Что значит творческое задание по математике

Творческое задание на уроках математики

Разделы: Математика

Многие считают, что главная задача образовательного учреждения – обучающая, т. е. передача ученику определённого набора знаний, умений и навыков. Но это далеко не так! В последнее десятилетие в педагогическом сознании произошёл сдвиг в понимании всего комплекса вопросов, связанных с образованием. Мы наблюдали, как происходит смена рецептивно-отражательного подхода к мышлению и образованию на конструктивно-деятельный. Всё больше актуализируется лично-ориентированное образование, связанное с освобождением творческой энергии каждого человека, находящегося в системе педагогических отношений.

Развитие творческой потенции ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству. Согласимся с русским классиком Л.Н. Толстым, который считал: “Если ученик в школе не научился творить, то в жизни он будет только подражать, копировать”. Эти слова актуальны и сейчас.

Быстрота мысли, сообразительность, способность с ходу схватывать основное, сокращать рассуждения, последовательность соответствующих действий, раскрывать связи и отношения между различными математическими понятиями, характеризуют ученика с богатым опытом творческой деятельности. Такие учащиеся проявляют творческую самостоятельность, они выполняют задания не только по готовым образцам, по аналогии, а вносят в этот процесс что-то новое. Пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают новые стороны изучаемых явлений и т. д.

Каким же образом возможно обучение творчеству? Как можно развивать творческое воображение в рамках целостного педагогического процесса, в частности на уроках математики? Попробуем ответить на эти вопросы.

Любой человек, обладающий специальными знаниями и навыками выполнения определённой деятельности (в том числе творческой), способен осуществить её. Поскольку нет принципиальных различий между деятельностью вообще и творческой деятельностью, то любой субъект, обладающий достаточной подготовленностью способен осуществить деятельность на уровне творческой деятельности. Таким образом, несмотря на то, что творческая деятельность есть сложнейший процесс, включающий в себя цели, интересы и средства их достижений, она не является уделом только избранных, талантов, гениев.

Реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе – несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности учащемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках математики, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. По нашему мнению творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны.

Итак, под творческим заданием мы понимаем вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.

Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.

Мы определяем содержание творческих заданий следующим образом. Рассмотрим творческие задания, сконструированные в соответствии с программными требованиями и учебниками “Математика – 5” и “Математика – 6”, так как творческие задания должны помогать усвоению теоретического курса математики.

Как же, не перегружая учебный план, реализовать выполнение этих заданий в системе? Основную часть творческих заданий мы предлагали классу для домашнего выполнения, причём в подавляющем числе случаев по желанию. После чего результаты творческих заданий просматриваются учителем, анализируются школьниками, из них отбираются лучшие, которые в дальнейшем предлагаются учащимся параллельных классов. Хочется отметить высокий интерес учащихся к задачам, которые составили дети из других классов.

В течение учебного года проводились конкурсы на включение рассказов, задач, сказок и других продуктов творческой деятельности в самодельный сборник, который эффективно далее использовался в целостном педагогическом процессе (во внеклассной работе по предмету, на родительских собраниях, в школьных математических олимпиадах, в учебном процессе последующих классов).

Следует отметить, что если в начале нашей работы творческие задания выполнялись около трети учащихся класса, то в дальнейшем это число возрастает почти вдвое, причём активное участие в такой творческой работе принимают и слабоуспевающие ученики. Как видим, резко повышается мотивация творческой познавательной деятельности. На заключительных этапах работы почти все учащиеся класса активно подключаются к творческой деятельности.

(самостоятельное составление задач, примеров и пр. оригинального содержания, аналогичных ранее решенным задачам);

Проводить весь учебный процесс, на уроке только используя задания творческого характера невозможно, необходимо чередовать творческую деятельность с деятельностью алгоритмической, стереотипной. В связи с этим в творческих заданиях предусмотрены тренинги, которые способствуют многократному повторению заданий одного типа для лучшего закрепления материала и быстрой наработки навыка.

Например, рассмотрим задания из темы “ Признаки делимости” 6класс.

На 4 делятся числа, которые оканчиваются двумя нулями или у которых две последние цифры составляют число, делящееся на 4.

189512 делится нацело на 4, т.к. две последние цифры составляют число 12. Ответь на вопросы:

а) делятся ли на 4 числа и почему: 315668; 109814748; 400044014,578600?

б) будут ли делиться на 4 числа, если вместо * поставить любые цифры?

