Что значит цвет шнурков на берцах у скинхедов
Что значит цвет шнурков на берцах у скинхедов
Люди В Берцах запись закреплена
#Неформалы_ЛВБ
ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА ШНУРКОВ В БЕРЦАХ.
В очередной раз, по просьбам подписчиков, публикую эту статью
Белые шнурки
Если Вы решили купить белые шнурки для берцев, то Вы обязательно должны знать их значение. Белые шнурки носят фашисты, ультраправые нацисты и скинхеды-боны. Белый цвет символизирует белую расу, также шнурки этого цвета ассоциируют их владельца с убийством «врага нации» или антифашиста, хотя подчастую это далеко не так.
Шнурки белого цвета очень маркие и чтобы вернуть им былую белизну скинхеды чистят их от грязи, а затем стирают с хлорсодержащими чистящими веществами.
Значение красных шнурков у скинхеда часто вызывает много споров. Некоторые считают что красные шнурки должны носить ультраправые скинхеды, которые участвовали в акциях, но никого не убивали. Однако обычно считают, что красные шнурки носят антифашисты или скинхеды S.H.A.R.P.
Зеленые шнурки носят панки второй волны или так называемого «Панк Возрождения». В Санкт-Петербурге зеленые шнурки также носят отдельные бригады антифашистов.
Оранжевые шнурки вГриндерсах одно время носили рэперы, однако мода на тяжелую обувь в этой субкультуре долго не продержалась.
Желтые шнурки в высоких ботинки могут носить как хулиганы A.C.A.B., так и НС-панки. Также следует отметить, что желтые шнурки обычно идут в комплекте с ботинкамиDr.Martens, т.к. они гармонично смотрятся с желтой шнуровкой, ввиду чего могут возникнуть недоразумения.
Коричневые шнурки в ботинки вставляют неофашисты, в знак разделения идей партии НСДАП, члены которой носили коричневые рубашки. Примечательно, что в фильме «Козырные тузы 2: Бал смерти» семейка нацистов Тремор носила ботинки с коричневыми шнурками, чему в первой части не предали значения.
Синие шнурки в обуви означают, что ты sXe или просто сторонник ЗОЖ.
Обычно идут в комплекте с ботинками и говорят о нейтралитете владельца к субкультурным группам.
Что означает цвет шнурков на ботинках?
Ботинки наподобие «мартенсов» и «гриндеров» носили представители многих субкультур. Чтобы как-то выразить свою позицию и отличиться от других, они заменяли базовые шнурки на цветные, и цвет символизировал их принадлежность к той или иной группе, являлся своеобразной визитной карточкой. При встрече с обладателем цветных шнурков на «мартенсах» представители разных взглядов легко определяли идеологические предпочтения их обладателя. Конечно, всегда случались конфликты с беспечными любителями ярких цветов, но с ними сразу же делились «тайным знанием», порой в довольно жесткой форме. Поэтому чтобы не попасть в неловкую ситуацию, при замене шнурков в ботинках желательно было поинтересоваться о значении того или иного цвета.
Какова вероятность того, что человек в ботинках с цветными шнурками носит их просто так, для красоты? Да, такой шанс есть (особенно в наше время, когда появилось уже несколько новых поколений, не занимающихся такой «цветовой дифференциацией»). Но если речь идет об особо агрессивных группировках, на которые указывает цвет шнурков, то, возможно, вам не стоит заводить знакомство с их представителем.
Белые шнурки.
Синие шнурки.
Красные шнурки
Желтые шнурки
В целом желтые шнурки могут означать антинацистские воззрения. Но ботинки Dr. Martens часто продавались со штатными желтыми шнурками, так что не всегда это имеет какое-то значение. Антинацистское панк-движение претендовало на несколько цветов, и желтый – лишь один из них.
Зеленые шнурки
Этот цвет символизирует защиту природы. Также его какое-то время носили представители антифашистского движения.
Фиолетовые шнурки
Фиолетовый цвет выбрали для себя анти-скинхеды. Но также он может означать принадлежность к гей-сообществу. Хотя между этими двумя идеологиями нет ничего общего, но таков факт.
Черные шнурки
Какое значение имеют цвета шнурков на берцах
Тяжелые ботинки, в народе получившие название «берцы», давно уже перестали быть прерогативой военных. Удобная обувь завоевала популярность у поклонников стиля «милитари», фанатов самых разных музыкальных направлений, любителей охоты и рыбалки. Бренды Grinders, Camelot и Dr. Martens стали по-настоящему культовыми. Однако, благодаря такой мелочи как шнурки, обувь может рассказать о своем владельце куда больше, чем кажется на первый взгляд.
«Самовыражение» через шнурки — как это возможно?
Желание каким-либо образом показать окружающим свой внутренний мир, мысли и идеи, всегда было важно для человечества. Люди творческие используют для этого музыкальные инструменты, краски и кисти, перо и бумагу. А как быть тем, кого природа не наградила талантом? В ход идут самые разные ухищрения: татуировки на открытых частях тела, значки и нашивки, цветовые сочетания в одежде.
Естественно, что как только появилась возможность приобрести шнурки практически любого цвета, в ход пошли и они. При этом подобные мелочи стали уделом представителей наиболее радикальных идеологий и субкультур, своеобразным знаком для посвященных, о значении которого посторонним знать необязательно.
Что означают шнурки на берцах?
Для представителей различных субкультур цвет шнурков является своеобразным опознавательным знаком, по которому можно судить об убеждениях их владельца и даже каких-то отдельных моментах его биографии.
Красные
Этот цвет имеет несколько основных значений. Его могут носить скинхеды ультраправых взглядов, активно участвующие в различных акциях и мероприятиях, но воздерживающиеся от проявления насилия.
Согласно другому мнению, это знак принадлежности к движению S.H.A.R.P. — скинхеды против расовых предрассудков. Его представители стараются дистанцироваться от любых политических взглядов.
Используют шнурки красного цвета и поклонники творчества Константина Кинчева и группы «Алиса». Красный и черный являются фирменными цветами коллектива, а песня «Красное на черном» обязательно звучит на каждом концерте.
Помимо перечисленных вариантов, шнурки красного цвета могут быть частью дресс-кода участников движения анархистов или сторонников коммунистической идеологии. В последнее время их стали носить и представители антифашистов.
Желтые
Эти шнурки в разное время служили знаком отличия хулиганских банд A.C.A.B., зародившихся среди заключенных британских тюрем, и некоторых групп национал-социалистического толка.
Встречались они и в среде футбольных фанатов. Связано это с тем, что некоторые модели знаменитых ботинок фирмы «Доктор Мартенс» выпускались именно со шнурками желтого цвета.
В 1970-1980-х годах подобная обувь стала пользоваться успехом и в различных музыкальных тусовках. Высокие ботинки с толстой подошвой были незаменимы на музыкальных фестивалях, часто проходивших в чистом поле, где приходилось в буквальном смысле месить грязь.
Белые
Этот цвет имеет одно из самых серьезных значений. Чаще всего подобные шнурки принадлежат сторонникам ультраправой идеологии — националистам, фашистам, скинхедам.
Важно! Он символизирует белый цвет кожи.
Сейчас на улице их можно встретить значительно реже, потому что обладатель таких шнурков неизменно попадает под пристальное внимание сотрудников правоохранительных органов.
Зеленые
Шнурки этого цвета отличают поклонников панк-рока второй волны, зародившегося в 1980-х годах и быстро распространившегося из США и Великобритании по всему миру, в том числе и в СССР. Также их носят представители некоторых антифашистских объединений, действующих в Санкт-Петербурге.
Еще они используются членами радикальных экологических группировок, ведущих борьбу за здоровье планеты силовыми способами. В наше время их используют реже, избегая выставлять напоказ свои убеждения и провоцировать представителей других субкультур. Опять же, они могут лишний раз привлекать внимание полиции.
Оранжевые
Тяжелые ботинки с оранжевыми шнурками недолгое время были популярны среди рэперов, но мода на подобную обувь среди них быстро прошла. Сейчас представители этой субкультуры предпочитают более свободный спортивный стиль. Поэтому сейчас этот цвет можно отнести к разряду нейтральных, не имеющих какого-либо символического значения.
Синие
Это символика представителей движения Straight Edge или sXe. В переводе с английского языка это означает «четкая грань». В него входят представители панк-движения, являющиеся противниками вседозволенности. Они выступают против употребления наркотиков, курения и алкоголя, беспорядочных сексуальных связей.
Часто среди них можно встретить вегетарианцев или веганов. В сферу интересов представителей этого, во многом философского, направления также входит защита окружающей среды. Кроме синих шнурков, отличительным знаком его участников служит буква X, которая наносится на одежду, значки или даже татуировки. При этом главным для них является не атрибутика, а внутренние убеждения.
Коричневые
Подобные шнурки — это характерный отличительный знак представителей движения неофашистов. Выбор цвета служит отсылкой к штурмовым отрядам СС, члены которых носили коричневые рубашки. В силу своего прошлого это вообще прочно ассоциируется с гитлеровской Германией. Увидеть такие шнурки можно нечасто в связи с полуподпольной деятельностью подобных организаций и объединений.
Черные
У этого цвета нет никаких особенных значений, так как подавляющее большинство моделей обуви комплектуются именно черными шнурками. Он также является неотъемлемым атрибутом металлистов и готов, которые редко вступают в конфликты с политизированными группировками.
Поэтому, если хочется гарантированно избежать проблем из-за недопонимания с представителями различных субкультур, лучше оставить все как есть и разнообразить свой образ с помощью других деталей одежды или аксессуаров.
Фиолетовые
Этот цвет, как и черный, не несет особой смысловой нагрузки. Он может свидетельствовать о любви владельца таких ботинок к ярким вещам, эмоциональности. Не стоит забывать и о том, что фиолетовый может быть частью символики спортивных команд и, соответственно, быть частью гардероба их фанатов.
Разноцветные
Среди множества сочетаний цветов тоже встречаются символические. Например:
Эпоха «Стоников» и цветных шнурков. За какую одежду поясняли и спрашивали в нулевых?
Полный разбор фразы «Поясни за шмот».
Поколение Z живёт в прекрасном мире, где носить можно все что угодно. Максимум риска, на который идут зумеры – шанс получить модный приговор от кого-нибудь из знакомых. В каждом городе есть несколько исключений в виде особо тёмных подворотен, но это почти не считается. В нулевых одеваться было гораздо страшнее.
Заходя в секонд, нужно было обладать некоторым набором знаний об экстремистских субкультурах конца 90-х и начала 2000-х. Иначе приглянувшаяся шмоточка легко могла обернуться просьбой «пояснить» от неприветливых граждан с бритыми головами. Сегодня мы вспомним, откуда это взялось, какая одежда представляла опасность и, самое главное, что нужно было отвечать.
Кто «спрашивал за шмот»?
В то время процветали две крайне похожие, но противоборствующие субкультуры – скинхеды и антифа. И те и другие были крепко связаны с околофутбольным фанатским движением. Уличные драки между ними были повседневной нормой, а некоторые элементы одежды – распознавательными знаками.
Носить определённый бренд – значит, принадлежать к группировке. Так считали члены как левого, так и правого движения. Грубо говоря, это воспринималось так же, как если бы гражданский человек вдруг напялил военные погоны. У причастных лиц возникают вопросы, которые очень быстро конвертируются в удары по голове.
Чтобы текст не был пустым набором воспоминаний, я обратился к людям, в то время связанным с опасными движениями. Среди них бывшие фанаты, антифашисты и просто неформалы, которым доставалось больше всего. Важно: все, как один, утверждают, что правила часто различались по регионам. Обычно в этом был виноват испорченный «телефон».
Человек из провинции ехал в Москву или Питер, привозил оттуда нужные дресс-коды и рассказывал своим. Что-то забывалось, что-то приукрашивалось, а часть правил так и вовсе оказывалась бесполезными городскими легендами. Но в нулевых всё это было по-настоящему важно. Тогда субкультуры существовали гораздо более ярко и обособленно, чем сейчас.
За какую одежду «спрашивали»?
Шнуровка. Начнём с классики. Цвет шнурков – не просто дело вкуса, как вы могли подумать, а самый распространённый знак отличия у экстремистов. Почему? Всё просто. Сменить шнурки мог себе позволить каждый, а вот урвать даже палёный Stone Island куда сложнее. Обычно речь о высоких армейских ботинках, но молва распространила эти правила на всю обувь.
Белая прямая шнуровка – правобережная тема. Этот вид означал, что носитель избил до смерти человека восточного происхождения. Но по большей части только на словах. На деле же с белыми шнурками на берцах гоняли все, кто числился скинхедом. А о разнице между прямой/непрямой шнуровкой говорили только дотошные буквоеды.
Соответственно, красные шнурки отличали представителей антифа. К сожалению, некоторые обувные бренды не заботились о потребителях, продавая изделие сразу с красными шнурками. Хорошо помню, как школьный знакомый бегал на рынок, чтобы сменить цвет и перешнуроваться: от греха подальше.
Stone Island. Сейчас уже сложно установить, почему околофутбольщикам, скинхедам и прочим так приглянулся итальянский бренд Stone Island. Но мода точно пошла от британских организаций. В культовом фильме «Хулиганы Зелёной улицы» как раз можно увидеть граждан в «стониках».
Считалось, что «стонарь» никто не будет носить просто так. Носишь – где-нибудь да состоишь. Оригинал стоил бешеных денег, а за палёный избивали, потому что обладатель якобы хочет казаться тем, кем не является. А таких было действительно много. Иногда дворовому моднику случалось урвать Stone Island в секонде, за что он потом расплачивался при встрече с фанатами.
Но если вам так сильно приглянулась куртка, то шанс остаться целым всё же был. Лысых граждан интересовала не столько сама шмотка, сколько фирменный патч – шеврон с логотипом. Отодрав его, можно было решить много проблем, а то и толкнуть кому-нибудь за неплохие деньги. Да, некоторые уникумы специально пришивали «стониковские» патчи на обычную куртку с рыночка.
Существовал каноничный лук скинхеда. Помимо бритых голов, правых ребят отличало стремление следовать стилю одежды, заданному их британскими предшественниками в конце 60-х. Клетчатые рубашки Ben Sherman, подтяжки, джинсы Levi’s 501. Рубашку можно было заменить на поло Fred Perry или Lacoste. В России прижился именно этот вариант.
Привлекал лишние взгляды даже каждый элемент этого лука в отдельности, а уж вместе и подавно. Вряд ли вы одевались в темноте, и всё так удачно совпало, правда?
Забавно, что опасность таких брендов, как Fred Perry, Lacoste и Burberry была ещё и в том, что в них гоняли как левые, так и правые. Каким-то чудесным образом мода распространилась на всех радикалов: особенно ближе к десятым годам. Тогда же в копилку опасных луков добавился бренд Carhartt. Естественно, это повышало вероятность нарваться на вопрос «За кого воюешь?»
Оранжевые бомберы. Главный атрибут российских скинхедов 90-х. Тогда возможностей ходить в «левисах» и Fred Perry было куда меньше, поэтому в качестве униформы прижились китайские бомберы с оранжевой подкладкой, добываемые на ближайшем рынке.
Толстовки Lonsdale. Это явный атрибут скиновской моды эпохи нулевых. Палёные толстовки лондонского бренда можно было найти на рынке в любом городе. А наживёт ли обладатель такой шмоточки проблемы – вопрос крайне сложный.
В целом, можно было избежать членовредительства, ответив, что тебе нравится толстовка. Но есть один важный момент. Будучи надетой под расстёгнутую куртку, надпись Lonsdale превращалась в аббреавиатуру NSDA – Национал-социалистическая партия Германии. Это был явный признак, по которому своих отличали от чужих.
Существовали и чисто правые бренды. В основном, речь идёт о двух конкретных производителях – Thor Steinar и Sva Stone. В отличие от тех же Fred Perry, которые пытаются отмыться от печальной славы шмота для скинов, эти бренды сознательно делали одежду для радикалов.
«Спрашивали» за них даже более жёстко, чем за Stone Island. Во-первых, из-за чёткой идеологии производителя. Во-вторых, потому что это дорогие вещи, которые совершенно точно нельзя достать в секонд-хенде. Шансов сойти за обычного зеваку в таком виде – ноль. Причём охоту на вас в этой одежде открыли бы как правые, так и антифашисты. Никаких аргументов и полумер.
Как правильно «пояснять за шмот»?
Если совсем честно, то никак. В момент, когда к вам подошли, всё уже случилось. Иногда работал вариант сказать, что просто понравилась куртка. Всё напрямую зависело от двух вещей – расстановки сил и настроения того, кто спрашивает. Скилл красноречия в такие моменты был особенно важен.
Предыдущий абзац актуален для тех, кто не состоял ни в одной организации. У настоящих радикалов существовало два способа подтвердить, что одежда соответствует их статусу. Первый касался исключительно выездных ультрас. Называешь дату выезда, соперника и чем закончился замес. Почти не работает для тех, у кого в городе несколько крупных команд.
Второй – говоришь, кто из старших чинов в организации дал тебе право на ношение униформы. Серьёзно, это так и работало. Тех же, кто был в авторитете, знали и так.
В этом же кроется и тайный путь к спасению для тех, кому задают неудобные вопросы. Чем ближе дело было к десятым годам, тем выше вероятность, что человек, решивший «спросить за шмот» – обычный выпендрёжник, который либо не относится ни к какому движению, либо находится на очень низкой ступени.
У многих настоящих скинхедов и антифашистов были приводы, что само по себе отличный повод не отсвечивать. Кроме того, они частенько знали врагов в лицо. Заболтать новичка, который не слишком разбирается, всё-таки было можно. С огромной долей вероятности он просто пытается похвастаться своим знанием.
Но большинство молодых людей того времени считало, что надпись на одежде не стоит всех рисков. Особенно так думали те, кто жил в опасных районах и ежедневно виделся с кем-то из представителей группировок: как «красной», так и «белой».
Почему всё закончилось?
В 2010-х проблема радикальных движений медленно, но исчезала сама собой. Крупные правые группировки распались отчасти из-за внутренних разногласий, отчасти из-за уголовных дел против их лидеров. Некоторые из этих людей, по выражению Юры Дудя, стали «кулаками РПЦ». А новые тренды и интернет в каждом доме убили моду на ксенофобию. Подросткам стало неинтересно вступать в ряды опасных организаций.
Любой человек, плотно следящий за футболом, знает, какой мощной силой были российские фанатские группировки в девяностых и нулевых. Чтобы узнать, что стало с их лидерами сейчас, можете почитать олдовое интервью Дудя с бывшим главой ультрас «Спартака» Иваном Катанаевым. Там есть все ответы.
2010-е оказались куда более спокойными и космополитичными в плане одежды. Лояльность к понятиям, некогда исповедуемым уличными радикалами, сохранили единичные маргиналы. Но многие и сейчас с опаской смотрят на потёртый «стоник», найденный в ближайшем секонде.
Наши 90-е
1.7K поста 14.8K подписчиков
Хах, было дело. Хотя таких тонкостей я не знал, да и лупили у нас больше не правых\левых, а кого ни попадя, за что попадутся. Сейчас забавно читать людей, которые говорят, что в 90-е было лучше.
Единственное, что вот с этой формулировкой не согласен.
А новые тренды и интернет в каждом доме убили моду на ксенофобию.
Не убили, а перенесли в интернет. Действительно, чего на холоде уши морозить и красотой лица рисковать, когда можно выплёскивать свои эмоции на людей в интернетах.
Где Др.Мартинс, Гриндерс и Гетто Грип? Ля кок спортиф и кроссы умбро?
Fred Perry, Lacoste, Burberry, Thor Steinar, Sva Stone, Stone Island.
Двойка по шмоту, кол по политике. На пересдачу.
Само собой ничего не распалось.(самых активных пересажали и перевоспитали на зоне).
За белые шнурки спрашивали сильнее всего и носить их просто так- слабоумие.
Я 1985 года рождения. Не понимаю о чем сей текст. Какие-такие антифашисты? Я скинов-то редко когда видел.
Драки если были, то между футбольными фанатами только.А на улице спросить могли скорее за деньги, часы и мобилу.
«За шмот» меня спрашивали два раза, без последствий:
1. За футболку Агата-Кристи.
2. За балахон Алиса.
Вот эта фраза позабавила:
«Забавно, что опасность таких брендов, как Fred Perry, Lacoste и Burberry была ещё и в том, что в них гоняли как левые, так и правые».
Какие в 90-х начале двухтысячных Burberry и Lacoste? Только если поддельные футболки с логотипом из Вьетнама.
Ну и х.. с ними вымерли и збс.
Слышал, сейчас какие-то оффники появились, и вроде бы теперь они за шмот спрашивают.
вот вы там мажорики с такими названиями одежды и субкультурами. у нас были район на район и в крови домой ползти за всё что угодно ( не туда зашёл, не так посмотрел, не с той девчонкой прогулялся). и самый шик это кросовки колёса и фестивалки адидасовские, которые за свою жизнь могли поменять не один десяток владельцев ) а одежда была только китайская с рынка.
популярно было у модников. Которые из себя, как правило, мало что представляли.
Когда за твои идеи тебя могут порезать или привлечь- учишься быть прозрачным и незаметным. Понимая, что спортнвный костюм или турецкие джинсы лучше робы или деревянного макинтоша.
Хочется добавить также, что скинов было несколько подвидов:
1. НС-скины. Носили ботинки Grinders, Getta Grip или армейские ботинки. Шнурки чаще черные, с белыми живыми на свободе и в чистом сознании долго не ходили. Бомбер и розетка с имперским или российским флагом, иногда Burberry. Голубые джинсы Levis с подворотами или камуфляжные штаны.
К чему я это всё. Я был из третьих, и за шмот меня спрашивали по три-четыре раза на дню. Часто не верили в убеждения, и дело заканчивалось дракой. Иногда от скуки сам спрашивал за шмот у парней в паленом Lonsdale с рынка, банально было интересно что ответят.
Традов практически не было ни в Москве, ни в Подмосковье, и очень часто тусовался с панками, правыми или левыми скинами.
Какой-то слабоватый текст, честно говоря. Сколько лет было автору в 90-х?
помню помню..2005 год был еще, я стал шарпом и купил себе красные шнурки) лол
В 93-м у меня Мартинсов не было, а был хаер до плеч и ботинки ‘Турист’, дед подарил свои. А в 96-м Predator ботинки, бритая башка и чорный бомбер с подтяжками присутствовали)
кину ссылку на свой коммент что бы не копипастить
Хороший пост, спасибо, уважаемый. Мартенсы и рубашки Бен Шерман лет 20 ношу, но не потому что скин, а просто нравятся. Ну и вообще интересная культура)
А этот армянский юноша, тоже скинхед?
А Сергей знает толк в пожертвованиях
Бедные куры
Еще можно защищать цветы от пчел.
Погода
Бразильские развлечения
Пост прощальный
Добрый вечер, пикабушники
Он делился с вами частью своей жизни. И она закончилась.
Сегодня 40 дней, как его нет.
Помолитесь, кто сможет или просто помяните добрым словом.
Звали мужа- Виталий.
Немного хороших новостей
Девочке-вундеркинду Алисе Тепляковой из МГУ рекомендовано приостановить обучение в высшей школе, заявил РИА Новости член СПЧ Александр Асмолов.
По его словам, присутствует вероятность того, что эксперимент с обучением может повлечь за собой нарушения психического развития девочки.
Пудинг
В детстве, когда я читал книгу «Мэри Поппинс», мне безумно хотелось попробовать блюдо, которое там называлось «пудинг».
Совершенно нигде нельзя было узнать, что это такое, и я попросил приготовить «пудинг» маму.
Так я узнал, что дети в Англии фанатеют от рисовой каши с вареньем на завтрак.
Следите за речью, молодой человек
Именно
Ответ на пост про поборы в армии
Мой коллега служил в городе Борзя. Местные барыги (АУЕ и всё такое) отжали денежное довольствие у нескольких офицеров. Взвод в машину и туда, где обычно обитали маргиналы (кабак для своих) с пояснением: «Пиздить всех, кто не в зелёной форме».
Больше военнослужащих никто не трогал.
Как я наблюдала, как мой муж трахается
Умер Андрей Ярославцев
Сегодня на 65-ом году жизни от коронавируса скончался легендарный актёр дубляжа Андрей Ярославцев
За свою внушительную карьеру он озвучил порядка 240 кинокартин. Голосом Андрея говорили Оптимус Прайм, Альбус Дамблдор, Гимли и многие другие.
Видео с ютуб канала Голос за Кадром
Но ведь если бы не погода…
Уважаемые знатоки,
А ведь с лопастями действительно хорошая идея
С наступающим.
РПЦ финанс
Из «Подслушано»
Ответ на пост «О лампах в подъезде»
Действительно странно, но скорее всего дело в какой нибудь полоумной бабке соседке, которая считает, что эти ваши домофоны много липиздричества жрут, а вы буржуи еще и свет тратите.
Была у нас такая бабуля (царствие ей небесное), которая вела неравный бой с рептилойдом Чубайсом, и его пособниками в лице половины жителей подъезда.
На собрании жильцов, бабуля, заручившись поддержкой старшей по дому и еще нескольких пенсионеров, зачитала целую лекцию о перерасходе электроэнергии. Т.к. из всех молодых жителей подъезда был только я один, то практически единогласно «пенсионный фонд» принял решение, вкрутить самые слабые лампочки и подъезд погрузился во тьму.
Ну а дальше ситуация с бабулей разрешилась сама собой, наступил ковид, бабуля заболела и отъехала в мир иной. Ну а в подъезде стало чуточку светлее.