Что значит у чеченцев покрыться
Проявление интереса к мужчинам
Чеченская женщина, в силу установленных традиций, не имеет права проявлять симпатию к представителям противоположного пола. На все ухаживания она должна отвечать покорно, но без позволения ему всяких вольностей.
Свою честь чеченские девушки хранят до самой свадьбы, в противном случае всю семью ожидает большой позор.
Алкоголь
Алкоголь и сигареты для чеченских женщин под строгим запретом, и лично я считаю это прекрасной традицией. Стоит отметить, что с алкоголем напряженная ситуация наблюдается по всей стране. Продается он лишь в нескольких сетях супермаркетов, и то в период с 8 до 10 часов утра.
Брак с мужчиной другой национальности
Чеченским женщинам запрещено вступать в отношения, и уж тем более выходить замуж за мужчин другой национальности. Простое общение с парнями другой национальности для чеченской девушки тоже под запретом, не жалуют среди ее знакомых и русских подруг. Правда, этот запрет иногда нарушается, но об этом лучше никому не знать (разве что матери).
Если девушка вступает в новый коллектив, в первый же день ее родители часто интересуются тем, много ли хороших девочек ей удалось встретить там.
Сидеть, когда мужчина в комнате
Ни одной чеченской женщине не разрешается сидеть, когда в комнату заходит мужчина старшего возраста (или такого же, как сама женщина). Ничто не может стать преградой для появления уважения таким способом, иначе, в противном случае, женщина обязательно будет отругана дома.
Неправильная одежда
Стиль чеченской женщины строго определен традициями народа. Он предусматривает скромность во всем. Чеченская женщина не знает, что такое мини и глубокое декольте, ей запрещено оголять любые части тела, кроме кистей рук, лица и лодыжек (правда, некоторые современные чеченки буквально рискуют, оголяя ноги по уровень чуть ниже колена). Неприемлемы и короткие рукава.
Спорт
В Чечне особенно ценятся физически и психически здоровые женщины, которые могут родить много детей. Многие женщины стремятся следить за своим здоровьем и занимаются спортом. Правда, далеко не все виды спорта разрешены им. Так, например, чеченская женщина не может играть в волейбол, баскетбол, верховая езда для них также под запретом. Причина таких запретов кроется в том, что для занятий такими видами спорта им пришлось бы одеваться в «неподобающую» одежду, в которой будет продемонстрировано «слишком много».
Покрыть голову, но не лицо: женский дресс-код в Чечне
Уже 14 лет в Чечне не могут определиться с предписаниями к женскому облику. Под соусом «Женщина должна знать свое место» одни указания о внешнем виде сменяют другие, но неизменным остается жесткое принуждение выполнять их. «Кавказский узел» проанализировал, как меняются взгляды Кадырова и его команды на дресс-код чеченской женщины.
По 1000 долларов за хиджаб
В начале 2006 года чеченские студентки, которые носили хиджаб, получили за это в подарок по 1000 долларов от Рамзана Кадырова, который исполнял тогда обязанности премьер-министра республики. А через год, уже как глава Чечни, Кадыров издал распоряжение об обязательном ношении на работе головных уборов – платков. «Необходимо, чтобы их [женщин] одежда соответствовала чеченским традициям», – говорил он 11 сентября 2007 года на совещании с участием глав администраций, руководителей министерств и ведомств, а также силовых структур. Тогда еще он утверждал, что выбор одежды в нерабочее время – «частное дело».
Принуждение к платку
31 марта 2008 года глава Чечни в резкой форме раскритиковал Наталью Эстемирову за высказанную ею 30 марта в передаче «Исламская эволюция» по федеральному телеканалу РЕН-ТВ критику по поводу обязательного ношения в Чечне женщинами головного платка.
Пейнтбольные расправы
Летом и ранней осенью 2010 года по Грозному прокатилась волна физического и психологического насилия за появление на улице с непокрытой головой или в «нескромной» одежде. В том числе женщин обстреливали из пейнтбольных ружей.