**32; **76; **16; **70; **48; **61; **50; **20?Объясните свой ответ.

в) придумайте свои многозначные числа, которые будут делиться на 4.

Проанализируем в качестве примера ещё одно задание по теме “ Разложение числа на простые множители” 6 класс.

а) Запишите простые числа в лепестках ромашки так, чтобы произведение всех этих чисел равнялось 240.

б) Нарисуйте “ простую ромашку” для числа 144. Сколько у неё будет лепестков?

в) Можно ли нарисовать “ простую ромашку” для числа 47? Обоснуйте ответ.

г) Выберите какое-нибудь своё число, нарисуйте для него “ простую ромашку”, если это возможно.

Мы видим, что это задание носит характер занимательности. В ходе урока это задание можно обыграть. Этапы а), б), в) можно использовать в ходе небольшого соревновательного момента на уроке. В зависимости от целей и задач урока задание “ простая ромашка” может быть использована как на повторении, на закреплении, так и в домашнем задании.

На наш взгляд, творческие задания могут с успехом использоваться для решения целой группы задач в педагогическом процессе: образовательных, развивающих, воспитывающих. Таких как развитие познавательных процессов личности школьника; развитие эмоционально – волевой сферы учащихся; воспитание интереса; развитие мотивационной сферы учащихся; развитие коммуникативных умений и др.

Более подробно остановимся на заданиях, в которых требуется создать нечто новое. В нашем случае это составление задач. Составление задач учащимися имеет большое значение не только для проверки усвоенных ими знаний, но также способствует развитию творческой активности учащихся. Умение учащихся критически подходить к условию задания, анализировать данные в условии задания и отношения между ними является одной из черт творческой активности. Составление задачи требует от ученика актуализации образов прошлого опыта, применения ранее полученных знаний, умений и навыков в иных связях и отношениях.

Вначале учащиеся выполняют на уроках серию задач по определённой теме, причём с нарастанием сложности (8–10 мин.). Также предусмотрены задачи с разнообразным интересным и занимательным содержанием, чтобы стимулировать более разнообразный выбор темы при составлении новой задачи.

Тематика задач в дальнейшем сильно расширяется. У отдельных учащихся задачи отличается оригинальностью, многообразием образов, необычностью сюжетов, более связаны с жизнью, интересами подростков, их чувствами и межличностными отношениями, всё чаще в них присутствует юмор.

Обязательно предусмотрены задания на составление задач, сочинение сказок, рассказов, составление законов, математических игр. Итогом работы по четвертям являются творческие задания, которые учащиеся выполняют самостоятельно дома в каникулярное время. Они выполняют это задание на альбомных листах в виде авторского сборника творческих заданий, красочно, с рисунками. Виды творческих заданий учащиеся выбирают сами по желанию, кому, что больше нравится.

Инструкция учителя: выберите на свое усмотрение такие виды творческих заданий, которые вам понравились и выполните их. Можно предложить что-нибудь свое оригинальное.

На наш взгляд составление задач учащимися по различным темам курса математики наиболее продуктивно способствует развитию творческого воображения, так как они в процессе составления задач создают нечто новое.

Таким образом, применение творческих заданий в целостном педагогическом процессе реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной творческой работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности.

Источник

Статья по математике «Творческие домашние задания»

Минхайрав Алмаз Фоатович

Учитель математики МАОУ г. Набережные Челны

«Средняя общеобразовательная школа №35 с углубленным изучением отдельных предметов»

Творческие домашние задания.

Известно, что человек начинает мыслить, когда перед ним встают вопросы. Каждый из них заставляет нас задуматься? Мыслительный процесс начинается тогда, когда перед нами возникает задача или проблема, у которой нет готового решения. Мышление зарождается удивлением, недоумением или попыткой разрешить противоречие.

Мышление процесс познания нового. Как и другие качество ума, его можно развивать, последовательно обучая отдельным элементам. В школе учителя стараются развивать простейшие мыслительные умения: форма постановки вопросов, приемы обобщения, выделения части из целого, определение закономерности, умение делать умозаключения. Попутно идет развитие гибкости широты мышления. Гибкость ума проявляется в умении вовремя переключиться на другие способы решения поставленной задачи, если уже примененные способы не приводят к успеху. Широта мышления в общем виде проявляется в умении видеть изучаемый предмет с учетом всех его свойств. До недавнего времени проблеме развития не уделялось достаточного внимания. Но в наши дни целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории практики. Большой интерес представляет использование познавательных задач, творческих заданий и упражнений по развитию мыслительной деятельности учащихся. Познавательные задания включают систему действий и операций, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, вплоть до операции логического и творческого мышления [1; с.80-81 ].

