Что значит творческий вопрос и ответ
Творческий вопрос. Секретные ингредиенты креативности
Думайте на ходу
Вы не замечали за собой, что во время важных размышлений начинаете ходить вперед-назад, потому что «так легче думается»? Как ни странно, в этом скрывается один из секретов появления нестандартных решений. В ходе эксперимента ученые Стэнфордского университета выдали добровольцам порцию задач на творческое мышление. При этом одних попросили решать задачи, сидя на месте, а других — на ходу. Результат? Те, кто находился в движении, оказались на 60% более креативными, чем «неподвижные» участники эксперимента.
Отложите ваши гаджеты
Да, компьютерная техника помогает нам создавать романы, песни и прочий креативный контент. Однако профессор нейрохирургии университета Нью-Мексико Рекс Джанг уверен: не менее важно и отдыхать от гаджетов. Таким образом у нашего ума появляется время вынашивать идеи и собирать воедино все творческие мысли. «Когда вокруг вас нет отвлекающих факторов, вы отправляете свой мозг поработать, — уверен Джанг, — чем более вы сфокусированы, тем больше вероятность появления момента “Ага! Вот оно”».
Все время учитесь новому
Чтение и практика — вот секрет креативности, по мнению Шелли Карсон, преподавателя психологии Гарвардского университета и автора книги «Ваш креативный мозг». Своим студентам Карсон советует стать «информационной губкой», впитывая как можно больше информации и различных навыков. «Суть креативности в способности взять кусочки существующего контента и подать его в иной, оригинальной форме для создания новых идей, — уверяет Шелли Карсон. — Если вы увеличите “информационную библиотеку” своего мозга, то сможете стать более креативным человеком». Читайте книги, журналы и веб-сайты по различной тематике (только помните, что просмотр роликов с котятами в эту категорию не попадает). И практикуйте новые навыки — например, учитесь играть на музыкальных инструментах или изучайте иностранные языки.
Дайте своему внутреннему критику выходной
Когда Пол Маккартни написал Yesterday, он чуть было не отложил ее «в стол»: мелодия казалась ему слишком знакомой, словно такая песня уже была когда-то написана. Какими бы мы ни казались самоуверенными со стороны, внутри нас всегда есть критик, подвергающий сомнению каждую идею. Шелли Карсон советует не обращать на него внимания. «Когда в следующий раз вас будут одолевать мысли в стиле “это глупо” или “ничего не получится”, просто предложите вашему внутреннему критику передохнуть и позвольте идеям блуждать в голове, — убеждает Карсон. — Пусть они не окажутся гениальными: главное, чтобы вы не оценивали важность каждой из них. Исследования доказывают, что люди, которые не пытаются отвергать идеи, в конце концов обнаруживают что-то важное». Вот и научное обоснование эффективности «мозговых штурмов».
Спросите себя: «А что, если бы…»
Посмотрите вокруг и задайте себе вопрос, который с точки зрения логики не имеет смысла. «А что, если бы собаки могли говорить?», «А что, если бы трава не была зеленой?», «А что, если бы я поменял пол на целую неделю?». Шелли Карсон уверена, что это странное упражнение активирует участки мозга, ответственные за уровень креативности и способность посмотреть на проблему с другой стороны.
Сыграйте в игру
В своей книге «Ваш креативный мозг» Шелли Карсон предлагает каждому выполнить следующее упражнение. Для этого вам понадобится секундомер, ручка и лист бумаги. Поставьте таймер на три минуты и начните выписывать в столбик все слова на определенную букву, которые придут вам в голову: названия городов, фильмов, все что угодно. Закончив, поставьте таймер снова на то же время. За следующие три минуты разделите выписанные вами слова на две категории по вашему усмотрению. Например, это могут быть «плохие вещи» и «хорошие вещи» или «фильмы» и «места», если на память вам действительно пришли только недавно просмотренные киноленты или страны, которые вы посещали. Разделение может быть любым — на ваш вкус. Как только вы закончите, снова поставьте секундомер на три минуты и придумайте для выписанных слов две других категории — так, чтобы они полностью отличались от предыдущего раза. Такое упражнение развивает смекалку и творческое мышление, необходимое при поиске нестандартных идей.
Шесть типов вопросов
О выспрашивании глубже и полнее (и примеров много):
Из: Загашев И. Как решить любую проблему. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 72-78.
Развиваем умение грамотно задавать вопросы — делаем еще один важный шаг в сторону эффективного решения проблемы
Еще со времен древности виднейшими философами и ораторами признано, что эффективность решения проблемы в значительной степени зависит от умения правильно задавать вопросы. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или предмете, с которым связана ваша проблема. А вопрос, заданный мастером, может даже перевернуть вашу жизнь. В истории имеется немало примеров, когда китайские и японские монахи, практикующие дзен, достигали духовного просветления лишь от одного правильно заданного учителем вопроса. Вот один из таких случаев.
К сожалению, для большинства людей искусство задавать вопросы до сих пор является тайной за семью печатями. А многие не владеют им только потому, что не знают, какие вопросы бывают. Сейчас мы восполним этот пробел и освоим инструментарий мастера, умеющего собирать информацию, — познакомимся с различными типами вопросов, которые помогут успешно справляться с проблемами.
Существует шесть типов вопросов.
Для того чтобы вы лучше поняли, как они работают на практике, рассмотрим их на примере. Допустим, перед вами стоит проблема — купить монитор для компьютера. Вы располагаете ограниченной суммой денег, но хотите, чтобы монитор был таким, чтобы вы, работая на нем, не испортили себе зрение.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую (74:) информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Где я могу купить подержанный монитор?», «Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов?», «Каков диапазон цен на подержанные мониторы? ».
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, или объясняющие, ВОПРОСЫ начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей. Например: «Почему я стесняюсь попросить у своего друга денег в долг?», «Почему вы даете на монитор такой маленький гарантийный срок?», «Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда можно просто заглянуть в Интернет?».
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если я немного повременю с покупкой, подкоплю немного денег, а потом куплю новый современный монитор?», «Что будет, если я попрошу твоих знакомых помочь мне найти нужную модель?», «Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен?».
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы. Например: «Почему цифровой монитор лучше аналогового?», «Чем отечественный монитор отличается от импортного?», «Почему дождаться следующей поставки разумнее, чем приобрести монитор из этой партии?».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны: «А что бы ты предпринял на моем месте?», «Объясни, пожалуйста, каким образом это можно осуществить на практике?», «Где ты видел, чтобы мониторы с высокой степенью защиты так дешево стоили?».
С типами вопросов, надеюсь, вы разобрались, а заодно немного отвлеклись, отдохнули. А сейчас мы «обкатаем» эти знания на практике.
Правило «7W» (10-15 минут)
Это правило очень наглядно выражено в фольклорных прибаутках. Например:
На букву «W» в английском языке начинаются вопросительные слова «Зачем?» и «Почему?». Чтобы осознать причины проблемы, можно воспользоваться правилом «7W». Нужно семь раз сформулировать вопросы, начинающиеся с указанных слов. Я не гарантирую, что проблема тотчас решится, но цель своих действий вы осознаете максимально четко. Возьмите на вооружение этот прием и попробуйте применить его, например, в случае, когда к вам пришел друг и просит совета. Просто задавайте ему подобные вопросы — пусть отвечает. А когда вы будете озадачены очередной проблемой, задайте их самому (самой) себе. Поверьте, этот метод работает очень мощно и эффективно! Может случиться так, что проблема сразу решится сама собой. (77:)
«Вопросительные слова» (15-20 минут)
КАКОЙ. КАКАЯ ________________________________________________________?
КАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ __________________________________________________?
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ____________________________________________________?
ЧЕМ ЛУЧШЕ _____________________________________________________________?
Что значит творческий вопрос и ответ
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
— это 40 приемов для придумывания нестандартных решений и развития креативности. Для их создания Генрих Альтшуллер изучил базу патентов и выделил основные методы, которые помогли прийти к изобретениям. Использование ТРИЗ начинается с поиска в задаче противоречия, которое необходимо решить. Например, автобус должен вмещать много пассажиров, но при этом легко маневрировать на городских перекрестках. Чтобы решить это противоречие, ТРИЗ предлагает несколько направлений мысли: или должно исчезнуть плохое качество, мешающее задаче, или должно появиться хорошее качество, помогающее его решению, или же объект должен остаться прежним, но тогда обязаны измениться внешние условия. Возможные решения — автобус-гармошка, двухэтажные автобусы или аналог туннелей под Лас-Вегасом, которые компания Илона Маска построила для автомобилей Tesla.
Еще одна методика — латеральное мышление Эдварда де Боно. В ее основе приемы, которые помогают улучшать уже существующие предметы и решения. Один из них — «случайное слово», он же метод фокальных объектов. Допустим, мы хотим улучшить привычную сковородку. Для этого нужно выбрать одно или несколько случайных слов — например, «кошка». После этого расписываем свойства нового объекта и пробуем присоединить их к сковороде. Кошка пушистая, гибкая, видит в темноте, приземляется на лапы и мяукает. Если взять последнее свойство, можно придумать сковороду, которая будет подавать звуковой сигнал по готовности блюд.
Техника креативности «100 вопросов»
Очень много креативных техник связано с попыткой выполнения простого задания: отключить своего внутреннего Цензора – Сознательный Контроль, и дать волю бессознательному (подсознанию, иными словами) сказать нам ту важную информацию, которую мы не в состоянии услышать в обычном режиме. Для чего это нужно деловому человеку, решающему свои рядовые “земные” проблемы?
Хороший вопрос. Почему-то ошибочно считается, что “разговоры с глубинами бессознательного” должны вести и ведут только художники, поэты и прочие деятели изящных искусств.
Нет ничего вреднее этой мысли. На самом деле, самый успешный бизнесмен, торгующий чуть ли не алюминиевыми трубками, это тот человек, который имеет у себя внутри Живого и Любознательного Творца, иными словами, Ребёнка-Гения.
Ведь большие деньги можно иметь по-разному. Можно купить их, заплатив за них слишком высокую цену. Многие платят за свои деньги многолетней нуждой, экономией, распадом семьи и дружеских связей, здоровьем и потерей смысла жизни.
А можно зарабатывать эти деньги как бы играючи. Тогда цена, заплаченная за них не будет чересчур высока и эти у вас в руках не обесценятся…
Это не значит, что Вы будете вести какой-то нечестный бизнес или зарабатывать “лёгкие” деньги из сомнительных источников. Нет! Это значит, что Вы будете Креативным Бизнесменом-Художником.
Художником можно быть в любом виде деятельности. Слово Художник просто означает мастера Высочайшего Класса, а не убогого ремесленника.
Ремесленникам от бизнеса совсем не нужны какие-либо креативные техники по расширению своего сознания и увеличению числа видимых граней картины мира. Им бы заработать немного денег, да побыстрее их потратить. Такие бизнесмены мало чем отличаются от равнодушных наёмных работников, чья задача – отсидеть положенное количество часов в офисе.
Но Художникам от бизнеса всегда будет интересно, как улучшить
А для того, чтобы это всё улучшить, нужно консультироваться со своим собственным подсознанием.
Ведь с точки зрения Карла-Густава Юнга наше бессознательное – это только канал, который подключает нас к грандиозной сокровищнице – архивам памяти Коллективного Бессознательного.
Именно оттуда к человеку приходят гениальные озарения, интуитивные подсказки, спасающие жизнь или просто помогающие сделать более правильный выбор в нужную минуту.
Техника “100 вопросов” – одна из лучших техник, позволяющая нам раскрыть шлюзы бессознательного, добыть ответ на сакраментальный вопрос, найти на воображаемой улице воображаемый кошелёк – туго набитый … отнюдь не воображаемыми сокровищами!
Техника “100 вопросов”- это применение “потока сознания” для прояснения скрытых мотивов нашей деятельности, для инсайтов, для точного описания неясной ситуации…
Итак, практика техники «100 вопросов»
Возьмите лист бумаги и “не отрывая ручку от листа”, напишите сто вопросов…
Любых вопросов, которые приходят к Вам в голову в момент выполнения этого задания. Вопросы, которые приходят к Вам в голову, не должны фильтроваться критическим умом! Вы не должны делать пауз, как едущий на велосипеде не останавливает вращение педалей надолго! Поэтому пишите абсолютно всё – просто, чтобы велосипед ехал.
Из чего же-из чего же-из чего же сделаны наши мальчишки?
Молилась ли ты на ночь, Дездемона?
Вы слыхали ль, как поют дрозды?
Сколько можно повторять одно и то же?
Какое-то время (около первых двадцати вопросов) Вы будете выдавать банальщину, не имеющую ни смысла, ни ценности. Это будут классические цитаты: вопросы из кино и мультфильмов, поговорки, вопросы из детских считалок, из сварливых замечаний наших мам и бабушек…
Но без выброса этого поверхностного речевого мусора (верхнего культурного слоя) Вы никогда не дождётесь более ценного “слоя”! Поэтому пишите не задумываясь. Это – главное условие данной креативной техники.
Когда все глупые вопросы у Вас в голове закончатся, начнёт мигать лампочка подсознания – оно наконец-то подаст первые сигналы.
Следующий слой будет выдавать наши страхи и обиды, наши повседневные дела и заботы.
Всё вперемешку – неврозы из подсознания и заботы из ежедневника.
Когда Маша отдаст мне деньги?
Почему я не умею ругаться?
Где найти идеального поставщика?
Неужели я действительно снял неподходящее помещение для офиса?
Этот слой вопросов – тоже мусор. И его тоже нужно разгрести, чтобы добраться до чистого источника работы подсознания. Хотя уже в этом слое может промелькнуть ПРАВИЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. От которой – полшага до её разрешения!
В какой-то момент Вы начнёте злиться, отмечая про себя, что Вам нечего писать.
Продолжайте заполнять пробелы ничегонезначащими фразами.
По отзывам практикующих эту технику, главный вопрос, который заставит Вас остановиться и подчеркнуть предложение карандашом (только, ради Бога, всё же не останавливайтесь на этом!) прозвучит, когда Вы перевалите за цифру 80.
Допишите всё до конца.
Цель этой техники – увидеть два-три (а иногда один!) перл. То, что Вы нашли этот перл, будет заметно Вам самим в первую очередь. Вы с благодарностью пересмотрите этот Ваш труд, этот лист бумаги, который позволил Вам найти главное, что день ото дня ускользало от Вашего внимания.
Занимайтесь этой техникой время от времени – это упражнение поможет установить Вам хороший бесперебойный контакт с Вашим подсознанием. И тогда оно станет Вашим бесплатным, но лучшим из возможных, советником-экспертом.
С помощью этой техники вы выловите золотое решение проблемы Вашего бизнеса. Или просто поймёте, в чём эта проблема заключается. Это как постановка правильного диагноза вялотекущей ситуации, это как нахождение последней улики, которая проливает свет на картину преступления. Ещё раз повторяем: выполнение подобных техник позволяет владельцам бизнеса экономить на дорогих и не всегда профессиональных бизнес-консультантах и антикризисных управляющих.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Зачем нужны нестандартные вопросы на собеседовании
Расскажите о себе от имени ваших наручных часов.
Как вы думаете, где к вам могли обратиться с такой странной просьбой?
— На собеседовании в крупную компанию!
С каждым годом рекрутеры все дальше отходят от стандартных вопросов во время интервью. Некоторые из них могут показаться необычными и не имеющими никакого отношения к работе, но это не совсем так. Чтобы подобные вопросы не вводили вас в ступор, стоит разобраться, зачем их задают и какими они бывают.
Перед интервью соискатель может подготовиться и зазубрить ответы на все базовые вопросы. Большинство из них довольно предсказуемы или их легко можно найти в интернете. Понятно, что для HR-ов в таком постановочном диалоге нет никакого смысла, поэтому их формулировки становятся все более необычными. Теперь во время интервью кандидат может ожидать почти всего: от логической задачи до философской дилеммы.
Изначально многие из вопросов могут показаться странными, и соискателю не понятно, как реагировать. Но рекрутеры задают их не просто так — для этого есть свои причины. Вот некоторые из них:
Нестандартные вопросы вносят элемент спонтанности в диалог. Кандидат вероятнее выдаст первое, что придет ему в голову, а значит, ответы будут более честными. Так можно узнать, какие цели ставит перед собой кандидат и чего он ждет от компании.
Например вопросы могут быть такими: Что такое счастье? Назовите 10 нестандартных способов применения маркера?
Если вам предложат работу по вашей специальности с зарплатой в три раза выше рыночной, по каким причинам вы можете от нее отказаться?
Примечательно, что если в поведении кандидата прослеживается волнение, но при этом он структурно мыслит и хорошо аргументирует свою точку зрения, в этом нет проблемы. А если выход за рамки типичных вопросов вызывает ступор, это может стать тревожным звоночком.
Вот примеры подобных вопросов: Давайте пообщаемся на английском? Почему вы лучше всех подходите на эту должность?
Нестандартные вопросы по мотивации могут касаться, например, отношения к деньгам.
Например: Что бы вы делали, если бы вам не нужно было зарабатывать?
Таким образом HR-ы идут от противного. В стандартных интервью они обычно интересуются тем, что вызвало у человека желание работать именно в этой компании. Здесь же им важно понять одно — есть ли у человека какой-либо стимул к работе, кроме денег.
Каждый вопрос рекрутера имеет определенную цель и проверяет определенные характеристики соискателей. Если кандидат это понимает, ему намного легче адаптироваться под новые темы и отвечать адекватно. По этому критерию можно выделить главные категории вопросов.
Некоторые вопросы действительно не проверяют ваши профессиональные навыки. Их задают, чтобы понять, может ли человек быстро собраться и найти выход из ситуации.
Пример: Как вы думаете, каким будет мой следующий вопрос?
Часто рекрутеры предлагают решить небольшую задачу на логику прямо во время интервью. Решение может лежать на поверхности, но в условиях стресса и нехватки времени кандидату трудно сфокусироваться. Именно это и проверяют с помощью логических задач.
Пример: Какой угол образуют стрелки часов в 15:15?
Обычно они проверяют, совпадают ли ценности соискателя с ценностями компании. Сюда могут также входит вопросы-дилеммы, где кандидат оказывается перед моральным выбором и должен объяснить, почему он выбрал именно такой путь решения проблемы.
Пример: Что бы вы сделали, если бы узнали, что ваш друг берет взятки?
С помощью таких вопросов проверяют, насколько человек замотивирован работать и чего он хочет добиться. Если человек пассивен и предпочитает «плыть по течению», компания вряд ли заинтересуется его кандидатурой.
Пример: Куда бы вы хотели пойти после работы в нашей компании?
От каждого кандидата ждут творческих и свежих идей. Такие вопросы задают, чтобы узнать, обладает ли человек креативным мышлением.
Пример: Какая вы геометрическая фигура?
Любой вопрос от HR-а несет в себе определенную цель и помогает ему лучше рассмотреть кандидата. Однако во время интервью не стоит пытаться понять мотив каждого из них. Скорее всего, так вы будете нервничать еще больше и потратите время. Лучше сконцентрироваться на самом интервью и стараться отвечать максимально честно, а также следить за качеством собственной речи.