пришёл, хотя просмотров объявления было 219. Возможно, что на такой исход повлияло назначенное время, так как уроки в «Гимназии «Вектор»» заканчиваются в 14:10. А значит, все спешили уйти домой. Но с другой стороны, этот эксперимент показал, что большинство просмотревших объявления, демонстрируют слабый интерес к скрипичной музыке.
Таким образом, можно сказать, что подростки гимназии «Вектор» показали некоторые особенности восприятия скрипичной музыки: возможно, в силу психологического эффекта, незнания подобных произведений, они отторгают эту музыку: встают, выходят из кабинета, не приходят на объявленный концерт, но при этом указывают, что слушают периодически такую музыку, бывали на концертах, готовы дослушать до конца концерт Паганини, который сложно воспринимаем, пытаются дома слушать его, проявляя тем самым некий интерес к струнно-смычковой музыке.
Результаты второго этапа экспериментов показывают те особенности восприятия музыки, чем пользуются современные масс-медиа, ставя по много раз одну и ту же композицию в своем эфире, формируя, таким образом, хит. Эксперимент прошлых трех лет в гимназии, когда учитель МХК ставил на своих уроках одну и ту же композицию 10 раз подряд, выбирая каждый год разную песню, показывают, что более 62% участвующих в экспериментах, меняют свое первоначальное мнение о ней в более позитивном ракурсе: подпевают, танцуют, интересуются исполнителем, находят другие его композиции и так далее. Можно предположить, что если устроить нечто подобное со скрипичной музыкой, то результаты будут схожи.
Подобные струнно-смычковые произведения звучат в эфире узкоспециализированных СМИ, как правило, не афишируемых, неизвестных широкому кругу публики, которая слышит популярную, рок, рэп музыку и другую, легко доступную подросткам и от этого ими предпочитаемую.
Возможно, стоит устранять этот недостаток теми же самыми учителями, которые подскажут ученикам доступные способы знакомства с подобной музыкой.
Способы популяризации скрипичной музыки
Скрипку можно популяризировать разнообразными способами. Легче всего заинтересовать современных подростков либо в школе, либо в интернете. Но начинать нужно с семьи, если родители в повседневном быту не слушают подобные произведения, то необходимо это делать, как раньше было в дореволюционной России и не только в эти времена.
В школе можно организовывать скрипичные концерты. Или же возить школьников на подобные мероприятия. Метод частого прослушивания также способствует росту популярности скрипичной музыки среди подростков. А значит, можно воспроизводить скрипичную музыку на переменах или по возможности, на самих уроках, если тема урока будет соответствовать. Также стоит пропагандировать музыкальное образование, предлагать ученикам обучение в музыкальной школе и просвещать их во всех преимуществах музыкального образования. Рассказывать ученикам о разнообразии инструментов и дать возможность выбора, какой инструмент начать осваивать.
Опять же можно пропагандировать скрипичную музыку с помощью различной рекламы или постов в социальных сетях. Можно публиковать информацию о скрипке и преподносить это подросткам максимально эстетично. Возможно, стоит воспользоваться источниками музыки, которыми пользуются подростки и распространять шедевры скрипичной музыки там. Допустим, существует приложение «Просто радио», в котором есть раздел классической музыки и в нем предложено несколько радиостанций, которые можно слушать; приложение бесплатно, занимает мало памяти в мобильном устройстве, требует небольшого траффика.
Но самое важное в процессе популяризации скрипичной музыки то, что прежде подросткам необходимо понять, в чём её красота и превосходство.
Интерес к скрипке, с момента ее выделения в сольный инструмент и до середины XX в. был достаточно высоким, но в XXI в. он значительно снизился. Причин такому явлению множество: век цифровых технологий, популярность различных музыкальных жанров, простых, понятных, легко доступных; отождествление скрипки с неким прошлым, сложность восприятия и понимания этого инструмента им множество других.
Важность и ценность скрипичной музыки неоспорима, это классика, которая является фундаментом всего того, что существует сейчас. Это основа формирования личности, это духовно-нравственная составляющая мировоззрения, это улучшение памяти, возможность преодолеть физическую боль, символы разных исторических событий, трансляция исторической памяти и многое другое.
В нашем современном обществе такого духовно-нравственного воспитания явно не хватает.
Как показывает анкетирование, подростки в гимназии не слушают скрипичную музыку, никто из обучающихся не показал особенных знаний в этой области. Однако, многим скрипичная музыка начала импонировать благодаря экспериментам. Таким образом, не имея особенного интереса, подростки стали его проявлять. Кто-то слышал впервые эти произведения, кто-то пытался слушать более длительно, и одному ученику удалось это сделать: более двух часов непрерывно слушать Паганини, достаточно сложного для восприятия семиклассника. Возможно, скрипку стоит популяризировать более масштабно. Гипотеза подтвердилась частично: ценность в скрипке ещё возможно восстановить в новых поколениях.
Список использованных источников