«Меня что-то в грудь ударило и как бы отбросило к стене [здания]. Боль такая острая ужасно, будто грудь раскаленной иглой проткнули, но сознание я не потеряла. И вдруг вижу – какое-то зеленое пятно странное на стене и у меня по блузке тоже расползается. Тогда только поняла, что это краска. У подруги моей всю юбку заляпало. Ей по ногам попало, и она упала на тротуар. Я все еще пыталась в себя прийти, и тут в окне [машины] мужское лицо показалось. Хохочет во весь рот. Потом высунулся, на нас стал показывать. Он в черном был, как «кадыровские» ходят. И остальные в машине – они тоже высунулись поиздеваться – тоже в этой форме были», – рассказывала одна из пострадавших от такого пейнтбольного обстрела.
Противники кадыровских правил настаивали и настаивают на праве женщины самой выбирать образ жизни и одежду. Но маятник принуждений качнулся в противоположную сторону, и теперь женщин заставляют снять никабы. Никаб – это мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Как правило, изготавливается из ткани чёрного цвета.
«Никаб – традиционное одеяние арабских женщин», идущее «вразрез с традициями нашего народа и традиционным исламом», утверждает муфтий Чечни Салах Межиев. «У нас есть свои традиции. Зачем нам чужие? У нас и так носят хиджабы», – добавляет начальник грозненского отдела полиции Аслан Ирасханов.
Уже в 2016 году, когда женщин в Чечне переодевали из платков и косынок в хиджабы, местные жительницы жаловались на запутавшую их череду противоречивых требований. «С этими хиджабами происходит непонятно что. То нас заставляют их носить, то придираются к тем, кто их носит, то отменяют, теперь вот решили снова ввести. Хиджаб не является частью нашего национального костюма – наши девушки всегда носили большие головные платки, некоторые – просто косынки. Мою знакомую несколько лет назад задержали в Грозном силовики за то, что на ней был хиджаб, и она закрыла часть подбородка. Ее обозвали «ваххабиткой», «шайтаном» и едва не забрали куда-то», – описала тогда ситуацию девушка по имени Зарема.
Примечания
Автор: Кавказский Узел
Десять вопросов про чеченцев
1. Правда ли, что большинство чеченцев — рыжие?
Нет. Большинство жителей Чеченской Республики все-таки брюнеты. Но и рыжих встречается достаточно много (начиная с Рамзана Кадырова), а также русых и даже блондинов.
Почему так получилось — достоверно неизвестно. Кто-то утверждает, что светлые волосы и глаза являются отличительными признаками европеоидной расы, которую также называют кавказской, кто-то вспоминает, что в древнее время вайнахские племена смешались с представителями кроманоидной расы. Этим генетическим коктейлем и объясняют разнообразие типов внешности в Чечне. Но если вы вдруг решите обсуждать эту национальную особенность с чеченцем, лучше не приводите этот аргумент. Ваш оппонент все равно не признает, что в его жилах течет кровь других племен, даже если генетический код взял свое начало несколько тысячелетий назад.
Иллюстрация: Даня Берковский
2. Почему в Чечне женщина не может пожать руку мужчине?
Рядом с каждой женщиной в Чечне можно представить воображаемую табличку «Не трогать!», и нарушение этого табу чревато очень серьезными последствиями. Выбирая жену, парень будет оценивать не столько ее красоту, ум и обаяние, сколько целомудрие — даже одно невинное прикосновение уже может испортить ей репутацию.
Старики любят рассказывать историю о том, как во время танца джигит коснулся рукава девичьего наряда и ему отрубили руку. Но рисковых чеченских парней это не останавливало. Танцуя, джигит мог сделать такое движение, словно обхватывает девушку за талию, — но не касался ее. Таким образом он выражал серьезность своих намерений по отношению к девушке. Он понимал, что если дотронется до партнерши, то ему не сносить головы, тем более что рядом с танцевальным кругом находились ее вооруженные кинжалами родственники, и все же был готов рискнуть ради нее жизнью. Сейчас, кстати, порядки на чеченских танцах стали еще строже: никаких игривых движений — за этим следят представители министерства культуры Чеченской Республики.