Ставя перед собой задачу развития способностей ребенка, принимая решения о путях достижения этой цели, о приемах и методах работы, учитель выделяет для себя как область ближайшего развития ученика, так и область перспективных ожиданий развития творческих, умственных, коммуникативных компетенций личности. Основополагающими принципами работы любого учителя должна стать «теория действия», в соответствии с которой только деятельность ребенка способна стать отправной точкой для всестороннего развития. Находится ли ребенок на уроке или в повседневной бытовой ситуации, он всегда совершает определенные действия, направленные на достижение кратковременных или долговременных целей [2; с.125].

Уважаемые коллеги. Я хочу поделиться опытом использования творческого домашнего задания на своих занятиях.

За то небольшое время проведенное мною в школе я понял, что стандартное домашнее задание, усиливает перегруженность наших учеников. Школьник чисто физически не может подготовить всё то, что задали его учителя. Но дело здесь не только в объёме, но и в стереотипно-шаблонном характере самого задания, выполнять которое не только трудно, но и ужасно нудно.

Быстрота мысли, сообразительность, способность с ходу схватывать основное, сокращать рассуждения, последовательность соответствующих действий, раскрывать связи и отношения между различными математическими понятиями, характеризуют ученика с богатым опытом творческой деятельности. Такие учащиеся проявляют творческую самостоятельность, они выполняют задания не только по готовым образцам, по аналогии, а вносят в этот процесс что-то новое. Пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают новые стороны изучаемых явлений и т. д [3; с.86].

В своей практике я часто использую творческие домашние задания, которые способствуют активизации обучающихся и повышению интереса к изучению предмета. Через эти задания можно осуществить межпредметные связи и показать прикладную сущность предмета. Ребятам очень нравятся задания, которые позволяют продемонстрировать их увлечения, интересы и кругозор.

Под творческим заданием мы понимаем вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.

Применение творческих заданий на уроках способствует формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку [4; c.138].

Обязательно предусмотрены задания на составление задач, сочинение сказок, рассказов, составление законов, математических игр. Итогом работы по четвертям являются творческие задания, которые учащиеся выполняют самостоятельно дома в каникулярное время. Они выполняют это задание на альбомных листах в виде авторского сборника творческих заданий, красочно, с рисунками. Виды творческих заданий учащиеся выбирают сами по желанию, кому, что больше нравится

Примерные творческие задания за 1 полугодие(6 класс):

Если ты представляешь себя сказочником, то сочини сказку “Из жизни дробей”.

Если ты любишь сочинять стихи, то придумай стихи на изученные правила, свойства, законы.

Если тебе нравиться придумывать задачи, то составь задачи оригинального содержания на любую изученную тему. Количество задач не ограничено и не регламентируется.

Если ты просто любишь рисовать, то нарисовать картину “игры с закономерностями” (использовать кошек, человечков, домики, квадраты и др.) тебе не составит труда.

Если ты любишь играть, то придумай математическую игру с дробями.

Составь кроссворд по теме “Дробные числа”.

И, наконец, напиши математическое сочинение по одной из предложенных тем: “История дроби”, “Как дроби помогают человеку”, “Мои любимые задачи”, “Математические забавы с дробями”.

Примерные творческие домашние задания, которые я предлагаю учащимся 8-9 классов

составление задач на проценты с использованием реальных ситуации;

начертить план нынешнего и будущего дома или квартиры при прохождении темы «Масштаб»;

придумать задачи на составление уравнений;

построение рисунков на плоскости по координатным точкам;

изображение рейтинга на диаграмме;

написать сочинение, рассказы по какой либо теме;

кроссворды, сканворды, ребусы;

построение фигур через ось и центр симметрии;

Некоторые примеры ученика 6 класса по теме проценты :

В моем пенале 12 ручек, 2 красных, 5 синих, 2 зеленных и 3 черных. Сколько процентов составляет из ручек красных. И округлить до целого.

Составим сначала схему:

Ответ: 17% составляет 2 красных ручек.

Сейчас бензин стоит 31.5 рублей, через 2 месяца цена подымиться на 20 %. Сколько будет стоить бензин через 2 месяца.

