Что значит творчество 2 класс литературное чтение
Тест с ответами по литературному чтению во 2 классе. Тема: Устное народное творчество
Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. Анапа
Проверочная работа по литературному чтению составлена по программе Школа России. Данная работа проводится после изучения произведения и направлена на проверку знаний учащихся по изученному разделу. Работа построена в форме теста и легко доступна ученикам.
Учитель с помощью этой работы сможет проанализировать глубину знаний и понимание учащимися изученного материала.
1. Что означает выражение «из уст в уста»?
А. изо рта в рот
Б. запомнить и пересказывать друг другу
2. Что относится к устному народному творчеству?
А. загадки, сказки, потешки, пословицы
Б. небылицы, рассказы, поэмы, поговорки
В. повести, считалки, рассказы, народные песни
3. Определи жанр произведения:
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
А. скороговорка
Б. загадка
В. пословица
4. К какой сказке относится пословица: Робкого и тень страшит.
А. У страха глаза велики
Б. Петушок и бобовое зёрнышко
В. Лиса и тетерев
5. Чего нельзя отнести к загадке?
А. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Б. Поспешишь – людей насмешишь.
В. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
6. Из какой сказки эти строчки?
«У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой»
А. Каша из топора
Б. Лиса и тетерев
В. Петушок и бобовое зёрнышко
7. Какие из этих сказок являются народными?
А. Каша из топора
Б. Сказка о рыбаке и рыбке
В. Лиса и журавль
8. В какой сказке один из персонажей заяц?
А. Петушок и бобовое зёрнышко
Б. Лиса и журавль
В. У страха глаза велики
9. Найди пословицу о дружбе
А. Чтоб из ручья напиться, нужно наклониться
Б. Не стыдно не знать, стыдно не учиться
В. Друг за друга стой – и выиграешь бой
10. Кто не помогал Алёнушке спасти братца Иванушку?
А. яблонька
Б. речка
В. щука
11. К какому жанру относится произведение, которым пользовались дети перед игрой?
А. загадка
Б. скороговорка
В. считалка
Ответы:
1. б
2. а
3. в
4. а
5. б
6. а
7. а, в
8. в
9. в
10. в
11. в
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Устное народное творчество
Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с устным народным творчеством; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.
Оборудование: диапозитивы, открытки, альбомы, дающие представление об изделиях из дерева, бересты, глины, созданных народными умельцами и ремесленниками; изделия с гжельским узором, хохломской росписью; карточки с потешками, песнями; учебники.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворения Р. Сефа «Читателю» наизусть.
III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
— Ребята, на доске зашифрованы слова. Расшифруйте их.
1. 4,1; 6,1; 5,1; 1,2; 2,1; 3,1.
2. 1,2; 1,1; 4,2; 2,1; 6,2; 1,2; 2,1; 3,1.
3. 5,1; 7,1; 2,1; 4,2; 2,2; 3,1; 6,1; 5,1; 7,1; 2,1.
(Дети расшифровывают слова, учитель записывает их ниже или выставляет карточки со словами. Получится: «Устное народное творчество».)
— Вы расшифровали название раздела учебника, который мы начнем сегодня изучать. Как вы понимаете это название?
— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?
IV. Физкультминутка
Лебеди
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Быстро, бесшумно на воду садятся.
Лебеди летели и на воду сели.
Сели, посидели, снова полетели.
V. Работа по теме урока
— Разберемся с помощью авторов учебника, проверим наши предположения.
(Дети читают текст на с. 14.)
— Как вы поняли слово «устное»? (Примерный ответ. Устное — значит, из уст в уста, т. е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец — сыну, бабушка — внучке и т. д. Атак как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)
— Что означают слова «творчество» и «народное»? (Примерный ответ. Творчество — от слова «творить», т. е. создавать. Народное — значит, что это создал народ, а не кто-то один.)
— Найдите в словарике (с. 213) объяснение выражения «передавать из уст в уста».
— Ребята, как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? (Загадки, пословицы, сказки.)
— Прочитайте пословицы на с. 15, объясните их смысл.
— Что ценит русский народ, каких людей уважает? (Ценит труд, уважает трудолюбивых людей.)
— Придумайте рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».
(Ученики работают самостоятельно.)
— Расскажите, что у вас получилось.
VI. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать?
— Как вы понимаете его название?
Домашнее задание
Выписать в рабочую тетрадь несколько пословиц о трудолюбии.
Литературное чтение. 2 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 2 класс
Урок 10. Оценка достижений по теме «Устное народное творчество»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Обобщение знаний по теме раздела «Устное народное творчество»
Фольклор – устное народное творчество.
Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.
Сказки про животных — древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др.
Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.
Концовка – заключительная часть сказки.
Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.
Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29
3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.
На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях; научимся их различать; сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.
Основное содержание урока
Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах.
Народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.
Одним из жанров устного народного творчества является лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих. Каждая мама поет своему ребенку колыбельные песни. В старину часто использовались специальные песенки-заклички. Помните?
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Дождик, дождик, пуще,
Дождик, дождик, посильней,
Огород ты наш полей!
Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий,
Догадайтесь, кто она?
Другой жанр устного народного творчества связан с весельем и игрой. Это загадка. В загадках нас спрашивают про какой-либо предмет, не называя его. Они заставляют нас задуматься, поразмышлять. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадка развивает ум, сообразительность, смекалку. В будущем умение загадывать и отгадывать загадки вам пригодиться. Недаром есть такая поговорка «загадка – для ума зарядка». Загадка всегда требует отгадку. Отгадайте загадки.
Крашеное коромысло через реку повисло
Золотое решето черных домиков полно.
«Без пословицы речь не молвится»,- говорили на Руси. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется. В них говорится о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», о труде: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», о материнской любви: «При солнышке тело, при матери – добро».
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.
Разбор типового тренировочного задания
Малые жанры фольклора – это:
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Разбор типового контрольного задания.
Зачеркните слова, не относящиеся к сказкам:
лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка
Класс: 2
Презентация к уроку
Цель урока: обобщить знания детей об изученных видах устного народного творчества, прививать любовь к истории своей Родины, закрепить умения школьников разбираться в различных жанрах устного народного творчества.
1. Вступительное слово учителя:
Устное народное творчество появилось очень давно, когда у людей возникло желание делиться друг с другом своими мыслями, чувствами и мечтами. Изучая жанры устного народного творчества, вы научились любить еще больше свою страну и прикоснулись к истории нашей Родины.
Давайте сегодня повторим все, что мы узнали на этих волшебных уроках, путешествуя по волнам чудесных открытий. Удачи вам!
2.Основной ход урока:
1) Какие виды устного народного творчества вы знаете?
Давайте проверим, что скажут нам волны синего океана.
(Учитель показывает Слайд 2 презентации.)
Конечно, вы правы. Мы знаем:
2) Следующая остановка – “ русские народные сказки”.
Учитель: “Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях. Это сказки о людях, их поступках и отношении друг к другу. Также вы знаете и сказки о животных, которые сочинил наш народ.
Какие сказки вы знаете?
Чему учат народные сказки?
Назовите любимую сказку.
А сейчас давайте поиграем, отгадывая названия сказок.
Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
(Ответ: колобок.)
Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
(Ответ: Емеля.)
В) Еще одна загадка
На кочке болотной
Невестушка ждет,
Когда же за нею
Царевич придет.
(царевна-лягушка)
3)Следующая остановка – “Потешки”.
Для чего они создавались? (Рассмешить народ и в смешной форме показать отрицательные черты человека и его ошибки.)
Где можно было услышать потешки? (На ярмарках, народных гуляниях и праздниках.)
Вспомни наизусть свои любимые потешки.
4) Остановка – “Скороговорки”.
Какие скороговорки ты знаешь?
Что такое скороговорка?
Какой темп речи нужен для скороговорки? (Быстрый и четкий.)
Вспомни несколько скороговорок.
Что такое загадки?
Что развивает загадка в человеке?
Вспомни твои любимые загадки.
1. – Стоит чудо в семи шубах,
Кто его тронет – сам заплачет.
(Лук.)
2 – Стоит в горшке
На окне ежик.
(Кактус.)
3. Горбатый мост
На четырех столбах стоит.
(Верблюд.)
4. В пустом дупле по сто домов.
По сто котлов,
В середине – ярмарка.
(Улей.)
5. Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)
6) Остановка “Былины”.
Герои былин – богатыри, которые обладали недюжинной силой, умом и отвагой.
Былины – это произведения русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далеком прошлом.
Каких героев былин ты знаешь?
Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.
Назови те былины, которые ты уже читал?
7) Остановка “Колыбельные песни”.
Учитель: Название песни “колыбельная” происходит от слова “колыбель”. Колыбель – это кроватка для младенцев, которую можно покачивать. Мама покачивала ребенка и пела песенку. Эта песенка помогала малышу засыпать.
– Прочитайте выразительно колыбельные песни, которые вы подготовили.
«Творческие работы на уроках литературного чтения во 2 классе»
Киргизова Светлана Александровна,
Учитель начальных классов МБОУ ТСОШ№3
Статья на тему «Творческие работы на уроках чтения во 2 классе»
В системе уроков чтения учителю нередко приходится иметь дело с разными
видами творческих работ одновременно. В связи с этим могу выделить общие умения, которыми ученикам необходимо овладеть при выполнении творческих работ:
— умение представлять, т. е воссоздать в воображении прочитанное;
— умение отобрать из текста произведения материал, необходимый для последующей творческой работы;
— умение словесно оформить возникшее представление:
— умение прочитать реплику, выразить в ней особенности характера и настроения персонажа.
Уроки литературного чтения во 2 классе открывают для развития коммуникативных умений учащихся большие возможности. Их формированию способствуют творческие работы, которые являются неотъемлемым компонентом системы начального литературного образования младших школьников. В ходе которых учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.
Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения. Ученики должны ориентироваться в нем, отбирать материал, эпизод для иллюстрации, сценку для драматизации и т.д.
Из своего опыта предлагаю творческие задания, которые можно использовать на уроках литературного чтения.
— выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения;
— словесное рисование картин;
Использую следующие приемы:
2.Словесное иллюстрирование (рисование) которое ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения.
Обучение словесному рисованию начинаю с создания жанровых (сюжетных) картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране.
Уже на первом этапе обучения словесному рисованию эффективно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответствующая картинка. Например, в ыбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации. Далее ученики словами «рисуют» картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по литературному чтению. Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры сделать словесное рисование к тексту. («В учебнике нет иллюстрации. Попробуем создать ее сами».)
3.Творческий пересказ. Смысл которого заключается в передаче содержания с какими-либо изменениями.
На уроках литературного чтения я использую следующие варианты изменений:
— придумать, как могли разворачиваться события дальше;
— добавления: что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
— придумать, как могли разворачиваться события дальше;
— изменить рассказчика (повествование ведется от третьего лица – пересказ строится от первого лица; повествование – с точки зрения рассказчика, а пересказ предлагается построить с точки зрения главного героя);
4.Считаю, что самым трудным, но и самым интересным приемом организации творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения является драматизация во всех ее формах:
— постановка живых картин;
Драматизация нравится ученикам, потому что в процессе они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену. Очень интересно инсценировать эпизод, с использованием музыкального сопровождения, костюмов, декораций.
5.Отмечаю, что такой прием как чтение по ролям целесообразно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня.
Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему провести подготовительную работу.В начале выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, определить сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключении эпизод читается по ролям вызванными детьми.
6.Пантомима – помогает через движение уяснить и объяснить содержание и форму произведения. Например, знакомясь с отрывком из поэмы «Крестьянские дети» Н. Некрасова, предлагаю ребятам показать, как они это себе представляют, или прошу продемонстрировать, какие знаки подавал Коля, когда звал ребят играть в снежки, Саша – когда, звал кататься на лыжах и санках (читая рассказ В. Сутеева «Снежный зайчик»).
7. Живая картина дает возможность продумать мизансцену, позы действующих лиц, которые выражают определенное состояние каждого героя. Так, после чтения и анализа рассказа Н. Носова «На горке» можно предложить детям изобразить в застывшем движении (в позе) немую сцену, когда ребята вышли во двор и увидели испорченную песком горку:
— кто-то развел руками;
— кто-то схватился за голову;
— кто-то наклонился над горкой, пытаясь понять, нельзя ли песок убрать;
— кто-то уже взялся за лопату с целью исправить положение и т.п.
Или немую сцену из сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты», когда разбойники пытались пробраться в домик в лесу и как их встретили кот, собака, осел и петух.
8.Интересную работу можно проводить по созданию своих небольших диафильмов на основе прочитанного произведения. Детям я даю следующие задания:
— подумайте, какие строки из текста вы соотнесете с кадрами;
— по материалам прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;
— определите количество кадров.
Все используемые виды творческих работ не только помогают глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством собственного отношения к прочитанному произведению.
Творческие работы – это инструмент познания, мышления, речи, они обладают богатыми возможностями для развития коммуникативных умений детей.
В процессе творческих работ (выразительное чтение по ролям, словесное рисование, творческий пересказ, инсценирование ) происходит активное развитие речи младших школьников: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, чувства.
Кроме этого, ученик, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, и именно это помогает ему в ориентировке во взаимоотношениях с людьми, способствует развитию самосознания и самооценки, а главное развитию коммуникативных умений.
На мой взгляд, творческие работы на уроках литературного чтения должны занимать особое место в процессе работы над художественным произведением.
Творческие работы, используемые учителем на уроках литературного чтения имеют ряд преимуществ:
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
способствуют развитию речи: разговорной, деловой, художественной; приобщают детей к литературе как к искусству, обеспечивают благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, развивают самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой коммуникации учащихся;
позволяют успешно реализовать принципы развития речи, коммуникативную функцию языка, обеспечивают практическую направленность обучения искусству речи, умение общаться с собеседником, отстаивать свою точку зрения, умение слушать и вступать в диалог;
в процессе творческих работ по следам прочитанных произведений ученик становится не пассивным объектом педагогических воздействий, а активным участником.
Таким образом, в процессе творческих работ учащихся по следам прочитанного художественного произведения у младших школьников развивается группа умений, составляющих основу межличностной коммуникации: умении пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение публично выступать.