Поэтому, если вдруг вы знакомитесь с чеченкой, ограничьтесь фразой «Очень приятно». И никакой протянутой для рукопожатия ладони — иначе неловкой ситуации не избежать.
3. Почему чеченцы носят бороду?
Отметим, что бороду (с усами или без) в Чечне носят преимущественно представители молодого поколения. Старшие, особенно те, чья молодость пришлась на советские годы, ходят гладко выбритыми либо с усами. Нынешняя чеченская молодежь усов без бороды не носит. Это опять-таки связано с религией: усы, по мнению исламских ученых, нужно либо сбривать, либо коротко постригать.
4. Почему чеченцы не носят шорты?
В жизни чеченцев многое можно объяснить религиозными требованиями, но что касается одежды, то тут они относятся к себе даже строже, чем того требует ислам. У мусульман есть понятие «аурат» — это часть тела, которая должна быть скрыта от чужих глаз. У женщин ауратом является все, кроме лица и кистей рук, у мужчин площадь куда меньше — от пупка и до колен. Но хотя мужчины-мусульмане и имеют право носить шорты и футболки без рукавов, чеченцы никогда так не ходят — неприлично. В идеале должны быть закрыты даже ступни. Носить сланцы или шлепанцы на босу ногу, особенно перед старшим поколением, тоже дурной тон. Вот почему даже летом вы скорее увидите мужчин в кедах или кроссовках.
У этого правила есть исключение. Чеченцы готовы простить излишнюю откровенность тем, кто защищает честь нации на спортивном поприще, но только в пределах ринга или татами. Те же боксеры, к примеру, не будут разгуливать по городу даже в шортах ниже колен.
С одеждой женщин немного сложнее. Хотя по религии мусульманки должны надевать хиджаб (это и есть одеяние, покрывающее все тело, кроме лица и рук), носят его в Чечне далеко не все. Многие чеченки ходят в платке, который скрывает лишь часть волос. Это дань традиции: даже женский национальный костюм включает шарф, накинутый на косы. Девушки раньше показывали волосы, и чем длиннее они были, тем более красивыми считались.
Современные чеченки все чаще «покрываются», то есть носят хиджаб, но и оставшаяся светская часть женского населения не может позволить себе чересчур откровенных нарядов — юбки выше колен, блузки с глубоким декольте наденут только очень смелые. Вообще, для того чтобы выйти на улицу, девушке нужно пройти несколько «инстанций»: показаться перед мамой, отцом и братом. Поэтому, когда в Чечне видят одетую «не по менталитету» женщину, говорят, что у нее в доме нет мужчин: они бы не позволили ей показаться перед людьми в таком виде.
5. Как знакомятся в Чечне?
Риск остаться без пары в Чечне очень невысок. Можно познакомиться с однокурсником или с коллегой. Если на работе и в вузе никто не приглянулся, всегда есть шанс встретить кого-то на свадьбах многочисленных родственников. Те, кто не любит семейные сборища, может пойти в Гранд-парк или на центральные проспекты. Тяжело было тем, кто в принципе не любит выходить на улицу, но с появлением социальных сетей и у них резко возросли шансы встретить любовь всей жизни. Тут сложнее как раз быть одиночкой, не ищущим отношений. Местные женщины словно родились с дипломом свахи и человека без пары воспринимают как вызов, поэтому обязательно его с кем-нибудь да сведут. Потому что красивая и хорошая девушка не должна быть одна, а завидный жених — племянник, сосед или просто знакомый — тоже пропадать не может.
Самый простой способ познакомиться — подойти и попросить номер телефона. Но он же самый рисковый: гордые чеченские девушки могут посчитать, что поделиться заветными цифрами все равно что позвонить первой, и отказать. Очень часто выручают друзья. Молодой человек может попросить о помощи друга, а тот, в свою очередь, обратится не к самому объекту внимания, а к ее подруге. И в итоге номер окажется в нужных руках, а его обладательница вроде бы ни при чем: она же, в конце концов, никак не выказала свою симпатию.