Составим сначала схему:

Х руб. = 31.5 *20 : 100 = 6,3 (руб.) – составляет 20 % от 31.5руб.

Ответ: через 2 месяца бензин будет стоить 37.8 рублей.

• Построение рисунков на плоскости по координатным точкам;

«Ласточка» отмечай те координаты слева на право: (-5;4), (-7;4),(-9;6), (-11;6), (-12;5), (-14;5), (-12;4), (-14;3), (-12;3), (-11;2), (-10;2), (-9;1), (-9;0), (-8;-2), (0;-3), (3;-2), (19;-2), (4;0), (19;4), (4;2), (2;3), (6;9), (10;11), (3;11), (1;10), (-5;4).

Что значит творческое задание по математике

Построение фигур на движение, выполнил ученик 8 класса:

Что значит творческое задание по математике

Инструкция учителя: выберите на свое усмотрение такие виды творческих заданий, которые вам понравились и выполните их. Можно предложить что-нибудь свое оригинальное.

Подведу итог всего вышесказанного:

Кроме образовательного, чрезвычайно велик воспитательный потенциал творческих домашних заданий. Ведь учитель даёт знания прежде всего для того, чтобы воспитать человека, личность творческую, неравнодушную. И в этом благородном деле творческие задания – незаменимый помощник. Главное, чтобы в учителе не гас этот свет творчества, чтобы ему самому было всё это интересно. Если ученики увидят, что учителю тоже интересно, как выполняется домашнее задание, в каком виде оно преподносится, то они будут любить и учителя и его предмет.

2.Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов- М.- 1986.

Источник

Творческие задания на уроках математики, как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

МОУ лицей №12 г Екатеринбург

заместитель директора по учебной деятельности, учитель математики и информатики

Творческие задания на уроках математики,

как способ активизации познавательной деятельности обучающихся

Творческим считается любое действие, которое эффективно и вызывает удивление.

Цель образования сегодня – создание условий для развития и саморазвития учащихся.

Роль математической подготовки, в образовании современного человека, ставит следующие цели обучения математике в школе:

овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для полноценной жизни в обществе;

формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

формирования представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Выполнение этих целей становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся.

Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательной активности к приобретению знаний и учебной деятельности.

Проблема формирования познавательной активности является важнейшим аспектом современного обучения. Её актуальность обусловлена рядом причин:

Во-первых, обновлением содержания образования;

Во-вторых, постановкой задач формирования, у обучающихся, приёмов самостоятельного приобретения знаний, опыта творческой деятельности;

В-третьих, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Это крайне важно сегодня, так как современный человек попал в условия непрерывного образования;

В-четвертых, определенными темпами развития и отчасти совершенствованием науки и техники;

В-пятых, необходимостью совершенствования технологий обучения;

Проблема познавательной активности – это вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках и от её решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников.

Именно благодаря познавательной активности, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

Источниковая база по проблемам формированию познавательной активности обширна. Это статьи таких авторов, как Шамова Т.И., Виноградова М.Д, Первин И.Б., Шуба М.Ю., Дудина М.Н., Матюшкин А.М., Давыдов В.В., Фридман Л.Ф. и др.

Все великие педагоги, начиная с Каменского, уделяли внимание проблеме развития познавательной активности учащихся.

между необходимостью активизации познавательной деятельности на всех этапах обучения и недостаточностью научно-методических разработок и рекомендаций для работы с конкретной возрастной категорией учащихся;

между имеющимися знаниями учащихся и недостаточностью умений и навыков применить эти знания на практике;

между потребностью личности к самосовершенствованию и самовыражению и неумением самостоятельно, творчески организовать свою познавательную деятельность.

Само присутствие ученика в классе ещё не говорит о том, что он действительно осуществляет учебно-познавательную деятельность.

Любая деятельность протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Всё это имеет прямое отношение и к учебной деятельности, которая идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, если у них есть потребность в получении знаний, умений и навыков.

Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, что стимулирует познавательную активность школьников.

Познавательная активность школьника в учении не только повышает качество его общеобразовательной подготовки, но и способствует формированию активной личности.

Познавательная активность- это и цель учебной- познаватедьной деятельности, и средство её достижения, и результат.

Таким образом, познавательная активность как качество учебно-познавательной деятельности школьника является неотъемлемой её характеристикой, а поиск путей повышения активности школьников в учении выступает как важная задача педагогической науки и практики.

Повышение активности учения школьников постоянно находится в поле зрения школы. И вместе с тем необходимость дальнейшего совершенствования обучения требует решать эту задачу каждый раз на новом уровне.

Повышение познавательной активности не возможно без повышения познавательного интереса, который является главным мотивом для познавательной деятельности. Уровнем познавательной активности измеряется познавательный интерес.

Познавательный интерес это заинтересованность обучающегося в постижении знаний, удовлетворённость от процесса познания, значимость знания вообще и учебного предмета в частности.

Хорошо известно, что наличие интереса является необходимым условием процесса обучения. Чем выше интерес, тем активнее идёт обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретённых знаний, умений и навыков. Поэтому так важно знать уровень интереса учеников к обучению, контролировать и следить за его изменением.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к её содержанию, формам и методам осуществления. К процессам внимания, запоминания, осмысления в эмоциональном состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Положительные эмоции возбуждают положительное отношение к учебной деятельности и служат первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию, снижает уровень учебной тревожности, отрицательно влияющей на работоспособность и состояние здоровья обучающихся, в момент усвоения ими сложного теоретического материала.

Математика объективно является одной из самых сложных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время, имеется большое число обучающихся с явно выраженными способностями к этому предмету.

В преподавании математики накоплен определённый опыт дифференцированного обучения. Он относится в основном к обучению способных и интересующихся математикой школьников. Однако, нужно учитывать потребности и возможности не только сильных, но и тех, кому этот предмет даётся с трудом или чьи интересы лежат в других областях. Обучение должно строить так, чтобы активными были все обучающиеся. Учителю следует подбирать такие задания чтобы интересно было способным к математике и могли выполнить те кто испытывает трудности к предмету.

Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование побуждающим указаниям учителя, выполнение учебных заданий по образцам и алгоритмам.

Обучение, имеющее в своей основе репродуктивное учение, оставляет невостребованным личностный потенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной деятельности, личную инициативу, самостоятельность мышления. В настоящее время экспериментально доказано, что творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагога, которые транслируют его в процессе совместного решения учебных задач. Творческий педагог допускает вариативные решения, не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования и апробации различных способов решения одних и тех же задач, поощряет самостоятельность, делает контролирующую функцию прерогативой ученика. Вверяя ему ответственность за совершаемые действия и результаты деятельности. Учитель своими стратегиями обучения как бы «обрекает» ученика на творчество, «заставляет» осознать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий. В таких условиях обучающийся «будет вынужден» быть активным.

Принцип творческой активности обучения требует развития у школьников аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, конструктивного поведения.

Творческой активности способствуют самоуправления в учебном процессе. Обучаемые должны научиться принимать самостоятельные решения, делать целесообразные выводы и прогнозировать своё продвижение в обучении. Для этого педагог должен уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя их демократические формы в связи с развитием у них самостоятельной познавательной активности как личностного качества. Отказ от чрезмерной ненужной опёки, излишнего администрирования является необходимым условием реализации идеи творчества в обучении.

Одним из способов развития творческой активности является применение творческих заданий в обучении.

В методической литературе нет общепринятого определения понятия «творческих заданий в обучении математике». Оно считается интуитивно ясным. Однако, чтобы исследовать это понятие, его надо как то выделить. Поэтому предлагаю следующее рабочее определение.

Под творческими заданиями будем понимать те компоненты урока (способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, и с организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычайного, неожиданного, вызывают интерес у школьников к учебному предмету, связаны с жизненной ситуацией и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. Ведущей методической линией таких заданий является организация разнообразной деятельности:

В процессе этой деятельности учащиеся самостоятельно добывают знания или применяют уже имеющиеся к нестандартной ситуации.

В методике математики уже выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся творческих заданий в обучении. Перечислю некоторые из них.

Во-первых, все творческие задания, следуя К.Д.Ушинскому, принято делить на «внешние» (не связанные с содержанием урока) и «внутренние», причем «внутренние» предпочтительнее «внешних» и удельный вес их должен постепенно увеличиваться.

Во-вторых, все материалы творческого характера обычно разбивают на три группы:

материалы творческие по форме,

материалы творческие по содержанию,

материалы творческие по форме и содержанию.

В-третьих, основу творческих заданий, используемых на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.

Однако рассматривать творческие задания только с учётом связи с учебным материалом и без учёта воздействия их на мыслительную деятельность ученика нецелесообразно. Поэтому в основу разбиения материалов творческого характера предлагают положить два существенных свойства понятия «учебное творчество»: связь с учебным материалом и воздействие на мыслительную деятельность учащихся.

