Что значит тяжелое детство

5 типов поведения взрослых людей, вызванных травмами детства

Сокрушительный.

Этим одним простым словом можно весьма точно описать эффект, который травмы детства способны оказать на всю последующую жизнь.

Представьте, как любая психическая травма — неважно, полученная в результате насилия, токсичной атмосферы в семье, развода родителей, буллинга, игнорирования, болезни или чего-то еще — способна повлиять на восприятие ребенком себя, как личности, а также окружающего его или ее мира.

Травмы и их влияние на взрослую жизнь

Конечно же, травмы детства никуда не деваются лишь потому, что ребенок повзрослел. Человеческий мозг сильнее всего растет и развивается в возрасте от 0 до 6 лет, и поэтому психическая травма, произошедшая с ребенком в этот период, становится одним из кирпичиков, заложенных в фундамент формирующейся личности.

Человек, страдающий от травм, нанесенных его психике, зачастую даже не осознает, насколько сильно они определяют его нынешнюю жизнь — и причиной этого является то, что, как правило, воспоминания о вызвавших их конкретных событиях похоронены глубоко в недрах его подсознания. Мы часто слышим истории о пациентах, которые во время сеанса с психотерапевтом не просто вспоминают, но и как бы проживают заново свои травматичные воспоминания. И хотя это и является важным шагом в процессе восстановления, вспоминать о таких событиях может быть очень и очень больно.

Вот пять характерных типов поведения, которые жертвы психических травм детства демонстрируют во взрослом возрасте:

1. Хроническая напряженность

Травмы, источник которых находится за пределами тела (насилие, буллинг, стресс и так далее) заставляет мозг ребенка активировать реакцию типа «бей или беги». Активизируется выработка гормонов стресса (таких, как кортизол и норэпинефрин), и они поступают в тело, чтобы помочь ему защититься от угрозы. В этот период наше тело автоматически напрягается.

Проблема этой напряженности в том, что она далеко не всегда уходит даже после того, как угроза исчезает или нейтрализуется. Если этого не происходит, нейронные сети мозга дальше стараются поддерживать состояние максимальной бдительности, ведя себя так, будто угроза все еще актуальна — и, естественно, тело реагирует на это соответствующим образом.

2. Социальная отстраненность

Жертвы травм детства, демонстрирующие социальную отстраненность, чаще всего делают это, идя на поводу у своей тревожности и страха. Пациенты, страдающие от социальной тревожности, сообщают о «невероятно сильном и постоянном страхе того, что окружающие наблюдают за ними и осуждают их», и могут идти на самоизоляцию от общества, чтобы избавиться от этого чувства.

3. Постоянная паника

И тревожный, и не тревожный мозг постоянно учится чему-то новому. Однако, в отличие от человека, страдающего от хронической тревожности, обычному человеку куда проще «забыть» о каком-то жизненном уроке после того, как он извлечет из него все возможные выводы. Тревожному же человеку это сделать намного труднее.

К примеру, представьте ситуацию, в которой двум сотрудникам, чьи показатели в последнее время ухудшились, сообщают о том, что их непосредственный начальник хочет с ними пообщаться.

Тот из сотрудников, который не страдает от тревожности, скорее всего, не будет воспринимать эту встречу как что-то угрожающее, и будет считать ее нейтральной (если только заранее не узнает, что это не так). Тревожный же человек может сразу же начать паниковать, считая, что его наверняка вызывают о том, чтобы сообщить о каких-то ошибках в сделанной им работе.

Более того, его тревожный разум может оказаться неспособен сосредоточиться на чем-либо кроме предстоящей встречи. В результате этот человек изводит себя почем зря по причине, которой может и не существовать.

4. Подчинение страху

Все мы в той или иной мере пытаемся избегать неприятных для нас ситуаций, но жертвы психологических травм детства доводят это стремление до предела. Когда обычный человек боится идти к зубному врачу, он, скорее всего, все равно пересилит себя и пойдет к нему. Почему? Потому что потенциальная польза от этого визита намного перевешивает наш страх.

Слишком часто взрослые, в чьем детстве есть одна или несколько психических травм, позволяют своим страхам управлять их жизнью. Вспомнив о том, что визит к зубному врачу может быть неприятным, они могут поддаться стремлению отменить уже назначенный визит, позволяя тем самым страху сломать свои планы. Сильное стремление избегать хотя бы потенциально неприятных вещей может серьезно ухудшить качество жизни любого человека.

5. Неспособность реализовать весь свой потенциал

Исследователи из Университета Флориды и Университета Джорджа Мейсона четко связали травмы детства с качеством жизни ниже среднего.

Как пишут они сами, «Ученики, которым в детстве были нанесены психические травмы, часто показывают недостаточные успехи в учебе, что, в свою очередь, ведет к антисоциальному поведению, уменьшению количества возможностей, и даже к неспособности заработать в будущем себе на жизнь».

Также исследовательская команда нашла четкую связь между социально-экономическим статусом и травматическим стрессом. Люди, воспитывавшиеся в бедных семьях низкого социального статуса с более чем на 65% вероятностью страдают от психических травм детства, чем дети из «среднего класса».

Как со всем этим справиться

Но что же делать взрослым? Как считают специалисты Helpguide.org, всемирно известной организации, занимающейся душевным здоровьем, есть целых четыре вещи, которые помогают взрослым в исцелении своего травматического прошлого.

1. Займитесь физическими упражнениями

«Травма выводит ваше тело из естественного равновесия, вводя его в состояние гипервозбуждения и страха. Грубо говоря, ваша нервная система «застывает» в одном состоянии».

Чтобы противостоять этому, регулярно занимайтесь какими-то физическими упражнениями — по 30 минут в день, пять дней в неделю. Если вам пока что сложно это сделать, начните с трех десятиминутных разминок в день.

2. Не изолируйте себя от общества

«Общение и откровенные разговоры с другими людьми вполне способны помочь вам исцелиться, так что старайтесь не запускать ваши отношения и не проводить слишком много времени в одиночку».

3. Приведите в баланс свою нервную систему

Это очень важный пункт, так что обратите на него максимальное внимание.

«Неважно, насколько сильно вы нервничаете, насколько сильную тревожность вы ощущаете, или настолько не в своей тарелке вы себя чувствуете — вы должны помнить о том, что ваша нервная система подвластна вашему контролю, и вы вполне можете успокоиться, если зададитесь такой целью».

Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации. Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе.

4. Следите за своим здоровьем

«Чем крепче здоровье вашего тела, чем выше его способность справляться со стрессом, вызванным психическими травмами».

Врачи рекомендуют выделять на сон не менее 7-9 часов, максимально избегать алкоголя и табака (или других веществ) максимально сбалансировать свою диету и регулярно отдыхать для снижения стресса.

Новое видео:

Источник

Удивительные преимущества тяжелого детства

Что значит тяжелое детство

Самая прекрасная пора жизни это детство. Очевидно, что в этом мире невозможно найти человека, которому бы хотелось провести это время в постоянном стрессе. Однако вопреки здравому смыслу, чем труднее пришлось ребенку в ранние годы, тем легче ему будет во взрослой жизни.

Сара родилась в семье со средним достатком. У нее не было ни братьев, ни сестер. Дела в семье шли не настолько гладко, как это могло показаться, на первый взгляд. Состояние стресса стало для девочки нормой.

Она привыкла видеть мать встревоженной. Порой Сара не хотела, чтобы отец возвращался домой с работы. Ее родители более 10 лет страдали от алкогольной зависимости. Вечера редко проходили спокойно, а иногда ребенок мог и бутылкой по голове получить.

Тяжелое детство оказало неизгладимое впечатление на Сару. Сейчас ей 50 лет, она талантливый учитель литературы и известный писатель, а также счастливая бабушка троих прекрасных внуков. Она вспоминает, что росла в постоянном страхе. Спокойствие и комфорт были для нее неизвестными понятиями.

Девочка все время думала, что делает что-то неправильно, и даже на сегодняшний день не может избавиться от привычки постоянно просить прощения. Самый незначительный добрый поступок напоминает ей о молодости, вызывая ощущение беспокойства, желание куда-нибудь спрятаться. Сара признается, что ей жаль своего мужа. Он был с ней в трудную минуту, когда внутренний голос ей подсказывал, что нужно начать жизнь с чистого листа.

Трудное детство помогло Саре развить невероятную наблюдательность. Эта женщина может читать людей, как открытую книгу. Ей достаточно одного мгновения, чтобы понять, откуда взялись страхи у стоящего перед ней человека. Внутренний голос без труда помогает Саре определить как люди относятся друг к другу, и пытаются ли они от нее что-либо утаить. Чтобы пережить тяжелое детство, девочка развила в себе ряд навыков, которые оказались чрезвычайно полезными во взрослой жизни.

Какие могут быть достоинства у тяжелого детства? На этот вопрос трудно ответить, все завит от того, что мы понимаем под тяжелым детством. Некоторые подразумевают под ним воспитание детей в условиях крайней нищеты с применением физического насилия, другие невнимательное, пренебрежительное отношение, игнорирование его желаний ребенка. Такие разнообразные взгляды сейчас являются предметом исследований множества наук. Это свидетельствует о том, что истории похожие на биографию Сары заканчиваются хорошо отнюдь не из-за случайного стечения обстоятельств.

Дело в том, что когда мозг формируется, у детей, окруженных неблагоприятными условиями, психика начинает адаптироваться к стрессовым ситуациям. В результате этой адаптации вырабатываются определенные навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. С помощью них он сможет найти выход даже из самой сложной ситуации.

Те, кто много страдал в раннем возрасте, ни за что не пожелают пережить аналогичного своим детям. Однако среди любого правила есть исключение. Кто-то однажды изрек: «Я бы с удовольствием соврал, что желаю своим детям тихой и спокойной жизни, если бы сам на себе не ощутил, насколько трудности закаляют дух человека». Также не зря говорят: «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Новый взгляд на проблему

По статистике, суровое воспитание приводит к тому, что ребенок не может реализовать свой потенциал во взрослой жизни. Он подвержен депрессиям, обладает низким интеллектом и плохой памятью. Но самое страшное заключается в том, что такие дети очень часто имеют проблемы со здоровьем.

Взрослые, пережившие сильный стресс в раннем возрасте, начинают вести себя агрессивно из-за того, что не способны адекватно воспринимать окружающую действительность. Другими словами, эти люди видят реальные угрозы в вещах, которым обычный человек не придает значения. Такой когнитивный сбой затрудняет процесс общение с людьми, а, следовательно, и достижение успехов в профессиональной и социальной сфере.

Дэниел Китинг, профессор Мичиганского университета, называет это биологическое явление неконтролируемой ответной реакцией. Системы, которые включаются в момент стресса, побуждают человека защищаться. Однако интересно то, что угроз в данном случае не существует вовсе, и они являются ничем иным, как плодом воображения.

Таким образом, дети, воспитание которых было жестким, чаще всего действуют импульсивно без объективных на то причин, затем они превращаются в сердитых, замкнутых подростков, и, в конечном итоге, становятся вспыльчивыми взрослыми.

Такая пессимистичная картина не давала покоя двум ученым из университета Неймегена в Нидерландах. Их имена Уильям Франкенхейс и Каролина Де Вирз. Они опубликовали труд, в котором проблема тяжелого детства рассматривается под кардинально другим углом. Последние исследования показали, что у детей с тяжелым детством выявлены способности, которые помогают идентифицировать и контролировать угрозы, а также предотвратить их негативные последствия. Возможно ли то, что дети, окруженные стрессом, при определенных условиях будут более продуктивны, чем принято думать?

«Все исследования людей, выросших в неблагоприятных условиях, были сфокусированы только на изучении их недостатков. Наша же цель состояла в том, чтобы выявить их преимущества в психологическом плане, о которых мы ранее даже не догадывались», говорит Жан Мари Бьянки из колледжа в Уилсоне.

Ученые, работающие над этим, уделяют большое внимание зависимости хода человеческой жизни от психологической обстановки в детстве. Те, кто вырос в безопасности и комфорте, обычно живут согласно «медленной» стратегии, а именно: с усердием и ответственностью подходят к учебе, не спешат вступать в брак и становиться родителями, прислушиваются к советам близких.

Зачастую для людей, переживших значительные потрясения в детстве, характерна «быстрая» стратегия. Это значит, что они очень рано вступают в половые отношения и, соответственно, становятся родителями. Минус также состоит в большой степени неопределенности их будущего.

Отличие двух стратегий заключается в скорости наступления награды или, иначе говоря, при «быстрой» стратегии человек согласен на сиюминутное удовольствие, которое в будущем принесет мало преимуществ. При «медленной» стратегии люди готовы ежедневно ограничивать себя во многом, однако зная, что это поможет достичь очень высоких результатов в будущем.

Вместо того, чтобы рассуждать, какая стратегия лучше, а какая хуже, надо понимать, что каждая стратегия абсолютно уместна в контексте детства конкретного ребенка. Например, дайте конфету детям и скажите, что если они потерпят и не съедят ее в течение 30 минут, то им дадут еще по одной конфете.

В этой ситуации ребенок, выросший в любви и стабильности, будет согласен ждать. И вы, наверное, подумаете, что это единственный мудрый вариант. Однако ребенок, с детства окруженный неблагоприятными условиями, поступит по-другому и тоже будет прав, потому что его родители могут не выполнить обещание, тогда велика вероятность того, что он не получит ни одной конфеты. Во втором случае использовать стратегию «бери, пока дают», это не глупо, это разумно, так как обусловлено нестабильной окружающей средой.

Таким образом, нужно понимать, что адаптированное поведение ребенка в определенных условиях и преимущества, которые дает суровое детство это абсолютно разные вещи.

Непредсказуемость это хорошо?

При изучении скрытых преимуществ трудного детства ученые уделяют основное внимание двум аспектам: заторможенности и способности переключаться с одного задания на другое. Психологи предположили, что люди, выросшие среди непредсказуемости, будут испытывать сложности со скоростью реакций, но при этом им будет довольно легко концентрировать внимание поочередно на разных объектах и явлениях.

Чтобы проверить верность предположений, было проведено два эксперимента. Первый состоял в измерении скорости реакций мозга людей во время чтения разных текстов. В одном тексте рассказывалось о человеке, который искал потерянные ключи, а в другом о кризисном состоянии экономики XXI века.

Для эксперимента были подобраны люди, детство которых проходило в благоприятных и неблагоприятных условиях с точки зрения психологии. Во время чтения текста о ключах показатели всех испытуемых были примерно одинаковыми. Однако при чтении статьи об экономике показатели тех, кто вырос в непредсказуемых условиях, были значительно ниже, чем у остальных участников.

Второй эксперимент по переключению внимания между заданиями, дал абсолютно другие результаты. Оказалось, что в условиях неопределенности люди, выросшие в непредсказуемой среде, превосходят остальных, так как могут гораздо быстрее переключать свое внимание между объектами, а самое главное делать это без потери точности. Однако в контролируемых условиях обе группы имели одинаковые показатели.

Известный психолог Брюс Эллис из Университета штата Юта, в своих трудах рассказывает о когнитивной гибкости. Она представляет собой способность абстрагироваться, которая обычно проявляется у человека вместе с креативностью. Это значит, что люди, детство которых было наполнено стрессом, четко разделяют все дела на важные и неважные. Они будут концентрировать свое внимание только на тех вещах, которые этого действительно достойны. Такие личности не зацикливаются на доведении всего до совершенства, как это обычно делают те, кто вырос в роскоши.

«Мы ни в коем случае не утверждаем, что тяжелое детство является позитивным фактором», настаивают Гришкевичиус и Митал.

Глубже изучая потенциальные возможности человека, ученые пришли к интересному выводу: если стереотипы, навязанные обществом, мешают человеку жить и делают его неуверенным в себе, то их просто нужно выкинуть из головы. Например, из-за стереотипов люди могут так и не попытаться изменить свою жизнь. Однако надо помнить, что наличие печального прошлого еще не говорит о том, что будущее нельзя сделать лучше.

Взрослыми, не осознающими ценность самостоятельного управления своей жизнью, становятся те дети, которые росли с ощущение того, что они ничего не могут контролировать.

Стив работает программистом в Нью-Йорке. Он вспоминает, что во время Рождества, когда он был ребенком, ему пришлось прятаться от родителей под диваном в подвале, потому что они устроили скандал. «Отец и мать тратили слишком много времени на ругань, и у них совсем не оставалось сил для того, чтобы заботиться обо мне», говорит Стив. В детстве он по собственному желанию выполнял много работы по дому, но родители не ценили этого. В надежде привлечь их внимание, когда ему было 10 лет, он вскрыл себе вены, но это не помогло. «Даже когда дела в семье шли хорошо, мне все время казалось, что беда не за горами, к сожалению, плохое предчувствие никогда меня не подводило», вспоминает Стив. Этот талантливый программист убежден, что суровое воспитание помогло ему пережить тяжелые моменты, связанные с карьерным ростом.

Сейчас во взрослой жизни его мышление отличается высокой гибкостью, он способен брать на себя огромную ответственность без тени сомнения. Когда Стив сталкивался с непредсказуемостью, он не воспринимал ее в качестве проблемы. Вся его жизнь постоянно находится на грани успеха и провала. Непредсказуемость стала для него нормой.

Изучением влияния психологической среды на память ребенка занимается Чираг Митал, сейчас он проводит исследования в Техасском университете. Недавно ученый пришел к следующему выводу: у детей, окруженных непредсказуемостью, память обновляется очень быстро, то есть нерелевантная информация легко забывается и сменяется релевантной.

Бьянки убеждена в том, что люди, с детства окруженные стрессом, обладают способностью к ассоциативному обучению, то есть могут легко видеть связи между определенными объектами и явлениями. Иначе говоря, осознавать, что любое поведение чревато соответствующими последствиями.

Окружающая среда постепенно меняется, заставляя нас приспосабливаться к ней. Предположим, что два человека получили неправильные инструкции к компьютерной игре. Первый игрок вырос в стабильности, а второй с детства окружен неопределенностью. Как вы думаете, кто победит? Первый привык следовать правилам и в реальной жизни. Однако он не задумывается, что если существующие правила его не устраивают, то он может их изменить.

Второй человек не будет играть по инструкции, так как это не поможет ему достичь желаемого результата, поэтому он сразу же начнет импровизировать, придумывать новые решения. Здесь проводится параллель между компьютерной игрой и реальной жизнью. Мы видим, что людям, выросшим в непредсказуемых условиях, гораздо легче адаптироваться к трудностям, которые ежедневно подбрасывает жизнь.

Глубокое погружение в проблему

Интересно, что хорошее отношение родителей не всегда положительно влияет на ребенка. Например, люди, которых в детстве слишком много хвалили, вырастают так и не узнав, что такое неудача. В результате они не готовы к реальной жизни, потому что им не хватает уверенности, стойкости и решительности.

Стресс бывает полезным, но только в умеренных количествах. Это доказывают исследования, проведенные Марком Сери в университете в Буффало. Оказалось, что люди, пережившие средний уровень стресса, гораздо более устойчивы к жизненным трудностям (также они реже страдают от хронических заболеваний спины), чем те, у кого в жизни стрессовых ситуаций либо практически не было, либо было чересчур много.

Особый интерес представляет норадреналин. Это химическое вещество помогает нам фокусировать внимание, когда мы сталкиваемся с чем-то новым, неожиданным или пугающим.

«В умеренных дозах норадреналин оказывает чудотворное воздействие на мозг», утверждает клинический психолог и когнитивный нейробиолог Ян Робертсон, который известен своим трудом «Тест на стресс».

Норадреналин помогает созданию таких связей в мозге, которые значительно улучшают память и способность к обучению. Чем выше уровень IQ человека, тем больше вырабатывается норадреналина в момент столкновения с опасностью.