Наиболее настырные парни могут даже проследить за девушкой и выяснить, где она живет, а затем расспросить о ней у соседей. И это не будет истолковано как слежка. Наоборот, это знак особого отношения, раз парень готов потратить достаточно времени, чтобы просто узнать ее имя. Кстати, если симпатия к одной из девушек возникла в кафе или в ресторане, таким же хорошим тоном будет оплатить счет за всю компанию, в которой она сидела.
6. Как в Чечне относятся к женщинам?
Если есть женщина, значит, должен быть мужчина, которому она подчиняется, — отец, брат, муж или сын. Эта мысль была прописана еще тогда, когда зарождались духовные скрепы чеченского общества. Девочка слушается отца, в случае его смерти — брата, а после замужества должна слушаться мужа. Он может запретить ей ходить на работу, встречаться с подругами, ездить на такси, и выбор в такой ситуации довольно простой: либо терпеть, либо возвращаться домой. Вину за развод по этой причине родственники жены возложат на нее: вышла замуж — найди подход к супругу, он теперь твой хозяин. К такому тотальному контролю девочек приучают с детства: их редко отпускают учиться в другой город, не разрешают выходить на улицу в темное время.
Отец или брат ни в коем случае не должны знать, что девушка с кем-то встречается. Если кто-то из них увидит ее на свидании, быть скандалу. Причем свое недовольство отец не выскажет дочери: неприлично обсуждать с ней такие вещи, а выплеснет на жену. В итоге мать становится посредником между двумя лагерями и принимает на себя львиную долю отцовского гнева.
Эту строгость можно объяснить тем, что мужчина несет ответственность за женщин своего дома. Ему придется призывать к ответу тех, кто посмеет ее обидеть. Именно поэтому здесь крайне редко оскорбляют женщин: знают, что отвечать за свои слова придется перед ее родственниками-мужчинами.
Мужчина несет и финансовую ответственность: он должен полностью обеспечивать женщину, но в современном чеченском обществе немало семей, где супруга является единственным добытчиком. Однако даже в таком случае женщина обязана подчиняться главе семьи. Это предписывают не только традиции, но и религия. Одним из условий попадания в рай для женщины является довольство ее мужа.
7. Какие машины предпочитают в Чечне?
Чеченцы очень любят роскошь, а еще любят соответствовать местным трендам. Поэтому если штукатурка, то венецианская; если ремонт, то евро- и не хуже, чем у соседа; если машина, то минимум Camry. И пусть большинству она не доступна, мечтать не запретишь!
Эволюция национального автомобильного мышления происходила так: в 2000-е послевоенные была популярна семерка. За ней даже закрепилось название К-350, потому что покупалась она на компенсацию за утраченное в ходе военных действий жилье — 350 тысяч рублей. Позже чеченцы пересели за руль «Приоры», которую покупали, как говорят, на обналиченный материнский капитал.
Годы шли, благосостояние населения росло, и спросом стали пользоваться уже иномарки. Самая востребованная — это Toyota Camry. В глазах местных девушек ее владелец автоматически получает плюс сто к рейтингу — такому не стыдно и номер дать, и перед подружками похвастаться. Некоторые из них даже сохраняют контакты молодых людей в телефонной книге, указав рядом марку принадлежащей ему машины. Например: «Ильяс Камри», «Али Мерседес» и так далее. «Саид Приора» в девичьих контактах уже не встречается — владельцев отечественных автомобилей любят, как правило, не за богатство, а за что-то другое.
Конечно, в Чечне уважают не только Camry, но и машины покруче: и ML, и 222-й, но это иномарки класса люкс, удел миллионеров, а последний седан компании Toyota — это просто статусная машина.
8. Как чеченцы относятся к Рамзану Кадырову?