Получается следующее разбиение:

Под организационными творческими заданиями понимают задания, связанные с организацией урока и косвенно связанные с учебным материалом.

Под учебными творческими заданиями понимают задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися.

Учебные задания творческого характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определённому накоплению учебных знаний, умений и навыков.

Под внеучебными творческими заданиями понимают задания, обычно не связанные непосредственно с программным материалом.

Под информационными творческими заданиями понимают задания содержащие информация учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство учащихся.

Виды творческих заданий:

Использование творческих заданий целесообразно тогда,

когда есть опасность непринятия учащимися какого-либо учебного задания;

при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока;

при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;

при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

Для каждого творческого задания, которое предлагается использовать на уроке, нужно выяснить:

Будет ли оно творческим для учащихся данного класса?

Органично ли оно войдёт в структуру урока?

Будет ли его использование эффективным?

Нужно избежать таких ошибок в использовании творческих заданий на уроке:

отвлечение от темы и дидактических задач урока (резкий скачок в сторону),

неподготовленность творческого задания предыдущей учебной работой на уроке,

Классификация творческих заданий по значимости может быть:

Организационные задания – применяются в начале урока для организации учеников на работу или быстрой проверки знаний полученных на уроке или предыдущих уроков. (пример – приложение 1)

Учебные задания творческого характера ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению способствуют также определённому накоплению учебных знаний, умений и навыков.

Ведущей методической линией этих заданий является организация разнообразной деятельности: наблюдение, экспериментирование, конструирование, измерение, построение и др. – в результате которой учащиеся сами добывают знания или применяют уже имеющиеся, развивают специальные качества и умения, геометрическую интуицию, пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки, практическое применение геометрического материала.

Учебные творческие задания могут быть как индивидуальными так и групповыми, могут быть практическими (задания решаемые с непосредственным измерением, построением, изображением, геометрическим моделированием) или теоретическими.

Напряжённый темп прохождения программного материала часто не позволяет специально заниматься подобными заданиями на уроке. Здесь полезны совместные усилия учителя, учеников и родителей.

Информационные задания- задания содержащие информацию учебно-познавательного характера, которая вызывает любопытство учащихся. Обычно эта информация не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет их задуматься об общих вопросах математики.

Во время изучения темы подобия занимателен и полезен будет рассказ: «Усталый северный чужеземец пришёл в страну Великого Хапи . Солнце уже садилось, когда он подошёл к великолепному дворцу фараона, что то сказал слугам. Те мгновенно распахнули перед ним двери и провели его в приёмную залу. И вот он стоит в запылённом походном плаще, а перед ним на золочённом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители вечных тайн природы.

-Кто ты?- спросил верховный жрец.

-Зовут меня Фалес. Родом я из Милета.

Жрец надменно продолжал:

Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на неё?

Жрецы согнулись от хохота.

-Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более чем на пол- локтя. Я сделаю это завтра.

Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужеземец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они- жрецы Великого Египта!

-Хорошо,- сказал фараон. – около дворца стоит пирамида, мы знаем её высоту. Завтра проверим твоё искусство.»

Внеучебные задания- задачи, обычно не связанные непосредственно с программным материалом.

Эти задания применяётся в основном на дополнительных занятиях, Ведущей методической линией этих заданий является организация разнообразной деятельности для развития интуиции, привития интереса к предмету математика, развитие самостоятельности. При этом содержание и формы вне учебных заданий следует выбирать в соответствии с особенностями познавательной деятельности данного контингента школьников и с учётом их интересов и практических потребностей.

1.Составить историко-математический справочник используемых терминов по геометрии. Структур справочника: термин и его дословный перевод, современное значение, историко-математическая справка, тема в которой употребляется термин.

Такая работа обеспечивает достижение получение результата учащимися с разной подготовкой и отношением к математике. На любом этапе подготовки или оформления материала могут включаться одновременно или последовательно несколько учащихся, индивидуально или группами в удобное для них время. При этом формы предоставления материала тоже весьма разнообразны (устное сообщение на уроке, письменная работа, подготовка материалов для кабинета и др.) учащиеся получают опыт работы со справочным материалом, что очень важно в настоящее время так как одна из важных задач образования научить добывать знания самостоятельно.

«Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьёзного труда, требующего усилия воли.» К.Д. Ушинский.

Подбор организационных заданий творческого, занимательного характера

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *