Что значит цис мужчина
Что значит быть цисгендером?
Приставка «цис» означает «на той же стороне, что и.» Таким образом, в то время как трансгендерные люди перемещаются «через» пол, цисгендерные люди остаются на той же стор
Содержание:
Что значит цисгендер?
Приставка «цис» означает «на той же стороне, что и.» Таким образом, в то время как трансгендерные люди перемещаются «через» пол, цисгендерные люди остаются на той же стороне пола, с которым они изначально были идентифицированы при рождении.
Согласно статье в Transgender Studies Quarterly, термин цисгендер был придуман трансгендерными активистами в 90-х годах, чтобы лучше описать людей, которые не являются трансгендерами.
Вы часто будете видеть термины, присвоенные мужчине при рождении (AMAB) или назначенные женщинам при рождении (AFAB), в качестве альтернативы высказыванию, что человек «родился мужчиной» или «биологически мужчина». Например, если человек был объявлен при рождении мужчиной (AMAB), и он идентифицирует себя как мужчина, то это означает, что он цисгендерный мужчина.
Большинство из нас выросло с мыслью о двух полах: мужском и женском.
Мы обычно ассоциируем мужчин с такими вещами, как пенис, хромосомы XY и тестостерон в качестве основного полового гормона. Мы склонны думать, что у женщин есть влагалище, хромосомы XX и эстроген в качестве основного полового гормона.
Но как насчет того, кто не попадает в эти категории? Это так называемый интерсекс. Интерсекс людей иногда называют людьми с разным половым развитием. У них могут быть гениталии, хромосомы или вариации половых гормонов, которые не совсем соответствуют популярным представлениям о мужских и женских категориях.
У трансгендеров также могут быть различия в половых органах, хромосомах или половых гормонах по сравнению с их цисгендерными аналогами. Тем не менее, трансгендеры могут идентифицировать себя как мужчина, женщина или что-то еще.
Например, транс-женщина, которая не перенесла операцию по подтверждению пола или не желает этого, может иметь половой член, хромосомы XY и эстроген в качестве основного гормона. Она может идентифицировать себя как женщина.
Что такое пол и как он связан с сексом?
Мы также живем в обществе, основанном на предположении, что существует только два пола, мужской и женский, и что пол, который вам был назначен при рождении, определяет ваш пол.
Это не означает, что пол не существует. Это очень реально влияет на нашу жизнь и то, как мы воспринимаем мир. Это просто означает, что у него нет убедительной доказуемой основы в человеческой природе.
Существует также долгая и богатая история культур, в которых люди идентифицировали себя не как мужчины или женщины. Примеры включают двух духовных людей в коренных культурах Северной Америки, хиджры в Пакистане, Индии и Бангладеш, а также заклятые девственницы на Балканах.
В последнее время стали популярны термины для описания идентификации вне бинарной гендерной системы. Это включает:
Чем гендерная идентичность отличается от гендерного выражения?
Не все люди, которые идентифицируют себя как мужчины, имеют мужское гендерное выражение, и не все люди, которые идентифицируют себя как женщины, имеют женское гендерное выражение.
Например, кто-то может быть цисгендерной женщиной, что означает, что им при рождении была назначена женщина, и они идентифицируются как женщина, но имеют мужское гендерное выражение.
Что значит иметь цисгендерные привилегии?
Цисгендерные люди обычно имеют права, преимущества и доступ к ресурсам и возможностям, которые не предоставляются трансгендерам.
Существует множество различных примеров ситуаций, в которых цисгендеры имеют преимущество перед трансгендерами, некоторые из них включают:
Доступ к здравоохранению
Многие страховые компании не покрывают медицинские услуги трансгендеров. Это включает заместительную гормональную терапию и необходимые с медицинской точки зрения операции, которые могут быть покрыты цисгендерными людьми. Из опрошенных Национальным центром трансгендерного равенства опроса трансгендеров в США в 2015 году 55 процентам было отказано в покрытии операций, связанных с переходным периодом, и 25 процентам было отказано в покрытии гормонов.
И если трансгендер может получить помощь, это все равно может быть омрачено осложнениями. Многие поставщики медицинских услуг не осведомлены об оказании услуг и не чувствительны к трансгендерам. У трети респондентов был негативный опыт обращения к врачу в год, предшествующий опросу. Около 8% респондентов полностью лишили медицинской помощи из-за того, что они трансгендеры.
Дискриминация в сфере занятости и жилья
По данным американского исследования Trans Survey, 30 процентов респондентов сталкивались с дискриминацией при приеме на работу, в том числе с увольнением, отказом в повышении по службе или жестоким обращением в год, предшествующий опросу.
Кроме того, 30 процентов оказались бездомными. Лишь 16 процентов респондентов были домовладельцами по сравнению с 63 процентами населения в целом.
Правовая защита
В настоящее время не существует федерального закона, защищающего трансгендеров от дискриминации. В отчете Правового центра трансгендеров 23 штата получили минимально возможную оценку на основании законов штата, защищающих трансгендеров от дискриминации, предлагая меры защиты здоровья и безопасности, обеспечивающие защиту для ЛГБТКИА-молодежи и позволяющие трансгендерам менять выданные государством удостоверения личности. Только 12 штатов и округ Колумбия соответствовали самым высоким стандартам.
За последние два года в 20 штатах были внесены 200 законопроектов, предусматривающих дискриминацию ЛГБТКИА. Сюда входят законы, запрещающие людям пользоваться туалетом, наиболее подходящим для их пола.
Microaggressions
Трансгендерные люди также совершают мелкие повседневные действия, которые могут причинить боль или заставить людей почувствовать, что к ним относятся иначе, потому что они трансгендеры. Они известны как микроагрессии.
Вот несколько примеров:
Помните, что привилегия сложна, и у нас есть привилегия, основанная на множестве различных категорий личности. Например, хотя белый трансгендерный мужчина может испытывать дискриминацию и микроагрессию за то, что он трансгендер, он все же имеет определенные преимущества перед цветными людьми и женщинами, потому что он и белый, и мужчина.
Как цисгендерные люди могут уважительно относиться к трансгендерам?
Есть ряд вещей, которые могут сделать цисгендерные люди, чтобы поддержать трансгендеров в своей жизни.
Вам следует
Как вы можете использовать свою привилегию для защиты трансгендеров?
Важно, чтобы цисгендерные люди использовали свою привилегию для защиты интересов трансгендерных людей, когда это возможно. Это может означать трудные и сложные разговоры с цисгендерными людьми в вашей жизни.
Действовать
Слова, призванные спасать от угнетения
Этот текст – об актуальной нынче теме: гендере, феминизме и толерантных запретах, исходящих из левой молодёжной тусовки. Перед вами – небольшой наглядно-просветительский ликбез, разъясняющий читателям, на каком языке сегодня ведутся споры обо всех этих животрепещущих вопросах в высоких интеллектуальных кругах.
Статья поможет тем, кто до сих пор не интересуется gender studies и не может понять причину своего экзистенциального одиночества. Дело в том, что пока вы изучаете микрочастицы плазмы крови и четырёхстопные ямбы, мировой интеллект сконцентрирован на самых важных гендерных проблемах – угнетении, дискриминации, объективизации. Так что быстрей читайте и успевайте попасть в тренд!
Абьюз, менсплейнинг, сэйфспэйс, токсичная маскулинность – знаете ли вы все эти слова? Отлично, если да! Значит, вы уже наслышаны про левое феминистское сообщество или даже принадлежите к нему.
Но вдруг нет? Ведь в гонке информационных вооружений сложно поспевать за всем сразу. Читая все недавние новости про домогательства, можно обнаружить, что далеко не все понимают что такое «харассмент» и чем он отличается от изнасилования, с одной стороны, и от флирта, с другой. И что это вообще за термин такой, за которым могут одновременно пытаться прятаться изнасилование и флирт? И это – только один пример сложности новомодных лево-феминистских терминов для традиционного консервативного уха.
Поэтому специально для читателей журнала «Город» был подготовлен словарь, помогающий разобраться сразу в нескольких вещах:
– в актуальной повестке дня, исходящей, в основном, из левых молодёжных (и околомолодёжных, идейно близких левому феминизму) кругов;
– в лексиконе некоторых (многих или всех) ваших знакомых;
– в том, что происходит с вами и вокруг вас, с новой точки зрения.