Данное гормональное явление помогает понять, почему те, у кого было тяжелое детство, могут очень быстро и точно определять появление угроз. Например, видеть по глазам людей то, что творится у них в душе, и что они намериваются делать. Робертсон говорит, что огромное количество стресса может привести к избыточной выработке норадреналина, которая, в свою очередь, способствует увеличению уровня кортизола, оказывающего разрушительное воздействие на клетки. В результате всего этого человек в зрелом возрасте начинает страдать сосудистыми заболеваниями, что чревато летальным исходом.

«Последствия влияния стресса зависят от многих факторов», говорит Франкенхайм, один из руководителей научно-исследовательской сети по адаптации к детскому стрессу в университете штата Юта.

Темперамент это врожденное явление, которое определяется комбинацией унаследованных генов. Даже если дети воспитывались в одинаковых семьях, они все равно вырастут разными людьми и будут вести себя по-разному в похожих ситуациях. Причина таких отличий кроется в типе темперамента. Врожденные биологические различия могут способствовать разной ответной реакции на одинаковые события.

Мы сами создаем свое счастье

Лилиан признается, что стала подозрительной по отношению к людям из-за того, что провела большую часть детства с жестокой матерью, страдающей параноидальной шизофренией. Однако девочка не превратилась в замкнутого человека, она все время пробовала себя в новых профессиях, например, была актрисой, художником, общественным деятелем, преподавателем по актерскому мастерству и даже предпринимателем.

Муж Лилиан принимал активное участие в построении карьеры жены, сопровождая ее в путешествиях по разным странам. Супруги очень длительное время провели в Японии. Лилиан говорит, что в ее жизни нет ничего стабильного, кроме преодоления постоянно возникающих трудностей.

Благодаря более глубокому изучению когнитивной адаптации становится ясно, почему дети, подверженные стрессу с ранних лет, могут иметь высокую успеваемость и быть лидерами в кругу одноклассников.

Когда такой ребенок начинает ходить в школу, его поведение можно сравнить с кошкой, которая выпустила когти, чтобы защищаться.

Все усилия учителей в данном случае направлены на то, чтобы создать для этого ребенка комфортные условия, сделать его более доверчивым к преподавателям, образно говоря, заставить кошку втянуть коготки. Однако перевоспитание человека это очень сложная задача.

«Тот, кто никогда в жизни по-настоящему не страдал, интересен в такой же степени, как и куст», утверждает психиатр Ян Морган Крон. Он также считает, что в разговоре с людьми, которые не сталкивались с неудачами, нельзя почерпнуть для себя ничего ценного.

В практике Крон встречал людей, выросших в такой негативной среде, которая породила в них сомнения по поводу собственного интеллекта, темперамента и психического состояния. Это в результате приводило к программированию своего сознания на неудачи, то есть люди считали, что они никогда не смогут оправиться от того, через что они прошли, а также, что у них нет чего-то очень важного внутри, что делало бы их жизнь счастливой. Такие личности потеряли веру в себя, погрузились в страдания, всячески избегая возможностей, предоставляемых судьбой.

Люди, которые научились бороться со стрессом в прошлом и опровергать мрачные взгляды относительно их будущего, не понаслышке знают, что такое надежда.

«Мы есть не что иное, как истории, которые рассказываем о себе», уверен Крон. Однажды психиатр попросил добровольца рассказать историю его жизни за 5 минут так, чтобы всем стало ясно, что он является жертвой. Когда рассказ был окончен, Крон попросил этого же человека поведать ту же историю только так, чтобы все поняли, что он герой. Доброволец удивился и спросил: «Разве так можно?», «Конечно!» ответил Крон.

Во второй истории мы не собираемся отрицать факты, мы просто по-другому смотрим на жизнь, акцентируя внимание на ее светлых сторонах. Все дело в том, что мы сами выбираем интерпретацию, и это дает нам огромную силу исцеления сознания.

Те, кто смирился со своим прошлым, не нуждаются в аргументах. Лилиан считает себя реалистом, недавно она опубликовала свою первую книгу.

«Я научилась изменять все то, что в моих силах, и жить в согласии с тем, с чем следует смириться. Тот факт, что я еще жива, заставляет меня двигаться вперед. Я искренне верю, что в каждом из нас скрыт огромный потенциал. Наши возможности безграничны!» пишет Лилиан.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *