Что значит творческое воображение литература 7 класс
воображение творческое
Полезное
Смотреть что такое «воображение творческое» в других словарях:
Воображение творческое — продуктивная способность, позволяющая личности создавать представления, образы, синтезировать сложные композиции двух видов являющиеся вольными аналогами существующих реалий и не имеющие аналогов в действительности. Воображение представляет… … Эстетика. Энциклопедический словарь
ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества [80, c.84] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Воображение творческое — процесс творчества, создания новых идей, решений, теорий. Разумеется, их автор заранее не знает окончательного решения проблемы, ему известны только те общие критерии, которым оно должно отвечать. Исследователь, пытаясь формулировать гипотезу или … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) — создание нового, оригинального образа, объект которого не существует в действительности; стимулируется потребностями человека, уровнем его развития, интересами всего общества … Профессиональное образование. Словарь
воображение активное — есть два вида его: 1) воображение творческое; 2) воображение воссоздающее. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия
воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия
воображение — ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Современная энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Большой Энциклопедический словарь
Творческое воображение
Творческим воображением называется самостоятельное создание новых образов, включённое в процесс творческой деятельности, т. е. деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Таково воображение писателя, художника, композитора, учёного, изобретателя и т. д.
Творческое воображение — процесс значительно более сложный и трудный, чем воссоздающее воображение. Создать образы Онегина, Печорина или Плюшкина несравненно труднее, чем представить их себе и понять, читая уже написанное произведение. Создать новый образец машины несравненно труднее, чем представить его себе по готовому чертежу.
Нет такой области творчества, где воображение не играло бы значительной роли.
Всякий труд, являющийся творческим трудом, включает в себя деятельность творческого воображения. Рабочий-стахановец, ломающий старые нормы и достигающий огромного увеличения производительности труда, должен представить себе, «создать в своём воображении», новое, наиболее рациональное расположение орудий труда, новые способы выполнения деятельности, новую расстановку рабочей силы.
Легко понять, насколько важно творческое воображение для изобретателя, который ищет не отвлечённую идею, а конкретную вещь — машину, аппарат, прибор и т. д.; раньше, чем осуществить своё изобретение в виде модели, он должен построить его «в голове», должен вообразить его. Воображение изобретателя — это техническое воображение, но не воссоздающее техническое воображение, о котором мы говорили в предыдущем параграфе, а творческое.
Не менее важно воображение для учёного. Задумывая эксперимент, учёный должен создать в своём воображении такую комбинацию условий, которая давала бы возможность проверить намечаемую им гипотезу или установленный им закон.
Создавая новые гипотезы и устанавливая новые законы, учёный также должен «дать полный простор своему воображению». Не обладая гениальной силой воображения, Ньютон не пришёл бы к мысли вывести движение планет из движения брошенного камня или снаряда и объяснить одной причиной падение тел на Земле и движение планет вокруг Солнца. Нет такой науки, которая не требовала бы воображения. Ленин подчёркивал необходимость воображения даже в математике, самой отвлечённой науке, указывая, что без воображения невозможны были бы крупные математические открытия.
Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества. В науке образы воображения являются лишь материалом, которым пользуется творческая мысль учёного. В искусстве создание образов является целью творчества; в образах воплощает художник — писатель, живописец, композитор, актёр — свой идейный замысел. Поэтому работа воображения занимает центральное место в процессе художественного творчества. Возьмём в качестве примера работу воображения у писателя.
Прежде всего надо отметить чрезвычайную яркость и живость образов воображения у больших художников слова. Образы эти в большинстве случаев создаются ещё до начала процесса писания. Автор мысленно «видит» своих героев и их поступки, «слышит» их разговоры, и ему остаётся только вдумываться в смысл событий, развёртывающихся перед его внутренним взором, производить отбор того, что должно войти в произведение, и возможно точнее описывать отобранное.
«Я не сочиняю содержание книги,— говорил Диккенс,— но вижу его и записываю». Так же характеризовал процесс писания романа Гончаров: «Лица не дают мне покоя, пристают, позируют в сценах; я слышу отрывки их разговоров — и мне часто казалось, что я это не выдумываю, а что это всё носится в воздухе около меня, и мне только надо смотреть и вдумываться».
Конечно, писателю только кажется, что он не «сочиняет», не «выдумывает» своего произведения. Кажется же это, во-первых, потому, что образы обычно создаются ещё до процесса писания, а во-вторых, потому, что образы эти по яркости и живости своей приближаются к образам восприятия. Алексей Николаевич Толстой, отмечая эту последнюю черту, говорит о себе, что часто он, вспоминая, «путал бывшее и воображаемое».
Другая важнейшая черта воображения писателя заключается в том, что он не просто «видит» и «слышит» своих героев, но, по выражению А. Н. Толстого, «живёт вместе с ними». Писатель должен уметь вообразить себя своим собственным героем, поставить себя на его место, пережить в воображении его чувства.
Горький видел в этом самое важное отличие воображения писателя от воображения учёного. «Работник науки,— писал он,— изучая барана, не имеет надобности воображать себя самого бараном, но литератор, будучи щедрым, обязан вообразить себя скупым, будучи бескорыстным — почувствовать себя корыстолюбивым стяжателем, будучи слабовольным — убедительно изобразить человека сильной воли».
Можно сказать, что писатель наряду со зрительным и слуховым воображением должен иметь ещё эмоциональное воображение, т. е. способность переживать в воображении чужие чувства. Столь мощная и богатая работа воображения возможна лишь при наличии достаточного материала. Накопление этого материала предполагает следующие условия:
1. Высокое развитие наблюдательности, о чём мы уже говорили в главе о восприятии (стр. 67).
2. Тщательное и углублённое изучение той области действительности, которую писатель изображает в своём произведении.
Показательна в этом отношении работа А. Фадеева над романом «Молодая гвардия». По поводу нового, дополненного и переработанного издания этого романа газета «Правда» отмечала, что писатель «прежде всего обратился к углублённому изучению жизни и материалами самой действительности обогатил своё творчество. Автор романа заново изучил работу реально существовавшего в Краснодоне большевистского подполья, которое руководило «Молодой гвардией», привлёк новый жизненный материал». В результате писатель сумел дать правдивое и художественное обобщение типичных явлений нашей жизни.
3. Богатство собственной эмоциональной жизни и в частности высокое развитие эмоциональной памяти, т. е. памяти на чувства, дающей материал для эмоционального воображения.
Самым важным, решающим условием, определяющим деятельность творческого воображения, является идейная направленность человека. Воображение только тогда заслуживает названия творческого, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах воплощается идейный замысел творческого работника.
Идейная направленность, определяемая мировоззрением человека,— основной двигатель творческого воображения.
Мечта
Особой формой воображения является мечта. Так же как и творческое воображение, мечта — это самостоятельное создание новых образов. Но она отличается от творческого воображения двумя существенными чертами:
1. Мечтой называется создание образов желаемого, тогда как в образах творческого воображения не всегда воплощаются желания автора. Никак нельзя назвать отрицательные образы Чичикова, Плюшкина, Ноздрёва «мечтой Гоголя». В мечтах находят своё образное выражение желания человека, то, что влечёт его к себе, к чему он стремится.
2. Мечтой называется процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. п.
Это не значит, однако, что мечта никак не связана с деятельностью. Мечта направлена не на настоящую, а на будущую деятельность, и поэтому она нередко образует первую, подготовительную ступень творческого воображения. Силой творческого воображения создаёт изобретатель конструкцию аппарата, над которым он в данное время работает, а в мечтах он рисует себе очертания своих будущих работ, воплощение тех творческих замыслов, которые влекут его к себе.
Мечта — это процесс воображения, направленный на будущее и притом желаемое будущее.
Неправильно понимать мечту как результат пассивной, непроизвольной игры воображения. Бывают, конечно, и такие мечты (их нередко называют «грёзами»), но они образуют лишь низшую ступень этой формы воображения. На более высоких ступенях мечта становится активным, произвольным, сознательным процессом.
Ценность мечты определяется, главным образом, тем, в каком отношении находится она к деятельности человека.
Ленин в одной из своих работ приводит следующие слова известного критика и публициста 60-х годов Писарева, подчёркивая правильность заключённой в них мысли о «мечте полезной, как толчке к работе»:
«Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может прийти. В первом случае мечта не приносит никакого вреда; она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека. Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать таким образом, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,— тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни. »
Характеризуя в лице Олега Кошевого лучших представителей «нового, самого юного поколения» советских людей, Фадеев подчёркивает у них такие, «казалось бы, несоединимые черты», как «мечтательность и действенность, полёт фантазии и практицизм». «Несоединимыми» эти черты могут лишь казаться на первый, поверхностный взгляд.
Мечта и полёт фантазии являются могучим толчком к деятельности. Мечтая, человек глядит вперёд, в будущее, и в своих мечтах видит как бы программу будущей деятельности, перспективы её. Его желания и стремления, воплощаясь в образах мечты, становятся более сильными и действенными. Особенно ярко это показано в «Молодой гвардии» в образах Сергея Тюленина и Любы Шевцовой: страстная мечта о подвиге играла исключительную роль в их духовном росте.
Совершенно иной характер имеет мечта, когда она выступает для человека как замена деятельности, когда человек мечтает, вместо того чтобы действовать, когда он уходит в мечту от жизни. Такие люди, мечтая, глядят не вперёд, а в сторону. Они находят в мечтах воображаемое исполнение своих желаний, и это избавляет их от необходимости бороться за действительное исполнение этих желаний. Таких людей называют «пустыми мечтателями».
Воображение творческое
Полезное
Смотреть что такое «Воображение творческое» в других словарях:
воображение творческое — предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: 1)… … Большая психологическая энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ — вид воображения, направленного на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества [80, c.84] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Воображение творческое — процесс творчества, создания новых идей, решений, теорий. Разумеется, их автор заранее не знает окончательного решения проблемы, ему известны только те общие критерии, которым оно должно отвечать. Исследователь, пытаясь формулировать гипотезу или … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (ТВОРЧЕСКОЕ) — создание нового, оригинального образа, объект которого не существует в действительности; стимулируется потребностями человека, уровнем его развития, интересами всего общества … Профессиональное образование. Словарь
воображение активное — есть два вида его: 1) воображение творческое; 2) воображение воссоздающее. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями … Философская энциклопедия
воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда … Большая психологическая энциклопедия
воображение — ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Современная энциклопедия
ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение … Большой Энциклопедический словарь
Творческое воображение и личность
Содержание:
Предмет: | Психология |
Тип работы: | Доклад |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 21.01.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Изображения, которые человек использует и создает, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринимаемого. Человек может появляться в образах как того, что он непосредственно не воспринимал, так и того, чего вообще не было, и даже того, чего не могло быть. Это означает только то, что не каждый процесс, который происходит в изображениях, может быть понят как процесс воспроизведения, потому что люди не только знают и созерцают мир, они изменяют и трансформируют его. Но чтобы претворить реальность в жизнь, нужно уметь делать это мысленно. Именно эта потребность удовлетворяет воображение.
Благодаря воображению человек создает, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Практически вся материальная и духовная культура человека является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит человека за пределы его мгновенного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Наряду со снижением способности фантазировать личность человека обеднена, возможности творческого мышления уменьшаются, а интерес к искусству и науке угасает.
Принимая во внимание важность воображения в жизни человека, то, как оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на тело, мы специально выделим и рассмотрим проблему воображения.
Определение воображения
Что касается тайны этого явления, то она заключается в том, что до сих пор мы почти ничего не знаем о механизме воображения, в том числе о его анатомической и физиологической основе.
Воображение в самом широком смысле этого слова иногда понимается как любой процесс, происходящий в изображениях. В этом случае память, воспроизводящая образы ранее воспринятых, представляется «только одним типом воображения». Основываясь на этом, они приходят к различию между репродуктивным и творческим воображением и отождествлением первого с памятью.
Поскольку, с одной стороны, воображение всегда в некоторой степени зависит от прошлого опыта, а с другой стороны, образное воспроизведение обычно, как показывают исследования, в некоторой степени преобразуется в воспроизводимые, нет никаких сомнений в связи между воображением и образной памятью.
Воображение в собственном, очень специфическом смысле слова может быть только у человека. Только человек, который как субъект социальной практики действительно трансформирует мир, развивает истинное воображение.
Каждое воображение порождает что-то новое, изменяется, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, трансформация, отклонение от этого может выражаться, во-первых, в том, что человек, основанный на знаниях и на опыте, вообразит, то есть создаст для себя картину того, чего он сам никогда не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической в своей необычности жизни в невесомости в окружении звезд и планет.
Воображение, предвидя будущее, может создать образ, картину того, чего вообще не было. Таким образом, астронавты могли вообразить в своем воображении полет в космос и посадку на Луну, когда это был только сон, еще не осуществленный, и неизвестно, было ли это осуществимо.
Воображение может, наконец, сделать такой отход от реальности, который создает фантастическую картину, явно отклоняющуюся от реальности. Но даже в этом случае это в какой-то степени отражает эту реальность. И воображение тем более плодотворным и ценным, чем оно больше, трансформируя реальность и отклоняясь от нее, тем не менее учитывает ее существенные аспекты и наиболее значимые черты.
Чтобы изучить познавательную роль воображения, необходимо выяснить его особенности и выявить его реальную природу. В научной литературе существует много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные черты воображения.
Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, накопленных ранее, а строит некоторые новые серии из ранее накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений, так что в результате появляется новый, ранее несуществующий образ, формирует основу деятельности, которую мы называем воображением ».
По мнению Е.И. Игнатьев: «Главной особенностью процесса воображения является преобразование и обработка данных и материалов из прошлого опыта, в результате чего возникает новый взгляд».
А «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые сенсорные или ментальные образы в человеческом сознании на основе трансформации впечатлений, полученных от реальности».
Как видно из определений, способность субъекта создавать новые образы считается значительным признаком воображения. Но этого недостаточно, потому что тогда невозможно различить воображение и мышление. Действительно, человеческое мышление (создание когнитивных образов с помощью выводов, обобщений, анализа, синтеза) нельзя просто отождествить с воображением, поскольку создание новых знаний и концепций может происходить без участия воображения.
Одной из особенностей, свойственных воображению, является то, что оно связано не только с мышлением, но и с сенсорными данными. Нет воображения без мышления, но оно не сводится к логике, поскольку оно всегда включает в себя преобразование чувственного материала.
Функции воображения
Люди так много мечтают, потому что их ум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать даже тогда, когда новая информация не поступает в мозг человека, когда не решает никаких проблем. Именно в это время начинает работать воображение, которое человек не может остановить по своему желанию.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и условий человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью умело вызванных изображений человек может обратить внимание на необходимые события. Через изображения он получает возможность контролировать восприятие, воспоминания, высказывания.
С помощью воображения мы можем контролировать многие психофизиологические состояния организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Существуют также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения человек чисто преднамеренно может влиять на органические процессы: менять ритм дыхания, частоту пульса, артериальное давление, температуру тела. Эти факты являются основой аутотренинга, который широко используется для саморегуляции.
Типы воображения
Все виды и уровни ориентации личности проявляются в воображении; они порождают различные уровни воображения. Разница между этими уровнями определяется прежде всего тем, насколько сознательно и активно отношение человека к этому процессу. На более низких уровнях смена образов происходит невольно, на более высоких уровнях все более важную роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов.
В своих низших и наиболее примитивных формах воображение проявляется в непроизвольном преобразовании образов, которое происходит под влиянием бессознательных потребностей, побуждений и тенденций, независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения, кажется, спонтанно возникают перед воображением, в дополнение к воле и желанию человека, и не формируются им. В чистом виде эта форма воображения встречается только в очень редких случаях на более низких уровнях сознания, в сонливости, во сне. В этих случаях эмоциональные моменты потребностей и побуждений обычно скрываются за изображением как движущие силы.
В высших формах воображения, в творчестве образы сознательно формируются и трансформируются в соответствии с целями, поставленными сознательной творческой деятельностью человека.
Здесь также выделяются репродуктивное и продуктивное воображение.
В репродуктивном воображении задача состоит в том, чтобы воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть, и, хотя в ней есть элемент фантазии, это воображение больше похоже на восприятие или память, чем на творчество. Таким образом, направление в искусстве, называемое натурализмом, а также частично реализмом, может быть соотнесено с репродуктивным воображением. Общеизвестно, что биологи могут изучать флору русского леса по картинам И.И. Шишкина, поскольку все растения на его полотнах были выписаны с документальной точностью.
Продуктивное воображение отличается тем, что в нем реальность сознательно создается человеком, а не просто механически копируется или воссоздается, хотя в то же время в образе она все еще творчески трансформируется.
В зависимости от характера образов, с которыми работает воображение, иногда выделяется конкретное и абстрактное воображение.
Также необходимо различать типы воображения по отношению к реальности и к деятельности, которая должна воплощать мечты в реальность. Здесь мы должны различать неактивные пустые «мечты», которые служат только для того, чтобы скрыть реальную сделку с дымкой фантазии, и эффективное воображение, чьи мечты служат стимулом к действию и воплощаются в творческой деятельности.
Творческое воображение
Образы творческого воображения создаются с помощью различных методов интеллектуальных операций.
В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций:
Т. Рибо, один из первых психологов, изучивших эти процессы, выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Типы творческого воображения
Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе, и особенно его значение велико в художественном творчестве. Любое произведение искусства, достойное этого названия, имеет идеологическое содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден выводить идею своего произведения в абстрактные формулы, чтобы идеологическое содержание произведения искусства появлялось вместе с его изображениями, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри них, его произведение теряет свою артистичность. Наглядно-образное содержание произведения искусства и только оно должно быть носителем его идеологического содержания. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы иметь возможность создавать новые образы, которые могут стать пластиковым носителем идеологического содержания. Особая сила художественного воображения заключается в создании новой ситуации не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
Это ошибочное мнение, что чем более странным и диковинным является произведение, тем больше сила воображения свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара Аллана По. Это просто другое воображение. Чтобы создавать новые образы и рисовать широкую картину на большом холсте, максимально соблюдая условия объективной реальности, нам нужна особая оригинальность, пластичность и творческая независимость от воображения. Чем реалистичнее произведение искусства, в нем наблюдается более строгая жизненная реальность, тем мощнее должно быть воображение, чтобы создать визуально-образный контент, которым художник оперирует, с пластическим выражением его художественного замысла.
Даже на портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преображает воспринимаемое. Суть этой трансформации заключается в том, что она не удалена, а ближе к реальности, что она как бы удаляет из нее случайные слои и внешние оболочки. В результате его основная закономерность раскрывается глубже и точнее. Продукт такого воображения часто дает существенно более правдивое, более глубокое, более адекватное изображение или изображение реальности, чем способное фотографическое воспроизведение данного изображения.
Образ внутри трансформируется идеей произведения искусства так, что во всей его жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определенного идеологического содержания, является высшим продуктом творческого художественного воображения. Мощное творческое воображение распознается не столько тем, что может придумать человек, игнорируя реальные требования реальности и идеальные требования художественного замысла, но тем, как он может трансформировать реальность повседневного восприятия, обремененного случайными, лишенными выразительных штрихов, в соответствии с требованиями реальности и художественного оформления. Воображение создает в визуальных образах, похожих и не похожих на наши представления, которые исчезают и стираются в повседневной рутине, чудесным образом оживают, преображаются и, тем не менее, словно подлинный мир, который нам дан в повседневном восприятии.
Воображение в искусстве допускает, конечно, существенное отклонение от реальности, значительное отклонение от нее. В художественном отношении творчество выражается не только в портретной живописи, но также включает в себя скульптуру, сказку и фантастический рассказ. Как в сказке, так и в научной фантастике отклонения могут быть очень большими, но в любом случае они должны быть мотивированы замыслом, идеей произведения. И чем значительнее эти отклонения от реальности, тем более мотивированными они должны быть, иначе они не будут поняты и оценены. Творческое воображение использует этот вид выдумки, отклонение от некоторых особенностей реальности, с целью придания образу и визуализации реального мира, главной идеи или плана.
Не менее необходимо воображение в научном творчестве. В науке он формируется не меньше, чем в творчестве, но только в других формах.
Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нем определенную функцию, отличную от той, которую выполняет в нем мышление. Особая роль воображения заключается в том, что он трансформирует образное, визуальное содержание проблемы и тем самым способствует ее решению. И только потому, что творчество, открытие нового осуществляется через трансформацию визуально-образного содержания, его можно отнести к воображению. В реальном мыслительном процессе в единстве с понятием визуальный образ также участвует так или иначе, в той или иной форме. Но образное содержание восприятия и репрезентация памяти, которая воспроизводит это содержание, иногда не обеспечивает достаточных ориентиров для решения проблемы, стоящей перед мышлением.
Иногда вам нужно преобразовать визуальный контент, чтобы продвинуть решение проблемы; тогда воображение берет верх.
Роль воображения очень четко показана в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумав опыт, должен, используя свои знания и гипотезы, достижения науки и техники, представить ситуацию, которая бы удовлетворяла всем необходимым условиям и позволила бы проверить первоначальную гипотезу. Другими словами, он должен представить поведение такого опыта и понять его цели и последствия. Одним из ученых, который всегда «экспериментировал» со своим воображением перед настоящим экспериментом, был физик Э. Резерфорд.
Не менее, но только в других формах формируется воображение в процессе научного творчества. Бесконечность, обнаруженная наукой в больших и малых, в мирах и атомах, в неисчислимом разнообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном движении и изменении, обеспечивает развитие воображения по-своему не меньше, чем богатое воображение художник может дать.
«Техника» воображения
Преобразование реальности в воображении не является чисто произвольным изменением; у него есть свои регулярные способы, которые находят выражение в типичных методах и приемах трансформации.
Одним из этих методов является объединение, объединение данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях. Это очень распространенный способ преобразования реальности. Находит применение в науке, в технических изобретениях; они используют это в искусстве, в искусстве. Так, Толстой писал, что создал образ Наташа, взяв некоторые черты от своей жены Сони, другие от ее сестры Тани, «переполнив» их и, таким образом, получил образ Наташа. Только в результате глубокого синтеза и преобразования можно получить такой необычно полный образ.
Частным случаем трансформации посредством комбинации или новых комбинаций данных в опыте элементов является агглютинация, которая давно широко используется искусством. Это встречается, например, в памятниках древнеегипетского искусства и в искусстве индейцев Северной Америки.
Сторонники ассоциативной, атомистической концепции были склонны выдвигать комбинацию как единственный метод преобразующей деятельности воображения. В этом случае сама комбинация сводилась только к новым комбинациям и перестановкам неизменных элементов, приведенным в эксперименте. Несомненно, отправной точкой преобразований, осуществляемых воображением, является опыт. Поэтому чем шире, богаче, разнообразнее опыт человека, тем богаче будет его воображение.
Различают две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в смысле измерений находит выражение в изменении количеств, уменьшении и увеличении (литота и гипербола), которые широко используются в фантастическом образе реальности. Так, в сказках, эпосах, в фольклоре герои-великаны обычно бывают беспрецедентных размеров и беспрецедентной силы. Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и размеров в фантастическом образе реальности всегда мотивированы некой семантической тенденцией. Таким образом, отклонения от реальности, фантастически большие и меньшие размеры, используются для более четкой идентификации и освещения конкретного явления, свойства или стороны реальности.
Наконец, трансформация реальности творческого воображения идет по линии типизации, то есть конкретного обобщения. Акцентуация уже подчеркивает и, следовательно, подчеркивает что-то важное. Это только один из способов преобразования одного изображения, придавая ему обобщенное значение.
Образ воображения обычно является визуальным переносным носителем более или менее осознанного замысла. Эта роль дизайна проявляется в акцентировании тех, а не других особенностей.
Сами формы воображения формируются и трансформируются в процессе литературного творчества. Воображение частично генерируется, частично развивается, объективируется в объективной сущности его продуктов. Человеческое воображение, взятое во всей его конкретности, является продуктом истории.
Воображение и личность
Воображение является важным проявлением личности.
Прежде всего, чтобы охарактеризовать человека и его отношение к миру, степень легкости или сложности, с которой она получает это преобразование, показательна. Некоторые настолько ограничены ситуацией, настолько подчинены этому, что любая ментальная трансформация представляет значительные трудности для них. Им трудно даже мысленно что-то сдвинуть с места, даже представить, что что-то было не так, как обычно. В них преобладает инерция. Их отношения с внешним миром несут печать образца и рутины.
После вопроса о том, насколько этот субъект склонен и способен трансформировать данное в воображении, вопрос о характере трансформации реальности, характерной для его воображения, становится существенным.
В этом отношении решающее значение имеет связь между ролью, которую эмоциональность или эмоциональность играет в воображении данного человека, с одной стороны, и критическим контролем интеллекта, с другой. В зависимости от доминирования тех или иных моментов различаются различные типы воображения: с одной стороны, субъективное воображение, которое слабо подчиняется критическому контролю над мышлением, мало учитывает реальность, которую оно затемняет с помощью художественного фильма; с другой стороны, критическое, реалистическое воображение, которое неконтролируемо подчиняется субъективности чувств и, трансформируя это, учитывает законы и тенденции развития объективной реальности.
Воображение и талант
Иногда людям более зрелого возраста трудно представить что-то необычное и начать фантазировать, но это не означает, что они потеряли способность воображать. У каждого человека есть воображение, просто, становясь старше, человек тренирует его все реже и реже. А тренировать воображение, как советуют психологи, нужно с детства.
Творческая деятельность развивает детские чувства. При создании ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Творчество способствует оптимальному и интенсивному развитию таких психических функций, как память, мышление, восприятие, внимание. Но именно они определяют успех обучения ребенка.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усвоить моральные и этические нормы, различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизни и мира, свои положительные и отрицательные качества, по-новому их постигает и оценивает.
Творчество также развивает эстетические чувства у ребенка. Благодаря этой деятельности формируется восприимчивость ребенка к миру, оценка прекрасного.
Все дети, особенно старшие дошкольники и школьники младшего и среднего возраста, любят заниматься искусством. Они с энтузиазмом поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, выступают на сцене, участвуют в конкурсах, выставках и викторинах и т. д. Потому что творчество делает жизнь ребенка более насыщенной, насыщенной, радостной и интересной.
Дети могут заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, что самое важное, независимо от комплексов личности. Взрослый, часто критически относящийся к своим творческим способностям, стесняется их показывать. Дети, в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной деятельности, не обращая внимания на застенчивость.
Одаренность и талант тесно связаны с ускоренным развитием. Талантливые дети имеют лучшие результаты, чем их сверстники, и они достигают этих результатов намного легче. Эти дети более чувствительны к внешнему миру, и в определенные периоды они также характеризуются особенно высокой чувствительностью. Психологи называют такие периоды «чувствительными». В эти периоды определенная функция (например, речь или логическая память) наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира, может легко обучаться и интенсивно развиваться, а дети демонстрируют особые достижения в различных видах деятельности. И если обычный ребенок может испытывать «чувствительный» период для одной функции, то талантливый ребенок демонстрирует «чувствительность» многих функций одновременно.
Занимаясь творчеством (для которого воображение также является приоритетом), ребенок формирует в себе такое качество, как духовность. С духовностью воображение включено во все познавательные действия, сопровождаемые особенно положительными эмоциями. Богатая работа воображения часто связана с развитием такой важной черты личности, как оптимизм.
Воображение важно в личном плане и для взрослого. Люди, обладающие ярким воображением во взрослой жизни, отличаются своим талантом, их часто называют богато одаренными личностями.
С возрастом большинство из нас теряет способность фантазировать: как трудно иногда придумать новую сказку для ребенка. Чтобы сохранить и развить воображение, существует ряд упражнений, которые подробно описаны в специальной педагогической литературе.
Вывод:
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Воображение возникало и развивалось в процессе труда, и его главное значение заключается в том, что без него невозможно было бы работать человеку, потому что невозможно работать без воображения конечных и промежуточных результатов. Без воображения прогресс в науке, искусстве и технике был бы невозможен. Ни один школьный предмет не может быть полностью освоен без активности воображения. Если бы не было воображения, было бы невозможно принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда у нас нет необходимой полноты знаний.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.