Конечно, вы можете найти подобные словари с помощью любого удобного вам поисковика. Но особенностью данного материала будет наглядность, которую ещё Ян Амос Коменский справедливо называл «золотым принципом дидактики».
В качестве наглядного собирательного образа читателя, которому следует освоить азы актуального феминизма (и вообще ультра-толерантности в широком смысле слова) и которому адресована эта статья, будет нарисованный парень по имени Дрон, которого можно с чистой совестью стыдить за всё, что он говорит и делает. Дрон работает в нарисованном офисе и недавно ходил на нарисованный корпоратив с нарисованными коллегами.
У-у-упс! Дрон употребляет в своей речи слово «безумно». Это эйблизм, то есть дискриминация, направленная на персон, у которых есть проблемы со здоровьем – физическим или ментальным. Идея такой дискриминации в том, что нездоровые люди хуже других, они недостойны уважения, именно её сейчас ретранслирует Дрон. Отсюда идут такие оскорбления, как «идиот», «имбецил» и «дебил», так как изначально эти слова – диагнозы. Соответственно, фразы вроде «сойти с ума», «бредовая идея» и «это было безумно!» лишь укрепляют идею негативного этикетирования ментальных болезней людей, потому что чаще всего подразумевают «плохо», «жутко» или «сверх меры». И кстати, использовать слово «депрессивный» вне медицинского контекста тоже нельзя. Слово «болезненный», разумеется, тоже.
Фраза «как маленькие дети» – типичный пример проявления эйджизма, дискриминации по признаку возраста, в данном случае – это пример объективации всех маленьких детей. Дрон хочет сказать, что 1) все маленькие дети (кстати, есть ли определенные возрастные рамки у «маленьких детей»?) привязываются к словам, 2) привязываться к словам – это что-то плохое. Иными словами, по эмоциональной окраске слова Дрона – то же самое, что и определение всех детей как «мелких гадёнышей» от Ксении Собчак. Скорее всего, Дрон ещё считает всех подростков глупыми и прыщавыми, а всех пенсионеров – выжившими из ума и часто использует выражение «старый маразматик».
Здесь Дрон использует слово «ненормально» и типичную психологическую манипуляцию – газлайтинг. Дрон пытается заставить нас сомневаться в собственной «нормальности». Газлайтинг всегда подразумевает деление людей на «адекватов» (в данном случае, приверженцев точки зрения Дрона) и «неадекватов» (всех остальных людей), поэтому часто оказывается формой психологического насилия. Типичная лексика газлайтера: «Ты видишь только то, что хочешь видеть», «ты преувеличиваешь из-за… (причина, например: тебе грустно)», «ты неправильно понимаешь», «ты не видишь главного в этой статье». Возможно, при ссорах с близкими людьми Дрон говорит как-то так: «Ты портишь наши хорошие отношения!», как бы намекая, что виноват в ссоре явно не он, а другие «ненормальные» люди.
А вот здесь можно увидеть, как Дрон, предлагая «каждому быть самим собой», поддерживает патриархальное устройство мира. Дрон использует слова «каждый», «самим» и их род – мужской, но Дрон обращается со своим вопросом не только к мужчинам, а к миру, который разношёрстен и люди в котором имеют разные идентичности. Дрон игнорирует женскую и другие идентичности, выносит на первое место мужскую, делая остальные второсортными.
Вы спросите: «А как правильно?». Правильно использовать в таких случаях гендергэпы (или дословно «гендерные пробелы», которых, конечно, не использует Дрон!) – нижнее подчёркивание (реже звёдочку), означающее, что ваша аудитория включает в себя мужчин, женщин и людей с другими небинарными идентичностями. То есть: «кажд_ая», «сам_ой», вместо «каждый», «самим». Женское окончание после гэпа используется для восполнения недостаточной репрезентации женщин в языке, а нижнее подчёркивание включает в себя все небинарные идентичности. Вы не должны ущемлять людей по признаку гендера – человек может определять себя как средний пол, гендерфлюида (человека, чья гендерная идентичность может меняться) и т.д.
Что ж, как видите, с Дроном надо много работать!
Абьюз (abuse) — понятие, собравшее в себя все виды насилия одной персоны по отношению к другой: физическое, психологическое, эмоциональное и т.д.
Апскёртинг (upskirting) — форма сексуального преступления, подсматривание/фотографирование под женскими юбками – насильственный вуайеризм, сексизм, объективация.
Афаб (Afab, Assigned female at birth) — персона, записанная как женщина в свидетельстве о рождении. Амаб (Assigned female at birth) – аналогично как мужчина. То есть в дальнейшем эта персона могла изменить свою идентичность.
Боди-позитив (body-positive) — движение за право комфортно ощущать себя в любом теле и изменять своё тело по своему усмотрению в любом направлении.
Бодишейминг (body shaming) — осуждение тела, телосложения других людей.
Буллинг (bulling) — агрессия со стороны коллектива в сторону персоны, словесная, психологическая и физическая.
Виктимблейминг (victim blaming) — обвинение жертвы, перенос на неё ответственности за произошедшее.
Газлайтинг (gaslighting) — тип психологического насилия, в процессе которого персону заставляют сомневаться в своей памяти и адекватности.
Гейткипинг (gatekeeping) – устанавливание барьеров для вхождения в сообщество. Так, в некоторые веган-коммьюнити нельзя входить вегетарианцам (в частности, потому что они могут пить молоко и есть мёд), в некоторые лесбийские коммьюнити не могут входить трансженщины.
Гендергэп (gender_gap) – символ подчёркивания, используемый для обозначения пробела между основной частью слова и его окончанием, служащий цели уравнивания всех полов и идентичностей.
Гендерная бинарность – система, при которой существует только два биологических пола, исключающая интерсекс-людей.
Интерсекс – персоны, рожденные с половыми признаками, которые не совпадают с типичным определением мужского или женского тела. (На неполиткорректном языке именуются гермафродитами)
Квир (queer – странный, экстравагантный) – собирательный термин, используемый для обозначения сексуальных и гендерных меньшинств, которые не соответствуют гетеросексуальной или цисгендерной (на неполиткорректном языке – «традиционной») идентичности.
Квесченинг (questioning) – персона, не определившаяся со своей гендерной идентичностью или сексуальной ориентацией.
Классизм (classism) — дискриминация людей на основе их принадлежности к социальному классу.
Корректирующее изнасилование – изнасилование с целью «исправить» ориентацию жертвы.
«Липкий пол» («sticky floor») — термин, означающий, что женщины задерживаются в начале служебной иерархии дольше, чем мужчины.
Лукизм (lookism) — дискриминация по признаку вида (более широкое понятие, чем бодишейминг, потому что клеймить можно, например, за одежду или использовать фразы вроде «некрасивая девушка»).
Менсплейнинг (mansplaining) — снисходительное объяснение, исходящее от мужчины, чего-либо женщине, где снисходительность аргументируется тем, что женщины не понимают сущности вопроса изначально.
Менспрединг (manspreading, от англ. man — «мужчина» и spread — «раскидывать(ся), расстилать(ся)») – привычка мужчин раздвигать ноги, сидя в общественном транспорте. Форма неуважения к женщинам, так как им неудобно из-за этого сидеть или они вообще не могут сесть на соседнее сидение.
Мизандрия (misandry) — ненависть к мужчинам, но отличается от мизогинии тем, что она менее предосудительна, ибо:1) не системна, 2) скорее всего, вызвана травмирующим личным опытом.
Мизогиния (misogyny) — системная ненависть к женщинам, проявляющаяся в дискриминации, сексуальной объективации, насилии и проч.
МОГИИ+ – «маргинализованные ориентации, гендерные идентичности и интерсекс», более предпочтительная аббревиатура, чем ЛГБТ, ЛГБТКИАП+ и прочие, потому что термин МОГИИ+, в отличие от них, не пытается перечислять идентичности и не закрепляет иерархичность, а объединяет их.
Мэйл гейз (male gaze) — практика отображения мира с позиции гетеросексуального мужчины, используемая в различных медиа, фильмах, передачах и проч.
Неосексизм – отрицание, что все женщины подвергаются дискриминации.
Обесценивание — отказ признавать значимость чего или кого-либо.
Объективация (objectification) — восприятие персоны (в частности, женщины) как объекта или товара.
Пансексуал (pansexual) – персона, имеющая сексуальное или романтическое влечение ко всем гендерам, независимо от комбинаций вторичных и первичных половых признаков.
Панфобия (pan fobia) – дискриминация пансексуалов.
Персона – понятие, считающееся более инклюзивным, чем «человек», потому что не все персоны идентифицируют себя как люди.
Полиамория – система взглядов, при которой допустимо иметь более одного партнера в отношениях.
Привилегия – социальное/экономическое/политическое одобрение по принципу более предпочтительных черт персоны: у мужчин/худых/белых/молодых/фертильных есть привилегии, у женщин/толстых/цветных/старых/бесплодных их нет.
Сексизм (sexism) — дискриминация женщин про признаку пола. (Обратного сексизма не существует, потому что привилегия всегда отдаётся маскулинным качествам, а не феминным)
Сексторшн (sextorsion, от англ. extortion, вымогательство) – форма вымогательства, когда преступник шантажирует жертву её фотографиями сексуального характера (например, сольёт их в сеть).
Сексуальная объективация (sexual objectification) — восприятие женщины мужчиной как сексуального объекта.
Скиннишейминг (skinny-shaming) — дискриминация на основе веса, угнетение худых.
Слатшейминг (slut-shaming) — осуждение женщины за сексуальное поведение или желания.
«Стеклянный потолок» (glass ceiling) — какие-либо барьеры, ограничивающие продвижение женщины по служебной лестнице.
Сэйфспэйс (safe space – «безопасная зона») – зона безопасности от любого вида агрессии, в том числе и словесной. Предполагается, что в таких зонах нельзя использовать ксенофобные, гомофобные и другие обесценивающие высказывания.
Триггер ворнинг (trigger warning) — предупреждение об описании чего-либо, что может вызвать дискомфорт или паническую атаку: убийства, изнасилования, кровь, голод, онкология, насекомые.
Фаллоцентризм – термин Жака Лакана, который обозначает патриархатный порядок, где фаллос – знак привилегированной маскулинности
Фэтфобия (fatphobia) — дискриминация на основе веса, угнетение нехудых/полных/толстых людей.
Харассмент (harassment) — любое причиняющее неудобство или вред поведение, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица. Может заключаться в прямых или косвенных словесных оскорблениях или угрозах, недоброжелательных замечаниях, грубых шутках или инсинуациях, нежелательных письмах или звонках, показе оскорбительных или унизительных фотографий, запугивании, похотливых жестах, ненужных прикосновениях, похлопываниях, поцелуях, щипках, ударах, физическом нападении или в других подобных действиях.
Хипитинг (от англ. «he»/»он» и «repeat»/»повторять») — ситуация, когда женщина выносит суждение, её игнорируют, потом мужчина повторяет то же самое, и его замечают.
Хэйт-спич (hate speech – «речь ненависти») – высказывания о какой-либо идентичности в оскорбительном ключе.
Цисгендер (от лат. cis, — односторонний и англ. gender — пол, гендер) – гендерная идентичность, при которой гендер персоны совпадает с полом в бинарной системе (персона с членом, идентифицирующая себя как мужчину – цисгендер; персона с членом, идентифицирующая себя как женщину – трансендерная персона). Говорить «трансгендер» некорректно, так как это описание персоны, но не всегда её индетичность.
Эйблизм (ableism) — дискриминация из-за особенностей здоровья.
Эйджизм (ageism) — дискриминация по возрасту.
Экофеминизм – движение, в основе которого лежит идея, что угнетение женщины и разрушение природы тесно связаны друг с другом.
Кстати, а что же с нашим нарисованным другом?
Что значит цис мужчина
[контрррабанда] запись закреплена
Что такое гендер? Часть 1
____
Гендер – это социальный конструкт, и это значит, что то, какие особенности, интересы и поведение принято считать «феминными» или «маскулинными» зависит исключительно от общества, создающего и поддерживающего своей убежденностью это разделение. Различия между мужчинами и женщинами, которым нас учили, не врожденные.
Лори Гершик (Lori B. Girshick) в книге «Голосах трансгендер_ок» определяет идею социальных конструктов так: «Мы распоряжаемся своим восприятием мира, и таким образом можем создавать, усиливать или менять воспринимаемую реальность. то, что мы воспринимаем как реальное становится реальным, поскольку реальны последствия этого, вне зависимости от того, насколько правдиво наше восприятие″.
Гендерные маркеры не являются врожденными, но они все еще оказывают большое влияние на наши жизни, поскольку мы существуем в гендерной системе. В западном обществе гендер – это набор социально сконструированных маркеров, которые позволяют нам различать мужчин и женщин, а также приписывают этим группам определенные роли и ценности.
Хотя гендер отнюдь не был сведен к единому стандарту всегда и везде, за последние несколько веков (не без западного влияния), он выражается в двух противоположных наборах четких предписаний для мужчин и для женщин.
В нашем патриархальном, циснормативном, бинарном обществе гендер – одна из форм категоризации и социального контроля. Он диктует нам как обращаться с остальными и реагировать на них (подобно другим социальным маркерам, таким как раса, класс, состояние здоровья и т. д.). Наши заученные реакции на гендер оказывают влияние на многие виды взаимодействий.
Один довольно безобидный пример – привычка придерживать дверь для женщины или отодвигать для неё стул. По той же причине общество склонно называть женщин иррациональными в тех случаях, когда они проявляют сильные негативные эмоции.
В существующих реалиях женщины вынуждены иметь дело с сексизмом. Люди, которые не укладываются в жесткие гендерные рамки, подвергаются остракизму, это проявляется в трансфобии. Транс* женщины сталкиваются с сексизмом и мизогинией как женщины, а в дополнение к этому – еще и с трансфобией как трансгендерки, что создает особенно опасное пересечение угнетений.
С самого рождения детей учат различать и противопоставлять друг другу мужчин и женщин. Маркеры-различия укореняются в нашем сознании так глубоко, что нужно прикладывать серьезные усилия, чтобы осознать, что они социально сконструированы, а не являются врожденными и обязательными признаками мужчин или женщин.
Писательница Кейт Борнштейн (Kate Bornstein) в книге ″Изгои гендера″ описывает некоторые социальные маркеры, по которым мы привыкли определять гендер: ″Физические признаки включают в себя форму тела, волосы, одежду, голос, кожу и движения… поведенческие признаки – этикет, нормы поведения и вежливости… текстуальные признаки – это история, документы, имена, знакомства и отношения (и настоящие, и ложные), которые поддерживают приписанный гендер… мифологические признаки – культурные и субкультурные мифы, которые подтверждают принадлежность к приписанному гендеру.
Мифы этой культуры включают такие архетипы, как ″слабый пол″, ″глупая блондинка» и т.д. динамика власти как признак включает в себя типы и способы коммуникации, степень агрессивности, настойчивости, упорства и амбициозности″.
И хотя разнесение этих признаков по двум категориям социально сконструировано, увы, это не значит, что это разделение не оказывает влияния на наши жизни.
Указывая все эти разнообразные компоненты, я пытаюсь показать, что множество деталей, по которым нас учили различать и определять гендер, могут быть сознательно использованы или отклонены.
Мы привыкли видеть гендер как бинарную структуру из женщин и мужчин, но на самом деле он не определяется врожденными факторами и не представляет собой единственно возможную систему.
Гендер – это сложная система, которая затрагивает все сферы нашей жизни (от одежды до взаимодействий с людьми), а также проникает в нашу личную и коллективную историю и мифы. Довольно сложно точно определить идею гендера, построенного из такого количества субъективных мелочей.
Чтобы углубиться в тему еще немного, я разобью его на несколько отдельных категорий для исследования, включая гендерные роли, выражение, приписывание и идентичность.
***
Гендерные роли
Кейт Борнштейн определяет гендерные роли как «набор факторов, которые отвечают на вопрос «Как мне нужно вести себя, чтобы общество воспринимало меня как принадлежащ_ую или не принадлежащ_ую к определенному гендеру?»»
Гершик дает такое определение: «поведение и особенности мышления и чувств, которые культура считает приемлемыми для двух гендеров».
К примеру, женская гендерная роль, как правило, включает в себя воспитание детей, работу по дому и в целом заботу об окружающих. Мужская – защиту семьи, физическую силу, карьеризм и т.д.
Гендерные роли видоизменялись со временем, и, к счастью, уже сегодня их границы более размыты, чем раньше. Для женщин теперь более приемлемо принимать участие в активностях, которые раньше считались строго маскулинными (спорт, политика, строительство, борьба и так далее). Мужчины все еще подвергаются значительной стигматизации за «феминные» действия, что еще раз демонстрирует мизогиничность общества. Как бы то ни было, небольшие шаги в сторону от традиционных гендерных ролей большей частью людей сейчас воспринимаются чуть менее болезненно, чем ранее.
Гендерная экспрессия
«Гендерная экспрессия – это способ репрезентовать свой гендер с помощью одежды, речи, поведения, поддержания определенного внешнего вида», – пишет Гершик. Некоторые элементы гендерной экспрессии: стрижка, волосы на теле или действия по избавлению от них, макияж или его отсутствие, одежда, аксессуары, а также то, как мы говорим, двигаемся и взаимодействуем с окружающими.
Какие-то элементы гендерной экспрессии развиваются естественным образом, другие – под давлением общества. Например, мне всегда было удобнее носить мешковатую, свободную одежду и стричься коротко. Но школе мне твердили, что такая одежда «только для мальчиков», и я должна носить другую, более облегающую, а вдобавок – отрастить волосы.
Люди могут делать выбор в пользу каких-либо средств гендерной экспрессии (либо наоборот – отказываться от них) ради комфорта, а также для того, чтобы восприниматься окружающими в определенном гендере.
Гендерная атрибуция
Гендерная экспрессия тесно связана с гендерной атрибуцией – это то, как мы определяем гендерную принадлежность персоны, опираясь на принятые в обществе критерии.
В нашем обществе гендерная атрибуция ограничена бинарной схемой – мужчина или женщина, без возможности не быть ни тем, ни другим, или быть одновременно мужчиной и женщиной. Вдобавок, гендерная атрибуция происходит мгновенно, и любая неоднозначность может привести к недовольству или даже агрессии со стороны субъекта.
По ряду причин транс* людям может быть крайне непросто добиться того, чтобы окружающие воспринимали их согласно их идентичности. У них может не быть денег, времени или возможности изменить свой образ. Небинарные люди чаще всего не могут быть увиденными в своем гендере вне зависимости от одежды и образа, так как в бинарной гендерной системе их существование игнорируется. Кроме того, многие трансгендерные персоны в принципе не считают для себя нужным подстраиваться под ожидания цис-общества.
В медиа обычно демонстрируются идеализированные образы мужчин и женщин – эти люди белые, стройные, гетеросексуальные, здоровые и представляют собой крайние проявления феминности или маскулинности. Но никто, включая цис-людей, не вписывается полностью в эти нереалистичные стандарты. При этом цис-людей не вынуждают стопроцентно соответствовать нужным маркерам, чтобы заслужить уважение и право принадлежать к своему гендеру. То же самое должно относиться и к транс* людям.
Это значит, что цис и транс* люди могут выражать свой гендер как им хочется, и это никак не влияет на их гендерную идентичность.
Гендерная идентичность
Единственный осмысленный способ определить гендер – через то, как персона себя идентифицирует, то есть «внутреннее ощущение гендера», по определению Гершик. Единственный способ узнать, как персона себя идентифицирует – это спрашивать и слушать!
Гершик пишет, что мы «сообщаем нашу гендерную идентичность через гендерные роли и гендерную презентацию, которые часто следуют нормам нашей культуры», но я надеюсь, уже понятно, что это не единственный возможный вариант.
Даже для цисгендерных людей проявления маскулинности или феминности не обязательно связаны с их гендером. Разрыв между гендерной экспрессией и гендером действителен и для трансгендеро_к и небинарных людей – транс* женщина может быть настолько маскулинна, насколько ей угодно, и транс* мужчина может быть феминным. Это не имеет никакого отношения к их гендерной идентичности.
Это не самая простая идея для понимания, поскольку наше общество сводит гендер к феминной или маскулинной экспрессии. Но гендер, пол и гендерное выражение вовсе не обязательно связаны. И единственный имеющий значение способ установить гендер – самоидентификация, то, кем персона себя чувствует.
____
West Anderson: What is Gender? This Guide is Sure to Deepen Your Analysis // EverydayFeminism.com // vk.cc/5FmnYP