Что значит тз для дизайнера
Как ставить ТЗ дизайнерам. Гайд для клиентов
Командой Lemon.media собрали свой опыт и подготовили гайд, как прийти к взаимопониманию с дизайнерами. Читайте ниже:
Многие недооценивают технические задания или брифы в дизайн-студиях. И на момент между «нам нужен новый лого» и «новый лого» закладывают слишком мало времени и сил. Хотя простонародное ТЗ — это залог, что нужный вам лого вообще появится.
Поэтому сегодня разберемся, как ставить ТЗ/заполнять бриф, чтобы результат был не ХЗ.
От каких проблем убережет грамотное ТЗ
Сразу с главного: дизайнер — это исполнитель вашей задумки. Да он знает, как лучше расположить элементы и соблюсти стилистику. Но у него свой взгляд на мир.
Грамотное же техническое задание предотвращает от множества проблем. Каких именно, разберем на примерах:
1. Представьте, что вы хотите лого с парусом в верхнем левом углу. В ТЗ дизайнеру написано — на лого должен быть парус. В итоге 50/50, что он будет расположен в верхнем левом углу. И если нет, будут правки, переделки, возможно придется менять композицию и тд. Это долго и ресурсозатратно.
Поэтому необходимо углубляться в самые мелкие детали, вплоть до расположения каких-то элементов. Это бережет наши и нервы дизайнеров от нескончаемых правок и недовольства, что вас не понимают.
2. Еще момент — проблемы удваиваются, когда несколько людей согласовывают дизайн. Есть риск, что вы разойдетесь во мнении не только с дизайнером, но и с коллегами.
Здесь советуем максимально подробно обсудить с ЛПР-ами концепцию и согласовать ее. А потом так же подробно расписать все для студии/дизайнера и тд. Либо можно ограничить круг тех, кто принимает дизайн.
3. Если дело все дошло до правок — не оставляйте подробности. Замечания в духе «не зажигает»/«хочется чего-то другого» делу не помогут, нужен только конструктив. В ход можете брать все — хоть заскриньте и стрелочками подрисуйте, как подвинуть элементы, главное объясните.
На что обратить внимание
Окей, с возможными проблемами разобрались. Теперь о том, на что обратить внимание:
1. Контекст задачи
Расскажите, зачем вам этот дизайн/фирменный стиль и где планируете его использовать. Это важно, потому что дизайнер будет учитывать все возможные нюансы, которые были в его практике или просто известны.
«
Пример, как стоит ответить на вопрос в брифе
Например, вытянутый лого с витиеватым шрифтом не всегда выигрышно смотрится на спортивном худи. Хотя ранее сказано, что вам хочется чего-то в стиле барокко. Понимая контекст, исполнитель будет учитывать нюанс и подумает, как добавить барокко иначе.
2. Целевая аудитория
Сосредоточьтесь на описании целевой аудитории. Так как дизайн в первую очередь должен привлекать её. И нужно будет найти компромисс между вашим видением и тем, как будут воспринимать бренд потенциальные клиенты.
Прям распишите: возраст, пол, сферу интересов, боли, мечты.
Например: молодые мамы 20-30 лет, в детских вещах ценят качество и минимализм. Им не нравятся слишком яркие цвета игрушек, поэтому большинство магазинов детских товаров их бесит.
К сожалению, несовпадение желаний клиента и ЦА — частая проблема. И здесь стоит отойти от своих «хочу» и выбрать то, что будет эффективно и понятно аудитории.
Возвращаясь к мамам — допустим вы, как заказчик, напротив любите яркие цвета. Но ЦА, которой нужен минимализм и нюд в продукте, захочет видеть этот нюд и в дизайне упаковки/лого и тд. Ради продаж придется уступить.
3. Информация о вас
Если у вас уже есть какие-то фирменные элементы, цвета, старый логотип — прикладывайте их к заданию. А вместе с этим фото продукта, клиентов с продуктом, оформление торговой точки (если есть) и все подобное.
Также для вдохновения можно поделиться историей компании, необычными фактами об основателях или работниках. Возможно, есть какая-то интересная мелочь, из которой получится интересная метафора в дизайне, фирменных цветах или лого.
4. Форматы
Не забывайте о простых вещах, как размеры и форматы. Например, вам нужны картинки для соцсетей — пишем размеры для каждой, Инстаграм 1080х1080, Вконтакте и дальше.
Если вы планируете работать с подрядчиком долго, лучше сохраните их себе в табличке и прикладывайте каждый раз.
5. Добавьте примеров
В дизайнерских кругах их еще называют референсами. И да, это обязательный пункт. Потому что наглядный пример всегда сработает лучше, чем лист подробного описания (хотя он тоже нужен).
Можно показать референсы каких-то частей. Например, здесь мне нравится кружок в углу, а тут фон и персонаж. Также можно добавлять примеры, как вам НЕ нравится. Это точно убережет от множества правок.
Где искать референсы: pinterest, behance, брендинг конкурентов или смежных областей.
Помните о сроках
На всякий случай уточним, история «мне нужен логотип через 2 часа, потому что я печатаю наклейки» — не работает.
Самый важный момент в коммуникации с заказчиком — адекватно оценивать сроки и объем задачи. А лучше сначала уточнить, за сколько возможно сделать определенную работу и после поставить дедлайны.
Если что-то срочное, можно поговорить о более быстром исполнении (скорее всего за доплату).
Ещё, когда у вас объемная задача типа — 10 страниц сайта и фирменный стиль — разбейте ее на подзадачи и обсудите дедлайны промежуточных согласований.
Это избавит от правок в духе «переделайте все» и дизайнеру будет легче распределить свое время. И вы сможете отследить все этапы, будет больше понимания, за что реально заплачено.
Как писать четкие ТЗ программистам, дизайнерам и даже себе
Составить техническое задание так, чтобы человек понял, что от него требуется и у него появилась внутренняя мотивация решить твою задачу, — это не особое искусство или магия, а конкретный скилл, который можно и нужно вырабатывать.
У меня 8-летний опыт в проектном менеджменте, работе с дизайнерами, программистами и в постановке задач для них. А последние 3 года я руковожу собственной digital-студией «Пекло». Поэтому с уверенностью говорю, что неважно, работаешь ты с придирчивым разработчиком-перфекционистом или супер-творческим десигнером, подход к формированию задачи одинаковый, за исключением нескольких мелочей.
В этой статье я поделюсь советами и приемами, которые я использую в работе сам: как составить ТЗ так, чтобы вашим коллегам, подрядчикам, партнерам было приятно и комфортно принимать и осуществлять ваши задачи. А это залог эффективной командной работы, выполненных планов, заработанных денег. Поехали!
Рекомендации выше подходят как для мелких задач, не требующих дальнейших описаний, видения решения и так далее. Также я рекомендую использовать эти правила даже для ведения личных задач, а не только для постановки коллегам.
Задача, «подкрепленная» дедлайном более приоритетная и важная к исполнению. Задача без дедлайна получает статус «ну, когда-нибудь хорошо было бы ее сделать».
Если вы ставите задачу партнерам и вы не рулите приоритетами их задач, то обязательно уточняйте, когда ее смогут выполнить.
Описание задачи необходимо для крупных и объемных задач, где нужно передать весь контекст проекта и понимание ситуации. Обычно описание задачи состоит из нескольких логичных последовательных блоков (это важно!):
Но помните, что не нужно писать летописи-лонгриды из ваших user story при описании багов. Краткость — сестра таланта. Плюс текст отформатированный, с расставленными акцентами, логично распределенный на абзацы.
Заголовок: Задать подготовленные мета-данные для страниц сайта
Мы обнаружили, что на сайте не сформулированы titles & meta descriptions. У части страниц они не заполнены, половина страниц — дубли, а оставшаяся часть сформулирована без использования ключевых слов и некликабельно. Это критическая ошибка, так как без корректных мета-данных сайт не может расти в поисковой выдаче.
Мы составили таблицу в Google Docs с прописанными мета-данными для каждой статической страницы сайта, а также с шаблонами для динамически генерируемых страниц. Ссылка на документ:. Так как у проекта нет админки, где мы могли бы все настроить своими руками, просьба вставить метаданные из документа на страницы сайта:
Просьба это сделать ASAP, так как от этого зависит вся дальнейшая работа по оптимизации. После реализации задачи, мы отправим сайт на переиндексацию и сразу получим увеличение показов и кликов в выдаче! Если в ходе работы возникнут вопросы — без проблем спрашивайте!
Пояснение: кратко описываем проблему, подготавливаем всю необходимую информацию для разработчика (таблица), далее описываем решение задачи, объясняем подводные камни с «переменными». В конце обозначаем важность задачи, желаемые сроки и профит, который будет от решенной задачи. Также мы добавляем, что мы если что рядом и готовы оперативно ответить и помочь (снижает стресс при получении незнакомой задачи).
Самое важное: если решенная задача имеет конкретный результат и пользу, то у исполнителя есть мотивация ее выполнить. Если важность задачи не раскрыта и понимание того, что она даст, то и желания сделать задачу, быть причастным к ее решению тоже особого нет.
Заголовок: Разработать landing page для
К нам обратились ребята из ХХХ. Они организуют ивенты и тусовки для крупных компаний, и за два года стали лидерами. Текущий лендинг — унылое говно и не соответствует их компании.
Мы узнали собрали всю инфу и контент у клиента:
Помни: рисуем mobile-first, так как 90% трафика — мобильные устройства!
Предлагаю перед стартом работ встретиться и обсудить детали работ, я детальнее расскажу про компанию и структуру лендинга, которую мы продумали. По срокам — нужно показать макет до ХХХ, так что время на подумать есть. Контент дали хороший, заказчик адекватный — так что уверен, сможем сделать круто!
Пояснение: рассказываем о сильных сторонах клиента и о проблеме, даем всю необходимую информацию для старта работ и показываем важные технические нюансы. Из моего опыта, дезигнеры, как правило, не любят много букв, текст читают и копипастят невнимательно, поэтому с ними чаще всего нужно обсуждать задачу голосом. В конце, опять же, говорим о положительных нюансах и намерении сделать круто. Однако, жизнь, тяжелая и непредсказуемая штука: может прилететь говняный проект, и вы понимаете, что уже не отвертеться, его нужно сдать и забыть как страшный сон. В таком случае не обманывать коллегу и говорить честно: «Брат, мы должны сделать эту грязную работу!».
Некоторые из советов (вроде написания заголовков задач) вообще не требуют дополнительного времени на постановку, а вот насколько развернутые и детально описанные должны быть ТЗ — определяет контекст задачи. Перед постановкой задачи обязательно:
В результате вы сэкономите всем время, нервы, быстрее и круче решите задачу, получите каеф от гладкого процесса.
С каждым человеком у нас складываются определенные взаимоотношения и стиль общения. И чтобы задача лучше читалась и воспринималась исполнителем, можно этот нюанс учитывать и отходить от официоза, канцеляризмов и написать текст на «вашем» языке, что тоже будет комфортнее для восприятия информации
Еще небольшая фишка: когда задача уже сформулирована по феншую. Ее нужно ПРОДАТЬ исполнителю:
Прямо по канонам AIDA получается, да? 🙂
Хороший пример:
Вася, привет! В процессе аудита сайта мы обнаружили серьезную ошибку — которая мешает росту сайта. Нужна твоя помощь. Посмотри, пожалуйста, ее сегодня — <ссылка на тикет>!
Плохой пример:
Всем привет! Завели новую задачу:
Главное, сформировать у себя привычку писать задачи по феншую — это перестанет быть для вас стрессом, нагрузкой и перестанет занимать дополнительное время. Зато будет порядок в процессах и в эффективности работы!
Как писать ТЗ: инструкция по составлению грамотного техзадания
Что такое техническое задание
Техническое задание — это то, с чего начинается качественный функциональный продукт. По крайней мере, если таковым является само ТЗ. Если документ будет составлен непрофессионально и без должного внимания, результат окажется соответствующим.
Учитывая характер целевой аудитории блога и общие тренды, скорее всего, имеет смысл описывать технические задания конкретно на цифровые продукты. Во многом так и будет, но нельзя забывать, что и самые обычные, «аналоговые», продукты тоже требуют документации. Они требовали её ещё до появления самого интернета. Поэтому для расширения кругозора и для пользы представителей нецифровых отраслей, стоит приводить отсылки и к оффлайн-проектам.
Для чего нужно техническое задание?
Техническое задание не менее значимо, чем юридический акт, в деле закрепления прав и обязанностей сторон — заказчика и исполнителя.
Фактически это инструкция для разработчиков, конструкторов и других непосредственных создателей конечного продукта. Но по сути техническое задание, определяя жёсткие требования к каждой детали, делает сотрудничество заказчика и исполнителя безопаснее и комфортнее.
Когда каждая мелочь регламентирована, всё на своих местах, все при своих полномочиях и обязанностях, остаётся мало пространства для нечестного манёвра и недопонимания. Идеально, когда его вообще не остаётся.
Более того, конкретное и целостное техническое задание — это первый шаг к качественному результату. Чтобы продукт работал чётко, без сбоев, да и просто безопасно — это тоже периодически стоит на повестке — все его элементы должны быть продуманы. Тщательно и скрупулезно.
Техническое задание — основа как простых односложных продуктов, так и высоконагруженных систем. В каждом случае сценарии функционирования должны быть предусмотрены. Любое действие пользователя должно быть предугадано, и ответом на него должен быть полезный результат.
Именно для того, чтобы работа с конечным продуктом вызывала положительный отклик пользователя и решала его задачи, необходимо проработать идею и детали проекта на самой ранней стадии.
Кто должен составлять техническое задание
Чтобы понять, как составить техзадание, важно определиться с тем, кто именно это будет делать. На этот вопрос нет однозначного ответа — ТЗ для задачи может составить заказчик или исполнитель, в отдельных случаях — это совместная работа.
Заказчик
В этом случае исполнитель будет четко понимать, что и когда ему потребуется делать. В результате получится точно рассчитать стоимость работ и срок, отведенный на их выполнение. Однако иногда составитель ТЗ не понимает того, что именно должен предоставить им исполнитель, из-за чего с составлением ТЗ возникают проблемы.
Исполнитель
Исполнитель, занимающийся составлением ТЗ, присылает заказчику бриф с вопросами по задаче. Так специалист выясняет цель работы и свою пользу для клиента. После этого проходит интервью, и в режиме диалога стороны уточняют рабочие нюансы. Исполнитель изучает конкурентов и целевую аудиторию, чтобы добавить эту информацию в техническое задание.
Такой способ составления ТЗ удобен, когда заказчик полностью доверяет исполнителю, а исполнитель достаточно компетентен, чтобы разобраться в задаче самостоятельно.
Совместно
Совместное формулирование ТЗ начинается с того, что заказчик озвучивает исполнителю требования относительно будущего задания. Подрядчик, в свою очередь, предлагает, как улучшить проект, и только после этого составляется техническое задание. Этот способ, как и предыдущий, работает на доверии, этичности и профессионализме сторон.
Как составить техническое задание
Главные требования к техническому заданию — это продуманность и полнота. Так как составители не всегда способны им следовать, были разработаны общие стандарты разработки ТЗ.
В вакансиях на должность системного аналитика или технического писателя можно встретить требование: знание ГОСТ 19 и ГОСТ 34. Из названия легко понять, что это общегосударственные стандарты, образцы разработки технических заданий на территории России.
Эти два ГОСТа имеют отношение только к программным комплексам — к сайтам, приложениям и системам автоматизации. Другие ТЗ придется писать по совершенно другим правилам.
ГОСТ 19 был введён в 1980 году. Учитывая, что основные принципы программного обеспечения почти не поменялись, документ еще не утратил своей актуальности. Это можно сравнить со строительством зданий: меняются материалы и конструкции, но общие понятия — фундамент, стены, перекрытия — сохраняются.
Согласно тексту Постановления, согласно которому принят данный стандарт, назначение его следующее: «Устанавливает порядок построения и оформления технического задания на разработку программы или программного изделия для вычислительных машин, комплексов и систем независимо от их назначения и области применения».
Само техническое задание должно содержать следующие пункты:
Более новый стандарт — ГОСТ 34, но он новее всего на 10 лет. То есть, введён с 1 января 1990 года.
Формулировка назначения выглядит так: «Распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания…».
Текст технического задания строится по структуре:
Разумеется, за прошедшее время подходы были пересмотрены. Введены новые правила и рекомендации. Сами ГОСТы перешли в разряд базовой опорной точки, а конечный результат остаётся на усмотрение составителей. Тем не менее, при работе с госзаказчиками необходимо брать за основу именно ГОСТ.
ISO/IEC/IEEE 29148
Разработанный Международной организацией по стандартизации ISO, данный современный стандарт пригоден для использования помимо всего прочего в международных проектах.
Последняя редакция — ISO/IEC/IEEE 29148:2018, но, к сожалению, она отсутствует в открытом доступе, поэтому возьмём за основу предыдущую, от 2011 года.
По аналогии с ГОСТами, стандарт содержит два раздела. Один из них, SyRS — System Requirements Specification — определяет общие требования к построению систем, их принципам и характеру взаимодействия пользователя с ними. По похожей схеме составлен ГОСТ 34.
SRS — Software Requirements Specifitaion — по аналогии с ГОСТ 19, содержит требования к конечному программному продукту.
Общая схема строится следующим образом:
Порядок документирования требований
Выйдем немного за пределы тематики и скажем несколько слов о том, из чего состоит весь процесс документального сопровождения продукта. Ведь он не ограничивается техническим заданием. Сложность сопроводительной документации растёт вместе со сложностью и масштабом продукта.
Разработка лендинга на Тильде или запуск таргетированной рекламы Вконтакте радикально отличаются от создания высоконагруженной биллинговой системы банка. Если первые два продукта способен создать один человек, то последний может потребовать команды из нескольких десятков специалистов из многих областей.
В основном, уместен в контексте продуктов низкой и средней сложности. Например, небольшой сайт, воронка продаж или даже копирайтинг.
Бриф обращён к заказчику и не предполагает жёстких финальных требований или детального описания результата. Выверенной должна быть только структура опросника. В него могут входить такие пункты, как:
Вопросов на которые отвечает заказчик, может быть до 20–30, но не более, иначе это становится большой нагрузкой. Задача брифа в том, чтобы получить общее направление для обсуждения.
Такой опрос удобно разместить на сайте, если он не сложный. Его можно запрограммировать или дать ссылку на Google формы. Либо просто разместите кнопку обратного звонка, чтобы задать вопросы и проконсультировать клиента прямо в режиме реального времени по телефону.
Виджет обратного звонка, как инструмент, подходит не только для созвонов с партнерами, но и для клиентского сервиса. Это всплывающее окно предлагает указать контактный номер,по которому перезвонит сотрудник поддержки. С виджетом обратного звонка от Calltouch вы можете собирать заявки даже в нерабочее время, а также записывать и тегировать звонки.
Виджет обратного звонка для сайта
Технико-коммерческое предложение
Здесь речь заходит о действительно крупных проектах. В противном случае нецелесообразно прилагать излишние усилия к созданию подобных документов.
ТКП разрабатывается в рамках маркетинговых мероприятий, когда продукт предлагается потенциальным заказчиком. Если у вас есть собственная концепция, готовая к внедрению или масштабированию, на её основе можно сделать предложение.
Документ содержит не просто идею и общее описание, но некоторые технические подробности. На их основе заказчику удобнее принимать решение, так как он сразу может увидеть, насколько характеристики продукта согласуются с той инфраструктурой, которая есть в наличии.
Бесполезно предлагать промышленные системы вентиляции маленьким кофейням. В других случаях помещение может отвечать требованиям, но электроснабжение окажется несовместимым с требованиями оборудования по питанию.
Технические требования
Если в ТКП требования приводятся самые основные, для ознакомления, то при заинтересованности заказчика с ним составляются уже более детализированные перечни требований.
Техническое задание
Собственно, предмет статьи. Предварительные сведения даны в предыдущих пунктах, а ценные советы ждут вас в следующем разделе.
Технический проект
Этап «живого» проектирования продукта. Здесь начинаются активные действия по разработке решений согласно ТЗ. В ходе работы уточняются и проясняются отдельные нюансы, требования, доработки.
В соответствии с практическими наработками, составляются новые задания и требования — частные технические задания по отдельным подсистемам (ЧТЗ).
Эксплуатация
Важно помнить, что после сдачи проекта стороны распределяют между собой обязанности по поддержанию работоспособности системы. Это тоже должно быть прописано — например, в техническом задании, если не предусмотрено другого порядка.
Перед эксплуатацией и во время неё создаются различные регламенты, описания сервисов, инструкции. Актуализируются текущие версии документов.
Когда условия работы или технологии модифицируются, приходится вносить правки в документы и внедрять изменения в продукт.
Рекомендации по составлению ТЗ
Правильное ТЗ составляют по универсальному шаблону. Он формируется из следующих элементов.
Дайте подрядчику общую информацию
Подрядчик должен понимать, чем занимается компания и кто ваша целевая аудитория. Так исполнитель сможет глубже вникнуть в поставленную задачу и избежать элементарных ошибок. При озвучивании идеи важно отметить конкурентные преимущества и особенности проекта.
Покажите конкурентов
ТЗ должно содержать ссылки на похожие проекты с дополнительным описанием. Это поможет исполнителю оценить удачные примеры чужих разработок и избежать характерных проблем при реализации. Кроме того, выявление чужих особенностей позволяет создать собственное уникальное решение.
Распишите сценарии использования продукта
Сценарий нужен для понимания принципа работы продукта. Например, если область работы касается IT, сценарий отвечает на вопрос «Как будет вести себя пользователь?» и дает понимание главных функций сайта.
Ведите историю правок
В начале документа создайте таблицу со столбцами “дата”, “описание”, “автор”. В ней записывается история изменений документа, благодаря которой легко понять, на каком этапе возникло то или иное требование, дополнение, противоречие.
Составляйте список терминов и сокращений
Это правило грамотного подхода к формированию документа. Основной текст предваряется словарём, в котором записаны специальные термины, не являющиеся общеупотребимыми. Особенно уделите внимание тем аббревиатурам и словам, которые применяются только в данному проекту.
Прописывайте каждую деталь
Сайт — это не только код, но и мощности, на которых он работает. В первую очередь, определите, на каком сервере будет размещён сайт, какие у него параметры: ёмкость, оперативная память и другие.
Пропишите периодичность и порядок оплаты сервера — передаст ли заказчик обязанность бухгалтерии или же вы будете получать ежемесячную абонентскую плату, из которой сами должны распределять средства на те или иные нужды.
Позаботьтесь о пользователях. Продумайте, какими браузерами и устройствами они пользуются, какое у них разрешение. Адаптируйте сайт, если речь идёт о нём, под различные технические характеристики устройств.
Не оставляйте белых пятен. При наведении на рисунок, он скрывается? Хорошо, но уточните — он уезжает влево? Становится прозрачным? С какой скоростью? Как он появляется опять? Малейшая деталь без чёткой логики ставит разработчиков и весь процесс в тупик.
Опишите требования к проверке проекта
На этапе составления техзадания продумайте чек-лист, по которому заказчику будет понятна степень успешности реализованного проекта. Так можно быстро оценить проделанную работу и не забыть о значимых нюансах.
Бывают случаи, когда исполнитель работает за фиксированную плату и некий процент от продаж. Например, вы заказали на таких условиях настройку таргетированной рекламы у фрилансера. Чтобы честно оценить его работу, вам поможет сервис сквозной аналитики от Calltouch. Он формирует отчет о результатах рекламных кампаний: сколько было звонков и заявок, и сколько из них привели к оформлению заказа. Вам не придется высчитывать KPI — итоги работы наглядно отражены в личном кабинете.
Сквозная аналитика
Когда ТЗ не нужно
Техническое задание требуется не каждому продукту. Иногда достаточно предпроектного исследования, чтобы изучить потребности клиентов вместе с аналитиком. После этого следует решать, есть ли необходимость в ТЗ.
Зачастую более гибкие методологии, работающие на создание продукта, позволяют успешно и оперативно использовать ресурсы компании. Например, сначала формируется маленький прототип, который тестируют, и на основании обратной связи от клиентов корректируют до полноценного продукта.
Выводы
Техническое задание — важный этап подготовки к работе над проектами. Его составление помогает заказчику сформулировать суть задачи, а исполнителю дает понять, как ее выполнить. Составить ТЗ может заказчик, исполнитель или заказчик вместе с исполнителем. Выбор варианта сотрудничества зависит от сложности работ и навыков специалиста.