Как к любому лидеру — по-разному. Но ни один другой глава субъекта не может похвастаться таким количеством собственных портретов, развешенных по всем населенным пунктам. Выражать любовь к руководителю региона в Чечне модно. Здесь носят футболки с Рамзаном, надевают на телефоны чехлы и вешают в машинах вымпелы с его изображением, а надпись «Ахмат» на заднем стекле автомобиля обладает особой силой — ее не снимают даже при запрещенной тонировке.
Иногда чиновники копируют стиль главы Чечни и даже особенности его речи. Рамзан часто употребляет слова «ду хуна», что аналогично дагестанскому «есть же» и не имеет внятного перевода на русский. Это выражение нередко слетает с уст чеченских чиновников.
Нейтрально относящихся к руководству Чечни людей тоже немало. Но они никак не позиционируют себя по отношению к власти, сдержанны в оценках и просто молчат, когда другие произносят слоган «Ахмат — сила».
Женский платок – символ нравственности чеченцев
761078 16.09.2010 Акция, организованная патриотическим клубом «Рамзан» при поддержке Исламского университета — «Как должна одеваться чеченская женщина» — в Грозном Саид Царнаев/РИА Новости
Зударийн йовлакх — божарийн мах. / Х-А. Кадыров /
— Женщина на Кавказе всегда являлась хранительницей общинных культурных традиций, а вместе с этим — традиционных форм одежды, текстильного ремесла и шитья, при этом, не выходя из замкнутого круга архаичной монокультуры, — отмечают многие авторы.
Чеченский традиционный костюм стал как бы зоной сохранения локальных этнических особенностей и оставался самобытным вплоть до XX в. Замкнутость быта горянки, внутриобщинные браки, суровые нравы и обычаи влияли на сохранение исконно национальных форм одежды. Комплекс женской одежды был закрыт для различных внешних влияний, а если даже что-то перенималось, то очень медленно и осторожно.
Более точно о характере женской одежды можно судить по сохранившимся вещественным образцам, относящимся в основном к XIX — нач.XX вв. Большинство артефактов находятся в музеях, у хранителей и в частных коллекциях.
Головной убор — один из интереснейших предметов в сложной системе компонентов, входящих в народный костюм чеченцев.
Костюм наряду с языком, мифом и обрядом чаще всего образует единую знаковую систему и представляет собой своеобразный социокод, фиксирующий определенные характеристики конкретной культуры. В знаковой системе традиционного костюма именно головной убор, кроме эстетического и практического назначения, несет, пожалуй, самую сложную смысловую нагрузку, являясь маркером половозрастной, социальной и этнической принадлежности человека.
Практически каждый головной убор несет также информацию о месте проживания владельца, его социальном статусе, профессии, а также времени создания вещи. В традиционной культуре чеченцев головной убор – своеобразный знак чести и достоинства у мужчин, а платок – знак чистоты, преданности, целомудрия у женщин. Подарить папаху приравнивалось к братанию, тогда как платок женщины имел еще большую сакральную силу.
В горах джигиты ссорились, бывало,
Но женщина спешила к ним и вдруг
Платок мужчинам под ноги бросала.
О женщины, пока в смертельной злости,
Не подняли мечей материки,
Мужчинам под ноги скорее бросьте
Свои в слезах намокшие платки.
Р. Гамзатов
В традиционной культуре женщин-чеченок платки составляют неотделимую часть их национальной одежды.
Девичьи головные уборы. Женский головной убор представляет довольно сложный комплекс, несущий в себе значительную информацию. Он позволяет отличить девушку от замужней женщины, а иногда дает и более точные подробности (различались головные уборы просватанной девушки, вдовы, старухи и т.п.). В нем часто устойчиво сохранялись архаические черты, отдельные его элементы имели охранно-магические функции.
Откровенно говоря, женщина с непокрытой головой у чеченцев издавна воспринималась как морально, так и нравственно неполноценной. По чеченскому менталитету платок всегда являлся символом нравственности, а его отсутствие – безнравственностью. Другое дело, что гласит по этому поводу официальный закон.
В данном случае правомерно поставить вопрос: является ли пропаганда нравственных и моральных устоев чеченского общества нарушением законов страны или нарушением каких-либо статей УК страны? Конечно, нет!
Тогда что же такого противозаконного высмотрели инициаторы обращения по поводу ношения платка и инициаторы этого ажиотажа вокруг платка. Может быть, им не нравится, что мы хотим сохранить свое лицо и вернуть прежний статус своим национальным обычаям? Меня все поддержат в том, что лучше ходить в платках, чем голыми врываться в Божий дом.
Почему даже в этом случае объектом нападок избрали нас? То лезгинка наша кому-то не нравится, то платок «вокруг горла обмотался». Неужели до сих пор не понятно, что чеченцы никогда не перестанут танцевать лезгинку, а чеченки – носить платки? Наверное, мы никогда не перестанем терпеливо разъяснять наше отношение к этой навязанной проблеме, а при необходимости давать и достойный отпор тем, кто пытается оторвать нас от наших национальных корней и традиций.
В данном конкретном случае речь идет о соблюдении традиции, связанной с формой одежды и узаконенной тысячелетним обычаем. Думаю, многие согласятся со мной в том, что ношение платка в определенном смысле является большим искусством. Красиво повязанный платок – это ухоженная голова девушки или женщины, что создает кроме всего и эстетический эффект в обществе. И это, в конце концов, информация к размышлению. Ибо пышная укладка волос, обрамленная волнами платка, это – своего рода таинство, игривая прическа школьницы, скрытая косынкой – немалая загадка для молодого человека, а подвязанный под подбородок платок – может свидетельствовать о трагическом периоде в жизни женщины.
А пропаганда ношения платка, кстати, ведется не в пику кому-либо или назло женщинам, а во избежание нравственной деградации общества и во имя сохранения национальной самобытности и культурной самодостаточности, отличавшей чеченский народ на протяжении его тысячелетней истории.
Между тем отмечу, что проблема духовно-нравственного возрождения населения стоит очень остро во всех регионах Российской Федерации. В этом процессе активно задействовано духовенство: в мусульманских регионах – работники муфтиятов и имамы на местах, в христианских – священники и предстоятели церквей и т.д. Особо отмечаем, что в Чеченской Республике работа по духовно-нравственному воспитанию населения, а особенно подрастающего поколения, ведется глубоко, всесторонне и эффективно. Эта работа может стать примером для других.
Как позитивный результат на общем фоне мы имеем колоссальное преимущество перед всеми остальными регионами России, которые буквально стонут от распущенности, алкоголизма, наркомании и криминала. И в достижении этого нравственного, морального, духовного преимущества, скажу без преувеличения, многое сделал Глава Чеченской Республики, Герой России Р.А. Кадыров, демонстрируя высокие качества своей души, похвальную во всех отношениях искреннюю приверженность к нашим народным обычаям и традициям.
Почему же злопыхатели, раздувающие клеветнические мифы с использованием провокационных идеологических штампов типа пресловутой «шариатизации Чечни», не говорят об этом? Ведь каждый шаг Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова направлен на усиление как самой России, так и на укрепление дружбы народов, её населяющих, и соответствует букве российских законов и нормам шариата.
Поэтому попытки как известных общественных деятелей России, так и их последователей, стремящихся дискредитировать идею духовно-нравственного воспитания населения Чечни, считаю недостойными как с моральной, так и с идеологической точки зрения.
В свое время в республике проводилась кампания под лозунгом «Долой косынки!». Не прошел партийный лозунг. Горцы знали, что женский платок приносит мир и согласие в их дома. Ношение платка с давних пор основывается на нормативной этике вайнахов. Во-первых, обычай ношения платка возник на определенном этапе развития общества и закреплял социальное и нравственное положение женщины. Любой обычай удовлетворяет определенные потребности людей. В данном случае платок на голове женщины, как обычай и традиция, появился как фактор, предающий гласности некоторые социально значимые качества женщины, а точнее – ее верность.
С точки зрения нормативной этики платок, его наличие или отсутствие являются показателем стойкости женщины, ее нравственной чистоты.
Необходимо знать, что платок – это фактор нравственного равновесия общества, фактор гармонизации взаимоотношений между женщинами и мужчинами даже старших и младших поколений.
Но, к большому сожалению, наши идеологические недруги не понимают, что женщина в чеченском обществе пользовалась прежде огромным уважением и почетом…
Повторимся, еще в недалеком прошлом женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставлял опускать занесенные кинжалы и ружья, направленные друг на друга в яростной схватке.
Почему же именно платок обладал столь магической силой? Есть следующие объяснения как версия.
В период матриархального строя у предков вайнахов возникли женские общества, которые в устном народном творчестве «дожили» до сегодняшнего дня.
Были у вайнахов три богини (три гурии) – Маьлха-Аьзни (богиня красоты), Дика (богиня добра), богиня Дари де Куока, или Маша бузу Куока (богиня мира), которая ткала «материю», т.е. мир.
Этот прекрасный вайнахский обычай – использовать белый платок мира для примирения враждующих заимствовали все кавказские народы и умело его применяют. В последний раз, как фактор примирения, платок был брошен чеченками в один из напряженных дней 1994 года.
Одна из ироний современного мира – отношение к женскому головному убору в разных культурах. В одних случаях головной платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини, а в других – подвергается брани, как знак притеснения, когда его надевают мусульманские женщины из соображений скромности и благочестия.
Сегодня некоторые европейские страны прилагают значительные усилия, чтобы законодательно ввести запрет или ограничение на ношение головных платков (хиджабов) мусульманками. Такие законодательные акты подрывают основы терпимости и равенства в обществе, которое борется за плюрализм и свободу вероисповедания. В настоящее время Франция рассматривает возможность полного запрета на ношение платков (хиджабов) в школах. В двух землях Германии предложен законопроект, запрещающий ношение платков в общеобразовательных учреждениях.
Далее речь пойдет о хиджабе, благочестии покрытия головы мусульманскими женщинами, в сравнении с иудейско-христианской традицией ношения головных уборов женщинами.
Хиджаб или платок?
Некоторые на Западе считают головной платок, который традиционно носят мусульманские женщины из соображений благочестия, величайшим символом притеснения и зависимости. Посмотрим, как же обстоит дело в иудейско-христианской традиции, и попытаемся установить историческую правду. Как пишет иудейский раввин Мэнхэйм М. Брэйер (профессор библейской литературы в университете Иисуса Навина) в своей книге «Еврейские женщины в раввинской литературе», выходя в люди, еврейские женщины по традиции покрывали голову, часто закрывая всё лицо и оставляя открытыми только глаза. Он цитирует некоторых знаменитых древних раввинов, которые говорили, что «не подобает дочерям израилевым ходить с непокрытой головой» и проклинали тех, «кто позволит жене своей ходить с непокрытой головой, …а женщина, которая откроет свою голову для украшения, да будет ввергнута в нищету». Иудейские законы запрещали испрашивание благодати для кого-то или чтение молитв в присутствии замужних женщин без платка, поскольку непокрытие женской головы рассматривалось как нагота.
Доктор Брэйер также упоминает о том, что «в эпоху танаим непокрытие головы иудейкой считалось верхом бесстыдства. Если её голова была непокрыта, она должна была заплатить за этот проступок 400 цузимов». Доктор Брэйер объясняет, что платки у иудеек не всегда считались только признаком благочестия. Иногда платок символизировал особое положение в обществе и богатства в большей степени, чем благочестие. Платок олицетворял достоинство и превосходство высокородной женщины. Он также олицетворял недоступность женщины, как священное владение её мужа. Платок подчеркивал женское чувство собственного достоинства и её социальный статус.
Женщины низшего уровня часто надевали платок, чтобы произвести впечатление принадлежности к более высокому классу. То, что платок был знаком благородного происхождения, было причиной того, что в древнееврейском обществе его запрещалось носить женщинам лёгкого поведения. Однако публичные женщины часто носили специальный головной шарф, чтобы выглядеть респектабельнее. Еврейские женщины, живущие в Европе, продолжали носить платки до XIX века, когда их жизнь стала более тесно ассоциироваться с окружающим светским окружением.
Внешнее давление европейского образа жизни в XIX веке заставляло многих из них выходить на улицу с непокрытой головой. Некоторые еврейские женщины посчитали более удобным для себя заменить традиционный платок на парик, как на другую форму головного покрова. Сегодня многие иудейки не покрывают голову, за исключением тех случаев, когда они идут в синагогу. Некоторые же из них, например, принадлежащие к секте хасидов, до сих пор пользуются париками.
Что можно рассказать о христианской традиции? Хорошо известно, что католические монахини покрывают свою голову платком уже на протяжении сотен лет, но это ещё не всё. Христианский апостол Павел в Новом Завете сделал несколько интересных замечаний о ношении платка женщинами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христосу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Коринф. 11:3-10).
Аргументация христианского апостола Павла в доказательство необходимости ношения платка женщинами заключается в том, что платок символизирует знак власти мужчины, который является образом и славой Бога над женщиной, которая была создана из и для мужчины. Св. Тертуллиан в своём знаменитом трактате «Об обязательности ношения платков для девственниц» писал: «молодые девушки, вы носите свои платки на улицах, следовательно, вы должны носить их в церкви, вы носите их перед чужаками, тогда почему бы вам не носить их перед вашими братьями…».
Среди канонических законов католической церкви есть закон, который требует от женщин, чтобы они прикрывали свои головы в церкви. Некоторые христианские конфессии, такие, например, как аманиты и менониты, заставляют своих женщин носить платок и по сей день. Причины, по которым надо носить платки в соответствии с высказыванием лидеров их церквей, заключаются в том, что «покрытие головы – это символ подчинения женщин мужчинам и Богу», что соответствует высказыванию христианского апостола Павла в Новом Завете. Из вышесказанного следует, что ношение головного убора женщиной не является признаком исключительно мусульманского вероисповедания.
Однако ислам вменил это ей в обязанность. Коран предписывает верующим мужчинам и женщинам опускать взоры земле и хранить скромность. Священный Коран вменяет верующим женщинам в обязанность закрывать голову, шею и грудь: «Скажи верующим, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от чувственных пожеланий: в этом для них наибольшая чистота. Бог ведает их дела. Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от половых пожеланий; показывали бы только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала …» (Коран 24:30, 31). Священный Коран разъясняет, что платок – это неотъемлемая часть благопристойности: «Пророк! Скажи супругам твоим, дочерям твоим, жёнам верующих: плотнее опускали бы они на себя покрывала свои: при таком опускании они не будут узнаваемы, и потому не будут оскорбляемы. Бог – прощающий, милосерд» (Коран 33:59).
В этом вся суть. Благочестие предписывается женщине для ее же защиты от оскорблений, или, проще говоря, благочестие – это защита для женщины. Хиджаб, в отличие от платка в христианской традиции, это не знак власти мужчины над женщиной и не знак женского подчинения мужчине. Хиджаб, в отличие от платка в иудейской традиции, это не знак роскоши или отличия некоторых замужних женщин благородного происхождения. Хиджаб в исламе – это знак благочестия, которое подчеркивает цельность личности женщины.
Таким образом, традиционный народный костюм – это исторически сложившийся продукт национальной культуры, связанный с образом жизни, обычаями, климатическими условиями, историческими событиями, и особенно – внешним обликом человека. Традиционный женский костюм подчёркивает силуэт. При достаточной ширине одежды очертания женского тела будут скрыты. Такой ансамбль непременно дополняется головным убором и косой (косами) значительной длины. Следовательно, костюм можно назвать знаковой системой или языком культуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача культурной информации.
Язык костюма, наряду с устной речью, расширял диапазон знаний и представлений общества и служил для передачи информации следующим поколениям. В традиционном народном костюме, как в символико-знаковой системе, зашифрован жизненный опыт множества поколений.
доктор исторических наук, профессор,
заведующий отделом этнологии
Института гуманитарных исследований Академии наук ЧР